Научная статья на тему 'Сетевые образовательные сообщества СПО как инновационный субъект непрерывного образования'

Сетевые образовательные сообщества СПО как инновационный субъект непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / СЕТЕВАЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КРУПНЫЙ КОЛЛЕДЖ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (ОК) / СУБЪЕКТЫ СЕТЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ/ОБУЧЕНИЯ / СЕТЕВОЙ КАПИТАЛ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА / КЛАСТЕРНАЯ ГРУППА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПО / ONLINE LEARNING COMMUNITY / NETWORK PERSONALIZED EDUCATIONAL PROGRAM / A LARGE COLLEGE-EDUCATIONAL COMPLEX (OK) / THE SUBJECTS OF THE NETWORK OF VOCATIONAL EDUCATION/TRAINING / NETWORKING CAPITAL OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE EDUCATIONAL COMMUNITY / THE CLUSTER GROUP EDUCATIONAL PROGRAMS SVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович

Введение. В статье представлены теоретические основания исследования по проблеме становления сетевого (цифрового) профессионального образования на базе крупного регионального сетевого колледжа образовательного комплекса (ОК). Цель статьи разработать актуальный понятийный аппарат, определить теоретические основания для классификации сетевых образовательных сообществ на локальном уровне уровне крупного регионального сетевого колледжа образовательного комплекса. Методология. Исследование проводится в русле научной школы академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова на основе практико-ориентированной теории и технологий непрерывного профессионального образования/обучения и воспитания. Результаты заключаются в определении целей, понятийного аппарата, субъектности и логики преемственности сетевого профессионального образования/обучения и воспитания. Осуществлена классификация базовых групп сетевых образовательных сообществ для формирования новой практики трудозанятости выпускников СПО в условиях становления сетевой (цифровой) экономики. Заключение. Автором отмечается, что становление сетевой (цифровой) экономики и информационного общества как нового экономического уклада общества должно осуществляться на основе преемственности целей, прикладных ценностей, сетевых программ и технологий обучения, воспитания, реализуемых в условиях крупного регионального сетевого колледжа образовательного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKED EDUCATIONAL COMMUNITY SPO AS AN INNOVATION SUBJECT OF CONTINUED EDUCATION

Introduction. The article was prepared within the framework of the state assignment of the Ministry of education and science of Russia FEDERAL state scientific institution “Institute of education development strategy of RAO” project “Methodological basis of succession and continuity of education in conditions of structural change”, No. project 27.8472./Warhead. The article presents the theoretical grounds of research on the problem of formation of network (digital) professional education on the basis of a large regional network of College-educational complex (OK). The purpose of this article is to develop a relevant conceptual framework, theoretical bases for classification of the network of educational communities at the local level the level of a large regional network of College-OK. Methodology. The study is being conducted in line with the scientific schools of academicians RAO S. Y. Batyshev, A. M. Novikova, D. A. Novikova on the basis of practice-oriented theory and technology continuing professional education/training and education. The results are in defining the objectives, conceptual framework, subjectivity and the logic of the continuity of the network of vocational education/training and education. Classification of the basic groups of network educational communities to develop new practices of trudozanyatosti graduates of SPO in the formation of a network (digital) economy. Conclusion. The author notes that the formation of a network (digital) economy and information society as a new economic structure of society must be based on the continuity of goals, application of values, a network of programs and technologies of teaching, education implemented in a large regional network of College-OK.

Текст научной работы на тему «Сетевые образовательные сообщества СПО как инновационный субъект непрерывного образования»

УДК/uDC 377

М. В. Никитин

M. Nikitin

СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА СПО КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СУБЪЕКТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

networked educational community spo

AS AN INNOVATION SuBJECT OF CONTINuED EDuCATION

Введение. В статье представлены теоретические основания исследования по проблеме становления сетевого (цифрового) профессионального образования на базе крупного регионального сетевого колледжа — образовательного комплекса (ОК). Цель статьи — разработать актуальный понятийный аппарат, определить теоретические основания для классификации сетевых образовательных сообществ на локальном уровне — уровне крупного регионального сетевого колледжа — образовательного комплекса.

Методология. Исследование проводится в русле научной школы академиков РАО — С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова — на основе практико-ориентированной теории и технологий непрерывного профессионального образования/обучения и воспитания.

Результаты заключаются в определении целей, понятийного аппарата, субъектности и логики преемственности сетевого профессионального образования/обучения и воспитания. Осуществлена классификация базовых групп сетевых образовательных сообществ для формирования новой практики трудозанятости выпускников СПО в условиях становления сетевой (цифровой) экономики.

Заключение. Автором отмечается, что становление сетевой (цифровой) экономики и информационного общества как нового экономического уклада общества должно осуществляться на основе преемственности целей, прикладных ценностей, сетевых программ и технологий обучения, воспитания, реализуемых в условиях крупного регионального сетевого колледжа — образовательного комплекса.

Introduction. The article was prepared within the framework of the state assignment of the Ministry of education and science of Russia FEDERAL state scientific institution "Institute of education development strategy of RAO" project "Methodological basis of succession and continuity of education in conditions of structural change", No. project 27.8472./Warhead. The article presents the theoretical grounds of research on the problem of formation of network (digital) professional education on the basis of a large regional network of College-educational complex (OK). The purpose of this article is to develop a relevant conceptual framework, theoretical bases for classification of the network of educational communities at the local level — the level of a large regional network of College-OK.

Methodology. The study is being conducted in line with the scientific schools of academicians RAO — S. Y. Batyshev, A. M. Novikova, D. A. Novikova on the basis of practice-oriented theory and technology continuing professional education/training and education.

The results are in defining the objectives, conceptual framework, subjectivity and the logic of the continuity of the network of vocational education/training and education. Classification of the basic groups of network educational communities to develop new practices of trudozanyatosti graduates of SPO in the formation of a network (digital) economy.

Conclusion. The author notes that the formation of a network (digital) economy and information society as a new economic structure of society must be based on the continuity of goals, application of values, a network of programs and technologies of teaching, education implemented in a large regional network of College-OK.

1 Статья подготовлена в рамках госзадания Министерства образования и науки РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по проекту «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений» № 27.8472./БЧ.

Ключевые слова: сетевое образовательное сообщество, сетевая персонализированная образовательная программа, крупный колледж — сетевой образовательный комплекс (ОК), субъекты сетевого профессионального образования/обучения, сетевой капитал субъектов образовательного сообщества, кластерная группа образовательных программ СПО.

Keywords: online learning community, network personalized educational program, a large College-educational complex (OK), the subjects of the network of vocational education/training, networking, capital of constituent entities of the educational community, the cluster group educational programs SVE.

Российские исследователи методологии, теории и технологий непрерывного профессионального образования/обучения (М.Н. Берулава, А.М. Новиков, Д. А. Новиков, Т.Ю. Ломакина, М.В. Никитин, М.В. Кларин, Э. Ф. Зеер и др.), в т. ч. эффективного зарубежного опыта преемственности сетевого и профессионального, корпоративного, профессионального, ремесленного, фермерского и других «сообществ практиков» как коллективных субъектов, изучают условия, обеспечивающие баланс и качество как персональных профессиональных квалификаций, так и коллективных результатов для многоукладной экономики и стратифицированного российского общества. Как промежуточный результат исследования нами был определен следующий понятийный аппарат:

• сетевые персонализированные профессиональные сообщества — организационная форма временного добровольного объединения полисубъектных групп обучающихся крупного колледжа — ОК СПО в проектные группы, междисциплинарные команды на основе управления внутренней мотивацией, продвижения прикладных ценностей и социального капитала.

Такие сетевые сообщества есть точки роста социального капитала, ценностей сетевой (цифровой) образовательной среды, сетевого общества и сетевой (цифровой) экономики;

• сетевая персонализированная образовательная программа СПО — инструмент горизонтального моделирования междисциплинарного содержания персонализированного профессионального обучения в организациях, включенных в сетевое взаимодействие на основе «обучения на успешном опыте» — от описания результатов на каждом этапе обучения (опыт, компетенции, ценностные установки) к способам успешной профессиональной деятельности в условиях развития сетевой (цифровой) экономики.

Целями функционирования персонифицированных образовательных сетевых сообществ на локальном уровне являются:

— удовлетворение всех его членов в развитии индивидуальных компетенций на основе работы с внутренними и внешними источниками знаний;

— освоение прикладных ценностей и этических норм профессиональной деятельности в условиях развития сетевой экономики;

— практическое применение дидактического принципа междисциплинарности в профессиональном образовании/обучении, ибо новые теории базируются на интуитивной аксиоматике и подтверждаются опытом, природа которого также интуитивна.

Определились базовые категории инновационных коллективных субъектов обучения, где прикладная, деловая направленность программ обучения служит не только задачам развития персональной профессиональной карьеры, но и продвижению требований новых укладов цифровой (сетевой) экономики как групповых результатов: сетевые образовательные (отраслевые, кластерные, профессиональные) сообщества; междисциплинарные проектные группы; обучающиеся организации (обучающиеся территории); сообщества практиков; управленческие команды.

Совокупность сетевых образовательных сообществ как коллективных субъектов, реализующих межведомственные модули программ профессионального обучения (сетевые образовательные модули) для разновозрастных групп обучающихся, есть не только актуальный формат непрерывного образования, но и организационная единица под патронатом крупного сетевого колледжа — ОК.

Дополняя и кооперируя свои ресурсы, они уменьшают роль посредников и формируют условия для проявления у участников сетевого обучения креативных способностей.

Достижение коллективных результатов обучения сообществ, групп, команд, организаций, сетей ставит задачу не только их теоретического обоснования, но и отбора обучающих техноло-

гий при проектировании образовательного процесса для коллективных субъектов непрерывного профессионального образования/обучения. Российский исследователь М. В. Кларин считает, что сущностной чертой проектирования таких обучающих технологий должна стать опора на «диагно-стично заданные образовательные цели-результаты» [3].

Технология блокчейна становится прикладным инструментарием непрерывного профессионального образования, где образовательный процесс проектируется с участием многих субъектов, а комбинирование их ресурсов обеспечивает не только качество персональных профессиональных квалификаций, не только коллективные результаты по освоению нового опыта деятельности, но и воспроизведение новых социально-ценностных и экономических укладов [6].

Сетевое образовательное сообщество колледжа — ОК как новый коллективный субъект непрерывного профессионального образования востребует появление новых образовательных практик, новых образовательных инструментов, таких как «сетевые образовательные программы», «сетевой капитал», «сеть учебной взаимопомощи», «базовые группы сетевых сообществ», «учебно-тренажерное оборудование СПО». Рассмотрим их подробнее.

Центром исследований непрерывного образования ИСРО РАО МОН РФ совместно с Колледжем современных технологий (г. Москва) была подготовлена и проведена Межрегиональная научно-практическая конференция работников СПО и отраслевых компаний партнеров по апробации различных компонентов (модулей) и технологий сетевых образовательных программ на разных уровнях системы непрерывного образования (21-22.04.2016).

Участниками конференции было констатировано, что федеральная и корпоративная правовые базы дают достаточные основания для проектирования содержательных модулей и реализации сетевых образовательных программ, сетевых образовательных маршрутов, создания сетевых образовательных сообществ с участием различных субъектов.

Критически участники конференции отнеслись к потенциалу технологии блокчейна как новации в сетевом обучении СПО [6].

Участниками конференции были представлены успешные практики разработки горизонтально-интегрированных сетевых образовательных программ между структурными подразделениями крупного колледжа — образовательного комплекса (сетевая образовательная программа профильного обучения школьников из разных общеобразовательных школ; сетевая образовательная программа продвижения конкурса профессионального мастерства школьников «Юниор-скиллс»; сетевая образовательная программа между однопрофильными специальностями СПО для студентов ОО СПО).

Отраслевыми российскими и зарубежными работодателями с участием отраслевых РЦ, УЦПК СПО разрабатываются горизонтально-интегрированные отраслевые сетевые образовательные программы (сетевая отраслевая модульная программа профессионального обучения рабочих и специалистов УСПО; сетевая корпоративная модульная программа повышения квалификации инструкторов-наставников; методика разработки КИМ в форме нетестовых практических заданий с учетом требований компаний с иностранным участием «РУСАЛ» и «Штрабаг»).

Стратегическая цель отраслевых сетевых образовательных программ — открытие новых возможностей для молодых, креативных работников квалифицированного труда реализовать свой талант и знания в реальном секторе российской экономики. Проектируется механизм сетевых отраслевых горизонтально-интегрированных партнерств, предметами которых являются: сетевые отраслевые программы, отраслевые сетевые сообщества, отраслевые технологические цепочки, междисциплинарные дипломные проекты выпускников СПО.

Участники конференции ознакомились с опытом проектирования вертикально-интегрированных сетевых образовательных программ прикладного бакалавриата с участием вуза как субъекта такой программы. Эффективность реализации таких программ преподавателями вуза для студентов СПО повышается, если преподаватели используют практико-ориентирован-ные формы занятий: бинарная лекция, веб-квест, культурнопросветительский проект, рефлексивные эссе по результатам производственной практики.

Логика преемственности и непрерывности сетевых программ, реализуемых с участием партнеров-заказчиков кадров, представлена схемой (рис. 1).

Рис. 1. Логика преемственности и непрерывности сетевых программ

Таким образом, в условиях структурных изменений в сфере среднего профессионального образования де-факто и де-юре сложились два кластера преемственности программ:

а) первый кластер — преемственные (сопряженные, сокращенные, интегрированные) вертикально-интегрированные образовательные программы прикладного бакалавриата, ориентированные на вуз. Они предполагают реализацию преемственности специальностей СПО — ВО и осуществляют выбор индивидуальной траектории развития личностного и профессионального капитала обучающегося, в т. ч. при доминирующей поддержке этой траектории со стороны семьи;

б) второй кластер — также преемственные (сопряженные, сокращенные, интегрированные) горизонтально-интегрированные сетевые, отраслевые программы профессионального обучения. Они ориентированы на потребности региональной экономики и могут не совпадать с базовой специальностью/профессией СПО. Инструментом персонификации горизонтально-интегрированных программ СПО определены:

• отраслевые программы дополнительного профессионального обучения; программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки;

• программы профессионального обучения по рабочим профессиям, особенно для решения задач снижения как молодежной безработицы, так и безработицы работников сельской местности;

• программы обучения военным специализациям, сопряженным с гражданской технической специальностью/профессией СПО;

• консультации по трудоустройству и созданию семьи (Никитин, 2015).

Инновационным инструментом управления изменениями в крупном сетевом колледже — ОК является персонализированная образовательная программа плюс образовательная технология, обеспечивающая ее результативность.

Литература

1. Докука С. В., Валеева Д. Р., Юдкевич М. М. Коэволюция социальных сетей и академических достижений студентов // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 44-65.

2. Ломакина Т. Ю., Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Структурные изменения в системе профессионального образования. СПб. : Алтея, 2014. 168 с.

3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта . М. : Луч, 2016.

4. Креховец Е. В., Польдин О. В. Социальный капитал студентов сквозь призму социальных сетей //Вопросы образования. 2016. № 3. С. 59-77.

5. Никитин М. В. Полиструктурная модель колледжа-ОК: характеристики конкурентоспособности // Профессиональное образование и рынок труда. 2016. № 2. С. 10-16.

6. Никитин М. В. Технология блок-чейн как инновационный формат партнерства колледжа-ОК //Профессиональное образование. Столица. 2017. № 2. С. 10-15.

7. Новиков А. М. Основания педагогики. М. : ЭГВЕС, 2011. С. 32-34.

References

1. Dokuka S. V., Valeeva D. R., Yudkevich M. M. The Coevolution of social networks and academic achievements of students. Educational Studies Moscow [Voprosy obrazovanija]. 2015. № 3. P. 44-65. (In Russian).

2. Lomakina T. Yu., Korzhuev A. V., Sergeeva M. G. Structural changes in the system of vocational education [Strukturnye izmenenija v sisteme professional'nogo obrazovanija]. Saint Petersburg: Altea, 2014. 168 p. (In Russian).

3. Klarin M. V. Innovative models of education: the study of international experience [Innovacionnye modeli obuchenija: issledovanie mirovogo opyta]. Moscow : Ray, 2016. (In Russian).

4. Krekhovets E. V., Poldin O. V. Social capital of students through the prism of social networks. Educational Studies Moscow [Voprosy obrazovanija]. 2016. № 3. P. 59-77. (In Russian).

5. Nikitin M. V. Polystructural model of college-OK: characteristics of competitiveness. Vocational education and the labor market [Professional'noe obrazovanie i rynok truda]. 2016. № 2. P. 10-16. (In Russian).

6. Nikitin M. V. Technology of the block chain as an innovative partnership format College-OK. Professional education. Capital [Professional'noe obrazovanie. Stolica]. 2017. № 2. P. 10-15. (In Russian).

7. Novikov A. M. Foundations of Pedagogy [Osnovanija pedagogiki]. Moscow: EGVES, 2011. P. 32-34. (In Russian).

УДК/uDC 331.5:37.048.45 М. И. Пальчук

M. Palchuk

СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ МОЛОДЕжНОЙ ЗАНЯТОСТИ MODERN GuiDELINES For YOuTH EMPLOYMENT

Введение. Из множества проблем мирового масштаба одной из самых серьезных по-прежнему остается высокая безработица среди молодежи. В статье рассматриваются вопросы влияния профессионального образования и обучения (ПОО) на занятость молодежи. Раскрывается актуальность профориентационной работы и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования.

Методология. Научный поиск проводится на основе сравнительно-педагогических методов исследования, положений научной теории познания, взаимосвязи процессов объективной действительности, общенаучных принципов целостности и логического изложения, социальной обусловленности изучения педагогических и социально-экономических явлений, направленных на решение проблем обеспечения молодежного сегмента рынка труда профессионально мобильным кадровым потенциалом.

Результатами исследования являются векторы молодежной занятости, базирующиеся на отдельных понятийных категориях терминологического аппарата ПОО, разработанного Европейским центром по развитию профессионального образования. В статье приведены примеры эффективного трудоустройства молодежи в ведущих странах Европейского Союза.

Заключение. Автор акцентирует внимание на том, что в условиях экономического кризиса с сопутствующим ростом безработицы молодежная занятость может быть обеспечена систематическим освоением возникающих/новых или востребованных на рынке труда навыков, расширяющих границы обучения в течение жизни. При этом молодым людям рекомендуется строить индивидуальную профессиональную карьеру в более широком межрегиональном и государственном смыслах.

Introduction. One of the world's most serious global problems is still high unemployment among young people. The article considers questions of the impact of vocational education and training (VET] on youth employment. The relevance of vocational guidance work, psychological and pedagogical support of professional self-determination of students in conditions of education continuity is revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.