Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие учреждений морского транспорта и рыболовства'

Сетевое взаимодействие учреждений морского транспорта и рыболовства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ КАДРОВ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ И РЫБОЛОВСТВО / VOCATIONAL EDUCATION / REGIONAL ECONOMY / IMPROVEMENT OF THE EFFICIENCY OF MODERN PERSONNEL TRAINING / NETWORK INTERACTION / MARITIME TRANSPORT AND FISHERY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лёвин Александр Егорович

В статье рассматривается вопрос подготовки кадров для морского транспорта и рыболовства на основе сетевой формы реализации образовательных программ. В работе определено понятие «сетевое взаимодействие» и описаны пути реализации этого взаимодействия. Автор приходит к выводу о том, что сетевое взаимодействие есть путь повышения эффективности подготовки современных кадров для морского транспорта и рыболовства Сахалинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NETWORK INTERACTION OF INSTITUTIONS OF SEA TRANSPORT AND FISHERY

The article discusses the issue of personnel training for maritime transport and fishery on the basis of the network form of implementation of educational programs. The author defines the network interaction concept and expresses his opinion on how to implement the network interaction. The article gives the opportunity to explore the experience of regions in training personnel for regional economies, particularly, for remote regions of the country, such as the Sakhalin region.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие учреждений морского транспорта и рыболовства»

УДК 378.147

Лёвин Александр Егорович

преподаватель Сахалинского высшего морского училища имени Т.Б. Гуженко (г. Холмск) филиала Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток)

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА И РЫБОЛОВСТВА

Lyovin Alexander Egorovich

Lecturer, Sakhalin Higher Maritime College (city of Kholmsk), branch of Admiral Nevelskoy Maritime State University (Vladivostok)

THE NETWORK INTERACTION OF INSTITUTIONS OF SEA TRANSPORT AND FISHERY

Аннотация:

В статье рассматривается вопрос подготовки кадров для морского транспорта и рыболовства на основе сетевой формы реализации образовательных программ. В работе определено понятие «сетевое взаимодействие» и описаны пути реализации этого взаимодействия. Автор приходит к выводу о том, что сетевое взаимодействие есть путь повышения эффективности подготовки современных кадров для морского транспорта и рыболовства Сахалинской области.

Ключевые слова:

профессиональное образование, региональная экономика, повышение эффективности подготовки современных кадров, сетевое взаимодействие, морской транспорт и рыболовство.

Summary:

The article discusses the issue of personnel training for maritime transport and fishery on the basis of the network form of implementation of educational programs. The author defines the network interaction concept and expresses his opinion on how to implement the network interaction. The article gives the opportunity to explore the experience of regions in training personnel for regional economies, particularly, for remote regions of the country, such as the Sakhalin region.

Keywords:

vocational education, regional economy, improvement of the efficiency of modern personnel training, network interaction, maritime transport and fishery.

Одним из направлений развития системы современного российского профессионального образования является «сетевая форма реализации образовательных программ» [1].

Сетевая форма реализации образовательных программ учреждениями профессионального образования является одним из направлений, влияющих на развитие системы регионального образования, так как позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы образовательных учреждений для достижения нового качества подготовки специалистов.

Сегодня нет нормативного определения понятия «сетевое взаимодействие», поэтому считаем возможным использовать следующее. Сетевое взаимодействие - это целенаправленная деятельность различных субъектов по реализации образовательных программ, обеспечивающая эффективное освоение обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов, предлагаемых субъектами на основе взаимовыгодного договора.

Горизонтальная интеграция означает укрупнение образовательных учреждений одного уровня, вертикальная интеграция связана с распространением сетевого взаимодействия учреждений разного уровня и подчиненности на региональном и межрегиональном уровнях [2].

В сетевом взаимодействии в зависимости от цели и решаемых задач каждый из субъектов может выступать как в роли управляемого субъекта, так и в роли управляющего органа. Функции субъектов взаимодействия, структура, характер связей, технические и финансовые ресурсы должны быть описаны в соответствии с договором. В любом случае существенными признаками сетевого взаимодействия будут являться: автономность организаций, добровольный характер участия, взаимное признание материалов совместной деятельности.

Примером сетевого взаимодействия является структура, созданная в Морском государственном университете (МГУ) имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток), которая включила в свою структуру Сахалинское морское училище (г. Холмск, Сахалинская область).

На первом этапе в мае 2004 г. (начало развития сетевого взаимодействия по вертикали) по решению Правительства РФ в целях создания укрупненного комплекса по подготовке специалистов и научной работе на морском транспорте Сахалинское мореходное училище (г. Холмск) было присоединено к МГУ имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток) и стало его филиалом.

На втором этапе произошло укрепление горизонтального взаимодействия соответствующих кафедр, отделений, институтов высшего профессионального образования (моруниверситет г. Владивостока), учреждения среднего профессионального образования (моручилище г. Холм-

ска) и учреждения общего среднего образования (школа № 8 г. Холмска) через системное участие сотрудников моручилища в научно-практических конференциях, проблемных семинарах, совместной проектной деятельности; взаимообогащение организационно-методическим опытом.

На третьем этапе осуществлено совместное творческое сотрудничество участников образовательной деятельности по принципу сетевой модели (на примере морского училища г. Холмска: кафедры судовождения, теории и устройства судна, судовых двигателей внутреннего сгорания и т. д. моруниверситета - учреждение СПО, моручилище - морской лицейский класс общеобразовательной школы). В результате созданная межрегиональная сетевая структура взаимодействия включает несколько локальных сетей, образованных по кластерному принципу, что способствует формированию интегративных связей учреждений профессионального образования на различных уровнях.

В настоящее время решается вопрос о перспективном развитии сетевого взаимодействия по горизонтали однородных морских учебных заведений Дальневосточного федерального округа, ведущих профессиональную подготовку специалистов по программам СПО, таких как: Амурский (г. Благовещенск) и Находкинский (г. Находка) филиалы, Сахалинское высшее морское училище имени Т.Б. Гуженко - филиал МГУ имени адмирала Г.И. Невельского, а также морской колледж и морской технологический колледж МГУ имени адмирала Г.И. Невельского.

Основной проблемой, которая препятствует развитию сетевого взаимодействия, является инертность администраций образовательных организаций. Руководители не видят необходимости в развитии таких форм. Очевидно, требуются правительственные требования при определении нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования.

Закон об образовании (2012) затрагивает лишь возможность осуществления сетевой формы реализации образовательных программ (ст. 13), а также определяет ее участников и содержание договора между организациями.

По нашему мнению, для реализации Закона об образовании в целях повышения мотивации профессиональных учебных заведений к осуществлению этой деятельности необходимо разработать механизм, с помощью которого удастся сдвинуть дело с мертвой точки. С этой целью мы предлагаем на государственном уровне законодательно установить требование: выделять не менее 5 % от общего объема часов занятий с обучающимися или количества реализуемых образовательных программ (в конкретном учебном заведении) для осуществления через сетевую форму. Далее, один раз в пять лет после государственной аккредитации заведения этот показатель должен быть увеличен на 3 % по отношению к ранее установленному. Такое вовлечение в сетевое взаимодействие предлагается применять на период до полного выхода системы профессионального образования региона на соответствие требованиям Болонского соглашения. В целях стимулирования мотивации самих профессиональных учебных заведений по включению в сетевое взаимодействие предлагается расширить перечень пунктов мониторинга эффективности учебных заведений таким пунктом, как «процент реализации образовательных программ по сетевой форме: фактический объем к плановому».

Особое место в развитии сетевого взаимодействия необходимо уделить договору о сетевом взаимодействии. Нами разработана форма Типового проекта о сетевом взаимодействии. В настоящее время на 2014-2015 учебный год подписан договор о сетевом взаимодействии между кафедрой безопасности жизнедеятельности СахГУ (Сахалинский государственный университет) и СВМУ (Сахалинское высшее морское училище), включающем взаимодействие по проведению в виде дистанционных форм лекций, семинаров, а также практических занятий; взаимное использование учебного оборудования; участие в аттестационных комиссиях и т. д. В договоре указывается вид сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ; уровень соответствующих образовательных программ; направленность (профиль), то есть ориентация образовательной программы на конкретные области знаний или виды деятельности, определяющие ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Договор затрагивает статус обучающихся по программам профессионального обучения. Отдельное внимание в договоре отводится понятию «академическая мобильность». Это перемещение обучающихся на семестр или учебный год для обучения в другие высшие учебные заведения с обязательным перезачетом в своем вузе освоенных образовательных программ. Требование отразить в «сетевом» договоре порядок организации академической мобильности обучающихся распространяется только на обучающихся по основным программам обучения, к которым, в соответствии со ст. 12 ч. 3 п. 3 Закона об образовании, отнесены:

а) образовательные программы СПО:

- программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

- программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы ВПО.

Условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы, будут осуществляться на основании договора, который должен описывать правила, по которым будут строиться отношения между партнерами, их права и обязанности по отношению друг к другу, установленный документооборот между партнерами, взаимную ответственность, ответственность перед слушателями, порядок взаиморасчетов между собой (возможно со слушателями). В этой части работы по сетевому взаимодействию может быть большое количество вариантов. Здесь же может быть отражена взаимная обязанность зачитывать слушателю освоенный им материал в организации, участвующей в «сетевом» договоре, без привязки к конкретным срокам обучения [3].

Количество вариантов и особенностей договора возрастет, если в нем будут участвовать стороны, представляющие не образовательные структуры, а отрасли экономики или государственные учреждения и организации.

В «сетевом» договоре должно быть отражено, что каждый из партнеров вправе выдавать свой документ об обучении и квалификации, образцы которого должны быть представлены в договоре. Документ об обучении и квалификации выдается только в случае успешной сдачи слушателем итогового квалификационного экзамена, для которого должен быть определен порядок проведения.

В договоре о сетевом взаимодействии указывается срок действия договора, действия сторон в случае его изменения или прекращения. Внимание в договоре уделяется действиям по отношению к обучающимся, с тем чтобы их права и интересы не были нарушены. В настоящее время в условиях реализации проекта «Модернизация начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» ФГБОУ ВПО «МГУ имени адмирала Г.И. Невельского» в учреждениях профессионального образования по подготовке специалистов морского транспорта используются два направления реализации сетевой образовательной программы.

Первое направление - это вертикальное сетевое взаимодействие освоения основной образовательной программы (получение рабочей профессии: матрос, моторист и т. д.) с последующим освоением сокращенной. Каждый уровень профессионального образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией обучающихся с присвоением соответствующей квалификации и выдачей документа государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Второе направление - это горизонтальное сетевое взаимодействие образовательных учреждений при реализации программ СПО с одновременным получением рабочей профессии. В результате выпускники получают дипломы о среднем профессиональном образовании и свидетельство о профессиональной подготовке и уровне квалификации.

Сетевые формы организации реализации образовательных программ создают предпосылки для активной реализации конгломератного сетевого взаимодействия. В связи с отсутствием в экономике большинства регионов явно выраженной доминирующей отрасли целесообразно развивать сетевое взаимодействие разнопрофильных организаций, которое позволит обеспечить ресурсами систему образования.

Поэтому на федеральном уровне необходимо создать уполномоченный орган для управления данными инфраструктурами, консолидации всех участников сети, координации их деятельности для достижения главной цели - качественной подготовки конкурентоспособных кадров для экономики региона и высококвалифицированных инженерно-педагогических кадров для самой сети.

Сахалинское высшее морское училище имени Т.Б. Гуженко - филиал Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского демонстрирует активное участие в проектах Федеральной целевой программы развития образования. Уже разработаны и внесены коррективы в действующие учебные планы по заявкам работодателей, заключены соглашения о сотрудничестве с центрами занятости и другими заинтересованными лицами.

Полученный опыт позволяет отметить ряд достоинств и недостатков сетевого взаимодействия:

1. Расширены оперативный доступ обучающихся и преподавателей к образовательным ресурсам и возможность самостоятельного изучения материала; повышается эффективность использования имеющихся образовательных ресурсов; улучшается качество подготовки специалистов; появилась возможность вовлечения иностранных специалистов в подготовку кадров; есть

возможность взаимодействия учебных заведений на региональном и межрегиональном уровнях; достижение максимального соответствия спроса и предложения на региональном рынке труда.

2. Отсутствует дифференцированный подход, то есть необходимо разработать разноуровневые программы (начальный, средний и продвинутый); требуется орган, уполномоченный управлять сетевым взаимодействием, координировать и консолидировать деятельность участников сети.

В заключение надо отметить, что региональное профессиональное образование без значительных затрат на материальное переоснащение учебных заведений, а используя современные достижения науки и техники в области электроники и организуя учебный процесс должным образом (стимулирование передовых ученых, преподавателей, инноваторов для участия в сетевом взаимодействии), способно вести подготовку кадров любого направления, актуального и обусловленного уровнем экономического развития каждого конкретного региона России.

Ссылки:

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143/ (дата обращения: 07.11.2014).

2. Лищина Г.Н. Факторы, существенно влияющие на развитие системы профессионального образования региона [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: http://www.science-education.ru/101-5306 (дата обращения: 17.06.2014).

3. Петрова А.М. Особенности реализации профессиональных образовательных программ // Аккредитация в образовании. 2013. 17 янв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.