Научная статья на тему 'Семейно-брачные отношения в СССР в 1920-1930-е годы: от дефамилизации к классической советской семье'

Семейно-брачные отношения в СССР в 1920-1930-е годы: от дефамилизации к классической советской семье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5280
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советская семья / СССР / социализм / традиционная семья / дефамилизация / «новый» человек. / soviet family / USSR / socialism / traditional family / defamilization / «new» person

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — И. Д. Янцен, С. П. Королева

В статье рассматривается процесс изменения семейно-брачных отношений традиционной патриархальной российской семьи в первые два десятилетия после Октябрьской революции 1917 г. Реформа семьи имела огромное значение для большевиков, поскольку целью революции было качественное изменение общества и создание «нового» человека. Автор предпринял попытку показать, как от экспериментов в брачной политике партия снова возвращает общество к традиционной модели семьи, которая получила название советской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY-MARRINE RELATIONS IN THE USSR IN 1920-1930S: FROM DEFAMILIZATION TO THE CLASSICAL SOVIET FAMILY

The article discusses the process of changing family-marriage relations of the traditional patriarchal Russian family in the first two decades after the October Revolution of 1917. Family reform was of great importance to the Bolsheviks, since the goal of the revolution was to remake society and create a "new" person. The author made an attempt to show how the party again returns society to the traditional model of the family, which was called the Soviet one, from experiments in the marriage policy of the party.

Текст научной работы на тему «Семейно-брачные отношения в СССР в 1920-1930-е годы: от дефамилизации к классической советской семье»

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СССР В 1920-1930-Е ГОДЫ: ОТ ДЕФАМИЛИЗАЦИИ К КЛАССИЧЕСКОЙ СОВЕТСКОЙ СЕМЬЕ

И.Д. Янцен, студент

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10745

Аннотация. В статье рассматривается процесс изменения семейно-брачных отношений традиционной патриархальной российской семьи в первые два десятилетия после Октябрьской революции 1917 г. Реформа семьи имела огромное значение для большевиков, поскольку целью революции было качественное изменение общества и создание «нового» человека. Автор предпринял попытку показать, как от экспериментов в брачной политике партия снова возвращает общество к традиционной модели семьи, которая получила название советской.

Ключевые слова: советская семья, СССР, социализм, традиционная семья, дефамили-зация, «новый» человек.

В первые два десятилетия существования советской власти семья подверглась серьезной всесторонней трансформации, пройдя путь от дефамилизации до формирования классической советской семьи. Результат этого процесса имеет огромное значение для истории нашей страны, так как именно в конце 1930-х гг. складывается в окончательном своем виде первичная клетка и генетическая структура советского общества - семья.

Не случайно большевики практически сразу после революции в числе первых декретов издают декрет «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 г. и декрет «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 г. [1]. С помощью коммунистической идеологии революция должна была освободить человека от собственнического инстинкта, от борьбы за материальные богатства, за роскошь и потребление [2, с. 149]. Но вместе с этой глобальной целью преследовалась еще одна, не менее важная - воспитание «нового» человека. Достижение этой цели было невозможно без реформирования уклада и образа жизни людей, что, в свою очередь, требовало реформы семьи и преобразований в сфере частной жизни женщин. Все это показывает значимость решения брачного вопроса для большевистских идеологов [3, с. 188].

Процесс реформирования семьи можно разделить на два этапа. Первый этап (19171926 гг.) - время большевистского экспериментирования в сфере сексуальных и семейно-брачных отношений. Данный период тесно связан с процессом женской эмансипации, который продолжался и в 1930-е гг. Создание новой семьи требовало изменения роли и места женщины не только в самой семье, но и в обществе. Необходимо было «втянуть женщину в общественно-производительный труд, вырвать ее из «домашнего рабства», освободить ее от подчинения - отупляющего и принижающего - вечной и исключительной обстановки кухни, детской», - писал В.И. Ленин [4, с.193]. Предполагалось перераспределение обязанностей в семье и обществе, изменение гендерных стереотипов. Женщины были уравнены в правах с мужчинами: отныне они имели право свободно выходить замуж и разводиться, получать образование, выбирать профессию, голосовать на выборах и быть избранными, делать аборты. Как и мужчины, женщины были обязаны трудиться. Женская эмансипация сопровождалась просвещением женщин, основная масса которых, как и вообще почти все население страны, была безграмотной. Для ведения пропаганды организации нового быта и образа жизни среди женщин был воссоздан заново жур-

нал «Работница» и создан журнал «Крестьянка».

Традиционную патриархальную семью должен был заменить брак, основанный на любви и индивидуальном выборе. Уничтожение частной собственности должно было стать началом создания таких форм семейно-брачных отношений, где была бы исключена всякая выгода, доминирование мужчины и погребение женщины под гнетом домашнего хозяйства. Поэтому новый брак - это союз двух равных людей, имеющие одинаковые как права, так и обязанности [3, с. 187].

Одновременно с кампанией по раскрепощению женщин велась активная пропаганда по распространению свободных половых отношений. Широкую известность приобретает в это время знаменитая теория «стакана воды» коммунистки и первой женщины-министра (народного комиссара социального призрения) Александры Кол-лонтай. Ее взгляды получили большую популярность и стали эталоном новой морали [5, с. 190]. В своем слабом литературно, но программном художественном произведении «Любовь трудовых пчел», написанном в 1922 г. [6] , она определила главные компоненты «новых» отношений - освобождение женщины и мужчины от уз буржуазной семьи и классовая иерархия в области половых отношений. Теоретики «стакана воды», проповедовавшие полную свободу, делали довольно сильный акцент на необходимости классового «выбора» партнера. Так, Коллонтай резко осуждает героя своей повести — коммуниста, оставившего пролетарку ради женщины из буржуазной среды.

Семейно-брачные отношения реформировались «сверху». Реформа семьи была необходима не просто для перестройки социальных отношений между полами, ее цель - расправа над личностью и установление тотального господства [7]. Брак переставал быть частным делом советских граждан, так как в момент сдвига социальных отношений между мужчинами и женщинами партия одержала победу, а партия, заменившая собой государство, стремилась контролировать все сферы жизни своих граждан. Несмотря на все свободы в

браке, данные большевиками на первом этапе, в семье, начиная уже с первых дней революции, появляется третий постоянный элемент - партия.

В конце 1920-х гг., когда ВКП(б) провозглашается курс страны на индустриализацию, начинается второй этап формирования советской классической семьи, длившийся до конца 1930-х гг. В нем выделяется время великого перелома (19291934 гг.), в котором происходит традиционалистский откат в политике семейно-брачных отношений. Данный процесс связан с принятием первых пятилетних планов форсированной индустриализации и коллективизации, проектом культурной революции, а затем официальной декларацией, провозглашающей решение женского вопроса в Советском Союзе [8, с. 304].

В годы великого перелома традиционная российская семья как самостоятельная экономическая единица была разрушена. Решающим для нее ударом стала ликвидация крестьянских частных хозяйств. Государство проникло в семью, стало ее полноправным членом: оно диктовало нормы поведения, определяло характер отношений, давало поручения и ставило задачи [5, с. 204]. Семейные отношения приобрели функционалистский характер: пара становилась ответственной перед обществом за воспитание детей, поведение супруга или супруги и других членов своей семьи.

К членам семей возвращались их традиционные роли. Женщины отвечали за рождение и воспитание детей, за быт семьи, они несли на себе весь домашний труд и, помимо этого, материально поддерживали семью своей зарплатой, так как в большинстве советских семей зарплаты мужа было недостаточно, чтобы обеспечить даже минимальный прожиточный уровень [7]. Советским женщинам стали отводить только две возможные для них роли: труженицы и матери. Мужчины же выполняли традиционные для себя роли добытчика, защитника и главы семьи.

Конституция 27 июня 1936 г. и постановление того же года ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосе-

мейным, расширении сети родильных до- ность, согласно которой все добрачные мов, детских яслей и детских садов, уси- отношения категорически исключались. лении уголовного наказания за неплатеж Таким образом, семейно-брачные от-

алиментов и некоторых изменениях в за- ношения прошли путь от экспериментиро-конодательстве об абортах» подвели черту вания и дефамилизации до возвращения и под прежней практикой и теорией «сво- укрепления традиционных отношений в бодной любви» и «свободной семьи». Но- семье. Сформировалась советская семья, вые законы ограничили свободу развода, ставшая основой нового общества страны утвердили новую советскую нравствен- победившего социализма.

Библиографический список

1. Декреты Советской власти. Т.1. 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. М., 1957.

2. Минаева О. Д. Журналы «Работница» и «Крестьянка» в решении «женского вопроса» в СССР в 1920-1930-е гг.: модель пропагандистского обеспечения социальных реформ. М., 2015.

3. Казьмина О., Пушкарева Н. Брак в России XX века: традиционные установки и инновационные эксперименты // Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн. 1 / Сост. и ред. С. Ушакин. М., 2004.

4. Ленин В.И. К международному дню работниц // Полн. собр. соч. Т. 40. М., 1974.

5. Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека. Лондон, 1985.

6. Коллонтай А.М. Любовь трудовых пчел. М., 1924.

7. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., 1998 (URL: http://www.owl.ru/win/books/rw/index.htm Дата обращения 21.03.2019)

8. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Государственное конструирование гендера в советском обществе // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т.1. №3-4.

FAMILY-MARRINE RELATIONS IN THE USSR IN 1920-1930S: FROM DEFAMILIZATION TO THE CLASSICAL SOVIET FAMILY

I.D. Yantsen, student

Samara national research university

(Russia, Samara)

Abstract. The article discusses the process of changing family-marriage relations of the traditional patriarchal Russian family in the first two decades after the October Revolution of 1917. Family reform was of great importance to the Bolsheviks, since the goal of the revolution was to remake society and create a "new " person. The author made an attempt to show how the party again returns society to the traditional model of the family, which was called the Soviet one, from experiments in the marriage policy of the party.

Keywords: soviet family, USSR, socialism, traditional family, defamilization, «new»person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.