Научная статья на тему 'Семья и образование: новые аспекты взаимодействия и защиты'

Семья и образование: новые аспекты взаимодействия и защиты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1406
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЛИЯНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАЩИТА / FAMILY / EDUCATION / FAMILY VALUES / FAMILY EDUCATION / INFORMATION INFLUENCE / PARENTING / INFORMATION-PSYCHOLOGICAL INFLUENCE / INFORMATION SECURITY / INFORMATION PROTECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слинькова И. П.

В статье изложены проблемы, которые произошли с жизнью российской семьи под влиянием соответствующих западных моделей. Рассматривается подход к их разрешению: для того, чтобы родители и дети не попадали под влияние потоков информации, чуждых традиционной семейной жизни в России, надо построить правильную систему семейного воспитания. Показано, что обеспечение информационной безопасности важная часть построения системы национальной безопасности. Эта проблема имеет непосредственное отношение к системе образования. Обосновывается положение, что специально организованное семейное образование помогает сплочению семьи и построению гармоничных супружеских и детско-роди-тельских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AND EDUCATION: NEW ASPECTS OF INTERACTION AND PROTECTION

The article outlines the problems, which happened to the life of Russian familiesas the result of the influence of corresponding Western models of a family. It is stipulated that in order to protect the Russian parents and children from being influenced by the information which is alien to the Russian traditional idea of family life, it is necessary to build a proper system of family education. It is shown that information security is an important part of building a system of national security. This problem is directly related to the education system. The paper proves that specially organized family education helps to unite a family and assists in building a harmonious marital and parent-child relationship. The work describes a process of forming a system of supporting of security in educational institutions, in which the following factors are crucial: 1) education involves all children and teenagers in the country; 2) children are the most vulnerable part of the society subject to quick subcultural changes; 3) not only children, but also their parents and teachers don't always know what information is potentially dangerous; 4) many educational "innovations" in Russia have already done much harm to education; 5) the Russian language is a pole for the union of the nation; etc.

Текст научной работы на тему «Семья и образование: новые аспекты взаимодействия и защиты»

штейна. Важен акцент исследователя на том, что социализация по своей сути - это движение, раскрытие творческой природы личности, а не ряд локальных действий присвоения. Идея развития - выполнение цели взросления, в которой сходятся и детство, и взрослость как осознание, освоение социального мира и его конкретно-исторической представленности посредством взаимодействия с миром взрослых.

Так, развитие социальной активности младших школьников относится к тем явлениям, когда субъектная позиция детства проявляется достаточно выражено. Успешность развития социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности зависит от выбора механизмов формирования отношений, объединяющих и разъединяющих детство и взрослость (мира взрослых и мира детей).

Эстетическая деятельность как социализирующий фактор развития младшего школьника предполагает накопление знаний об эстетических основах жизнедеятельности; развитие и углубление эстетически направленных интересов; приобретение опыта эстетической деятельности.

Показателем эффективности эстетической деятельности является пробуждение в каждом ребёнке чуткого читателя, отзывчивого зрителя, тонкого слушателя, умеющего «мысленно видеть и слышать». Данные навыки необходимы в познавательной, трудовой, эстетической деятельности школьника.

Таким образом, развитие социально активной личности в условиях эстетической деятельности - задача, имеющая широкий социально-педагогический диапазон. При этом сложный процесс социального развития ребенка, овладения опытом социальных действий и отношений требует поэтапного принятия ребенка в общество, осознанию своего Я в системе многоплановых отношений.

Библиографический список

Если учение, занятия по интересам во внеурочное время, личное время школьников - вся его жизнь проникнуты эстетической направленностью, то появление желания вносить элементы прекрасного в свою жизнь не эпизодически, а постоянно приобретают черты образа жизни.

Отличительной чертой мировоззрения младших школьников выступает преобладающая роль нравственного сознания, поскольку в этом возрасте ребёнок относится к миру (в том числе и к другому человеку) именно с позиций нравственного сознания.

Дальнейшее исследование проблемы обнаруживает противоречия между внешними требованиями и поведением самого школьника; его реальными возможностями и требованиями общества к его поведению и деятельности; между позицией педагога и потребностями школьника. Возможно появление противоречий, которые порождают напряжение во взаимоотношениях ребенка и взрослого. В заявленном контексте эстетическая деятельность школьника направлена на поддержку человеческого в человеке, что способствует сокращению зон социального риска, реализации себя как существа самобытного и активного.

Таким образом, эстетические возможности развития социальной активности школьника проявляются в понимании произведений искусства; в приобретении начальных навыков самостоятельной деятельности в искусстве; в развитии музыкального слуха, художественной зоркости, творческого воображения, оригинального мышления. Эстетическая деятельность школьника как позитивно-ориентированная среда жизнедеятельности детей воспитывает способность противостоять негативным явлениям окружающей действительности.

Перспективным является исследование эстетической деятельности в аспекте развития духовных сил и творческих способностей школьника как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя.

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Москва: Академия, 2000.

2. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития. Вопросы психологии. 1998; 1: 3-19.

3. Петрунина М.А. Теория и практика формирования социальной активности школьника в эстетической деятельности. Оренбург: ОГПУ, 2007.

4. Социальная педагогика: генезис научного исследования понятий, идей, проблематики. Под редакциуй С.В. Сальцевой. Оренбург: ОГПУ, 2010.

5. Русакова Т.Г. Становление духовного опыта ребенка в художественно-коммуникативной среде. Москва: Сфера, 2005. References

1. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika. Moskva: Akademiya, 2000.

2. Fel'dshtejn D.I. Detstvo kak social'no-psihologicheskij fenomen i osoboe sostoyanie razvitiya. Voprosy psihologii. 1998; 1: 3-19.

3. Petrunina M.A. Teoriya ipraktika formirovaniya social'nojaktivnostishkol'nika v 'esteticheskojdeyatel'nosti. Orenburg: OGPU, 2007.

4. Social'naya pedagogika: genezis nauchnogo issledovaniya ponyatij, idej, problematiki. Pod redakciuj S.V. Sal'cevoj. Orenburg: OGPU, 2010.

5. Rusakova T.G. Stanovlenie duhovnogo opyta rebenka v hudozhestvenno-kommunikativnoj srede. Moskva: Sfera, 2005.

Статья поступила в редакцию 14.01.15

УДК37

Slin'kova I.P., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Anatomy, Physiology and Safety Management, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: ipsngpu@yandex.ru

FAMILY AND EDUCATION: NEW ASPECTS OF INTERACTION AND PROTECTION. The article outlines the problems, which happened to the life of Russian familiesas the result of the influence of corresponding Western models of a family. It is stipulated that in order to protect the Russian parents and children from being influenced by the information which is alien to the Russian traditional idea of family life, it is necessary to build a proper system of family education. It is shown that information security is an important part of building a system of national security. This problem is directly related to the education system. The paper proves that specially organized family education helps to unite a family and assists in building a harmonious marital and parent-child relationship. The work describes a process of forming a system of supporting of security in educational institutions, in which the following factors are crucial: 1) education involves all children and teenagers in the country; 2) children are the most vulnerable part of the society subject to quick subcultural changes; 3) not only children, but also their parents and teachers don't always know what information is potentially dangerous; 4) many educational "innovations" in Russia have already done much harm to education; 5) the Russian language is a pole for the union of the nation; etc.

Key words: family, education, family values, family education, information influence, parenting, information-psychological influence, information security, information protection.

И.П. Слинькова, канд. биол. наук, доц. каф.анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, E-mail:ipsngpu@yandex.ru

СЕМЬЯ И ОБРАЗОВАНИЕ:

НОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ЗАЩИТЫ

В статье изложены проблемы, которые произошли с жизнью российской семьи под влиянием соответствующих западных моделей. Рассматривается подход к их разрешению: для того, чтобы родители и дети не попадали под влияние потоков информации, чуждых традиционной семейной жизни в России, надо построить правильную систему семейного воспитания. Показано, что обеспечение информационной безопасности - важная часть построения системы национальной безопасности. Эта проблема имеет непосредственное отношение к системе образования. Обосновывается положение, что специально организованное семейное образование помогает сплочению семьи и построению гармоничных супружеских и детско-роди-тельских отношений.

Ключевые слова: семья, образование, семейные ценности, семейное образование, воспитание детей, информационно-психологические влияния, информационная безопасность, информационная защита.

Жизнь семьи тесно связана с жизнью общества и государства. Эта связь обусловлена тем, что исторически семья формировалась по мере развития общества и всегда способствовала решению таких его насущных задач, как упорядочивание половых отношений, рост численности населения, воспитание детей и пр. [1]. В то же время, семья всегда нуждалась в поддержке и защите со стороны общества и государства.

Семья по своей внутренней природе такова, что она, так или иначе (в меру своих сил) обеспечивает удовлетворение глубинных, жизненно-важных потребностей своих членов и вносит свой вклад в общее состояние народа. В свою очередь, морально-психологическое и физическое состояние народа отражается на состоянии государства. Таким образом, человек, семья, общество и государство объективно связаны взаимными интересами, взаимными обязательствами и влияниями. Поэтому стабильность и благополучие семьи как социального института в значительной степени зависит от того, в каком состоянии находится общество, а также от содержания семейно-ориентированной политики государства.

Модернизация российского общества по западному образцу привела к негативным изменениям структуры и функционирования традиционной для России семьи с её устойчивыми и важными для государства и общества приоритетами (многодетность, моральная недопустимость разводов и абортов, любовь, чувство долга, самоотдача, терпение). В свою очередь, это повлияло на обострение многих социальных проблем. Заметными тенденциями современного общества стали: увеличение числа разводов, уменьшение количества браков, нежелание регистрировать отношения, аборты, внебрачные дети, передача детей на содержание и воспитание в государственные учреждения.

Происходит среднестатистическое снижение воспитательного потенциала семьи, что проявляется в уменьшении времени, уделяемого родителями детям, в напряжении отношений между родителями и детьми, в ослаблении связей между поколениями. Этот процесс наиболее интенсивно идет в городах из-за высокой мощности деструктивных информационных потоков, направленных на семью. Вот почему именно в городах, где ослаблена передача семейной культуры от поколения к поколению внутри рода, огромную роль играет поддержка семьи извне, со стороны государства и общества, муниципалитета и тех социальных институтов, которые взаимодействуют с семьей и оказывают помощь в воспитании детей. Прежде всего - это система образования. Она охватывает в настоящее время всю детско-подростковую и юношескую популяцию страны и связана с семьёй в целом, с детьми и родителями, благодаря общности их интересов (образование и воспитание детей).

Система образования всегда играла важнейшую роль в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Однако, в современной системе российского образования, ориентированного на обучение основам наук и передачу профессиональных знаний, оказались упущены интересы семьи, связанные с подготовкой детей и подростков к будущей семейной жизни, с ориентацией на супружество, на продолжение рода. Не обсуждаются и вопросы сохранения семьи в кризисные периоды её жизненного цикла. Это значит, что на этапе становления личности (в детском, подростковом и юношеском возрасте), когда складывается картина мира, когда формируются ценностные ориентиры и взгляды на организацию своей личной жизни, семейные ценности не находят должного отражения в образовательных учреждениях, а следовательно, они не находят отражения и в сознании молодого поколения.

Частные проблемы той или иной семьи не возникают случайно. Их причины часто закладываются в глубоком детстве нынешних супругов, в атмосфере родительской семьи. Поэтому воспитание мальчика как будущего мужа, отца и главы семьи, а также воспитание девочки как будущей жены и матери должны быть хорошо продуманы и правильно выстроены с детства.

Практика показывает, что современные родители осознают сложность стоящих перед ними задач и нуждаются в профессиональной помощи педагогов в вопросах воспитания своих детей. В связи с этим, в ситуации модернизации образования возрастает необходимость в разработке и внедрении профессиональных семейно-ориентированных информационно-просветительских и образовательных программ для детей и взрослых, а также в дополнительной подготовке кадров, профессионально связанных с детьми и родителями.

В процессе разработки программ подготовки детей к семейной жизни необходимо предусмотреть поддержку престижа родителей [2] и возможные варианты блокирования отрицательного опыта семейной жизни, который получают дети в так называемых неблагополучных семьях, а впоследствии воспроизводят его при создании своей семьи. Также важно обеспечить формирование навыков семейного жизнеустройства детей, воспитывающихся в детских домах и приютах.

В практике социальной поддержки семьи принято помогать «проблемным» семьям. Уже сложилась система работы с ними. Но сегодня надо обратить внимание на вполне благополучные семьи, так как они дали поколение молодых людей, которым трудно создать крепкую семью. Детство этих юношей и девушек проходило в сложной информационной и социально-политической обстановке, под влиянием информации, направленной на разрушение семейных ценностей и в условиях недостатка необходимых знаний.Молодые супруги уверены в том, что их брачные узы рвутся под тяжестью материальных проблем. Однако, согласно психологическим исследованиям, главная причина самых тяжелых семейных конфликтов и разводов связана не с материальным положением семьи, не с отсутствием жилья или финансов, - хотя это очень важные факторы, - а с несовпадением взглядов на жизнь и воспитание детей, с глубокими расхождениями в уровне образования и в культуре, с нереальными ожиданиями от семейной жизни и завышенными требованиями друг к другу [3]. Именно поэтому одна только финансовая поддержка семьи - без воспроизводства семейной культуры - неэффективна. Это замечено и в мировой практике.

На протяжении многих лет через средства массовой информации в России распространяются несемейные модели поведения, идея добрачных половых связей, психология потребления и удовольствий. Использование информационно-психологических технологий приводит к тому, что на протяжении длительного времени на мысли и поведение детей и взрослых систематически влияют ложные и вредоносные словесные формулы, которые играют роль установок к определённому поведению. Разумеется, они имеют политическую окраску, поскольку оказывают влияние на семью как социальный институт и демографические процессы. Например: «недостаточно богатая семья не может быть счастливой»; «сначала надо создать материальную базу семьи, и только потом рожать» (утверждение зависимости семейного благополучия от финансов и материальных условий, сдерживание рождаемости); «многодетная семья - признак невежества» (скрытое оскорбление родителей, понижение статуса отцовства и материнства в индивидуальном и общественном

сознании, ограничение числа рождений); «семья и дети - помеха для делового человека» (выраженная конкуренция между мотивом создания семьи и рождения детей - с одной стороны, и профессиональной карьерой - с другой; информационный удар по престижу семьи; разрушение ценности родительства). И таких опасных для общества мифов много. Поэтому важнейшей социально-политической стратегией в настоящее время является защита семьи на информационном уровне, в частности, организация обучения детей и родителей критическому анализу информационных потоков.

Обеспечение информационной безопасности - важная часть построения системы национальной безопасности. Эта проблема имеет непосредственное отношение к системе образования.

Повышенный контроль и создание системы поддержки состояния безопасности образовательных учреждений, их информационной и психологической защищённости, в настоящее время обусловлены следующими обстоятельствами:

1. Образовательные учреждения охватывают практически всю детско-подростковую популяцию страны.

2. Дети, подростки и юношество - это те возрастные категории, которые наиболее подвержены, информационным, мультимедийным, субкультрным влияниям, многие из которых сегодня являются опасными.

3. Не только дети и подростки, но и их родители, учителя и воспитатели далеко не всегда разбираются в сущности многих информационных влияний и не могут аргументированно и убедительно объяснить, например, опасную информационную «составляющую» некоторых тенденций современной молодёжной моды, (например, девиантный макияж), деструктивных молодёжных субкультур, компьютерных игр, социальных сетей и т. д. Поэтому требуется организация специального дополнительного образования для детей и взрослых (например, в форме курсов повышения квалификации), что уместно и вполне реально осуществить в образовательных учреждениях.

4. В России появились различные социальные и образовательные «инновации», которые уже причинили немалый вред не только развитию детей, но и системе образования, и обществу в целом.

5. Детский и подростковый возраст наиболее подвержен ад-дикциям разного типа.

Библиографический список

6. В стране растёт число детей и подростков с отклоняющимся от нормы поведением и детско-подростковая преступность. Нельзя исключить, что на этот процесс влияют соответствующие модели поведения, которые имеют место в расширенном информационном пространстве (интернет, реклама). Соответственно, обостряется потребность государства и общества в информационном просвещении и защите.

7. Русский язык, являясь стержнем нации и основанием её культуры, одновременно является фактором обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и объектом информационной защиты. В современном социуме существует много угроз для языковой культуры. В частности, много влияний, которые становятся факторами нарушения нормального развития речи ребенка и освоения культуры родного языка. К ним относятся: неумеренное внедрение компьютерных технологий, вторжение иноязычных слов, потеря интереса к книге и чтению, уменьшение времени прямого общения родителей с детьми, распространение ненормативной лексики, снижение уровня культуры речи в семье и в обществе, включая образовательные учреждения.

8. В силу произошедших в стране перемен и образовательные учреждения, и семья ослаблены в выполнении своих защитных и воспитательных функций, что требует дополнительного внимания со стороны государства и его институтов.

Вопросы обеспечения информационной безопасности и защиты семьи, родительства и детства логично встраиваются в деятельность всех учреждений, профессионально связанных с семьёй.

Возникает вопрос:каким образом можно корректно и позитивно влиять на внутренний мир семьи в пространстве системы образования? Наш многолетний опыт подтвердил изначальное предположение: специально организованное семейное образование, проведение информационно-просветительской работы, организация курсов повышения квалификации для специалистов образовательных учреждений (директоров, заместителей по воспитательной и методической работе, учителей, социальных педагогов, воспитателей детских домов), разработка элективных курсов для учащихся способствует решению существующих проблем (в отношениях между семьёй и школой, между учителями и учениками, между родителями и детьми), помогает сплочению семьи и построению гармоничных супружеских и детско-роди-тельских отношений.

1. Мацковский М.С. Социология семьи. Москва, 1989.

2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. Москва, 1991.

3. Андреева Т. В. Психология современной семьи. Санкт-Петербург, 2005.

References

1. Mackovskij M.S. Sociologiya sem'i. Moskva, 1989.

2. Lesgaft P.F. Semejnoe vospitanie rebenka i ego znachenie. Moskva, 1991.

3. Andreeva T.V. Psihologiya sovremennojsem'i. Sankt-Peterburg, 2005.

Статья поступила в редакцию 03.12.14

УДК 372.32

Tolkova N.M., postgraduate, Department of Personal Psychology and Social Pedagogy, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), Е-mail: nmtolkova@gmail.com

A MODEL OF FORMING COMMUNICATION AMONG CHILDREN OF AN ORFANAGE HOUSE.The article is dedicated to development and analysis of models of formation of communicative abilities in young children. The author lists the issues and problems, stressing the importance of the model, designed in the course of this work. The article reveals the basics of the theoretical ground of the model-active approach to the development of communication that allows strengthening the understanding of the issues. The author of the article shows and discusses the basic ideas of the direction of the model and principles of organization of the educational process for the formation of communicative abilities of young children, as well as shows the theoretical, organizational and technological and informative model components.

Key words: model of communicative skills, means of communication, expressive facial funds, lexical-grammatical form, early emotional connection, activity approach to development of communication, humanistic orientation, principle of iteration.

Н.М Толкова, аспирант каф.психологии личности и специальной педагогики, ФГБОУ ВПО Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, E-mail: nmtolkova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.