Научная статья на тему 'Сертификация в системе менеджмента качества'

Сертификация в системе менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ISO 9001 / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корягина К. А.

В условиях ожесточающейся конкуренции на рынке выживание организаций достигается за счёт внедрения систем менеджмента качества. В связи с этим была разработана серия стандартов по качеству ISO 9000, которые применимы к любым предприятиям независимо от масштаба и сферы деятельности. Более чем в 170 странах был внедрён ИСО 9001:2008. На основании обзоров ИСО, представленный на сайте Международной организации по стандартизации (ИСО) выявлены и проанализированы определённые тенденции в распределении сертификатов по стандарту ISO 9001 в разрезе 2012 и 2013 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сертификация в системе менеджмента качества»

СЕРТИФИКАЦИЯ

В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

© Корягина К.А.*

Международная Образовательная Корпорация кампус Казахско-Американский Университет,

Республика Казахстан, г. Алматы

В условиях ожесточающейся конкуренции на рынке выживание организаций достигается за счёт внедрения систем менеджмента качества. В связи с этим была разработана серия стандартов по качеству ISO 9000, которые применимы к любым предприятиям независимо от масштаба и сферы деятельности. Более чем в 170 странах был внедрён ИСО 9001:2008. На основании обзоров ИСО, представленный на сайте Международной организации по стандартизации (ИСО) выявлены и проанализированы определённые тенденции в распределении сертификатов по стандарту ISO 9001 в разрезе 2012 и 2013 годов.

Ключевые слова система менеджмента качества, ISO 9001, стандартизация, Международная Организация по Стандартизации.

МИР КАЧЕСТВА

Есть в мире множество миров:

Есть мир друзей и мир врагов,

Есть злобы мир и мир добра...

Жизнь -это сложная игра.

Но есть один особый мир,

В котором Качество - кумир.

В нем Мастера без суеты Творят во имя Красоты.

Нет ничего ценнее тут,

Чем Вдохновение и Труд,

И нет важнее здесь идей,

Чем делать лучше жизнь Людей.

... Мы сами строим те миры,

Где проживаем, до поры,

И только сами изменить Мы сможем мир, где будем жить.

Пётр Калита «Сборник деловой лирики»

2008 г.

Насыщенность рынка и ужесточающаяся конкуренция вынуждает компании самых разных отраслей искать новые подтверждения уровня качества своей продукции, работ и услуг. Мощнейшим оружием в борьбе за клиента является имидж и репутация компании. В условиях жесткой конкурентной

* Магистрант факультета Экономики и Права по специальности Менеджмент.

22 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

борьбы на рынке выжить могут лишь компании, обладающие главным конкурентным преимуществом - высоким качеством менеджмента. В связи с этим, мы видим явную актуальность внедрения систем (стандартов) качества в организациях по всему миру.

Одной из авторитетнейших международных организаций в области стандартизации является Международная Организация по Стандартизации -ISO (International Organization for Standartization). Данная организация разработала серию стандартов по качеству ISO 9000, которые применимы к любым предприятиям независимо от масштаба и сферы деятельности. Несмотря на то, что стандарты ИСО носят рекомендательный характер, документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов.

ИСО 9001:2008 является актуальным на сегодняшний день стандартом. Согласно ему устанавливаются требования к системам менеджмента качества. Он может быть использован любой организацией, вне зависимости от её размера, сферы деятельности. ИСО 9001:2008 внедрен в более чем в 170 странах мира.

Основой стандарта является ряд следующих принципов менеджмента качества:

1. Ориентация на потребителя;

2. Лидерство руководителей;

3. Вовлечение работников;

4. Процессный подход;

5. Системный подход к менеджменту;

6. Постоянное улучшение;

7. Принятие решений, основанных на фактах;

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками [1, с. 64-65].

Как и любой системе, ISO 9001 присущи преимущества и недостатки на этапе внедрения. В табл. 1 они наглядно продемонстрированы.

Таблица 1

Преимущества и недостатки при внедрении системы менеджмента качества ISO 9001

Преимущества Недостатки

Улучшение качества продукции (работ, услуг) Повышение конкурентоспособности компании Оптимизация процессов управления и повышение технологической дисциплины Сокращение издержек Рационализация бизнес-процессов Преимущества для участников тендеров Проблемы, связанные с обучением вопросам внедрения системы Проблемы, связанные с документированием Малочисленные кадры в области менеджмента качества Формальность подтверждения соответствия требованиям стандарта Понимание качества исключительно как «соответствие внутренним требованиям и стандартам»

Менеджмент

23

Обзор ИСО за 2012-2013 гг.

Ежегодно Международная Организация по Стандартизации проводит анализ данных по сертификации на соответствие её стандартам на системы менеджмента в разрезе стран, регионов, лет. Благодаря данному обзору прослеживается тенденция роста, спада сертификации той или иной страны. Также могут быть выявлены изменения в разрезе лет, позволяющие сравнивать динамику разных стран в стандартизации.

Рис. 1. Распределение сертификатов ISO 9001 по странам на 2013 г.

Источник: Обзор ИСО, представленный на сайте Международной организации по стандартизации (ИСО) - www.iso.org.

■ Выданные сертификаты ISO ■Ж)!

■ Общее количество выданных сертификатов

2013 Г.

Рис. 2. Доля выданных сертификатов по стандарту ISO 9001 в общей структуре выданных сертификатов ИСО за 2012-2013 гг.

Источник: составлено автором на основе данных «The ISO Survey of Management System Standard Certifications».

24 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Объём выданных сертификатов ISO 9001 в 2013 г. увеличивается на 5,2 % относительно доли общего количества выданных сертификатов по сравнению с тем же показателем в 2012 г. Полученные данные указывают на увеличение активности стран в получении сертификатов.

Таблица 2

Сертификация по стандарту ISO 9001 (системы менеджмента качества) в мире (согласно данным «The ISO Survey of Certifications - 2013»)

Название стандарта Число выданных сертификатов в 2013 г. Число выданных сертификатов в 2012 г. Абсолютное изменение в количестве выданных сертификатов Относительное изменение в количестве выданных сертификатов (в %)

ISO 9001 1129446 1096987 32459 2,9 %

Из данных табл. 2 следует, что прирост сертификатов по стандарту ISO 9001 в 2013 г. составил 32459 или 2,9 %.

Таблица 3

Первые 3 места среди регионов по наибольшему приросту сертификатов по стандарту ISO 9001

Место 2012 г. 2013 г.

Название региона Абсолютный прирост Название региона Абсолютный прирост

1 Европа 10372 Европа 15815

2 Западная Азия и Тихоокеанский регион 4270 Центральная и Южная Азия 12474

3 Средний Запад 1981 Северная Америка 9993

Согласно «The ISO Survey of Certifications» исследуется 7 регионов по критерию сертификации в рамках стандарта ISO 9001. В табл. 3 продемонстрированы три лидирующих региона в разрезе двух лет (2012 и 2013 гг.) по наращиванию выше упомянутого критерия. Регион «Европа», как мы можем заметить, в течение двух анализируемых лет удерживает первенство.

Таблица 4

Top 10 стран с приростом сертификатов по стандарту ISO 9001 в 2013 г.

1 Италия 23975

2 Индия 12248

3 США 8692

4 Германия 4602

5 Австралия 3938

6 Колумбия 3510

7 Китай 3163

8 Китайский Тайбэй 2578

9 Индонезия 2498

10 Греция 2497

Менеджмент

25

В табл. 4 представлен список стран, оказавшихся в десятке и показавших самые высокие показатели среди других государств относительно прироста сертификатов по стандарту ISO 9001 в 2013 г.

Проанализировав данные таблиц, рисунков и диаграмм, приходишь к выводу, что в течение последних лет присутствует тенденция роста показателя охвата стран системой менеджмента качества ISO 9001. Такая тенденция свидетельствует о том, что стандарт ISO 9001 является рациональным инструментом управления бизнесом. Каждая страна стремиться к улучшению деятельности своих организаций, пытается соответствовать сегодняшним реалиям через механизмы соответствия стандартам качества.

Список литературы:

1. Мишин В.М. Управление качеством: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.

2. Сайт Международной организации по стандартизации (ИСО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iso.org.

3. The ISO Survey of Management System Standard Certifications. - 2013.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ КОМПАНИИ

© Сидорова Р.А.*

Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

В данной статье проведен анализ инвестиционной компании региона Российской Федерации. Целью создания инвестиционной компании является привлечение инвесторов для развитии экономики региона РФ, а также для разработки, реализации, координации инвестиционных и инновационных программ и проектов во всех отраслях экономики региона.

Ключевые слова исследование организации, хронометраж, анализ, структура, трудовой кодекс.

Анализ численности и структура персонала: В организации работает 65 человек. Из них в высшем и среднем менеджменте занято 15 человек (23 %), технический персонал (водители, рабочие, IT-специалисты, референт) 11 человек (17 %), основной персонал (экономисты, юристы, финансисты, эчерайтеры, инженеры) 39 человек (60 %).

Из этого следует, что персонал компании (более 83 %) сформирован для выполнения основного вида деятельности привлечения инвесторов для раз-

Студент кафедры Социологии и управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.