Научная статья на тему 'Семья и библиотека: пути взаимодействия (по результатам социологического исследования)'

Семья и библиотека: пути взаимодействия (по результатам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1212
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бухтиярова Е. А.

Статья обобщает результаты социологического исследования по вопросам семейного чтения, проведенного на базе школы-гимназии №139, детского сада №122, Централизованной системы муниципальных библиотек г. Омска. Полученные данные свидетельствуют о кризисном состоянии чтения в семье. Намечены основные пути решения заявленной проблемы при условии взаимодействия трех социальных институтов: семьи, библиотеки и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья и библиотека: пути взаимодействия (по результатам социологического исследования)»

УДК 028

Е. А. БУХТИЯРОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

СЕМЬЯ И БИБЛИОТЕКА: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Статья обобщает результаты социологического исследования по вопросам семейного чтения, проведенного на базе школы-гимназии №139, детского сада №122, Централизованной системы муниципальных библиотек г. Омска. Полученные данные свидетельствуют о кризисном состоянии чтения в семье. Намечены основные пути решения заявленной проблемы при условии взаимодействия трех социальных институтов: семьи, библиотеки и школы.

За последнее десятилетие в обществе произошла качественная трансформация в чтении семье. Характеризуя современное состояние семейного чтения, необходимо отметить, что в публикациях (1,3), особое внимание обращено на кризис чтения как среди взрослого населения, так и среди детей.

В ряде исследований констатируется, что семья перестает быть тем социальным институтом, который формирует личность читателя-ребенка. Это связано, прежде всего, с тем, 40% взрослого населения вообще не читает художественную литературу (1, С.122). В связи с этим возросла неоднородность приобщения детей к книжной культуре. Следовательно, в сложившейся ситуации сложно говорить о родителях как об организаторах чтения детей. Еще одной негативной тенденцией является то, что утрачены традиции семейного чтения, не происходит обсуждения книг.

По мнению многих специалистов (2,3,4,6,7), истоки неблагополучия в области чтения, воспитания читателя — в отсутствии систематического, целенаправленного влияния на чтение с самого раннего детства со стороны семьи и библиотеки. Многие ученые-библиотековеды, библиотекари-практики убеждены, что решение этой проблемы возможно при взаимодействии библиотеки и семьи. Поэтому возникает необходимость объединения деятельности этих социальных институтов.

В связи с этим необходимо полномасштабное изучение двух систем: библиотеки и семьи. В 20042005 гг. было проведено социологическое исследование, целью которого явилось: определение путей взаимодействия библиотеки и семьи в формировании ребенка-читателя. Объектом изучения стали родители детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. Всего было опрошено 160 родителей. Исследование проводилось на базе школы-гимназии №139 и детского сада №122 г. Омска. Также объектом исследования явились 60 библиотекарей Централизованной системы муниципальных библиотек г. Омска. Разработано две анкеты для родителей и библиотекарей, полученные данные сопоставлялись.

В ходе анкетирования необходимо было выяснить, существуют ли традиции семейного чтения с точки зрения библиотекарей и родителей.

И родители, и библиотекари осознают значимость чтения вслух для развития личности ребенка. Чте-

ние вслух в современной семье — это прежде всего интерес или просьба ребенка, на это указали большинство семей с детьми разных возрастов и опрошенные библиотекари. Это тенденция свидетельствует, с одной стороны, о наличии интереса у детей к совместному чтению, общению с родителями. Детям важно чувствовать, что рядом находиться взрослый и прокомментирует неясные позиции. С другой стороны, необходимо подчеркнуть, родители проявляют недостаточно внимания к организации процесса семейного чтения. Так как инициатором совместного чтения в данной ситуации выступает ребенок.

Семейное чтение, по мнению двух обследованных групп, — это, прежде всего, чтение родителей детям вслух. Большая часть семей отмечает необходимость обсуждения прочитанного с ребенком. Прежде всего, это родители с детьми-дошкольниками — 82,3%, что обусловлено возрастными особенностями ребенка. Многое необходимо объяснять, многого не знает, поэтому особенно важно в этом возрасте устраивать комментированные чтения вслух. Процент чтения с обсуждением в семьях с детьми младшего школьного возраста ниже, он составляет 36,1 %, а в семьях с детьми среднего школьного возраста — 11,1%. Тенденция к снижению чтения с обсуждением книги связана, с одной стороны, с учебной деятельностью ребенка, с другой — родители «перекладывают» обязанности семьи на плечи школы. Что является негативной тенденцией, так как чтение вслух в семье но должно прекращаться по мере взросления ребенка.

Традиция чтения вслух в современной семье существует до сих пор. Негативной тенденцией является то, что невелик процент семей, в которых семейное чтение — это осознанная потребность всех членов.

23 % библиотекарей указали на то, что чтение вслух в современной семье является традицией или общей потребностью. Родители стремятся поддерживать традицию семейного чтения, В семьях с детьми-дошкольниками чтение вслух — традиция, отметили 11,7% респондентов, а в семьях с детьми младшего и среднего школьно возраста э ту традицию поддерживают по 5,5 % семей в той и другой группе. Родители детей старшего школьного возраста указали на то, что в их семьях не происходит чтения

вслух. Эти характеристики указывают на сложившиеся негативные тенденции в семейном чтении. Взрослые, подчеркивая значимость этого явления, не уделяют ему достаточного внимания.

Главным институтом, по мнению родителей, занимающимся формированием читателя-ребенка, является школа. Выявлена тенденция, влияние школы возрастает у родителей с детьми старшего школьного возраста, по сравнению с детьми дошкольниками. В сознании родителей библиотека не ассоциируется с тем учреждением, которое может воздействовать на чтение детей. Определенный отпечаток накладывают стереотипы восприятия, сформировавшиеся у родителей за многие годы обособленной деятельности библиотеки и семьи. Стереотипы связаны с неприятием библиотеки как учреждения способного оказать помощь в организации процесса семейного чтения. А потому большинство опрошенных даже не включили библиотеку список институтов, формирующих читателя-ребенка.

Мнение библиотекарей противоположно мнению родителей. 86,6% библиотекарей полагают, что при формировании читателя необходим.) изалмо-дсйствие библиотеки и семьи. 10% из 86,6% респондентов указали на то, что в это схему необходимо включать и взаимодействие со школой, педагогами. Особо было подчеркнуто, что необходима программа работы между тремя ключевыми институтами: школой, библиотекой и семьей. Только при условии взаимодействия трех социальных институтов может быть эффективно сформирована личность читателя.

Количество читающих семей в библиотеках различно. 28,3% библиотекарей указали на то, что в их библиотеке читающих семей от 1до 10; 41,6% респондентов отметили, что в их библиотеке от 10 до 30 читающих семей. Меньший процент читающих семей от 30 до 50 и от 50 до 100 в 8,3% и 5% библиотеках соответственно. 15% библиотекарей отметили, что в их библиотеках читающих семей от 200 до 300.

По мнению библиотекарей, наиболее активными участниками процесса чтения в библиотеке являются семьи с детьми младшего школьного возраста. Так ответили 83,3% респондентов. Это связано с необходимостью адаптации ребенка в новых условиях учебной деятельности. В этих целях необходима помощь и поддержка со стороны родителей.

Чаще всего библиотеку посещают мать и ребенок, это отметили 81,6% респондентов. Это говорит о феминизации читательской деятельности семьи.

Работая с семьей, библиотеки г. Омска прежде всего нацелены на организацию и проведение массовых мероприятий (88,3%). Это самая распространенная форма работы, так как позволяет охватить большую читательскую группу и сблизить членов семьи. В библиотеках активно проходит обслуживание по семейным читательским формулярам (46,6%). Особое внимание уделяется индивидуальной работе с семьей, на это указали 40% респондентов. Личные контакты библиотекаря с семьей позволяют глубже понять читательские запросы семьи, при необходимости скорректировать их. Активно используются в работе библиотеки с семьей консультации библиотекаря, психолога, в том числе по формированию творческой читательской личности ребенка (33,3%). Они, как правило, нацелены на получение ответов родителями на волнующие вопросы. Распространенной формой работы библиотеки с семьей является ор-

ганизация пыставок (30%).

Активно библиотеками используется такая форма работы библиотеки с семьей, как родительские собрания (26,6%). С одной стороны, родительские собрания позволяют привлекать в библиотеки новые читающие семьи. С другой - они нацелены на знакомство родителей с проблемами в д». ' ском чтении. Особое внимание библиотеками уделяется составлению библиографических пособий, памя ток для родителей (10,3%). Что позволяет информиронать родителей по определенном проблемам и вопросам семейного чтения.

10% библиотекаре/ см;-гили, что используют в ряб vre проведение конкур и В :.тности, конкурс, направленный па латриотическс-.: воспитание семьи в целом «Моя семья в истории моей страны». Организован датской профилированной библиотекой «Отечество;;.

18.3% библиотекарей указали на то, что их библиотека работает по программам семейных чтений. В результате про веденного анкетирования было выявлено, что наибольшее распространение в публичных библиотеках города Омска получили следующие программы семейного чтения: 11,6% «Программа-семейного чтения» В.А.Невского (Эстония); 1 1,6% «Семья. Книга. Библиотека» (г. Екатеринбург). Выбор этих программ обусловлен следующими факторами: универсальностью содержания; опытом внедрения в практику работы других библиотек; наличием методических рекомендации, доступностью содержания программы.

Большинство библиотекарей указали, что являются разработчиками собственной программы.

Таким образом, влияние библиотеки на процесс чтения с точки зрения ее сотрудников существенно. Родители недостаточно осведомлены о возможностях библиотеки. Следовательно, с их точки зрения, она пе является институтом, формирующим личность читателя. В этой ситуации посредником между родителями и библиотекой может выступать школа. При условии взаимодействия трех социальных институтов: семьи, библиотеки и школы, можно реши ть проблемы, наметившиеся в семейном чтении.

Библиографический список

1. Концепция Национальной программы "Чтение // Библиотеке! в эпоху перемен. — М .. 2002. — Вып. 4( 16|. — С. 121-126.

2. Корчинская, И. Чтениедетей: проблемы сотрудничества семьи к библиотеки / И.Корчинская // Библиография. -1995. - Nu 3. - С. 29-33.

3. Павлова, А. С. Социальны, психолого-педагогические и библиотековедческие проблемы семейного чтении / A.C. Павлова // Современное библиотечно-информационное образование : учеб. тетради, вып. 5/ СПбГУКИ. — СПб , 2000. -С. 10В-122

4. Павлова, А. С. Теоретико-методологические основы организации семейного чтения / А. С. Павлова // Культура семейного чтения в контексте модернизации российской школы: развитие культуры чтения как социально-педагогическая проблема: материалы науч -практ. конференции, 24 января 2003. - СПб , 2003. - С. 45

5. Погорелова. И. А. Книга в современной семье. По итогам библиотечного мониторинга / И. А. Погорелова // Читали! Читают. Будут читать? Сборник статей о детском чтении / РГДБ. - М.,2003. - С. 33-37.

6. Полищук, М. А. Семейное чтение и библиотека: грани взаимодействии [по результатам исследования! / М.А. Полищук // Библиотековедение. - 2002. - Ns 2. - С. 66-68

7. Фомина, Л. Всей семьей о библиотеку. Вмнмодействие с родителями / Л. Фомина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2002. - №Ь. - С. 3-5

БУХТИЯРОВА Елена Анатольевна, преподаватель филологического факультета, кафедра библиотечно-информационной деятельности.

Дата поступления статьи в редакцию: 09.06.06 г. © Бухтиярова Е.А.

Календарь научных мероприятий

IV Всероссийская научно-практическая конференция PR-технологии в информационном обществе

30-31 марта 2007 года

Организаторы: Федеральное агентство по образованию, Государственная дума Российской Федерации, Центр социально-консервативной политики и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Рабочий язык конференции: русский. Тематика

• Public Relations в становлении гражданского общества

• PR в государственных и политических структурах

• Эволюция политических технологий в современной России

• Роль СМИ в формировании информационного пространства России ■ Роль средств PR в противодействии проявлениям экстремизма

• Теория и практика современных социальных технологий

• Коммуникации в информационном общество

• PRb информационном и технологическом бизнесе

• Корпоративные коммуникации и корпоративная культура

• Формирование коммуникативной компетентности PR-специалистов

• Репутационный менеджмент. Брэндинг: российская специфика

• PR в Интернете

• Политический PR в сети Интернет

• Взаимодействие онлайн и оффлайн PR-камнаний

Формат конференции предусматривает пленарное заседание, «круглые столы», лекции и мастер-классы. К открытию конференции планируется издание сборника материалов. Участие в конференции бесплатное. Электронная версия сборника материалов будет размещена на сайте конференции в свободном доступе. Материалы к публикации принимаются до 15 января 2007 г.

Узнать всё о требованиях к оформлению материалов и заполнить форму заявки участника можно на нашем сайте http://www.prpro.spb.ru/prconl/

Адрес: 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, СПбГПУ, главное здание, гуманитарный факультет, кафедра политологии, помещение 206. Тел / факс: (812) 591 65 33 http://www.prpro.spb.ru/prconf e-mail: paulow@prpro.spb.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.