И.А. Петиненко
СЕМЬЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается влияние рыночного ценообразования на формирование и развитие семьи в российской экономике.
Современный процесс трансформации предполагает коренное изменение экономической системы в России: преобразуются существующие институты, формируются новые, ликвидируются институты, несоответствующие новым реалиям. Конечно, опыт преобразований в России показывает, что институциональные изменения - это сложный процесс. Все институты, как и их взаимоотношения, приходят в движение.
В мировой экономике семья и рыночные цены определяются как старые, можно сказать древние, институты, имеющие между собой сложные взаимоотношения, на которые оказывает влияние стадия развития мировой экономики и национальные традиции и обычаи. В настоящее время изменения, происходящие в мире, по-новому ставят проблему семьи и рыночных цен на практике и в теории. В России жизнедеятельность семьи и рыночных цен отражает не только общемировые закономерности, но и очень серьезные национальные особенности.
Семья рассматривается как институт, существующий с незапамятных времен. Семья - это группа, которая объединяется общностью семейно-родственных связей, необязательно проживает под одной и той же крышей и имеет общий бюджет. При этом мы согласны с тем, что следует различать понятия «семья» и «домашнее хозяйство». Последнее рассматривается как группа людей, объединенных общими задачами, местом проживания, бюджетом и обычно семейнородственными связями. Деятельность семьи включает множество измерений: биологическое, демографическое, психологическое, социальное и др. Домашнее хозяйство рассматривается как «проекция» семьи на одну из сфер деятельности - экономическую [1. С. 375]. В западной экономической мысли именно домашнее хозяйство рассматривается как один из важных субъектов экономической деятельности. Это связано объективно и с тем, что кровные родственники часто живут отдельно и ведут самостоятельно свое хозяйство. По нашему мнению, в России такого разъединения кровных родственников не произошло под влиянием рыночных институтов, поэтому необходимо изучать прежде всего семью.
Семья всегда занимала особое место в жизни общества. Ее положение определялось той функцией, которую она выполняла на протяжении тысячелетий: обеспечение воспроизводства человека. В семье осуществлялось развитие личности в единстве всех ее аспектов -физического, интеллектуального, нравственного, духовного и создавало основу для деятельности других институтов, формирующих человека [2. С. 71]. Удовлетворение потребностей членов семьи осуществлялось на основе трудового вклада всех непосредственно в рамках семьи или за ее пределами. Семья всегда была
производственной системой, обеспечивающей продуктами не только своих членов, но и предоставляющей товары на обмен. Производство и потребление составляли единство в рамках отдельной семьи. Трудовая деятельность за пределами семьи с развитием общества приобретала все большее значение.
В течение длительного периода семья развивалась в условиях натуральной экономики. Она представляла собой относительно замкнутую систему, в которой удовлетворение потребностей осуществлялось на основе трудовой деятельности производственного коллектива семья. Глава семьи во многом определял систему распределения труда и продукции внутри семьи.
По мере развития рыночного обмена производство и потребление семьи все больше ставятся в зависимость от рынка. Трудовая деятельность и система удовлетворения потребностей становятся сложнее: труд в рамках семьи и труд за ее пределами, потребление продуктов собственного производства и приобретенных на рынке. История показывает, что эти процессы развиваются в каждой стране, имея при этом свои национальные особенности. Например, в странах Западной Европы семья в течение нескольких столетий функционирует в условиях рыночной экономики. Результатом этого является то, что формирование и вся деятельность семьи имеет натуральную, временную и денежную оценку. Особое значение имеет денежная оценка производства и потребления членов семьи, в частности рыночные цены.
Сложность анализа семьи и цен в российской экономике связана с тем, что если семья рассматривается как старый институт то свободная цена как важнейший рыночный институт формируется в результате «шоковых» преобразований экономической системы. И если семья под воздействием «шока» приспосабливается, то цены, по нашему мнению, следует рассматривать как «искусственное насаждение и культивирование» [3. С. 17].
В дореволюционной России и при социализме ценовой механизм не получил такого развития, как в Западной Европе. Община, семья во многом обеспечивали свою жизнедеятельность на основе натурального механизма, общественного распределения благ.
Современный переход от плановой экономики к смешанной ставит семью в совершенно новые условия. Вся система отношений, как внешних, так и внутренних, изменяется. Формируемый «сверху» институт цен на основе либерализации участвует в данном изменении наряду с другими новыми институтами. Цены начинают выполнять свои основные функции: регулирование равновесия спроса и предложения, регулирование рационального распределения ресурсов и доходов в обществе. Результатом реализации этих функций является процесс дифференциации субъектов, формируемый в экономической системе.
Развитие процесса ценообразования предполагает не только количественное расширение его влияния, но и качественное совершенствование, углубление в экономической системе. Проводимая либерализация цен; реформирование земельных отношений, систем здравоохранения, образования; монетизация льгот и т.д. приводят к тому, что все новые блага из общественных становятся рыночными. Блага получают реальную ценовую оценку и вступают в процесс купли-продажи, уменьшая влияние общественного распределения благ или вообще его ликвидируя. Таким образом, государство перекладывает свою ответственность на плечи семьи за ее функционирование, воспроизводство. Это касается всех сторон жизнедеятельности семьи.
Семья и каждый ее член становятся реальными субъектами процесса ценообразования, так как получают права собственности, включающие право на получение дохода от этого использования; право на передачу актива другой стороне; способы интеграции хозяйственных организаций, в том числе имущественные, финансовые и организационно-правовые аспекты этой интеграции. Сюда входят также правила обмена между независимыми участниками рынка, в том числе выбор деловых партнеров, характер контрактных отношений и порядок исполнения сделок. Реальное осуществление прав собственности на основе ценового механизма показывает, что формируется дифференциация между самими семьями. Также она проникает и во внутреннюю структуру семьи, когда члены семьи по отношению друг к другу становятся богаче или беднее. Эти процессы осуществляются в России уже длительный период времени, может быть со времени начала реформ в середине 80-х гг. XX в. Практика показывает, что осуществляются они достаточно болезненно. Относительное равенство членов семьи заменяется неравенством: между родителями, между родителями и детьми, между дедушками, бабушками и внуками и т.д.
У каждого поколения формируются свои права собственности, своя модель потребления и ее реализация в основном через ценовой механизм, а также через новую систему доступности общественных благ. Процесс формирования семьи и ее функционирования все более материализуются, принимая ценовую оценку. Среди молодых пар или пар, вступающих повторно в брак, получают распространение брачные контракты. По мнению Г.С. Беккера, в развитых странах функционирует брачный рынок, который присваивает всем его субъектам вмененные доходы, или «цены». Именно они служат стимулами для вступления в определенные полигамные или моногамные браки. Вмененные цены используются в процессе выбора «качества» будущего партнера. Эффективный брачный рынок приводит к тому, что высококачественные мужчины образуют пары с высококачественными женщинами, низкокачественные мужчины - с низкокачественными женщинами [4]. Все более углубляющаяся социальная дифференциация в России проявляет себя через денежную оценку мужчин и женщин, вступающих в брак.
Ценовая оценка благ становится крайне важной для определения положения каждого члена семьи, его мировоззрения. Углубляет процесс дифференциации также то, что россияне младшего и среднего поколений
активно воспринимают международные стандарты потребления, а также американский образ жизни.
В первом случае мы формируем новую систему потребления глобального типа, мы становимся гомогенизированными потребителями и производителями. Глобальные продукты, имеющие и стандартное, глобальное ценообразование, проникают в российскую экономику на основе импорта и прямых инвестиций (кока-кола, гамбургеры, пицца, джинсы, автомобили, лекарственные препараты, памперсы, бытовая электроника, мобильные телефоны, шоу-программы, Интернет и т.д.). В силу высокого уровня образования российской нации узнавание и привыкание к глобальным продуктам и их ценам осуществляются достаточно быстро. Особое значение в данном случае имеет стандартизация качества, соответствие качества и цены, известность западных брендов, рекламная политика западных компаний, их присутствие на российском рынке. Именно глобальные товары обеспечивают современный уровень жизнедеятельности семьи на основе мировых стандартов. Мы становимся такими же, как и все. Мы уже не можем жить без этих товаров.
Во втором случае - использование россиянами отдельных аспектов американского образа жизни - возникают противоречия в развитии семейных отношений. Они проявляются в том, что изначально семья в России и семья в США выстраиваются на разных культурных основаниях. Американская семья формируется на основе индивидуалистической культуры, она имеет свое ядро, ориентирована на личность. Высокое значение в ней имеет материальное благополучие по американским стандартам. В основе российской семьи лежит коллективистская культура, когда сохраняются еще элементы общиности, взаимопомощи членов семьи друг другу. В частности, удовлетворение таких потребностей, как потребность в жилье, в образовании, в здоровье. Вся семья собирает деньги на обеспечение этих потребностей. Большое значение по-прежнему имеет такое понятие, как духовность.
В связи с этим проникновение американских стандартов потребления вносит серьезные изменения в отношения между поколениями. Среднее поколение и молодежь активно выходят на рынки с целью покупки все новых благ. При этом начинает использоваться и распространенный в США метод покупки - в кредит. Россияне выбирают между альтернативными ценами продаж более выгодный вариант. Конечно, «вестернизация» процессов жизнедеятельности российских семей в меньшей степени затрагивает старшее поколение, не имеющее материальной возможности участвовать в таких изменениях.
Особенно болезненно воспринимается россиянами формирование рынков услуг по здравоохранению и образованию. Именно эти услуги в течение многих десятилетий рассматривались как общественные блага и обеспечивали относительное социальное равенство всех членов общества. Отсутствие рыночной цены на эти услуги считалось справедливым. Услуги оценивались только через плановые затраты на их осуществление.
Экономические реформы привели к формированию еще неразвитых, но рыночных условий их купли-продажи. Общественные блага в сферах здравоохране-
ния и образования сокращаются, как «шагреневая кожа». Само по себе ценообразование на услуги является более трудным, по сравнению с материальными товарами, так как здесь большое значение имеет субъективная оценка качества услуги и ее цены. Сказывается и отсутствие опыта у государства и компаний в формировании цен в этих сферах экономики. Потребители услуг нередко рассматривают цены на услуги как нарушение их гражданских прав, сравнивая современную модель потребления с социалистической. Такая неразбериха в ценах на услуги здравоохранения и образования не может продолжаться долго, так как они непосредственно влияют на жизнедеятельность каждого россиянина, усиливают нестабильность в развитии отдельных семей и общества в целом.
Выход из такого положения видится, прежде всего, в том, что само государство должно определить свое место и роль в этих сферах экономики. Необходимо четко сформулировать социальную функцию государ-
ства, сформировать совокупность общественных благ, не подлежащих рыночной оценке и купле-продаже. С другой стороны, те блага, которые переходят в разряд рыночных, должны иметь научно обоснованную оценку затрат, прибыли и цен. И в этом неоспоримую помощь нам может оказать опыт развитых стран, выработавших традиции ценообразования на услуги здравоохранения и образования. Следует учитывать и особую роль международных организаций, их требования к стандартам качества данных услуг.
Таким образом, трансформация затрагивает самые глубокие отношения, формируемые россиянами, а именно - кровно-родственные отношения. Их преобразование осуществляется крайне болезненно, так как изменяются роли членов семьи, меняется само положение семьи в экономической системе. Особую роль в этих процессах играет ценовой механизм. Он участвует в реализации прав собственности россиян, дифференцируя их материальное положение.
ЛИТЕРАТУРА
1. ОлейникА.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 416 с.
2. Никольская Г Семья в условиях постиндустриального общества (на примере США) // Мировая экономика и международные отношения.
2006. № 8. С. 71-80.
3. Кузьминов Я., Радаев В., Яковлев А., Ясин Е. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт российских реформ и возможности куль-
тивирования институциональных изменений) // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 5-27.
4. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход: Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ. / Сост., науч. ред.,
послесл. Р.И. Капелюшников; предисл. М.И. Левин. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.
Статья представлена кафедрой мировой экономики экономического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Экономические науки» 3 октября 2006 г., принята к печати 10 октября 2006 г.