ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Н. С. Бугрова
СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Работа представлена кафедрой педагогики Омского государственного педагогического университета.
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор С. А. Писарева
В статье представлено исследование этапов становления сетевой модели в системе повышения квалификации педагогов. Наряду с рассмотрением феномена сетевых моделей в образовании в ней приведены преимущества сетевой модели повышения квалификации педагогов по сравнению с другими организационными формами.
This article investigates formation stages of the network models in the system of teachers' qualification improvement. Along with the representation of the network models phenomenon in education the article describes the advantages of the network model of teachers' qualification improvement compared to the other organizational forms.
В условиях перехода к информационному обществу происходят системные изменения процесса обучения в школе, затрагивающие собственно сам процесс обучения, образовательную среду школы, социокультурную ситуацию развития субъектов процесса обучения [О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына]. В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования, Концепцией модернизации российского образования, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования предметом ожидаемых изменений становятся: новые образовательные стандарты, система пред-школьного образования, индивидуальные учебные планы старшеклассников в про -фильной школе, система оценки качества образования, новые организационно-правовые формы в общем образовании (школа как «автономное учреждение»), государственно-общественное управление общим образованием.
Не вызывает сомнения, что каждая из этих позиций напрямую затрагивает сложившуюся в России систему повышения квалификации педагогических кадров. Последняя, как саморазвивающаяся система, на каждый этап обществен-
ных изменений, влияющих на школу, должна отвечать соответствующими изменениями в своем содержании и структуре деятельности. Эта идея находит свое отражение в статьях и исследованиях Р. С. Димухаметова, С. В. Тарасова, А. В. Тряпицына, Н. X. Цыремпиловой.
Современная система повышения квалификации педагогов представлена:
• на уровне субъектов федерации -институтами усовершенствования учителей, институтами переподготовки и повышения квалификации, региональными центрами развития образования;
• на уровне муниципалитетов - методическими центрами (кабинетами), информационно-диагностическими центрами, методическими службами.
Практика последних лет показала некоторую инерционность системы повышения квалификации по сравнению с инновационными процессами, происходящими в школе. Широкий спектр потребностей образовательных учреждений, возникающий в ходе решения задач модернизации образования, приводит к поиску новых форм обучения педагогов. Поэтому наряду с традиционными учреждениями повышения квалификации появляются и другие структуры, напри-
мер, различные центры (развития образования, инновационного образования, образовательных инициатив и т. п.), занимающиеся повышением квалификации педагогических работников и позиционирующие себя в качестве сетевых организаций.
Следует заметить, что интерес современных исследователей к проблеме «сетевых образований» далеко не случаен. Термин «сетевое общество» введен в научный оборот западным социологом Мануэлем Кастельсом. По его мнению, сетевые отношения наряду с иерархическими существовали всегда. Но за последние 10-20 лет в экономике и производстве были разработаны такие организационные схемы, которые основывались преимущественно на сетевых отношениях, а не на иерархических. Во многом это стало возможно благодаря наступлению информационной эпохи. По ряду причин сетевая организация социальной системы мобильнее, чем иерархическая, она больше подходит для адекватной обработки информационных потоков. Это и выводит сетевые принципы организации на первый план, ведь в современном мире, по известному выражению Кастельса, власть потоков информации преобладает над потоками власти.
Если раньше сетевая организация была отображением лишь внутренней структуры процесса управления, его содержанием, то в новейшем мироустройстве она играет ключевую роль и становится сознательно внедряемой формой организации управления. Происходит это за счет институционализации сетевых отношений. Формы организации сетевых структур изначально создаются в бизнесе, а затем заимствуются представителями других общественных сфер.
Сегодня идет процесс активного становления сетевых моделей и в образовательной практике. На страницах педагогических изданий в последнее время регулярно появляются материалы о различ-
ных вариантах сетевых образований. Но в них речь идет, прежде всего, о создании сетевых моделей профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Мы полагаем, что становление сетевых моделей профильного обучения можно отнести к системным изменениям в общем образовании. Это, в свою очередь, потребует соответствующих изменений и в процессе профессиональной подготовки будущего учителя, и в постдипломном педагогическом образовании, неотъемлемой частью которого является система повышения квалификации.
Выделим два направления возможных изменений в системе повышения квалификации: организационное и содержательное. Первое предполагает разработку и внедрение новых организационных форм повышения квалификации, прежде всего сетевых моделей. Второе включает в себя определение понятия «сетевой педагог», исследование изменения профессиональных компетентно-стей педагогов, работающих в сетевых организациях, и разработку на основе полученных результатов программ курсовой подготовки. Предметом нашего исследования является сетевая модель повышения квалификации педагогов в ее организационном аспекте.
Как отмечает С. В. Тарасов, в условиях вариативности постдипломного педагогического образования особое значение принадлежит именно сетевым образовательным программам, позволяющим значительно расширить направления про -фессионального развития педагога. Под образовательной сетью ученый понимает целостность субъектов образования (включая и другие субъекты социокультурной среды), осуществляющих ценностно-смысловое профессиональное взаи-модействие, нацеленное на достижение значимых социально-образовательных результатов. Сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ,
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта.
Однако, несмотря на актуальность заявленной проблематики, при проектировании сетевых моделей в образовании, и в системе повышения квалификации в частности, возникают определенные трудности.
Во-первых, в современной литературе по менеджменту организаций [В. В. Масленников, М. М. Чучкевич] и в ряде работ по инновациям в образовании [А. И. Адамский, К. Г. Митрофанов] присутствует лишь описание признаков сетевой структуры, принципов организации сетевых отношений, но описания практики становления сетевой модели в них не представлено. Во-вторых, опыт томских ученых по ее созданию и разработке сетевых форм взаимодействия в системе повышения квалификации указывает на непроявленность в практике феномена сетевого взаимодействия. Это приводит к тому, что представление о сетевой модели и сама сетевая модель в системе повышения квалификации педагогических кадров формируется последовательно по мере разворачивания деятельности по ее созданию [Н. Н. Абакумова, А. О. Зоткин, И. Ю. Малкова, Г. Н. Прозументова, Е. А. Суханова].
Мы согласны с данным положением и проиллюстрируем его на примере описания процесса становления сетевой модели повышения квалификации в Центре образовательных инициатив Омского государственного педагогического университета.
На первом этапе становления сетевой модели были определены основные направления деятельности центра в области повышения квалификации:
• модернизация профессионального (высшего и среднего) образования;
• стратегическое управление развитием образовательного учреждения;
• использование тестовых методик в учебном процессе, подготовка учителей
к работе в формате единых государствен -ных экзаменов.
На этом же этапе прошло обучение педагогов, руководителей образовательных учреждений, школьных управленческих команд. Результатом курсовой подготовки явилось создание слушателями инновационных «продуктов», представляющих интерес для профессионального сообщества. Их разработчики стали партнерами Центра образовательных инициатив в реализации новых проектов и программ повышения квалификации.
На втором этапе становления сетевой модели повышения квалификации возникла необходимость налаживания в рамках складывающейся сети взаимодействия между партнерами. Поэтому на базе Центра образовательных инициатив постоянно проводятся обучающие семинары-тренинги, в ходе которых организуется проектная деятельность, разрабатываются совместные программы повышения квалификации. Кроме этого, Центр образовательных инициатив осуществляет информационно-методическое сопровождение своих партнеров, сегодня они уже могут самостоятельно проводить занятия на курсах повышения квалификации в объеме 8, 16, 24, 48 часов.
Помимо образовательных учреждений и отдельных педагогов партнерами Центра образовательных инициатив стали общеуниверситетская кафедра педагогики, кафедра массовых коммуникаций филологического факультета, университетский Центр оценки качества образо-вания, ресурсный центр Британского совета в Омске. В результате этого партнерства появился целый ряд авторских программ повышения квалификации.
На третьем этапе становления сете -вой модели повышения квалификации оформились различные виды взаимодействия: научное сопровождение образовательных учреждений, участие в образовательных проектах, издание сборников научно-практических материалов,
презентация «образовательных достижений» Центра образовательных инициатив и его партнеров и их участие в приоритетном национальном проекте «Образование».
Представленная логика становления сетевой модели повышения квалификации и опыт нашей деятельности по ее организации позволяет выделить целый ряд преимуществ данной организационной формы. Во-первых, у руководителей и учителей школ появляется реальная возможность формировать заказ на программы повышения квалификации, следовательно, осуществлять новую кадровую политику в образовательном учреждении. Во-вторых, образовательное учреждение само может стать ресурсным центром, реализующим программы повышения квалификации и формирующим на этой основе профессиональное сообщество. В-третъих, сеть позволяет значительно расширить границы профессионального общения и определить перспективы развития образовательного учреждения. Происходит процесс постоянной рефлексии педагогов и руководителей образовательных учреждений: чем мы «отличаемся» от других, что мы умеем делать лучше других, что и по каким причинам у нас не получается, чему бы мы хотели научиться?.. В-четвертых, сеть предоставляет
широкие возможности для участия в различных образовательных проектах. И, наконец, в-пятых, сеть предполагает общественное управление системой повышения квалификации прежде всего за счет экспертизы образовательных программ и формирования заказа на повышение квалификации.
На наш взгляд, интерес представляет участие педагогического университета в сетевой модели повышения квалификации. Педагогический вуз может инициировать ее создание, стать основным ресурсным центром сети. Для кафедр и отдельных преподавателей появляется возможность внедрения своих научных разработок в практику повышения квалификации. В этом случае миссия педагогического университета будет заключаться в развитии и поддержке образовательных инициатив в регионе, становлении современных форм взаимодействия в рамках профессионального сообщества, значительном расширении рынка образовательных услуг.
Таким образом, разработка и внедрение сетевых моделей несомненно является одной из позитивных тенденций развития системы повышения квалификации педагогов в современной России. За этой организационной формой, очевидно, просматриваются черты будущего.