Научная статья на тему 'Сертификация объектов туристской индустрии по программе «Halal Friendly»: современный аспект'

Сертификация объектов туристской индустрии по программе «Halal Friendly»: современный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2660
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАЛЯЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ХАЛЯЛЬ / HALAL FRIENDLY / ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ОБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ / ГОСТИНИЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / HALAL TOURISM / HALAL / VOLUNTARY CERTIFICATION / TOURIST FLOW / OBJECTS OF THE TOURIST INDUSTRY / HOTEL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Духовная Лилия Леонидовна

За последние несколько лет структура и масштаб международных туристских потоков претерпел ряд существенных изменений, что не могло не сказаться на состоянии мирового туристского рынка в целом. Причиной изменения формата структуры и количественных показателей стали события экономического и политического характера. В статье проводится анализ современного состояния и тенденций развития одного из наиболее перспективных направлений в туризме – халяльного туризма – на основе действующего опыта обслуживания со-ответствующей категории туристов в мире, приведены аналитические данные, характеризующие неуклонное увеличение потока туристов, исповедующих ислам. На основе рейтинга Global Muslim Travel Index-2016 (Международный индекс путешествий мусульман) определены наиболее и наименее дружелюбные страны к данному сегменту туристов, а также рассмотрена специфика обслуживания туристов, исповедующий ислам, в странах, занимающих ведущие позиции вышеуказанного рейтинга. Проведён анализ состояния, проблем и перспектив развития данного направления туризма в Российской Федерации, основанный на данных Ростуризма и ряде авторитетных экспертных оценок, которые наглядно демонстрируют положительную динамику увеличения потока туристов из стран ближневосточного и азиатско-тихоокеанского регионов, что не может не свидетельствовать о перспективности внедрения сертификации объектов туристской индустрии по программе «Halal Friendly». Подробно рассматривая сущность и специфические особенности внедрения опыта сертификации по программе «Halal Friendly», на примере опыта отдельных российских городов и регионов, внимание автора обращается и на то, что сертификация значительного количества объектов туристской индустрии пока остаётся дискуссионным вопросом и активно обсуждается в различных профессиональных сообществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Over the past few years, the structure and scale of international tourist flows have undergone several significant changes, which affected the situation on the global tourism market. Economic and political events are the reason for changing the format of the structure and quantitative indicators. The article analyzes the current state and development trends of one of the most promising areas in tourism halal tourism based on the current experience of serving this category of tourists in the world. The author present analytical data characterizing the steady increase in the flow of tourists, who follow Islam. On the base of the Global Muslim Travel Index-2016 rating (International Index of Muslim Travels) the author identifies the most and least friendly countries for this segment of tourists, and considers the specifics of the service of tourists following Islam in the countries that hold the leading positions of the rating. The information of the Federal Agency for Tourism of the Russian Federation and a number of authoritative expert assessments clearly demonstrate the increase in the flow of tourists from the countries of the Middle East and Asia-Pacific re-gions. Based on this data, the author analyzes the state, problems and develop-ment prospects for this direction of tourism in the Russian Federation. All this confirms the viability of implementing the tourism industry objects certification under the "Halal Friendly" program. The author examines in detail the essence and specific features of introducing the experience of certification under the "Halal Friendly" program based on the examples of individual Russian cities and regions. The author draws special at-tention to the fact that certification of a significant number of tourist facilities is still a debating issue and is actively discussed in various professional communi-ties.

Текст научной работы на тему «Сертификация объектов туристской индустрии по программе «Halal Friendly»: современный аспект»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО,

МУНИЦИПАЛЬНОГО И КОРПОРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ

ДУХОВНАЯ Лилия Леонидовна

УДК 640.41 DOI: 10.22412/1995-042X-11-6-4

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); кандидат экономических наук, доцент; 6199900@mail.ru

Сертификация объектов туристской индустрии по программе «Halal Friendly»: современный аспект

За последние несколько лет структура и масштаб международных туристских потоков претерпел ряд существенных изменений, что не могло не сказаться на состоянии мирового туристского рынка в целом. Причиной изменения формата структуры и количественных показателей стали события экономического и политического характера. В статье проводится анализ современного состояния и тенденций развития одного из наиболее перспективных направлений в туризме - ха-ляльного туризма - на основе действующего опыта обслуживания соответствующей категории туристов в мире, приведены аналитические данные, характеризующие неуклонное увеличение потока туристов, исповедующих ислам.

На основе рейтинга Global Muslim Travel Index-2016 (Международный индекс путешествий мусульман) определены наиболее и наименее дружелюбные страны к данному сегменту туристов, а также рассмотрена специфика обслуживания туристов, исповедующий ислам, в странах, занимающих ведущие позиции вышеуказанного рейтинга. Проведён анализ состояния, проблем и перспектив развития данного направления туризма в Российской Федерации, основанный на данных Ростуриз-ма и ряде авторитетных экспертных оценок, которые наглядно демонстрируют положительную динамику увеличения потока туристов из стран ближневосточного и азиатско-тихоокеанского регионов, что не может не свидетельствовать о перспективности внедрения сертификации объектов туристской индустрии по программе «Halal Friendly». Подробно рассматривая сущность и специфические особенности внедрения опыта сертификации по программе «Halal Friendly», на примере опыта отдельных российских городов и регионов, внимание автора обращается и на то, что сертификация значительного количества объектов туристской индустрии пока остаётся дискуссионным вопросом и активно обсуждается в различных профессиональных сообществах.

Ключевые слова:

халяльный туризм, халяль, Halal Friendly, добровольная сертификация, туристский поток, объекты туристской индустрии, гостиничные предприятия

Введение. В современном мире туризм является одной из наиболее прибыльных

сфер бизнеса. В целом, индустрия туризма на данный момент вступила в период, характе-

ризующийся постоянно увеличивающимся объёмом путешествий и ростом требований туристов к качеству обслуживания и персонификации туристских услуг [13].

Сегодня в мире более 50 стран определяются как мусульманские. Наряду с этим, в ряде иных стран проживает достаточно большой процент мусульманского населения. Так, в Китае процент мусульманского населения на первый взгляд достаточно небольшой - всего 2,4%, но в абсолютных показателях - это около 30 млн. человек [4].

Одним из мировых трендов туристского рынка сегодня является халяльный туризм, ориентированный на путешественников-мусульман.

По данным компании Dinar Standart, в 2014 г. путешественники-мусульмане потратили на путешествия около 192 млрд. USD. Одна из главных составляющих халяльного туризма - это отели и курорты, сертифицированные по системе «Халяль». Это как полностью специализированные средства размещения, так и те, что предлагают необходимый минимум услуг, запрашиваемый мусульманами.

По прогнозам компании MasterCard, количество туристов-мусульман со 117 млн.чел. в 2015 г. вырастет до 168 млн. в 2020 г. Ха-ляль-туристы составят 11% мирового туристического потока, то есть доходы составят примерно 200 млрд. USD от всего объёма туристического рынка [7]. Стоит отметить, что двухмиллиардное мусульманское население - это сегменты, проживающие в странах Юго-Восточной Азии, Океании, Африки, а также жители Европы и Америки. В своей основе -это достаточно высокодоходные группы. Кроме того, с учётом сложившейся международной экономической ситуацией, это рынки, минимально затронутые экономическим кризисом, а по сравнению с массовым китайским туристом, турист из мусульманских стран сегодня более высокобюджетен [6].

Согласно ежегодному рейтингу Global Muslim Travel Index-2016 (Международный индекс путешествий мусульман), в котором ран-

жируется 130 стран по степени удобства путешествий для мусульман, доступа к халяльной продукции, безопасности пребывания, а также наличию ограничения на получение виз, лучшими для мусульманских туристов названы Малайзия, ОАЭ и Турция. В топ-10 также вошли Индонезия, Катар, Саудовская Аравия, Оман, Сингапур, Марокко и Иордания [1].

Несмотря на то, что в данном списке стран Япония заняла 40-е место, за 2016 г. она продвинулась вперёд на десять позиций, совершив самый впечатляющий скачок среди всех стран. Для этого Япония предприняла целый ряд инициатив: от многочисленных просветительских программ для местных предприятий сферы обслуживания и туристических компаний до выпуска путеводителя по Японии для мусульман.

В данном рейтинге Россия (49 место, 45,1 баллов) на одну позицию опередила Китай (50 место, 44,5 баллов), а также такие страны, как Канада (52 место), Южная Корея (54), Нидерланды (56), Италия (60), Австрия (69), Кипр (71), Дания (72), Маврикий (73), Литва (93), Польша (94), Финляндия (97), Украина (111).

Менее дружелюбными экспертами названы страны Южной Америки - Уругвай, Колумбия, Гватемала, Никарагуа, Боливия, Коста-Рика и Сальвадор, занявшие места с 124-го по 130-е 1.

Основная часть. Проблему современного развития халяльного туризма в РФ и предоставления халяльных услуг в сфере туризма и гостеприимства в своих статьях освещали такие авторы, как Л.И. Галяутдинова, Л.М. Садриева, В.М. Мальцева, В.Г. Тырина и др.

В основе развития мусульманского туризма лежит чёткое понимание основных принципов и требований халяль.

1 Global Muslim Travel Index-2016 (Международный индекс путешествий мусульман). URL: https://newsroom. mastercard.com/asia-pacific/files/2016/03/Report-MasterCard-CrescentRating-Global-Muslim-Travel-Index-2016.pdf (Дата обращения: 25.06.2017).

Халяль - дословно означает «дозволенное или разрешённое», в широком смысле соответствие чего-либо нормам Ислама, дозволенность для потребителей. Халяль может относиться к любой сфере деятельности человека, но наиболее распространён в гостиничной сфере, сфере общественного питания, отдыхе и развлечениях, салонах красоты и непосредственно в отношениях между людьми [9]. Данная система достаточно проста, так как в первоисточнике мусульман - Коране - описывается довольно узкий список запрещённых продуктов: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, что забито не во имя Бога, или было задушено, или убито ударом, или умерло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете забить его, и то, что забито перед идолами, а также гадание по стрелам...»2

Сферы применения «Халяль»:

• продукты питания: всю мясную продукцию необходимо готовить по определённым технологиям, предусматривая щадящее отношение к животному во время убоя. Вся продукция не должна нести вред здоровью человека. Также существует запрет на свинину, алкогольные и наркотические средства. Вся продукция должна иметь маркировку Halal;

• сфера услуг: в сфере оказания услуг «халяль» означает, что данные услуги должны соответствовать разрешённым видам деятельности и всем установленным ограничениям и правилам;

• финансовая сфера: в данной сфере предполагается соблюдение некоторых основных принципов и ограничений: существует запрет на ссудный процент, запрет на рискованные вложения, запрет на финансирование и вложение каких-либо средств в деятельность, которая запрещена Шариатом, например производство алкогольных и наркотиче-

2 Милославский Г.В., Петросян Ю.А., Пиотровский М.Б.

Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. 315 с.

ских веществ [8].

Преимуществами продукции «Халяль» являются:

• дозволенность: для любого мусульманина, который верит в Бога и заботится о своей душе и своём теле, пища, которую он потребляет, должна быть дозволенной. Безусловно, у продукции «Халяль» много преимуществ для людей любых религий и воззрений, но для мусульман - это главная причина. Очень важно, что в продукции «Халяль» отсутствуют запретные элементы, такие как свинина, алкоголь и кровь;

• польза для здоровья: мясная продукция, приготовленная по нормам, является безопасной для здоровья и значительно вкуснее;

• безопасность: продукция или услуги, прошедшие сертификацию, подвергаются дополнительной проверке и постоянному контролю со стороны сертифицирующей организации.

Динамичное развитие халяльного туризма в последние годы наблюдается в Малайзии, которая входит в топ-10 стран, наиболее дружелюбных к туристам, исповедующих ислам. В этой стране мусульманские туристы имеют широкий выбор средств размещения с дополнительными услугами в номерах. Одним из популярных отелей, соответствующих программе, является Somerset Ampang 4* в пригороде Куала-Лумпура. В каждом номере на прикроватной тумбочке лежит экземпляр священного Корана, а на постели разложены комплекты одежды для намаза. В ванных установлен дополнительный кран для удобного совершения малого омовения. На «исламском этаже» комнаты забронированы только для гостей-мусульман. На первом этаже 5 раз в день раздаётся азан, призыв к молитве, после которого гости и сотрудники отеля собираются в специальном зале и совершают намаз вслед за одним из четырёх штатных имамов. Такие отели пользуются большим спросом у туристов из арабских стран и Индонезии.

Египетские курорты, которые на протяжении последних 20 лет завоевали огромную популярность среди российских туристов, сегодня в силу известных политических событий и отсутствия должного уровня обеспечения безопасности туристов претерпевают существенные изменения, которые негативно сказываются на состоянии туристского рынка страны. Однако халяльный туризм продолжает развиваться в данном туристском регионе значительными темпами. Во время месяца Рамадан Египет считается одним из самых популярных направлений для мусульманских туристов, так как на курортах этой страны расположено большое количество отелей и ресторанов с широким спектром дополнительных услуг, соответствующих стандартам Ха-ляль.

Значительный выбор халяльных отелей предоставляется туристам, посещающим Турцию. Самыми популярными отелями, предлагающие халяльные услуги являются Sah Inn Paradise 5*, Wome Deluxe 5*, Adenya Hotels Resort , Selge Beach Hotels 5* и многие другие.

В Объединённых Арабских Эмиратах успешную деятельность осуществляет гостиничная группа «Almulla Hospitality», обладающая инновационным опытом разработки и внедрения портфеля гостиничных брендов, соответствующих законам Шариата. Это бренды Cliftenwood, Adham и Wings. Целевыми рынками компании являются Саудовская Аравия, Иордания, Египет, Малайзия и Таиланд.

Гостиничные предприятия компании «Almulla Hospitality», помимо ОАЭ, достаточно широко представлены в Европе и Северной Америке. Во всех халяльных отелях бренда соблюдаются законы Шариата, номера оборудованы по всем канонам, гостям не предоставляют алкоголь, в меню ресторанов только халяльная пища. Отелями, завоевавшими признание мусульманских туристов, считаются Concorde Hotel Fujairah, Oceanic Khorfakkan, Отель One to One - Village - Abu Dhabi, Marjan Island Resort & Spa.

Индонезия считается самым большим архипелагом в мире, который насчитывает 17 504 тропических островов с белоснежными пляжами. Она считается излюбленным местом для туристов, в том числе и мусульманских. Основное население Индонезии исповедуют Ислам, поэтому практически вся культура, еда, развлекательная сфера подчинены этой религии. В стране активно развивается въездной и внутренний халяльный туризм. Такие отели как, Svarga Resort Lombok, Katamaran Resort входят в программу «Halal Friendly» и пользуются широкой популярностью среди исламских туристов.

Стоит отметить, что не только страны Ближневосточного и Азиатско-Тихоокеанского регионов, но и европейские страны постепенно включаются в программу «Halal Friendly», понимая, что рынок халяльного туризма - это достаточно перспективное и динамично развивающееся направление в структуре международных туристских потоков. Из всех европейских стран наибольшее количество отелей-участников программы «Halal Friendly» насчитывается в Италии. Это отели Рима и Венеции такие, как The Independent Hotel, Rome Glam Hotel, Hotel Kappa, Rome Life Hotel, Rome Style Hotel. Данные средства размещения имеют категорию четыре звезды и готовы предложить гостям широкий ассортимент услуг, в том числе по программе «Halal Friendly» [5].

Программа гостеприимства «Halal Friendly» по сравнению с программой «China Friendly», внедрение которой позволило значительно увеличить поток китайских туристов и довести его до уровня 1 072 585 чел., относительно новая в Российской Федерации и не распространена повсеместно. Сегодня в России проживает порядка 16 млн. человек, исповедующих ислам, и на фоне роста внутреннего туристского потока актуальность данной программы не вызывает сомнений. Одной из главных целей данной программы является продвижение национального туристского продукта на международный рынок, содей-

ствие развитию въездного и внутреннего туризма. Данная программа направлена на создание наиболее комфортной среды пребы-

вания для конфессиональных туристов и повышение интереса к России как туристской дестинации [10].

Страны (зелёным цветом выделены страны, считающиеся

Таблица 1 - Количество поездок граждан стран дальнего зарубежья с целью туризма на территорию РФ 3

Изменение количества поездок граждан стран дальнего зарубежья, въехавших в РФ с целью туризма за 2016 г. по сравнению с ана-

2015 г.

2016 г.

«исламскими») логичным показателем 2015 г. (±%)

Китай 1 121 536 1 288 720 15

Польша 1 725 157 1 017 462 - 41

Германия 553 493 566 434 2

Корея, Респ. 136 039 161 267 19

Испания 103 756 108 900 5

Индия 50 853 70 375 38

Иран 41 431 67 166 62

Малайзия 6 835 8 222 20

Чили 7 330 7 380 1

Иордания 3 676 4 681 27

Алжир 3 521 4 268 21

Марокко 3 409 3 867 13

Тунис 3 036 3 511 16

ОАЭ 1 701 2 178 28

Бангладеш 1 357 1 778 31

Судан 1 386 1 522 10

Шри-Ланка 952 1 505 58

Бахрейн 906 1 173 29

По мнению Руководителя Федерального агентства по туризму Олега Сафонова, на сегодняшний день в Российской Федерации сложилась наиболее благоприятное сочетание целого ряда экономических и политических факторов, позволяющих высокими темпами развивать приём ближневосточных туристов и туристов других регионов мира, где проживает значительное количество мусульманского населения. В числе таких факторов -динамично развивающаяся гостиничная инфраструктура, значительное количество привлекательных объектов туристского показа,

3 Статистические показатели взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств. URL: http://www.russiatourism.ru/ con-tents/statistika/statisticheskie-pokazatelivzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykhgosudarstv/ (Дата обращения: 01.07.2017).

представляющих огромный интерес для данного сегмента туристов, разнообразное гастрономическое предложение, позитивные изменения в развитии транспортной инфраструктуры целого ряда российских регионов и экономические условия, обусловленные колебаниями курса валют, что также в последнее время играет немаловажную роль в повышении привлекательности России4.

Для России 2014 год стал переломным с точки зрения повышения интереса российских отельеров к программе сертификации «Ха-ляль». По данным Федерального агентства по туризму, в 2016 г. наблюдался значительный абсолютный прирост по показателям въездных туристских потоков из стран ближнево-

4 Сафина Г. Халяль для внутреннего туриста // Индустрия Халяль. 2012. №1. С. 64-66.

сточного и азиатско-тихоокеанского регионов на фоне снижения въездных потоков из ряда европейских стран (табл. 1).

Среди городов, активно продвигающих и развивающих программу «Halal Friendly» -необходимо отметить Москву, Санкт-Петербург, Казань и Сочи. Одной из стран, с которой на Ближнем Востоке осуществляется в данной сфере тесное взаимовыгодное сотрудничество - это Объединённые Арабские Эмираты, где открыт национальный туристский офис VISITRUSSIA. Эта организация создана с целью позиционирования и продвижения туристского продукта России для путешественников из региона Ближнего Востока. По данным Всемирного саммита по халяль-ному туризму инвестиции в данный вид туризма туристов из ОАЭ в ближайшие несколько лет составят 350 млн. USD. Именно с учётом данных показателей российской туристской отрасли следует обратить особое внимание на развитие данного направления [12].

Одной из эффективных мер развития ха-ляльного туризма в Российской Федерации можно отметить проводимую ежегодно, начиная с 2010 года в Москве выставку Moscow Halal Ехро [11]. В рамках выставки, работающей при поддержке Правительства Москвы, проводятся интересные интерактивные мероприятия, демонстрируются последние новинки халяльной продукции и халяль-ных услуг, проводятся профессиональные конкурсы «Халяль компания года» и «Халяль продукт года». Ежегодно в этом деловом форуме участвуют свыше 250 компаний-производителей и поставщиков продукции и услуг «Халяль» из 40 регионов мира. Именно выставка Moscow Halal Expo в своё время стала тестовой площадкой для презентации программы Halal Friendly.

В 2017 году в программу выставки будут включены: Международный форум «Рынок халяль в России и СНГ: аналитика, текущие проблемы и возможности», B2B Halal Retailer Workshop, B2B Halal HoReCa Workshop, Форум исламских финансов и инвестиций CIS, Форум

«Эко-халяль», бизнес-семинары для начинающих предпринимателей.

Знаменательным событием и очередным вкладом в развитии халяльного туризма можно считать стартовавший в 2010 г. масштабный проект Halal Guide, представляющий собой первый и уникальный путеводитель на рынке халяль услуг в России и странах СНГ. Данный интернет ресурс содержит информацию о гостиничных предприятиях, предприятиях общественного питания, магазинах, предоставляющих товары и услуги «халяль», а также о целом ряде социально значимых объектах , ориентированных как на граждан РФ, так и на туристов, посещающих нашу страну с самыми разнообразными целями. Пользователи портала имеют возможность получать актуальную информацию о мероприятиях и событиях, в том числе отдельный блок ресурса посвящён туристской сфере.

Сертификация «Халяль» в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» относится к добровольной и проводится только по личной инициативе изготовителей или продавцов товаров и услуг, в целях подтверждения соответствия продукции или услуг требованиям стандарта Совета муфтиев России. Добровольная сертификация «Халяль» проводится на основе договора между заявителем и Международным центром стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России [2].

Данная программа ориентирована не только на размещение, кухню и определённые гостиничные услуги, это скорее программа гостеприимства, рассчитанная на комфортное пребывание в той или иной стране туристов из стран мусульманского мира.

Сертификат соответствия - это официальное независимое подтверждение того, что предприятия туристкой индустрии соответствует критериям программы «Halal Friendly».

Критерии программы - набор услуг, применяя которые предприятие туристской индустрии повышает качество предоставляемого сервиса и включает в себя перечень по-

казателей, по которым предприятие туринду-стрии проходит добровольную сертификацию.

Преимуществами сертификации «Ха-ляль» являются:

• получение официального сертификата - документа, который свидетельствует о том, что подтверждённая продукция отмечена знаком «Халяль» не имеют в своём составе запрещённых для мусульман компонентов и соответствует всем исламским канонам;

• Сертификат Международного Центра стандартизации и сертификации «Халяль» России является признанным знаком качества и гарантии соответствия стандарту, принятом в России и за рубежом;

• доверие потребителей продукции, маркированной данным знаком качества;

• расширение и активное наращивание потребительского сегмента, имеющего возможность пользоваться дорогостоящими дополнительными услугами.

В соответствии с регламентом процедуры проведения сертификации в рамках программы «Halal Friendly стандарт» объектами сертификации могут являться средства размещения, в том числе услуги гостиниц, объекты общественного питания, фитнес центры, услуги салонов красоты и персонал. Заявители могут подать заявку на сертификацию не только всего гостиничного комплекса, но и отдельно номерного фонда или услуг общественного питания, кафе, ресторана. Для того чтобы ресторан или кафе соответствовали требованиям халяль, используемая для оказания услуг общественного питания продукция, должна находиться в специально выделенных и маркированных местах хранения и не смешиваться при хранении с иной продукцией.

Оборудование и инвентарь, используемые при обработке пищевой продукции и приготовлении блюд (разделочные доски, ножи, посуда, технологическая тара и т.д.), должны использоваться исключительно для блюд, приготавливаемых в рамках оказания услуг общественного питания халяль. Исполь-

зование такого оборудования и инвентаря для приготовления иной продукции не допускается. Также необходимо соблюдение особых требований в связи с Рамаданом (питание ночью в период поста).

Именно получение сертификата на соответствие требованиям «Halal Friendly стандарт» считается дополнительным преимуществом для гостиниц, которые намерены расширить спектр предоставляемых услуг и привлечь новый сегмент гостей.

В соответствии с требованиями халяль в программе «Halal Friendly» чётко определены требования, предъявляемые к гостиничным предприятиям [3]:

1. Наличие в номерах:

- мест для совершения ежедневных молитв (намазов) с принадлежностями (ковриками, чётками, расписанием времени молитв для данного региона и т. д.);

- указателей (Кибла) направления на Мекку;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- санузла, оборудованного для совершения ритуального омовения с соответствующими принадлежностями;

2. Наличие в гостиницах:

- услуг общественного питания (буфетов, кафе, ресторанов), соответствующих требованиям стандарта «Халяль» или сервиса доставки еды халяль по заказу клиентов;

- мест общего пользования (медицинских пунктов, парикмахерских, саун, бассейнов, соляриев, массажных кабинетов, пляжей и т. д.), раздельных для мужчин и женщин;

3. Запрещается наличие в номерах картин с изображением людей и животных и содержанием, несовместимым с исламской этикой и нормами, а также минибара с алкогольной продукцией;

4. Обслуживающий персонал должен иметь соответствующую подготовку по основам ислама, обслуживать клиентов в соответствии с нормами исламской этики и с соблюдением правил раздельного обслуживания мужчин и женщин, униформа персонала должна отвечать исламской этике.

Получение сертификата соответствия

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

предполагает последовательное прохождение ряда необходимых процедур. На рис. 1

представлена схема поэтапного проведения сертификации по программе «Halal Friendly».

Представление и проверка заявки на сертификацию и документации к ней

Рассмотрение документации

Проверка сертифицируемого объекта

Оформление результатов сертификации

Выдача СЕРТИФИКАТА

Инспекционный

контроль деятельности объекта

Рис. 1 - Этапы проведения сертификации по программе «Halal Friendly»

По данному виду сертификации разработана система оценки - от одной до пяти лун:

• Одна луна: номера отеля оборудованы согласно нормам ислама (без картин и статуй, где изображены люди или животные), в них есть расписание намазов, а также информация о близлежащих предприятиях общественного питания «халяль»;

• Две луны: гостей предоставляется завтрак по стандарту «Халяль», в отеле есть молельная комната;

• Три луны: служба питания гостиничного предприятия полностью соответствует стандарту Халяль»;

• Четыре луны: отель располагает специальными раздельными бассейнами, саунами, парикмахерскими и SPA-салонами с персоналом одного пола с обслуживаемыми гостями;

• Пять лун: отель оказывает исключительно халяльные услуги и должен полностью соответствовать нормам ислама, а именно имеет раздельные кухни, бассейны, сауны, салоны красоты для мужчин и для женщин, а также персонал одного пола

с гостями5 .

Необходимо уточнить, что незаконное использование надписи «халяль» при продаже товаров и услуг будет чревато для недобросовестных предпринимателей уголовным или гражданским преследованием за оскорбление чувств верующих.

Несмотря на то, что сертификация является добровольной, закон РФ обязывает охранять интересы всех людей, поэтому применение данной надписи на вывеске отеля или ресторана должно подтверждаться централизованной мусульманской организацией.

К сожалению, на данный момент в Москве работают десятки торговых точек, гостиниц и кафе, которые не сертифицированы по стандартам «халяль», однако предоставляющие свои услуги с таким обозначением.

По данным Международного Центра стандартизации и сертификации «Халяль», безусловным лидером по предоставлению

5 Газизов А. «Пять лун» / 5lun.ru - уникальный проект по продвижению отелей с сервисом по стандартам

«Халяль» // Пять звёзд. 2016. №5-6. С. 10-11.

туристских халяльных услуг в Российской Федерации является город Казань. Сегодня в городе работает 8 гостиничных предприятий, прошедших добровольную сертификацию по программе «Halal Friendly». Это гостиничные предприятия разной категории звёздности, от скромных хостелов, таких как хостел «Зам-Зам» и хостел «Евразия» до гостиниц категории 3*и 4* (отель «Ногай» 3*, «Relita Kazan Hotel 4*, Korston Club Hotel 4* и др.).

Также в городе работает 6 туристских компаний, 7 ресторанов, более 100 кафе, столовых и закусочных, сертифицированных по стандартам «Халяль» 6.

Несомненен тот факт, что для такого города как Казань, который практически ежегодно организует и проводит крупномасштабные спортивные и деловые мероприятия, располагает значимым культурно-

историческим наследием, развитие направления «халяльного» туризма имеет определённое стратегическое значение в развитии внутреннего и въездного туризма региона.

В Москве на 2016 год три отеля прошли добровольную сертификацию по программе «Halal Friendly» и получили определённую категорию по системе «лун». Отель AZIMUT Moscow Olympic Hotel 4* и отель «Аэростар» получили категорию «две луны» и категория «четыре луны» была присвоена отелю «De-deman Park Izmailovo Moscow».

В г. Санкт-Петербург сегодня только один отель «Шёлковый путь», открытый в 2016 году подтвердил свой статус на «три луны» по сертификации «Халяль». В отеле предложен широкий спектр услуг, в частности Коран на всех языках мусульманских стран, ресторан на территории отеля «Навруз», отдельная молельная комната. В отеле насчитывается 17 номеров, которые полностью соответствуют всем стандартам сертификации ,

6 Россия запускает халяль-френдли туризм для жителей стран Персидского залива. URL: http://www.ansar.ru/ analytics/rossiyazapuskaet-halyal-frendli-turizm-dlya-zhitelej-stran-persidskogo-zaliva (Дата обращения: 02.07.2017).

кроме того весь интерьер продуман по принципу отражения всех стран, через которые проходил Великий Шёлковый путь. В ближайшем будущем в отеле появятся отдельные молельные комнаты для мужчин и для женщин 7.

В настоящий момент в Российской Федерации уже создана единая система бронирования гостиничных номеров, соответствующих стандартам «Халяль», а также са11-центр, сотрудники которого также прошли аккредитацию. Обе системы успешно запущены, работают в тестовом режиме и активно набирают обороты.

Заключение. Вместе с тем, стоит подчеркнуть, что наличие значительного количества халяльных отелей и других объектов туристской инфраструктуры далеко не всегда определяет и обеспечивает многочисленные туристские потоки мусульманских туристов. В развитие халяльного туризма очень важно правильно сделать ставку на тот или иной регион-донор, понимая, что туристы из Средней Азии и туристы из ближневосточного и азиатско-тихоокеанского региона - это совершенно разные категории по менталитету и по платёжеспособности. Для этого необходим доступ к вышеуказанным информационным ресурсам и системам бронирования, т.е. ресурсы должны активно завоёвывать международный ры-нок8.

Однако самостоятельная система бронирования гостиниц с услугами «халяль» не может быть единственным и универсальным ресурсом. Помимо данной системы, уже действующие системы бронирования могут также активно включиться в данную программу, предоставляя на своих сервисах информацию в виде дополнительных фильтров о тех гостиницах, которые предоставляют услуги «ха-ляль». Подобный опыт был бы удобен и полезен для охвата наиболее широкой и масштаб-

7 Мусин И. Исламский туризм // Halal Globe. 2013. №2. С. 14.

8 Мусин И. Отели по всей России подают заявки на сертификат «халяль» // HoReCa magazine. 2016.

ной категории мусульманских туристов, интересующихся нашей страной.

Сегодня тема добровольной сертификации «Halal Friendly» активно обсуждается в туристских профессиональных сообществах. Крупные туроператоры страны создают туры для туристов-мусульман, включая в программу отели, прошедшие сертификацию. Такие туры направлены на улучшение связей России с мусульманскими странами.

По мнению руководства международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» в ближайшие несколько лет в России количество отелей, сертифицированный по программе увеличится в семь-восемь раз. Кроме того, ожидается значительное увеличение количества ресторанов и кафе, сертифицированных по данной программе.

Таким образом, можно сказать, что рынок халяльного туризма активно развивается. С каждым годом во всех странах мира, занимающихся развитием въездного туризма, все больше и больше появляется отелей, серти-

фицированных по программе «Halal Friendly». Добровольная сертификация для отелей открывает новые возможности и позволяет в значительной степени привлекать новые сегменты гостей, что увеличивает не только прибыль владельцев, но и делает тот или иной регион наиболее привлекательным для туристов.

Однако, было бы ошибочно предполагать, что сертификация гостиничных предприятий и других объектов туриндустрии может стать для туристской дестинации некой «панацеей», гарантирующей стабильный рост въездных туристских потоков. Более того, некоторые эксперты отрасли считают, что чрезмерная и масштабная сертификация туристских объектов, особенно гостиничных предприятий по программам «China Friendly» и «Halal Friendly» может привести к оттоку туристов из других регионов, учитывая некую специфичность и национальный менталитет азиатских туристов. В данном процессе, несомненно, важен разумный баланс и отсутствие негативных перекосов рынка.

Список источников:

1. Байков А.В. Въездной туризм, современное состояние и перспективы развития в РФ // Российское предпринимательство. 2008. №5-1(110). С. 120-124.

2. Богданова Р.И. Сертификация гостиничных услуг в Российской Федерации. В сб.: В мире научных открытий: Мат. V Всеросс. студ. науч. конф. Ульяновск: Ульяновская гос. сельско-хоз. академия им. П.А. Столыпина. 2016. С. 305-307.

3. Галяутдинова Л.И. Гостиничный халяль в России: стандарты и тенденции развития. В сб.: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: IV межвуз. науч.-практ. конф. мол. уч., асп., маг. и студ. Казань: Поволжская гос. академия физической культуры, спорта и туризма.2016. С. 449-451.

4. Кожаев Ю.П., Тырина Т.Г. Некоторые аспекты трансформации концепции гостеприимства в условиях падения турпотока // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. №1(14). С. 181-187.

5. Мальцева В.М., Тырина Т.Г. Программы персонализации в индустрии гостеприимства: гостиницы по шариату. В сб.: Актуальные проблемы науки: от теории к практике: мат. IV Всеросс. науч.-практ. конф. М.: РГСУ, 2016. С. 27-33.

6. Матяш С., Кожаев Ю., Пробин П., Зевеке О.Ю. Экономика современного туризма: проблемы и перспективы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №7-1. С. 109-111.

7. Ребезов М.Б., Салихова Э.М., Зимина О.В., Максимюк Н.Н., Богатова О.В. Системы сертификации // Вопросы экономики и управления. 2015. №1(1). С. 45-48.

8. Салим Р.С., Христов Т.Т., Борисова А.А. Некоторые особенности внедрения услуг в гостиничном бизнесе, ориентированных на представителей различных конфессий. В кн.: Про-

блемы и перспективы индустрии гостеприимства и туризма: сб. ст. Уфа: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. С. 176-180.

9. Усачев В.В. Индустрия гостеприимства в диалоге культур // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2015. №8-2. С. 305-311.

10. Chernikova L.I., Faizova G.R., Egorova E.N., Silaeva A.A. Increase of competitiveness of tourist industry companies on the basis of marketing approaches // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т.6. №6 S4. Рр. 99-109. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n6s4p99.

11. Dukhovnaya L.L., Kholodtsova I.I., Polyakov V.V., Andreeva A.I., Seredina M.I. Practical experience of the art and exhibition activity at the enterprises of hotel services in the Russian Federation // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol.6. №5 S2. Pp. 58-64. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n5s2p58.

12. Kryukova E.M., Makeeva D.R., Konovalova E.E. Tourism as preferred direction in the strategy of substitution of industry branches in mono-territories of Russian Federation // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 30. №30. Pp. 176-178.

13. Stabler M.A., Sinclair P.T. The Economics of Tourism. London: Routledge, 2010. 180 p.

Lilija L. DUKHOVNAYA

TOURISM INDUSTRY OBJECTS CERTIFICATION UNDER THE "HALAL FRIENDLY" PROGRAM: THE MODERN ASPECT

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia); PhD in Economics, Associate Professor;

e-mail: 6199900@mail.ru

Keywords:

halal tourism,

Halal, Halal Friendly, Voluntary

Certification,

tourist flow,

objects of the tourist industry, hotel enterprises

Over the past few years, the structure and scale of international tourist flows have undergone several significant changes, which affected the situation on the global tourism market. Economic and political events are the reason for changing the format of the structure and quantitative indicators. The article analyzes the current state and development trends of one of the most promising areas in tourism - halal tourism based on the current experience of serving this category of tourists in the world. The author present analytical data characterizing the steady increase in the flow of tourists, who follow Islam. On the base of the Global Muslim Travel Index-2016 rating (International Index of Muslim Travels) the author identifies the most and least friendly countries for this segment of tourists, and considers the specifics of the service of tourists following Islam in the countries that hold the leading positions of the rating. The information of the Federal Agency for Tourism of the Russian Federation and a number of authoritative expert assessments clearly demonstrate the increase in the flow of tourists from the countries of the Middle East and Asia-Pacific regions. Based on this data, the author analyzes the state, problems and development prospects for this direction of tourism in the Russian Federation. All this confirms the viability of implementing the tourism industry objects certification under the "Halal Friendly" program.

The author examines in detail the essence and specific features of introducing the experience of certification under the "Halal Friendly" program based on the examples of individual Russian cities and regions. The author draws special attention to the fact that certification of a significant number of tourist facilities is still a debating issue and is actively discussed in various professional communities.

References

1. Baikov, A. V. (2008). V'ezdnoj turizm, sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija v RF [Foreign Tourism: Current Situation and Development Prospects in the Russian Federation]. Ros-sijskoe predprinimatel'stvo [Russian Journal of Entrepreneurship], 5-1(110), 120-124. (In Russ.).

2. Bogdanova, R. I. (2016). Sertifikacija gostinichnyh uslug v Rossijskoj Federacii [Certification of hotel services in the Russian Federation]. In coll.: V mire nauchnyh otkrytij [In the World of Scientific Discoveries]: The V All-Russia scientific conference of students. Ulyanovsk: Ulyanovsk state agricultural academy, 305-307. (In Russ.).

3. Galjautdinova, L. I. (2016). Gostinichnyj haljal': standarty i tendencii razvitija [Hotel Halal in Russia: Standards and Development Trends]. In coll.: Aktual'nye problemy teorii i praktiki fizi-cheskoj kul'tury, sporta i turizma [Actual problems of theory and practice of physical culture, sports and tourism]: The IV interuniversity scientific-practical conf. of young scientists, postgraduate students, undergraduates and students. Kazan: Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, 449-451. (In Russ.).

4. Kozhaev, Yu. P., & Tyrina, T. G. (2016). Nekotorye aspekty transformacii koncepcii gostepriim-stva v uslovijah padenija turpotoka [Some aspects of the transformation of the concept of hospitality in terms of falling tourist arrivals]. Materialy Afanas'evskih chtenij [Materials Athanasian readings], 1(14), 181-187. (In Russ.).

5. Mal'ceva V.M., & Tyrina, T. G. (2016). Programmy personalizacii v industrii gostepriimstva: gos-tinicy po shariatu [Personalization programs in the hospitality industry: Sharia hotels]. In coll.: Aktual'nye problemy nauki: ot teorii k praktike [Actual problems of science: from the theory to practice]: Materials IV scientific and practical conference. Moscow: РГСУ, 2016. С. 27-33. (In Russ.).

6. Matyash, S., Kozhaev, Yu., Probin, P., & Zeveke, O. Yu. (2015). Ekonomika sovremennogo turizma: problemy i perspektivy [The economy of modern tourism: problems and prospects]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International journal of applied and fundamental research], 7-1, 109-111. (In Russ.).

7. Rebezov, M. B., Salihova, E. M., Zimina, O. V., Maksimjuk, N. N., & Bogatova, O. V. (2015). Sis-temy sertifikacii [Certification systems]. Voprosy ekonomiki i upravlenija [Issues of Economics and Management], 1(1), 45-48. (In Russ.).

8. Salim, R. S., Hristov, T. T., & Borisova, A. A. (2017). Nekotorye osobennosti vnedrenija uslug v gostinichnom biznese, orientirovannyh na predstavitelej razlichnyh konfessij [Some features of the implementation of services in the hospitality industry, focused on representatives of various faiths]. In book.: Problemy i perspektivy industrii gostepriimstva i turizma [Problems and prospects of the hospitality and tourism industry]. Ufa: Plekhanov Russian University of Economics, 176-180. (In Russ.).

9. Usachev, V. V. (2015). Industrija gostepriimstva v dialoge kul'tur [Индустрия гостеприимства в диалоге культур]. Industrija turizma: vozmozhnosti, prioritety, problemy i perspektivy [Tourism industry: opportunities, priorities, challenges and prospects], 8-2, 305-311. (In Russ.).

10. Chernikova, L. I., Faizova, G. R., Egorova, E. N., & Silaeva, A. A. (2015). Increase of competitiveness of tourist industry companies on the basis of marketing approaches. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(6 S4), 99-109. doi: 10.5901/mjss.2015.v6n6s4p99.

11. Dukhovnaya, L. L., Kholodtsova, I. I., Polyakov, V. V., Andreeva, A. I., & Seredina, M. I. (2015). Practical experience of the art and exhibition activity at the enterprises of hotel services in the Russian Federation. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(5 S2), 58-64. doi: 10.5901/mjss.2015.v6n5s2p58.

12. Kryukova, E. M., Makeeva, D. R., & Konovalova, E. E. (2014). Tourism as preferred direction in the strategy of substitution of industry branches in mono-territories of Russian Federation. World Applied Sciences Journal, 30(30), 176-178.

13. Stabler, M. A., & Sinclair, P. T. (2010). The Economics of Tourism. London: Routledge, 2010.

Духовная Л.Л. Сертификация объектов туристской индустрии по программе «Halal Friendly»: современный аспект // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 6. С. 41-53. DOI: 10.22412/1995-042X-11-6-4.

Dukhovnaya, L. L. (2017). Tourism industry objects certification under the "Halal Friendly" program: The modern aspect. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(6), 41-53. doi: 10.22412/1995-042X-11-6-4. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.