Научная статья на тему 'Сетевые структуры в сфере услуг и их влияние на развитие экономики региона'

Сетевые структуры в сфере услуг и их влияние на развитие экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевые структуры в сфере услуг региона / методы формирования сетевых структур / регулирование деятельности сетевых структур / доходы сетевых структур в сфере услуг в регионе / activity of network structures of the region / formation of network structures / methods of forming network structures / income of network structures in the region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. А. Фалин, Н. Т. Аврамчикова

Рассмотрены методы формирования сетевых структур в сфере услуг на региональном уровне и формы их реализации. Определены сферы их проявления в обществе и влияние на формирование финансовых потоков в регионе. Отмечено, что сети способны выходить за рамки технологических систем, формальных структур и не признают территориальных границ. Важным свойством сетей является их способность «выстраивать» структуру в соответствии с целью и стратегией. Отмечено, что сети представляют собой достаточно гибкую структуру, позволяющую входящим в нее компаниям конкурировать между собой, привлекать новых партнеров, организовывать и координировать деятельность своих членов. Оценена деятельность сетевых структур Красноярского края, выделены основные причины активности сетевых структур и определены меры поддержки, оказываемые органами государственного управления потребителями услуг. Проанализированы основные источники доходов сетевых структур. Поднят вопрос необходимости регулирования деятельности некоторых видов сетевых структур, развивающихся на территории Красноярского края, отмечены необходимые для этого условия. Проведя анализ статистических данных рынка услуг, авторы делают вывод, что на территории Красноярского края рынок сетевых структур в сфере услуг, несмотря на его низкий удельный вес в общей численности предприятий малого бизнеса динамично развивается. Сделан вывод о том, что наиболее существенным результатом деятельности сетевых структур является повышение их прибыльности и имеющийся приоритет в выборе торговой марки. В заключение авторы обращают внимание на имеющиеся проблемы в развитии сетевых структур в сфере услуг, осуществляющих свою деятельность на территории Красноярского края, и определяют направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NETWORK STRUCTURE IN THE SERVICE SECTOR AND THEIR IMPACT ON THE ECONOMY OF THE REGION

The author considers the methods of forming network structures in the service sector at the regional level and the forms of their implementation. Areas of their manifestation in society and influence on the formation of financial flows are determined. It is noted that the network is able to go beyond the technological systems, formal structures and do not recognize territorial boundaries. An important property of networks is their ability to “build” a structure in accordance with the purpose and strategy. Noted that networks provide a flexible enough structure that constituent companies compete to attract new partners and to organize and coordinate the activities of its members. The activity of the Krasnoyarsk Territory’s network structures is evaluated, the main reasons for the activity of network structures in the Krasnoyarsk Territory are identified and the support measures provided by consumers of services are determined. The main sources of income are analyzed. The issue of the need to regulate some types of network structures developing on the territory of the Krasnoyarsk region was raised. After analyzing the statistical data of the services market, the authors conclude that on the territory of the Krasnoyarsk region market network structures in the service sector, despite its low share in the total number of small businesses is rapidly growing. It is concluded that the most significant result of the networking activities is to increase their profitability and existing priority in the selection of the brand. The author notes the conditions, necessary to solve the problem. In conclusion, the author draws attention to important aspects of network structures which operate in the Krasnoyarsk Territory.

Текст научной работы на тему «Сетевые структуры в сфере услуг и их влияние на развитие экономики региона»

Раздел 3

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, РЕГИОНАЛЬНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

УДК 332.1

Для цитирования: Фалин М. А., Аврамчикова Н. Т. Сетевые структуры в сфере услуг и их влияние на развитие экономики региона // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 3. С. 45-49.

For citations: Falin M. A., Avramchikova N. T. The network structure in the service sector and their impact on the economy of the region // Social and economic systems management. 2017. No. 3. Рр. 45-49. (In Russ., abstr. in Engl.)

СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ В СФЕРЕ УСЛУГ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

М. А. Фалин1*, Н. Т. Аврамчикова2

1 Общество с ограниченной ответственностью «Центр-СТИ» Российская Федерация, 660012, г. Красноярск, ул. Судостроительная, 131/1 2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: centr-sti@mail.ru

Рассмотрены методы формирования сетевых структур в сфере услуг на региональном уровне и формы их реализации. Определены сферы их проявления в обществе и влияние на формирование финансовых потоков в регионе. Отмечено, что сети способны выходить за рамки технологических систем, формальных структур и не признают территориальных границ. Важным свойством сетей является их способность «выстраивать» структуру в соответствии с целью и стратегией. Отмечено, что сети представляют собой достаточно гибкую структуру, позволяющую входящим в нее компаниям конкурировать между собой, привлекать новых партнеров, организовывать и координировать деятельность своих членов. Оценена деятельность сетевых структур Красноярского края, выделены основные причины активности сетевых структур и определены меры поддержки, оказываемые органами государственного управления потребителями услуг. Проанализированы основные источники доходов сетевых структур. Поднят вопрос необходимости регулирования деятельности некоторых видов сетевых структур, развивающихся на территории Красноярского края, отмечены необходимые для этого условия.

Проведя анализ статистических данных рынка услуг, авторы делают вывод, что на территории Красноярского края рынок сетевых структур в сфере услуг, несмотря на его низкий удельный вес в общей численности предприятий малого бизнеса динамично развивается. Сделан вывод о том, что наиболее существенным результатом деятельности сетевых структур является повышение их прибыльности и имеющийся приоритет в выборе торговой марки. В заключение авторы обращают внимание на имеющиеся проблемы в развитии сетевых структур в сфере услуг, осуществляющих свою деятельность на территории Красноярского края, и определяют направления их решения.

Ключевые слова: сетевые структуры в сфере услуг региона, методы формирования сетевых структур, регулирование деятельности сетевых структур, доходы сетевых структур в сфере услуг в регионе.

THE NETWORK STRUCTURE IN THE SERVICE SECTOR AND THEIR IMPACT ON THE ECONOMY OF THE REGION

M. A. Falin1*, N. T. Avramchikova2

'Limited Liability Company "Center-STI" 131/1, Sudostroitelnaya Str., Krasnoyarsk, 660012, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: centr-sti@mail.ru

The author considers the methods of forming network structures in the service sector at the regional level and the forms of their implementation. Areas of their manifestation in society and influence on the formation of financial flows are determined. It is noted that the network is able to go beyond the technological systems, formal structures and do not recognize territorial boundaries. An important property of networks is their ability to "build" a structure in accordance with the purpose and strategy. Noted that networks provide a flexible enough structure that constituent companies compete to attract new partners and to organize and coordinate the activities of its members. The activity of the Krasnoyarsk Territory's network structures is evaluated, the main reasons for the activity of network structures in the Krasnoyarsk Territory are identified and the support measures provided by consumers of services are determined. The main sources of income are analyzed. The issue of the need to regulate some types of network structures developing on the territory of the Krasnoyarsk region was raised. After analyzing the statistical data of the services market, the authors conclude that on the territory of the Krasnoyarsk region market network structures in the service sector, despite its low share in the total number of small businesses is rapidly growing. It is concluded that the most significant result of the networking activities is to increase their profitability and existing priority in the selection of the brand. The author notes the conditions, necessary to solve the problem. In conclusion, the author draws attention to important aspects of network structures which operate in the Krasnoyarsk Territory.

Keywords: activity of network structures of the region, formation of network structures, methods of forming network structures, income of network structures in the region.

Введение. Взаимодействие региональных организаций, компаний или предприятий при формировании сетевых структур в сфере услуг в наше время все приобретает значимость как для участников, так и для экономики региона. Ключевым аспектом анализа сетевых структур заключается в определении причины их появления. Если правильно определить скрытую динамику, способность участников сетевых структур получать огромные прибыли и избегать потерь значительно вырастет. На основании данных полученного опыта, текущая ситуация может обернуться большими, внезапными потерями для участников [1-4].

Сущность, типология и свойства сетевых структур. Сетевые структуры - это форма распространения и освоения новых знаний в современной экономике. Таким образом, сетевые структуры, проявление которых разнообразно, становятся одной из важнейших форм существования и развития экономики, основанной на знаниях, в силу обозначенных выше причин [12-13].

Принцип построения сетевых структур - многогранность, поэтому достаточно трудно выделить наиболее общие признаки, которые можно было бы положить в основу их определения. Сети способны выходить за рамки технологических систем, формальных структур, не признают территориальных границ. Возможно, наиболее важным свойством

сетей является их способность «выстраивать» структуру в соответствии с общей идеей, целью, стратегией. По мнению топ-менеджера крупных постсоветских компаний В. В. Музыченко. Под сетевыми структурами обычно понимаются кооперационные соглашения, объединяющие, как правило, малые и средние компании. Сети представляют собой достаточно гибкую структуру, позволяющую входящим в нее компаниям конкурировать между собой, привлекать новых партнеров и одновременно организовывать и координировать деятельность своих членов. По сути, сетевые структуры объединяют два противоположных принципа - конкуренцию и кооперацию [5-7], что видно на рис. 1.

Из представленной схемы видно, что участниками процесса являются:

- дилер - лицо, осуществляющее деятельность по покупке - продаже какой-либо продукции от своего имени и за свой счет.

- субдилер - агент дилера, совершающий посреднические операции от имени дилера и за его счет.

Производитель дает возможность Дилеру, приобретать продукцию по ее себестоимости с учетом интересов Производителя. Дилер в целях увеличения продаж, предлагает Субдилерское соглашения более мелким компаниям (конкурентам) с условием доставки товара по установленной производителем МРЦ (минимально разрешенная цена). При

этом Субдилер обязан приобретать продукцию на определенную сумму.

Субдилер может запросить у Дилера дополнительные скидки, но при условии защиты проекта. Это означает, что Субдилер будет делать поставку товаров для своего заказчика, а другие компании (конкуреты) имеющие такие же условия Субдилерства не смогут воспользоваться специальной ценой.

Сетевая структура, основанная на равноправном кооперировании фирм, специализирующихся на реализации отдельных функций является горизонтальной. Другими словами, это совокупность взаимосвязанных, скооперированных компаний, со скоординированными целями. Данная система реализует единую стратегию. В роли интегратора сетевой структуры может выступать как одна, так и несколько организаций. Все партнеры горизонтальной сетевой структуры сохраняют значительную автономность (в рамках своей специализации) [8; 9], что отображено на рис. 2.

Как видно на рис. 2, горизонтальная сетевая структура представляет собой совокупность центров прибыли, взаимодействие между которыми происходит на базе единого координационного механизма, определяемого спецификой внешнего окружения [10].

Сетевые структуры, сформированные из компаний могут быть представлены двумя организационными моделями:

1) сеть, формирующаяся вокруг крупной компании. В этом случае крупная компания, представляющая собой ядро сети, собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение отдельных видов деятельности. Крупная компания занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком, и сеть становится иерархизированной. Мелкие компании быстро попадают в зависимость от более мощного партнера;

2) сеть, сформированная из компаний, близких по масштабам. Большинство компаний, объединенных в сеть, юридически самостоятельны, но в хозяйственном плане поддерживают устойчивость друг друга, что очень важно для всех участников [3].

Роль сетевых структур в развитии экономики Красноярского края. Бизнес в сфере услуг настоящее время один из самых дорогих элементов мировой индустрии, что заставляет субъектов бизнеса осуществлять постоянный поиск быстрых и менее затратных вариантов развития. Осуществляется это не только за счет удачно сложившихся обстоятельств и связей руководителя (руководителей), но и наличием интеллекта и специальных знаний. Сетевые структуры, уже вошедшие в сферу услуг, все глубже проникают и приспосабливаются к среде рынка, т. е. к существующим требованиям и правилам.

Субдилер

Рис. 1. Вертикальные сетевые структуры.

На современном этапе рынок особенно восприимчив к резкой коррекции. Для определения текущего состояния сетевой структуры сферы услуг (на примере Красноярского края), необходимо исследовать обстоятельства появления сетевых структур в регионе.

По мнению экспертов агентства «INFOLine-Аналитика» Красноярск занимает второе месте в России по насыщенности супермаркетами.

В городе осуществляют деятельность крупные торговые сети, как отечественные, так и зарубежные: «О'Кей», «Лента», «Магнит», «KFC», «Media Markt», «Subway», «Cinnabon», «Burger King», «Ле-руа Мерлен», «Metro AG», «Евросеть», «Stutze Dommer», «Спортмастер», «Re: Store», «Эльдорадо», «М.Видео», «Связной», торгово-развлекательный центр «Комсомолл» федеральной сети «Седьмой континент», «Читай-город», «Триал-Спорт», «Л'Этуаль», «Иль де Боте», «Рив Гош», «Позитро-ника», «H&M», «Снежная королева», «Adidas», «Nike», «Reebok», «Emporio Armani», «Zara», «36,6» и многие др. Долгое время работали «Рам-стор», «SPAR».

В городе большое количество магазинов местных торговых сетей: «Каравай», «Красный Яр», «Командор», «Свежие продукты», «Светофор», «Аллея», «Роса», «Индюшкино», «Пламя-81», «Троя плюс», «Краскон», «Десятка», «Биг Си», «Субито», «Милано» и др.

Под Красноярском идет строительство самого крупного торгово-развлекательного комплекса в регионах России, включающего торговый комплекс «Ашан».

Компания «IKEA», владеющая сетью торговых центров по продаже мебели и товаров для дома, заявила о договорённости в открытии торгового центра в краевой столице. В настоящее время определена площадка для ее строительства, ведутся проектировочные работы.

Готовится зайти в Красноярск немецкий магазин строительных материалов OBI. Заявила о своих планах открыть международные сети быстрого питания в Красноярске компания «McDonald's».

Красноярцы предпочитают тратить свои деньги в магазинах крупных торговых сетей. В 2011 году на данные организации пришлось 94,9 % оборота розничной торговли; доля продажи товаров на рынках составила всего 5,1 %, потеряв по сравнению с 2010 годом более 2-х процентных пунктов, а по сравнению с 2008 годом - более 3-х. Красноярск - один из самых привлекательных городов для бизнеса в сфере общественного питания. Он занимает второе место в России по обеспеченности ресторанами на душу населения [6].

Проведя анализ статистических данных рынка услуг, можно сделать вывод, что на территории Красноярского края рынок сетевых структур в сфере услуг, несмотря на его низкий удельный вес в общей численности предприятий малого бизнеса (0,5 %) динамично развивается.

Заключение. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что развитие сетевых структур в сфере услуг оказывают положительное влияние на развитие экономики региона, что обусловлено наличием особых свойств сетевых структур, помогающим им оперативно адаптироваться к постоянно меняющимся рыночным условиям, а именно:

- гибкость, адаптивность компаний к динамично меняющейся внешней среде;

- концентрация на уникальных процессах, приоритетных областях специализации;

- существенное сокращение затрат и высокая рентабельность активов;

- оптимальное количество занятых за счет отсутствия дублирований;

- возможность привлечения высококвалифицированных работников и наиболее надежных партнеров;

- добровольность действий контрагентов; нацеленность на достижение конкретных, четко определенных результатов.

Вместе с тем выявлено отрицательное влияние, выражающееся в возникновении таких негативных последствий, как:

- чрезмерная зависимость от степени квалификации кадров;

- риск высокой текучести кадров; многих работников может не устраивать отказ от «классических» форм трудовых отношений;

- тенденция к чрезмерному усложнению структуры и бюрократизации.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что наиболее существенным результатом деятельности сетевых структур является повышение их прибыльности и имеющийся приоритет в выборе торговой марки.

Библиографические ссылки

1. Вести. Экономика. 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/ 85899 (дата обращения: 04.04.2017).

2. Музыченко В. В. Мастер-класс по управлению персоналом. М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009.

3. Муравьев А. Н. Малый бизнес: экономика, организация, финансы, СПб. : Бизнеспресс, 2007. 512 с.

4. Студопедия [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/8_43125 (дата обращения: 04.04.2017).

5. Аврамчикова Н. Т., Чувашова М. Н. Инструменты оценки качества экономического пространства ресурсно-ориентированного региона // Региональная экономика. 2015. № 28 (403). С. 29-39.

6. Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Красноярск (дата обращения: 04.04.2017).

7. UTMag. Финансовый словарь трейдера [Электронный ресурс]. URL: https://utmagazine.ru/posts/ 10567 (дата обращения: 04.04.2017).

8. Владимирова И. Г. Организационные структуры управления компаниями // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 3-5.

9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. : Дело, 1993.

10. Шовковая Е. А. Экономические аспекты внедрения интернет-технологий в торговлю продовольствием // Вектор науки ТГУ. Сер. Экономика и управление. 2011. № 3. С. 52-56.

11. Шаталов О. Л. Особенности управления персона- лом сетевых организаций : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: 2012.

12. Лазарев И. А. Новая информационная экономика и сетевые механизмы ее развития // Экономические стратегии. 2005. № 8. С. 60-66.

13. Российская экономика [Электронный ресурс]. URL: http://economy-ru.com/rossiyskaya-ekonomika-rf/setevyie-strukturyi-vzaimodeystviya-ekonomike.html (дата обращения: 04.04.2017).

References

1. Conduct. Economy. 2017 [Electronic resource]. Available at: http://www.vestifinance.ru/articles/85899 (accessed: 04.04.2017).

2. Muzychenko V. V. Master class on personnel management. M. : Grossmedia, ROSBACH, 2009.

3. Muraviev A. N. Small business: Economics, organization, finance. SPb. : BusinessPress, 2007. 512 p.

4. Sudopedia [Electronic resource]. Available at: http://studopedia.ru/8_43125 (accessed: 04.04.2017).

5. Avramchikova N. T., Chuvashovа M. N. The quality assessment tools of economic space of resource-based of the region // Regional economy. 2015. № 28 (403). Pp. 29-39.

6. Wikipedia [Electronic resource]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Красноярск (accessed: 04.04.2017).

7. UTMag. Financial dictionary a trader [Электронный ресурс]. Available at: https://utmagazine.ru/ posts/10567 (accessed: 04.04.2017).

8. Vladimirov I. G. Organizational structures of management companies // Management in Russia and abroad, 1998. № 3-5.

9. Meskon M., Albert M., Hedouri F. Fundamentals of management. M. : Business, 1993.

10. Shovkove E. A. Economic aspects of implementation of Internet technologies in the food trade // Vector science TSU. Series: Economy and management. 2011. No. 3. P. 52-56.

11. Shatalov O. L. Peculiarities of personnel management in network organizations : abstract. diss. ... cand. economy. sciences. M., 2012.

12. Lazarev I. A. New information economy and network mechanisms of development // Economic strategy. 2005. No. 8. Рp. 60-66.

13. The Russian Economy [Electronic resource]. Available at: http://economy-ru.com/rossiyskaya-ekonomika-rf/setevyie-strukturyi-vzaimodeystviya-ekonomike.html/ (accessed: 04.04.2017).

© Фалин М. А., Аврамчикова Н. Т., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.