Научная статья на тему 'Семиотика как методологическая основа инфографики'

Семиотика как методологическая основа инфографики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / СЕМИОТИКА / СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INFOGRAPHICS / SEMIOTICS / SEMIOTIC APPROACH / SIGN AND SYMBOL ACTIVITY / META SUBJECT RESULTS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байганова Мария Владимировна

В статье рассмотрена специфика и значимость знаково-символической деятельности в процессе визуализации данных в контексте введения новых образовательных стандартов, формы реализации семиотического подхода в процессе подготовки продукта инфографики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMIOTICS AS A METHODOLOGICAL BASIS OF INFOGRAPHICS

The article deals with the specific character and importance of the sign and symbol activity during the rendering data process in the context of the implementation new educational standards. It also describes the forms of realization of the semiotic approach to the preparation of infographic’s product.

Текст научной работы на тему «Семиотика как методологическая основа инфографики»

С.Н. Алиева

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ...

PROBLEMS OF MANAGEMENT OF EDUCATION OF AZERBAIJAN

© 2013

S.N. Aliyeva, PhD in sociology

Baku State University, Baku (Azerbaijan)

Keywords: education, education, organizational and management model of education reform, funding.

Annotation: The changes taking place in our country, including in the education system, forcing a new look at the problem of the sociology of education. One of the main problems is the development of a new theoretical conceptual organization and management model. This article is devoted to the study of some of the current issues of the process of management and financing of the education system of Azerbaijan.

УДК 303:01

СЕМИОТИКА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНФОГРАФИКИ

© 2013

М.В. Байганова, старший преподаватель кафедры «Информационно-коммуникационные

технологии в образовании»

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрена специфика и значимость знаково-символической деятельности в процессе визуализации данных в контексте введения новых образовательных стандартов, формы реализации семиотического подхода в процессе подготовки продукта инфографики.

Ключевые слова: инфографика, семиотика, семиотический подход; знаково-символическая деятельность; мета-предметные результаты образовательной деятельности.

В настоящее время и специалистами, и обывателями все чаще стал использоваться термин «инфографика».

И, несмотря на то, что появился он не так давно и мало структурирован, об инфографике уже написаны книги, ведутся блоги и активные дискуссии. Эта популярность имеет вполне логичное объяснение. Человек уже не справляется с тем объемом информации, который ему предлагается, поэтому появляются новые инструменты и средства по ее обработке, передаче, хранению, а главное - представлению. Современное общество перенасыщено информацией и это рождает потребность в максимально лаконичном и эргономичном изложении большого массива данных. Таким образом, объективно назрела необходимость выбора знаковых средств для оптимизации представления информации с позиции ее восприятия субъектом.

Что же такое инфографика? Чаще всего, в современной литературе под этим термином понимается визуальное представление информации, данных и знаний.

Несмотря на то, что инфографика может применяться практически в любой области, на сегодняшний день принято выделять некоторые ее категории [1]:

- «числа в картинках» - наиболее распространенная категория, которая позволяет сделать числовые данные более удобными для восприятия;

- «расширенный список» - статистические данные, ленты времени или набор фактов, который может быть визуализирован;

- «процесс и перспектива» - служит для визуализации сложного процесса или предоставления некоторой перспективы, причем может не содержать числовых данных.

В определенном аспекте мы можем утверждать, что существует связь между интерпретацией и реновирова-нием принципа наглядности Я.А. Коменского современными средствами визуализации информации, основанными, прежде всего, на социальных сервисах Web 2.0.

Актуальность этого процесса значительно повышается в условиях появления новых подходов к организации процесса обучения (в связи с внедрением стандартов нового поколения), когда остро встает проблема повышения качества реализуемой педагогом деятельности посредством инструментальных средств ИКТ, в частности визуализации учебной информации.

Действительно, современный мир очень сложен, динамичен и насыщен разнообразными событиями. И учитель, демонстрируя учащимся объекты и явления этого многогранного мира, должен выбирать доступные и понятные им выразительные средства, семиотическая насыщенность которых способствует зрительному вос-

приятию информации, системному подходу к анализу объектов, процессов и явлений. Но как же сделать этот процесс максимально эффективным?

На сегодняшний день мы имеем в распоряжении целый арсенал инструментов, позволяющих визуализировать информацию, данные и знания. Однако это не избавляет нас от целого ряда проблем, связанных с эффективным восприятием и пониманием учащимися получаемой на уроке информации. Все эти проблемы, как правило, являются следствием низкого уровня сформи-рованности профессиональной компетенции педагогов в области визуализации информации.

Даже если педагог владеет определенным набором инструментов визуализации информации, то зачастую он не способен эффективно использовать его, не может выбрать оптимальные и адекватные содержанию данных средства и знаково-символические структуры. В настоящее время данная проблема обостряется еще в связи с тем, что сегодня в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования в качестве одного из основных метапредметных результатов, относящихся к группе познавательных универсальных учебных действий, зафиксировано «умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач» [2]. Действительно, сегодня учащийся - это субъект, воспринимающий информацию, а завтра - субъект, передающий информацию.

Таким образом, эффективное представление информации - это с одной стороны - творческая, а с другой - весьма серьезная и ответственная работа, которая предполагает органичное сочетание текста, чисел и изображений, то есть знаков различной природы. Семиотический характер такого вида деятельности становится более очевидным с учетом того факта, что все процессы, связанные с передачей, хранением и переработкой информации априори являются семиотическими, т.е. протекают с использованием знаковых систем.

Все вышеперечисленное, в свою очередь, обусловливает необходимость изучения элементов семиотики, а также формирования и повышения уровня владения методами семиотических исследований, которые являются базой для изучения знаков и конструкций, знаковых систем и способов организации информации. Совокупность частных методов, таких как: структурно-семиотический, функционально-семиотический, -составляют более широкое понятие - «семиотический подход». В рамках семиотического подхода в изучаемом или исследуемом объекте принято выделять те аспекты, которые так или иначе связаны со знаками.

Априори можно предположить, что семиотический подход обеспечит успешность информационной деятельности всех субъектов образовательного процесса. Насколько адекватно выбрано знаковое представление смысла (адекватность терминологического аппарата при публичном выступлении), насколько точно он передается с помощью различных образов (схем, графов), формул или других моделей, насколько они легко интерпретируются аудиторией, настолько успешно будет решена задача передачи смысла.

Прогнозируемая сложность реализации такого подхода при подготовке информационного продукта, в том числе продукта инфографики, для педагога состоит в необходимости одновременного формирования у обучающихся технологических навыков (определяющих уровень владения инструментальными средствами) и навыков критического анализа информационного ресурса с позиции его семиотической емкости и адекватности. Решение данной проблемы невозможно без соответствующей технологической и методической подготовки субъектов образовательного процесса к активному использованию данного подхода при создании и подготовке продуктов инфографики. Таким образом, развитие определенного уровня компетенции в области визуального оформления контента позволит выпускнику вуза подготовить обучающихся к эффективной работе с визуальной составляющей любого продукта. Достижение определенного уровня возможно с учетом следующих составляющих:

- знания особенностей работы в условиях мультимедийной среды, методов и технологии подготовки продукта инфографики в разных знаковых системах (видео-, фото-, графика);

- овладения способами создания простейших дизайн-объектов для полиграфии и электронной информационной среды;

- ориентации в современных тенденциях дизайна и инфографики;

- формирования системы знаний, умений и навыков в сфере дизайна и инфографики;

- умения готовить материал с использованием различных знаковых систем в зависимости от типа ресурса и его содержания, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах

- печатных, онлайновых, мобильных;

- умения лаконично и эргономично визуализировать материал с помощью знаково-символических структур, выбранных адекватно содержанию.

Говоря об инфографике как способе визуализации информации, можно провести следующую классификацию объектов визуализации, с которыми так или иначе имеет дело педагог в своей профессиональной деятельности, с точки зрения исходного материала для его организации и, в свою очередь, получаемого на этом основании образовательного эффекта [3]:

- визуализация данных - базовый уровень, помогающий представить ряд данных, с целью его дальнейшего прочтения (например, переработка массива данных в диаграммы, позволяющая выделить какие-либо закономерности);

- визуализация информации, которая помогает создать картину события, соединять различные факты в историю и проводить их интерпретацию;

- визуализация опыта, идей и мнений, высшая ступень в данной иерархии, когда знание в чистом виде необходимо облачить не в словесную, а в графическую форму.

Прохождение каждой из предложенных в данной классификации ступеней визуализации приводит к накоплению определенного опыта знаково-символической деятельности, формированию навыка ее организации и проведения. Важно помнить, что в рамках данного процесса важна результативность семиозиса, которая связывается с адекватностью выбранного способа передачи

информации и прозрачностью кода (насколько соответствующие означающие доступны восприятию получателя). А это значит, что будущие педагоги, в первую очередь, должны не только научиться эффективно воспринимать новую информацию и проводить ее поиск, но и тщательно, взвешенно и критично ее исследовать с целью дальнейшего представления этой информации в адекватной графической форме.

Заметим, работа самого студента над продуктом инфографики позволяет задействовать все уровни его мышления, позволяя проводить аналитическую деятельность и смысловое чтение, синтез и оценку представляемого в визуальной форме материала, обеспечивая его запоминание и воспроизведение. Рассматривая инфографику через призму таксономии Блума, можно утверждать, что это мощный и эффективный инструмент визуализации смысла и логики предложенного к рассмотрению и изучению материала, сфера применения которого достаточно широка.

Семиотическая насыщенность продукта инфографики как результат интеллектуальной деятельности может стать показателем ключевой компетентности будущего специалиста. При этом степень обобщенности заместителей, используемых для представления структурированного знания, с одной стороны, бесспорно, соответствует степени обобщенности мыслительных операций, с другой - уровню владения инструментальными средствами их представления.

Оценка эффективности использования семиотического подхода при создании продуктов инфографики возможна лишь при наличии четких критериев, которые, в свою очередь, будут уникальными и специфичными для каждого из подготовленных продуктов. Говорить об успешности реализации данного подхода в процессе визуализации информации, можно лишь в том случае, если студент:

- выстраивает внутри продукта стройную и понятную знаково-символическую структуру, соответствующую проблематике задания;

- осуществляет грамотный и адекватный выбор знаков и символов для обозначения понятий в продукте инфографики;

- конструирует внутри продукта знаково-символическую модель рассматриваемых явлений и процессов, отличающуюся логикой и полнотой;

- корректно, лаконично, но в то же время содержательно отбирает выразительные средства для характеристики рассматриваемых в продукте понятий и явлений;

- учитывает психологические особенностей восприятия информации потенциальными интерпретаторами;

- владеет средствами информационно-коммуникационных технологий для подготовки эргономичного продукта инфографики;

- использует выразительные средства для наиболее полного и эффективного представления информации по предлагаемой тематике;

- использует код, прозрачный для потенциального интерпретатора;

- преобразует и интерпретирует знаково-символические структуры на естественный язык.

В современном мире процесс знакообразования и создания символов происходит непрерывно, процесс этот насыщен и интенсивен. Методы семиотики позволяют выработать общие, характерные для данного этапа, принципы и закономерности при определении отношений знака и означаемого, между знаками и символами внутри одной или различных систем.

Таким образом, очевидно, что семиотический подход позволяет пользователю [4]:

1) при восприятии информации:

- глубже понять природу информационного объекта;

- оценить его информативную ценность и семиотическую насыщенность;

- оценить адекватность формы объекта и его содержания;

- установить логико-семантические и ассоциативные связи для более осознанного восприятия информации;

- осуществлять перевод на вербальный уровень информации, представленной невербальными средствами (с помощью геометрических фигур, рисунков, фотографий, диаграмм и др.);

2) при коммуникации:

- реализовать возможности семиозиса при передаче информации с помощью средств информационно-коммуникационных технологий;

- выбрать наиболее адекватную семиотическую систему передачи информации и т.п.

3) при конструировании нового информационного объекта:

- найти наиболее выразительные формы и средства его представления;

- использовать преимущества знаковой основы для наиболее адекватного соответствия содержанию представленной информации;

- интерпретировать с помощью адекватных моделей визуальных феноменов вербальную информацию;

- с помощью совокупности приемов и методов образного представления информации инициировать познавательную деятельность адресата и т.п.

Таким образом, методы семиотики, используемые

в процессе визуализации информации и подготовки продуктов инфографики, могут обеспечить результативность процесса обучения и повысить его эффективность. Овладение будущими педагогами приемами знаково-символического моделирования на данном этапе развития системы образования становится действенным инструментом формирования у них профессиональной компетенции в области визуализации информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 50 Elements That Make Infographics Successful. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.koo-zai.com/blog/search-marketing/seo-resources/elements-of-a-popular-infographic/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588_

3. Три уровня визуализации: данных, информации, знания. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// infographer.ru/3dimentions/

4. О.Ф. Брыксина «О семиотическом подходе к изучению программных средств базовых информационнокоммуникационных технологий». Знак, человек, смысл. Спб.: ООО «Книжный дом», 2008. С. 219-245.

© 2013

SEMIOTICS AS A METHODOLOGICAL BASIS OF INFOGRAPHICS

M.V. Bayganova, senior lecturer of the department of «Information and communication

technologies in education»

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article deals with the specific character and importance of the sign and symbol activity during the rendering data process in the context of the implementation new educational standards. It also describes the forms of realization of the semiotic approach to the preparation of infographic’s product.

Keywords: infographics, semiotics, semiotic approach; sign and symbol activity; meta subject results of educational activities.

УДК 303.442.4

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

© 2013

А.М. Байрамов, доцент, зав.кафедрой философии

Азербайджанский государственный аграрный университет, Гянджа (Азербайджан)

Аннотация: Развитие наук, в том числе и гуманитарных, идет в рамках традиционных мировоззренческих представлений о себе и о мире, которые являются прерогативой философии и религии. Философия как наука всегда способствовала консолидации вокруг себя всего комплекса гуманитарных и социальных наук. В современной науке этот процесс имеет ряд особенностей, которые можно показать в виде определенных тенденций.

Ключевые слова: философия, гуманитарные науки, социальные науки, тенденции развития.

Введение. Содержание предметной области философии таково, что многие социальные и гуманитарные науки развиваются здесь в сопредельных, пограничных областях. Отсюда - появление проблем комплексного, многопланового характера, решение которых возможно при усилиях многих разнопрофильных специалистов. Конечная причина же в самом человеке: являясь совершенным созданием, с универсальным подходом к анализу окружающего мира, мы используем в комплексе знания об этом мире, без предварительного разделения его на отдельные самостоятельные части.

В последнее время исследователи стали все чаще объединять свои усилия по решению ряда вопросов, связанных с гуманитарным содержанием нашего бытия, и это не случайно: тенденция к системному рассмотрению вопросов человеческого бытия общегуманитарного содержания сформировалась уже в период Возрождения в Западной Европе. Именно здесь во всем своем величии встала проблема человека, отодвинув ее религиозно-социальный образ и характеристику. До сегодняшнего дня вопрос положения человека в мире, обретая все новые черты в связи с растущей взаимозависимостью и экологической деградацией, стоит в центре внимания современной науки и практики.

Рассмотрим современное понимание проблемы вза-

имоотношения философии и комплекса гуманитарных наук. Прежде всего, бросается в глаза усилившееся внимание к ней, что видно из диспутов и дискуссий, разворачивающихся на встречах ученых как за круглым столом в редакциях научных журналов, так и на конференциях, а также в программных статьях ведущих ученых-обществоведов различных регионов мира [1-6]. Важен вопрос различения философского и гуманитарного знания с точки зрения способа познания. Известно, что «в процессе исторического развития философского знания имело место смещение исследовательского интереса в рассмотрении различных проявлений бытия. Если для классической философии этот интерес аккумулировался преимущественно в плоскости философского изучения природы и соответствующих ей форм бытия и их познания, то в постклассической философии в качестве центральной онтологической проблемы выступает бытие человека и его духовный опыт» [8].

С точки зрения философии науки имеются два способа интерпретации знаний, или, как пишет Микешина Л.А., две традиции: логико-методологическая и экзистенциально-антропологическая традиции истины [7, с.161]. Таким образом, социально-гуманитарные науки и философия могут быть представлены как определенные типы знания и познавательной деятельности, хотя и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.