Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие Герценовского университета: от разработки к реализации'

Сетевое взаимодействие Герценовского университета: от разработки к реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие Герценовского университета: от разработки к реализации»

СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Н. О. Верещагина, О. В. Харитонова

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ОТ РАЗРАБОТКИ К РЕАЛИЗАЦИИ1

Текущий год ознаменован вторым годом реализации в Герценовском университете Программы стратегического развития на 2012-2016 гг. В рамках данной программы можно выделить образовательный проект 1.1.1 «Разработка и реализация образовательных программ и модулей отдельных образовательных программ, ориентированных на инновационную деятельность в образовании и социальной сфере с учетом потребностей региональных рынков труда, запросов работодателей и образовательных потребностей обучающихся, в том числе совместных (сетевых) образовательных программ и модулей» (руководитель проекта — профессор О. В. Акулова до августа 2013 г., профессор Н. О. Верещагина в настоящее время). Цель реализации нашего проекта — содействовать обновлению образовательных программ, реализуемым в РГПУ им. А. И. Герцена и сетевых вузах, в соответствии с мировыми тенденциями и способствовать повышению качества подготовки профессиональных кадров для сферы образования и социальной сферы путем разработки образовательных программ и отдельных модулей, учитывающих потребности региональных рынков труда, запросы работодателей и образовательные потребности обучающихся.

Итак, оказалось, что задача, поставленная нашим университетом еще в 2011 г. при разработке проекта 1.1.1 — разработка сетевых образовательных программ, — созвучна идеям, заложенным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Сетевые формы реализации образовательных программ применяются в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов» [10].

Таким образом, вступление в силу нового закона об образовании совпало с первым годом апробации 8 сетевых магистерских программ, которые были разработаны в 2012 г. (подробнее см. [2, 3]), и одной программы, у которой процесс разработки и реализации выступали параллельными процессами («050100.68 — Педагогическое

1 В статье использовались материалы, предоставленные исполнителями проекта 1.1.1.

образование», магистерская программа «Государственно-общественное управление образованием»).

Кроме того, в 2013 г. впервые на уровне открытого публичного конкурса КЦП по программам высшего образования 2014 г. вузам была предоставлена возможность заявить свои предложения по контрольным цифрам приема граждан по программам магистратуры, в том числе с использованием сетевой формы (в соответствии со ст. 15 [10]).

Исходя из международного опыта и для решения задачи повышения конкурентоспособности российского высшего образования, Министерством образования и науки Российской Федерации рассматривается вопрос о государственной поддержке развития сетевой формы реализации образовательных программ магистратуры как призванных укрепить сотрудничество между вузами, научными организациями и предприятиями наукоемких отраслей.

Надо сказать, что и здесь Герценовским университетом была выбрана правильная стратегия, поскольку все 13 разработанных основных образовательных программ относятся к уровню магистратуры (9 из них уже реализуются, а 4 готовы к реализации с 2014 г.).

Почему же сетевая форма обучения была выбрана одним из основных механизмов развития Герценовского университета в сфере высшего образования?

Модернизация системы образования, происходящая сегодня, способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с учащимися и педагогическими кадрами, новую модель, позволяющую обеспечить экономический рост, социальное и экономическое благосостояние, конкурентоспособность на рынке труда.

И на наш взгляд, данная проблема может быть решена при создании сетевого взаимодействия; организации системного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества.

Преимущество такого сотрудничества обусловлено гибкостью и подвижностью принципов сетевых организаций, соответствующих требованиям современной жизни. Система связей, формирующаяся при сетевом взаимодействии, позволяет разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования. Кроме того, преодолевается автономность и закрытость образовательных учреждений и устанавливается взаимодействие на принципах социального партнерства. Интегратив-ные процессы стимулируют взаимодействие не только между учебными заведениями, но и интеграцию образования в профессиональные учреждения, что выдвигает на первый план обучение практическим навыкам освоения будущей профессии и превращает образование в фактор жизненного успеха.

Еще одной причиной обращения к новым организационным формам образования можно считать реструктуризацию мирового и постсоветского культурного пространства, в результате которой возникает потребность у учащихся освоения единых базовых ценностей культуры. Вступление в сложившуюся сеть европейских учебных заведений неминуемо требует ревизии собственных ресурсов и объединения усилий для равноправного партнерства. Тем более, что в России образование являлось приоритетом практически весь ХХ в. и имеется очень хорошая научная база для создания сильных образовательных продуктов, которые могут быть предложены российскому и не только образовательному сообществу. В связи с этим образование становится средством познания множества культур: школа, вуз выходит за пределы собственных стен, а образо-

вательной средой для каждого учащегося может стать одновременно несколько учебных заведений страны и мира. Все это требует создания реального единого образовательного пространства [5].

Как отмечают сами исполнители проекта, сетевое сотрудничество образовательных учреждений позволит эффективно реализовывать программу академической мобильности, направленную на интеграцию научного и образовательного пространства, ибо выстраиваются прочные и эффективные вертикальные и горизонтальные связи не столько между образовательными учреждениями, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами.

В процессе разработки и реализации сетевых магистерских программ участвует Герценовский университет и один из вузов, входящий в сетевое объединение высших учебных заведений «Педагогические кадры России».

Сетевое взаимодействие зафиксировано договором о сотрудничестве, а совместная работа над программой — дополнением к договору, в котором определены: вид, уровень и направленность образовательной программы; правила приема, порядок организации академической мобильности и статус обучающихся в организациях, реализующих образовательную программу в сетевой форме; условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе; выдаваемый документ об образовании; срок действия договора. Стоим отметить, что такое юридическое определение прав и обязанностей партнеров полностью соответствует государственным требованиям к сетевой образовательной программе [10].

Кроме того, именно в 2013 г. в ходе работы над проектом 1.1.1 РГПУ им. А. И. Герцена заключил еще два договора о вступлении в сетевое объединение «Педагогические кадры России» с Владимирским государственным университетом имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (магистерская программа «Региональный культурно-познавательный туризм») и Сахалинским государственным университетом (магистерская программа «Безопасность на дорогах и транспорте»).

Выбор партнеров для сетевого взаимодействия в рамках образовательных программ проходит не случайно, а опирается на установленные, зачастую многолетние, научные связи и контакты. Учитывается не только возможность вуза-партнера в разработке и реализации образовательных программ или отдельных модулей (дисциплин), но и потенциал работать в слаженной команде над одним долгосрочным проектом, поскольку данный вид деятельности раскрывает горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению педагогического опыта и образовательных ресурсов в процессе разработки и реализации основной образовательной программы. Все это свидетельствует о преемственности и всестороннем партнерстве и сотрудничестве не только на уровне содержания образования, методов и организационных форм обучения, но и на уровне образовательных учреждений, причем как в России, так за рубежом.

Так, например, разработчики уже реализуемой программы на факультете физики «Физика наноструктур и наноэлектроника» (партнер: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина) получили предложение о сотрудничестве от Курганского государственного университета.

Несмотря на заинтересованность участников процесса в развитии новых форм взаимодействия, на начальном этапе перед всеми разработчиками стояла задача создания условий для сетевого сотрудничества: организация совместной деятельности уча-

стников сети в управлении, распределение ресурсов для осуществления деятельности; возможность проявления собственной инициативы; участие в создании общей системы профессиональных ценностей; возможность участия в формировании общих критериев эффективности деятельности; право предоставлять информацию о своей деятельности другим участникам сети; право на использование информации о деятельности других участников сети; создание собственных каналов информации или возможность стать частью других информационных каналов.

Анализ сложившейся ситуации показал необходимость перестройки взаимоотношений, причем не только с партнером, но и нашими разработчиками. Так, например, инициаторами разработки магистерской программы «Региональный культурно-познавательный туризм» со стороны Герценовского университета выступили сразу две кафедры: художественного образования и музейной педагогики (с 01.09.2013 — художественного образования и декоративно-прикладного искусства) и теории и истории культуры факультетов изобразительного искусства и философии человека. В тоже время программа «Государственно-общественное управление образованием» объединила в список исполнителей преподавателей с пяти факультетов РГПУ им. А. И. Герцена. Отметим, что из 13 разработанных магистерских программ только программа «Образование лиц с проблемами интеллектуального развития» была создана усилиями преподавателей одной кафедры Герценовского университета. Данный факт может быть объяснен спецификой реализуемого направления («050700 — Специальное (дефектологическое) образование») и самой программой. Впервые в практике высшего профессионального образования в России предусмотрена подготовка уникальных специалистов уровня магистра для учреждений сферы образования и реабилитации детей с проблемами интеллектуального развития.

Тесный межкафедральный и межфакультетский контакт внутри Герценовского университета, не говоря уже о связи с вузом-партнером, над разработкой магистерских программ несет в себе потенциал нового качества образования и новых форм образовательных программ.

Исходя из этого, необходимыми условиями сетевого взаимодействия при разработке образовательных программ выступают: возможность совместной деятельности участников сети; общее информационное пространство; механизмы, создающие условия для взаимодействия.

Не стоит забывать, что выбор партнера не ограничивается его географическим расположением. И на сегодняшний день самым западным нашим партнером в рамках проекта 1.1.1 является Университет Восточной Финляндии, а самым восточным — Сахалинский государственный университет. Расстояние между этими вузами составляет порядка 6500 км, а разница во времени 11 часов!

Территориальная удаленность и разница во времени внесли во взаимодействие наших вузов некоторые организационные трудности, однако эти проблемные вопросы не стали существенными недостатками, а наоборот — дали толчок развитию дистанционной формы взаимодействия.

Исполнителями проекта были установлены механизмы и регламент осуществления взаимодействия. Было определено время проведения рабочих совещаний и заседаний через Skype, on-line конференции в дистанционном режиме.

Важно понимать, что в дистанционном режиме происходит не только взаимодействие разработчиков программы по подготовке: материалов для дистанционных курсов

и размещении их на платформе РГПУ им. А. И. Герцена с обеспечением доступа всех студентов, обучающихся на данной магистерской программе; материалов для проведения вебинаров; материалов для проведения совместных дискуссий в асинхронном режиме и режиме реального времени; плана реализации подготовленных курсов (определение сроков реализации, проведения вебинаров, совместных интерактивных занятий и т. п.); но и собственно обучение студентов.

Так, например, подготовке к реализации совместной программы с Финляндией «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация» способствовала экспериментальная апробация с 2010 г. одного из модулей будущей программы магистерской подготовки — «Раннее обучение иностранным языкам» на основе использования платформы дистанционного обучения МооШе. В рамках этой апробации преподаватели и студенты осваивали новые способы учебного взаимодействия [4], проводилось изучение особенностей этого взаимодействия, отрабатывались его модели и механизмы, которые легли в основу реализации основной образовательной программы. Примечательно, что обсуждение апробации форм образовательного взаимодействия всегда велось с участием студентов обеих стран.

Конечно, развитие современных дистанционных технологий обогащает образовательный процесс возможностью удаленного взаимодействия с коллегами и студентами, обеспечивая высокий уровень коммуникации всех участников процесса без учета географических границ. И одновременно с этим определяет специфику построения магистерской программы.

Параллельно с выбором партнера и установления возможных форм взаимодействия определялась и сама образовательная программа. Этому предшествовал анализ рынка труда и изучение востребованности той или иной магистерской программы. И согласно мониторингу, проведенному центром содействия трудоустройству выпускников «Мост», все сетевые программы, которые были разработаны за последние два года, являются привлекательными для абитуриентов, востребованными на рынке труда, гарантирующие трудоустройство и эффективную будущую карьеру.

Так, все программы проекта можно условно разделить на две категории. Первая — программы, направленные на решение социальных проблем, которые либо еще не разрешены в обществе, либо стали в силу различных причин более острыми. К ним можно отнести «Безопасность на дорогах и транспорте», «Психологическое сопровождение служебной деятельности» и др. Вторая — программы, соответствующие новым перспективным отраслям и сферам в жизнедеятельности человека. Например, «Методика дистанционного обучения математике», «Региональный культурно-познавательный туризм», «Физика наноструктур и наноэлектроника» и др. В выборе программ учитывалась ситуация не только в Санкт-Петербурге, но и на региональных рынках труда и международном, в случае программы «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация».

Доказательством востребованности сетевых программ служит и достаточно высокий конкурс на разработанные программы во время приемной кампании 2013 г. К примеру, на программу «Государственно-общественное управление образованием» конкурс составил 3 человека на место. В общей сложности Герценовский университет зачислил на сетевые магистерские программы в текущем году 67 студентов, из них 3 внебюджетных. В 2014 г. планируется осуществить набор на 83 бюджетных места.

Характер государственных требований, зафиксированных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, к планируемым результатам освоения каждым студентом основной образовательной программы и удаленность партнеров по сетевой программе определили всем разработчикам необходимость описания модели такой образовательной программы, которая при наличии определенного комплекса условий позволит обеспечить современное качество образования на основе организации образовательного процесса по индивидуальным образовательным маршрутам студентов.

Организация образовательного процесса по сетевым магистерским программам обеспечивает индивидуализацию обучения через механизмы формирования и согласования совместных учебных планов, самостоятельной работы, составления гибких расписаний занятий, применение современных образовательных технологий (в том числе дистанционных), регламентацию научно-исследовательской деятельности магистрантов [6].

Особую роль, несомненно, играет компетентностный подход [1], позволяющий перенести акцент с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на формирование компетенций как ожидаемых результатов образовательного процесса. Его осуществление имеет особое значение для становления профессионального и личностного облика выпускника, осваивающего магистерскую программу.

Кроме того, модульный подход к построению содержания программы. В его рамках основная образовательная программа рассматривается как целостная система, состоящая из совокупности инвариантных и вариативных образовательных модулей. Инвариантные модули являются обязательными для изучения всеми студентами, осваивающими конкретные образовательные программы. Вариантные модули выбираются студентами и обеспечивают формирование готовности к профессиональной деятельности в разных областях или сферах специального образования, реабилитации и др. [5]. Также модульный подход позволяет реализовывать следующие формы сетевого взаимодействия: параллельное освоение студентами каждого из университетов модулей (обучение осуществляется преподавателями соответствующих университетов независимо друг от друга); совместное преподавание модулей (учебное взаимодействие студентов осуществляется через дистанционные технологии), электронное обучение студентов обоих университетов преподавателем одного из университетов-партнеров.

Построение учебного плана по модульной структуре позволит студенту осваивать учебное содержание в разных образовательных учреждениях, а значит, обеспечит ему академическую мобильность. Обучающийся оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы магистрантами уже сейчас можно отнести:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основопо-

лагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Именно включенность самих студентов в выстраивание своего образовательного маршрута обеспечит, в конечном итоге, успешность освоения всех программ. Индивидуализация обучения и разработка индивидуального образовательного маршрута обеспечат индивидуально-дифференцированный подход не только через содержание и отбор учебного материала, но и через другие дифференцированные формы, позволяющие проявлять индивидуальность:

• организацию самостоятельной работы (задания варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей студентов, а также путем их группировки внутри группы по различным признакам);

• развертывание спектра программ внеурочной деятельности обучающихся в части, формируемой участниками образовательного процесса;

• организацию проектной, в том числе учебно-исследовательской деятельности магистрантов, подготовку к защите индивидуального учебного проекта, исследовательской работы, магистерской диссертации и полноценного исследования;

• формирование единых подходов к содержательному наполнению и способам представления портфолио личностных достижений магистрантов, обеспечение их преемственности при переходе на следующую ступень образования (а также при получении итоговой оценки по дисциплинам).

Уже в первый год реализации сетевых программ магистранты принимали активное участие в образовательной и научной жизни вузов-партнеров.

Так, на факультете управления была реализована осенняя российско-голландская школа «Предпринимательство и бизнес-инжениринг». К реализации данного мероприятия были привлечены студенты-магистранты основной образовательной программы «Проектный менеджмент в образовании». В рамках реализации данного образовательного проекта студенты овладели не только необходимыми управленческими компетенциями, приняли участие в семинарах, на которых детально обсуждались все риски управления образовательными проектами, в том числе и проектами на международном уровне. Приобретенный опыт можно рассматривать как неотъемлемую часть организации культурной и образовательной среды данной образовательной программы, направленной на изучение принципов реализации проектов в образовании на реальных примерах в учебном процессе.

По программе «Психологическое сопровождение служебной деятельности» с магистрантами не реже одного раза в месяц проводятся различные мероприятия: круглые столы, собеседования, консультации с подведением итогов, рекомендациями по планированию предстоящей деятельности. Подразумевается, что в процессе освоения образовательной программы студенты будут принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в Северо-Западном федеральном округе в целом и в Санкт-Петербурге в частности с учетом специфики освоения основной образовательной программы.

На юридическом факультете успешно были проведены практические занятия преподавателем Омского государственного педагогического университета, кандидатом исторических наук, доцентом Е. В. Безвиконной по дисциплинам «Юридическая конфликтология» и «Актуальные проблемы медиаторинга». Преподаватели из вузов-партнеров проводят занятия со студентами в форме дискуссий, где обсуждаются актуальные проблемы в сфере современного законодательства. Проводится обмен методами и технологиями обучения.

В 2014 г. запланирован обмен студентами, обучающимися по программе «Образовательный туризм», для сбора материалов в ходе написания магистерских диссертаций.

Данные мероприятия способствуют совершенствованию механизмов межвузовской академической мобильности, а также созданию единого образовательного пространства.

Представляется перспективным в процессе реализации образовательной программы создание коллективных образовательных продуктов: совместных образовательных проектов, совместных студенческих работ, что позволит осуществить количественное и качественное приращение знаний и умений у будущих специалистов. Это позволит разработать механизмы решения различных задач на межвузовском уровне, создавая межвузовские коллективы в форме сетевых виртуальных организаций.

В соответствии с соглашением вузы-партнеры приняли на себя обязательства участвовать в обмене опытом подготовки кадров в области высшего профессионального образования, в совершенствовании учебно-методической и научно-исследовательской работы, а также обеспечивать в рамках реализуемой образовательной программы академическую мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава в различных формах (реализация отдельных модулей, дисциплин, практик и др.). Поэтому нельзя не отметить работу профессорско-преподавательского состава, который, собственно, претворяет в жизнь замыслы разработчиков сетевых программ.

Особое внимание при разработке программ дисциплин совместных программ обращается на современность содержания концептуальных научных основ, актуальность нормативно-правовой документации, современность литературы, включенной в перечень литературы [7-9]. Профессорско-преподавательский состав кафедр, участвующих в реализации основной образовательной программы в рамках программы стратегического развития, постоянно повышает уровень профессиональной подготовки в области управленческой и педагогической деятельности. Этого требует сами программы, которые носят инновационный характер, отвечают самым современным запросам общества. Информация, заложенная в основу программ, с одной стороны, является фундаментальной, универсальной, а с другой — эти программы содержит часто обновляемую информацию. Следовательно, наша цель — не только научить магистрантов гибко мыслить, самостоятельно оценивать и глубоко анализировать проблемы и кризисы современного общества, но и добиться высочайшего уровня преподавания, умения профессорско-преподавательского состава быстро реагировать на меняющуюся информацию, оценивать потребности образовательной системы.

Поэтому, как отметили исполнители проекта: «...при размышлении на тему: кто бы смог разработать и прочитать данный курс, ответ появляется практически безальтернативный. Считаю, что это важно — мы включили в разработку программы ведущих специалистов».

Однако меняется не только содержание, но и формы проведения занятий: организация и проведение круглых столов, тематических консультаций, семинаров и практических занятий, мастер-классов в дистанционном режиме в режиме он-лайн; приглашение/командировка специалистов для проведения занятий в вузе-партнере, совместное руководство НИР и магистерскими диссертациями студентов обоих вузов и т. д.

Конечно, ожидаемый эффект от реализации сетевых магистерских программ можно будет оценить после первого выпуска, но, очевидно, что достижение этого результата возможно только при объединении потенциала преподавательских кадров,

информационных ресурсов и баз реализации практической деятельности этих вузов, объединенных общими целевыми ориентирами.

Несомненно, первый год реализации и второй год разработки сетевых магистерских программ позволяют обозначить некоторые проблемы:

• реклама и маркетинг совместных программ;

• обеспечение мобильности преподавателей и студентов;

• организация приема и проживания студентов и преподавателей университетов-партнеров;

• информационное сопровождение образовательной программы (от общих сведений о программе до критериев оценок, процедур и правил проведения экзаменов), в том числе в дистанционной форме;

• повышение квалификации преподавательского состава;

• создание инфраструктуры развития образовательных услуг на межвузовском уровне для управления образовательными маршрутами студентов в любом вузе-партнере и деятельностью преподавателей;

• особое сопровождение, институциональная поддержка, кадровое обеспечение международных совместных образовательных программ, которое должно определять модели взаимодействия университета с зарубежным партнером в зависимости от целого ряда факторов.

Решение этих вопросов будет способствовать повышению качества реализации сетевых магистерских программ. Мнение разработчиков сетевых магистерских программ состоит в том, что «... мы видим преимущества сетевой образовательной программы: для студентов — в возможности получить образование в индивидуальном режиме, независимо от места проживания, для развития образовательной системы — в расширении информационных и коммуникативных технологий, для преподавательского корпуса — большие преимущества в сотрудничестве, в обмене и обогащении практическим опытом».

Более того, существенным является тот факт, что формат сетевого взаимодействия невозможно выстроить раз и навсегда, оно будет трансформироваться в зависимости от состава исполнителей, их целей, направлений деятельности, вызовов времени и т. п. Значит, сетевое взаимодействие — это эффективная стратегия, строящаяся на принципах: открытости и доверительности, высокого профессионализма, развития общественной инициативы, поддержки и стимулирования инноваций, всестороннего социального партнерства и сотрудничества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова О. В., Баранова Е. В., Бордовский Г. А., Гончаров С. А., Елизарова И. К., Заир-Бек Е. С., Козырев В. А., Маленкова Л. О., Пискунова Е. В., Радионова Н. Ф., Роговая О. Г., Седова Н. В., Соломин В. П., Тряпицына А. П. Модернизация современного университетского образования в контексте инновационного развития: Учебно-методическое пособие для руководителей и научно-педагогических работников вузов. Сер. «Инновационная образовательная программа Герце-новского университета». — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 133 с.

2. Акулова О. В., Харитонова О. В. Сетевые магистерские программы: инновационный опыт Гер-ценовского университета // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. 1/2013. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 43-50.

3. Анисимова Н. И., Бордовский Г. А., Бордовский В. А., Сельдяев В. И., Семенова Е. Ю. Опыт сетевого взаимодействия в Герценовском университете // Физическое образование в вузах. 2013. Т. 19. № 3. С. 19-26.

4. Киселева М. В., Погосян В. А. Модели учебного взаимодействия в высокотехнологичной информационной образовательной среде // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей. — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2013. С. 58-65. — http://fit-herzen-conf.ru/pdf/2012.pdf

5. Соломин В. П., Гончаров С. А. Педагогические кадры: новый образ, новое образование // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2. С. 3-11.

6. Попова Р. И., Киселева Э. М., Станкевич П. В. Стратегия формирования специализированных магистерских программ в области образования безопасности жизнедеятельности // Вестник Челябинского педагогического университета. 2013. № 3. (0,75п. л.)

7. Учебно-методический комплекс по сетевой образовательной программе подготовки магистров «Психологическое сопровождение служебной деятельности» / Семикин В. В., Худяков А. И., Пашкин С. Б., Виноградов П. Н., Макаров Ю. В., Лисовская Н. Б.. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — 299 с.

8. Учебно-методический комплекс сетевой образовательной программы подготовки магистров «Экономика и управление в сфере услуг» по направлению «080100 — Экономика» / Отв. ред. Н. В. Василенко. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — 242 с.

9. Учебно-методической комплекс основной образовательной программы «Образование лиц с проблемами интеллектуального развития» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» / Под ред. А. Зарин, А. П. Антропова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — 10 п. л.

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

С. В. Дружинина

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Любая целостная система содержит в себе узловой механизм. В системе производственных отношений таким механизмом является собственность. Собственность, как экономическая категория, представляет собой отношения между людьми по поводу присвоения материальных средств производства. Присвоение — это достаточно сложный и многоступенчатый социально-экономический процесс, который зависит от структуры экономики. Существуют две формы присвоения: присвоение непосредственно через труд и присвоение через обращение. Первая форма присвоения осуществляется через труд, и в этом случае мы имеем дело с трудовой собственностью. На этом виде собственности основано трудовое право. Вторая форма присвоения осуществляется через обращение, и в этом случае частная собственность, созданная трудом, превращается в собственность, созданную капиталом. Чтобы разобраться в видах и формах собственности, следует рассмотреть три основных атрибута собственности: пользование, владение, распоряжение. Пользование представляет собой извлечение из предмета каких-то полезных свойств. Владение — это ограниченная собственность. Распоряжение предполагает полное присвоение объектов собственности. В зависимости от этих состояний собственности можно выделить три типа собственников. Первый тип — это наследник (потенциальный собственник). Условия вступления наследника в права собственника закреплены законодательно. Второй тип — владелец. Он извлекает из вещи полезные свойства, пользуется ею, но не может продать ее, подарить, заложить в лом-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.