Научная статья на тему 'Сергей Андреевич никонов и его воспоминания'

Сергей Андреевич никонов и его воспоминания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
486
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.А. НИКОНОВ / ВОСПОМИНАНИЯ / ПАРТИЯ «НАРОДНАЯ ВОЛЯ» / НАРОДОВОЛЬЦЫ / РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ПАРИЖЕ / П.Л. ЛАВРОВ / S.A.NIKONOV / PARTY «NARODNAJA VOLA» / P.L.LAVROV / MEMOIRS / NARODOVOLTSY / RUSSIAN EMIGRATION IN PARIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдоров Евгений Евгеньевич

В статье освещаются основные этапы жизненного пути талантливого врача-хирурга и революционного деятеля, участника народовольческого и эсеровского движения в России Сергея Андреевича Никонова (1864-1942). Дается краткая характеристика его литературного наследия, в частности неопубликованных воспоминаний, отрывок из которых, посвященный жизни русской революционной эмиграции в Париже, впервые выносится на суд широкой читательской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERGEY ANDREEVICH NIKONOV AND HIS MEMOIRS

In article the basic stages of the course of life of the talented surgeon and the revolutionary figure, the participant of «Narodnaja Vola’s» and social-revolutionary movements in Russia Sergey Andreevich Nikonov (1864-1942) are shined. The short characteristic of his literary heritage is presented firstly on the court of wide reader's audience.

Текст научной работы на тему «Сергей Андреевич никонов и его воспоминания»

ПУБЛИКАЦИИ

УДК 616-089(09)(470)+929 Никонов

СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ НИКОНОВ И ЕГО ВОСПОМИНАНИЯ Е.Е. Фёдоров,

Институт биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН E-mail: lsmi110@ibppm.sgu.ru

В статье освещаются основные этапы жизненного пути талантливого врача-хирурга и революционного деятеля, участника народовольческого и эсеровского движения в России Сергея Андреевича Никонова (1864-1942). Дается краткая характеристика его литературного наследия, в частности неопубликованных воспоминаний, отрывок из которых, посвященный жизни русской революционной эмиграции в Париже, впервые выносится на суд широкой читательской аудитории.

Ключевые слова: С.А. Никонов, воспоминания, партия «Народная Воля», народовольцы, русская эмиграция в Париже, П.Л. Лавров.

SERGEY ANDREEVICH NIKONOV AND HIS MEMOIRS E. Fedorov

In article the basic stages of the course of life of the talented surgeon and the revolutionary figure, the participant of «Narodnaja Vola's» and social-revolutionary movements in Russia Sergey Andreevich Nikonov (18641942) are shined. The short characteristic of his literary heritage is presented firstly on the court of wide reader's audience.

Key words: S.A.Nikonov, memoirs, party «Narodnaja Vola», narodovoltsy, Russian emigration in Paris, P.L.Lavrov.

Имя Сергея Андреевича Никонова (26.02 (10.03).1864 -09.01.1942), автора публикуемых ниже воспоминаний, хорошо известно историкам общественно-политической мысли. Дворянин по происхождению, врач-хирург по профессии и революционер по призванию, он оставил глубокий и яркий след в истории русского освободительного движения.

Будущий борец за народное счастье рос и воспитывался в многодетной семье адмирала Российского Императорского флота Андрея Ивановича Никонова (1811-1891), защитника Севастополя в Крымскую войну 1853-1856 гг., где царила атмосфера полного взаимопонимания и уважения к людям, независимо от их социального статуса1.

«При всех отрицательных моментах, которые можно найти в нашем воспитании, - вспоминал впоследствии С.А. Никонов, -были в нём и положительные стороны. Прежде всего, нас не задергивали воспитанием, не муштровали, а давали нам расти свободно, <...> может быть, именно поэтому у нас выработалась к зрелому возрасту известная способность инициативы, находчивость, стойкость и другие качества, полезные в житейской борьбе. В драках с мальчиками-соседями, в войне с сестрами мы приучались к товарищеской солидарности, выносливости, презрению к физической боли. <. >

Еще одна черта нашего воспитания заключалась в том, что мы не испытывали отвращения ни к какому труду; напротив, всякая почти работа была для нас, если не всегда привлекательна, то во всяком случае, приемлема. Мы охотно работали в саду на грядках, подметали дорожки и двор, столярничали, помогали денщикам в разных домашних работах. Не было у нас также презрительного отношения к низшим: к прислуге, денщикам и пр. И

1 А.И. Никонов был женат на Софии Николаевне Кумани, от которой имел четырех дочерей: Марию (в замужестве Шишмарева; 1853-1939), Ольгу (в замужестве Карабчевская; 1855-1902), Екатерину (в замужестве Шверина; 1856-1916), Анну (в замужестве Никитенко; 1861- после 1930) и двух сыновей: Сергея и Алексея (1865-1924).

в этом случае и мать, и отец подавали нам пример своим ровным и спокойным отношением к ним»2.

Оба родителя и, прежде всего отец, искренно привязанный «к Александру II, который знал его лично и тоже, по-видимому, относился к нему очень благосклонно», стремились уберечь детей от революционных «веяний времени», но их усилия оказались тщетными.

«Помогла влиянию на нас этих веяний, - замечал мемуарист, - в особенности одна черта, явившаяся результатом нашей дружной семейной обстановки: в нравственном характере каждого из нас преобладала честность, не только в обыденном смысле этого слова, но в более глубоком его значении. Придя к тому или иному взгляду или убеждению, мы считали долгом <...> его исповедовать, высказывать и защищать, а затем и проводить в жизнь, т. е. поступать так, как подсказывало нам это убеждение. Всякая ложь считалась в нашей семье позором; храбрость, стойкость, даже в мелочах, <...> помощь слабым, хотя бы с риском для себя и т. д. - все эти качества мы старались всячески в себе поддерживать и культивировать».

Окончив в 1882 г. гимназию в Симферополе, С.А. Никонов поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета, однако уже в 1885 г., решив стать врачом, перевелся в Императорскую Военномедицинскую академию. В 1885 г. он вступил в партию «Народная Воля», вел пропагандистскую работу в кружках студентов, гимназистов и военных. В 1886-1887 гг. вместе с А.И. Ульяновым, о дружбе с которым опубликовал воспоминания3, Сергей Андреевич участвовал в подготовке покушения на Александра III. В январе 1887 г. по делу о пропаганде среди юнкеров Павловского училища он был арестован, но через одиннадцать месяцев тюремного заключения выпущен на поруки отца по болезни и в мае 1888 г. выслан административным порядком в Сибирь (Мину-

2 Здесь и далее цитируется машинописная рукопись С.А. Никонова «Мои воспоминания (Из революционной борьбы и культурно-общественной деятельности)», хранящаяся в личном архиве Е.Е. Фёдорова (Саратов).

3 См.: Никонов С.А. Из воспоминаний об А.И. Ульянове // ПР. 1929. № 2-3. С. 172-190.

синск) на четыре года4. Вслед за С.А. Никоновым в Сибирь последовала и его жена Нина Васильевна, урожденная Москопуло (1867-1941). «Здесь (в Минусинске. - Е. Ф.) родился их первенец -сын Андрей. Вероятно, - замечала П.Н. Шавердо, - если бы Никоновы остались жить в России, они гораздо больше бы пропутешествовали и изучили "места не столь отдаленные" самодержавной России. Но Сергей Андреевич после первой ссылки уехал изучать медицину за границу и там жил долгое время»5.

В 1892-1897 гг. С.А. Никонов учился на медицинском факультете Парижского университета, одновременно поддерживая тесную связь с одним из ярких теоретиков народнического движения П.Л. Лавровым и многими другими видными эмигрантами-народовольцами, жившими в ту пору во Франции6.

Вскоре после возвращения в Россию С.А. Никонов примкнул к эсеровскому движению и в 1902 г. возглавил Севастопольский комитет партии социалистов-революционеров. Начиная с 1904 г. супруги неоднократно высылались в Архангельскую губернию. «Вообще по части арестов, обысков, тюрем и ссылок у них был большой стаж. Никоновы были революционерами. Всецело преданными делу революции, притом строго принципиальными людьми и дисциплинированными работниками. Неудивительно, что в Архангельске они стояли в центре организации ссыльных. <...>

Часто Никоновы устраивали товарищеские собрания, на которые приходили товарищи обменяться новостями, прочесть какую-нибудь интересную статью или просто так побеседовать, отвести душу, послушать музыку и пение (у Никоновых было пианино). Такие вечера имели огромное значение для молодежи, живущей в изгнании. Эти собрания сплачивали молодежь, под-

4 См.: и^: http://narovol.narod.ru/Person/person13.htm (дата обращения: 23.04.2011 г.)

5 «Боролась за землю, за волю, за свободу народа»: Из воспоминаний «бабушки» курских революционеров Паулины Шавердо / Вступ. статья, коммент. и подгот. текста к публ. Г.А. Салтык / / ОА. 2002. № 6. С. 80.

6 Подр. об этом см. публикуемый в настоящем издании отрывок из воспоминаний С.А. Никонова «Пётр Лаврович Лавров. Русская эмиграция в Париже в 1892-1897 гг.»

бадривали ее, предохраняли от хандры и обывательской пошлости»7.

Февральская революция застала С.А. Никонова в Оренбурге -месте отбытия очередной (четвертой по счету) административной ссылки. С 1917 г. он находился в самой гуще общественной и политической жизни: был комиссаром Временного правительства России по Севастополю, городским головой, участвовал в заседании Учредительного Собрания (5 января 1918 г.), занимал пост министра просвещения и культов в Таврическом краевом правительстве (1918).

Не обошла своим пристальным вниманием чету Никоновых и победившая в Крыму Советская власть. В период с 1921 г. по 1925 г. Сергей Андреевич неоднократно подвергался арестам и всевозможным преследованиям. Оградить от новых мытарств, страданий и лишений не в состоянии оказались ни «охранная грамота» - удостоверение на бланке ВЧК РСФСР от 25 ноября 1920 г. за № 303: «Дано сие доктору гр[ажданину] Никонову в том, что его квартира не подлежит уплотнению. Доктор Никонов не подлежит аресту и обыску без ведома Особого отдела ВЧК», ни заступничество Анны Ильиничны Ульяновой-Елизаровой, с которой супруга С.А. Никонова училась вместе на Бестужевских курсах в Петербурге.

Высланный в сентябре 1925 г. из Крыма с запретом проживания в столицах и пограничных районах, Сергей Андреевич с женой сначала поселился в Загорске (ныне - Сергиев Посад), где ему удалось получить место заведующего хирургическим отделением в бывшей губернской земской больнице. Затем, с 1927 г. по 1930 г., они жили со старшим сыном в селе Петриковка близ Днепропетровска, после чего получили разрешение вернуться в родной Севастополь. Здесь они прожили до 1940 г., когда по настоянию младшего сына Бориса переехали к нему в Ленинград, где и скончались оба в первые годы Великой Отечественной войны.

* * *

После себя С.А. Никонов оставил богатейшее литературное наследие. Помимо отдельных печатных трудов8, центральное ме-

7 «Боролась за землю, за волю, за свободу народа». С. 80-82.

226

сто в нем, по праву занимает рукопись его неопубликованных воспоминаний9, имеющих исключительную научнопознавательную и исследовательскую значимость.

Придерживаясь по возможности хронологического порядка, мемуарист излагает события, которые имели, по его мнению, общественно-историческое значение и, в особенности, события революционной борьбы; одновременно он приводит краткие биографические сведения о революционерах и общественных деятелях.

При этом Сергей Андреевич с сожалением констатирует: «.я не вел, потому что считал это недопустимым, никаких записей о прошлом, и потому все приходится восстанавливать почти исключительно по памяти <...> и по немногим сохранившимся у меня документам и письмам. Между тем, память - источник не всегда надежный.».

Справедливости ради следует отметить, что отдельные фактические неточности и погрешности в воспоминаниях С.А. Никонова, действительно, встречаются, но они столь единичны и незначительны, что ни в коей мере не влияют на общую высокую оценку рассматриваемого исторического источника.

Лучшим тому подтверждением может служить публикуемый ниже отрывок из воспоминаний С.А. Никонова, посвященный жизни русской революционной эмиграции в Париже, с сохранением стилистических особенностей авторского изложения и необходимыми в подобном случае комментариями. Встречающиеся в тексте сокращения, кроме общепринятых, раскрываются в квадратных скобках. Угловыми скобками с отточием внутри обозначены отдельные редакторские купюры.

8 См.: Никонов С.А. Жизнь студенчества и революционная борьба 80-х годов // Александр Ильич Ульянов и дело 1-го марта 1887 г. / Сост. А.И. Ульянова-Елизарова. М.; Л., 1927. С. 135-481; Он же. Борис Николаевич Никитенко / / Каторга и ссылка: Историко-революционный вестник / под общей ред. Вл. Виленского (Сибирякова). М., 1927. Кн. 31, [№ 2]. С. 212-246; Он же. Несколько встреч с А.Ю. Фейтом //Там же. Кн. 34. № 5. С. 185-188 и др.

9 Никонов С.А. Мои воспоминания (Из революционной борьбы и культурно-общественной деятельности). [Машинопись, 1925 - кон. 1930-х гг.] / / Личный архив Е.Е. Фёдорова (Саратов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.