Научная статья на тему 'Семантико-ориентированная методология обучения студентов в информационно-коммуникативной среде университета'

Семантико-ориентированная методология обучения студентов в информационно-коммуникативной среде университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИН / ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрусталев Е.Ю., Баранова Н.М.

В статье предложена новая методология обучения студентов дисциплинам экономико-математического цикла. На ее основе разработана и исследована адаптивная семантическая модель, построенная с использованием современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантико-ориентированная методология обучения студентов в информационно-коммуникативной среде университета»

УДК 004.82; 004.853; 004.652.2; 004.652.3; 001.2

оемантико-ориентированная

методология обучения студентов в информационно-коммуникативной среде университета*

е. Ю. ХРУсТАЛЕВ,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

Центрального экономико-математического института РАН E-mail: stalev@cemi. rssi. ru Н. М. БАРАНОВА, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры экономико-математического моделирования E-mail: bar@economist. rudn. ru Российский университет дружбы народов

В статье предложена новая методология обучения студентов дисциплинам экономико-математического цикла. На ее основе разработана и исследована адаптивная семантическая модель, построенная с использованием современных информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, модель обучения, многоуровневая семантическая модель, интеграция дисциплин, дисциплины экономико-математического цикла, информатика, информационно-коммуникационная среда, модель представления знаний.

В современных условиях проблема подготовки высококвалифицированных научно-технических, гуманитарных и рабочих кадров, готовых к быстрым и стремительным переменам, способных принимать четкие и обоснованные решения, умеющих проявлять инициативу и творчество, действовать предприимчиво, становится все более актуальной [3].

Квалификация и конкурентоспособность специалиста определяется качеством его образования и обеспечивает инновационные преобразования в экономике, что является важнейшей предпосылкой прогрессивного развития общества и государства.

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 11-06-00974-а.

Эти обстоятельства обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования системы высшего образования на всех уровнях.

Следует отметить, что с конца ХХ в. информационно-коммуникационные технологии все сильнее вторгаются во все сферы экономики России и влияют на темпы ее роста, поэтому проблема повышения качества и объема знаний будущих специалистов в современном информационном обществе приобретает новые пути решения. Одним из таких направлений представляется использование в процессе обучения современных информационных технологий и технических средств, позволяющих реализовывать основные принципы современного обучения.

Проблемы недостаточности использования информационных технологий (ИТ) и проработанности теоретических и практических основ их комплексного использования в учебном процессе вузов, применения в профессиональной подготовке студентов, в том числе и гуманитарных специальностей, успешно решаются на экономическом факультете Российского университета дружбы народов.

Использование ИТ в образовательном процессе способствует формированию определенного стиля мышления студента, призвано научить уча- 11

ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ (ЭММиМ)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

ПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ

ЭКОНОМЕТРИКА

СПЕЦКУРСЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ

КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Рис. 1. Модель интеграции дисциплин экономико-математического цикла

щегося самостоятельно приобретать и актуализировать знания, обеспечивать сочетание достаточно обширной общеобразовательной подготовки с возможностью глубокого постижения ряда дисциплин на основе компьютерных средств обучения.

Теоретические и методические основы использования персонального компьютера и средств информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения естественным и техническим наукам разрабатывали такие ученые, как Г. А. Бордовский, Я. А. Варгаменко, Ю. А. Воронин, В. А. Извозчиков, А. С. Кондратьев, В. В. Лаптев, А. В. Смирнов, В. П. Тихомиров и др. Вопросам создания и использования ИТ в обучении, научного обоснования педагогической целесообразности их применения, психолого-педагогическим проблемам проектирования и использования ИТ посвящены многочисленные труды исследователей Ю. С. Барановского, С. М. Вишняковой, А. П. Ершовой и др.

Сегодня предпринимаются попытки по-новому определить роли преподавателей и учащихся, процессы их взаимодействия в ходе обучения, а также разработать новую, ориентированную на учащегося программу, построенную на диалоговых формах обучения, основанных на взаимопонимании и взаимодействии.

Модель обучения российских и иностранных студентов экономического факультета Института мировой экономики и бизнеса (ИМЭБ) по

12 -

дисциплинам экономико-математического цикла1 можно представить в виде семантической сети, имеющей вид ориентированного графа, вершины которого соответствуют предметным областям, а ребра задают отношения между ними. Причем каждый узел, с одной стороны, можно рассматривать как обособленную единицу, с другой — как базовую структуру для формирования следующего узла [4—8].

Учет связей и последовательности подачи элементов учебного материала особенно важен при обучении на основе компьютерных технологий, а математика позволяет описать большинство явлений в окружающем мире в виде логических высказываний, где семантические сети визуализируют математические формулы. Таким образом, ИТ открывают новые перспективы не только в методике обучения, но и интеграции дисциплин.

Структура предлагаемой модели представлена на рис. 1.

Каждая из рассматриваемых дисциплин носит повторительно-пропедевтический характер: материал и способы его подачи в одном курсе создают платформу для успешного изучения другого предмета, т. е. обучение студентов происходит по спирали: на каждом витке происходит наращивание и обогащение ранее полученных знаний.

Семантическая сеть является одним из способов представления знаний. Каждую из дисциплин можно также представить в виде иерархической многоуровневой семантической модели [2—6]: на самом верхнем уровне расположены дисциплины D1,..., Dn, на следующем уровне — разделы дисциплин R1,..., Rm, далее на уровень ниже — темы Т ,.••, Т, затем — классы понятий К ,.••, К,,..., К,

1' ' у' 1' ' Ь ' V'

обобщенные понятия Р1,..., Рс,., Рк, элементарные понятия Е1,..., Е% и на последнем уровне — атомарные понятия А1,., А&. При этом число уровней иерархической модели зависит от степени детализации дисциплины и понятий, входящих в нее в зависимости от их сложности (рис. 2).

Информатика выступает в роли средств обучения данным дисциплинам: язык и система

1 Обучением студентов экономического и юридического факультетов Института мировой экономики и бизнеса дисциплинам экономико-математического цикла, информатике, правовой информатике занимается кафедра экономико-математического моделирования экономического факультета РУДН.

Рис. 2. Семантическая модель представления знаний: />р..., Dn — дисциплины; Rv..., Rm — разделы дисциплин; Тр..., Ту — темы; Кр..., Кь,..., КV — классы понятий; Рр..., Рс,..., Р„, — обобщенные понятия; Ер..., Ех — элементарные понятия; Лр..., Л — атомарные понятия

понятий информатики влияют на курс дисциплин экономико-математического цикла. С другой стороны, предмет информатики сочетает в себе основные разделы экономико-математического цикла, что определяет содержание материала курса . . . информатики. Таким образом, происходит реализация межпредметных связей по основным дисциплинам экономико-математического цикла (узлы сети) через предмет «Информатика» (ребра сети). Поэтому для успешного изучения данных предметов обучаемый опе-рационно должен быть подготовлен попасть в каждый узел семантической сети. Для этого ему необходимо знать и уметь владеть различными компьютерными программами по дисциплинам экономико-математического цикла (табл. 1).

Аналогичную модель можно построить и для обучения российских и иностранных студентов юридических специальностей по дисциплинам математического цикла, где предмет «Информатика» также играет роль средства обучения данным дисциплинам и задает отношения между ними (рис. 3).

Использование компьютеров в учебном процессе юридического факультета — одно из важных направлений в подготовке студентов при решении задач по дисциплинам математического цикла, требующих знаний курса информатики, навыков работы с компьютерными программами (табл. 2).

Таблица 1

Компьютерные программы, используемые в учебном процессе экономического факультета по дисциплинам экономико-математического цикла

Компьютерная программа Дисциплины, по которым используются программы

E-Views 5.0 Эконометрика, компьютерные технологии в экономической науке и производстве, написание курсовых и дипломных работ

Mentor Тесты по дисциплинам

Microsoft Office 2007 Информатика, элементы теории вероятности и математической статистики, финансовая математика, офисное программирование

Microsoft Project 2003 Проектный анализ, ИТ в управлении проектами, написание курсовых и дипломных работ

NetOp School Информатика, ИТ на предприятии, ИТ в стратегическом управлении, ИТ в экономике

Project Expert 7 Tutorial Проектный анализ, инвестиционный анализ, написание курсовых и дипломных работ

SAP ИТ в корпоративных финансах, информационные системы на предприятии, планирование ресурсов предприятия, написание курсовых и дипломных работ

SPSS for Windows Система статистического анализа данных

STATISTICA 6.0 Система статистического анализа данных

Test Studio Подготовка тестов по дисциплинам

Галактика 7.12.01 (однопользовательская) Информационные системы на предприятии, планирование ресурсов предприятия, написание курсовых и дипломных работ

ПМК Инталев: Навигатор ИТ в стратегическом управлении, ИТ в корпоративных финансах, написание курсовых и дипломных работ

Окончание табл. 1

Компьютерная программа Дисциплины, по которым используются программы

Система БЭСТ-ОФИС Информационные системы на предприятии, планирование ресурсов предприятия, написание курсовых и дипломных работ

Adobe Creative Suite CS 3 Программирование для Интернета

Справочные правовые системы (СПС): Гарант, КонсультантПлюс Правовая информатика

ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

ЛОГИКА

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА

Рис. 3. Модель интеграции дисциплин математического цикла для студентов-юристов

Междисциплинарный характер дисциплин экономико-математического цикла на основе информатики проявляется в «переплетении» многих дисциплин: высшей математики (векторная алгебра, аналитическая геометрия, линейная алгебра, математический анализ и др.), теории вероятности, математической статистики, эконометрики, экономики, информатики и др. (см. рис. 1). Очевидно, что для решения задач рассматриваемого типа студенту необходимы знания по этим дисциплинам, однако при создании даже простейших математических моделей каких-либо задач возникают проблемы, связанные с громоздкими вычислениями. Возможность их компьютеризации позволяет получить выигрыш во времени, а кроме того, приобрести навыки работы с различными «встроенными» программами.

Информационные технологии легко вписываются в традиционный урок по предметам эко-

номико-математического цикла, информатики, правовой информатики и позволяют преподавателям организовывать следующие этапы учебной деятельности: первый этап — этап приобретения знаний; второй этап — этап обобщения и систематизации знаний; третий этап — этап комплексного применения знаний, умений, навыков; четвертый этап — этап закрепления и проверки.

На первом этапе — этапе приобретения знаний студентами:

• размещаются учебные материалы, представленные в электронном виде и периодически обновляемые на порталах университета и экономического факультета (учебно-тематические и календарные планы по учебным дисциплинам кафедры, программы курсов, презентации лекций, электронные учебники, задания, вопросы, лабораторные, самостоятельные, контрольные и др. виды работ);

• проводятся лекции с использованием компьютерных презентаций, ежегодно корректируемых и обновляемых преподавателями кафедры в соответствии с учебной программой;

• используются компьютерные обучающие программы по отдельным дисциплинам экономико-математического цикла; электронные учебники, подготовленные на основе мультимедийных гипертекстовых технологий и размещенные на учебном портале экономического факультета и университета;

• задействуется система раздаточного материала в виде учебно-методических пособий и учебников (учебной литературы) для студентов факультета;

Таблица 2

Компьютерные программы, используемые в учебном процессе юридического факультета

по дисциплинам математического цикла

Компьютерная программа Дисциплины, по которым используются программы

Microsoft Office 2003 Информатика, элементы элементарной и высшей математики, теория вероятностей и математическая статистика, математические модели

Mentor Тесты по дисциплинам

Test Studio Подготовка тестов по дисциплинам

Справочные правовые системы (СПС): Гарант, КонсультантПлюс Правовая информатика

• проводятся практические занятия основного курса (спецкурса и курса по выбору) по предметам экономико-математического цикла, информатики, правовой информатики с использованием возможностей персональных компьютеров и встроенных прикладных программ.

На втором этапе — этапе обобщения и систематизации знаний проводится:

• обучение студентов под руководством преподавателя (практические занятия, консультации, обсуждение курсовых, дипломных работ и др.);

• закрепление решения задач с учащимися по предметам экономико-математического цикла аналитически с последующей компьютерной демонстрацией более компактного решения данных задач и проверкой их ответов;

• выполнение компьютерных лабораторных работ, компьютерных практикумов по предметам экономико-математического цикла, правовой информатике, информатике и др. под контролем преподавателя;

• формирование у студентов навыков решения исследовательских, профессионально ориентированных учебных задач. Информационные технологии позволяют расширить ряд задач, охваченных встроенными функциями по ряду дисциплин и адаптировать будущего выпускника к современным требованиям времени, повысить уровень его знаний, интегративных умений, сформировать информационную культуру.

На третьем этапе — этапе комплексного применения знаний, умений, навыков — студенты должны:

• в полном объеме пользоваться умениями архивировать и разархивировать полученную ими информацию;

• использовать общесетевое дисковое пространство «Student», всевозможные компьютерные программы для решения профессиональных задач, необходимую литературу научной электронной библиотеки факультета, статистические данные, размещенные на портале Economist, для их научной деятельности (написание курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций, научных статей, докладов и др.);

• анализировать полученные данные, сравнивать, обобщать научную информацию, делать выводы;

• использовать возможности Интернет (E-mail, UseNet, ICQ, IRC и др.) и беспроводных средств доступа Wi-Fi, Bluetooth и др. для осуществления учащимися их научной деятельности;

• принимать участие в российских и международных конференциях (в том числе и телеконференциях, аудио-, видеоконференциях в режиме On-line), форумах, семинарах по проблемам в различных областях науки;

• публиковать научные статьи, программы, тези -сы и др. в периодических научных российских и международных издательствах (в том числе и на Web-сайтах сети Интернет);

• принимать участие в открытых научных конкурсах на лучшую научную работу (курсовую, дипломную и др.).

На четвертом этапе — этапе закрепления и проверки:

• проводится поэтапный, промежуточный и результирующий контроль учащихся, оценка остаточных знаний студентов при аттестации вуза по разработанным и внедренным в учебный процесс тестирующим программам (тесты On-line: Mentor, TCExam, «тесты по курсу» портала Economist);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• размещаются на сайте факультета рейтинги успеваемости студентов и др. информация;

• проводятся контрольные, самостоятельные, лабораторные, курсовые, дипломные и др. виды работ;

• всесторонняя научная деятельность учащихся и др.

Таким образом, готовится необходимая информационная среда (с применением современных ИТ) для разностороннего развития, формирования мышления студентов с учетом выбранной ими специальности.

При решении творческих задач по дисциплинам экономико-математического цикла, например по предмету «Экономико-математические методы и модели» (ЭММиМ), необходимо иметь возможность отображать условия задачи в виде структурированной модели, в которой отражены все необходимые для решения задачи связи между элементами, а ИТ будут способствовать визуализации этих связей.

Среди большого спектра задач выбирают те, которые решаются и аналитически, и «компьютерным» методом. Связь между экономико-математическими дисциплинами осуществляется посредством практических задач: изучаемые задачи берутся из математики, экономики и др., а «компьютерное моделирование» — это часть раздела информатики. С другой стороны, при моделировании математических задач используют компьютер, что является связующим звеном между этими дисциплинами через предмет «Информатика».

- 15

ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Целевая функция

Управляемые переменные

Область допустимых решений Система ограничений

Неуправляемые переменные

Формы функций

Линейные

Схоластические

Детерминирован-ные

Нелинейные

Рис. 4. Структура задач на оптимизацию

Концепция сжатия (или формализации) учебной информации опирается на ведущие теоретические положения отрасли ИТ. Она направлена на исследование проблем приобретения, представления и практического использования знаний. В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и мобильного ее использования приобретают колоссальную значимость. С этой целью создаются всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом, компактном, удобном для использования виде. Эффективные

Рис. 5. Структура методов математического программирования

ЗАДАЧИ ЛИНЕИНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Задачи на раскрой материала

Пря- Двойс-

мая твенная

От- За-

кры- кры-

тая тая

Модель С

(многопродуктовые модели смешения)

Рис. 6. Виды оптимизационных задач, решаемых методом линейного программирования

способы сжатия учебной информации содержатся в известных психолого-педагогических теориях содержательного обобщения, укрупнения дидактичных единиц, формирования системности знаний на основе ИТ.

Процесс обучения с использованием ИТ протекает в информационной среде, которая имеет ряд составляющих, одной из главных которой является собственно электронное представление учебного материала.

Для моделирования учебного материала необходим способ, позволяющий придать логической структуре учебной информации наглядный и в то же время достаточно строгий характер. Таким способом является представление учебного материала в одной из интеллектуальных форм представления знаний — семантической сети, где вершины означают понятия изучаемой предметной области. Соединение двух вершин графа символизирует наличие между понятиями учебного материала определенного отношения или связи. Это преимущество семантических моделей позволяет легче выявить и показать логические отношения в учебном материале.

Модель в виде иерархической семантической сети, являясь логической структурой изучаемой предметной области, например по предмету ЭММиМ «Задачи на оптимизацию» [1], показывает последовательность изложения учебного материала (рис. 4).

Оптимизационные задачи решаются с помощью оптимизационных моделей методом математического программирования [1] (рис. 5).

Выделение конкретных семантических единиц тесно связано с процессом манипулирования учебным материалом. Частный случай математического программирования — линейное программирование [1], можно представить в виде иерархической сети (рис. 6).

Методы решения задач на оптимизацию [1] также пред-ставимы в виде семантических сетей (рис. 7).

Модель А Модель В

(мини- (раскрой

мальный с мини-

раскрой мальными

материала) расходами)

Рис. 7. Методы решения задач на оптимизацию

При сравнении решений задач «компьютерным» методом и аналитическим «на бумаге» предпочтения отдаются информационным компьютерным технологиям. Однако на практике дела обстоят не так гладко: в компьютеризации математики есть свои «плюсы» и «минусы». Рассмотрим некоторые из них.

К «плюсам» можно отнести следующее: возможность быстрого решения поставленных задач; отсутствие вычислительных ошибок; построение различных моделей по дисциплинам экономико-математического цикла; быстрое построение графиков функций, диаграмм и др. по исходным данным; получение быстрой статистической оценки ожидаемого результата; представление компактного, наглядного решения различных задач; приобретение компьютерной грамотности и др.

«Минусы» проявляются в выполнении работы по образцу; в непонимании или в нежелании понимать свои действия; в незнании или непонимании математического аппарата, встроенных в процессор Excel стандартных «компьютерных» функций и др.

Сочетание различных способов изложения материала и его структуризация позволяют учащимся осуществлять «взаимные переходы» от понятийного мышления к символьному (знаковые средства обучения дисциплин математики, информатики) и от символов — к экономическому смыслу, делать выводы, правильно излагать свои мысли.

Использование компьютерных семантических сетей в процессе решения задач требует от обучаемых [2, 5, 8, 9]: реорганизации знаний; исчерпывающего описания понятий и связей между ними; глубокой обработки знаний, что способствует лучшему запоминанию и извлечению из памяти знаний, а также повышает способности применять знания в новых ситуациях; связывания новых понятий с существующими понятиями и представлениями, что улучшает понимание.

Организация семантических сетей помогает учащимся отображать свои собственные познавательные структуры.

Использование ИТ в учебном процессе через интеграцию дисциплин позволяет реализовать следующие методические цели: усиление мотивации изучения предметов экономико-математического цикла, информатики, правовой информатики и др.; повышение уровня наглядности преподаваемых дисциплин; высвобождение учебного времени за счет компьютерного сопровождения лекционного материала, решения практических задач по предметам экономико-математического цикла с применением возможностей компьютерных программ, используемых кафедрой в учебном процессе; повышение эффективности всех видов учебных занятий по данным предметам (лекции, практические занятия, лабораторные, факультативы, самостоятельная и исследовательская работа студентов); использование высвобожденного времени для сосредоточения внимания на практической стороне изучаемого вопроса и рассмотрения дополнительных и профессионально ориентированных задач, углубляющих тематику дисциплин, способствующих развитию профессиональной компетенции; совершенствование знаний компьютерных математических, правовых и др. программ, необходимых в профессиональной деятельности студентов; оперативное использование знаний при решении тактических и теоретических задач в условиях системного экономического кризиса, формирование предпринимательских навыков студентов; обеспечение возможности дальнейшего непрерывного образования учащихся; переход от традиционных методик обучения к современным с использованием ИТ, направленных на профессионализм будущих специалистов.

Использование ИТ в экономической среде позволит:

1) наиболее точно обрабатывать статистические результаты в ходе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, соискателей и др.;

2) адаптировать промежуточные результаты данных работ для их использования в учебном процессе при преподавании дисциплин экономико-математического цикла;

3) разработать на основе проведенных исследований планы по написанию учебно-методических пособий для студентов и аспирантов, дополняющих в качестве научно-практических примеров стандартные дисциплины экономико-математического цикла, темы для студенческих дипломных и кур- 17

совых работ, наполненных конкретным научно-практическим содержанием;

4) апробировать результаты научно-исследовательских работ студентов в целях создания высокого профессионального потенциала будущих научно-педагогических кадров и обеспечения преемственности российской научной школы;

5) адаптировать методы теории вероятности и математической статистики, многомерного статистического анализа, эконометрики, математического моделирования, используемые в научной деятельности с целью внедрения в учебный процесс в виде:

• разработок междисциплинарных спецкурсов, спецсеминаров, учебно-методических пособий для российских и иностранных студентов и аспирантов;

• включения в качестве научно-практических примеров в стандартные дисциплины общепрофессионального и экономико-математического цикла;

• включения в качестве научно-практических примеров в курсы эконометрики и корпоративных финансов для проведения расчетов с конкретным научно-практическим содержанием;

• создания тем для дипломных, курсовых и диссертационных работ, наполненных конкретным научно-практическим содержанием;

• проведения мастер-классов (с применением персональных компьютеров) для привлечения студентов к научным исследованиям, формирования студенческих научно-исследовательских коллективов, развития преемственности, привлечения способных студентов в аспирантуру, в научно-исследовательскую работу по грантам и др.

Важным этапом внедрения ИТ в учебный процесс факультета является систематизация, обобщение и апробация разработанных теоретических концепций не только в области дальнейшего развития теории, но и в качестве приложений к ряду учебных экономико-математических дисциплин в силу междисциплинарного характера получаемых результатов и разработки учебно-методических комплексов исследовательского направления для активного формирования общей методологии научного мышления через введение студенческой

молодежи в творческую лабораторию исследовательского коллектива.

Таким образом, структурированная организация учебной деятельности с использованием ИТ позволяет [2]: сформировать компетенцию знаний, отвечающую личностным потребностям и потребностям общества; достигать коммуникативную компетенцию; достигать системно-деятельностную компетенцию; адаптироваться личности в современном обществе; приобретать профессионализм в выбранной специальности.

В результате достижения этих целей происходит переход от компьютерной грамотности к информационной компетентности, а затем — к информационной культуре.

Список литературы

1. Багриновский К. А., Матюшок В. М. Экономико-математические методы и модели (микроэкономика). М.: РУДН, 2009.

2. Баранова Н. М, Жаров В. К. О вариативности моделей обучения с учетом родной информационно-педагогической среды студента // Инновационные подходы и технологии в образовании и управлении: сб. науч. тр. Вып. 1. М.: МГУС, 2009.

3. Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М.: МАКС Пресс, 2009.

4. Кузнецов И. П. Семантические представления. М.: Наука, 1986.

5. Морозов В. П., Тихомиров В. П., Хруста-лев Е. Ю. Гипертексты в экономике: информационная технология моделирования. М.: Финансы и статистика, 1997.

6. Хрусталев Е. Ю. Семантические модели в управлении оборонно-промышленным комплексом России // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 21.

7. Хрусталев Е. Ю. Методологические и теоретические основы гипертекстовой технологии моделирования экономических систем // Концепции. 2010. № 1—2.

8. Шихнабиева Т. Ш., Курбанмагомедов К. Д. К вопросу использования семантических сетей для моделирования процесса обучения и распознавания. М., Деп. в ВИНИТИ, 1997.

9. URL: http://dic. academic. ru/dic. nsf/ ruwiki/33681.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.