Научная статья на тему 'Семейная комната как фактор личностного развития дошкольников с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования'

Семейная комната как фактор личностного развития дошкольников с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
241
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касенова Кульшара Аскаровна, Насырова Татьяна Николаевна, Козарезова Наталья Даниловна, Альмагамбетова Лейла Сериковна, Кужракаева Алма Койшиевна

В работе описано экспериментальное исследование, проведанное в условиях «Ясли-сада «Батыр», г. Петропавловск. В ходе исследования педагогическим коллективом яслей-сада была создана «семейная комната» по поддержке семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В работе дается описание использованных в ходе исследования методик и форм работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Касенова Кульшара Аскаровна, Насырова Татьяна Николаевна, Козарезова Наталья Даниловна, Альмагамбетова Лейла Сериковна, Кужракаева Алма Койшиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейная комната как фактор личностного развития дошкольников с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования»



SCIENCE TIME

семейная комната как фактор

ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Касенова Кулъшара Аскаровна, Насырова Татьяна Николаевна, Козарезова Наталья Даниловна, ГККП «Ясли-сад «Батыр», Казахстан, г. Петропавловск

Алъмагамбетова Лейла Сериковна, Кужракаева Алма Койшиевна, ФАО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по СКО, Казахстан, г. Петропавловск,

E-mail: LeeLoo4891@list.ru

Аннотация. В работе описано экспериментальное исследование, проведанное в условиях «Ясли-сада «Батыр», г. Петропавловск. В ходе исследования педагогическим коллективом яслей-сада была создана «семейная комната» по поддержке семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В работе дается описание использованных в ходе исследования методик и форм работы.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, поддержка родителей.

Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования, и создания необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.

Согласно государственной программе развития образования Республики

Казахстан на 2011-2020 гг., к 2020 году планируется увеличить число общеобразовательных школ работающих в условиях инклюзии до 70%. На наш взгляд данную работу целесообразно начинать уже в дошкольный период [1].

Одним из яслей-садов г. Петропавловска Северо-Казахстанской области, которые работают в режиме инклюзивного образования является наш «Ясли-сад «Батыр». Мы рассматриваем инклюзивное образование как процесс интегрированного обучения детей с особыми потребностями, подразумевающий доступность и развитие образования в плане приспособления к различным нуждам детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями [2].

На базе я/с «Батыр» было проведено экспериментальное исследование, целью которого является разработка инновационных способов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ранней целенаправленной консультативной помощи родителям.

В ходе эксперимента создана семейная комната для консультативной помощи родителям, изучено 19 дошкольников (3 детей с задержкой психического развития, 3 детей с умеренной умственной отсталостью, 5 детей с ЛУО и 8 детей с аутизмом. К исследованию также были привлечены 22 родителя, 1 практический психолог, 6 педагогов и 1 дефектолог, 1 логопед.

Для изучения личностного развития детей и влияния детско-родительских отношений на личностное развитие дошкольников мы разработали две программы - программу констатирующего и программу формирующего эксперимента.

Для оценки уровней личностного развития детей был использован следующий психодиагностический материал.

1. Методика организованного наблюдения (статистическое и динамическое выборочное наблюдение) за детьми в свободной игровой деятельности, в организованной деятельности (руководство педагога): играх с правилами и на занятиях по изобразительной деятельности - конструированию (руководство педагога). Наблюдение позволило выявить минимальный уровень личностного развития детей.

В наблюдении нас интересовали характеристики родительского взаимодействия с ребенком с ОВЗ в семейной комнате. Мы использовали пять характеристик из методики Захаровой Е.И.: оказание эмоциональной поддержки; способность воспринять состояние ребенка; умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка; способность к сопереживанию; стремление к телесному контакту [3].

При этом учитывалась выраженность вербальных и невербальных реакций и поведенческий репертуар детей и родителей: обращения родителей к детям во время расставания, встречи, (характер действий и контактов во взаимодействии);

активные высказывания ребенка, оказывающие воздействие на сверстника в ситуации взаимодействия, выражающиеся в умении договариваться о совместной деятельности, уступать друг другу, спокойно настаивать на своем, приходить к общему решению; степень вовлеченности в коммуникацию в процессе совместной деятельности, в общее пространство взаимодействия, включенность в эмоциональные отношения, в совместные переживания; проявления эмоций испытуемыми, моменты заражения эмоциональной экспрессией сверстника во взаимодействии (синтония); реакции детей на затруднения сверстника: оказание помощи друг другу, внесение конструктивных предложений, попытки нахождения альтернативного выхода или игнорирование его; учет желаний, мнений, внимание к сверстнику; эмоциональные и поведенческие проявления в конфликтных ситуациях.

2. Критериально-ориентированные психодиагностические методики (ситуации нравственного выбора, эмпатические ситуации, предполагающие помощь, поддержку сверстнику, взрослому; распознавание эмоциональных состояний сверстников). Эти методики предполагали задание с опорой на представления детей, которые имели свое предназначение и включали использование вербального и невербального стимульного материала. Мы учитывали следующее положение: предъявляемая ситуация должна быть подобрана по содержанию и скрытому смыслу, быть знакомой и понятной, соответствующей жизненному опыту детей. Для наблюдения нами были отобраны характеристики эмоционального взаимодействия, позволяющие выявить уровни развития эмпатии у дошкольников к сверстникам в ситуации реального поведения (взаимодействия), а также средства, имеющие непосредственное отношение к реализации эмпатийного поведения.

Характеристики эмоциональных и поведенческих проявлений детей во взаимодействии оценивались нами по критериям, приведенным в табл.1. Кроме того, выявлялось: эмоциональное отношение к другому, эмоциональный фон взаимодействия со сверстником и взрослым в ситуации взаимодействия: позитивное отношение, поддержание эмоциональных контактов; нейтральное отношение (безразличие и игнорирование) к сверстнику; негативное отношение (агрессивное, враждебное отношение к сверстнику, разрыв эмоциональных контактов, аутизированность отношений); включенность в совместные переживания, групповые эмоциональные состояния и общее настроение (синтония): включенность / автономность; эмоциональные реакции, эмоциональный отклик детей на затруднения и переживания сверстника: сопереживание, сочувствие/ содействие/ игнорирование/ неадекватная эмоция; уровень передачи эмоционального состояния в поведенческом репертуаре: адекватность / неадекватность эмоциональных и поведенческих реакций в ситуациях взаимодействия.

SCIENCE TIME

3. Опрос (анкетирование, интервьюирование, беседа) с участниками образовательного процесса - педагогами и родителями.

4. Диагностика сформированност и компет енций в образоват ельной области «Здоровье», «Познание», «Коммуникация».

Все собранные фактические данные по тому и другому направлению были обработаны нами в ключе эмоционального отклика (на ситуацию, на сверстника, на родителей и педагогов), а также в ключе готовности к взаимодействию, сопереживанию, сочувствию и содействию, с учетом степени эмоционального переживания ребенка.

В констатирующем эксперименте была выявлена специфика развития детей до реализации, предлагаемой нами модели психолого-педагогического сопровождения в семейной комнате.

Результаты проведенной диагностики дошкольников в экспериментальной группе отражены в табл.1.

Таблица 1

Уровни развития дошкольников экспериментальной группы на констатирующем этапе

№ Уровни развития познавательной компетентности Кол-во детей (%)

ЭГ

1 Высокий уровень 0

2 Средний уровень 23,4

3 Низкий уровень 76,6

Уровни личностного развития дошкольников на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены на рис.1.

Рис. 1 Уровни развития дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

(экспериментальная группа)

Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента мы установили,

что у детей в основном низкий и средний уровни развития дошкольников, что требует целенаправленной методической работы по формированию высокого и среднего уровней развития дошкольников на этапе формирующего эксперимента.

К формирующей работе привлекались 19 дошкольников. В исследовании также участвовали родители этих детей.

Формирующий эксперимент включал три основных этапа развивающей работы.

Экспериментальная программа проводилась на протяжении учебного года (с сентября по май). Частота групповых встреч 2 раза в месяц, продолжительностью 1 час (в зависимости от состояния детей и родителей, сложности предлагаемых упражнений).

Первый этап - информационный, предполагал реализацию задач психолого-педагогического просвещения родителей о возрастных и психологических особенностях личности дошкольника с ОВЗ. Для того чтобы убедить родителей в важности и значимости социоэмоционального, общего психического развития личности старшего дошкольника и совместного обучения и воспитания детей разных категорий на родительском собрании были предложены лекции на темы: «Социоэмоциональное развитие дошкольника», «Влияние родительского стиля общения на психическое развитие дошкольника», «Роль семьи, способы и приемы психологической поддержки ребенка с ОВЗ в семье». Для родителей детей с ОВЗ мы разработали дополнительную лекцию «Особенности общего психического развития детей разных категорий».

После проведения лекций были организованы дискуссии по обмену семейным опытом воспитания, индивидуальные консультации и беседы по наиболее интересующим родителей вопросам: «Общение и социальное благополучие ребенка», «Эмпатия и психологическое благополучие ребенка в семье», «Родительский стиль и детские ожидания», «Модель семейных отношений и личностные особенности ребенка», «Взаимоотношения родителей с ребенком с субъектной и объектной позиции», «Зачем и как учить детей сотрудничать».

На этом этапе реализовывались задачи формирования у родителей знаний об условиях, закономерностях и механизмах общего психического развития личности детей с разным темпом психического развития и формирования мотивации к изменению родительской позиции, на значение построения осознанных позитивных эмпатийных отношений с ребенком.

Как показало обсуждение, у значительной части родителей появился интерес и желание участвовать в экспериментальной работе и изменять семейные и детско-родительские отношения, строить их на более позитивных и

гуманистических ценностях и субъект-субъектной позиции.

Второй этап предполагал работу с родителями по осознанию ими родительской позиции во взаимоотношениях с ребенком, формированию навыков и приемов позитивных эмоциональных отношений в семье.

С этой целью мы использовали такие формы работы, как родительское собрание, самодиагностику родительского стиля воспитания, домашние задания, семинары-дискуссии с игровым моделированием и обсуждением типов ситуаций взаимодействия, анализ документов, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, работу семейной комнаты.

Родителям предлагалась самодиагностика стиля общения, индивидуальное знакомство с результатами диагностики констатирующего среза (особенностей стиля детско-родительских отношений и характеристик эмоционального взаимодействия с детьми). Были применены анкеты выявления характеристик эмоционального взаимодействия для родителей Е.И. Захаровой, тест родительского отношения к детям А.Я. Варги - В.В. Столина [4], опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М.Марковской [5].

Затем родители были ознакомлены с особенностями организации работы созданной нами «семейной комнаты». «Семейная комната» - это специально оборудованное помещение для поэтапной работы с родителями детей с ограниченными возможностями с целью оказания консультативной коррекционной психолого-педагогической поддержки.

Работа в семейной комнате предполагала зонирование:

а) уголок релаксации, где проводятся расслабляющие и настраивающие

игры;

б) уголок мелкой моторики, где родители совместно с детьми работают с различными дидактическими пособиями;

в) уголок общей моторики, где проводятся общеразвивающие и общеукрепляющие игры;

г) уголок развития высших психических функций, где проводятся игры и упражнения на развитие логики, внимания, памяти и др.;

д) уголок сенсорномоторного развития;

е) логопедический уголок, где работают по специальной методике логопед и дефектолог.

Исследование динамики до и после формирующего эксперимента позволило выявить статистически значимую динамику личностного развития разных категорий детей. Наиболее значимая динамика по данным показателям наблюдалась в образовательной области «Коммуникация», игре с правилами, а также в конструировании, поскольку данные виды деятельности осуществлялись под руководством взрослых. Обозначилась категория детей, не включившихся в инклюзивный процесс. Факторами, препятствующими интеграции, являлись,

SCIENCE TIME

чаще всего аутизированность в отношениях и дефицитарность когнитивных функций, а также индивидуально-психологические и личностные особенности детей.

Рис. 2 Условия и возможности «Семейной комнаты»

В результате реализации программы тренинговых занятий и изучения рекомендаций родители осмыслили формы общения с собственными детьми и получили навыки позитивных способов взаимодействия, и навыки организации коррекционных упражнений. Рефлексия в конце тренинговых занятий показала желание родителей автоматизировать полученные знания и применять их для взаимодействия как в семье, так и в общении с другими людьми.

Третий этап предполагал совместное участие детей и родителей на занятиях. На заключительном этапе реализовывалась задача построения детско-родительских отношений на основе субъект-субъектной позиции. Ребенок получал возможность принять измененное родительское отношение, новую родительскую позицию, сформировать позитивные ожидания и научиться новым способам взаимодействия и сотрудничества.

Разработанная нами экспериментальная программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ учитывает общую программу воспитания и обучения детей, воспитывающихся в детских образовательных учреждениях, и может быть органично включена в работу по развитию инклюзивного образования детей дошкольного возраста.

Полученные результаты экспериментальной работы подвергались количественному и качественному анализу.

Таким образом, анализ результатов исследования подтвердил, что если в семейной комнате организовать работу с родителями по развитию и воспитанию, коррекции психологического состояния и поведения дошкольников с ОВЗ на основе индивидуально-ориентированных, коррекционно-развивающих программ, разработанных педагогами я/с «Батыр», то это будет способствовать личностному развитию дошкольников, так как устанавливаются партнёрские отношения с родителями и оказывается методическая помощь родителям для организации и проведения игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями, нашла свое полное экспериментальное подтверждение.

Литература:

1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг. // https://edugov.kz

2. Типовые правила организации деятельности кабинетов коррекции и инклюзивного образования. - Астана, 2009.

3. Захарова Е.И. Опросник эмоциональных отношений в семье (методика ОДРЭВ) [Электронный ресурс]. - URL: https://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi/606-oprosnik-yemocionalnyx-otnoshenij-v-seme-ei.html

4. Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин - М., 2001, Т.2., С.144-152.

5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. -150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.