Научная статья на тему 'Семейный клуб - социальная площадка в семейном воспитании и укреплении детско-родительских отношений'

Семейный клуб - социальная площадка в семейном воспитании и укреплении детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
235
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филиппова О. Ю.

В докладе представлен опыт работы Центра развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) с многодетными семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейный клуб - социальная площадка в семейном воспитании и укреплении детско-родительских отношений»

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ - СОЦИАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

© Филиппова О.Ю.*

Центр развития творчества детей и юношества, г. Нерюнгри

В докладе представлен опыт работы Центра развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) с многодетными семьями.

Семейные отношения, на современном этапе развития общества, претерпевают ряд изменений таких, как:

- социально-экономические проблемы общества, ведущие к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей;

- рост социально-психологической тревожности, усталости;

- перераспределение материально-экономических функций внутри семьи;

- личностные проблемы родителей - усталость, психическое и физическое перенапряжение;

- тревога в связи со снижением безопасности жизни;

- рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствием понимания;

- событийные кризисы, глобальные проблемы, определяющими развитие взрослых и детей (эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы и др.).

Воспитание детей в семье не мыслиться без участия специалистов в психолого-педагогической области.

Данные тенденции в жизни общества нельзя оставлять без внимания. Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, как работа с семьей, ее принципов, целей, содержания, форм и методов.

Приведенные ниже сведения относятся к конкретной местности, в целом они не сильно отличаются от состояния по Республике Саха (Якутия) и России в целом. По данным Управления образования г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия), на конец 2009 года, в образовательных учреждениях Нерюнгринского района всего 8444 семьи обучающихся. Из них:

- 1524 малообеспеченные семьи, нуждающиеся в помощи не только материальной, но и зачастую в психолого-педагогической;

* Педагог дополнительного образования.

182

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

- 2270 неполных, из них 2171 - воспитывает мать и 99 - отец;

- 1524 малообеспеченных семей; 433 безработных; 202 асоциальных семей, состоящих на различных видах учета;

- 675 многодетных семей, из них социально активными в 2009-2010 учебном году проявили себя 3 %, но и этого достаточно на первоначальном этапе развития семейного направления.

Создание семейного клуба является необходимой социальной площадкой на пути решения проблем в семейном воспитании, укрепления детско-родительских отношений. Участие членов семьи в мероприятиях клуба способствует возникновению желания и умения общаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций.

Семейный клуб «ЛАД» организован в сентябре 2009 года на базе Центра развития творчества детей и юношества в г. Нерюнгри. Девизом клуба стал лозунг: «ЛАД в семье гармония в душе».

Целью нашей работы является создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье. Поставленную цель достигали через решение следующих задач:

- изучение интересов и потребностей детей и родителей из многодетных семей г. Нерюнгри;

- привлечение детей и родителей к активной внешкольной деятельности в условиях ЦРТДиЮ;

- изучение и распространение положительного опыта многодетных семей;

- оказание помощи в установлении детско-родительских отношений через работу социально-психологической службы ЦРТДиЮ;

- привлечение общественности Нерюнгринского района к проблемам семьи и детства;

- организация диалога семейных клубов Нерюнгринского района.

В сентябре 2009 года состоялось организационное собрание многодетных и малообеспеченных семей, где был проведен опрос и выявлен ряд вопросов, интересующих родителей Нерюнгринского района:

- 44 % опрошенных, выразили желание о повышении правовой грамотности многодетных и малообеспеченных семей;

- 35 % заинтересованы в проведении совместного досуга детей и родителей;

- 31 % нуждаются в психолого-педагогической помощи.

На основе полученных данных, был сформирован план работы семейного клуба «ЛАД» на 2009-2010 учебный год.

В течение года для родителей проводились пресс-конференции и индивидуальные консультации с представителями социальной защиты и депутатами Нерюнгринского района, по теме: «Права многодетных и мало-

обеспеченных семей в Нерюнгринском районе». Родители получили ответы на интересующие их вопросы.

Для детей и родителей были организованы тематические заседания клуба, посвященные: Дню Матери РС (Я); в январе - Рождественские встречи, где в теплой дружественной атмосфере, дети встретились с представителем Русской православной церкви; дню Защитника Отечества; семейные соревнования «Папа, мама, ты и я - вместе дружная семья!», посвященные Дню Республики Саха (Якутия); 65-летию Победы в ВОВ (на встрече прошла общественная акция «Георгиевская ленточка»).

Заинтересованные родители присутствовали на встречах с психологической службой центра, по теме: «Коррекция детско-родительских отношений в семье», где все участвовавшие семьи записались на индивидуальные консультации и тренинговые занятия.

С ребятами из клуба приняли участие: в Республиканском конкурсе детского творчества «Мы разные - мы равные». Конкурс направлен на развитие толерантности детей. А так же в Республиканском заочном конкурсе социальной рекламы «Новое пространство России» в номинации «Моя дружная семья».

С целью распространения положительного семейного опыта Нерюн-гринского района, совместно с детской телестудией «Пирамида», появилась постоянная телерубрика «Островки надежды».

Политика семейного клуба ориентирована на сотрудничество с другими семейными клубами Нерюнгринского района. Так проведены серия совместных заседаний и семейные соревнования «Папа, мама, ты и я -вместе дружная семья!», посвященных Дню Республики Саха (Якутия).

Таким образом:

- за время работы 13 % многодетных родителей были задействованы в деятельности семейного клуба «Лад»;

- 12 семей получили психолого-педагогическое сопровождение по коррекции детско-родительских отношений;

- 63 % детей из данной категории был определен образовательный маршрут, в результате которого они записывались в творческие объединения ЦРТДиЮ и различные секции, кружки других учреждений г. Нерюнгри.

Психолого-педагогические проблемы, как правило, начинаются на ранней стадии развития семейных отношений. Молодые люди, вступившие в брак, не обладают правовыми, психологическими, педагогическими знаниями для установления ровных, гармоничных взаимоотношений.

Семейный клуб «ЛАД» создан для многодетных семей, но в процессе деятельности, были привлечены и задействованы семьи из различных социальных категорий. Таким образом, в перспективе предусматривается развитие работы клуба по нескольким направлениям:

184

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

1. клуб молодых семей от 0 до 5 лет, где ставится целью укрепление семейных ценностей, повышение статуса полных семей по возрождению родительства;

2. клуб родителей воспитывающих детей без второго супруга;

3. клуб пожилых родителей, целью которого является выявление активной категории граждан пенсионного возраста, желающих участвовать в общественной жизни района.

В заключение хочется привести слова одной многодетной мамы: «Представьте, что Вы просыпаетесь рано утром, а ваш ребенок, еще теплый и мягкий после сна, обнимает Вас своими пухленькими ручонками, целует, прижимается к Вам, и всячески радуется тому, что Вы у него есть. Представили? А теперь умножьте эту радость на количество Ваших детей!» [1].

Список литературы:

1. Устименко Л.А., Большая семья - большая радость [Электронный ресурс]. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2009. - Режим доступа: www. edu.1 september.ru.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© Фоменко O.E.*

Центр информационных технологий, г. Нерюнгри

В статье рассмотрены основные подходы к реализации научно-методического сопровождения молодых педагогов на уровне деятельности муниципальной методической службы: определены векторы реализации научно-методической поддержки молодых специалистов.

Процессы модернизации современного образовательного пространства ориентируют современную образовательную систему на поиск и создание адекватных и эффективных условий развития личности на каждом этапе обучения (независимо от типа, уровня образовательного учреждения, формы получения образования и т.п.), в числе которых педагогические технологии, соответствующие современным тенденциям развития образовательного пространства, и дидактический инструментарий органи-

* Заместитель директора, кандидат филологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.