Научная статья на тему 'Семья в ожидании ребенка: латентно-критический период'

Семья в ожидании ребенка: латентно-критический период Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1069
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУПРУЖЕСТВО / ПЕРИОД ОЖИДАНИЯ РЕБЕНКА / СТАЖ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / УСТАНОВКИ НА ДОЛГ И УДОВОЛЬСТВИЕ / MARRIAGE / PERIOD OF EXPECTING A CHILD / EXPERIENCE OF FAMILY LIFE / VALUES OF DUTY AND PLEASURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зырянова Елена Васильевна, Цветкова Наталья Афанасьевна

Статья посвящена изучению супружеских отношений в период ожидания ребенка. Исследование было проведено на базе муниципальной женской консультации. Выявлено, что наиболее проблемными с позиции сохранения брака как такового и его гармоничности являются пары со стажем семейной жизни от 4 до 9 лет, когда сохраняющаяся ориентация мужей на патриархально-авторитарные отношения в семье не находит поддержки, равно как и устремления женщин на совместную деятельность и «любовь как дружбу», поскольку мужчины продолжают ожидать романтических сексуализированных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A FAMILY EXPECTING A CHILD: LATENT CRITICAL PERIOD

The paper studies the marital relationship during the period of expecting a child. The study was conducted on the basis of the municipal women''s clinic. It’s revealed that the most problems regarding the salvage a marriage itself as well as its harmony are faced by the couples living together during 4-9 years, when the continuous focus of husbands on the patriarchal authoritarian relations in the family are not supported, as well as women’s aspirations for joint activities and “love as friendship”, because the men continue to expect romantic sexual relations only.

Текст научной работы на тему «Семья в ожидании ребенка: латентно-критический период»

УДК 392.3::618.2 Зырянова Елена Васильевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета

Цветкова Наталья Афанасьевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета

СЕМЬЯ В ОЖИДАНИИ РЕБЕНКА: ЛАТЕНТНО-КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Zyryanova Elena Vasilievna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Developmental Psychology Subdepartment, Moscow State Pedagogical University

Tsvetkova Natalia Afanasyevna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Developmental Psychology Subdepartment, Moscow State Pedagogical University

A FAMILY EXPECTING A CHILD: LATENT CRITICAL PERIOD

Аннотация:

Статья посвящена изучению супружеских отношений в период ожидания ребенка. Исследование было проведено на базе муниципальной женской консультации. Выявлено, что наиболее проблемными с позиции сохранения брака как такового и его гармоничности являются пары со стажем семейной жизни от 4 до 9 лет, когда сохраняющаяся ориентация мужей на патриархально-авторитарные отношения в семье не находит поддержки, равно как и устремления женщин на совместную деятельность и «любовь как дружбу», поскольку мужчины продолжают ожидать романтических сексуализированных отношений.

Ключевые слова:

супружество, период ожидания ребенка, стаж семейной жизни, установки на долг и удовольствие.

Summary:

The paper studies the marital relationship during the period of expecting a child. The study was conducted on the basis of the municipal women's clinic. It's revealed that the most problems regarding the salvage a marriage itself as well as its harmony are faced by the couples living together during 4-9 years, when the continuous focus of husbands on the patriarchal authoritarian relations in the family are not supported, as well as women's aspirations for joint activities and "love as friendship", because the men continue to expect romantic sexual relations only.

Keywords:

marriage, period of expecting a child, experience of family life, values of duty and pleasure.

Актуальность темы исследования определяется тем, что вплоть до настоящего времени как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке не проводились исследования, направленные на изучение кризисных периодов жизненного цикла семей, имеющих детей, и семей, находящихся в ожидании ребенка.

Анализ стадий и фаз семейной жизнедеятельности [1] показал, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум (Дж. Зибах). В качестве основных признаков, определяющих стадию развития семьи, большинство авторов (Э. Дюваль, Дж. Зибах, Ю.Е. Алешина) используют критерий наличия или отсутствия в семье детей, их количество и возраст. Однако ввиду того, что, как отмечают многие авторы (К. Витакер, А. Росси и т. д.), семья, ожидающая рождения ребенка, стоит на пороге серьезных изменений и решает комплекс новых задач, в литературе возникла такая периодизация жизненного цикла семьи, в которой период ожидания ребенка выделяется в особый этап (Ю. Хямяляйнен [2]).

Принятие на себя родительской роли, то есть решение стать родителями, является значимой ценностной ориентацией взрослого человека [3]. А становление родительского поведения, приспособление к роли родителя является одним из основных направлений личностного развития взрослого человека.

«Родители, вслед за ребенком, который в своем развитии проходит через определенные стадии, также минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа своя специфическая задача, особенности, опасности и трудности; важно, чтобы духовное развитие ребенка гармонировало с жизненным созреванием его родителей», - считает исследователь З. Матейчик [4].

Исходя из этого, нами была поставлена задача - найти ответ на вопрос: зависят ли уровень осознанности и степень согласованности представлений о родительстве и семье в целом от того, присутствует или отсутствует у женщин и мужчин (матерей и отцов) реальный опыт родительства?

Эти данные необходимы для внесения большей ясности в понимание феномена родительства и установления факторов его формирования, что является важным для разработки практических способов целенаправленного формирования осознанного родительства.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В данной работе, разделяя точку зрения Р.В. Овчаровой [5] и других исследователей, роди-тельство рассматриваем как интегральное психологическое образование личности, которое в развитой форме включает такие категории, как ценностные ориентации родителей (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительское отношение, родительские чувства, родительскую ответственность и стиль семейного воспитания [6]. Связь компонентов между собой осуществляется через взаимообусловливание когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих, которые являются психологическими формами проявления родительства.

Основополагающими для остальных компонентов родительства являются родительские ценности (О.А. Карабанова, Е.И. Захарова [7]), которые реализуются в направленности личности родителя и его поведения. Родительские установки и ожидания включают три уровня презентации, касающиеся репродуктивных установок, установок и ожиданий в детско-родительских отношениях, установок и ожиданий в отношении образа собственного ребенка / детей, то есть в целом являются установками на цели и средства деятельности в области родительства и реализуются в репродуктивном поведении, взаимоотношениях с супругом в области воспитания детей, в родительском отношении, стиле семейного воспитания. Родительское отношение (А.Я. Варга) реализуется в поддержании контакта с ребенком, в формах контроля над ребенком, в целенаправленном воспитании взаимоотношений. Родительские чувства - особая группа чувств, занимающая особое место по значимости в жизни человека среди других эмоциональных связей. Содержание родительских чувств, как и родительского отношения, амбивалентно и противоречиво. Родительские позиции (А.С. Спиваковская [8]) представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка. Родительские позиции реализуются в подвижных коммуникативных позициях, прогностической способности родителей строить взаимоотношения с ребенком. Родительская ответственность - это ответственность за ребенка перед социумом и перед безличной природой (своей совестью), которая выражается в контроле своего поведения и семейной ситуации, характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании. Стиль семейного воспитания (Э.Г. Эйдемиллер) является выразителем взаимодействия вышеперечисленных компонентов, его проявление наиболее очевидно.

В соответствии с задачами исследования нами был использован опросник «Осознанное родительство», созданный и апробированный М.О. Ермининой [9] под руководством Р.В. Овчаровой. Он представляет собой синтез известных методик - в нем использованы фрагменты модифицированного варианта «Методики диагностики межличностных отношений» Т. Лири, адаптированного Л.Н. Собчик (1990) и модифицированного Р.В. Овчаровой (2000); опросника терминальных ценностей (ОТеЦ), разработанного И.Г. Сениным (1991); методики PARI (Parental Attitude Research Instrument) E.C. Шеффера и Р.К. Белла, адаптированной Т.В. Нещерет и модифицированной Т.В. Архиреевой (1990), а также фрагменты из серии методик «Психологическое здоровье семьи» B.C. Торохтия (1996) [10].

Опросник построен на семи шкалах, соответствующих выделенным компонентам родительства: родительские установки и ожидания, родительские чувства, родительские позиции, ценностные ориентации родителя, стиль семейного воспитания, родительская ответственность, родительское отношение.

Шкала «родительские позиции» представляет синтез фрагментов шкал модифицированной методики PARI «равенство родителя и ребенка», «доминирование матери», «партнерство».

Шкала «родительские чувства» включает часть вопросов опросника «Удовлетворенность браком», фрагменты шкал «размышления - чувства», «ожидания - достижения», «эмоциональная удовлетворенность» комплекса методик B.C. Торохтия.

Шкала «родительская ответственность» включает фрагменты шкалы «безучастность отца» модифицированной методики PARI, «ответственность» модифицированного опросника Т. Лири [11; 12], а также несколько вопросов, составленных авторами самостоятельно.

Шкала «родительские установки и ожидания» представляет часть шкалы «социально-ролевая адекватность» комплекса методик B.C. Торохтия, которая отражает уровень реализации внутрисемейных ожиданий, а также установки членов семьи.

Шкала «семейные ценности» содержит ряд вопросов опросника терминальных ценностей (ОТеЦ) и шкалы «семейные ценности» комплекса методик B.C. Торохтия.

Шкала «стиль семейного воспитания» представляет синтез фрагментов шкал модифицированной методики PARI «излишняя концентрация на ребенке», «вмешательство в мир ребенка», «стремление ускорить развитие ребенка», а также несколько вопросов, составленных авторами самостоятельно.

Шкала «родительское отношение» включает фрагменты таких шкал модифицированной методики PARI, как «эмоциональная дистанция», «отношения зависимости», а также шкалы «сотрудничество» модифицированного опросника Т. Лири.

Экспериментальной базой исследования явились женские консультации г. Рязани. В исследовании приняли участие женщины, наблюдавшиеся в связи с беременностью, и их мужья.

Общее количество принявших участие в исследовании - 112 человек: 56 супружеских пар; из них 49 человек ожидают первого ребенка, 53 человека уже имеют опыт родительства и ожидают второго и более ребенка. В соответствии с возрастом респонденты были отнесены к трем возрастным группам: до 25 лет (32 человека - 28,5 %), от 25 до 34 лет (47 человек - 42 %) и старше 35 лет (33 человека - 29,5 %).

Для получения статистически достоверных результатов был использован комплекс мате-матико-статистических методов. Обработка данных произведена посредством стандартизованной программы SPSS 17.0, проводился корреляционный, факторный и дисперсный анализы с использованием критерия Фишера, точное значение которого оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован исследуемый эффект.

Результаты исследования. Возрастание уровня осознанности отмечено по двум компонентам (достоверными оказались различия по F-критерию Фишера). Это: родительские позиции (F = 11,105, p = 0,001) и семейные ценности (F = 4,810, p = 0,031). Недостоверными оказались различия для компонентов «родительские чувства», «родительская ответственность», «родительские установки», «установки ожиданий», «стиль семейного воспитания», «родительское отношения», что, вероятно, говорит о их сходстве и совпадении у отцов и матерей вне зависимости от возраста и стажа семейной жизни. Выводы исследования:

1. Семьи, ожидающие ребенка и имеющие продолжительный стаж семейной жизни, демонстрируют более позитивное восприятие окружающего мира и друг друга.

2. Мужчины и женщины, состоящие в браке до 4 лет, ориентированы на традиционные для России представления об устройстве семьи (главенство мужчины, подчиненность женщины), высоко ценят любовь романтического типа, придают большое значение сексуальной сфере семейной жизни.

3. Период семейной жизни (4-9 лет) является латентно-критическим для существования семьи, поскольку в это время происходит существенное, хотя и постепенное, изменение позиций супругов по отношению к основным значимым сферам семейной жизни. С ростом стажа совместной жизни женщины чаще стремятся к эгалитарности отношений, тогда как мужчины сохраняют ориентацию на патриархальный тип семейных отношений авторитарного типа.

4. В повседневной жизни и при определении приоритетов в семейных ценностях женщины чаще стремятся к совместной, а мужчины - к автономной деятельности.

5. Женщины, состоящие в браке и ожидающие ребенка, считают любовь романтического типа менее значимой для себя, в то время как их мужья в 30 % случаев чаще ориентируются именно на этот тип любви.

6. Мужчины в паре, ожидающей ребенка, чаще считают незначимой сферу сексуальных отношений в этот период и даже отрицают сексуальные отношения.

7. Семьи со стажем семейной жизни более 9 лет демонстрируют обновленную тенденцию к согласованности представлений о раздельной или совместной деятельности, оценке значимости любви романтического типа и сексуальной сферы семейной жизни. Для женщин в этот период характерно возрастающее стремление к совместной с мужем деятельности во всех сферах семейной жизни. Большинство мужчин после 9 лет брака ориентируются на раздельную деятельность.

8. Мужчины во всех возрастных группах в большей степени, чем женщины, ориентированы на получение удовольствия. Чем старше мужчина и чем больше стаж семейной жизни, тем чаще между долгом и удовольствием выбор делается в пользу гедонизма.

Ссылки:

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1987. № 2. С. 60-72.

2. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. М., 1993. 14 с.

3. Матейчик З.И. Родители и дети. М., 1992. 62 с.

4. Там же.

5. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М., 2006, 458 с.

6. Там же.

7. Цит. по: Алешина Ю.Е. Указ. соч.

8. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности : сб. науч. тр. / под ред. А.А. Бодалева. М., 1981. С. 38-45.

9. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004. 168 с.

10. Торохтий B.C. Методика оценки психологического здоровья семьи. М., 1996. 64 с.

11. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / под ред. А.И. Амосова. М., 1990. 340 с.

12. Флек-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношение с окружающими / пер. с англ. ; общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. М., 1993. 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.