Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие вузов и служб занятости'

Сетевое взаимодействие вузов и служб занятости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1972
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / SOCIAL PARTNERSHIP / LABOUR-MARKET / EMPLOYMENT / PROFESSIONAL PREPARATION / JOB PLACEMENT SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкратова Тамара Браниславовна, Пальянов Михаил Павлович, Демченко Анна Ростиславовна, Лебедев Владимир Иванович

В статье актуализируются вопросы, связанные с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования, рассматривается сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования с центром занятости населения, подготовка к профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панкратова Тамара Браниславовна, Пальянов Михаил Павлович, Демченко Анна Ростиславовна, Лебедев Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network interaction of vocational education institutions with the job placement service

The paper deals with topical issues concerning employment of graduates of vocational education institutions. The key idea organization of network interaction of vocational education institutions with the Job Placement Services, graduates' preparation for the professional activity under the conditions of modern labour-market.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие вузов и служб занятости»

с

N

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Т.Б. ПАНКРАТОВА, канд. пед. наук, зам.начальника

Департамент труда и занятости населения Томской области М.П. ПАЛЬЯНОВ, доктор пед. наук

A.Р. ДЕМЧЕНКО, канд. пед. наук Институт развития образовательных систем РАО

B.И. ЛЕБЕДЕВ, канд. техн. наук Национальный исследовательский Томский политехнический университет (Новокузнецкий филиал)

Сетевое взаимодействие вузов и служб занятости

В статье актуализируются вопросы, связанные с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования, рассматривается сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования с центром занятости населения, подготовка к профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда.

Ключевые слова: социальное партнерство, рынок труда, трудоустройство, профессиональная подготовка.

Развитие рыночной экономики, модернизация производства, развитие наукоемких технологий вызывают значительные сдвиги в структуре занятости и приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры рыночного спроса, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. При этом существенно увеличивается конкуренция на рынке труда.

Несоответствие структуры профессионального образования перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре стало причиной нехватки квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям. Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений.

Структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы. С начала 90-х годов число вузов в Российской Федерации возросло в 2 раза, а численность

студентов - в 2,6 раза. Доля лиц с высшим образованием среди занятого в экономике населения составляет 27,8%. Среди граждан в возрасте 25-35 лет высшее образование имеют 57%, и рост потребности в образовательных услугах продолжается. В то же время спрос на квалифицированных рабочих и специалистов остается неудовлетворенным и продолжает расти.

Низкий уровень оплаты труда в ряде отраслей приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики, снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и к невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе. В свою очередь, низкое качество рабочих мест оказывает негативное влияние на функционирование рынка труда и обусловливает высокую текучесть и нехватку рабочей силы в производстве.

Новая социальная реальность требует кардинального изменения российской экономики. Граждане не должны подстраиваться под существующую структуру рынка труда, экономика должна быть такой,

чтобы работники с высшим образованием могли найти себе достойное место. Основным вызовом настоящего времени является рациональное использование образованных и ответственных молодых людей для формирования новой экономики.

В результате распада системы обязательного государственного распределения, существовавшей в советский период, выпускники вузов столкнулись с проблемой самостоятельного поиска рабочего места, к чему подавляющее большинство не были готовы. Задача становления выпускника вуза как производительного работника стала чрезвычайно сложной, так как образовался разрыв между вузами и работодателями, который в настоящее время имеет значительные масштабы. Если ранее плановая система жестко связывала предприятия и вузы, не оставляя возможности для маневра ни для одной из сторон (вуз был обязан набрать студентов, обучить их и выпустить специалистов, а руководители предприятий и организаций были обязаны трудоустроить молодых специалистов, нередко вне зависимости от существующих у них кадровых потребностей), то теперь наблюдается значительная разрозненность действий и выпускников, и работодателей на рынке труда. В этих условиях мероприятия службы занятости по организации профессиональной ориентации, социальной адаптации молодежи играют существенную роль, участвуя в формировании спроса на образовательные услуги и обусловливая тем самым более высокую занятость выпускников образовательных учреждений и обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами.

Трудоустройство выпускников вузов значительно усложнилось в связи с начавшимися в конце 1980-х гг. радикальными изменениями профессионально-отраслевой структуры занятости. Это породило ряд проблем как для системы высшего образования в целом, так и для каждого из её выпускников в отдельности. В результате

стремительного падения производства в целом ряде отраслей экономики сократился спрос на рабочую силу, многим вузам стало не для кого готовить специалистов.

Общемировая экономическая ситуация на протяжении последнего десятилетия динамично изменяется, как следствие, происходит переход к постиндустриальному типу экономики, характеризующемуся развитием новых технологий, изменением структуры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ростом конкуренции. В этих условиях работодатели предъявляют все более высокие требования к деловым и личным качествам выпускников вузов, их умениям и навыкам, уровню профессиональной подготовки и квалификации. Зарубежный опыт показывает, что даже в условиях стабильной экономической ситуации и относительной доступности информации о рынке труда значительное количество выпускников все равно оказываются в определенной степени не готовыми к переходу от учебы к работе.

Исследование инфраструктуры регионального рынка труда проводилось по следующим направлениям: изучение специфики рынка труда; анализ сферы образования как субъекта рынка труда; анализ функций государственной службы занятости на рынке труда; определение роли работодателя как субъекта рынка труда; изучение мер защиты населения от безработицы. В ходе исследования осуществлен мониторинг выбора выпускниками вузов профессиональной карьеры, их дальнейшего трудоустройства в соответствии с полученной специальностью и потребностями экономики; выявлены основные объективные и субъективные факторы, способные изменить положение выпускников вузов на рынке труда, повысить уровень их конкурентоспособности и социальной защищенности.

Установлено, что на протяжении последних лет на рынке труда Сибирского региона сохраняется устойчивый спрос на

высоко квалифицированных рабочих широкого спектра специальностей. Спрос же на специалистов с высшим специальным образованием в городах и районах области сильно различается по структуре и количественным показателям. В процессе исследования были выявлены: рост масштабов молодежной безработицы, наряду с имеющимся кадровым дефицитом; дисбаланс спроса и предложения на рынке труда; несоответствие занятости молодежи полученной специальности (по полученной специальности работают не более 60%); низкий уровень заинтересованности участников рынка труда во взаимодействии друг с другом, в координации их совместной деятельности (работодатели недостаточно заинтересованы в найме молодежи в сложившихся условиях институционального характера, в результате чего теряют возможность оказывать влияние на повышение качества трудовых ресурсов через взаимодействие с другими участниками рынка труда; сфера образования не удовлетворяет кадровые потребности работодателей); диспропорция между рынком труда и рынком образовательных услуг; недостаточный уровень разработки и внедрения специализированных программ непрерывного обучения, способствующих занятости и трудоустройству различных подгрупп молодежи; отсутствие гарантий трудоустройства для данной категории населения; деградация духовных ценностей молодежи в сфере труда, обусловленная преобладанием «материалистических» ценностей; завышенные ожидания, мотивы, формируемые существующей институциональной структурой рынка и не способствующие росту эффективной занятости и снижению молодежной безработицы.

Для современного молодежного рынка труда характерно увеличение разрыва между трудовыми притязаниями и возможностями их удовлетворения. Молодежь не имеет практического опыта работы (либо он недостаточен), соответственно, данная

категория граждан оказывается маловостребованной на рынке труда, а ее высокие притязания в отношении оплаты труда делают поиск подходящей работы проблематичным.

Выявлены бытующие в молодежной среде стереотипы о статусе и стоимости труда рабочих и специалистов, оказывающие негативное влияние на молодежную занятость. Причинами их возникновения являются:

■ недостаточная информированность молодежи о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда;

■ наличие значительной дифференциации в уровне оплаты труда в сфере услуг и производственной сфере, бюджетном и внебюджетном секторах;

■ низкое качество рабочих мест в отдельных отраслях.

Сфера образования, обладая в настоящее время потенциалом развития эффективного сотрудничества работодателей с работниками сферы непрерывного обучения, а также работодателей с потенциальными работниками сферы трудоустройства, не демонстрирует гибкости и готовности к формированию основ для такого сотрудничества и характеризуется рядом черт, затрудняющих трудоустройство молодежи.

Во-первых, в образовании отсутствуют предпосылки для перехода молодежи в сферу занятости с необходимым уровнем квалификации и опытом работы, что сдерживает возможности реализации ее потенциала на начальном этапе трудовой деятельности. Образование рассматривается как некая ступень для получения высоких доходов и определенного социального статуса. Именно по этой причине в настоящее время имеет место ситуация «сверхобразованности», ориентированности большинства молодых людей на обучение в учреждениях высшего профессионального образования.

Во-вторых, предложение на рынке об-

разования представлено в основном такими образовательными продуктами, которые востребованы обществом в краткосрочном периоде, без соотнесения с прогнозными потребностями рынка труда и без согласования с долгосрочными перспективами в рамках стратегий развития регионов и государства.

Таким образом, наблюдаются тенденции выпуска молодых специалистов, не отвечающих текущим и перспективным потребностям рынка труда, отсутствие их гибкости при изменениях профессиональноквалификационной структуры рынка, пассивность системы образования в отношении трудоустройства молодежи.

Существующие сегодня школьные образовательные программы не выполняют профориентационных функций. В результате решение о выборе будущей профессии школьники и их родители принимают в полном информационном вакууме, ориентируясь не на перспективы социально-экономического развития региона, в котором живут, а на моду и собственные идеалистические представления о востребованных профессиях, которые в большинстве случаев не имеют ничего общего с реальным положением дел. В итоге более 90% выпускников школ делают выбор в пользу «модных» профессий и высшего образования.

В свою очередь, высшая школа, поставленная в рыночные условия, отвечает на данный «спрос» соответствующим «предложением » и выпускает специалистов, заведомо обречённых на безработицу либо на поиск работы в других регионах России и в других странах. Исправлять ошибки системы образования приходится государственной службе занятости, которая тратит финансовые ресурсы на переобучение молодых безработных по профессиям, востребованным рынком труда, а также по программам самозанятости.

Тем не менее в ходе исследования выявлены инфраструктурные особенности оте-

чественного молодежного рынка труда, свидетельствующие о наличии на рынке достаточного количества элементов, способных в значительной мере оказывать содействие стабильному развитию и функционированию сферы занятости, в том числе предпринимательской, инновационной, образовательной и др. В качестве наиболее действенных из них можно выделить службы занятости, бизнес-инкубаторы, центры коммерциализации научных разработок, центры трансфера технологий, консалтинговые компании, поддерживающие инновационную деятельность, и другие структуры поддержки малого и среднего бизнеса в регионе, организации сферы образования, организации, представляющие работодателей, и т.д.

На основе полученных данных разработана модель сетевого взаимодействия, способствующая улучшению положения молодежи на рынке труда, снижению молодежной безработицы. В основе данной модели лежит социальное партнерство участников рынка труда. В качестве ключевых элементов формирования партнерских отношений на рынке труда выделены государственная служба занятости и сфера образования. В рамках модели предложены базовые направления, способствующие снижению молодежной безработицы:

■ функционирование сферы образования в качестве ключевого элемента в развитии партнерских отношений между всеми участниками рынка труда, а также в качестве базовой площадки для формирования у молодых специалистов необходимых знаний и умений, обеспечивающих их непрерывное профессиональное развитие, трудоустройство и карьерное продвижение;

■ исполнение государственной службой занятости роли координатора взаимодействия между участниками молодежного рынка труда;

■ развитие активных форм сотрудничества между элементами инфраструктуры молодежного рынка труда, способству-

ющих институциональным изменениям рынка (правил поведения, ролей участников рынка, ценностных ориентиров молодежи);

■ укрепление системы трудоустройства для различных подгрупп молодежи с учетом особенностей каждой из них и кадровых потребностей региональных рынков труда посредством программ содействия занятости на федеральном и региональном уровнях, льгот для работодателей при трудоустройстве молодых специалистов.

Реализация направлений сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и государственной службы занятости будет способствовать качественной профессиональной подготовке кадров, востребованных региональным рынком труда.

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования и органов службы занятости - это совместная деятельность учреждений, обеспечивающих

обучающимся возможность осваивать специальности, востребованные на рынке труда, в т.ч. инновационные профессии, получать дополнительное профессиональное образование, активно формировать профессиональную карьеру, адаптироваться на рынке труда. Это взаимодействие можно рассматривать как целостный педагогический процесс, имеющий определенную структуру, включающий цель, содержание, формы, средства и способы оценки результатов (табл. 1).

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования и государственной службы занятости требует особых взаимоотношений между образовательными учреждениями, органами службы занятости, бизнесом и происходит в несколько этапов, предполагая следующие направления развития: создание эффективной системы дополнительного профессионального образования, сертификация учебных планов в области менеджмента, уси-

Таблица 1

Основные аспекты взаимодействия учреждения ВПО и органов службы занятости по адаптации выпускников на рынке труда

Цель Сокращение дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда

Содержательный аспект Совершенствование содержания и структуры профессионально-образовательных программ с ориентацией на работодателя, сертификация учебных планов и программ, практико-ориентированные проекты, курсовые работы

Организационный аспект Формы модульного и дистанционного обучения, информационное обеспечение подготовки специалистов, освещение ситуации на региональном рынке труда, управленческое и методическое обеспечение взаимодействия учреждений высшего профессионального образования и центров занятости населения

Мотивационный аспект Развитие творческой активности студентов в процессе обучения, психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки в вузе, на этапе выбора профессии

Оценивание результатов Формирование заказа на подготовку специалистов в учреждениях высшего профессионального образования для регионального рынка труда. Содействие занятости выпускников вузов на рынке труда, оказание консультационной помощи в процессе трудоустройства, обеспечение возможности профессиональной переподготовки

ление связей междуобразовательными учреждениями и предприятиями, повышение активности участия работодателей и других социальных партнеров в профессиональном обучении.

Учитывая особую роль системы дополнительного профессионального образования в условиях изменения рынка труда и значимость российских вузов в решении проблем занятости населения и трудоустройства выпускников, необходимо предусмотреть включение вузов в реализацию региональных программ содействия занятости населения, подготовки и переподготовки кадров. В сложившейся ситуации исключительно важным становится усиление взаимодействия вузов с региональными органами власти, органами службы занятости и предприятиями реального сектора экономики с целью решения проблем занятости населения, трудоустройства выпускников вузов и опережающего обучения лиц, находящихся под угрозой увольнения. Организация совместной деятельности по разработке и реализации дополнительных образовательных программ возможна через сетевое взаимодействие образовательных учреждений, органов службы занятости и предприятий реального сектора экономики.

Таким образом, эффективность сетевого взаимодействия учреждений ВПО и государственной службы занятости населения определяется множеством факторов, среди которых особое место занимает построение системы подготовки молодежи к адаптации на рынке труда, успешной профессиональной карьере в течение всей жизни.

В ходе исследования выявлено, что на региональном рынке труда основными организационно-педагогическими условиями успешности взаимодействия учреждений ВПО и государственной службы занятости являются следующие: формирование заказа на подготовку специалистов в учреждениях высшего профессионального образования для региональной экономики на перспективу; совершенствование содер-

жания и структуры профессиональных об-разовательныхпрограмм с ориентацией на заказчиков и потребителей образовательных услуг; внедрение в процесс профессиональной подготовки элементов модульного и дистанционного обучения; развитие различных форм информационного оповещения обучающихся о ситуации на рынке труда; формирование совместных организационно-управленческих и методических структур, обеспечивающих взаимодействие учреждений профессионального образования и органов службы занятости; психоло-го-педагогическое сопровождение образовательного процесса для повышения адаптационного потенциала обучающихся в учреждениях ВПО на рынке труда; формирование системы содействия занятости и трудоустройству учащейся молодежи.

Деятельность вуза при подготовке конкурентоспособных выпускников к выходу на рынок труда осуществляется по таким направлениям, как совершенствование технологий профессиональной подготовки, маркетинговая деятельность вуза, профессиональная адаптация выпускников.

Совершенствование технологий профессиональной подготовки - основной блок учебно-образовательного процесса, формирующий обязательный уровень объема и качества знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник, претендующий на получение соответствующей квалификации. В рамках данного направления особое значение имеет совершенствование организации практической подготовки выпускников.

Маркетинговая деятельность вуза направлена на: развитие партнерских отношений вуза с субъектами рынка труда (предприятиями, организациями, органами государственной власти, общественными организациями) в целях обеспечения профессиональной адаптации и практической подготовки студентов к условиям реального производства, начиная с младших курсов; понимание и знание потребностей рын-

ка труда и работодателей; переход от краткосрочных отношений к долгосрочным, основанным на партнерстве и взаимном доверии к работодателям, по схеме «вуз - производство».

В процессе опытно-экспериментальной работы определены этапы сетевого взаимодействия учреждений высшего профессионального образования и органов службы занятости по адаптации выпускников на рынке труда (рис. 1).

Каждый этап данного взаимодействия обеспечивает, с одной стороны, реализацию и функционирование определенного содержательного наполнения в профориентационной системе, а с другой - согласованность действий на всех этапах и их взаимосвязь. Разработана программа, утвержденная Департаментом труда и занятости населения Томской области и Государственной думой Томской области, включа-

ющая три этапа реализации взаимодействия учреждений ВПО и органов службы занятости по адаптации выпускников на рынке труда. На каждом этапе взаимодействие осуществляется с учетом содержательного, организационного и мотивационного аспектов. В ходе исследования большое значение уделено разработке системы эффективного информационного обеспечения выпускников вузов.

На первом этапе происходит учебная и профессиональная ориентация старшеклассников, выбор профессии. Разрабатывается система мероприятий, направленных на повышение привлекательности специальностей и программ профессиональной подготовки, востребованных на региональном рынке труда, для выпускников школ, на развитие частно-государственного и социального партнерства в сфере профессионального образования. Кроме того, пред-

I этап: Обоснованный выбор профессии Профессиональная ориентация в общеобразовательных школах; профильное обучение; практико-ориентированные элективные курсы

II этап: Приобретение профессии, формирование умения построения своей карьеры, дополнительное профессиональное образование Ориентация учебно-воспитательного процесса в вузе на формирование профессиональной карьеры; организация производственной практики, временной занятости на малых инновационных предприятиях в вузах

III этап: Формирование у выпускников адаптационных навыков, обеспечивающих их устойчивость к изменениям рынка труда Содействие выпускникам в трудоустройстве и адаптации к рынку труда, самозанятости, в организации стажировок, во временном трудоустройстве, дополнительной профессиональной подготовке

«

3

к

к

о

к

я

л

СО

К

К

Л

и

л

о

3 ^

«

К

И

Н

О

о

2

К

л

* э

л к ^ § 6 2

Вуз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Служба занятости

Рис. 1. Этапы сетевого взаимодействия учреждений высшего профессионального образования и службы занятости по адаптации выпускников на рынке труда

полагается решение следующих задач: проведение мониторинга уровня информированности выпускников школ о кадровых потребностях экономики и степени осознанности их профессионально-образовательного выбора; создание единого портала в сети Интернет, предназначенного для профориентационной работы со старшеклассниками (знакомство со специальностями различных сфер региональной и национальной экономики); информирование молодежи о перспективных научно-технологических направлениях и инновационных разработках технико-внедренческой зоны г. Томска (экскурсии, круглые столы, деловые игры и мастер-классы); знакомство обучающихся с программами профессионального образования в общеобразовательных учреждениях; организация и проведение конкурса творческих работ для старшеклассников «Моя профессиональная карьера » (конкурс проектов и сочинений); разработка и реализация дистанционной сетевой профильной программы обучения школьников по различным модулям профессиональной ориентации.

На втором этапе с целью обеспечения возможностей приобретения профессии, развития умения построения своей карьеры, получения дополнительного профессионального образования на базе учреждений ВПО создаются центры содействия трудоустройству выпускников, основными задачами которых являются следующие: содействие трудоустройству выпускников, молодых специалистов; индивидуальное консультирование студентов и выпускников вузов по вопросам профессиональной ориентации и трудоустройства; формирование банка вакансий для выпускников вузов; сотрудничество с работодателями в целях трудоустройства студентов и молодых специалистов, организации производственных и преддипломных практик, в том числе развитие программ практик и стажировок студентов на инновационных предприятиях региона; персональное распределение вы-

пускников на предприятиях; мониторинг трудоустройства выпускников; формирование банка резюме молодых специалистов для их предоставления потенциальным работодателям; проведение вузами, органами службы занятости и работодателями совместных совещаний, семинаров, круглых столов, дискуссионных площадок по вопросам профессиональной ориентации, социальной адаптации и трудоустройству молодежи.

В отношении выпускников, которые имеют риск быть нетрудоустроенными, разработаны методики и программы развития малого бизнеса («Первый шаг», «Бизнес-старт» и т.п.), формируются группы для участия в конкурсах по созданию собственного малого предприятия при поддержке бизнес-инкубаторов; реализуются методики содействия трудоустройству выпускников в течение года после выпуска за счет включения вузовских центров содействия трудоустройству в деятельность Координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации на рынке труда выпускников учреждений высшего профессионального образования с целью использования межрегионального банка вакансий. Разработаны активные формы содействия трудоустройству выпускников со стороны органов труда и занятости: подбор подходящей работы из банка данных вакансий, ярмарки вакансий и учебных рабочих мест совместно с центрами содействия трудоустройству выпускников вузов (НИТГУ, НИТПУ, ТУСУР, ТГАСУ), временное трудоустройство, стажировки в целях приобретения опыта работы, содействие самозанятости, оказание адресной поддержки при трудоустройстве в другой местности, профессиональное переобучение.

Все это позволило обеспечить: создание новых типов учебных заведений профессионального образования (ресурсных центров), введение многоуровневой и многопрофильной подготовки специалистов, разра-

ботку управленческих структур, соответствующих целям профессионального обучения, учет и использование региональных особенностей развития профессионального образования.

На третьем этапе у выпускников вузов происходит формирование навыков и умений адаптации на рынке труда. Сеть образовательных учреждений ВПО Томской области адаптируется к приоритетным направлениям социально-экономического развития области, удовлетворяет кадровые потребности области и осуществляет опережающую подготовку высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к новым условиям труда, обладающих новаторским потенциалом, умением работать в коллективе.

Внедрение результатов проведенного научного исследования в процесс подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием способствовало увеличению доли студентов (до 30%), получающих образование в области высоких технологий.

Сетевое взаимодействие, организованное на базе ресурсных центров, развивается по следующим направлениям:

■ внутреннее сетевое взаимодействие - коллективное (на договорной основе) использование другими образовательными учреждениями имеющихся материальнотехнических ресурсов (технологического оборудования, технических средств обучения и т.д.) при подготовке кадров по родственным отраслевым группам;

■ использование кадрового потенциала - опыта педагогов, владеющих современными производственными технологиями и применяющих современные методики обучения;

■ расширение перечня образовательных программ: краткосрочная подготовка, переподготовка, повышение квалификации; семинары, мастер-классы; дополнительные образовательные услуги по отдельным направлениям (например: изучение применения новых материалов, изучение отдельно-

го модуля, направленного на освоение определенных производственных навыков, изучение нового оборудования и т.д.);

■ введение в практику работы элементов дистанционного обучения;

■ обобщение результатов научно-экспериментальной деятельности и их распространение на другие образовательные учреждения для использования в практике работы.

Анализ результатов опросов работодателей, содержания объявлений о найме и других информационных источников позволил сформировать и обосновать перечень и компонентный состав ключевых компетенций личности, включающий в себя информационную, социально-коммуникативную, предпринимательскую компетенции (способность к самозанятости), компетенцию в решении проблем, способность к эффективному поведению на рынке труда, профессиональному росту и непрерывному самообразованию. В процессе опытноэкспериментальной работы разработаны и апробированы стандарты и модули указанных компетенций.

Опытно-экспериментальным путем доказано, что три ключевые компетенции (информационная, социально-коммуникативная и компетенция в решении проблем) могут быть сформированы средствами релевантных педагогических технологий в рамках учебных дисциплин, определяемых государственными образовательными стандартами. Для развития других ключевых компетенций (способность к эффективному поведению на рынке труда, к профессиональному росту и непрерывному самообразованию и предпринимательская), кроме использования соответствующих педагогических технологий, необходимо введение дополнительных практико-ориентирован-ных спецкурсов.

Практика организации социальными партнерами совместных мероприятий (специализированные ярмарки вакансий рабочих и учебных мест; организация времен-

ных рабочих мест для молодых людей, ное распространение и поддержку, чтобу-

впервые ищущих работу; производственная дет способствовать осознанному выбору практика для будущих молодых специали- молодыми людьми профессиональной ка-

стов; тематические семинары для работо- рьеры и, как следствие, повышению их кон-

дателей и др.) должна получить повсемест- курентоспособности на рынке труда.

PANKRATOVA T, PALIANOV M, DEMCHENKO A., LEBEDEVV. NETWORK INTERACTION OF VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS WITH THE JOB PLACEMENT SERVICE

The paper deals with topical issues concerning employment of graduates of vocational education institutions. The key idea - organization of network interaction of vocational education institutions with the Job Placement Services, graduates’ preparation for the professional activity under the conditions of modern labour-market.

Key words-, social partnership, labour-market, employment, professional preparation, Job Placement Service.

Е.Ю. НОВИКОВА, профессор Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Оценка студентами значимости общекультурных компетенций

(анализ результатов опроса)

В статье показана зависимость предпочтений компетенций от специализации студентов, от стадии обучения, а также от сферы применимости компетенции. Исследование свидетельствует о необходимости дальнейшего развития компетентност-ного подхода в вузах с учетом потребностей рынка труда и запросов учащихся. Необходимы расширение перечня имеющихся компетенций и коррекция учебных программ.

Ключевые слова: компетенции, оценка, профессионализм, специализация, рынок труда, культура, гуманитарное образование.

Значимость общекультурных компетенций и гуманитарного образования для специалистов неоднократно подчеркивалась различными авторами [!]• С позиции культуроцентристского подхода «новое содержание образования должно включать в себя не только основы наук, но и целые образовательные блоки, в которые входят такие элементы культуры, как культура организации и реализации деятельности; культура мышления; этическая культура; эстетико-художественная культура и т.д.» [2, с. 59]. Задачей высшего образования является формирование не только профессиональных качеств, но и способности к творческому решению задач социально-нравственного и научно-технического характе-

ра, т.е. формирование личности с гуманитарным мышлением.

Для определения степени эффективности образовательного процесса представляется необходимым выяснить, какую значимость имеют компетенции, отраженные в стандартах, для самих студентов, поскольку это позволяет оценить их действительные, а не только «знаемые» ценности и мотивацию. Исследование проводилось в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова и Национальном институте дизайна среди студентов факультета правоведения, факультета экономической информатики, а также среди студентов, обучающихся по специальности «Дизайн». Из предлагаемого в бака-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.