СЕРТИФИКАЦИЯ
В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
© Корягина К.А.*
Международная Образовательная Корпорация кампус Казахско-Американский Университет,
Республика Казахстан, г. Алматы
В условиях ожесточающейся конкуренции на рынке выживание организаций достигается за счёт внедрения систем менеджмента качества. В связи с этим была разработана серия стандартов по качеству ISO 9000, которые применимы к любым предприятиям независимо от масштаба и сферы деятельности. Более чем в 170 странах был внедрён ИСО 9001:2008. На основании обзоров ИСО, представленный на сайте Международной организации по стандартизации (ИСО) выявлены и проанализированы определённые тенденции в распределении сертификатов по стандарту ISO 9001 в разрезе 2012 и 2013 годов.
Ключевые слова система менеджмента качества, ISO 9001, стандартизация, Международная Организация по Стандартизации.
МИР КАЧЕСТВА
Есть в мире множество миров:
Есть мир друзей и мир врагов,
Есть злобы мир и мир добра...
Жизнь -это сложная игра.
Но есть один особый мир,
В котором Качество - кумир.
В нем Мастера без суеты Творят во имя Красоты.
Нет ничего ценнее тут,
Чем Вдохновение и Труд,
И нет важнее здесь идей,
Чем делать лучше жизнь Людей.
... Мы сами строим те миры,
Где проживаем, до поры,
И только сами изменить Мы сможем мир, где будем жить.
Пётр Калита «Сборник деловой лирики»
2008 г.
Насыщенность рынка и ужесточающаяся конкуренция вынуждает компании самых разных отраслей искать новые подтверждения уровня качества своей продукции, работ и услуг. Мощнейшим оружием в борьбе за клиента является имидж и репутация компании. В условиях жесткой конкурентной
* Магистрант факультета Экономики и Права по специальности Менеджмент.
22 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
борьбы на рынке выжить могут лишь компании, обладающие главным конкурентным преимуществом - высоким качеством менеджмента. В связи с этим, мы видим явную актуальность внедрения систем (стандартов) качества в организациях по всему миру.
Одной из авторитетнейших международных организаций в области стандартизации является Международная Организация по Стандартизации -ISO (International Organization for Standartization). Данная организация разработала серию стандартов по качеству ISO 9000, которые применимы к любым предприятиям независимо от масштаба и сферы деятельности. Несмотря на то, что стандарты ИСО носят рекомендательный характер, документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов.
ИСО 9001:2008 является актуальным на сегодняшний день стандартом. Согласно ему устанавливаются требования к системам менеджмента качества. Он может быть использован любой организацией, вне зависимости от её размера, сферы деятельности. ИСО 9001:2008 внедрен в более чем в 170 странах мира.
Основой стандарта является ряд следующих принципов менеджмента качества:
1. Ориентация на потребителя;
2. Лидерство руководителей;
3. Вовлечение работников;
4. Процессный подход;
5. Системный подход к менеджменту;
6. Постоянное улучшение;
7. Принятие решений, основанных на фактах;
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками [1, с. 64-65].
Как и любой системе, ISO 9001 присущи преимущества и недостатки на этапе внедрения. В табл. 1 они наглядно продемонстрированы.
Таблица 1
Преимущества и недостатки при внедрении системы менеджмента качества ISO 9001
Преимущества Недостатки
Улучшение качества продукции (работ, услуг) Повышение конкурентоспособности компании Оптимизация процессов управления и повышение технологической дисциплины Сокращение издержек Рационализация бизнес-процессов Преимущества для участников тендеров Проблемы, связанные с обучением вопросам внедрения системы Проблемы, связанные с документированием Малочисленные кадры в области менеджмента качества Формальность подтверждения соответствия требованиям стандарта Понимание качества исключительно как «соответствие внутренним требованиям и стандартам»
Менеджмент
23
Обзор ИСО за 2012-2013 гг.
Ежегодно Международная Организация по Стандартизации проводит анализ данных по сертификации на соответствие её стандартам на системы менеджмента в разрезе стран, регионов, лет. Благодаря данному обзору прослеживается тенденция роста, спада сертификации той или иной страны. Также могут быть выявлены изменения в разрезе лет, позволяющие сравнивать динамику разных стран в стандартизации.
Рис. 1. Распределение сертификатов ISO 9001 по странам на 2013 г.
Источник: Обзор ИСО, представленный на сайте Международной организации по стандартизации (ИСО) - www.iso.org.
■ Выданные сертификаты ISO ■Ж)!
■ Общее количество выданных сертификатов
2013 Г.
Рис. 2. Доля выданных сертификатов по стандарту ISO 9001 в общей структуре выданных сертификатов ИСО за 2012-2013 гг.
Источник: составлено автором на основе данных «The ISO Survey of Management System Standard Certifications».
24 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Объём выданных сертификатов ISO 9001 в 2013 г. увеличивается на 5,2 % относительно доли общего количества выданных сертификатов по сравнению с тем же показателем в 2012 г. Полученные данные указывают на увеличение активности стран в получении сертификатов.
Таблица 2
Сертификация по стандарту ISO 9001 (системы менеджмента качества) в мире (согласно данным «The ISO Survey of Certifications - 2013»)
Название стандарта Число выданных сертификатов в 2013 г. Число выданных сертификатов в 2012 г. Абсолютное изменение в количестве выданных сертификатов Относительное изменение в количестве выданных сертификатов (в %)
ISO 9001 1129446 1096987 32459 2,9 %
Из данных табл. 2 следует, что прирост сертификатов по стандарту ISO 9001 в 2013 г. составил 32459 или 2,9 %.
Таблица 3
Первые 3 места среди регионов по наибольшему приросту сертификатов по стандарту ISO 9001
Место 2012 г. 2013 г.
Название региона Абсолютный прирост Название региона Абсолютный прирост
1 Европа 10372 Европа 15815
2 Западная Азия и Тихоокеанский регион 4270 Центральная и Южная Азия 12474
3 Средний Запад 1981 Северная Америка 9993
Согласно «The ISO Survey of Certifications» исследуется 7 регионов по критерию сертификации в рамках стандарта ISO 9001. В табл. 3 продемонстрированы три лидирующих региона в разрезе двух лет (2012 и 2013 гг.) по наращиванию выше упомянутого критерия. Регион «Европа», как мы можем заметить, в течение двух анализируемых лет удерживает первенство.
Таблица 4
Top 10 стран с приростом сертификатов по стандарту ISO 9001 в 2013 г.
1 Италия 23975
2 Индия 12248
3 США 8692
4 Германия 4602
5 Австралия 3938
6 Колумбия 3510
7 Китай 3163
8 Китайский Тайбэй 2578
9 Индонезия 2498
10 Греция 2497
Менеджмент
25
В табл. 4 представлен список стран, оказавшихся в десятке и показавших самые высокие показатели среди других государств относительно прироста сертификатов по стандарту ISO 9001 в 2013 г.
Проанализировав данные таблиц, рисунков и диаграмм, приходишь к выводу, что в течение последних лет присутствует тенденция роста показателя охвата стран системой менеджмента качества ISO 9001. Такая тенденция свидетельствует о том, что стандарт ISO 9001 является рациональным инструментом управления бизнесом. Каждая страна стремиться к улучшению деятельности своих организаций, пытается соответствовать сегодняшним реалиям через механизмы соответствия стандартам качества.
Список литературы:
1. Мишин В.М. Управление качеством: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.
2. Сайт Международной организации по стандартизации (ИСО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iso.org.
3. The ISO Survey of Management System Standard Certifications. - 2013.
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ КОМПАНИИ
© Сидорова Р.А.*
Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск
В данной статье проведен анализ инвестиционной компании региона Российской Федерации. Целью создания инвестиционной компании является привлечение инвесторов для развитии экономики региона РФ, а также для разработки, реализации, координации инвестиционных и инновационных программ и проектов во всех отраслях экономики региона.
Ключевые слова исследование организации, хронометраж, анализ, структура, трудовой кодекс.
Анализ численности и структура персонала: В организации работает 65 человек. Из них в высшем и среднем менеджменте занято 15 человек (23 %), технический персонал (водители, рабочие, IT-специалисты, референт) 11 человек (17 %), основной персонал (экономисты, юристы, финансисты, эчерайтеры, инженеры) 39 человек (60 %).
Из этого следует, что персонал компании (более 83 %) сформирован для выполнения основного вида деятельности привлечения инвесторов для раз-
Студент кафедры Социологии и управления персоналом.