Научная статья на тему 'Семья в условиях функционирования рыночного ценообразования'

Семья в условиях функционирования рыночного ценообразования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петиненко Ирина Александровна

Рассматривается влияние рыночного ценообразования на формирование и развитие семьи в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Family in the conditions of the market pricing' function

In the article the author considers the influence of market pricing at forming and development of family in Russian economy.

Текст научной работы на тему «Семья в условиях функционирования рыночного ценообразования»

И.А. Петиненко

СЕМЬЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается влияние рыночного ценообразования на формирование и развитие семьи в российской экономике.

Современный процесс трансформации предполагает коренное изменение экономической системы в России: преобразуются существующие институты, формируются новые, ликвидируются институты, несоответствующие новым реалиям. Конечно, опыт преобразований в России показывает, что институциональные изменения - это сложный процесс. Все институты, как и их взаимоотношения, приходят в движение.

В мировой экономике семья и рыночные цены определяются как старые, можно сказать древние, институты, имеющие между собой сложные взаимоотношения, на которые оказывает влияние стадия развития мировой экономики и национальные традиции и обычаи. В настоящее время изменения, происходящие в мире, по-новому ставят проблему семьи и рыночных цен на практике и в теории. В России жизнедеятельность семьи и рыночных цен отражает не только общемировые закономерности, но и очень серьезные национальные особенности.

Семья рассматривается как институт, существующий с незапамятных времен. Семья - это группа, которая объединяется общностью семейно-родственных связей, необязательно проживает под одной и той же крышей и имеет общий бюджет. При этом мы согласны с тем, что следует различать понятия «семья» и «домашнее хозяйство». Последнее рассматривается как группа людей, объединенных общими задачами, местом проживания, бюджетом и обычно семейнородственными связями. Деятельность семьи включает множество измерений: биологическое, демографическое, психологическое, социальное и др. Домашнее хозяйство рассматривается как «проекция» семьи на одну из сфер деятельности - экономическую [1. С. 375]. В западной экономической мысли именно домашнее хозяйство рассматривается как один из важных субъектов экономической деятельности. Это связано объективно и с тем, что кровные родственники часто живут отдельно и ведут самостоятельно свое хозяйство. По нашему мнению, в России такого разъединения кровных родственников не произошло под влиянием рыночных институтов, поэтому необходимо изучать прежде всего семью.

Семья всегда занимала особое место в жизни общества. Ее положение определялось той функцией, которую она выполняла на протяжении тысячелетий: обеспечение воспроизводства человека. В семье осуществлялось развитие личности в единстве всех ее аспектов -физического, интеллектуального, нравственного, духовного и создавало основу для деятельности других институтов, формирующих человека [2. С. 71]. Удовлетворение потребностей членов семьи осуществлялось на основе трудового вклада всех непосредственно в рамках семьи или за ее пределами. Семья всегда была

производственной системой, обеспечивающей продуктами не только своих членов, но и предоставляющей товары на обмен. Производство и потребление составляли единство в рамках отдельной семьи. Трудовая деятельность за пределами семьи с развитием общества приобретала все большее значение.

В течение длительного периода семья развивалась в условиях натуральной экономики. Она представляла собой относительно замкнутую систему, в которой удовлетворение потребностей осуществлялось на основе трудовой деятельности производственного коллектива семья. Глава семьи во многом определял систему распределения труда и продукции внутри семьи.

По мере развития рыночного обмена производство и потребление семьи все больше ставятся в зависимость от рынка. Трудовая деятельность и система удовлетворения потребностей становятся сложнее: труд в рамках семьи и труд за ее пределами, потребление продуктов собственного производства и приобретенных на рынке. История показывает, что эти процессы развиваются в каждой стране, имея при этом свои национальные особенности. Например, в странах Западной Европы семья в течение нескольких столетий функционирует в условиях рыночной экономики. Результатом этого является то, что формирование и вся деятельность семьи имеет натуральную, временную и денежную оценку. Особое значение имеет денежная оценка производства и потребления членов семьи, в частности рыночные цены.

Сложность анализа семьи и цен в российской экономике связана с тем, что если семья рассматривается как старый институт то свободная цена как важнейший рыночный институт формируется в результате «шоковых» преобразований экономической системы. И если семья под воздействием «шока» приспосабливается, то цены, по нашему мнению, следует рассматривать как «искусственное насаждение и культивирование» [3. С. 17].

В дореволюционной России и при социализме ценовой механизм не получил такого развития, как в Западной Европе. Община, семья во многом обеспечивали свою жизнедеятельность на основе натурального механизма, общественного распределения благ.

Современный переход от плановой экономики к смешанной ставит семью в совершенно новые условия. Вся система отношений, как внешних, так и внутренних, изменяется. Формируемый «сверху» институт цен на основе либерализации участвует в данном изменении наряду с другими новыми институтами. Цены начинают выполнять свои основные функции: регулирование равновесия спроса и предложения, регулирование рационального распределения ресурсов и доходов в обществе. Результатом реализации этих функций является процесс дифференциации субъектов, формируемый в экономической системе.

Развитие процесса ценообразования предполагает не только количественное расширение его влияния, но и качественное совершенствование, углубление в экономической системе. Проводимая либерализация цен; реформирование земельных отношений, систем здравоохранения, образования; монетизация льгот и т.д. приводят к тому, что все новые блага из общественных становятся рыночными. Блага получают реальную ценовую оценку и вступают в процесс купли-продажи, уменьшая влияние общественного распределения благ или вообще его ликвидируя. Таким образом, государство перекладывает свою ответственность на плечи семьи за ее функционирование, воспроизводство. Это касается всех сторон жизнедеятельности семьи.

Семья и каждый ее член становятся реальными субъектами процесса ценообразования, так как получают права собственности, включающие право на получение дохода от этого использования; право на передачу актива другой стороне; способы интеграции хозяйственных организаций, в том числе имущественные, финансовые и организационно-правовые аспекты этой интеграции. Сюда входят также правила обмена между независимыми участниками рынка, в том числе выбор деловых партнеров, характер контрактных отношений и порядок исполнения сделок. Реальное осуществление прав собственности на основе ценового механизма показывает, что формируется дифференциация между самими семьями. Также она проникает и во внутреннюю структуру семьи, когда члены семьи по отношению друг к другу становятся богаче или беднее. Эти процессы осуществляются в России уже длительный период времени, может быть со времени начала реформ в середине 80-х гг. XX в. Практика показывает, что осуществляются они достаточно болезненно. Относительное равенство членов семьи заменяется неравенством: между родителями, между родителями и детьми, между дедушками, бабушками и внуками и т.д.

У каждого поколения формируются свои права собственности, своя модель потребления и ее реализация в основном через ценовой механизм, а также через новую систему доступности общественных благ. Процесс формирования семьи и ее функционирования все более материализуются, принимая ценовую оценку. Среди молодых пар или пар, вступающих повторно в брак, получают распространение брачные контракты. По мнению Г.С. Беккера, в развитых странах функционирует брачный рынок, который присваивает всем его субъектам вмененные доходы, или «цены». Именно они служат стимулами для вступления в определенные полигамные или моногамные браки. Вмененные цены используются в процессе выбора «качества» будущего партнера. Эффективный брачный рынок приводит к тому, что высококачественные мужчины образуют пары с высококачественными женщинами, низкокачественные мужчины - с низкокачественными женщинами [4]. Все более углубляющаяся социальная дифференциация в России проявляет себя через денежную оценку мужчин и женщин, вступающих в брак.

Ценовая оценка благ становится крайне важной для определения положения каждого члена семьи, его мировоззрения. Углубляет процесс дифференциации также то, что россияне младшего и среднего поколений

активно воспринимают международные стандарты потребления, а также американский образ жизни.

В первом случае мы формируем новую систему потребления глобального типа, мы становимся гомогенизированными потребителями и производителями. Глобальные продукты, имеющие и стандартное, глобальное ценообразование, проникают в российскую экономику на основе импорта и прямых инвестиций (кока-кола, гамбургеры, пицца, джинсы, автомобили, лекарственные препараты, памперсы, бытовая электроника, мобильные телефоны, шоу-программы, Интернет и т.д.). В силу высокого уровня образования российской нации узнавание и привыкание к глобальным продуктам и их ценам осуществляются достаточно быстро. Особое значение в данном случае имеет стандартизация качества, соответствие качества и цены, известность западных брендов, рекламная политика западных компаний, их присутствие на российском рынке. Именно глобальные товары обеспечивают современный уровень жизнедеятельности семьи на основе мировых стандартов. Мы становимся такими же, как и все. Мы уже не можем жить без этих товаров.

Во втором случае - использование россиянами отдельных аспектов американского образа жизни - возникают противоречия в развитии семейных отношений. Они проявляются в том, что изначально семья в России и семья в США выстраиваются на разных культурных основаниях. Американская семья формируется на основе индивидуалистической культуры, она имеет свое ядро, ориентирована на личность. Высокое значение в ней имеет материальное благополучие по американским стандартам. В основе российской семьи лежит коллективистская культура, когда сохраняются еще элементы общиности, взаимопомощи членов семьи друг другу. В частности, удовлетворение таких потребностей, как потребность в жилье, в образовании, в здоровье. Вся семья собирает деньги на обеспечение этих потребностей. Большое значение по-прежнему имеет такое понятие, как духовность.

В связи с этим проникновение американских стандартов потребления вносит серьезные изменения в отношения между поколениями. Среднее поколение и молодежь активно выходят на рынки с целью покупки все новых благ. При этом начинает использоваться и распространенный в США метод покупки - в кредит. Россияне выбирают между альтернативными ценами продаж более выгодный вариант. Конечно, «вестернизация» процессов жизнедеятельности российских семей в меньшей степени затрагивает старшее поколение, не имеющее материальной возможности участвовать в таких изменениях.

Особенно болезненно воспринимается россиянами формирование рынков услуг по здравоохранению и образованию. Именно эти услуги в течение многих десятилетий рассматривались как общественные блага и обеспечивали относительное социальное равенство всех членов общества. Отсутствие рыночной цены на эти услуги считалось справедливым. Услуги оценивались только через плановые затраты на их осуществление.

Экономические реформы привели к формированию еще неразвитых, но рыночных условий их купли-продажи. Общественные блага в сферах здравоохране-

ния и образования сокращаются, как «шагреневая кожа». Само по себе ценообразование на услуги является более трудным, по сравнению с материальными товарами, так как здесь большое значение имеет субъективная оценка качества услуги и ее цены. Сказывается и отсутствие опыта у государства и компаний в формировании цен в этих сферах экономики. Потребители услуг нередко рассматривают цены на услуги как нарушение их гражданских прав, сравнивая современную модель потребления с социалистической. Такая неразбериха в ценах на услуги здравоохранения и образования не может продолжаться долго, так как они непосредственно влияют на жизнедеятельность каждого россиянина, усиливают нестабильность в развитии отдельных семей и общества в целом.

Выход из такого положения видится, прежде всего, в том, что само государство должно определить свое место и роль в этих сферах экономики. Необходимо четко сформулировать социальную функцию государ-

ства, сформировать совокупность общественных благ, не подлежащих рыночной оценке и купле-продаже. С другой стороны, те блага, которые переходят в разряд рыночных, должны иметь научно обоснованную оценку затрат, прибыли и цен. И в этом неоспоримую помощь нам может оказать опыт развитых стран, выработавших традиции ценообразования на услуги здравоохранения и образования. Следует учитывать и особую роль международных организаций, их требования к стандартам качества данных услуг.

Таким образом, трансформация затрагивает самые глубокие отношения, формируемые россиянами, а именно - кровно-родственные отношения. Их преобразование осуществляется крайне болезненно, так как изменяются роли членов семьи, меняется само положение семьи в экономической системе. Особую роль в этих процессах играет ценовой механизм. Он участвует в реализации прав собственности россиян, дифференцируя их материальное положение.

ЛИТЕРАТУРА

1. ОлейникА.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 416 с.

2. Никольская Г Семья в условиях постиндустриального общества (на примере США) // Мировая экономика и международные отношения.

2006. № 8. С. 71-80.

3. Кузьминов Я., Радаев В., Яковлев А., Ясин Е. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт российских реформ и возможности куль-

тивирования институциональных изменений) // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 5-27.

4. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход: Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ. / Сост., науч. ред.,

послесл. Р.И. Капелюшников; предисл. М.И. Левин. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.

Статья представлена кафедрой мировой экономики экономического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Экономические науки» 3 октября 2006 г., принята к печати 10 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.