Научная статья на тему 'Семья как воспитательный ресурс социализации учащихся современной сельской школы'

Семья как воспитательный ресурс социализации учащихся современной сельской школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1144
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ КАК РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ / FAMILY AS EDUCATIONAL RESOURCE / MODERN RURAL SCHOOL / FAMILY AS SOCIALIZATION INSTITUTE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кубашичева Любовь Нануовна

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей. Семейные неудачи и «родительская неэффективность» в итоге формируют недоверие к миру взрослых. Необходимость изучения социальной ситуации функционирования семьи и новые характеристики процесса развития современного ребёнка диктуют необходимость включения семьи в воспитательное пространство сельской школы как важный и необходимый ресурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AS EDUCATIONAL RESOURCE OF PUPILS’ SOCIALIZATION AT MODERN RURAL SCHOOL

The most important social function of a family is education and development of children. Family failures and “parental inefficiency” form mistrust to the world of adults as a result. Need to study a social situation of a family functioning and the new characteristics of the modern child development dictate need to include a family in educational space of rural school as an important and necessary resource.

Текст научной работы на тему «Семья как воспитательный ресурс социализации учащихся современной сельской школы»

УДК 37.018.1 ББК 74.900.3 К 88

Л.Н. Кубашичева

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; E-mail: kptt138@mail.ru

СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

(Рецензирована)

Аннотация. Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей. Семейные неудачи и «родительская неэффективность» в итоге формируют недоверие к миру взрослых. Необходимость изучения социальной ситуации функционирования семьи и новые характеристики процесса развития современного ребёнка диктуют необходимость включения семьи в воспитательное пространство сельской школы как важный и необходимый ресурс.

Ключевые слова: семья как ресурс воспитания, современная сельская школа, семья как институт социализации.

L.N. Kubashicheva

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Pedagogical Technologies Department, Adyghe State University; E-mail: kptt138@mail.ru

FAMILY AS EDUCATIONAL RESOURCE OF PUPILS’ SOCIALIZATION AT MODERN RURAL SCHOOL

Abstract. The most important social function of a family is education and development of children. Family failures and “parental inefficiency” form mistrust to the world of adults as a result. Need to study a social situation of a family functioning and the new characteristics of the modern child development dictate need to include a family in educational space of rural school as an important and necessary resource.

Keywords: family as educational resource, modern rural school, family as socialization institute.

Семья играет в воспитании растущего человека основную, долговременную и важнейшую роль: именно в детские годы человек обретает качества, необходимые в течение последующей жизни, так как он находится в семье значительную часть своей жизни (М.И. Буянов, А.М. Виноградова, В.А. Петровский и др.). Значимость отношений между родителями и детьми привлекла внимание многих педагогов и психологов самых разных направлений (Э.Г. Эйдемиллер, А.В. Захаров, А.С. Спиваковская и др.). Исследователи констатируют потребность детей в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в их обеспечении со стороны взрослых, что проявляется в заботе и положительно-эмоциональном отношении к ним при взаимодействии.

В своём докладе на общем собрании РАО Д.И. Фельдштейн, характеризуя новую пространственно-временную ситуацию, отмечает: «К сожалению, несмотря на

многочисленные работы, посвященные исследованию особенностей современного человеческого сообщества, раскрывающих происходящие изменения во всех сферах развития (экономической, социальной, демографической и т.д.), включая преобразования, изменяющие характеристики его движения, выявляющие всю глубину происходящих подвижек, заставляя учёных говорить о переходе на исторически новую стадию, мы всё ещё не в полной мере осмысливаем значимость, смыслосодержащую сущность нынешнего этапа развития общества. ...Человек сейчас оказался не только и не просто в сложной ситуации многоплановых, многоуровневых преобразований, а уже в исторически новом пространстве-времени, обусловленном общей динамикой объективного развития общества» [1, с. 2].

В связи с этим представляется особенно важным определять появление новых закономерностей, устанавливать направленность, динамику, интенсивность и характер изменений в процессе развития детства. Если в конце прошлого века ребёнок развивался в условиях малого социума - семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию: на его сознание влияет огромный объём информации (телевизор, Интернет, телефон и т.д.), дополняя знания, получаемые от родителей, учителей, воспитателей, что открывает разные формы отношений, связей, действий и, несомненно, влияет на его сознание и миропонимание [1].

Изучение социокультурной среды развития ребёнка в определённых формах её представленности, выявление основных факторов, характера и степени воздействия её на детей - от социально культурной ситуации в целом до различных отдельных макро- и микросред, в которые включён ребёнок, - это новые задачи, стоящие перед взрослыми. Поскольку Детство, как сложная система, в которой формируется растущий человек, функционирует сегодня в принципиально новой исторической ситуации и претерпевает в ней новые чрезвычайно глубокие и серьёзные изменения, остро необходима выработка развёрнутой программы познания особенностей современного Детства.

Претерпевают серьёзные изменения и жизнедеятельность семьи, её потенциальные возможности, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей, определяющие во многом приспособляемость семьи к новым условиям.

В современном мире взрослых наблюдается его отчуждённость от мира Детства, равнодушие в отношениях, обеднение ценностных ориентиров, знаковых изменений в когнитивной и потребностно-мотивационной, личностно-эмоциональной сферах и т.д. как признаки мира нового времени, нового ритма жизни, которые предполагают выявление проблем, осмысление среды и роли семьи в воспитании и развитии растущего человека.

Воспитательно-образовательное пространство как условие развития учащихся сельской школы, вбирающее в себя многомерность пространства с его природным, социальным, информационным содержанием, связано с процессами социализации, культурой и образованием. Процесс создания образовательно-воспитательного пространства и психолого-педагогическая помощь учащимся в овладении этим пространством - одно из необходимых условий развития учащихся сельской школы. Сельская школа - социальный институт, воспроизводящий, формирующий жизнь ребёнка и несущий ответственность за него, как и семья. В школе осуществляется понимание образования как «роста», т.е. развитие ребёнка предстаёт в ней в виде открытого процесса, устремленного в будущее, определяющегося результатами настоящего и намеченными перспективами формирования растущего человека.

Проблемы семьи как важного ресурса воспитательно-образовательного процесса современной сельской школы в последние десятилетия стоит особо остро. Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены социальными факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:

- структура семьи и материальные условия её жизнедеятельности;

- личностные характеристики родителей;

- характер взаимоотношений в семье.

Семья и сельская школа нуждаются в особом внимании и особой поддержке в ситуации, когда особенно обострились несоответствия и противоречия между:

- усилением воспитательного влияния на школьника в связи со сложной социальной ситуацией в обществе и отсутствием надежных методик его осуществления в арсенале педагога, ибо теория педагогики не в состоянии предвидеть становление образовательновоспитательного пространства, учитывая возможные негативные обстоятельства, возникающие в современном социуме;

- потребностями педагогического коллектива сельской национальной школы в расширении ценностной социальной базы воспитания как открытого социокультурного процесса и отсутствием изучения проблем семьи и программ по привлечению семьи к этим

процессам;

- недостаточностью педагогических находок прошлого века для изменившегося мира и человека в нем и ограниченностью организационных форм воспитательной деятельности, недооцениванием влияния других источников на внутренний мир, нравственную позицию личности, становление человеческой сущности и отношение человека к самому себе.

Постановка проблемы реализации этих противоречий привела к изучению семьи и детско-родительских отношений, определяющих возможности воспитательнообразовательного пространства сельской школы, дополняющих ресурсы развития учащихся, которые очень важны в современной социокультурной ситуации села.

Выявление проблем семьи, как основополагающей части воспитательнообразовательного пространства развития и социализации растущего человека, явилось основной задачей нашего исследования, для решения которой использована авторская диагностическая методика - анкета «Воспитательные ресурсы семьи».

В педагогическом исследовании принимали участие 36 старшеклассников Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» аула Хатажукай Шовгеновского района Республики Адыгея и их родители (всего 58 человек).

Жизнедеятельность и потенциальные возможности семьи, её ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и развитию детей претерпевают серьезные изменения, что во многом связано с её адаптационными возможностями к новым условиям, и предполагают вхождение семьи в воспитательно-образовательное пространство сельской школы.

Семья в ситуации нового ритма жизни постоянно испытывает дефицит средств и времени для воспитания и развития детей, растет безнадзорность детей, их социализация всё в большей мере происходит вне семьи и дома, в условиях социальной стихии. Социальная депривация - лишения, ограничение материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития, воспитания и социализации детей, - в целом в российских условиях сохраняется. В данном случае образование родителей, их мировоззрение, позиция определяют отношение детей к обучению и образованию (в нашем исследовании родители с высшим образованием составили 43,2%; среднее профессиональное образование - 29,3%; среднее общее образование - 27,5%).

Снижение уровня занятости родителей на селе изменило потребительскую ситуацию, родители чаще заняты на личном подсобном хозяйстве, которое является важным фактором материального обеспечения семьи в селе (основной доход семьи, по результатам исследования, составляет земледелие и животноводство - 87,2% ответов, бытовое обслуживание села - 12,3%).

Неработающая мать благоприятно влияет на жизнедеятельность и воспитательный потенциал семьи с высоким уровнем доходов, что позволяет ей значительно больше уделять внимание детям, уходу за ними и их воспитанию. Такая семья может активно заниматься домашним воспитанием и образованием ребёнка. Однако такими возможностями обладает меньшинство семей (по результатам нашего исследования безработных мам в обеспеченных семьях лишь 10,8%), большинство же семей испытывает значительные трудности при удовлетворении насущных потребностей, что не может не отражаться на характере и направленности воспитательного процесса. Если же женщина вынужденно становится безработной, то сразу возникает ряд трудноразрешимых проблем: где найти работу и необходимый заработок на ограниченном рынке труда села, как обеспечить содержание детей и т.д. Многие семьи вынужденно избирают стратегию физического выживания, так как без работы остаются даже отцы (13,5% опрошенных). Отметим также, что одной из материальных основ сельской семьи являются пенсии старших её членов (у более 50% респондентов).

Данные факты, приобретая массовый характер, обусловливают дисфункцию семьи как воспитательного института именно в тот момент, когда государство резко сократило

инвестиции в детство, переложив задачи социализации главным образом на плечи семьи.

Жизнь многих современных детей протекает в неполных семьях. Результатом нашего диагностического исследования явилось наличие 26,5% неполных семей среди опрошенных. У каждой неполной семьи своя история. Дети часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, выяснение отношений, проживание с отчимом или мачехой в конфликтной семье и др. Всё это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. На основе нарушений и отклонений в сфере внутрисемейных отношений могут возникнуть и семейное неблагополучие, и его негативное воздействие на ребёнка. Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно широкий спектр отклонений у детей как в их психике, так и в поведении. Предразводная или послеразводная ситуация в семье особенно негативно действует на ребёнка.

В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками. Ребёнок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно уверен в себе, недолюблен, что сказывается на его общении и эмоциональной сфере, влечёт за собой трудности в межличностных отношениях.

Неполная семья, возникшая вследствие развода, с точки зрения её воспитательного потенциала, наиболее уязвима, так как родители и дети связаны не только любовью, но и страданием и болью. В то же время это не значит, что в таких семьях позитивный воспитательный потенциал отсутствует. Отметим, что отдельные исследования ставят под сомнение однозначную оценку негативности воспитательного потенциала неполных семей, о чем, в частности, свидетельствуют социологические исследования [1].

Воспитательный потенциал семьи, особенно молодой, реальное его усиление может быть представлено помощью в воспитании детей со стороны старшего поколения (бабушек, дедушек и других родственников). Наше исследование показало, что многопоколенные семьи на селе составляют 50,7%. Бабушки и дедушки наряду с выполнением бытовых обязанностей и уходом за детьми служат своеобразным транслятором социального традиционного опыта, накопленного их поколением. В связи с реалиями сегодняшнего дня их помощь становится всё более актуальной, а спрос на неё со стороны молодых родителей неуклонно растёт.

Хотя представители старшего поколения (бабушки и дедушки) потеряли ту главенствующую роль, которую они играли в патриархальной семье, их помощь сегодня в уходе за детьми и их воспитании (особенно в дошкольном возрасте) зачастую единственно возможный вариант для молодой семьи, позволяющий родителям работать или учиться. Хоть мы не исключаем того, что в отношениях между старшим поколением и родителями в семье порой возникают разные конфликты, в том числе и разногласия по вопросам воспитания и развития растущего человека, однако считаем, что значение их помощи в социализации детей очень велико. Именно в процессе общения со взрослыми ребёнок приобретает не только навыки предметных действий, осваивает социальный опыт, развивает мышление и речь, воспринимает образ жизни семьи для последующего его воспроизводства и т.д., но и ценностные ориентиры этнической культуры. В этой связи велико значение многопоколенной семьи, где создаётся среда для трансляции традиций, обычаев, установок жизнедеятельности растущего человека в этнической среде. Содержание и социально-нравственное наполнение таких отношений в каждой семье уникальны, так как зависят от индивидуальных особенностей её членов, их нравственной и духовной культуры.

Живой пример родителей - это специфическая форма передачи социального и нравственного опыта старших поколений младшему в сложном механизме социального наследования. Внутрисемейные отношения есть, по сути, межличностные отношения в процессе общения, правда, вполне вероятна ситуация, когда социально значимый пример родителей не срабатывает из-за напряжённой обстановки в семье либо по каким-то другим объективным или субъективным причинам.

По данным нашего исследования, в состоянии постоянного конфликта с родителями

находятся 3% опрошенных детей, частота конфликтов растёт по мере взросления ребёнка, что связано с особенностями подросткового возраста (стремлением к самостоятельности, пересмотром ценностей и нравственных норм, повышением самооценки и т.д.) и низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей.

Имеют место и ситуации, когда ребёнок растет в семье с гармоничными семейными отношениями, но ориентации и социальные установки взрослых - негативные. В этом случае положительный эмоциональный фон семьи способствует закреплению в опыте и сознании ребёнка негативного опыта взрослых.

Научить детей ориентироваться на поведение родителей как пример и прообраз собственных действий - это одновременно и реализация воспитательного потенциала семьи. Вот почему так принципиально важны поведение, образ мыслей и действие взрослых в семье. Однако воздействие родительских образов имеет вовсе не механический характер, а своеобразно усваивается и перерабатывается личностью ребёнка. Именно поэтому дети не могут абсолютно точно копировать родителей, ведь обстоятельства молодого поколения иные, чем у их родителей.

Отношения между отцом и матерью формируют в значительной мере нравственноэмоциональный климат в семье. Социализация, нравственное и психическое развитие детей в семье зависят от степени гармоничности супружеских отношений, а ведь именно семья призвана играть важную роль в социальной адаптации детей. Нельзя не видеть, что формируется новое поколение россиян, более энергичное, предприимчивое, неплохо ориентирующееся в практической жизни, не брезгующее никаким трудом. И на это, несомненно, влияют обстоятельства, связанные с внутрисемейными отношениями и установками.

Нарастание отчуждения между детьми и родителями подтверждает анализ психологопедагогических проблем семейного неблагополучия и позволяет констатировать тот факт, что это нежелательное явление в сфере внутрисемейных отношений имеет свои истоки. В современную эпоху даже в стабильных обществах увеличивается разрыв между ценностями старшего и младшего поколений, а в России, где происходят радикальные социальные перемены, эти расхождения во взглядах детей и родителей на жизнь ещё более углубляются. Разрыв семейных связей или их ослабление между детьми и родителями также вызывают:

- сверхзанятость родителей;

- конфликтная ситуация в семье;

- алкоголизм родителей;

- случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);

- отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

- ошибки родителей в воспитании детей;

- особенности подросткового возраста и др.

Сельский труд имеет большое значение для социализации детей и их включения в различные виды деятельности семьи. Приобщение ребёнка к сельскохозяйственному труду -важный воспитательный ресурс. Старшеклассники активно вовлекаются сегодня в различные виды хозяйственно-бытового труда в семье. Значительно вырос объём участия детей в работах на принадлежащих семье участках и фермерских хозяйствах. Дети приобщаются к значительно расширившемуся кругу хозяйственных семейных работ. Участие детей в семейном хозяйственно-бытовом труде необходимо не только в чисто практических целях, но и с точки зрения их воспитания и подготовки к самостоятельной жизни, а также укрепления связей в семье. Результаты опроса 36 старшеклассников, проведенного нами в рамках нашего исследования, показал, что помогают родителям по уходу за домашними животными и огородом, а также в фермерском хозяйстве 89,3% опрошенных, а 9,2% старшеклассников оказывают помощь родителям в быту. Лишь 1,5% респондентов не участвуют в ведении домашнего хозяйства вместе с родителями.

Однако есть известная опасность перегрузки детей хозяйственно-бытовыми работами,

что может нанести ущерб их общему развитию, негативно сказаться на учении, сузить сферу досуга. Так, не имеют домашнюю библиотеку 43,2% опрошенных семей, нет компьютера у 16,5% школьников, лишь 2,6% детей посетили драматический театр.

Таким образом, проблемы семьи в селе, выявленные нами, позволяют сделать вывод об особой важности института семьи как воспитательного ресурса воспитательнообразовательного пространства сельской школы, использование которого вселяет надежду о насыщении необходимыми средствами обогащения развивающего потенциала социальной среды учащихся сельской школы.

Примечания:

1. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации 21 века: доклад на общем собрании РАО. М., 2012. С. 2.

References:

1. Feldstein D.I. Problems of psychologic and pedagogical sciences in a spatio-temporal situation of the 21 century: a report at the general meeting of RAO. M., 2012. P. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.