Научная статья на тему 'Сетевые интеграционные структуры, как форма управления развитием производства и предоставления реабилитационных услуг (ортопедическая обувь)'

Сетевые интеграционные структуры, как форма управления развитием производства и предоставления реабилитационных услуг (ортопедическая обувь) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ / УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ПРОИЗВОДСТВО ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ОБУВИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гиниятуллов Д. Р., Фурсова Т. И.

В статье рассмотрены возможности использования сетевых организационных структур управления в обеспечении инвалидов реабилитационными услугами. Идентифицированы внешние коммуникационные взаимосвязи в производстве ортопедической обуви, определены формы партнерских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевые интеграционные структуры, как форма управления развитием производства и предоставления реабилитационных услуг (ортопедическая обувь)»

маршрутных транспортных средств», «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «Полоса для маршрутных транспортных средств», запрещающих движение иных транспортных средств по этой полосе кроме общественного транспорта и редко соблюдаемых в нашей стране;

- увеличение видов общественного транспорта, не использующего дорожное покрытие: метрополитен, речные трамваи, монорельсовая дорога, которые используются в развитых странах.

Перечисленные способы, используемые в совокупности, могут повысить привлекательность общественного вида транспорта а, следовательно, снизить нагрузку на транспортную систему города.

В заключение можно отметить ошибочность стереотипа о том, что личный транспорт является источником мобильности для человека. Понятие «человек, владеющий автомобилем» не является синонимом для понятия «мобильный человек». Человек, владеющий автомобилем, в наше время, крайне редко меняет его на другой вид транспорта в связи с разными социально экономическими причинами: страх перед угоном автомобиля, ощущение комфорта и безопасности, которое имеет владелец авто. Он привязан к своему автомобилю и это и лишает его мобильности. Мобильным же человеком является тогда, когда способен менять свой способ передвижения в зависимости от конкретной ситуации и поставленной перед ним задачи, не завися от обстоятельств.

Список литературы:

1. МитчеллУ. Экономические циклы. - (Business cycles. - 1913).

СЕТЕВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ, КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УСЛУГ (ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ ОБУВЬ)

© Гиниятуллов Д.Р.*, Фурсова Т.И.*

Санкт-Петербургская фабрика ортопедической обуви Минздравсоцразвития России, г. Санкт-Петербург Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики, г. Санкт-Петербург

В статье рассмотрены возможности использования сетевых организационных структур управления в обеспечении инвалидов реабилита-

* Директор Санкт-Петербургской фабрики ортопедической обуви.

* Доцент кафедры Управления предпринимательской деятельностью Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник.

ционными услугами. Идентифицированы внешние коммуникационные взаимосвязи в производстве ортопедической обуви, определены формы партнерских отношений.

Ключевые слова- сетевые организационные структуры, управление коммуникациями, реабилитационные услуги, производство ортопедической обуви.

Социально-экономическая действительность показывает, что существующая система реабилитации инвалидов и маломобильных групп населения в России требует серьёзных преобразований. Сегодня реабилитация людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности поставлена в рамки Государственной программы «Доступная среда 2011-2015», которая разработана с учётом принципов конвенций ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в 2008 г. Конвенция устанавливает, что «государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидами доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспортному, к информации и связи, включая информационно-комуни-кационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам открытым или предоставленным для населения [2, а 21-25].

Программа предусматривает меры, направленные на повышение эффективности функционирования системы реабилитации инвалидов путем совершенствования ее управления и инфраструктуры, включая развитие инфраструктуры производства и обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР), в том числе протезно-ортопедическими изделиями.

В настоящее время наметилось существенное отставание отечественного уровня производства технических средств реабилитации инвалидов от мирового. Предприятия по производству ортопедической обуви не являются исключением, хотя наиболее трудно поддаются преобразованиям. Они ориентированы на индивидуальный пошив обуви, которая предназначена для больных с деформацией и дефектами стоп различной степени. Этим определяется сложность конструкций ортопедических изделий, соответствующих необходимым требованиям, установленным индивидуальной программой реабилитации.

Понимание текущей ситуации, осмысление того, что действительно является существенным в совершенствовании такого рода предприятий, вызывает необходимость поиска новых способов организации и управления деятельностью, смена их организационной конфигурации. Анализ экономической литературы [3-6] свидетельствует о том, что в развитии современных социально-экономических отношений большая роль принадлежит сетевым структурам.

Сетевые структуры являются одним из способов экономической интеграции предприятий с другими агентами с целью активизации интеграционных

процессов и увеличения эффекта масштаба. Образование сетевых структур в экономической литературе классифицируется по различным признакам:

- по степени жесткости (жесткие, слабые, средние);

- по сфере деятельности (социальные, производственные, предпринимательские);

- по уровням централизации управления (горизонтальные, вертикальные, гибкие);

- материально-вещественности (реальные, виртуальные);

- по уровню формализации: формальные связи (организационно -хозяйственные, производственные, финансовые); неформальные (социально-информационные).

Для исследования возможностей использования сетевых форм организации ортопедических предприятий, которые имеют два вектора деятельности - социальный (здравоохранение) и производственный (производство обуви) целесообразно проанализировать, какой характер имеют коммуникационные взаимосвязи между участниками этих векторов.

Необходимость методов использования сетевого управления связана со следующими противоречиями между:

- требованиями международных стандартов и существующей системой обеспечения техническими средствами реабилитации;

- разбалансированностью спроса и предложения на ТСР;

- необходимостью получения ТСР и доступностью;

- желанием потребителей в ускорении процесса получения ТСР и существующей организацией этого процесса;

- требованиями к качеству технических средств реабилитации и устаревшими технологиями производства;

- наличием в России современных информационных технологий и их использованием для координации взаимоотношений между участниками процесса обеспечения ТСР людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Основными агентами коммуникаций предприятий по производству ортопедической обуви является все организации, предприятия и конкретные люди, которые своей деятельностью влияют на достижение предприятием своих целей [1, с. 23].

В целом деловые производственные коммуникации ставят задачи плодотворного сотрудничества, стремления к сближению целей и улучшения партнёрских отношений между их участниками.

В практическом плане это коммуникационные процессы, основой которых является обмен информацией между организацией и внешней средой, между уровнями управления и функциональными подразделениями (внутренней средой). К группе внешних взаимосвязей относятся заказчики ортопедической обуви (инвалиды и малоподвижная группа населения),

поставщики материалов, применяемых для её изготовления, маркетинговые посредники, банки, органы государственной власти и другие контактные аудитории. Связи между ними носят разнонаправленный, непересе-кающийся характер и отражают порядок их взаимодействия, который требует более подробного рассмотрения.

Большая роль в решении этих задач принадлежит коммуникациям между предприятием и заказчиком ортопедической обуви, которые начинаются с момента первого обращения пациента и установления контакта между ними. Технологический процесс выполнения заказа на индивидуальное изготовление ортопедической обуви объединяет все операции от оформления заказа до передачи его потребителю. Отметим наиболее важные:

1. Регистрация заказчика. Паспортные данные пациента, сведения об инвалидности, страховой полис заполняются в регистратуре на специальном бланке заказа.

2. Назначение ортопедической обуви. Прием пациентов для заказа ортопедической обуви на предприятии осуществляется в кабинете медицинского отдела бригадой, состоящей из врача и техника ортопеда. Для этого кабинет должен быть оснащен необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для ортопедического приема. По данным осмотра и инструментального исследования приборами составляется отчетливое представление о функциональных нарушениях, нуждающихся в коррекции, определяется диагноз, назначается необходимая конструкция ортопедической обуви. Затем данные поступают на моделирование и далее в производство.

Участниками внешних коммуникаций предприятия по изготовлению ортопедической обуви являются организации по продвижению товара: рекламные агентства, интернет, отраслевые журналы, используемые для достижения маркетинговых целей. Сюда же относится проведение выставок, разновидности директ-маркетинга. Ожидаемая реакция - деловое партнерство в осуществлении коммуникативных мероприятий.

Коммуникации предприятия с органами государственной власти способствуют его участию в общегосударственных программах с целью установления режима наибольшего благоприятствования деятельности предприятия по производству ортопедической обуви.

На рис. 1-2 представлены процессы обеспечения ТСР инвалидов и коммуникационные связи между участниками процессов.

Анализ текущего состояния коммуникационных взаимосвязей между участниками процесса (рис. 1) позволяет сделать вывод о том, что они имеют горизонтальный характер между предприятиями - юридическими лицами, и вертикальный между предприятием и властью. Горизонтальный характер выполнения процессов характеризует систему обеспечения ТСР

инвалидов как продолжительную по времени и сложную по взаимоотношениям. На рис. 2 показан процесс обеспечения ТСР с использованием сетевого метода планирования, найден более короткий путь получения инвалидности за счет выполнения параллельных действий.

Рис. 1. Существующий процесс обеспечения ТСР инвалидов

Человек, нуждающийся в ТСР Полнел иннка Страховая компания

Врач и инженер-ортопед (протезист)

Параллельные действия

Поликлиника или центр реабилитации

Инвалид-льготник

Рис. 2. Предлагаемый процесс обеспечения ТСР

Для изыскания новых ресурсов управления имеет смысл переходить к технологиям партнерских отношений как одной из форм сетевых организационных структур.

Список литературы:

1. Гиниятуллов Д.Р., Фурсова Т.П. Управление коммуникациями в производстве ортопедической обуви // Кожевенно-обувная промышленность.

- 2008. - № 5. - С. 20-23.

2. Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных / Представительство ООН в России. - М., 2008. - С. 21-25; Россия: на пути к равным возможностям / Представительство ООН в России. - М., 2009. - С. 47-48.

3. Михеев А.Н. Многосторонние партнерства: определение, принципы, типология, процесс осуществления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsl7BPA/d5690d70c4 Ш90Ьс3257 Ы5003сЬ970.

4. Паспорт Государственной программы «Доступная среда» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.region.adm.nov.ru/social/dost_sreda.pdf.

5. Попова Ю.Ф. Сетевая концепция управления межфирменными отношениями на промышленных рынках: авторефю дисс. ... д. э. н. - СПб., 2010.

6. Статья 24. Основные принципы социального партнерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hr-portal.ru/article/statya-24-osnov-nye-printsipy-sotsialnogo-partnerstva.

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА НА ЯМАЛЕ

© Деревянко К.И.*, Лимонченко И.А.4

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, г. Санкт-Петербург

В статье описывается процесс развития туризма в Ямало-Ненецком автономном округе. Эта отрасль экономики на Ямале начала развиваться сравнительно недавно. Ямал сегодня - это стабильный, динамично развивающийся регион, где заложен прочный фундамент социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее. Правительством округа была проведена большая работа и разработана стратегия развития туристской отрасли на Ямале, было запущено финансирование двух программ по развитию туризма, которое продолжается до сих пор.

Ключевые слова: Ямало-Ненецкий автономный округ, динамично развивающийся регион, туристская отрасль, комитет по туризму ЯНАО.

Ямало-Ненецкий автономный округ - один из крупнейших регионов Крайнего Севера России. Более половины его территории находится за Полярным кругом.

Ямал в переводе с ненецкого языка - «край земли». Живет на этом «краешке» 516 тысяч человек. Им есть где развернуться - это одна из самых слабозаселенных территорий России. Ямал - земля исконного проживания коренных малочисленных народов: ненцев, ханты, селькупов, манси. Наряду с ширящимся экономическим освоением Обский Север оставался краем полнейшей культурной отсталости. Вековое отставание здесь усугубилось последствиями мобилизации и прямых грабежей во время гражданской войны. Первоначальными мероприятиями новых властей была организация продовольственного снабжения, торговли, северных промыслов. Были открыты фактории в Яр-Сале, Щучье, Шурышкарах и др. Социально-культурные задачи включали повышение общеобразовательного

* Старший преподаватель кафедры Социально-культурного сервиса и туризма.

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.