Научная статья на тему 'Семейное психологическое консультирование теория, практика, образование'

Семейное психологическое консультирование теория, практика, образование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7305
844
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карабанова Ольга Александровна

В статье рассматривается роль семьи в развитии личности в детском возрасте. Выделены основные негативные тенденции развития современной семьи и факторы риска, определяющие актуальность семейного консультирования. Определены основные задачи семейного консультирования и направления совершенствования системы психологической помощи семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейное психологическое консультирование теория, практика, образование»

ПРАКТИКА

• Семейное консультирование

• Динамика потребительских аттитюдов

• Тренировка когнитивных функций

• Психодиагностика трудовой мотивации

Семейное психологическое консультирование -теория, практика, образование

О. А. Карабанова

Семья и брак являются важнейшими социальными институтами регулирования отношений между гражданами. Выступая как исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству, брак выступает как традиционное средство формирования семьи и установления общественного контроля, одно из средств самосохранения и развития общества.

Роль семьи в развитии личности на всех возрастных этапах трудно переоценить. Уже с первых дней жизни ребенка семья выступает источником его развития, определяя социальную ситуацию развития как систему детско-родительских отношений, обеспечивающих формирование ключевых возрастных новообразований. Качество детско-родительских отношений задает вектор психического развития ребенка в пространстве выбора между двумя альтернативами развития:

• генезиса первой социальной потребности в общении и надежной привязанности к близкому взрослому против формирования тревожной ненадежной привязанности и несформи-рованности потребности ребенка в общении;

• формирования базового доверия к миру, оптимистической картины мира и жизнестойкости против ухода, враждебности, агрессии, песси-

мизма и высокой уязвимости ребенка к факторам риска развития (Лисина М.И., Боулби Д., Эльконин Д.Б.). Социализация личности, освоение новых социальных ролей и форм сотрудничества, познание мира начинается в семье посредством передачи социо-куль-турного опыта в сотрудничестве ребенка с взрослым, через призму усвоенных в семье установок, норм и правил. Именно в семье происходит зарождение и удовлетворение базовых потребностей человека — в безопасности, аффилиации, любви, самоактуализации. Депривация потребностей приводит к серьезным нарушениям и отклонениям в нормативном возрастном развитии (Боулби Д., Лан-гмейер Й., Матейчек З., Лисина М.И.).

Качество межличностных отношений в супружеской и детско-родительской подсистемах определяет устойчивость к фрустрации и стрессам, выступая либо как источник толерантности, либо как фактор сенсибилизации и снижения порогов чувствительности к воздействию стрессоров. В случае возникновения отклонений, лежащих в пограничной области или за пределами нормы, семья рассматривается как существенный этиологический и патогенетический либо как реабилитационный фактор, который является источником психической травматизации или стабильности личности (Эйдемиллер Э.Г., Юстиц-кис В.В.). Начиная с раннего возраста семейное воспитание и характер детско-родительских отношений обуславливают формирование автономии и само-

стоятельности личности. Депривация потребности ребенка в любви и заботе, тревожный ненадежный тип привязанности может привести к формированию зависимости, включая как эмоциональную зависимость, так и различные формы аддикций.

Семья как социо-культурный исторический феномен имеет достаточно длительную историю развития, отражающую изменение характера и содержания детства в исторической ретроспективе, а также изменение места и роли женщины в обществе. На место традиционному патриархальному браку с жесткой авторитарной иерархией власти, построенной по поло-возрастному принципу, и ригидной ролевой структурой, основанной на половом диморфизме, пришла детоцентристская модель, основанная на индивидуальном родительстве как смысловом ядре существования семьи. Сегодня все большее признание и распространение у молодых семей получает «супружеская» модель равноправного партнерства с демократическим типом совместно-разделенного главенства и гибкой ролевой структурой, где приоритетными ценностями семьи становятся любовь и личностный рост и самореализация каждого из членов семьи. Такой переход к новому типу семьи сопряжен с ее трансформацией и, как любая перестройка, сопровождается рядом негативных тенденций, наиболее тревожной из которых становится ухудшение демографической ситуации.

Ключевым фактором, определяющим демографическую динамику в России в сторону значительного снижения рождаемости, является изменение роли семьи в жизни современного общества, практически полное вовлечение женщин в производственную деятельность общества. Это приводит к качественному преобразованию семьи как социального института, обуславливая изменение иерархии функций семьи и порождая новый исторический тип семьи, где приоритетными оказываются личностный рост и самореализация как обоих супругов, так и детей. Изменяются семейные ценности и самосознание, ролевая структура семьи, общение и внутрисемейные отношения, а также матримониальное, репродуктивное и сексуальное поведение всех членов семьи. Либерализация половой морали, развитие контрацепции и репродуктологии, снижение уровня детской смертности в связи с успехами медицины, все более раннее время сексуального дебюта как у юношей, так и у девушек коренным образом изменили течение демографических процессов (Кон И.С., 1989). Трансформация семьи, отвечающая социальноэкономическим изменениям общества,

оценивается исследователями диаметрально противоположно — от институционального кризиса института семьи и брака (Антонов А.И., 2007) до закономерной и прогрессивной перестройки семейной системы в ответ на вызовы исторического времени и новые социальные ожидания и запросы. Признавая кризисное состояние семьи как социального института, подчеркнем, что, наряду с негативными тенденциями развития семьи (падением рождаемости, старением населения, нестабильностью брака, возрастанием числа «гражданских браков» и внебрачных рождений, большим числом искусственных абортов и распространением СПИДа), безусловно, положительными тенденциями развития семьи стали — расширение свободы выбора и автономии для мужчин и женщин как в семейной, так и в социальной области, равенство партнеров, признание приоритетности ценностей самореализации как мужчины, так и женщины в семье, рост уровня образования, расширение возможностей успешного совмещения профессиональной и семейной карьеры для женщин.

Значительное распространение сегодня получает явление «child-free» (намеренное нежелание супругов иметь детей) и явление «отложенного родительства», которое определяет увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без детей» является сознательным выбором супругов. В начале 90-х гг. только 1% бездетных семей не могли иметь детей по медицинским и репродуктивным показаниям, в то время как остальные супруги — по причине нежелания иметь детей. Сегодня, согласно опросу Петербургского института конкретных социологических исследований, удельный вес женщин с нарушением репродуктивной функции значительно возрос (до 20% женщин Москвы и Петербурга).

Опросы общественного мнения показали, что в современном обществе изменилось представление о том, что основным и главным предназначением женщины является материнство. Так, по данным ТА. Гурко, только около трети российских респондентов (27—30%) считают, что каждая женщина должна быть матерью. 40% респондентов считают, что супруги, сознательно принявшие решение отказаться от рождения детей, заслуживают понимания и не должны подвергаться общественному осуждению. Нередко отложенное решение супругов иметь детей, обусловленное задачами завершения профессионального образования, осуществления карьеры, трудными финансово-экономическими условиями существования семьи или жилищными проблемами, перерастает в окончательное решение жить без детей,

«ради себя», что, в конечном счете, приводит к осознанию недостаточной само-реализованности и глубокому личностному кризису. Совершенно иные проблемы вынуждены решать супруги, в силу медицинских причин не имеющие возможности иметь детей, — проблемы длительного и далеко не всегда эффективного лечения от бесплодия, усыновления детей, воспитания приемных детей. Отметим, что развитие репродуктивной медицины в значительной степени способствует решению указанных выше проблем.

Наблюдающееся в последнее время увеличение числа разводов приводит к ухудшению соотношения заключенных браков и разводов (брачность и разводи-мость). На протяжении 10 лет (с 1990 по 2000 г.г.) наблюдалось сокращение числа браков на 32% (на 422,2 тыс.) при увеличении контингента молодых людей. По сравнению с 1959 годом брачность в начале XXI века упала в два раза. Ежегодно расторгается 600—700 тыс. браков, что составляет 30% и выше от числа браков заключенных. Другими словами, примерно 1/3 всех семей пережили развод. Психологическая «стоимость» развода необыкновенно велика. По стрес-согенности развод занимает второе место после утраты близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируется лишь спустя 1—3 года.

Карабанова Ольга Александровна

доктор психологических наук, зам. декана по науке, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист в области психологии развития, психологии семьи и семейного консультирования.

_

Рост числа неполных семей и функционально неполных семей в последнее время характеризуется возрастанием удельного веса так называемых материнских семей в общей структуре неполных семей. Причиной является высокая внебрачная рождаемость — в последние годы до 30% от общего количества рождений приходится на внебрачное сожительство. Наибольшую распространенность внебрачные рождения имеют в самой молодой возрастной группе матерей (до 20 лет), а также в самой старшей (после 35 лет). Причиной внебрачной рождаемости в молодой группе является низкий уровень контрацептивной культуры на фоне более раннего сексуального дебюта, в то время как в старшей группе — осознанное стремление к реализации материнства при отказе от регистрации брачных отношений. Примечательно, что около 47% детей, родившихся вне брака, оказываются зарегистрированными по совместному заявлению родителей, что свидетельствует о том, что рождение ребенка в большинстве случаев не выступает основанием для заключения брачного союза. Это приводит к росту группы риска нарушений типа семейного воспитания, поскольку мать вынуждена совмещать две роли — материнскую и отцовскую.

Стремительно возрастает число лиц брачного возраста, предпочитающих браку и семье альтернативные формы отношений. Рост числа гражданских браков, явлений типа семьи-конкубинат, гостевого брака и пр. отражают неудовлетворенность значительного числа представителей различных возрастных и гендерных групп современным состоянием семьи и брака как социальных институтов. Одиночество все чаще осознанно предпочитается как альтернатива семье. Признание закономерного характера вариативности форм межличностных отношений в сфере семьи, супружеских и детско-родительских отношений в переходный период трансформации семьи как социального института не должно скрывать серьезной озабоченности его состоянием.

Рост числа дисфункциональных и де-структогенных семей отражает низкий уровень психологической культуры супружеских пар при возрастании ожиданий и требований в отношении семьи и брака. Дисфункциональная семья характеризуется нарушением выполнения ее основных функций, что приводит к депривации потребностей семьи и ее членов в родительской, материально-бытовой и других сферах жизнедеятельности, блокированию потребности в самоактуализации и нарушению личностного роста. Нормально функционирующая семья — это семья, в которой выполнение

функций приводит к полному удовлетворению потребности в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М.). Ограничение и обеднение общения в семье, ригидные семейные сценарии, доминирование семейных мифов, коалиции, конкуренция, враждебность, высокая семейная тревога, искаженная ролевая структура составляют характерные особенности дисфункциональной семьи.

Утрата эффективности института семейного воспитания находит выражение в широком распространении дисгармоничных типов семейного воспитания, преимущественно в форме гиперпротекции, а также скрытой и явной гипопротекции, в том числе и потворствующего типа, девиантного материнства, включая отказы от детей в роддоме, жестокого обращения с детьми, эмоционального отвержения, уклонения от родительских функций и пренебрежения ими.

Рост сиротства и социального сиротства как крайний вариант нарушения семейного воспитания также характерны для российского общества на протяжении последних двадцати лет. Возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с родителями и близкими взрослыми: сирот, воспитанников интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорников и т. д. — при условии трансляции опыта семейной жизни и детско-родительских отношений новым поколениям обуславливают неблагоприятный прогноз в отношении будущего семьи как института социализации и воспитания.

Насилие и агрессия в семье и рост числа преступлений на семейно-бытовой почве перестают быть экстраординарными явлениями, а превращаются в ужасающую реальность повседневного существования семьи. Супруги, отвергая принцип «Лучше по-человечески расстаться, чем не по-человечески быть вместе» и перейдя Рубикон от любви к ненависти, переходят к открытым проявлениям агрессии и насилия. Проблема наси-

лия в семье, особенно родителей в отношении ребенка, привела к появлению в англоязычной литературе термина “child abused” — ребенок, подвергшийся жестокому обращению. В зависимости от степени развития общество квалифицирует как жестокое обращение явления родительского враждебного поведения весьма широкого спектра — от прямой физической агрессии, сексуального насилия, неудовлетворения основных жизненных (витальных) потребностей ребенка до холодного отстраненного отношения родителя к ребенку, недостатка любви, эмоциональной близости и привязанности.

Сексуальная дисгармония и супружеские измены сегодня составляют проблему для значительного числа семей. Отметим как положительное явление возрастание готовности супружеских пар использовать возможности медицинских и психологических консультаций для решения возникающих проблем. При сохранении высокой требователь-

ности к супружеской верности как основе семейной жизни, супруги все чаще обнаруживают рефлексивность и критичность, готовность к диалогу и поиску решения в трудной ситуации измены супруга.

Ограничение «социальных ресурсов и конвоя» современной семьи связано с двумя моментами. Во-первых, с неоло-кальным способом проживания молодой семьи (отдельным от семьи прародителей) и возрастающей дистанциро-ванностью прародителей (бабушек и дедушек) в отношении участия в воспитании ребенка, связанной с пролонгированием профессиональной производственной деятельности и сдвигом сроков выхода на пенсию старшего поколения. Во-вторых, с недостаточностью социальных программ поддержки молодых семей — «дефицитом дошкольных образовательных учреждений», значительным удельным весом малообеспеченных семей, ограниченностью сети доступных учреждений дополнительного образования для детей и молодежи, недостаточной обеспеченностью медицинскими учреждениями при

Качество межличностных отношений в супружеской и детско-родительской подсистемах определяет устойчивость к фрустрации и стрессам, выступая либо как источник толерантности, либо как фактор сенсибилизации и снижения порогов чувствительности к воздействию стрессоров.

росте группы детей с ограниченными возможностями здоровья и ослабленным здоровьем.

Перечисленные выше особенности современной российской семьи определяют социальную востребованность и актуальность совершенствования системы психологической помощи семье.

Психологическая помощь семье в форме психологического консультирования и семейной психотерапии получает все большее признание. Основными задачами семейного психологического консультирования являются:

• консультирование по вопросам вступления в брак, поиска брачного партнера, заключения брака;

• консультирование по вопросам супружеских отношений;

• психологическая помощь семье в кризисных ситуациях и при разводах;

• психологическое сопровождение беременности и родов;

• психологическое сопровождение становления родительства;

• консультирование по проблемам детско-родительских отношений;

• консультирование по проблемам психического развития и воспитания детей, включая группы риска и одаренных детей;

• психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания детей; сопровождение приемной семьи;

• психологическая профилактика развития детей, воспитывающихся «без семьи»;

• психологическая помощь в случае семейного насилия;

• психологическая помощь в ситуации хронического тяжелого заболевания, потери члена семьи;

• психологическая помощь семьям с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья. Начиная с 1970-х гг. в нашей стране

активно развивается служба психологической помощи семье. Организационными формами такой помощи стали: психологические центры и консультации по работе с семьей; службы знакомств; консультации по проблемам воспитания и развития детей; региональные центры психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и реабилитации детей и подростков (ППМС-центры); школьная психологическая служба; специализированные кризисные центры (по работе с женщинами, перенесшими насилие, по предупреждению суицидов); женские консультации (психологическое сопровождение беременности и родов); психологические кабинеты в учреждениях здравоохранения (репродуктивные центры, педиатрические кабинеты «здорового ребенка», психологические кабинеты в поликлиниках и наркологи-

ческих диспансерах и пр.). Каждый тип перечисленных учреждений решает собственные задачи, обеспечивая оптимизацию различных аспектов функционирования семьи.

Новым направлением консультативной работы, реализующим просвети-тельско-информационную функцию, стало консультирование посредством СМИ — ответы на вопросы читателей на страницах газет, журналов, переписка с читателями; тематические страницы, теле- и радиопередачи по актуальным проблемам семейной жизни, супружеских и детско-родительских отношений; сайты в Интернете.

На факультете психологии Московского университета имени М.В. Ломоносова впервые в стране началась подготовка специалистов в области семейной психологии и семейного консультирования. В рамках Российского психологического общества успешно работает секция «Семейная психология, семейное консультирование и семейная психотерапия», выступая центром интеграции научного знания о закономерностях развития и функционирования семьи. Каждые два года проводятся Международные конференции по проблемам современной семьи (интернет-конференции), привлекающие внимание специалистов в области психологической помощи семье. На факультете психологии с 1984 года успешно работает консультация «Семья и детство», в которой проводится психологическое консультирование по проблемам развития, обучения и воспитания детей и подростков, детско-родительских и супружеских отношений, функционирования семьи. С удовлетворением можно констатировать расширение и развитие сети психологической помощи семье как в форме создания специализированных центров помощи семье, подготовки специалистов в области семейной психологии, издания научной и популярной литературы о психологии семьи. Вместе с тем, следует признать необходимость форсирования развития психологической практики работы с семьей.

Учитывая особенности современного состояния семьи можно сформулировать неотложные задачи в сфере организации психологической помощи семье.

Трудности развития системы психологической помощи семье связаны как с организационными, так и с содержательными причинами. Поскольку центры и учреждения, работающие с семьей, принадлежат разным ведомствам, возникает необходимость координации их усилий под эгидой соответствующей государственной/общественной структуры. К сожалению, сегодня вряд ли можно говорить о подобном центре, со-

четающем функции интеграции, координации, организации и контроля деятельности всех учреждений, работающих в области оказания психологической помощи семье. Серьезной проблемой является также неудовлетворительный уровень подготовки квалифицированных специалистов-психологов для работы в сфере семейного консультирования. Существенным шагом вперед стала подготовка психологов по специализации «Семейная психология и семейное консультирование», но здесь необходимо создание системы лицензирования психологов-консультантов, работающих с семьей.

Основными задачами развития системы психологической службы семьи должны стать:

• создание общедоступной сети психологических центров оказания помощи семье. Повышение роли СМИ в решении задач психологического просвещения и профилактики семейных дисфункций;

• профессиональная подготовка специалистов для работы в области психологии семьи и семейного консультирования. Развитие системы постдипломного образования, введение практики супервизии как основы профессионального образования консультантов;

• лицензирование и сертификация специалистов в области семейной психологии и семейного консультирования. Создание Федерального регистра семейных психологов-кон-сультантов, начиная с практики добровольной регистрации;

• расширение сотрудничества профессиональных сообществ. Повышение роли Российского психологического общества. Развитие профессионального партнерства: семейный врач и семейный психолог; семейный психотерапевт и семейный консультант;

• интенсификация и расширение научных исследований в области психологии семьи. Создание междисциплинарного информационного и дискуссионного пространства с целью интеграции научного знания о семье.

Литература

1. Антонов А.И. Социология семьи. — М., 2007.

2. Вишневский А.Г., Андреев Е.М., Трей-виш А.И. Перспективы развития России: роль демографического фактора. — М., 2003.

3. Кон И.С. Введение в сексологию. — М., 1989.

4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз. — СПб, 2003.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.