Научная статья на тему 'Сетецентрическая модель управления в туристской индустрии'

Сетецентрическая модель управления в туристской индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТИНАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТИ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / DESTINATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / NETWORK MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаев Владимир Александрович

В статье рассматривается сетецентрическая модель управления туристскими дестина циями. Модель базируется на применении современных информационных технологий и сете вой организации информационного обмена дестинаций с потребителями туристских услуг и маркетинговыми организациями. Сети рассматриваются как «кластеры» или агрегации структур, состоящих в основном из малых и средних туристских предприятий, которые с помощью веб-технологий и современного рыночного взаимодействия помогают друг другу (принцип «B2B»), обеспечивая заказчику полный пакет туристских продуктов и услуг. Рас сматривается принцип самосинхронизации при сетецентрическом построении управления в дестинациях, позволяющий туристско-рекреационной структуре самоорганизовываться «снизу», а не реформироваться в административном порядке. В рамках синергетического подхода вводится понятие «туристско-рекреационный аттрактор». Показано, что разви тие этой идеи для названной сферы связано с понятиями флуктуации, хаоса, бифуркации, диссипации, диффузии инноваций, то есть нового понятийного аппарата, в том числе от носящегося к теории катастроф. Делается вывод, что исходной методологической основой для решения задач сетецентрического управления большими туристско-рекреационными си стемами выступают принципы графодинамики, формирующие перспективное направление в теории управления.Обосновывается стратегия «заимствования» при применении механизмов диффузии инно ваций и передовых туристско-рекреационных технологий в туриндустрию регионов России. Делается вывод, что процесс диффузии инноваций и передовых технологий подразумевает наличие большого количества малых и средних предприятий, а также инновационной инфра структуры, которая позволит создавать этим предприятиям эффективные кооперацион ные связи в сфере туриндустрии.Предлагается полисетевая схема инновационного развития туристско-рекреационной сфе ры, включающая образовательный сегмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NETWORKCENTRIC MANAGEMENT MODEL IN THE TOURISM INDUSTRY

The article deals with the network-centric management model for tourist destinations. The model is based on the use of modern information technology and the network system of the organization of information exchange between destinations and consumers of tourism services as well as marketing organizations. Networks are considered as «clusters» or aggregation structures consisting mainly of small and medium tourism enterprises that are using web technologies and modern market interaction and thus help each other (the principle of «B2B»), giving customers a complete package of tourism products and services. We consider the principle of self-synchronization in the construction management of network-centric destinations, allowing the tourist and recreation structures to organize themselves «from below» and not to be reformed administratively. In the framework of the synergetic approach the concept of «attractor of tourism and recreation» is introduced. It is shown that the development of this idea is associated with the concepts of the fluctuations of chaos, bifurcation, dissipation, diffusion of innovations, i.e. a new conceptual apparatus, including those notions related to the theory of catastrophes. It is concluded that the initial methodological basis for solving network-centric management problems of large tourist and recreation system is the principle of graph-dynamics representing a promising direction in management theory. The strategy of «borrowing» is elaborated with regards to the application of the mechanisms of diffusion of innovations and advanced technologies in the tourism and recreational tourism industries in the regions of Russia. It is concluded that the process of diffusion of innovation and advanced technology implies a large number of small and medium enterprises, as well as innovative infrastructure that will allow these companies to create effective cooperation ties in the field of tourism industry. A multi-network scheme is proposed for innovative development of tourist and recreational areas which includes an educational segment.

Текст научной работы на тему «Сетецентрическая модель управления в туристской индустрии»

УДК 338.48:004 DOI: 10.12737/6484

I СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ I В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Минаев Владимир Александрович, доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, m1va@yandex.ru;

ФГБОУ ВПО «Российский университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье рассматривается сетецентрическая модель управления туристскими дестина-циями. Модель базируется на применении современных информационных технологий и сетевой организации информационного обмена дестинаций с потребителями туристских услуг и маркетинговыми организациями. Сети рассматриваются как «кластеры» или агрегации структур, состоящих в основном из малых и средних туристских предприятий, которые с помощью веб-технологий и современного рыночного взаимодействия помогают друг другу (принцип «B2B»), обеспечивая заказчику полный пакет туристских продуктов и услуг. Рассматривается принцип самосинхронизации при сетецентрическом построении управления в дестинациях, позволяющий туристско-рекреационной структуре самоорганизовываться «снизу», а не реформироваться в административном порядке. В рамках синергетического подхода вводится понятие «туристско-рекреационный аттрактор». Показано, что развитие этой идеи для названной сферы связано с понятиями флуктуации, хаоса, бифуркации, диссипации, диффузии инноваций, то есть нового понятийного аппарата, в том числе относящегося к теории катастроф. Делается вывод, что исходной методологической основой для решения задач сетецентрического управления большими туристско-рекреационными системами выступают принципы графодинамики, формирующие перспективное направление в теории управления.

Обосновывается стратегия «заимствования» при применении механизмов диффузии инноваций и передовых туристско-рекреационных технологий в туриндустрию регионов России. Делается вывод, что процесс диффузии инноваций и передовых технологий подразумевает наличие большого количества малых и средних предприятий, а также инновационной инфраструктуры, которая позволит создавать этим предприятиям эффективные кооперационные связи в сфере туриндустрии.

Предлагается полисетевая схема инновационного развития туристско-рекреационной сферы, включающая образовательный сегмент.

Ключевые слова: дестинация, информационные технологии, сети, модель управления

О сетецентрической парадигме

В последние годы активно развиваются теория и прикладная наука сетецентрического управления сложными системами как новая эффективная парадигма выживания современных социально -экономических

структур в условиях масштабного применения инфокоммуникационных технологий и глобализации всех значимых процессов существования человечества [1; 2].

В основе сетецентрической парадигмы лежит сетевой принцип построения той или иной системы, позволяющий обеспечить максимальные возможности получения

информации о параметрах ее собственного функционирования и состояния внешней среды, доступа к названной информации, ее обработки, хранения, распределения и обеспечения обратной связи [3; 4].

В эпоху продолжающейся информационной революции качественные скачки развития общества происходят, как правило, неожиданно, поэтому новые подходы к развитию социально-экономических отраслей необходимо формировать значительно быстрее, ибо потом лидеров догнать будет почти невозможно. Чтобы не постигать правоту этого постулата на своем печальном опыте,

17

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

необходимо и туристской отрасли России уже сегодня готовиться к «войнам» будущего, которые уже сегодня ведутся за рубежом в системе государственного и муниципального управления, бизнеса, экономики и в сфере техники и технологий.

Сетецентрические технологии в туристской сфере

Только системный, скоординированный подход к применению сетецентрических технологий, принципов и методов в туристской индустрии позволит говорить о целостном, целенаправленном ее развитии. Именно об этом говорится в работах [5; 6], в которых авторы приходят к следующим выводам:

• взаимосвязь и взаиморазвитие туристских процессов и информационных технологий обуславливают на рынке туризма последовательное изменение структур, игроков и туристских продуктов в целях адаптации к быстро меняющемуся поведению потребителей последних;

• туристский сектор вынужден прибегать к более гибким технологическим инфраструктурам, способствующим развитию предпринимательских сетей на местном уровне дестинаций;

• указанные сети могут рассматриваться как «кластеры» или агрегации структур, состоящих в основном из малых и средних туристских предприятий, которые с помощью новых веб-технологий и современного рыночного взаимодействия помогают друг другу (принцип «B2B»), обеспечивая заказчику полный пакет туристских продуктов и услуг;

• в условиях растущей конкуренции на рынке электронной торговли туристскими продуктами и услугами при отсутствии системы управления дестинациями (СУД) — Destination Management System (DMS), усиливающей взаимодействие между поставщиками, клиентами и маркетинговыми организациями, дестина-ции не смогут поддерживать свою туристскую привлекательность;

• дестинациям необходимо дифференцировать свои продукты и развивать партнерские отношения между государственным и частным секторами на туристском рынке.

Из сказанного следует, что сетецентрическое управление ресурсами российских дестинаций предполагает создание территориально распределенной сети развитых инфокомуникационных узлов. Главными характеристиками такой сети являются [7; 8]: высокоэффективная «информационная решетка», обеспечивающая доступ ко всей необходимой информации о дестинации, передовая система управления туристскими ресурсами дестинации, интегрированная «сенсорная поверхность», соединенная в единую сеть с системой «агентов дестинации» и системой управления ею.

Таким образом, центром управления и координации в сетецентрической парадигме организации управления туристскорекреационными ресурсами начинают выступать сами дестинации, резко снижая роль посредников — туристских операторов и традиционных агентов, в большей мере отражающих интересы именно операторов.

Синергетические эффекты и аттракторы

В научно-практическом смысле такая организация дестинации позволит перейти к ее более эффективной и оперативной форме управления и самосинхронизации.

При этом показатель оперативности управления подразумевает два взаимосвязанных аспекта:

1) дестинация достигает информационного превосходства, под которым понимается более аналитическое понимание ситуации на высококонкурентном поле деятельности;

2) в технологическом плане такое превосходство предполагает внедрение новых систем менеджмента, компьютерного анализа, оценки и прогнозирования на основе современных математических моделей.

Принцип самосинхронизации при сетецентрическом построении управления в дести-нациях подразумевает способность туристско-рекреационной структуры самооргани-зовываться «снизу», а не реформироваться в административном порядке. Названный принцип воплощается в развитой глобальной компьютерной среде с сетецентрическим управлением высокой структурной сложности [9].

18 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Сетецентрическая модель управления в туристской индустрии

О самоорганизации как об основном предмете синергетики [10] написано немало исследовательских работ, в которых делаются попытки обобщить главные закономерности сложных систем, применить их для анализа социального развития.

Не вдаваясь в подробности аппарата синергетики, будем в рамках ее терминологии понимать под «туристско-рекреационным аттрактором» устойчивое состояние дести-нации в той или иной стране, которая имеет свойство притягивать к себе достаточное для своего эффективного существования и развития множество траекторий системы, определяемых возможностями и предпочтениями путешествующих, ведущих себя как множество активных элементов сетецентрической системы [11].

В работе [12] под аттракторами подразумеваются некоторые «воронки», которые свертывают, втягивают в себя множество траекторий, предопределяют ход эволюции системы на участках, даже отдаленных от непосредственного «конуса» такой «воронки».

Аттракторы обладают такой важной особенностью, что если объект, находясь в нем, выйдет из этого состояния, то спустя некоторое время вновь вернется в аттрактор, проявляя свойство асимптотической устойчивости (аналогично известному свойству туристов стремиться к своему однажды испытанному и успешно принятому аттрактору-дестина-ции).

Конечно, общая теория аттракторов применительно к туристско-рекреационной сфере должна быть переложена на язык конкретных методов, методик и рекомендаций. Но сама идея чрезвычайно перспективна с учетом того, что процесс достаточно стихийного развития туристских дестинаций все более упорядочивается в направлении их доминирующей сетецентрической роли. Развитие этой идеи для названной сферы связано с понятиями флуктуации, хаоса, бифуркации, диссипации, диффузии инноваций, то есть нового понятийного аппарата, в том числе относящегося к теории катастроф.

Высокая структурная сложность туристско-рекреационной среды и управления ею объясняются стремительным ростом высокоразвитых информационных структур, которые сопровождают функционирование и развитие соответствующей инфраструк-

туры в глобальном информационном пространстве.

Очевидно, что для понимания и формализации таких систем требуются новые методы, позволяющие оперировать со сложными произвольно изменяющимися структурами, как правило, слабо структурированными [13]. Именно неразработанностью универсального математического аппарата и методов управления объясняются слабое развитие и масштабы применения сетецентрических структур применительно к туристско-рекреационной сфере (и не только к ней).

Нужно помнить при этом, что в мире за последние два десятилетия образована качественно новая, быстро растущая информационная среда, которая связывает более полутора миллиардов компьютеров. Сети мобильной связи объединяют более четырех миллиардов абонентов. В данной ситуации эффективность функционирования любой дестинации объективно становится напрямую зависящей от ее информационного и технологического потенциала.

А центр тяжести управленческих приложений активно смещается от малосвязанных локальных компьютерных архитектур к глобальным сетям и массовым информационным системам, интегрированным в общемировое информационное пространство. При этом архитектура и управление большими сильно связными системами этого класса эволюционируют к сетецентрическим.

Исходной методологической основой для решения задач сетецентрического управления, в том числе — большими туристско-рекреационными системами, являются принципы графодинамики [4], формирующие в настоящее время перспективное направление в теории управления.

Почему же до сих пор не было значимой практической потребности в математической теории графодинамических систем применительно к туристско-рекреационной сфере? Причины, скорее всего, кроются в трехкоординатном проблемном пространстве существования дестинаций.

Во-первых, экспоненциально растущие потоки и объемы сложно структурированной информации в этой области до сих пор удавалось обрабатывать традиционными количественными методами и вычислительными средствами.

19

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

Во-вторых, распределенные динамически изменяемые структуры высокой сложности с растущим доминированием роли де-стинаций в туристско-рекреационной сфере обозначились не так давно в связи с состоявшимся де-факто формированием глобального сетевого информационного пространства и массовым вовлечением в него путешествующего населения из разных стран.

В-третьих, масштабы распределенной обработки в сетевых ресурсах глобально распределенной информации в туристско-рекреационной сфере наконец-то превысили возможности существующих технологий.

Об инновационных стратегиях

в туристско-рекреационной сфере

Рассмотрим вопрос о применении современных положений синергетики и современного управления к поступательному развитию российских дестинаций. Здесь есть своя специфика, относящаяся к любой из хозяйственных отраслей нашей страны. Проведем краткий анализ тех проблем и противоречий, которые мешают инновационно развиваться хозяйственному механизму страны, включая ее туристско-рекреационную сферу.

В настоящее время Правительством РФ реализуется долгосрочная государственная политика1, целью которой является достижение технологического лидерства российской экономики, обеспечение устойчивости экономического роста страны, увеличение реальных доходов граждан. В рамках этой политики определены следующие направления развития в экономике и их показатели.

1. Наращивание доли высокотехнологичных отраслей в экономике страны, при этом увеличение продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 г. должны вырасти в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.

2. Стимулирование процессов привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в экономику страны, при этом увеличение объема инвестиций к 2018 г. должно со-

1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

ставить не менее 27% внутреннего валового продукта от уровня 2011 г.

3. Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в экономике страны, при этом к 2020 г. должно быть создано и модернизировано 25 млн высокопроизводительных рабочих мест.

Очевидно, что предприятия туристскорекреационной сферы России, изобилующей на мировом рынке весьма привлекательным спектром дестинаций, не могут оставаться в стороне от магистрального развития ведущих отраслей страны.

Опыт индустриально развитых стран, добившихся заметных успехов в освоении наукоемких технологий, повышении объемов производства и экспорта инновационной продукции и услуг, позволяет выделить следующие возможные формы реализации инновационной политики в туристско-рекреационной сфере [14]:

• стратегия «наращивания» — комплекс мероприятий долгосрочного характера, направленных на обеспечение постепенного наращивания на базе собственных высоких технологий новых конкурентоспособных предложений и услуг;

• стратегия «заимствования» — комплекс реализации мероприятий, направленных на освоение новых технологий и услуг в сфере туризма и отдыха, апробированных в развитых странах, с использованием собственного инновационного потенциала страны;

• стратегия «переноса» — комплекс организационно-экономических мероприятий, связанных с освоением производства продукции и услуг туриндустрии новых поколений, пользующихся спросом за рубежом, путем закупки лицензий на высокоэффективные новейшие технологии. По объективным причинам широко использовать стратегии «наращивания» и «переноса» туристско-рекреационных технологий в России сложно из-за ограниченных ресурсов, недостатка инвестиций в сферу туриндустрии, неудовлетворительного состояния ее материально-технической базы.

Поэтому в краткосрочной и среднесрочной перспективе целесообразно сосредоточить усилия на осуществлении стратегии «заимствования», которую можно успешно реализовывать через применение механиз-

20 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Сетецентрическая модель управления в туристской индустрии

мов диффузии инноваций и передовых технологий из экономически развитых стран в туриндустрию регионов России. Этот подход может позволить относительно быстро активизировать инновационную деятельность в туристско-рекреационной сфере, нарастить объемы производства конкурентоспособной продукции и услуг в туриндустрии.

Бвропейский опыт и российские реалии

Процесс диффузии инноваций и передовых технологий подразумевает наличие большого количества предприятий, в том числе малых и средних, а также инновационной инфраструктуры, которая позволит создавать этим предприятиям эффективные кооперационные связи в сфере туриндустрии.

В настоящее время у нас в стране насчитывается порядка 1,7 млн малых и средних предприятий. На этих предприятиях занято около 11 млн человек. При этом в отраслевой структуре доминируют предприятия оптовой и розничной торговли, а также учреждения, оперирующие операциями с недвижимым имуществом. В совокупности они составляют около двух третей от их общего числа. В то же время предприятия высокотехнологичных секторов экономики, относящихся к обрабатывающим производствам, транспорту и связи, составляют в сумме 16%. Характерно, что предприятия туриндустрии в статистических отчетах в этом аспекте не выделены вовсе.

В таблице 1 приведены сравнительные данные по численности занятых на предприятиях в России и экономически развитых странах ЕС. Из этих данных видно, что по структуре занятости в малом, среднем и крупном бизнесе Россия приближается к Германии, с одной особенностью: в Германии микропредприятия работают более активно.

В рейтинге препятствий для развития малого и среднего бизнеса России первые места занимают низкая подготовка персонала, высокий уровень налогов и низкая доступность финансирования. Предприятия туриндустрии не являются здесь исключением.

В ЕС насчитывается порядка 21 млн малых и средних предприятий, которые составляют свыше 90% всех предприятий Союза

и образуют костяк экономики. При этом реализуется множество мер по поддержке действующих на его территории малых и средних предприятий (доступ к финансированию, бизнес-сетям и т. д.).

Исследования, проведенные в странах ЕС, показывают, что имеются четыре группы барьеров, препятствующих осуществлению активных международных контактов между малыми и средними предприятиями ЕС с предприятиями развивающихся экономик.

1. Поведенческие барьеры (такие как реализуемые на сегодняшний день стратегии развития малых и средних предприятий и их операционная деятельность, которые не предусматривают установления международных контактов).

2. Политические барьеры (такие, как наличие различных режимов технического регулирования в других странах).

3. Естественные барьеры (такие, например, как языковые и культурные различия).

4. Информационные барьеры (такие, например, как отсутствие эффективных инструментов коммуникаций, что ограничивает доступ к информации о зарубежных партнерах).

Нельзя сбрасывать со счетов и имеющиеся барьеры, связанные с недоверием между партнерами и конфликтом интересов в связи с конкуренцией на одних рынках. Для преодоления указанных барьеров малым и средним предприятиям ЕС необходимо затратить определенное количество ресурсов, которых часто у них не хватает. Поэтому до 60% этих предприятий не рассматривают вопрос о ведении международной деятельности.

Как преодолеть барьеры

на пути к инновациям

Каким же может быть выход из сложившегося положения, особенно применительно к российской действительности? Приведем физическую аналогию. В квантовой физике существует такое явление, как туннельный эффект. Туннельный эффект определяется как преодоление микрочастицей потенциального барьера в случае, когда ее полная энергия меньше высоты преодолеваемого барьера. Туннельный эффект — явление исключительно квантовой природы, невозможное и даже полностью противоречащее классической механике (рис. 1) [15].

21

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

Таблица 1

Число предприятий в России и экономически развитых странах Европейского Союза с различной численностью занятых

Страна Всего предприятий, тыс. В том числе с численностью занятых, человек

менее 20 20-49 50-249 250 и более

Италия 439,1 406,2 22,3 9,3 1,4

Испания 192 173,4 12,8 4,9 0,9

Германия 180 143,8 16,1 16 4

Россия 133,7 95,7 19,2 14,4 5

Великобритания 128,5 110,3 10 6,7 1,5

Если спроецировать описанный принцип преодоления барьера на процесс диффузии инноваций и передовых технологий через массовое взаимодействие малых и средних предприятий туристской сферы, то такого «туннельного эффекта» можно достичь через широкое применение последних достижений в создании международных бизнес-сетей сотрудничества малых и средних предприятий. Возвращаясь к началу статьи, напомним, что последние два десятилетия ознаменовались в мире взрывным развитием информационно -коммуникационных сетей. В настоящее время они широко используются как в экономике, так и в социальной области. Например, в странах ЕС сегодня функционируют порядка двух с половиной тысяч различных информационных и бизнес-сетей [16].

В ЕС считают, что в ближайшее десятилетие одним из основных внутренних процессов развития европейского экономического пейзажа станет создание различных бизнессетей сотрудничества, в том числе между-

народных (сети второго поколения), которые станут ключевым фактором выживания европейского бизнеса, особенно малого и среднего. В рамках их функционирования осуществляется действенная поддержка как отдельных предприятий, так и целых кластеров в поиске и использовании ими новых бизнес-возможностей, в том числе на развивающихся рынках, а также в повышении их инновационного потенциала и расширении областей развития.

На национальном уровне бесспорным лидером в научных разработках и построении региональных бизнес-сетей (сети первого поколения) является Германия. В стране создан прототип сети, позволяющей формировать технологические цепочки малых и средних предприятий от разработки высокотехнологичного продукта до его реализации на рынке, а также управление деятельностью этих предприятий в рамках региональных кластеров.

В России такие сети пока не получили своего развития. На ее территории функциони-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Сетецентрическая модель управления в туристской индустрии

рует только одна иностранная бизнес-сеть — Европейская сеть поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network — EEN). Она является первым примером участия России в европейских бизнес- и инновационных сетях.

Как показывает практика, создание сетевых структур привязано к развитию современных подходов «открытых инноваций», согласно которым инновации не создаются отдельными организациями, а возникают в динамических средах развития. В этих средах организации, обладающие определенными бизнес-навыками, взаимодействуют с квалифицированной рабочей силой (которая имеет необходимые профессиональные и социальные компетенции), тем самым давая дополнительные возможности по освоению имеющихся знаний, генерированию новых идей, созданию новых технологий и продуктов.

Наличие таких сетевых структур способствует созданию потоков новых знаний, а также дополнительных взаимодействий специалистов компаний, которые являются важнейшей составляющей инновационного процесса. Этот тип «перекрестного опыления» идей и инноваций признан в настоящее время в качестве одного из факторов успеха в инновационной деятельности в развитых странах. Исследования в регионах ЕС, где развиты такие сетевые структуры, показывают увеличение регионального продукта на душу населения в среднем в два раза при 60% доле работников в сильных сетевых кластерах.

О диффузии туристско-рекреационных

инноваций

В соответствии с положениями теории диффузии инноваций [17], диффузия — это процесс, в ходе которого инновация с течением времени по информационным каналам распространяется среди всех членов социальной системы; инновация — это идея, практическая деятельность или объект, новизна которого ощущается индивидом или группой.

Согласно этой теории, любая инновация (например, новая идея, методика, технология) диффундирует, то есть распространяется в обществе по определенной предсказуемой модели. Ерафически данная модель при-

менительно к освоению рынка представлена в виде S-образной кривой (рис. 2).

Важным фактором успешного распространения инновации является межличностная коммуникация. В настоящее время этому способствует широкое применение различных социальных сетей, причем осведомленность об инновациях распространяется по каналам СМИ, Интернета гораздо быстрее, чем при межличностном общении.

Автором настоящей статьи совместно с коллегами-математиками разработан подход и математические модели, которые позволяют существенно ускорить процесс диффузии инноваций, используя технологии управления массовым сознанием [18].

Согласно ему процесс распространения инноваций разделяется на две составляющие:

• первая связана с внутренними (имитационными) процессами распространения инновации в сообществе через межличностное общение;

• вторая — с внешними (инновационными) процессами распространения инновации в сообществе через агитацию в СМИ, в том числе с широким использованием Интернета.

При этом процесс формирования «критической массы» индивидов, подверженных инновационной идее, зависит от структурирования социальной системы на группы постоянного общения. Такими группами постоянного общения могут быть семья, рабочий коллектив и т. д. Эти группы при разработке моделей названы малыми связанными группами влияния. Подобные выводы по поводу роли ма-

23

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

лых связанных групп сделаны в свое время и разработчиками теории коллективных действий [19]. Согласно этой теории при прочих равных условиях большие группы менее способны действовать в общих интересах, чем малые.

Применительно к итальянским дестина-циям в работе [5] показано, что для эффективного выявления новых тенденций туристского спроса и управления им необходима организация взаимодействия между туристско-рекреационными кластерами регионального, провинциального, городского и муниципального уровня, вплоть до локальных групп поставщиков туристских продуктов (личные порталы и сайты). Именно такая иерархическая организация взаимодействия способна вовремя сегментировать клиентов, обнаружить новые нишевые рынки с их последующей интеграцией в конкурентоспособные кластеры.

Мультисетевая схема реализации

сетецентрической модели дестинаций

В настоящее время Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов по поручению Президента РФ реализуется Дорожная карта «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций». Цель этого проекта — создание в России современного рынка труда, связанного с современной системой образования, и перевод образования из объекта постоянных безвозвратных инвестиций со стороны государства в систему, которая является источником доходов для бюджета и вносит значимый вклад в ВВП страны.

Дорожной картой предусмотрено создание в стране ряда сетевых федеральных «электронных университетов». При этом предполагается использование широко распространенной в мире практики blended learning, то есть совмещение электронных и неэлектронных форм обучения.

В рамках построения сетецентрической модели дестинаций целесообразно создание «Сетевого электронного университета туризма — СЭУТ», который был бы интегрирован в бизнес-сети сотрудничества малых и средних предприятий в сфере туриндустрии, в том числе — международные. Учебные площадки такого университета мо-

гут создаваться как на территории России, так и за рубежом, реализуя образовательные программы под требования российского малого и среднего туристского бизнеса, представляющего дестинации страны, а также иностранных инвесторов, работающих на территории нашей страны в туристско-рекреационной сфере.

Для целенаправленного формирования малых связанных групп влияния в регионах необходимо иметь соответствующие специальные социальные сети сотрудничества (4С-сети). Такие сети могут создаваться в каждом отдельном регионе, муниципальном образовании, в конечном итоге объединяясь в глобальную отраслевую туристско-рекреационную сеть в масштабах страны и мира. При этом могут использоваться уже имеющиеся сетевые ресурсы, созданные в рамках реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Наряду с заявленными целями создания «электронного правительства», эти сети позволят региональным властям вовлекать активное население регионов в управление территориями, в том числе — в туристскорекреационном аспекте. В настоящее время в рамках системы «Открытое правительство» уже в трети субъектов России реализуются проекты «Открытый регион»2, которые предусматривают построение сетей типа 4С. В свою очередь, сети 4С должны быть глубоко интегрированы как в бизнес-сети сотрудничества малых и средних предприятий туриндустрии, так и с сетевым ЭУТ, а также иметь связи с открытыми социальными сетями.

На наш взгляд, используя такую модель взаимодействия, можно будет выстроить необходимые векторы влияния сетецентрической дестинации в социальных и бизнессетях, а также подготовить кадры нужного количества и качества для ее эффективного развития. В процессе тесного взаимодействия с существующими международными бизнес-сетями в сфере туризма и рекреаций экономически развитых стран появляется возможность поступательного формирования российских региональных бизнес-сетей сотрудничества в указанной области.

2 Проект «Открытый регион» Шр://большоеправитель-

ство.рф/openregion/ (дата обращения: 24.06.2014).

24 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Сетецентрическая модель управления в туристской индустрии

Литература

1. Затуливетер Ю.С. На пути к глобальному программированию // Открытые системы. 2003. № 3. С. 46— 47.

2. Таненбаум Э., Ван Стеен М. Распределенные системы. Принципы и парадигмы. Спб.: Питер. 2003. 877 с.

3. Затуливетер Ю.С. Проблемы глобализации парадигмы управления в математически однородном поле компьютерной информации // Проблемы управления. 2005. № 1. С. 1—23.

4. Затуливетер Ю.С., Фищенко Е.А. Графодинамические системы с сетецентрическим управлением в математически однородном поле компьютерной информации // Управление большими системами. Специальный выпуск 30.1 «Сетевые модели в управлении». М.: ИПУ РАН, 2010. С. 567—604.

5. Buhalis D., Molinaroli E. Entrepreneurial Networks and Supply Communities in the Italian eTourism // Information Technology & Tourism, 1 January, 2003, Vol.5, No.3, PP. 175—184.

6. Buhalis D. Marketing the Competitive Destination of the Future. Tourism Management, 2001, No 21(1), PP. 97-116.

7. Бедрицкий А.В. Информационная война: концепции и их реализация в США. М.: РИСИ, 2008. 187 с.

8. Еубанов Д.А., Новиков Д.М., Чхартишвили А.Е. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / под ред. чл.-корр. РАН Д.А. Новикова. М.: Изд-во физ.-мат. лиг-ры, 2010. 228 с.

9. Николис Е., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М.: Мир, 1979. 512 с.

10. Хакен Е. Синергетика. М.: Мир, 1980. 404 с.

11. Бурков В.Н. Основы математической теории активных систем. М.: Наука, 1977. 255 с.

12. Gorodetsky A., Ilyashenko Yu. Minimal and Strange Attractors// International Journal of Bifurcation and Chaos, Vol. 6, No. 6 (1996). PP. 1177-1183.

13. Авдеева З.К., Коврига С.В., Макаренко Д.И. Когнитивное моделирование для решения задач управления слабоструктурированными системами (ситуациями) // Управление большими системами М.: ИПУ РАН, 2007. № 16 (2007). С. 26-39.

14. Зернов В.А., Минаев В.А. Инновационное обучение и бизнес-процессы в международных сетевых системах // Высшее образование сегодня. 2013. № 6. C. 9-16.

15. Туннельный эффект http://elementy.ru/trefil/21195 (дата обращения: 24.06.2014).

16. Европейская кластерная обсерватория www.clusterobservatory.eu (дата обращения: 24.06.2014).

17. Everett M. Rogers. Diffusion of Innovations, 5th edition. N. Y.: Publisher — The Free Press, A Division of Macmillan Publishing Co., Inc, 2003. 576 p.

18. Минаев В.А., Овчинский А.С., Скрыль С.В., Тростянский С.Н. Как управлять массовым сознанием: современные модели. М.: РосНОУ, 2013. 200 с.

19. Экономика коллективного действия http://www.7iskusstv.com/2012/Nomer9/Majburd1.php (дата обращения: 24.06.2014).

THE NETWORKCENTRIC MANAGEMENT MODEL IN THE TOURISM INDUSTRY

Minayev Vladimir Alexandrovich, PhD (Doctor of Sciences) in Technical Sciences, Professor,

Senior Researcher, m1va@yandex.ru, Russian University of Tourism and Service,

Moscow, Russian Federation

The article deals with the network-centric management model for tourist destinations. The model is based on the use of modern information technology and the network system of the organization of information exchange between destinations and consumers of tourism services as well as marketing organizations. Networks are considered as «clusters» or aggregation structures consisting mainly of small and medium tourism enterprises that are using web technologies and modern market interaction and thus help each other (the principle of «B2B»), giving customers a complete package of tourism products and services. We consider the principle of self-synchronization in the construction management of network-centric destinations, allowing the tourist and recreation structures to organize themselves «from below» and not to be reformed administratively. In the framework of the synergetic approach the concept of «attractor of tourism and recreation» is introduced. It is shown that the development of this idea is associated with the concepts of the fluctuations of chaos, bifurcation, dissipation, diffusion of innovations, i.e. a new conceptual apparatus, including those notions related to the theory of catastrophes. It is concluded that the initial

25

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

methodological basis for solving network-centric management problems of large tourist and recreation system is the principle of graph-dynamics representing a promising direction in management theory.

The strategy of «borrowing» is elaborated with regards to the application of the mechanisms of diffusion of innovations and advanced technologies in the tourism and recreational tourism industries in the regions of Russia. It is concluded that the process of diffusion of innovation and advanced technology implies a large number of small and medium enterprises, as well as innovative infrastructure that will allow these companies to create effective cooperation ties in the field of tourism industry.

A multi-network scheme is proposed for innovative development of tourist and recreational areas which includes an educational segment.

Keywords: destination, information technologies, network management model

References

1. Zatuliveter Iu.C. Na puti k global’nomu programmirovaniiu [Towards global programming] // Otkrytye sistemy. 2003. № 3. PP. 46-47.

2. Tanenbaum E., Van Steen M. Raspredelennye sistemy. Printsipy i paradigm [Distributed systems. Principles and paradigms]. Spb.: Piter. 2003. 877 p.

3. Zatuliveter Iu.C. Problemy globalizatsii paradigmy upravleniia v matematicheski odnorodnom pole komp’iuternoi informatsii [The challenges of globalization paradigm in management of the mathematically uniformed field of computer information] // Problemy upravleniia. 2005. № 1. PP. 1-23.

4. Zatuliveter Iu.S., Fishchenko E.A. Grafodinamicheskie sistemy s setetsentricheskim upravleniem v matematicheski odnorodnom pole komp’iuternoi informatsii [Graph-dynamic systems with network-centric management in the mathematically uniformed field of computer information] // Upravlenie bol’shimi sistemami. Spetsial’nyi vypusk 30.1 «Setevye modeli v upravlenii». M.: IPU RAN, 20l0. PP. 567-604.

5. Buhalis D., Molinaroli E. Entrepreneurial Networks and Supply Communities in the Italian eTourism // Information Technology & Tourism, 1 January, 2003, Vol.5, No. 3, PP. 175-184.

6. Buhalis D. Marketing the Competitive Destination of the Future. Tourism Management, 2001, No 21(1), PP. 97-116.

7. BedritskiiA.V. Informatsionnaia voina: kontseptsii i ikh realizatsiia v SSHA [Information warfare: concepts and their implementation in the US]. M.: RISI, 2008. 187 p.

8. GubanovD.A., NovikovD.M., ChkhartishviliA.G. Sotsial’nye seti: modeli informatsionnogo vliianiia, upravleniia i protivoborstva [Social networks: models of informational influence, control and confrontation] / pod red. chl.-korr. RAN D.A. Novikova. M.: Izd-vo fiz.-mat. lit-ry, 2010. 228 p.

9. Nikolis G., Prigozhin I. Samoorganizatsiia v neravnovesnykh sistemakh [Self-organization in nonequilibrium systems]. M.: Mir, 1979. 512 p.

10. Khaken G. Sinergetika [Synergetics]. M.: Mir, 1980. 404 p.

11. Burkov V.N.Osnovy matematicheskoi teorii aktivnykh system [Foundations of the mathematical theory of active systems]. M.: Nauka, 1977. 255 p.

12. Gorodetsky A., Ilyashenko Yu. Minimal and Strange Attractors // International Journal of Bifurcation and Chaos, Vol. 6, No. 6 (1996). PP. 1177-1183.

13. Avdeeva Z.K., Kovriga S.V., Makarenko D.I. Kognitivnoe modelirovanie dlia resheniia zadach upravleniia slabostrukturirovannymi sistemami (situatsiiami) [Cognitive modeling for solving semistructured management systems (situations)] //Upravlenie bol’shimi sistemami M.: IPU RAN, 2007. № 16 (2007). PP. 26-39.

14. Zernov V.A., Minaev V.A. Innovatsionnoe obuchenie i biznes-protsessy v mezhdunarodnykh setevykh sistemakh [Innovative teaching and business processes in international network systems] // Vysshee obrazovanie segodnia. 2013. № 6. PP. 9-16.

15. Tunnel’nyi effect [The tunnel effect] http://elementy.ru/trefil/21195 (Accessed on 24.06.2014).

16. Evropeiskaia klasternaia observatoriia [The European Cluster Observatory] www.clusterobservatory.eu (Accessed on 24.06.2014).

17. Everett M. Rogers. Diffusion of Innovations, 5th edition. N. Y: Publisher — The Free Press, A Division of Macmillan Publishing Co., Inc, 2003. 576 p.

18. Minaev V.A., Ovchinskii A.S., Skryl’ S.V., Trostianskii S.N. Kak upravliat’ massovym soznaniem: sovremennye modeli [How to manage the mass consciousness: current models]. M.: RosNOU, 2013. 200 p.

19. Ekonomika kollektivnogo deistviia [Economics of Collective Action] http://www.7iskusstv.com/2012/Nomer9/ Majburd1.php (Accessed on 24.06.2014).

26 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.