Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие как эффективный механизм кадровой политики на уровне региона'

Сетевое взаимодействие как эффективный механизм кадровой политики на уровне региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ / TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL / МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / MODELS OF NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS / ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимергалеева Жанна Георгиевна, Тимергалеев Роман Михайлович, Пуляевская Ольга Владимировна

Представлены вариативные модели сетевого взаимодействия организаций по реализации профессиональных образовательных программ. Раскрыты основные направления сетевого взаимодействия организаций-партнеров в зависимости от форм и задач профессионального образования. Определены принципы сетевого взаимодействия организаций, реализующих программы профессионального образования, ориентированные на повышение качества подготовки высококвалифицированных кадров. Дана характеристика проблемных зон формирования кадровой политики на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимергалеева Жанна Георгиевна, Тимергалеев Роман Михайлович, Пуляевская Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK INTERACTION AS AN EFFECTIVE MECHANISM OF PERSONNEL POLICY AT A REGIONAL LEVEL

The paper introduces variable models of network interaction of the organizations in the field of implementation of professional educational programs. It describes the main directions of network interaction of partner organizations depending on the forms and objectives of professional education, and identifies the principles of network interaction of the organizations implementing the programs of professional education aimed at the improvement of highly qualified personnel training quality. The problem zones in the formation of the regional personnel policy are described.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие как эффективный механизм кадровой политики на уровне региона»

УДК 377.031; 378.147

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА УРОВНЕ РЕГИОНА

1 9 ä Я

© Ж.Г. Тимергалеева1, Р.М. Тимергалеев2, О.В. Пуляевская3

1Иркутский региональный колледж педагогического образования, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. 5-я Железнодорожная, 53. 2,3Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлены вариативные модели сетевого взаимодействия организаций по реализации профессиональных образовательных программ. Раскрыты основные направления сетевого взаимодействия организаций-партнеров в зависимости от форм и задач профессионального образования. Определены принципы сетевого взаимодействия организаций, реализующих программы профессионального образования, ориентированные на повышение качества подготовки высококвалифицированных кадров. Дана характеристика проблемных зон формирования кадровой политики на уровне региона.

Ключевые слова: подготовка высококвалифицированных кадров; модели сетевого взаимодействия образовательных организаций; профессиональные образовательные программы; формирование кадровой политики.

NETWORK INTERACTION AS AN EFFECTIVE MECHANISM OF PERSONNEL POLICY AT A REGIONAL LEVEL Zh.G. Timergaleeva, R.M. Timergaleev, O.V. Pulyaevskaya

Irkutsk Regional College of Pedagogical Education, 53, 5th Zheleznodorozhnaya St., Irkutsk, 664074, Russia. National Research Irkutsk Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The paper introduces variable models of network interaction of the organizations in the field of implementation of professional educational programs. It describes the main directions of network interaction of partner organizations depending on the forms and objectives of professional education, and identifies the principles of network interaction of the organizations implementing the programs of professional education aimed at the improvement of highly qualified personnel training quality. The problem zones in the formation of the regional personnel policy are described. Keywords: training of highly qualified personnel; models of network interaction of educational organizations; professional educational programs.

В настоящее время существует острая необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России. Основной трудностью при решении этой задачи является нехватка ресурсов для материально-технического обеспечения современной научной и лабораторной базы образовательных организаций профессионального образования и отсутствие достаточного количества хорошо подготовленных высококвалифицированных кадров [1-3]. Существуют два пути преодоления этих проблем. Первый - создание мощных региональных отделений (центров), объединяющих ресурсы нескольких профессиональных образовательных организаций, с привлечением ведущих российских и зарубежных специалистов по различным приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий. Второй -

организация сетевого взаимодействия в рамках интеграции образования, науки, работодателей, бизнеса [4, 5].

Возникает необходимость разработки сетевых моделей подготовки кадров, включающих методическое, информационное и программное обеспечение реализации сетевых образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, программ профессиональной подготовки по приоритетным направлениям.

Предлагаемые сетевые модели должны базироваться на принципах преемственности, научности, практико-ориентированности, индивидуализации.

При построении сетевых моделей образования целесообразно использовать такие современные подходы: системный, проектный и компетентностный, которые позволяют реализовать базовые принципы с

1Тимергалеева Жанна Георгиевна, кандидат технических наук, заместитель директора по общеобразовательной деятельности, тел.: 89025662231, e-mail: janetta@inbox.ru

Timergaleeva Zhanna, Candidate of technical sciences, Deputy Director for Academic Work, tel.: 89025662231, e-mail: janetta@inbox.ru

2Тимергалеев Роман Михайлович, магистрант, тел.: 89087784067, e-mail: timroman@inboz.ru Timergaleev Roman, Master's Degree Student, tel.: 89087784067, e-mail: timroman@inboz.ru.

3Пуляевская Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии, тел.: 89148720592, e-mail: pulyayevsk@mail.ru

Pulyaevskaya Olga, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of the Department of Psychology, tel.: 89148720592, e-mail: pulyayevsk@mail.ru

помощью следующих механизмов:

- интеграции науки, образования и бизнеса;

- кооперации образовательных организаций, реализующих программы среднего и высшего профессионального образования; разработки модульной структуры образовательных программ; построения индивидуальных образовательных траекторий (индивидуальных планов);

- академической мобильности обучающихся и преподавателей; информатизации образования (доступности предоставления образовательных услуг) [6].

Новый этап социально-экономического развития страны ставит перед системой образования новые стратегические задачи, многие из которых возможно решить посредством внедрения сетевой формы реализации образовательных программ. Сетевая форма образовательных программ дает возможность получения непрерывного образования, в том числе посредством реализации дополнительных профессиональных программ, стажировок. Внедрение новых образовательных программ совместно с ведущими зарубежными, российскими образовательными и научными организациями; привлечение иностранных студентов для получения образования в Российской Федерации, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ [4, 5].

На наш взгляд, существует несколько типов образовательных ресурсов, которые могут быть использованы как сетевые. В первую очередь - кадровые: высококвалифицированные преподаватели и специалисты по образовательным технологиям, эксперты в области оценки профессиональных квалификаций. Во вторую очередь - информационные: базы данных, аккумулирующие сведения о новейших производственных технологиях, тенденциях рынках труда; наличие в образовательной организации электронной библиотеки; депозитариев мультимедийных продуктов. Учебно-методические и материально-технические возможности: наличие лабораторий, специализированных помещений для подготовки будущих специалистов, учебно-производственное оборудование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Разработка основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, профессиональных модулей по современным производственным технологиям; методических материалов; диагностического инструментария. Немаловажную роль при реализации сетевых форм образовательных программ должны играть партнерские связи с предприятиями и организациями реального сектора экономики; сотрудничество в профессионально-педагогическом сообществе.

Повышение эффективности взаимодействия образовательных организаций профессионального образования и предприятий может быть сформировано через следующие направления на уровне региона.

1. Создание центров по развитию профессионального образования, центров оценки и сертификации квалификации.

2. Создание совместно с работодателями образовательных кластеров.

3. Создание модульных систем формирования профессиональных компетенций.

4. Создание отраслевых ресурсных центров.

5. Создание независимых центров присвоения квалификаций.

6. Создание механизма профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, сертификации квалификации выпускников профессиональных образовательных организаций.

7. Создание на уровне региона единого информационного центра профессиональной ориентации и трудоустройства.

8. Софинансирование услуг дополнительного образования, оказываемых образовательными организациями бизнесу и гражданам.

9. Создание сетевого пространства между образовательными организациями как механизма устойчивого, организационно оформленного взаимодействия образовательных организаций между собой и с субъектами внешней среды.

10. Разработка единой базы данных образовательных программ, реализуемых по предложенным моделям.

Модель 1. Данная модель ориентирована на повышение мобильности обучающихся. Рассматриваем двух партнеров: первый - профессиональная образовательная организация (среднего или высшего профессионального образования), куда зачисляются студенты. Вторым партнером выступает другая образовательная организация (образовательная организация среднего профессионального образования - СПО, образовательная организация высшего образования -ВО, образовательная организация дополнительного профессионального образования - ДПО, ресурсные центры и т.д.), которая предоставляет свою ресурсную базу для краткосрочного обучения (могут быть стажировки, программы профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования, в том числе обучение по предпрофессиональным программам в области искусства и спорта).

Модель 2. Модель сетевого взаимодействия в рамках кооперации одного уровня профессионального образования. Данная модель ориентирована на развитие междисциплинарных и прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона. Рассматриваем двух партнеров. Первый - профессиональная образовательная организация, куда зачисляются студенты. Второй - профессиональная образовательная организация также зачисляет студентов на совместную междисциплинарную образовательную программу. Происходит объединение профессиональных образовательных организаций в систему, когда одна организация, бывшая вполне самостоятельной единицей, начинает восприниматься как одна из ячеек образовательной сети, реализующей ту или иную основную профессиональную образовательную программу. Сети из таких ячеек бывают самыми разными и сами ячейки тоже. Обычно сетевое взаимодействие такого типа позволяет реализовать конкретную образовательную программу подготовки в рамках СПО,

ВПО, разбивая ее на отдельные модули. При этом студент имеет право выбрать место изучения конкретного образовательного модуля в той профессиональной образовательной организации, где, по его мнению, гарантируется наиболее высокое качество обучения этого раздела основной профессиональной образовательной программы. Тем самым обеспечивается академическая мобильность студентов, которая является важным механизмом реализации компетент-ностного подхода в образовании. Кроме того, модель сетевого сотрудничества особенно хорошо зарекомендовала себя за рубежом при обучении по дуальным образовательным программам, когда студент получает возможность получения двойного образования по двум направлениям (специальностям) или двух дипломов различных вузов при освоении одной основной образовательной программы (ООП) на базе двух университетов. Примером такой сети является Top Industrial Managers for Europe (TIME - Ассоциация инженерных университетов Европы) - объединение более пятидесяти инженерных школ, факультетов и технических европейских университетов. Эта сеть способствует обмену студентами и особенно хорошо зарекомендовала себя для получения двойного диплома.

В данной модели обучение проводится по двум различным направлениям подготовки, то есть составляются два различных учебных плана по двум различным направлениям подготовки. Часть учебных дисциплин, изученных по одной программе в одной образовательной организации, перезачитывается в рамках другой программы в другой образовательной организации. Научно-исследовательская работа и подготовка выпускной квалификационной работы могут проходить совместно, под руководством двух преподавателей. По результатам освоения образовательной программы выдаются два одноуровневых диплома о профессиональном образовании по разным направлениям подготовки. Студент может быть зачислен в образовательную организацию в качестве экстерна или проходить обучение по индивидуальному учебному плану.

В данном сценарии необходимо определить, в каком объеме по каждому учебному плану распределяются обязанности между организациями и насколько увеличивается объем образовательной программы для каждого студента.

Предполагается, что увеличение объема осваиваемых дисциплин для каждого студента не должно превышать 25% (за основу расчетов взяты нормы интенсификации освоения образовательных программ в рамках экстерната). Распределение объемов реализуемых дисциплин в рамках каждой образовательной программы должно колебаться в пределах от 40 до 60% с учетом того, что научно-исследовательская работа студентов и подготовка выпускной квалификационной работы могут осуществляться совместно.

Модель 3. Данная модель ориентирована на формирование уникальных компетенций в рамках одного направления подготовки. Рассматриваем двух партнеров: один - профессиональная образовательная

организация среднего профессионального образования, куда зачисляются студенты, второй - образовательная организация высшего профессионального образования, которая зачисляет студентов на совместную образовательную программу по единому направлению подготовки после освоения студентом основных дисциплин, закрепленных учебным планом профессиональной образовательной организации, и получении аттестата о среднем общем образовании в рамках освоения образовательной программы. В данном сценарии составляется один, единый учебный план, аккредитованный в обеих образовательных организациях. Распределение обязанностей между организациями производится на паритетной основе.

По результатам освоения образовательной программы выдаются два разноуровневых диплома: о среднем профессиональном образовании (в рамках осваиваемой профессии/специальности) и высшем образовании по одному направлению подготовки, а также аттестат о среднем общем образовании.

Модель 4. Модель «образовательная организация - организация, осуществляющая обучение». В этом случае партнерских договорных соглашений одна организация имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности как по образовательным программам профессионального образования, так и дополнительным профессиональным программам, программам профессиональной подготовки. Вторая организация имеет лицензию на реализацию программ профессиональной подготовки, дополнительных профессиональных программ или это иностранная организация, осуществляющая образовательную деятельность и выдающая свои национальные документы. Виды учебной деятельности, по которым возможно сотрудничество между двумя организациями: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; обучение в виде стажировки; практика в виде стажировки; практико-исследовательская работа в виде стажировки.

Модель 5. Рассматриваем двух партнеров. Один -профессиональная образовательная организация, куда зачисляются студенты. Второй - международная организация, которая реализует совместную образовательную программу.

В настоящее время наиболее распространенными формами реализации совместных образовательных программ являются:

• аккредитованные программы, когда одна профессиональная образовательная организация признает эквивалентность программы другой международной организации собственной образовательной программе с возможной выдачей собственного диплома выпускникам партнера;

• франчайзинговые программы, когда одна профессиональная образовательная организация передает другой права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки;

• программы двойных и совместных дипломов, когда имеет место согласование учебных планов и про-

грамм, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в профессиональных образовательных организциях-партнерах, наличие общих структур управления программой, выдача совместного диплома.

В данном случае для сетевой формы реализации образовательных программ наиболее приемлемым является третий вид взаимодействия с международной организацией.

Модель 6. Данная модель ориентирована на сетевое взаимодействие СПО - на базе ресурсных центров. Результатом деятельности ресурсного центра должен являться не только научный продукт, но и специалист, способный внедрить данную разработку в реальное производство. Другими словами, ресурсный центр в некотором смысле является бизнес-инкубатором, позволяющим привить обучающимся навыки научной и инновационной деятельности. Ресурсный центр создается как структурное подразделение образовательной организации для выполнения следующих задач:

- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения образования любого уровня и вида;

- удовлетворение потребности предприятий в квалифицированных дипломированных специалистах;

- привлечение высококвалифицированных специалистов отраслевых институтов и образовательных организаций к совместной образовательной деятельности;

- создание новых программ и методов, способствующих внедрению международной практики в рамках дуальной программы два диплома;

- разработка программ поддержки молодых специалистов;

- организация сетевых образовательных мероприятий (олимпиад, конкурсов и т.д.);

- организация сетевых проектов.

Еще одной важной задачей для ресурсного центра должна стать реализация модели регионального сетевого взаимодействия. В этом случае ядром модели сетевого взаимодействия является ресурсный центр, созданный на базе образовательной организации. Такой ресурсный центр может быть создан совместно с институтом, университетом, участвующим в сетевой форме реализации образовательных программ. Территориальная ограниченность данной модели обусловливается необходимостью минимизации расходов, связанных с требуемой для реализации этой модели академической мобильностью студентов. Подобное ограничение может быть снято путем освоения образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и академической мобильности преподавателей.

Также ресурсный центр может решать следующие задачи, входящие в основную деятельность:

- определение стратегических направлений и приоритетов профессиональной подготовки;

- формирование ежегодного заказа от работодателей на подготовку квалифицированных специалистов;

- принятие активного участия в разработке образовательных и профессиональных стандартов;

- координация и сопровождение разработки перспективных сетевых программ по подготовке востребованных на рынке труда профессий, специальностей.

Все рассмотренные виды взаимодействия организаций направлены на повышение качества образования, конкурентоспособности образовательных организаций, мобильности обучающихся. Сетевая форма реализации образовательных программ является общепринятой мировой практикой обучения и имеет широкие перспективы в системе отечественного высшего образования.

Статья поступила 28.10.2015 г.

1. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 // Российская газета. 2012. 9 мая. Столичный вып. № 5775.

2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 29 декаб. 2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. 2012. 31 декабря. Федер. вып. № 5976.

3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 // Российская газета. 2013. 28 авг. Федер. вып. № 6166.

4. Весна Е.Б., Гусева А.И. Модели взаимодействия органи-

Библиографический список

заций при сетевой форме реализации образовательных программ [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журнал. 2013. № 6. URL: www.science-education.ru/113-10934 (14.12.2014).

5. Модели сетевого взаимодействия вузов при подготовке кадров высшей квалификации / М.Б. Гитман, А.Н. Данилов, В.Ю. Столбов, А.А. Южаков // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 69-73.

6. Пат. № 2355038, РФ. Способ обучения / О.В. Пуляевская, Л.В. Хмеленкова; заявитель и патентообладатель Иркутский государственный технический университет; заявл. 09.11.2007; опубл. 10.05.2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.freepatent.ru/patents/2355038 (12.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.