Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие дошкольных учреждений в рамках международного проекта'

Сетевое взаимодействие дошкольных учреждений в рамках международного проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / NETWORK DESIGN / MODERNIZATION OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжова Н. А.

Анализируются результаты сетевого проекта Департамента образования г. Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», цель связана с модернизацией дошкольного образования, разработкой и апробацией новых форм и методов работы, в том числе новых вариантов эффективного взаимодействия дошкольных учреждений, тиражированием инновационных технологий дошкольного образования в России и зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING INTERACTION OF PRESCHOOL INSTITUTIONS WITHIN AN INTERNATIONAL PROJECT

The article analyzes results of the network project of the Moscow Department of Education and UNESCO Moscow Education: from infancy to school. The aim is related to the modernization of preschool education, development and testing of new forms and methods of work, including new versions of the effective interaction of preschool, replicating innovation of preschool education in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие дошкольных учреждений в рамках международного проекта»

УДК 371

Н. А. Рыжова

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА

Анализируются результаты сетевого проекта Департамента образования г. Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», цель связана с модернизацией дошкольного образования, разработкой и апробацией новых форм и методов работы, в том числе новых вариантов эффективного взаимодействия дошкольных учреждений, тиражированием инновационных технологий дошкольного образования в России и зарубежных странах.

Ключевые слова: сетевой проект, модернизация дошкольного образования.

В 2008 г. в Москве начал реализовываться пилотный проект Департамента образования г. Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». Он рассчитан на пять лет и включает целый ряд отдельных проектов, у каждого из которых есть свой научный руководитель. Проекты отражают самые разные направления дошкольного образования: взаимоотношения семьи и детского сада, интеллектуальное, патриотическое воспитание, изучение языков и многие другие.

Один из таких проектов (проект «Мы и природа») посвящен раннему экологическому образованию детей. Он выполняется в рамках десятилетия образования для устойчивого развития, объявленного ООН в 2005 г.

Важными задачами общего пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы» стали: модернизация дошкольного образования, разработка и апробация новых форм и методов работы, в т. ч. новых вариантов эффективного взаимодействия дошкольных учреждений, обобщение и распространение наиболее интересного опыта как в самой столице, так и в других регионах России и в зарубежных странах.

Для решения этих задач на базе лучших дошкольных учреждений были созданы ресурсные центры, ставшие в дальнейшем центрами сетевого взаимодействия. (Каждый проект реализовывался на базе одноименного ресурсного центра.) Такое сетевое взаимодействие было сформировано в нашей стране впервые, и в настоящее время уже многие регионы в той или иной форме используют этот опыт. Что же такое ресурсный центр? Это учреждение, которое не только выполняет задачи проекта, но и объединяет ряд других детских садов, работающих по этой же проблеме. Кроме того, на базе ресурсного центра обобщается самый интересный опыт работы всех дошкольных учреждений столицы.

Все ресурсные центры общего пилотного проекта и сетевые площадки взаимодействуют между собой. Каждое дошкольное учреждение выбирает направление работы в рамках общей темы и зани-

мается им более углубленно. Рассмотрим взаимодействие учреждений, сложившееся при реализации проекта «Мы и природа», научным руководителем которого является автор статьи.

Сетевое взаимодействие было сформировано не сразу. Если на первой презентации проекта только несколько дошкольных учреждений выразили желание стать сетевыми площадками, то через четыре года их стало уже более 70. Выбор ресурсного центра (Центр развития ребенка - детский сад № 2337) был не случаен, так как это учреждение в течение многих лет являлось городской экспериментальной площадкой по проблеме экологического образования. Некоторые сетевые дошкольные учреждения выбрали тему по созданию развивающей предметной среды для экологического образования, другие занимались проектно-исследовательской деятельностью, третьи искали пути эффективного взаимодействия с семьями в области экологического просвещения и т. п.

Нами была определена структура общегородского сетевого взаимодействия в рамках проекта «Мы и природа». Можно выделить несколько уровней площадок, сотрудничающих с ресурсным центром. Первый уровень - дошкольные учреждения, которые ранее были экспериментальными площадками и имеют большой опыт работы по проблеме. Второй уровень - сетевые площадки, которые ранее углубленно занимались проблемой экологического образования, однако не были экспериментальными площадками. Третий уровень - сетевые площадки, которые ранее не занимались данной проблемой, однако начали активно заниматься ею в рамках проекта. На более поздних стадиях реализации проекта наиболее успешно работающие сетевые площадки сами стали окружными ресурсными центрами и объединили вокруг себя начинающие работать дошкольные учреждения. Кроме того, ресурсные центры выбирали себе партнеров для взаимодействия, что способствовало реализации принципа интеграции в экологическом образовании. Так, ресурсный центр «Мы и природа» тесно сотрудничал с ресурсными центрами «Мо-

сковская семья - компетентные родители», «Таланты с малых лет» (музыкально-художественное образование) и т. п.

Коллектив педагогов ресурсного центра разрабатывал и апробировал инновационные технологии экологического образования дошкольников как части образования для устойчивого развития и собирал, анализировал, обобщал инновационный опыт других дошкольных учреждений - в виде рукописей, компьютерных презентаций, опубликованных материалов, фотографий, отчетов. Часть материалов затем была размещена в электронной библиотеке Департамента образования, т. е. оказалась в свободном доступе.

Ресурсный центр также был организатором различных городских мероприятий, которые посещали не только участники проекта «Мы и природа», но и педагоги многих детских садов, не имеющих непосредственного отношения к проекту. Таким образом, в проект вовлекались все новые и новые участники. Со временем на мероприятия стали приглашать и педагогов Московской области, которые фактически стали новыми сетевыми участниками и не только перенимали столичный опыт, но и распространяли свой. Кроме того, к участию в проекте были приглашены различные организации и учреждения, например природные охраняемые территории, музеи, библиотеки, школы. Таким образом осуществлялась связь с социумом.

Формы организации мероприятий были разными. Это и круглые столы, на которых сами педагоги рассказывали о своем опыте работы, обсуждали наиболее актуальные проблемы, выставки, недели педагогического мастерства, которые проходили не только в ресурсном центре, но и в других дошкольных учреждениях и собирали очень большое количество участников, семинары, мастер-классы, деловые игры, конференции, просмотры и обсуждение видеофильмов, созданных детьми мультфильмов, фотосессий, показ открытых занятий, праздников. При этом активно использовались интерактивные методы обучения и информационные технологии.

Взаимодействие осуществлялось не только на уровне педагогических коллективов разных дошкольных учреждений, но и на уровне научных

руководителей, которые искали точки соприкосновения, пути интеграции разных направлений, проводили совместные мероприятия. Так, на конференциях ресурсного центра проекта «Мы и природа» выступали научные руководители проектов «Московская семья - компетентные родители», «Знаю много языков» и др. Такое взаимодействие помогало педагогам реализовать целостный образовательный процесс.

Благодаря ресурсному центру очень многие детские сады научились представлять результаты своей работы, в т. ч. и в виде компьютерных презентаций, видеофильмов. Многие дошкольные учреждения размещали информацию о проекте и результатах своей работы на сайтах, благодаря чему с ней могли познакомиться и родители, и общественность. Консультации осуществлялись не только в традиционной форме, но и через электронную почту.

В рамках общего пилотного проекта Департаментом образования проводились интернет-конференции, городские конференции. В 2010 г. в Москве проходила Всемирная конференция ЮНЕСКО, которая впервые была посвящена образованию и воспитанию детей младшего (до 8 лет) возраста. Участники конференции посетили дошкольные учреждения, которые участвовали в реализации пилотного проекта, и высоко оценили организацию сетевого взаимодействия.

Таким образом, в результате реализации проекта «Мы и природа» были не только разработаны инновационные технологии в области экологического образования и образования для устойчивого развития, но и создана инновационная эффективная система взаимодействия дошкольных учреждений, способствующая быстрому распространению опыта педагогических коллективов. Каждое дошкольное учреждение не просто копировало опыт других участников проекта, а адаптировало полученную информацию под свои конкретные условия. Педагоги творчески развивали идеи своих коллег, что в результате приводило к появлению очередного инновационного продукта и его представлению в рамках сетевого сообщества. Сетевое взаимодействие стало эффективной формой повышения квалификации педагогов и модернизации дошкольного образования.

Рыжова Н. А., доктор педагогических наук.

Московский городской педагогический университет.

2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 30.03.2012.

N. A Ryzhova

NETWORKING INTERACTION OF PRESCHOOL INSTITUTIONS WITHIN AN INTERNATIONAL PROJECT

The article analyzes results of the network project of the Moscow Department of Education and UNESCO “Moscow Education: from infancy to school”. The aim is related to the modernization of preschool education, development and testing of new forms and methods of work, including new versions of the effective interaction of preschool, replicating innovation of preschool education in Russia and abroad.

Key words: network design, modernization of preschool education.

Moscow City Pedagogical University.

2nd Selskokhozyaystvennyy proezd, 4, Moscow, Russia, 129226.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.