Семантика традиционного китайского орнамента Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

Научная статья на тему 'Семантика традиционного китайского орнамента' по специальности 'Искусство. Искусствоведение' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 18.31 — Изобразительное искусство
  • ВАК РФ: 17.00.04
  • УДK: 7
  • Указанные автором: УДК: 7.04

Статистика по статье
  • 1775
    читатели
  • 844
    скачивания
  • 6
    в избранном
  • 3
    соц.сети

Ключевые слова
  • династия
  • исторический текстиль Китая
  • китайское декоративное искусство
  • стиль
  • темы узоров
  • традиционный китайский орнамент
  • узор

Аннотация
научной статьи
по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Тянь Хэ

Декоративное искусство Китая интересно и многообразно. Большое значение в традиционных орнаментах этой страны отводится передаче базовых отношений человека и природы. Большинство орнаментов, сохранившихся в китайском декоративном искусстве до наших дней, имеет глубокие исторические корни. В данной статье сделана попытка выявить основные типы традиционных китайских орнаментов и проанализировать их семантику.

Научная статья по специальности "Изобразительное искусство" из научного журнала "Общество. Среда. Развитие (Terra Humana)", Тянь Хэ

 
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Семантика традиционного китайского орнамента". Научная статья по специальности "Изобразительное искусство"

УДК 7.04 173
ББК 85.12
Тянь Хэ
СЕМАНТИКА ТРАДИЦИОННОГО КИТАЙСКОГО ОРНАМЕНТА
Декоративное искусство Китая интересно и многообразно. Большое значение в традиционных орнаментах этой страны отводится передаче базовых отношений человека и природы. Большинство орнаментов, сохранившихся в китайском декоративном искусстве до наших дней, имеет глубокие исторические корни. В данной статье сделана попытка выявить основные типы традиционных китайских орнаментов и проанализировать их семантику.
Ключевые слова:
династия, исторический текстиль Китая, китайское декоративное искусство, стиль, темы узоров, традиционный китайский орнамент, узор.
Искусство на протяжении всей истории Китая занимало важное место в культуре, раскрывая её скрытый потенциал и жизненные силы. Влияние китайской культуры на развитие современных мировых тенденций в живописи, моде, дизайне, татуаже неоспоримо, но далеко не всегда те или иные орнаментальные мотивы, рожденные в Китае, используются осознанно, с учетом присущей им семантики.
Территория, на которой развивался китайский этнос, велика и разнообразна. Долгое время экономическая система страны основывалась на натуральном хозяйстве. Все это позволило традиционному искусству унаследовать достижения поколений и непрерывно развиваться, создавая множество разнообразных стилей. В период правления династий Вэй (220266), Цзинь (265-420), Суй (581-618) и Тан (618-907) смешение многих этнических культур дало толчок развитию новых форм народного костюма, а также таких ремесел как ткачество и набойка. В период династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) достигло кульминации своего развития и расцвета искусство плетения.
Традиционное китайское искусство придавало большое значение форме, передаче базовых отношений человека и природы. С момента появления китайской цивилизации, искусство региона развивалось по своему особому пути, а ко времени появления династии Хань, можно сказать, что этот путь разделился на четыре направления:
1) дворцовое искусство, ориентированное на аристократию;
2) искусство интеллигенции, ученых мужей;
3) религиозное искусство, сформировавшееся под влиянием буддизма, даосизма и прочих учений;
4) народное искусство, то есть искусство крестьянства.
Произведения декоративно-прикладного искусства Китая, безусловно, составляют важную часть искусства страны. Большая часть их имеет яркий оптимистический колорит.
Китайский традиционный орнамент -это достаточно широкое понятие. Его корни уходят в глубокое прошлое, но он существует и в настоящее время. В него входят традиционный узор, узоры малых народностей, придворный узор, религиозный узор, кроме того, он играет значительную роль в архитектуре, живописи, скульптуре, текстиле и прикладном искусстве. Безусловно, существует множество типов этого орнамента, развивавшихся на всем протяжении его истории. Смысловая наполненность и разнообразие форм китайского узора огромны, однако, если говорить в целом, существует стилевое единство всех узоров, характерные особенности - внимание к красоте формы и смысловому содержанию узоров. Интерес, как к эстетической, так и к содержательной стороне узоров сформировал эстетическое чувство китайского народа. Разнообразное, существующее на протяжении многих веков искусство орнамента, являющееся неотъемлемой частью китайской культуры, вобрало в себя традиции и обычаи, народную философию, традиционный образ мышления, эстетику, достижения тысячелетий культуры и истории Китая.
При династии Цинь (221-207 гг. до н.э.) на территории Китая произошло объединение различных народностей в единую страну, активно развивалась экономика, поднялся уровень жизни народа. В соответствии с этим, орнаментальное искусство тоже достигло небывалого расцвета, а сюжеты узоров стали более разнообразны.
При династии Хань (206 г. до н.э. - 220 гг. н.э.) в орнаментах, помимо мифологических
Общество
Terra Humana
сюжетов, большое внимание стало уделяться сюжетам о труде, о жизни знати, музыкантам и танцорам, историческим преданиям, легендам о божествах, явлениям природы и прочему [2, с. 18]. Распространенные мотивы орнамента династии Хань: облака, изображения четырех божеств, кизил, повозка, медная скоба с кольцом в виде головы змеи или черепахи, узор из линий, при примыкании образующих прямые углы, сценки из повседневной жизни.
Орнамент с изображением кизила часто можно видеть на изделиях из шелка и в вышивках. Кизил использовали в качестве лекарства; по народным поверьям, он был способен приносить удачу. Девятого числа девятого лунного месяца китайцы отмечали праздник двойной девятки1, в который существовала традиция носить при себе ветки кизила, так как считалось, что он отгоняет злых духов и способствует долгой и счастливой жизни.
В период династии Хань были очень популярны орнаменты, изображающие сценки из повседневной жизни - работу (пахоту, плавку железа, вываривание соли из воды, изготовление вина, ткачество, сев, сбор урожая, сбор лотосов и др.), общественную жизнь, танцы и цирковые представления, а также исторические события и легенды о богах.
После падения династии Хань начался период социальных потрясений и раздробленности, длившийся более трех столетий, с начала эпохи Троецарствия до конца периода Южных и Северных династий. В то время очень важную роль играла религия. Как писал поэт,
Четыреста восемьдесят святилищ -
Южных Династий след,
О, сколько же башен высится в дымке
средь моросящей влаги! [1]2.
Расцвет буддизма оказал влияние на все стороны жизни, и в этот период появилось много узоров с буддийским содержанием. Так как влияние религиозных мотивов в период раздробленности было большим, чем во время предшествующей ему династии Хань или следующей за ним династии Тан, то развитие узоров в тот период отличается своеобразием. Изображения Будды Шакьямуни, Будды Матрейя, бодисатв, богини Гуаньинь, небесных музыкантов гандхарвов, орнаменты с изображением буддийских сюжетов способствовали более широкому распространению буддизма. Среди других сюжетов этого периода были также популярны цветы лотоса, жимолость, огонь, животные и др.
В период династий Суй и Тан (особенно последней) экономика и культура страны достигли небывалого расцвета.
В эпоху Тан люди были гораздо более свободными, чем в любую из предшествующих эпох, их размышления не ограничивались религиозными вопросами, постепенно утверждались идеи самостоятельности и независимости человека. Основными темами узоров в этот период были цветы и птицы. Ремесленники в значительной мере отказались от бывших до того основными мотивами орнамента тем богов и животных. Что же касается художественной манеры рисунка, то можно сказать, что простота сменилась большей реалистичностью, пышностью, поэтичностью, а эстетические предпочтения в это время довольно сильно изменились.
Во время династии Сун (960-1279) в прикладном искусстве практически нет произведений таких же ярких и мощных, как танские. Правильным и изящным тогда считалось некоторое равнодушие к славе. В искусстве того времени развивался реалистический стиль. Примерами того периода можно считать изображения четырех сезонов, фонарей, морские мотивы, изображение играющих детей, цветов и др. Особой популярностью пользовались изображения четырех сезонов - виды или цветы и травы, характерные для различных времен года. Его аллегорическое значение - «совершенная красота». В сунский период наиболее распространенными элементами времен года, изображавшимися как части этого орнамента, были пионы, лотосы, хризантемы и цветы сливы. Такие сюжеты сохраняли популярность и в последующие периоды, при династиях Мин и Цин.
Стиль искусства династии Юань (12711368) радикально отличался от стиля, популярного при Сун. Юаньские узоры были более небрежны, не связаны рамками условностей. Что касается тем, то в этот период узоры имеют не только декоративное значение, но и рассказывают истории, то есть содержательная наполненность орнаментов стала глубже. К тому же при династии Юань было популярно заполнять пустоты, оставленные основным орнаментом, другим узором. В таком качестве часто использовали иероглифический орнамент, узор из свастик, помпонов и др.
Основные сюжеты орнамента династии Юань: «три друга в зимнее время», абстрактный рисунок с изображением лепестков лотоса, водных цветов, птиц и пейзажей,
исторических сюжетов, мифологический орнамент и др.
Узор «три друга в зимнее время» представляет собой изображение бамбука, сосны и сливы. Такой рисунок часто встречается на ткани, керамике, изделиях из металла, лака, скульптуре. Популярность этого орнамента во время правления монгольской династии Юань может быть связана с тем, что общество испытывало большое давление со стороны властей. Люди обращались к сосне, бамбуку и сливе как символам воли и стойкости, чтобы показать, что в тяжелые времена они также могут сохранить непоколебимую честность и вынести все испытания.
Форма, содержание и смысловое наполнение китайского орнамента менялись с течением времени в соответствие с формами общественного и политического развития. Так, в древнем обществе орнамент имел магическое, тотемное значение, в феодальный период отражал политические принципы, а в новое время получили распространение национальные благопоже-лательные узоры. Движущей силой создания орнамента служила не объективная реальность, а требования идеологической концепции. Поэтому узор не ограничивался простой передачей объективной реальности, а являлся соединением последней и духовных запросов человека, переплетением формы и содержания, что делало его цельным произведением, сочетающим дух и материю. Эта эстетическая особенность китайского орнамента определила, что его форма должна раскрывать содержание (то есть, через определенную форму здесь должен передаваться определенный смысловой подтекст).
В китайском орнаменте большое значение придавалось сочетанию контрастов. В процессе складывания узора появились определенные нормы - «дизайн», зависящий от горизонтальной и вертикальной проекции изображения. К такому дизайну относятся: танский травяной узор, «встреча с радостью», «вьющаяся ветка» и т.д. Сформировались такие способы создания узоров, как «упрощение», «увеличивающее изменение», «объединение», «разделение» и т.д. Кроме того, существовали и устойчивые формы орнамента: дракон, феникс, ци-линь3, Будда, и множество других. Противопоставление контрастности и цельности в китайских узорах придавало им изменчивость, способность к обновлению, гарантировало их процветание и жизненную силу.
Китайские традиционные орнаменты можно разделить на несколько групп:
1. Узоры с изображением небесных явлений.
2. Геометрические узоры.
3. Растительные узоры.
4. Узоры с животной тематикой.
5. Узоры, символизирующие счастье, процветание, долголетие, радость, богатство и т.д.
С развитием орнамента расширялся спектр типов используемых сюжетов и бла-гопожелательных значений. Существовали узоры, предназначенные для императорского дворца, или для жилища простого человека, ханьские узоры и узоры малых народностей, животные и растительные узоры, «узоры четырёх духов» и т.д.
Китайское учение «инь-ян» делило все сущее на иньское и янское начала, а «пять первоэлементов» - вода, огонь, земля, дерево и металл - обозначали пять первоначальных субстанций, образовавших Вселенную. Считалось, что есть пять сторон света: север, юг, запад, восток и центр. В соответствии с этим вводилось пять основных цветов: темный (предположительно темно-зеленый), желтый, красный, белый и черный. Созвездия рассматривались по аналогии с земными структурами, представляясь как дворцы, которые традиционно делились по сторонам света: восточный, южный, западный, северный и центральный.
Наблюдая за небосводом, люди пришли к выводу, что все «дворцы», кроме центрального, имеют форму какого-либо существа. Созвездие восточного дворца -форму дракона, а поскольку восток ассоциировался с темным цветом, то дракона востока стали называть «Темным драконом». Южное созвездие назвали «Алой птицей», т.к. по форме оно походило на птицу, а цвет юга - красный. Таким образом, символом западного созвездия стал Белый тигр, т.к., цвет запада - белый, а север - в Сюаньу (сюаньсы - черный цвет). Так появились обозначения небесных созвездий и символы сторон света.
Во времена династии Хань им стали приписывать способность отгонять злых духов, вот почему их изображения получили широкое распространение в качестве декоративных элементов: темного дракона, белого тигра, красной птицы изображавшейся в виде павлина или феникса, и Сюаньу - мифического животного, соединявшего в себе тело змеи и черепахи.
В Китае облака были объектами поклонения с древнейших времён: как явление природы облака переменчивы, и в представлении людей они служат предзнаме-
Общество
Terra Humana
нованиями; облака неразрывно связаны с дождем, что имеет огромное значение для сельского хозяйства. Существует даже выражение «дух облака».
Облачный узор стал популярен при династии Хань, что было связано с религиозными представлениями того периода. Облачный узор часто можно видеть на керамике, ткани, вышивке, изделиях из лака и меди, гравировках того периода. Облачный орнамент династии Хань отличается от получившего распространение при династии Тан узора плывущих облаков. Танский узор происходит от древнего орнамента с фигурами свернувшегося безрогого дракона и птиц, и хотя, в целом, он очень похож на облачный орнамент, если присмотреться, можно заметить следы изображения голов зверей и птиц. К тому же популярность ханьского облачного орнамента была связана с культами божеств. На одежде этот узор выполнял четыре основные функции: во-первых, разгра-
ничивал другие орнаменты, создавая для каждого собственный небольшой участок, во-вторых, объединял все в единое целое, в-третьих, заполнял пустоту, в-четвертых, увеличивал общую выразительность изображения. Можно сказать, что в произведениях прикладного искусства династии Хань самым важным из узоров был именно облачный.
При династии Тан появился узор «облака и цветы», сочетавший четко различаемое изображение стебля и рисунок, похожий на лист или цветок. Особенная черта семантики такого узора - созвучие слов «облако» и «удача» - (юнь), благодаря чему облако стало символом удачи и счастья. В дальнейшем возникали все более искусные узоры («летящее облако», «неподвижное облако», «собирающиеся облака», «облако - как пожелаете» и т.д.), отображавшие богатство и разнообразие существующих в природе форм облаков. Узоры из облаков (юнь) и летучих мышей (фу) называется «счастливая удача» (фу юнь).
«Водяной» узор также очень популярен в орнаментальном искусстве Китая: вода -это источник жизни, а потому она обладает мистическим значением в культуре. В буддизме вода и лотос являются важными символами, означающими святость и чистоту. В древнем Китае существовала традиция жертвоприношений на воде. Считалось, что вода (иногда заменяемая вином) может очистить тело и гарантировать расположение Неба. Нет ничего удивительного в том, что как источник человеческой жизни она пользуется уважением и почитанием.
В природе вода ведет себя по-разному: она может быть ровной или безостановочно бегущей, может журчать или волноваться, и т.д. Непрерывный бег и переменчивость воды стали залогом того, что орнамент с ее изображением обладает множеством вариаций: спокойной волны, волнующейся реки, пены на воде, водяного жемчуга и пр. Водяной узор обладает множеством разнообразных форм, богатством значений и смыслов и пользуется большой популярностью. Неудивительно, что он часто встречается в качестве декоративного орнамента. Водяной узор чаще всего усиливает общее впечатление от изображения, заполняя пустоты или завершая композицию.
Среди геометрических мотивов следует отметить прямоугольный узор, свастику и диск.
Прямоугольный узор - один из древнейших в Китае, появившийся из громового орнамента на бронзовых сосудах периода династии Инь-Шан. Он состоит из бесконечного числа коротких прямых линий, соединенных вместе. Внешне узор напоминает иероглиф «возвращаться». Является стандартным геометрическим орнаментом. В чуть более свободной форме он напоминает спираль или арку. Является символом дождя, несущего процветание сельскому хозяйству. Позднее благодаря тому, что этот узор можно продолжать бесконечно, он стал ассоциироваться с положительными коннотациями бесконечности, протяженности и символизировать длительный отрезок времени или перерождение в буддийском понимании. Это очень распространенный орнамент, он встречается на шелке, в фарфоре и керамике, резьбе, архитектуре и т.д.
Диск возник из традиционного китайского узла, и, подобно традиционным узлам, имеет множество подвидов и форм. Он может быть квадратным, круглым или неровным, однако во всех своих модификациях сохраняет эстетическую ценность. Поскольку линии этого узора сплетаются подобно веревке в традиционных узлах, создавая ощущение отсутствия начала и конца, имея при этом особую ритмическую композицию, узор был назван диском.
Основными растительными сюжетами узоров являются лоза, пион, лотос, хризантема, слива, орхидея, гриб линчжи, хурма, сосна, бамбук и др. Пион, лотос, хризантема и слива - это цветы четырех времен года. Пион символизирует весну, лотос - лето, хризантема - осень, а вишня - весну. В период династии Мин было
Нефритовая ваза династии Сун с изобра- Орнамент «зубы, растущие из моря»,
жением цветущей сливы. династия Хань.
Орнамент «дракон», династия Тан.
Общество
Terra Humana
i7B
популярно сочетание этих четырех цветов в разнообразных узорах, получивших единое наименование: узоры «сплетения цветов четырех времен года».
Множество гипотез было выдвинуто китайскими учеными о происхождении орнаментального образа дракона, и среди них основными считаются три. Первая предполагает, что дракон был тотемом, поэтому и стал символом китайского народа и породил специфический элемент культуры, сохранивший огромное значение на протяжении многих веков. По сей день потомки Желтого Императора и Императора Яня (персонажи китайских легенд) - жители Поднебесной - считают себя потомками драконов.
Вторая гипотеза предполагает, что происхождение образа дракона было обусловлено природными факторами, такими как гром, молния, ветер и дождь, которые не могли быть объяснены древним человеком, и, потому приписывались богам.
В соответствии с третьей гипотезой образ дракона сформировался в рамках традиционных взглядов древних китайцев. Дракона описывали и изображали как существо, сочетающее в себе признаки нескольких животных.
Можно сказать, что дракон остается божественным созданием в сознании китайцев. Он - символ страны и императора, все
Список литературы:
изображения этого мифического животного всегда соотносились с персоной императора. В имперских постройках можно обнаружить множество ярких, великолепных, разнообразных узоров с драконами. Орнамент с драконом таит в себе смысл подъема, воодушевления, раскрытия, перемен и т.д. Существует множество народных мифов и легенд, связанных с этим существом.
Популярны и такие орнаменты с драконами: «дракон и феникс приносят удачу», «два дракона играют с жемчужиной», «дракон летит, тигр бежит», «дракон летит, феникс танцует», «дракон вызывает дождь из облака», «дракон-повелитель наводнений выдыхает туман» и др., со значением удачи и счастья. Кроме того, существуют непрерывные узоры, выполненные в форме упрощенного изображения дракона и означающие бесконечное счастье и удачу.
Многовековая история Китая подарила нам особую культуру, и декоративное искусство является яркой ее жемчужиной. Пропустив через себя разнообразный материал (явления природы, животный и растительным мир, мифы и легенды), оно породило исполненный глубокого смысла орнамент, отражающий древние традиции и устремления к гармонии, миру и счастью.
[1] Ду Му. Весна в Цзяннани. Пер. Б. Мещерякова // Стихи тысячи поэтов: антология китайской поэзии «ши» VII-XVI вв. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://baruchim.narod.ru/
[2] Чжао Ханьшэн. Ткачество, крашение и набивка тканей в древнем Китае. - Пекин, 1997.
[3] Чжань Янь. Китайский костюм эпохи Мин: Орнамент, декоративные особенности и символика. Дисс. ... канд. искусствовед. - М., 2003. - 174 с.
1 Девятого числа девятого лунного месяца китайцы отмечают праздник «двойной девятки», который также называют праздником стариков. До династии Тан этот праздник официально считался народным, а в последующие исторические периоды традиция сохранялась и дошла до наших дней. Традиционно в этот праздник люди поднимаются в горы и едят специальные праздничные лепешки. Издревле существует традиция любоваться хризантемами в этот день, вот почему его также называют праздником хризантем. Существовала и традиция втыкать в волосы веточки кизила, поэтому возник и «праздник кизила». Кизил обладает лекарственными свойствами, на нем настаивали вино, которое употреблялось в медицине. По народным представлениям, так как «двойная девятка» омонимична словам «долго-долго», праздник связан со здоровьем и долголетием.
2 Ду Му (803-852) - поэт, живший в конце династии Тан, по национальности ханец, второе имя Мучжи, псевдоним - «отшельник из Фаньчуань», родом из тогдашнего столичного округа (сейчас г. Сиань, провинция Шэньси), внук министра Ду Ю. В своем стихотворении он описал расцвет буддизма в эпоху Южных и Северных Династий.
3 В китайской мифологии - чудо-зверь, главное из 360 животных, проживающих на суше. Его иногда включают в перечень четырёх благородных животных наряду с драконом, фениксом и черепахой -вместо тигра.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх