Семейные ценности в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» FAMILY VALUES IN A.S.PUSHKIN’S “THE CAPTAIN’S DAUGHTER” Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

Научная статья на тему 'Семейные ценности в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»' по специальности 'Литература. Литературоведение. Устное народное творчество' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 17 — Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
  • ВАК РФ: 10.01.00
  • УДK: 82
  • Указанные автором: УДК:821.161.1

Статистика по статье
  • 5213
    читатели
  • 187
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 3
    соц.сети

Ключевые слова
  • СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
  • ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ УКЛАД
  • ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ИДЕАЛ СЕМЬИ
  • ВОСПИТАНИЕ
  • FAMILY VALUES
  • CHRISTIAN IDEAL OF FAMILY
  • UPBRINGING
  • PATRIARCHAL WAY OF LIFE

Аннотация
научной статьи
по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Комар Н. Г.

Анализируются ценностные ориентации персонажей романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», связанные с христианским идеалом семьи. Рассматриваются образы семей Гриневых, Мироновых и нарождающейся семьи Петра Гринева и Маши Мироновой. Особое внимание обращено на один из ведущих мотивов произведения мотив воспитания. Утверждается родственность образов семьи в романе христианскому идеалу семьи. В связи с этим предметом исследования становятся взаимоотношения в семьях Мироновых, Гриневых, Петра Гринева и Маши Мироновой. Особенно подробно рассматривается образ Савельича, а также образы Бопре и Зурина. Выявлен аспект противопоставления истинных воспитателей Петра Гринева и лжеучителей. В заключение делается вывод об укорененности ценностных ориентаций персонажей романа «Капитанская дочка» в традиции древнерусской словесности.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 10.01.00, author — Komar N. G.

The current paper analyzes value orientations of the characters in the novel by A.S.Pushkin “The Captain’s Daughter”, connected with the Christian ideal of family. We consider the family images of the Grinyovs, the Mironovs and also the emerging family of Peter Grinyov and Masha Mironova. A particular attention is drawn to one of the leading motifs of the novel upbringing. The image of family in the novel is similar to the Christian ideal of family. In this regard, relationships in the Mironovs, the Grinyovs and in Peter Grinyov and Masha Mironova’s family are studied. Special emphasis is placed upon the image of Savelyich, and also on the images of Beaupré and Zurin. The contrast of true and false Peter Grinyov’s teachers is shown. The author reaches the conclusion that value orientations of the characters are integrated in the text of the novel in the traditions of the Old Russian literature.

Научная статья по специальности "Литература. Литературоведение. Устное народное творчество" из научного журнала "Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого", Комар Н. Г.

 
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Семейные ценности в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»". Научная статья по специальности "Литература. Литературоведение. Устное народное творчество"

УДК 821.161.1
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В РОМАНЕ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Н.Г.Комар
FAMILY VALUES IN A.S.PUSHKIN'S "THE CAPTAIN'S DAUGHTER"
N.G.Komar
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Bellenkaja@eandex.ru
Анализируются ценностные ориентации персонажей романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», связанные с христианским идеалом семьи. Рассматриваются образы семей Гриневых, Мироновых и нарождающейся семьи Петра Гринева и Маши Мироновой. Особое внимание обращено на один из ведущих мотивов произведения — мотив воспитания. Утверждается родственность образов семьи в романе христианскому идеалу семьи. В связи с этим предметом исследования становятся взаимоотношения в семьях Мироновых, Гриневых, Петра Гринева и Маши Мироновой. Особенно подробно рассматривается образ Савельича, а также образы Бопре и Зурина. Выявлен аспект противопоставления истинных воспитателей Петра Гринева и лжеучителей. В заключение делается вывод об укорененности ценностных ориентаций персонажей романа «Капитанская дочка» в традиции древнерусской словесности.
Ключевые слова: семейные ценности, патриархальный уклад, Евангельский идеал семьи, воспитание
The current paper analyzes value orientations of the characters in the novel by A.S.Pushkin "The Captain's Daughter", connected with the Christian ideal of family. We consider the family images of the Grinyovs, the Mironovs and also the emerging family of Peter Grinyov and Masha Mironova. A particular attention is drawn to one of the leading motifs of the novel — upbringing. The image of family in the novel is similar to the Christian ideal of family. In this regard, relationships in the Mironovs, the Grinyovs and in Peter Grinyov and Masha Mironova's family are studied. Special emphasis is placed upon the image of Savelyich, and also on the images of Beaupré and Zurin. The contrast of true and false Peter Grinyov's teachers is shown. The author reaches the conclusion that value orientations of the characters are integrated in the text of the novel in the traditions of the Old Russian literature. Keywords: family values, patriarchal way of life, Christian ideal of family, upbringing
Проблема семьи, семейные ценности, поиск идеала — всё это серьёзно волновало А. С.Пушкина на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы. Данная тема и связанные с ней проблемы являются доминирующими в его последнем романе «Капитанская дочка», ставшем итогом его творчества. А.Н.Ужанков справедливо назвал это произведение «духовным завещанием писателя будущим поколениям» [1].
Интересен роман Пушкина ещё и тем, что, в отличие от остальных произведений, где в основном показаны отклонения от нормальной счастливой любящей семьи, в «Капитанской дочке» автор приблизился к изображению христианского идеала семейной жизни.
Можно вспомнить, что ещё в третьей главе романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкин указывает на возможность создания прозаического произведения, посвященного «преданьям русского семейства»: Быть может, волею небес, Я перестану быть поэтом <.. .> Унижусь до смиренной прозы; Тогда роман на старый лад Займет веселый мой закат. Не муки тайные злодейства Я грозно в нем изображу, Но просто вам перескажу Преданья русского семейства, Любви пленительные сны Да нравы нашей старины.
Очевидно, у писателя уже давно появился за-
мысел «семейной прозы», и для нас важна его установка на русскую старину, исконно русские, то есть православные традиции.
О том, что тема семьи важнейшая в романе, свидетельствуют и название, и большинство эпиграфов. Русская народная пословица «Береги честь смолоду», вынесенная в качестве эпиграфа к произведению, в дальнейшем оказывается наказом Андрея Петровича Гринёва своему сыну. Заметим, что наказ от родителей получают и Петр Гринев, и Маша Миронова, тогда как современное поколение часто называют поколением ненаказанных детей, то есть не получивших наказ от родителей. Таким образом, с темой семьи у Пушкина неразрывно связана и тема семейного воспитания.
В романе показаны семьи Гриневых и Мироновых, а также нарождающаяся семья Петра Андреевича и Марии Ивановны.
Сначала рассмотрим семью Гриневых. Эта семья с патриархальным укладом: глава семьи — Андрей Петрович Гринёв, человек военный, премьер-майор в отставке, верой и правдой послуживший родине. Он отличается строгим и решительным характером: «Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение» (2, 533) [2]. И сына Андрей Петрович воспитал в патриархальных традициях сыновнего послушания: «Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем. Но спорить было нечего» (2, 534).
Несмотря на то, что Петруша — единственный выживший ребенок в семье, отец дорожит не столько его жизнью самой по себе, сколько его честностью, верностью отчеству и т.д. Показательно, что воспитывает отец сына не столько словами, сколько личным примером — своими поступками, его слова не расходятся с делом. Выбор службы для сына тоже понятен и обоснован: «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон» (2, 533).
Вполне традиционна для патриархальной семьи и роль матери. Она не принимает самостоятельно решений, во всём советуется с мужем. Например, по поводу коровницы Акульки, которую соблазнил месье Бопре, сказано: «Матушка шутить этим не любила и пожаловалась батюшке» (2, 532), после чего участь Бопре была решена. Авдотья Васильевна, мать Петруши, кроткая, но не бездейственная. Так, например, она и не мыслит перечить мужу, но, однако, прячет от него Придворный календарь, который вызывает у Андрея Петровича «удивительное волнение желчи». Данный пример свидетельствует о том, что она бережет мир и спокойствие в семье, заботится о близких. Так, когда Гринёвы узнали об обвинении сына в предательстве: «Испуганная его [Петра Андреевича Гринёва — Н.Г.] отчаянием матушка не смела при нем плакать и старалась возвратить ему бодрость, говоря о неверности молвы, о шаткости людского мнения» (2, 603). Особая роль в произведении, как уже упоминалось, отводится родительскому благословению и наказу. О наказе отца по поводу чести, которую надо беречь смолоду, и службы, думаем, распространяться не следует, об этом часто упоминается в исследованиях. Наказ же матери заключается в бережном отношении к здоровью (2, 534).
Сюжет воспитания Петра неразрывно связан с образом слуги Савельича — «дядьки» ребенка. Для писателя важно, что Савельич придерживается исконно русских традиций (прежде всего выучил Пет-рушу русской грамоте), он трезвого поведения, всей душой предан семье Гринёвых, а Петрушу любит, как собственного сына, даже не раз рискует своей жизнью из-за него. Родители полностью доверяют своему слуге. Пушкин изображает Савельича как мудрого и проницательного человека, правильно и достойно исполняющего порученное ему дело воспитания «дитяти». Он умеет доверять своему подопечному и не нарушает свободы ребенка. С другой стороны, когда Петр попирает истину словом или делом, Савельич высказывает воспитаннику нелицеприятную правду. Слова слуги действенны, так как сопряжены с глубокой любовью и с тем, что его поступки, как и у Петра Андреевича Гринёва, не расходятся с делом, он живёт по совести. Гринёв постоянно чувствует любовь Архипа Савельева, видит его благочестивую жизнь, на преданность дядьки и он отзывается любовью. Гринёв ни один раз в произведении просит у него прощения: сначала, когда проиграл 100 рублей и напрасно обидел Савельича, затем, после того, как подумал, что Савельич сообщил родителям о дуэли. Удивительные слова мы слышим в ответ на просьбу Гринёва
простить: «Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват» (2, 537). Савельич обладает всеми непременными качествами хорошего воспитателя: ответственностью, умением заботиться, умением любить, состраданием, снисходительностью, строгостью и т.д.
Вспомним и о письме другу, под начало которого он отправляет служить своего сына: в нем нет ни слова о карьере и щадящих условиях службы. Напротив, речь идет о серьёзном отношении к делу службы и заботе о достойном воспитании сына. И слова генерала, боевого товарища Андрея Петровича, показательны: «Завтра же поезжай в Белогорскую крепость, где ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека. Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине. В Оренбурге делать тебе нечего; рассеяние вредно молодому человеку» (2, 542). Пушкин показывает, что генерал также отнесся к сыну сослуживца по-отечески, то есть в его лице Гринев-младший встречает заботливого и строгого воспитателя.
Кроме истинных учителей, Петруше попадаются и лжеучителя. Один из них — месье Бопре. Это француз-парикмахер (здесь звучит горькая ирония: наших детей учат и воспитывают такие несведущие, безнравственные люди — весь абсурд в том, что, как пишет Пушкин, Бопре приехал в Россию, чтобы стать учителем, «не очень понимая значение этого слова» (2, 532). Иностранному «воспитанию», начала которого включают в себя пьянство, гедонизм, распутство, корысть и т.д., автор противопоставляет русское воспитание, основанное на трезвости, целомудрии, любви, ответственности и т.д. В России была мода на все иностранное, в том числе и мода на воспитателей-иностранцев. Не избежали этого увлечения, как мы видим, и Гриневы. Однако как только Андрей Петрович узнает о пьянстве и развратном поведении француза, он тут же изгоняет «горе-воспитателя». Пушкин, следует отметить, подчёркивает, что француз практически не успел повлиять на Петра Гринёва (кроме как научил его фехтованию).
Ещё одним лжеучителем является Зурин. Не случайно и Бопре, и Зурин несколько раз с иронией названы Пушкиным именно учителями: автор тем самым показывает опасность общения с ними неут-верждённого молодого человека. Мы помним, какой «армейской» жизни при первой встрече пытался научить Зурин Петрушу; вторая встреча также не обошлась без «наставлений»: «Все это, брат, хорошо; одно не хорошо: зачем тебя черт несет жениться? Я, честный офицер, не захочу тебя обманывать: поверь же ты мне, что женитьба блажь. Ну, возиться с женою да нянчиться с ребятишками? Эй, плюнь» (2, 597). И далее он объясняет, как Гринёву можно легко избавиться от Маши. Лжеучителем является и Швабрин — под его влиянием Пётр начал заниматься французской литературой, переводами, кроме того, Швабрин постоянно сообщает Гринёву искаженный взгляд на окружающих людей и события. На примере Гринёва Пушкин показывает, что на молодого человека влияют все, с кем он сталкивается на жизненном пути, всё накладывает отпечаток, и, если у него ещё не сформировано правильное мировоззрение, нет нравствен-
ного хребта, нет рядом хорошего воспитателя такого, как Савельич, он может легко погибнуть.
Теперь рассмотрим уклад семьи Мироновых. С одной стороны, он противоречит Домострою: «Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию». «Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком» (2, 547). Однако такой уклад ни сколько не противоречит Евангелию. Её решительный и властный характер вполне согласуется с мягким, беспечным, нерешительным характером Ивана Кузьмича (он, как пишет Пушкин, перед взятием крепости, может быть, единственный раз в жизни настоял, чтобы Машу отправили к попадье), а чаще всего Иван Кузьмич «не знал, на что решиться» (2, 551). Но, как только начались военные действия, командование крепостью полностью перешло к капитану. Важно иметь в виду, что Василиса Егоровна исходит из Евангельского идеала семьи: она себя воспринимает не самодостаточной индивидуальностью, а частью мужа: «Да разве муж и жена не един дух и едина плоть?» (2, 551), — так восклицает она на упрёк Швабрина при аресте дуэлянтов. И наконец, всю свою власть она направляет не на себя (не на удовлетворение своих эгоистичных, корыстных интересов), ни на тиранию (в отличие, например, от матери Татьяны Лариной): Открытие большое вскоре Ее утешило совсем: Она меж делом и досугом Открыла тайну, как супругом Самодержавно управлять, И все тогда пошло на стать. Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь — Все это мужа не спросясь (2, 40). Василиса Егоровна живёт в согласии и любви с мужем, готова разделить с ним одну участь, живёт для ближних. Пушкин подчёркивает её положительные качества: упование на Бога, доброту, жертвенность, ответственность, заботу, решительность. Она проницательна, даёт истинные определения многим явлениям (не дуэль, а смертоубийство), и людям (оценка Швабрина — «и в Господа Бога не верует»), не использует своё начальственное положение, что сказалось при поселении Гринёва (не селит к Ивану Полежаеву). И благодаря всему этому Петр сразу почувствовал себя в Белогорской крепости, как дома, родным и близким. Старый инвалид встретил его со словами: «Войди батюшка <...> в наши дома» (2, 544). Семья Мироновых всегда всех принимала радушно (это тот идеал соборности, о котором так мечтал Н.В.Гоголь).
Очень часто Василиса Егоровна выступает в романе в роли примирительницы: например, к ней пришел советоваться Иван Игнатьич, как поступить с подравшимися Прохоровым и Устиньей. Она гово-
рит: «Разбери <...> кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи» (2, 545). И этот миротворческий уклад царит в богоспасаемой, по выражению Пушкина, крепости. Так, когда Гринёв просит Ивана Игнатьича быть секундантом на дуэли, тот, видя истинную суть вещей, говорит: ты хочешь убить человека и еще меня же свидетелем сделать — вы там подеритесь «и разойдитесь; а мы вас уж помирим», а дуэль — это «злодейство, противное казенному интересу» (2, 549).
Пушкин обращает внимание читателя на то, что Василису Егоровну все окружающие слушаются добровольно и с радостью, так как она не ищет собственной выгоды, а служит людям. Вспоминаются Евангельские слова: «Кто хочет стать великим среди вас, должен быть вам слугой» (Мф. 20:26). Все её распоряжения наполнены заботами и мудростью (при этом автор не идеализирует своих персонажей, это не жития святых: у положительных персонажей романа есть свои слабости, например, он с юмором показывает болтливость Василисы Егоровны).
Семья Мироновых, если ее сравнивать с семьей Гриневых, более религиозна. Веру в Бога Маша усвоила в родительском доме — это основа её жизни, истинная причина, как показывает Пушкин, стойкости и храбрости ее характера. Мы видим, что наказ отца Маши: «Молись Богу: Он тебя не оставит», — более духовный, высокий, чем наказ отца Гринёва, а следовательно, более жизненный, так как сберечь честь смолоду не удалось Петруше. Наказы Андрея Петровича похожи на ветхозаветные заповеди, которые сами по себе не могут уберечь от греха, что мы и видим в судьбе Петра. Через упование на Бога Маша во многом оказалась мудрее и рассудительнее Гринёва, она не совершила ни одного опрометчивого поступка — не случайно в письме императрицы содержатся «похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова» (2, 607). Вспомним, её слова императрице: «Я приехала просить милости, а не правосудия» (2, 605), так как с точки зрения правосудия Пётр действительно виноват. Это, по истине, мудрая оценка ситуации.
Маша воспитана в почтении и любви к родителям, в нестяжательности: её комната — это «смиренная девическая келья» (Пушкин, 2, 570), письмо к Гринёву также характеризует её самым лучшим образом, она не дерзает преступить отказ в родительском благословении со стороны родителей Петра, то есть не преследует своей воли и корысти. В доме Гринёвых её полюбили, и там девушка вела себя благоразумно: несмотря на все переживания, она молчала, «ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию» (2, 603). Маша чуткая, проницательная, нелюбопытная (уехала, не посмотрев Петербурга), нетщеславная (ничего не рассказала Анне Власьевне). Не случайно Савельич констатирует: «такой невесте не надобно приданного» (2, 598). То есть истинное приданое девушки, по мнению Пушкина, — все эти внутренние качества.
Кроме двух семей, Пушкин показывает отношения будущих супругов — Маши Мироновой и Петра Гринёва. Известно, что добрачный период — это важнейший этап в формировании будущей семьи. Здесь автор не обращает внимания на внешность —
женская красота для Пушкина не играет роли, это проявилось еще в романе «Евгений Онегин». В данном произведении главный герой перед встречей с будущей возлюбленной вообще предубеждён насчёт неё. Не удивительно, что вначале она ему не понравилась, однако он пожалел девушку и переменил разговор, когда Василиса Егоровна затронула щепетильную для Маши тему замужества.
В изображении отношений Петра Андреевича и Марии Ивановны просматривается главная черта — направленность героев не на развитие чувства, а на создание семьи, хотя вначале Петр поддаётся чувству и пытается уговорить Машу на замужество без благословения. Ориентированность на семью подразумевает у Пушкина духовный смысл — установка на спасение души человека. Сотериологический аспект проявляется и через согласие родителей на брак детей, так как через родительское благословение усматривается воля Божия. С другой стороны, родители имеют жизненный опыт, хорошо знают характер и другие особенности своих детей, лучше разбираются в людях и именно они могут помочь в выборе или предотвратить ошибку.
Каковы же отношения между Машей и Гринёвым? Они основаны на чистоте, потому что только при этом условии молодые люди могут разобраться в отношениях друг к другу. При нецеломудренных отношениях повреждается взгляд на всё, и люди уже не способны трезво оценивать ни свои, ни чужие поступки. При такой повреждённости невозможно любить по-настоящему, и, следовательно, по-настоящему быть счастливыми (что очень хорошо показали многие русские писатели — М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и др.).
Разницу между настоящей любовью и страстью Пушкин раскрывает путем противопоставления образов Гринева и Швабрина. В характере Гринева заметна такая черта, как уважение к родителям (он даже виселице поклонился), герой способен доверять (он не был развращен, поэтому не верит клевете Швабрина и не допускает даже тени сомнения в Маше). Швабрин, напротив, презрительно отзывается о
родителях девушки. Особенно ярко полярность нравственных устоев Гринева и Швабрина проявляется, когда они оба попадают в схожую ситуацию: Маша обоим отказывает в замужестве. Швабрин озлобляется, продолжает преследовать её; он настолько сосредоточен на своих желаниях, что о чувствах Маши к себе даже не задумывается. Гринев же уважает решение возлюбленной и смиряется с ним, хотя испытывает тяжёлые мучения: «Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или ударится в распутство» (2, 558).
Важно и то, что автор проводит своих героев через многие испытания, в которых они приобретают терпение. Особенно Маша научена родителями терпеть, а через неё и Гринёв учится смиряться, молиться, уповать на Бога). К ним применимы Евангельские слова: «Претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).
В заключение следует отметить, что «преданья русского семейства», изображенные в романе, соответствуют христианскому идеалу семьи и сближают последнее произведение Пушкина с памятниками древнерусской словесности.
1. Ужанков А.Н. Капитанская дочка. Ч. 1 // Национальный образовательный телевизионный канал «Просвещение». Опубликовано: 11.12.2012. URL: http://www.youtube.com/watch?v=iSFSuSSxGl0.
2. Сочинения А.С.Пушкина цитируются по: Пушкин А.С. Избранные сочинения: В 2 т. М.: Художественная литература, 1978. Т. 2. Страницы по этому изданию указываются в круглых скобках после выдержек.
References
1. Uzhankov A.N. Kapitanskaya dochka, part 1. National educational TV-channel "Enlightenment". Published: 11.12.2012. Available at: http://www.youtube.com/ watch?v=iSFSuSSxGl0.
2. Pushkin A.S. Sel. works in 2 vols. Moscow, Khudoz-hestvennaya literatura Publ., 1978, vol. 2. Future references to this edition are in rounded parentheses indexing page.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх