Список литературы
1. Эликсир долголетия села // Российская газета, 14 февраля 2008 г. №31(4588). с. 2.
2. Тезисы выступления О.С. Марченко, заведующего отделом «Всероссийского НИИ механизации сельского хозяйства». «Создание и организация серийного произ-
водства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергетического средства мощностью 200-450 л.с. га 2006-2009 годы» // Информационно-аналитический портал Союзного государства. [Сайт]. URL: http://www/soyuz.by/ ry/print.aspx?guid=25731
УДК 314.186
ключевые слова: семейная политика, молодежная политика, модернизация, воспроизводство населения, человеческие ресурсы, дефицит трудовых ресурсов, процессы старения населения, возрастные когорты, молодая семья, социологический опрос
Р. И. Акьюлов, О. Б. Франц, Е. И. Акьюлова
СЕМЕЙНАЯ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ
РЕГИОНА1
В статье рассматривается проблема формирования региональной семейной, молодежной политики, обосновывается необходимость регулирования процессов воспроизводства населения, особенно в условиях продолжающегося демографического кризиса, предполагающего наличие нормативно-правовой базы, соответствующей решению задач демографического развития региона. Анализируются результаты проведенного социологического опроса по проблемам семейно-брачного, репродуктивного поведения молодежи, а также отношения населения младших возрастных групп к государственным мерам, направленным на поддержку молодых семей, увеличение рождаемости. Предлагается комплекс мер для повышения семейно-брачной, репродуктивной и социально-трудовой активности населения и, в первую очередь, молодежи.
История социально-экономического развития многих стран отражает непрерывный процесс трансформации механизмов демографического гомеостаза общества. Режим воспроизводства населения, характеризуемый динамикой численности и половозрастной структуры населения, является существенным условием эффективности развития социально-экономических систем различного уровня. Необходимость воздействия на результаты вос-
1 Статья подготовлена в рамках и при финансовой поддержке интеграционной программы объединенного Ученого совета Уральского отделения РАН «Концептуальные основы формирования региональной социально-экономической политики северных территорий с учетом фактора освоения природных ресурсов».
производства населения со стороны государства и общества обусловлена тем, что депопуляция населения становится главной системной угрозой для целостности и жизнеспособности этих систем, для перспектив их социально-экономического развития. Возможность воздействия на результаты воспроизводства населения реализуется в процессе использования основным субъектом системы государственного управления соответствующих инструментов. Поскольку основными инструментами управления социально-экономическими процессами являются правовые акты и используемые в соответствии с ними общественные ресурсы, единственным средством согласования возможностей и потребностей всех участников взаимодействия являются утверждаемые органами власти концепции и стратегии развития.
Например, основным побудительным мотивом разработки и утверждения концепции сбережения населения на региональном уровне Правительством Свердловской области названы «кризисные процессы в экономике страны последнего десятилетия, негативно отразившиеся на качестве жизни большей части населения Свердловской области, снижение реальных доходов населения, безработица, сокращение социальных гарантий населения, формирование неблагоприятных демографических процессов, ухудшение качества человеческого потенциала, отсутствие подобной Концепции на общероссийском уровне» [2].
Анализ закономерностей динамической тенденции развития населения является не-
обходимым условием формирования государственной семейной и молодежной политики и, соответственно, оценки эффективности государственного воздействия на режим воспроизводства населения. Оценка параметров изменения структуры демографического пространства формируется на основе показателей динамики общих коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста и миграции населения. Именно эти показатели позволяют ранжировать уровень демографических угроз для конкретной социально-экономической системы и сформировать перечень приоритетов государственной политики на региональном или местном уровне с учетом географических, экономических, национальных и иных особенностей территорий.
К числу основных демографических угроз относятся депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграционные процессы, деградация института семьи. Дальнейшая детализация показателей, характеризующих основные виды демографических угроз, создает условия для проектирования конкретной модели государственного воздействия на причины возникновения этих угроз с учетом ограниченности общественных ресурсов, разделения компетенции и инструментов управления между различными ветвями и уровнями власти. Проектирование позволяет обеспечить разделение основных мероприятий государственного воздействия по срокам их реализации и оценки их результативности (текущие, среднесрочные, долгосрочные) исходя из потенциальной технологической продолжительности конкретного явления и его чувствительности к воздействию.
Исходя из региональных особенностей социально-экономических систем и традиций государственного управления воздействие на режим воспроизводства населения осуществляется сегодня в различных формах государственной политики. В частности, для Свердловской области является характерным системное регулирование отношений в сфере семейной и молодежной политики. Стратегия демографического развития предполагает проведение семейной политики, ориентированной на укрепление семейной структуры общества как условия формирования его человеческого потенциала, адекватного потребностям модернизации российской экономики и социальной сферы. Приоритет молодежной политики позволяет использовать общественные ресурсы в целях компенсации противоречия между социально-экономической незащищенностью молодежи
и ее ролью как основного активного источника коррекции демографической ситуации.
Эффективное сочетание семейной и молодежной политики формирует для молодых когорт населения более благоприятные условия их социальной и профессиональной самореализации с учетом первоочередного развития в сознании молодых людей потребности в рождении и воспитании детей, связанных с этим установок брачно-семейного поведения. Государственная семейная политика предполагает:
— проведение мероприятий по укреплению семьи как социального института; создание условий родителям для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
— улучшение положения женщин на рынке труда; обеспечение равенства прав и ответственности мужчин и женщин в воспитании детей;
— переориентация системы общественных и личностных ценностей на модель благополучной семьи (многодетность, полная семья с родителями, состоящими в первом браке, приоритеты интересов семьи в социальной политике);
— обеспечение приоритетного права ребенка на проживание в семье;
— разработку и реализацию стратегии деин-ституализации детей-сирот, развитие форм их семейного обустройства;
— половое воспитание подростков и молодежи, подготовка их к вступлению в брак и семейной жизни;
— совершенствование и обеспечение социально-правовой защиты и создание достойных условий существования для наиболее социально уязвимых категорий населения (престарелые, дети, инвалиды);
— обеспечение условий, способствующих продлению активной жизнедеятельности пожилых людей.
Семье как первичному институту социализации достаточно сложно обеспечить полноту всех социализующих связей, особенно в условиях продолжающейся стратификации общества, увеличения имущественного дисбаланса различных социальных групп. Однако сегодня семья остается по-прежнему одним из важнейших факторов формирования мировоззрения молодых людей. Потребность в воздействии на социально-демографические процессы и повышении качества населения требует формирования социально-экономической политики, направленной на обеспечение условий для более эффективной реализации потенциала молодежи. В связи с этим Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26.12.2006 №1760-р утверждена «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года», которая определяет основную конфигурацию механизма взаимодействия государства и общества в этой сфере. Общей целью молодежной политики является создание условий для самореализации молодежи, обеспечение равных стартовых возможностей для различных категорий и групп.
На какие аспекты демографических процессов может оказать воздействие решение задач в рамках стратегии государственной молодежной политики?
1. На качественный состав и результативность формирования миграционных потоков. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь может выполнять функцию проводника идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако результаты проводимых в стране социологических опросов, проводимых ВЦИОМ, свидетельствуют о том, что 35% молодых людей в возрасте 18—35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, более половины одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.
2. На репродуктивное поведение малообеспеченной безработной части молодежи. Уровень безработицы среди молодых людей в возрасте до 29 лет в Российской Федерации в настоящее время достаточно высок, их доля в общем количестве безработных составляет 43% [5, с. 104] , доля от всего экономически активного населения — 3% (около 2,3 млн человек). Таким образом, сегодня около 1 миллиона женщин фертильного возраста не имеют материальных условий для рождения детей. По статистическим данным [4, с. 268] на 1 января 2008 г. в стране было произведено 1,479 млн абортов, в том числе женщинами до 34 лет — около 1,203 млн В Свердловской области в 2008 году на 100 родов приходилось 127 абортов [3, с. 313].
Использование материнского капитала является первым опытом реального воздействия на репродуктивное поведение. Невысокий уровень результативности использования данного инструмента обусловлен тем, что в качестве стимулирующей меры он рассчитан на женщин более старших возрастных категорий (уже имеющих первого ребенка); неадекватностью его размера тем дополнительным затратам сил
и средств, которые несет семья при рождении ребенка; инфляционным снижением его реальной стоимости; затрудненным доступом к иным обеспечивающим качество жизни ресурсам — жилью и ипотеке, занятости и карьере, качественному образованию и медицинскому обслуживанию и т. д.
3. На использование устойчивой и социально результативной модели брачно-семейного поведения. Молодежь обладает таким уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который существенно отличает ее от других групп населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к росту количества внебрачных детей, неполных семей и воспроизводству искаженных нравственных представлений о семье у детей, родившихся в таких семьях.
Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрен ряд проектов, одним из которых является «Молодая семья России». Основными целями проекта «Молодая семья России» являются:
— укрепление института молодой семьи;
— увеличение количества благополучных семей в России;
— пропаганда ответственного родительства.
Задачи, решаемые в рамках проекта, включают пропаганду семейных ценностей среди молодежи; формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи; подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи; содействие в обеспечении жильем молодых семей [6].
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика может стать инструментом развития и преобразования страны и регионов. Это требует от всех участников процесса социального становления моло-
дежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Государственная семейная политика, представляя собой систему мер социального, экономического, правового, информационно-просветительского и организационно-управ-ленческого характера, направлена на сохранение семьи, укрепление ее основ и форм жизнедеятельности. При этом семья автономна в своем развитии, и вмешательство в жизнь семьи не допускается. Задачи семейной политики направлены на укрепление института семьи и повышение ее статуса в обществе, более полную реализацию репродуктивных намерений, улучшение физического, психического, нравственного и социального здоровья населения, профилактику детской безнадзорности, а также адресный характер социальной поддержки семьи и обеспечение ее самореализации. Проведение эффективной семейной и молодежной политики и формирование их приоритетных направлений возможно с учетом региональной специфики, включающей особенности половозрастной структуры и профессионально-образовательного состава населения.
В частности, население Свердловской области характеризуется следующими показателями. Доля старших возрастных групп (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) в Свердловской области достаточно высока — 21,2%, выше только в Курганской области — 22,3%, а доля населения младших возрастных когорт (моложе 15 лет) является самой низкой в сравнении с другими регионами Уральского федерального округа — 15,4% [2, с. 49].
Таким образом, проблема дефицита трудовых ресурсов в экономике в ближайшие 5—10 лет будет самой острой Свердловской области. В связи с этим чрезвычайно актуальной проблемой уже в настоящее время является обеспечение такого режима воспроизводства населения, который позволит удовлетворять потребность экономики региона в человеческих ресурсах в среднесрочной перспективе, в качественном и в количественном аспектах. Для достижения этой цели требуется проведение тщательного анализа социальных настроений среди молодежи, семейно-брачных, репродуктивных, са-мосохранительных установок, преобладающих в младших возрастных когортах населения, активность которых будет определять социально-демографическую ситуацию в ближайшем будущем.
Для комплексного изучения результатов проводимой демографической политики в регионе в феврале-марте 2009 года было проведено выборочное социологическое исследование среди студентов ведущих вузов г. Екатеринбурга. Было опрошено 1380 респондентов с целью выявления мнения наиболее прогрессивной части молодежи о проблемах брака, создания молодой семьи, рождения детей, а также эффективности государственных мер, стимулирующих рождаемость. Для исследования выбрана возрастная когорта 19—25 лет, которая представлена молодыми людьми, не состоявшими в браке на момент исследования — 86% от числа опрошенных, состоявшими в официальном браке — 3%, состоявшими в неофициальном браке — 11%, разведенными — 0,4%. Большинство из опрошенных студентов (85%) воспитывались в полных семьях. При этом около половины из них (43%) проживают в студенческих общежитиях.
О намерении создания собственной семьи в ближайшем будущем (5—7 лет) заявили 69% опрошенных, считая наиболее оптимальным для создания семьи возраст 20—24 года (34%) и 25—29 лет (60%). Таким образом, до 30-летнего возраста собираются вступить в брак почти все опрошенные студенты, что свидетельствует об актуальности для них понятия «молодая семья». На вопрос о том, какой уровень дохода необходимо иметь, чтобы принять решение о рождении первого ребенка, 44% (почти половина) опрошенных назвали сумму в размере 50 тыс. рублей и более. Для принятия решения о рождении второго ребенка наличие ежемесячного дохода в размере 50 тыс. рублей и более посчитали необходимым 57,9% опрошенных, то есть доля считающих размер такого дохода для жизнеобеспечения семьи с двумя детьми выросла в 1,3 раза. Это является косвенным свидетельством неготовности к рождению второго ребенка в обозримом будущем, отражающей отсутствие реальных перспектив для повышения уровня доходов молодежи в ближайшие 9—10 лет.
Более того, минимальные имущественные критерии, сформулированные опрошенными в качестве необходимого условия для рождения второго ребенка, не совпадают с представлениями государства о необходимых инструментах стимулирования репродуктивного поведения. Именно это подтвердил анализ ответов на вопрос об оценке эффективности проводимых государством мер по стимулированию рождаемости. В частности, на вопрос о том, насколько стимулирует рождение детей такая мера, как выплата материнского капитала при рождении
второго ребенка, 36% респондентов ответили, что такая мера малоэффективна, 32% опрошенных выразили двойственную позицию «50 на 50». Более уверена в действенности такой меры шестая часть опрошенных (16% больше склоняются к утвердительному ответу), около десятой части (9%) респондентов считает, что материнский капитал в значительной мере будет способствовать увеличению рождаемости.
Таким образом, можно говорить о том, что молодое поколение почти не рассчитывает на поддержку государства в вопросах строительства семьи. Только четверть опрошенных молодых людей считает выплату материнского капитала той мерой, которая серьезно может изменить уровень рождаемости среди населения. В число иных значимых условий, наличие которых является существенным для рождения детей, большая часть опрошенных (25%) отметила «стабильный заработок», на втором месте (24%) — «наличие супруга, супруги», третье по степени значимости условие — «отдельное благоустроенное жилье» (21%), четвертое — «гармоничные отношения в семье» (14%). Это свидетельствует об определенной значимости для современной молодежи духовно-психологического фактора при рождении детей.
Выявленные в результате опроса репродуктивные установки респондентов корреспондируются с результатами ответов на вопрос о намерении создания семьи в ближайшем будущем и свидетельствуют о том, что основной целью создания семьи является рождение детей. В ближайшие 5—7 лет только пятая часть опрошенных (19%) не собираются рожать детей, около половины опрошенных (45%) предполагает родить одного ребенка, в планы трети респондентов (31%) входит рождение двоих детей.
Максимальное число детей, которых готовы родить опрошенные при наличии всех необходимых для этого условий, — два ребенка (57% респондентов), три ребенка (34%), один ребенок (9%). Таким образом, у наиболее успешной части молодежи выявляются достаточно высокие репродуктивные установки, реализации которых препятствует отсутствие надлежащих условий. Представляется, что решение именно этой проблемы должно стать одним из объектов государственного воздействия и предметом государственной демографической политики.
При этом мероприятия семейной, молодежной политики должны иметь комплексный, системный характер, осуществляться последовательно и дифференцированно, с учетом предпочтений и ожиданий различных групп молодежи.
Ценность семьи до настоящего времени достаточно высока — в нашем исследовании она присутствует у 73% опрошенных. Данные результаты опроса отражают объективно необходимую сегодня роль государства, которое должно обеспечить поддержание кадрового потенциала социально-экономических преобразований путем стимулирования демографических процессов. Частичная компенсация государством затрат времени и сил молодежи, необходимых для рождения и воспитания детей, является одной из форм такого стимулирования. Действующие сегодня ежемесячные выплаты семьям (детские пособия) не являются фактическим способом стимулирования, так как их размер незначителен практически во всех субъектах Российской Федерации и несопоставим с ожиданиями молодежи. Так, проведенный опрос показал, что минимальная величина ежемесячного дохода, необходимого для принятия решения о рождении первого ребенка, по оценкам респондентов, составляет более чем 50 тысяч рублей в месяц (44%), более 30 тысяч рублей (29%). В вопросах создания материальных условий для рождения детей респонденты в основном стремятся полагаться на собственные силы и помощь родителей, две трети опрошенных скептически относятся к выплате материнского капитала как к форме государственного воздействия на увеличение рождаемости в стране.
Результативность такого подхода к частичной компенсации затрат молодежи, связанных с рождением и воспитанием детей, в обмен на соучастие государства в текущей жизнедеятельности молодежи подтверждается результатами проведенного опроса. В частности, в качестве первоочередных мер, необходимых для укрепления молодой семьи и снижения количества разводов 38% респондентов указали «предоставление жилья на льготных условиях»; 27% — «гарантированное трудоустройство молодежи с детьми»; «льготное кредитование молодых супругов с детьми» и «первоочередное предоставление мест в детских садах» — по 13% опрошенных. Опрос выявил достаточно высокие самосохранительные установки — половина респондентов (52%) намерены прожить более 80 лет, уровень своего здоровья как «высокий» и «выше среднего» оценивает 59% опрошенных. Большая часть опрошенных (80%) регулярно занимаются физкультурой и спортом. При этом ценность «здоровье» находится на втором месте после «семьи» по степени значимости среди основных жизненных ценностей.
Социально-экономическая поддержка семьи, особенно молодой, должна осуществляться путем создания условий для образования, профессионализации, эффективной занятости, реализации интеллектуального потенциала молодежи, расширения ее имущественных прав и возможностей. Исследование показало, что независимо от того, какое количество детей предполагают иметь респонденты, самой важной государственной мерой по укреплению молодой семьи из всех предложенных они считают «предоставление молодым семьям с детьми жилья на льготных условиях», поскольку такую меру указала большая часть опрошенных из всех групп с разными репродуктивными установками (с установкой на 1 ребенка — 31 %, на 2 детей — 41%, на 3 и более — 36%). При этом следует отметить, что на втором месте по степени значимости находится такая мера, как «гарантированное трудоустройство молодежи», которую отметили от четверти до трети респондентов, в зависимости от репродуктивных установок. Отсюда следует, что при проведении семейной политики необходимо, в первую очередь, ориентироваться на создание условий для улучшения демографического поведения молодежных возрастных групп. При этом акцентировать усилия государства в области жилищной политики, обеспечения гарантированной занятости молодежи.
Повышению эффективности государственных мер по преодолению демографического кризиса может содействовать формирование федеральных социальных стандартов и разработанных для этого социально-экономических индикаторов, отражающих действительное положение семьи в обществе. Использование указанных стандартов и индикаторов позволяет обеспечить мониторинг процессов и оценку результатов семейной и молодежной политики, проводимой государством, и вносить необходимые коррективы.
Эффективное регулирование воспроизводства населения, человеческих ресурсов, необходимое для обеспечения инновационного развития регионов требует осуществления следующих задач.
1. Приоритетной задачей государственной семейной политики является повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей) с использованием следующих мер:
а) развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей;
б) предоставление налоговых льгот, включающих социальные вычеты на лечение, образование детей;
в) материальная и социальная поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
г) реализация программ доступного жилья по обеспечению нуждающихся категорий населения, особенно имеющих семейно-брачный статус;
д) повышение качества медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий;
е) укрепление репродуктивного здоровья населения, государственные субсидии для обеспечения доступного лечения бесплодия;
ж) развитие гибких механизмов занятости, позволяющих сочетать женщинам профессиональную деятельность и выполнение семейных обязанностей.
2. Второй важнейшей задачей повышения эффективности воспроизводства населения, человеческих ресурсов выступает более широкое вовлечение молодежи в экономику, общественную жизнь, обеспечение условий для ее саморазвития и увеличения научной, творческой и предпринимательской активности. Решение данной задачи предполагает:
а) модернизацию материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширение их сети;
б) оказание информационно-консалтинговой помощи молодежи;
в) развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность;
г) реализацию программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики;
е) создание системы рекрутирования в государственный кадровый резерв лауреатов премий и талантливой молодежи.
3. Следующей, не менее важной задачей по формированию социально-демографического поведения населения, способствующего повышению его качества, является пропаганда в общественном сознании семьи, здорового образа жизни, патриотическое воспитание и формирование социально-экономических, правовых, культурных условий для развития молодежи.
Таким образом, для обеспечения результативности региональной семейной, молодежной политики необходим комплексный подход, включающий формирование многоуровневой системы воспроизводства человеческих ре-
сурсов, непрерывный мониторинг социально-демографической ситуации, в том числе проведение социологических опросов, направленных на обеспечение обратной связи между субъектом демографической политики, представленным органами государственного управления и объектом воздействия — молодежью.
Список литературы
1. Демографический ежегодник России. 2008.: стат. сб. / Росстат. М„ 2008.
2. Постановление Правительства Свердловской области от 04.12.2002 г. №1393-ПП «О Концепции реализации
государственной семейной политики в Свердловской области на период до 2015 года» // Областная газета. 2002. №60 (10.12.2002).
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008.
4. Российский статистический ежегодник. 2008 : стат. сб. / Росстат. М., 2008.
5. Россия в цифрах.2008: краткий стат. сб. / Росстат. М., 2008.
6. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года // Администрация Ханты-Мансийского автономного округа. [Сайт]. URL: http://www.admhmao.ni/soeium/molod/yprav/1760.htm