Научная статья на тему 'Семейные традиции в России и Гане: рождение ребенка'

Семейные традиции в России и Гане: рождение ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1056
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гана / Россия / рождение ребенка / демографическая ситуация / ритуалы / общество / Ghana / Russia / childbirth / demographics / rituals / society

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чайбок-тверефу Ильдико, Дзядык Юрий Иванович

Статья посвящена традициям, связанным с рождением ребенка в России и Гане. Представлены некоторые демографические данные; сравнены условия протекания беременности женщин; описаны ритуалы, соблюдаемые до и после рождения малыша. Дана оценка отношения общества к появлению ребенка в семье и подчеркивается важность влияния различных факторов на соблюдение традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чайбок-тверефу Ильдико, Дзядык Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family traditions in Russia and Ghana: the birth of a child

The article deals with traditions associated with childbirth in Russia and Ghana. Some demographic data are presented; conditions of pregnancy and rituals connected with the birth of the baby are described. The attitude of the society to childbirth in the family is evaluated emphasizing the importance of traditions.

Текст научной работы на тему «Семейные традиции в России и Гане: рождение ребенка»

УДК 392.12:314.3(470+667)

И. Чайбок-Тверефу, Ю. И. Дзядык

Семейные традиции в России и Гане: рождение ребенка

Статья посвящена традициям, связанным с рождением ребенка в России и Гане. Представлены некоторые демографические данные; сравнены условия протекания беременности женщин; описаны ритуалы, соблюдаемые до и после рождения малыша. Дана оценка отношения общества к появлению ребенка в семье и подчеркивается важность влияния различных факторов на соблюдение традиций.

Ключевые слова: Гана, Россия, рождение ребенка, демографическая ситуация, ритуалы, общество

Ildiko Csajbok-Twerefou, Yuriy I. Dzyadyk Family traditions in Russia and Ghana: the birth of a child

The article deals with traditions associated with childbirth in Russia and Ghana. Some demographic data are presented; conditions of pregnancy and rituals connected with the birth of the baby are described. The attitude of the society to childbirth in the family is evaluated emphasizing the importance of traditions.

Keywords: Ghana, Russia, childbirth, demographics, rituals, society

Рождение ребенка относится к одному из самых счастливых моментов жизни любого человека, ведь рождение - это новая жизнь, продолжение рода. Россия и Гана - не исключения. В традиционном африканском понимании важные вехи в цикле человека считают рождение, вхождение во взрослую жизнь и брак. Каждый цикл считается особенным и соответственно отмечается определенными ритуалами. В настоящее время исконно ганские традиции в некоторой степени оказались под влиянием западной цивилизации и таких религий, как христианство и ислам. Цель нашей работы выявить сходства и различия семейных традиций России и Ганы, связанные с рождением ребенка.

В России, несмотря на то, что по статистическим данным в последние десятилетия суммарный коэффициент рождаемости в среднем на одну женщину увеличился с 1,32 (в 2003) до 1,71 (2013)1, наблюдается негативный подход к явлению рождения ребенка: демографическая ситуация не улучшается. В настоящее время в современной российской семье в основном один или два ребенка. Среди причин падения рождаемости низкий уровень благосостояния населения, а следовательно, трудности материального обеспечения детей в семье, а также переосмысление семейных ценностей, как например, регистрация брака2. В обществе нарастают деструктивные тенденции: депопуляция, неудовлетворительное состояние здоровья репродуктивной части населения, наркотизация, алкоголизация и т. д. Решение этих проблем современные ученые видят в семье, являющейся именно той структурой, которая может удержать, а также приспособить подрастающее

поколение к новым реалиям жизни. В России проблемам семьи стало уделяться большое внимание на государственном уровне. Так, 2008 г. был объявлен Годом семьи и семейных ценностей, а 2009 г. - Годом молодежи.

Наверное, и в этой связи, увеличение интереса к обрядам детского цикла наблюдается как со стороны ученых-этнографов, так и общественности. Это обусловлено несколькими социальными, экономическими, психологическими и демографическими явлениями. Традиционная обрядность детского цикла является эффективным средством воспитания этнокультурной личности. Через ритуальную символику и обычаи ребенок постигает основные для его этноса формы поведения, которые отвечают за его будущее, а также культуру его этноса3.

Падение рождаемости в России остановилось в 2000 г. Падение рождаемости в Гане продолжается, что объясняется следующими причинами: появление и широкий выбор противозачаточных средств, урбанизация, распад традиционной ганской системы семьи, состоящей из нескольких поколений, а также возрастающее число людей, получивших образование и часто следующих «западной моде»4. В Гане, как и в России, молодые женщины по разным причинам принимают решение родить первого ребенка в более позднем возрасте, что в целом приводит к сокращению числа рождаемых.

Несмотря на небольшое увеличение рождаемости в России и сравнительно малое падение рождаемости в Гане, общие показатели этих стран резко отличаются. Что касается статистики, коэффициент рождаемости на каждую женщину в России в 1986 г. составил 2,15, а

159

И. Чайбок-Тверефу, Ю. И. Дзядык

в 2011 г. - 1,54 ; в Гане на одну женщину в 1986 г. приходилось 6 детей; в 2011 г. коэффициент составил 4,175.

Проблемы семьи и общества в России не вдохновляют иногда даже на рождение и одного ребенка. Как замечает профессор А. И. Антонов, «современные многодетные семьи являются диссидентами нашего времени»6. Кроме того, рождение детей влечет за собой конституционную обязанность родителей заботиться об их воспитании и всеобщем развитии7.

Очень большая разница отмечается между Россией и Ганой: в ганском обществе иметь детей считается практически обязательным. На это указывают такие пословицы, как «Нет ничего печальнее, чем видеть бездетного покойника», «Ребенок - кормилец старушки», «Блага жизни - в ребенке». Все это объясняется тем, что в Гане структура социального обеспечения не была достаточно развита. Таким образом, обеспечение нормальной жизни пожилых людей считалось и считается обязанностью детей. Отметим, что несмотря на то, что в настоящее время в стране создаются различные пенсионные фонды, финансовая поддержка родителей относится к основным обязательствам их детей.

Статус женщины в Гане резко поднимается, когда она рожает ребенка. Несмотря на то, что родители не получают никаких пособий за детей, в обычных ганских семьях рождаются от двух до четырех детей, в зависимости от таких факторов, как религия, образование, семейные традиции. Интересно, что в начальных классах в некоторых учебных заведениях к мамам детей младшего школьного возраста обращаются не по именам или фамилиям, а по имени ребенка, например: «Мама Стеллы».

Для африканского общества зачатие и рождение ребенка имеют большое значение. Если после девяти месяцев с момента свадьбы жена не забеременела, родители мужа могут начать волноваться и просить его разобраться в причинах. Первым, к чьей «сверхъестественной» помощи прибегают супруги становится священник по линии мужа. Если он не может помочь, пара обращается к богине рождения детей. Обращаясь от божества к божеству, от врача к врачу, полагают, что жена в конечном итоге должна иметь ребенка. Когда все надежды утеряны, муж иногда берет в жены другую жену, но с первой не принято разводиться, следуя пословице, что «не все женщины наделены даром родить». (Следует отметить, что в Гане многоженство считается законным явлением, хотя среди мужчин младшего поколения оно отмечается намного реже, чем у их предков.)

В последнее время россияне активно призываются к многодетности. В связи с этим с 1 января 2013 г. в некоторых регионах введен новый вид социальной помощи многодетным семьям демографической направленности. Наиболее массовым видом социальной поддержки малообеспеченных семей является ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 (18) лет. Также выплачиваются пособия по беременности и пособия по родам.

По сравнению с Россией число рождаемости на государственном уровне Ганы не является проблемой. В африканской стране в то же время сражаются с большой смертностью новорожденных детей. По последним статистическим данным в Гане за каждые пятнадцать минут умирает новорожденный ребенок, что обозначает: из 1000 детей - 32. До 2018 г. поставлена цель уменьшить этот показатель до 218. Поэтому, важным достижением в Гане можно считать то, что беременные женщины могут воспользоваться бесплатным медицинским обслуживанием, несмотря на то, что введение медицинского страхования считается достаточно новым явлением в стране. Вероятно из-за недостаточного количества учреждений органов здравоохранения и нехватки медицинского персонала многие беременные женщины не могут пользоваться этими медицинскими услугами. Также считается достаточно новым явлением всеобщая регистрация новорожденных Ганы. В результате этого удалось избежать нередкой возрастной путаницы, особенно среди старшего поколения или реже среднего, когда человек не знает точной даты рождения, так как она определялась приблизительно, отталкиваясь от мнимых дат рождений других детей или родственников, от исторических дат или от возраста деревьев.

В российских городах и деревнях малыш рождается в родильном доме, и, в отличие от восточных стран, в которых предпочитают в семье иметь мальчиков, для русских это совершенно не имеет значения: любой новорожденный мальчик или девочка - это счастье для родителей и всех родственников.

В старые времена в России в соответствии с поверьями о «нечистоте» беременной и роженицы, она уходила рожать подальше от жилья - в баню, в сарай. В народе были молитвы об облегчении родов. В некоторых местностях у священника брали церковный пояс, чтобы обвязать им роженицу. Он символически делил человеческое тело на две половины - земную и небесную и выполнял функцию защиты от злых сил. Ту же охранительную роль играл пояс, которым повязывала ребенка крестная мать по истечении шести недель с его рождения. И совре-

160

Вестник СПбГУКИ • № 3 (24) сентябрь • 2015

Семейные традиции в России и Гане: рождение ребенка

менный обычай обвязывать новорожденного при выписке из роддома лентой - мальчика синей, а девочку красной, который имеет популярное объяснение, как заимствованный у царского дома Романовых обычай награждать новорожденного мальчика орденом святого Андрея Первозванного (синяя лента), а девочку - орденом святой Екатерины (красная лента), уходит корнями в языческие времена. Большая часть поверий, относившихся к новорожденному, направлялась на сохранение его жизни и исцеление от младенческих заболеваний. Обрезание пуповины, первое купание и кормление сопровождались обрядовыми действиями. Обычай подношения новорожденному денег «на зубок» существует поныне, чаще в форме подарков новорожденному от родственников и близких в виде игрушек или детской одежды.

В Гане до сегодняшнего дня верят, что во время зачатия на физические свойства младенца могут влиять внешние факторы. Поэтому, не следует жене смотреть на уродливые вещи, а только на красивые, создавая прекрасный образ в своем воображении.

В период беременности муж в первую очередь заботится о хорошем питании для своей жены. Этот период рассматривается как наиболее опасный, поскольку жители Ганы верят, что злые силы пытаются навредить или даже уничтожить будущую мать и нерожденного еще ребенка. По традиции молодые женщины часто остаются со своими матерями или близкими родственниками, а те кто работают в городе, уезжают в сельскую местность. В отдельных случаях матери или родственники могут приехать в город чтобы заботиться о своих дочерях. В деревнях когда начинаются роды их приходит принимать баба-повитуха. Иногда женщину везут в родильный дом или больницу, которых в городах достаточно. В больнице врач при родах не присутствует, он привлекается только в случае необходимости кесарева сечения. В обычных случаях даже в самых современных больницах роды принимают акушерки. Тяжелые роды принято считать последствием неверности жены. В этом случае считается, что неверная женщина может родить только после того как она исповедует мнимую вину. С большой ответственностью избавляются от пуповины, поскольку верят, что враги могут использовать ее и навредить ребенку.

После рождения ребенка и в России, и в Гане ему выбирают имя. Однако этот процесс сопровождается некоторыми различиями в этих странах. В современном обществе человек играет различные социальные роли. Он выступает носителем нескольких статусов,

который язык может очень четко фиксировать: и это проявляется в имени. Имя стандартизирует и алгоритмизирует коммуникативное пространство. Имя также позволяет другим субъектам идентифицировать его носителя, провоцирует оценки реальной диспозиции и использования в отношении его определенных культурных стереотипов и поведенческих реакций. Характер обращения к человеку соответствует или противоречит его имени, вносит свой вклад в формирование системы социальных взаимодействий, создает упорядочивающие «маркеры» общественного пространства9.

Однако, в наши дни имя является не более чем опознавательным знаком, необходимым для того, чтобы отличить одного человека от другого. Каждый человек имеет имя, хотя изначальный смысл этого имени, как правило, не связан с личностью человека: нередко люди даже не знают, что означает их имя. Называя ребенка тем или иным именем, родители обычно выбирают из весьма ограниченного круга имен, более или менее употребительных в их культуре, причем обращают больше внимания на благозвучность имени, чем на его значение. Специалисты по «антропонимике» рекомендуют при выборе имени ребенку вообще не учитывать значение имени. В древности дело обстояло иначе. К имени относились не просто как к опознавательному знаку или кличке, но как к таинственному символу. Имени придавали почти магический смысл: кто владеет именем, обладает личностью его носителя10.

По канонам православной церкви в России обряду крещения младенцев предшествовали две обязательные процедуры: молитва родильнице и наречение имени новорожденному. Молитва родильнице совершалась сразу же после родов. Наречение имени полагалось на восьмой день после рождения, а обряд крещения должен был совершаться на сороковой день после рождения. Исключение составляли случаи, когда рождались слабые дети. Имя младенца выбирали родители, родственники или священник. Не допускалось давать детям имена иноверных или языческие имена. Предпочтение отдавалось имени того святого, память которого праздновали в день чтения молитвы по новорожденному, или в восьмой день по рождении, а также в дни рождения или крещения. Не рекомендовалось священнику давать одинаковые имена нескольким детям одних и тех же родителей чтобы избежать недоразумений. Участие родителей и родственников в процессе выбора имени часто основывалось на суевериях. Детям давались имена удачливых родственников или знакомых11.

161

И. Чайбок-Тверефу, Ю. И. Дзядык

С распадом Советского Союза возобновились некоторые древние традиции, хотя в более современной форме. В течение первого месяца жизни малыша его официально регистрируют в ЗАГСе, дают ему имя. У россиях нет строгих традиций связанных с выбором имени ребенка. Это объясняется отсутствием устойчивого представления русских о связи между именем человека и его характером или его судьбой - фактор, который наличествует у некоторых народов и имеет немаловажное значение в обществе. Обычно молодые родители дают малышу имя, которое находится в списке современных имен, следуя таким образом моде на имена. В некоторых русских семьях новорожденного называют в честь бабушки, дедушки или другого близкого родственника, которым гордится семья и память о котором хотят сохранить в семье, передавая традиции из поколения в поколение.

Регистрацию ребенка сопровождает крещение в присутствии крестных родителей. Крещение в церкви в современной России носит преимущественно догматический характер, часто с упрощением обряда. В секу-лярном обществе обряд приобретает символический характер. Некоторые родители следуют традициям прошлого, другие просто отдают дань моде. Задолго до рождения будущие родители покупают детские вещи, включая постельное белье, пеленки, распашонки, одеяло, ванночку, детский порошок и мыло, зная наперед, кто родится: мальчик или девочка. Отцы зачастую при выписке жены с ребенком из роддома ограничиваются просто устными поздравлениями и букетом цветов у дверей роддома. В наши дни это радостное событие благодаря новинкам техники запечатлевают на видео, что добавляет торжественность. Часто состоятельные семьи нанимают украшенный шариками лимузин, который может вместить всю семью и сделает дорогу домой праздничной. Иногда муж может заказать музыкальное поздравление для жены и малыша во время путешествия домой на авторадио.

Празднование рождения ребенка в виде застолья в основном происходит после крестин, когда приглашают родственников, друзей. В день приезда из роддома ограничиваются шампанским и легкой закуской для узкого круга родных. Нет определенных правил празднования, и оно зависит от того, как сама семья может это организовать.

Бабушки и дедушки активно участвуют в подготовке встречи мамы и малыша, часто советуя, что и как надо сделать или купить. В современной России нередко внуки больше

времени проводят с бабушками, нежели мамами, особенно когда прекращается грудное вскармливание. Навещая малыша до или в день крестин, родные и друзья могут дарить самые разнообразные подарки, в основном в виде игрушек или одежды.

В Гане, когда рождается ребенок, уведомляют мужа и родственников, поскольку принято для жены родить в среде по материнской линии. Муж посылает напиток тем, кто помогал в родах. Потом он посылает три бутылки напитка тем, кто посетил жену с добрым словом. Раньше он также давал что-то из своей одежды для подушки ребенку; мать мужа дарила некоторые вещи из своего гардероба для пеленок, бусины для туловища, ног и рук. Муж покупает для новорожденного ребенка одежду, матрас и т. д., а также все необходимое, чтобы осветить помещение в случае, когда нет электричества, так как ночью в комнате всегда должно быть светло, чтобы охранять младенца от злых сил. Муж также покупает мыло для стирки пеленок и один большой таз для купания малыша. Близких родственников супругов, которые приходят навестить младенца, угощают напитками. Ребенок считается очень уязвимым физически и духовно в этот период, и как можно дольше его пытаются оградить «от людского ока». День, когда ребенка выносят «на люди», считается особым событием; отец и его друзья пьют по этому поводу, особенно, когда первенец - мальчик.

Первые восемь дней после рождения считаются наиболее критическими, потому что новорожденного рассматривают как гостя из мира духов и неизвестно, придут ли его родители-духи, чтобы взять его или нет. Поэтому ребенка держат в доме до наступления восьмого дня. Во время этого периода делают приношения божеству и предкам ради покровительства.

Если ребенок выживает - это знак, что он пришел в этот мир, чтобы остаться. Ребенка выносят «на люди» и в племени акан дают имя, зачастую соответственно дню, в который он родился. Созывают друзей, родственников и просто добрых людей, чтобы разделить церемонию наречения имени. Родителям дарят деньги и другие подарки. Глава рода употребляет возлияние за предков. С малыша снимают одежду и отдают его мужчине или женщине соответственно полу ребенка. Глава церемонии берет бутылочную тыкву (калабаш), и воду оттуда брызгают на ребенка таким образом его приобщают к таким элементам, как дождь и земля. Присутствующие перед процедурой возглашают имя ребенка. Те, кто принес деньги или другие подарки, преподносят их, за что родственники ребенка выражают свое признание. Бабушка,

162

Вестник СПбГУКИ • № 3 (24) сентябрь • 2015

Семейные традиции в России и Гане: рождение ребенка

например, может преподнести выращенного для ребенка ягненка. Глава церемонии делает последнее возлияние, просит о благословении и долгой жизни ребенка, а также о решении насущных проблем. Традиционно, младенцу мужеского пола делают обрезание в день имянаречения. В Гане независимо от религии родителей все новорожденные мальчики проходят обрезание, которое могут делать врачи, акушерки или медсестры, также опытные старики, так как часто в будущем необрезанного мужчину избегают женщины, и он не пользуется уважением.

Через неделю после рождения ребенка (или позже) муж преподносит подарок жене из трех видов ткани и головные повязки в знак благодарности за дар деторождения. Друзья и родственники также подают подарки за счастливые роды.

Некоторые ритуалы приобщают ребенка к роду, к которому он принадлежит. Раньше на лице малыша делали царапину, которая должна была служить напоминанием о принадлежности к соответствующему роду. Сейчас данная традиция уходит в небытие. В случаях, когда ребенок родился без отца, или же мужчина не признан достаточно ответственным, чтобы жениться, такие церемонии устанавливали социальное отцовство младенца. Следовательно, в ганском обществе социальный отец не всегда совпадает с биологическим. Роль социального отца может взять на себя отец или старший брат биологического отца и принять ребенка как своего. Если же у отца больше детей, нежели существующих имен, то он выбирает либо имя соответственного дня, или из списка аканских имен соответственно порядку рождения: Мэнса для мальчика, Манса для третьей родившейся девочки; Анан для мальчика, Анане для четвертой родившейся девочки; Анум для мальчика, Манум для пятой родившейся девочки; Бочэ для обоих полов, восьмых по счету; Нкрома для обоих полов, девятых по счету12.

Хотя в племени акан нет дискриминации относительно законнорожденных детей и родившихся вне брака, все же институт брака считается священным. Если родившийся ребенок - мальчик, муж советуется у своих родителей, какое имя выбрать малышу. По обычаю, первенец будет носить имя дедушки; следуя верованиям в реинкарнацию, малыш приобретает черты предков. Второму мальчику дадут имя брата дедушки. Если родилась девочка, тогда имя бабушки будет доминировать. От зачатия до рождения ребенка могут произойти разные события, что влияет на выбор имени. Так, если удача улыбнулась родителям, ребенка могут назвать Африйе (Удача), Сика (Деньги).

Каждый день недели, в который ребенок родился, определяет его имя: Кваджо/Аджоа (родив-шийся/родившаяся в понедельник), Квабена/ Абена (во вторник), Квейку/Акуа (в среду), Яао/ Яа (в четверг), Кофи/Эфуа (в пятницу), Кваме/ Ама (в субботу), Кваси/Акосуа (в воскресенье). На протяжении жизни человек приобретает соответственные качества своего поведения, что и влияет на новые имена Окодом (Борец), Аджеман (Освободитель)13. Существует традиция добавлять также английские имена к местным. Часто по имени легко определить отношение семьи к религии.

В ганском обществе цвет одежды и украшений играет немаловажную роль. После родов, когда женщина снова «появляется в мир», она часто одевает одежду белого цвета - платье, блузку, юбку, реже брюки. Среди одежды традиционного типа чаще всего встречается комбинация синего и белого. Ребенка часто одевают тоже в белое. Поскольку в стране жаркая погода, ганских малышей одевают и заворачивают в хлопковую ткань.

Заметим, матери носят маленьких детей на спине, привязывая их специальным платком. На сороковой день после рождения происходит своеобразная церемония размещения ребенка в сидящее положение14. Наречение ребенка приобщает его к человеческому роду и социализирует его. Оно делает его членом семьи. Слова и действия, которые сопровождают эту церемонию, употребляются для того, чтобы показать, что честность, правдивость, открытость, трудолюбие будут присущи ребенку, а также для того, чтобы послужить присутствующим напоминанием придерживаться правильного пути. В племени акан, например, смачивают язык ребенка водой три раза, повторяя: «Если ты скажешь вода, пускай это будет вода, которую ты употребляешь». Если это мальчик, дают абордажную саблю, напоминая о мужестве, если девочка - корзину, обозначающую хозяйственность.

Как отмечет Т. Н. О. Кваркупом, в ганском обществе отношение к близнецам самое разнообразное. В акан, например, их рассматривают как ненавистные престолу и как только они рождаются, их берут в дом главы племени, в котором девочка выходит замуж за главу, а мальчики становятся его прислугой. (По нашим исследованиям, однако, похожий подход к близнецам не отмечался.) У других племен, таких как га, близнецов рассматривают как особые, след милости божества и предков. У га имеется культ близнецов и делают ежегодные приношения духам близнецов. Считают, что близнецы приносят благосостояние, если к ним относиться надлежащим образом15.

163

И. Чайбок-Тверефу, Ю. И. Дзядык

В России обычно мать растит ребенка дома. Трудовой Кодекс Российской Федерации регулирует право на материнский отпуск (ст. 255 ТК)16. «Декретным» отпуском в России считается период до и после родов, а также время по уходу за малышом. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу до достижения ребенком трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами17.

Ганские же малыши находятся на попечении всей семьи, реже - только родителей. Новорожденного принято кормить грудью как можно дольше. Рекомендации ганских специалистов соответствуют рекомендациям Всемирной организации здравоохранения: рекомендовано ребенку давать исключительно грудное молоко на протяжении шести месяцев, и наряду с другими продуктами питания, рекомендованными для детей, продолжать кормление грудью до двух лет. Несмотря на то, что в Гане срок официального отпуска по уходу за ребенком всего лишь шесть недель до и после родов, многим удается осуществить рекомендацию Всемирной организации здравоохранения по грудному вскармливанию малышей18. Примечательно, что в Гане никто не обращает особое внимание на кормящую грудью мать, так как это считается совершенно естественным явлением в стране, а не проявлением чрезмерной сексуальности, как в западном обществе. (В то же время поцелуи и обнимания в общественных местах Ганы подвергаются табу и соответственно осуждению.) Что касается других льгот для матерей, в течение первого года жизни малыша, после декретного отпуска, они имеют право работать неполный рабочий день, получая при этом полную зарплату. Другие денежные пособия в Гане не выплачиваются.

В России в возрасте трех лет, а в Гане в зависимости от таких факторов, как благосостояние семьи, наличие нужного заведения и домашней помощи в лице бабушки или других родственников женского пола или няни, от года до пяти лет малыша отдают в детский сад или ясли, в которых происходит первичная социализация ребенка, и в будущем продолжится в учебных заведениях различного типа.

Примечания

1 Синельников А. Б. Влияние брачности на рождаемость и демографическая политика в России // Семья и социал.-демогр. исслед.: интернет-журн. URL: http: // old. riss. ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

2 Там же.

3 Сайфутдинова Г. Б. Мир детства у татар: обряды и практики социализации: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07. Казань, 2011.261 c. URL: http: // dissercat. com (дата обращения: 14. 07. 2015).

4 URL: http: // ghanaweb. com (дата обращения: 14. 07. 2015).

5 URL: http: // indexmundi. com (дата обращения: 14. 07. 2015).

6 Вести с семейного фронта. 2009. 9 сент. URL: http: // pravoslavie. ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

7 Ст. 38. URL: http: // constitution. ru (дата обращения: 14. 07. 2015); Ст. 63, 80, 81. URL: http: // semkodeks. ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

8 UNICEF. Ghana, 2014. EBaddoo Ghana launches a national newborn health strategy and action plan to speed up the reduction of new born deaths. URL: http: // unicef. org (дата обращения: 14. 07. 2015).

9 Тарасов Д. Я. Социально-философский анализ феномена имени в российской культуре: дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2007. 150 с. URL: http: // dissercat. com (дата обращения: 14. 07. 2015).

10 Илларион (Алфеев), митр. Православие. Т. 2: Обряды, предшествующие крещению. Наречение имени. URL: http: // azbyka. ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

11 Авдеев А., Блюм А., Троицкая И. Наречение имени в России // Историческая демография: сб. ст. / под ред. М. Б. Денисенко, И. А. Троицкой. М.: Макс Пресс, 2008. С.210-238.

12 Azu, D. G. The Ga family and social change. Leiden: Afrika-Studiecentrum; Cambridge: African Studies Centre, 1974. P. 35-38.

13 Nkansah-Kyeremanteng K. Akan heritage. Accra: Rescue Printing Press, 1999. P. 107-114.

14 Rattray, R. S. Religion and art in Ashanti. London: Oxford Univ. Press, 1969. P. 61-68.

15 Quarcoopome T. N. O. West African traditional religion. Ibadan: African Univ. Press, 1987. P. 110-113.

16 Трудовой кодекс РФ. Ст. 255. URL: http: // trudkodeks. ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

17 URL: http: // consultant. ru (дата обращения: 14. 07. 2015).

18 URL: http: // am-am. info (дата обращения: 14. 07. 2015).

164

Вестник СПбГУКИ • № 3 (24) сентябрь • 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.