Научная статья на тему 'Семейно-демографическая политика и реализация инновационного потенциала семей в Башкортостане'

Семейно-демографическая политика и реализация инновационного потенциала семей в Башкортостане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лавренюк Наталья Михайловна

В статье говорится о том, что современная семейная государственная политика в Республике Башкортостан неоднозначно влияет на основной социальный стабилизатор регионального социума — семью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лавренюк Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейно-демографическая политика и реализация инновационного потенциала семей в Башкортостане»

СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЕЙ В БАШКОРТОСТАНЕ

Н. М. Лавренюк

В статье говорится о том, что современная семейная государственная политика в Республике Башкортостан неоднозначно влияет на основной социальный стабилизатор регионального социума — семью.

Семьи с хорошим инновационным и интеллектуальным потенциалом удачно адаптируются к новым изменениям, а семьи с недостаточными инновационными и интеллектуальными ресурсами требуют к себе внимания и поддержки государства для адаптации. Инновационное развитие Республики Башкортостан идет по пути капитализации инновационного и интеллектуального потенциала семей. Современная се-мейно-демографическая политика в Республике Башкортостан дает свои результаты. Наблюдается актуализация внимания государства на стимулировании рождаемости вторых и последующих детей. В результате сбалансированной возрастной структуры населения и планомерно реализуемой прона-талистской политики государства в регионе за последние годы выросли показатели рождаемости. Однако государственная семейная политика не активизируется в отношении семей с детьми младшего, среднего и | старшего школьного возраста, а также в отношении семей с детьми, получающими профессиональное образование.

Помимо увеличения числа рождений, необходимо снижать количество смертей. Менее динамично, но снижаются показатели смертности населения. За пределами продуктивных социальных мер поддержки и социального развития остаются вдовы и вдовцы. Многие социально-демографиче-| ские показатели в отношении семей в Башкортостане в межстрановом разрезе выгля-| дят удручающе. Нет позитивных сдвигов в направлении снижения числа разводов. Показатели разводимости семей остаются высоким^. В течение года распадается практически каждый второй брак от числа заключенных.

В рамках социологического опроса экспертов «Проблемы семьи и семейной политики» (исследование реализовано при финансовой поддержке РГНФ, грант № 10-03-84322, 2010 г., ИСППИ АН РБ) было изу-

чено мнение экспертов о наиболее острых проблемах семьи, их основных причинах и путях решения; получена оценка текущей семейной политики, роли государства и институтов гражданского общества в решении проблем семьи и представления о приоритетных задачах, объектах и некоторых инновационных мерах семейной политики. В состав экспертов вошли представители законодательных и исполнительных органов государственной и муниципальной власти (67,0 %), практические работники (20,2 %), представители общественности, гражданского общества (12,8 %). По мнению экспертов, наиболее острые проблемы семьи в Башкортостане: низкий уровень жизни семей с детьми (58,7 %); неполные семьи, одинокое материнство (49,3 %); разводы (42,3 %); плохое общее и репродуктивное здоровье женщин и мужчин (33,6 %); социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность детей (31,0 %) и малое число детей в семье (27,7 %). Эти проблемные зоны должны стать направлениями для приложения мер государственной семейной политики.

В качестве выбора приоритетных объектов государственной семейной политики эксперты сошлись на следующем. Мнение о необходимости сделать «социально здоровую семью» главным объектом семейной политики разделили 70,0 % информантов. Под ней понимается полная семья с двумя родителями, занятыми и полноценно заботящимися о двух и более детях. Среди «социально нездоровых семей» в наибольшей государственной политической поддержке, по мнению экспертов, нуждаются семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации: потеря работы, длительная болезнь родителя или ребенка (54,5 %), семьи с низким уровнем доходов, бедные и малообеспеченные (48,8 %), молодые семьи (36,5 %), семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья (25,9 %) и другие категории семей. При этом 39,2 % экспертов полага-

© Н. М. Лавренюк, 2012

166

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | № 1

ют, что в фокусе семейной государственной политики должны быть все семьи, независимо от их состава, уровня жизни, места жительства и других обстоятельств.

Инновационное развитие родителей и детей происходит через накопление и реализацию инновационного потенциала целенаправленно и стохастически, формализованным и не формализованным образом. Семья в условиях инновационного типа развития общества выполняет новые функции: инновационной мотивации, инновационной ювентизации и адаптации к инновациям. Функцию инновационной мотивации выполняют родители, функцию инновационной ювентизации — дети, а функцию инновационной адаптации — и родители, и дети. Это порождает противоречия в развитии институтов семьи, брака, роди-тельства и детства. Данные обстоятельства стали предметом изучения в ряде социологических исследований Института социально-политических и правовых исследований АН РБ.

Инновационный потенциал семьи можно представить как совокупность способностей к инновационной деятельности ее членов, их мотивов и условий инновационного развития. Инновационный потенциал родителей формально формируется через инновационное профессиональное образование, капитализируется через опыт инновационной, главным образом, трудовой деятельности. Реализуется с помощью инновационного управления. Неформально формирование инновационного потенциала родителей происходит в процессе достижения сложных жизненных целей, в процессе самореализации вне трудовой деятельности в отношении личных интересов, интересов семьи и других референтных групп.

По данным социологических исследований, перевес возможностей над ограничениями инновационной деятельности позволяет говорить о ценности реализуемых преобразований для населения республики в целом и для семейного населения, в частности. По личным оценкам, 24,1 % респондентов имеют высокий инновационный потенциал, 52,8 — средний, 7,3 % — низкий. Выше остальных свой инновационный потенциал оценили респонденты, состоящие в гражданском браке и разведенные с детьми, ниже остальных — вдовые. Участники исследования с высоким уровнем потенций в сфере инноваций имеют более высокий социальный статус и социальное положение в обществе, большую уверенность в завтрашнем дне.

Среди причин, мешающих респондентам использовать свой инновационный потенциал в решении проблем, на первом месте отсутствие материальных средств независимо от семейного положения. На втором месте у холостых и незамужних — отсутствие опыта (15,3 %), меньшее значение данная причина имеет у разведенных респондентов (5,6 %). У данной группы, как и у респондентов с незарегистрированными брачными отношениями, на втором и на третьем местах — желание жить спокойно и боязнь рисковать (20,6 и 16,7 %, соответственно). Государственная поддержка развития и создание условий для реализации инновационного потенциала членов семей обязательно должны стать новыми приоритетами в семейной политике региона.

Для решения ключевых вопросов реализации инновационного потенциала семей актуально и%пользовать комплексное государственное социальное программирование с адресацией категорий семей и мерами общего характера. Цель — создать условия для оптимально эффективного использования инновационного потенциала членов семей в собственных интересах и в интересах республики. Региону необходима активизация развития инновационного профессионального потенциала родителей и детей.

Для этого решается комплекс задач, генерирующих профессиональные образовательные инновации. Среди основных: инновации популяризации программ профессионального образования и профориентации для использования наличного потенциала системы профессионального образования региона; инновации развития качества профессионального образования в условиях конкуренции и инновирования образовательного пространства; оптимизация условий для получения профессионального образования по актуальным для рынка труда программам и другие. Это направления формирования отличительных конкурентных преимуществ системы профессионального образования региона.

Реализация инновационного потенциала семей в Башкортостане в рамках семейно-демографической государственной политики должна носить предсказуемый и прогнозируемый характер. Важно научиться сегодня видеть и учитывать действие факторов прямого и косвенного воздействия завтрашнего дня, способных оказать позитивное и негативное действие на реализацию инновационного потенциала базисной социальной группы населения — семьи.

Серия «Социологические науки»

Таким образом, современные семьи в Башкортостане, дифференцируемые по разным основаниям, подразделяются и на социально-благополучные, и на социально-неблагополучные семьи. Социально-неблагополучные семьи обладают невысоким семейным потенциалом в целом и интеллектуальным, инновационным, в частности. Эти семьи находятся в фокусе государственной семейной политики. В условиях перехода к инновационному развитию республики внимание государственных структур должно быть направлено и на социально-благополучные семьи со средним и с высоким уровнем инновационного потенциала.

Современная семейная политика Рес-

публики Башкортостан создает новые возможности для высоко потенциальной части семей региона. Семья выступает в роли стабилизирующего фактора. Стабильные семьи составляют основу социального развития. Семьи с хорошим инновационным и интеллектуальным потенциалом способствуют ускорению модернизирующих процессов, быстро адаптируясь к изменениям. Семьи с недостаточным инновационным и интеллектуальным потенциалом сдерживают процессы модернизации, затрачивая свой потенциал на адаптацию. В этих условиях накопление инновационных и интеллектуальных ресурсов семьи — залог успеха и семьи, и государства.

Поступила 28.11.11.

ОБЗОР СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Н. Н. Логинова

Рассматриваются основные тенденции, формирующие демографическую ситуацию в регионе, анализируются признаки демографического кризиса: снижение рождаемости, высокая смертность, рост числа одиноких людей, снижение репродуктивных установок, старение населения. Предлагаются пути выхода из демографического кризиса: поддержка и укрепление института семьи; поддержка многодетности; общая финансовая поддержка семьи; решение жилищной проблемы молодых семей; развитие здравоохранения.

Для разработки практических мероприятий по стабилизации и улучшению экономической, социальной и демографической ситуации в Республике Мордовия большой интерес представляет анализ современной демографической ситуации. Несмотря на улучшение демографической ситуации в стране в целом, в Мордовии существуют значительные демографические проблемы. Республика Мордовия по численности населения занимает 13-е место среди регионов Приволжского федерального округа. Население республики составляет всего 0,58 % от общей численности населения Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Мордовии проживали 834,8 тыс. чел. По сравнению с показателями 2002 г. (888,7 тыс. чел.)

численность населения республики сократилась на 54 тыс. чел., или на 6,1 %. За 2009 г. население республики уменьшилось на 7,4 тыс. чел., или на 0,8 %, за 2008 — на 7,4 тыс. чел., или на 0,88 %, за 2007 г. — на 7,3 тыс. чел., или на 0,86 % (таблица). Общая плотность населения уменьшилась и составила 31,9 чел. км2, сельского населения — 12,7 чел. км2 Сокращение численности населения происходило как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока населения. Данные статистики заставляют задуматься о серьезных проблемах, которые могут возникнуть в будущем. В 2011 г., как и в 2010 г., в республике имела место тенденция сокращения роста рождаемости, тогда как в России продолжилась тенденция сокращения смертности и увеличения рождаемости.

168

© Н. Н. Логинова, 2012

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.