Научная статья на тему 'Семантика терминов родства как основа математических задач'

Семантика терминов родства как основа математических задач Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
884
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНЫ РОДСТВА / СЕМАНТИКА / СЕМА / КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / TERMS OF KINSHIP / SEMANTICS / SEME / COMPONENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Николенко Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются текстовые математические задачи, содержащие термины родства. Структура организации семантического поля терминологии родства и семантические свойства каждого термина позволяют использовать их в качестве материала для логического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantics of kinship terms as a basis of text math problems

The article deals with the text math problems containing kinship terms. The organization of the semantic field of kinship terminology and semantic features of a single term allow using them as material for logical analysis.

Текст научной работы на тему «Семантика терминов родства как основа математических задач»

О.Ю. НИКОЛЕНКО

(Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия)

УДК 81.161.1 ’37 ББК Ш141.12-31

СЕМАНТИКА ТЕРМИНОВ РОДСТВА КАК ОСНОВА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Аннотация: В статье рассматриваются текстовые математические задачи, содержащие термины родства. Структура организации семантического поля терминологии родства и семантические свойства каждого термина позволяют использовать их в качестве материала для логического анализа.

Ключевые слова: термины родства, семантика, сема, компонентный анализ.

Лексическое наполнение математических задач представляется важным только в отношении соответствия реалиям окружающего мира и научным знаниям об этом окружающем мире. Так, невозможно условие задачи, при котором в ответе получается 3% яйца или 1,5 землекопа (как в известном произведении Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»), поездам пока недоступна скорость 900 км/ч, а возраст человека не может быть равен 200 годам. Если же несколько объектов действительности имеют одинаковые с точки зрения математики параметры, то, в принципе, совершенно не важно, какая конкретно употреблена лексема, что складывать и делить: конфеты или яблоки (один предмет делится на части), марки или цветы (один предмет не делится на части). Однако использование слов некоторых лексических групп в математических задачах основано именно на знании конкретной семантики слова и знании его лексических отношений с другими словами этой группы. К таким лексемам относится названия денежных единиц: рубль, полтинник, гривенник, копейка и т.д. или доллар, цент и т.д., отрезков времени: век, год, месяц, час, минута, секунда и т.д., а также единицы некоторых других лексико-семантических групп. Но если фиксированное математическое употребление названных лексем объясняется их непосредственным или опосредованным отношением к метрическим системам (наряду с единицами длины, объема, площади, массы и др.), то употребление терминов родства в математических задачах основано только на их строго определённом лексическом значении, которое не имеет ни малейшего отношения к метрическим системам.

Речь, конечно, не идёт о задачах, в которых термины родства ис-

пользуются в качестве имён собственных или являются синонимами слов человек, мальчик, девочка и т.д., типа «Мама купила килограмм яблок и разделила между детьми...», «Два брата возвращались из школы с разницей в полчаса.», «Отец выше сына на 60 см ...» и др. Интерес представляют задачи математического или логического характера, основанные на точном понимании значения термина родства. Анализируемые далее задачи взяты из пособий по математике, материалов для олимпиад [Источники].

Термины родства потому условно и называются терминами, что системная организация данной лексико-семантической группы сходна с организацией истинного терминологического поля: каждый член группы занимает определённое место в иерархии и связан с другими членами группы однозначной связью. В пределах поля все термины родства моносемичны (за пределами могут образовывать семантические дериваты типа отец «основатель чего-либо»). Структура значения одного термина строго упорядочена и ограничена набором сем, с помощью которых данный термин противопоставляется другим (набор выявляется комбинаторной методикой, напр. отец 1) мужской пол; 2) родитель; 3) кровный; 4) по прямой; 5) в первом поколении или сноха

1) женский пол; 2) рождённая; 3) по браку сына; 4) по прямой; 5) в первом поколении). Для полного освоения значения необходимо также учитывать общие семантические свойства терминов родства, важнейшими из которых являются относительность (релятивность) и встречная соотносительность [Николенко 2008].

Лицо, названное тем или иным термином, является таковым не вообще, а только по отношению к каким-либо другим, в каждом конкретном случае вполне определённым лицам. Напр.: отец - мужчина по отношению к своим детям; бабушка - женщина по отношению к своим внукам; тёща - женщина по отношению к мужу своей дочери. Каждому термину, называющему какое-либо лицо по его отношению к другим лицам, соответствует строго определённый термин, обозначающий тех лиц в их отношении к данному лицу. Напр.: если какое-либо лицо по отношению к другим лицам является дядей, то эти другие лица по отношению к нему будут являться племянниками.

В силу относительности лицо может быть названо по-разному: отцом, сыном, дедом, дядей, братом, внуком, правнуком, тестем, свёкром, зятем, шурином, деверем и т.д. - в зависимости от того, по отношению к кому это лицо определяется. На этом принципе основаны известные логические задачи:

1. В семье 2 сына, 2 отца и внук с дедом. Сколько их всего? (трое)

2. В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в

семье? (8)

3. У мальчика братьев нет, а у его сестры столько же братьев, сколько и сестёр. Сколько в этой семье братьев и сколько сестёр? (один и две)

4. Одного человека спросили, сколько у него детей. Он ответил: «У меня сыновей столько, сколько дочерей, а у каждого сына по три сестры». Сколько же у него детей? (6)

5. Шли тёща с зятем, да муж с женою, да бабка с внучкой, да мать с дочкой, да дочь с отцом. А всего сколь? (четверо)

Семантический принцип релятивности является достаточно сложным для речевого освоения, что подтверждается исследованиями в области онтолингвистики (Г.Р. Доброва, Ж. Пиаже). Существует противоречие: термины родства, относясь к числу самых первых слов в лексиконе ребенка, не скоро усваиваются во всей полноте их значения (обычно полностью усваиваются лишь к 8-12 годам), и связано это с релятивностью их значений. Ребёнок в своём речевом развитии должен пройти несколько стадий освоения терминов родства:

1) «ярлыковую», восприятие терминов родства как личных имен, жестко привязанных к конкретному человеку: мама для ребенка - это личное имя его матери, как Катя - личное имя сестры;

2) эгоцентричную, восприятие терминов родства только с точки отсчёта «от себя»: бабушка - это мама моей мамы или моего папы;

3) собственно релятивную, восприятие терминов родства с любой точки отсчёта: брат - это каждый из сыновей родителей по отношению к другим детям этих же родителей.

Заметим, что показателем «неполного освоения» термина родства является необходимость постановки себя на место объекта, по отношению к которому описывается родство. Так, сталкиваясь с необходимостью дать определение слову шурин, информанты рассуждали: «Если у меня есть жена, а у неё брат, то он мне шурин». Иногда в рассуждениях информанты преодолевали все стадии освоения термина: «Саня называет Мишу шурином (ярлык). Миша - брат жены Са-ни(смещённый эгоцентризм, подмена я - кто-либо). Значит, шурин -это брат жены (полное освоение)».

Нормальное полное освоение относительности и соотносительности семантики терминов родства происходит в среднем школьном возрасте, о чём свидетельствует задача для 5-6 класса «Разглядывая семейный альбом, Ванечка обнаружил, что у него 4 прабабушки и 4 прадедушки. А сколько прабабушек и прадедушек имели его прабабушки и прадедушки вместе? (64)» Кроме математического подсчёта, задача требует понимания относительности самих терминов прабабушка и

прадедушка. Приведём примеры задач на относительность и соотносительность терминов родства разной степени сложности:

1. Сын отца моего, а мне не брат? (я сам)

2. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут

брата моей сестры? (Толя)

3. У девочки столько сестер, сколько братьев. А ее брат сказал, что у него 3 сестры. Сколько детей в семье? (5)

4. У мальчика столько же сестёр, сколько и братьев, а у его сест-

ры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько в этой семье братьев и сколько сестёр? (4 брата и 3 сестры)

5. Шел муж с женой да брат с сестрой. 3 яблока они поделили поровну. Сколько досталось каждому? (по 1)

6. Иван Федорович - отец Марины Ивановны, а Коля - сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Федоровичу? (внуком)

7. Взрослый и ребенок сели в лодку и отправились ловить рыбу. Взрослый говорит ребенку: «Ты мне сын, но я тебе не отец». Кем приходится взрослый ребенку? (матерью)

8. Двое отцов подарили сыновьям деньги. Один дал своему сыну 150 рублей, а другой своему - 100 рублей. Оказалось, однако, что оба сына вместе увеличили свои капиталы только на 150 рублей. Чем это объяснить? (Один из отцов приходится другому сыном, т.е. всего их было не четверо, а трое: дед, сын и внук. Дед лал сыну 150, а тот отдал 100 внуку, т.е. своему сыну.)

9. Сергей приехал в гости к своей сестре Кате. Гуляя по городу, они остановились у больницы. «Я навещу своего больного племянника», - сказал Сергей. «Хорошо, - сказала Катя. - У меня тут нет племянника, да и я уже сегодня проведывала его, поэтому я пойду в магазин». Каковы родственные отношения Кати и больного племянника Сергея? (мать и сын)

10. Человек разглядывает портрет. «Чей это портрет?» - спрашивают у него, и человек отвечает: «В семье я рос один, как перст один. И все ж отец того, кто на портрете, - сын моего отца (вы не ослышались, все верно - сын!)». Чей портрет разглядывает человек? (своего сына)

Принципы относительности и соотносительности являются основой для создания описательных наименований, компонентами которых являются максимально известные и обобщённые термины: жена деверя (или даже жена брата мужа) вместо ятровка, брат мужа «деверь», сестра мужа «золовка», отец жены «тесть» и т.д.

Тем самым устраняется неясность какого-либо термина, возникающая в условиях распада больших семей. Описательный термин может

состоять более чем из двух компонентов: дочь сестры жены «племянница по жене, племянница», встречный соотносительный термин - муж сестры матери «муж тёти, дядя».

Описательными наименованиями можно обозначать любые родственные отношения, однако они таят в себе определённую опасность. Если двучленные наименования воспринимаются легко и их значение более прозрачно, чем у нерасчленённых (ср.: сестра жены - свояченица), то при нанизывании трёх и более слов в описательной конструкции может произойти затуманивание смысла: дочь двоюродной сестры мужа моей тёти по матери. Такие конструкции громоздки, требуют длительной расшифровки и могут использоваться как логические задачи. Напр.: задание для 9-10 кл.: «Ваня рассматривает генеалогическое дерево, где отмечены одни мужчины (приведена схема). Как звали сына брата деда брата отца Вани?». Другие примеры:

1. Шуринов племянник как зятю родня? (сын)

2. У моего отца один ребёнок. Сын родителей жены сына моего отца мне кто? (шурин)

3. Его мать моей матери одным одна дочь. Кто он? (сын самой спрашивающей)

Ещё одна группа задач с терминами родства связана с семантикой возраста. Сема «возраст» не является дифференцирующей для терминов родства. Однако она частично связана с семами «свойство родителя/рождённого» и «поколение», то есть предполагается, что имеющий свойство родителя должен быть старше имеющего свойство рождённого, родственник второго поколения отличаться по возрасту от объекта больше, чем родственник первого поколения. Но прямой зависимости нет: в реальности племянник может быть старше дяди, дядя (сводный) старше дедушки, жена отца младше его дочери, тёща младше зятя и т.д. Например, у В.И. Даля: «Сын - дед самому себе. (Сорокалетняя женщина вышла за двадцатилетнего мужчину, отец которого женился на дочери первой: рождённый от первой четы сын - дед самому себе). Поэтому сема «возраст» относительно терминов родства понимается как типичный возраст человека, имеющего эти родственные отношения. С другой стороны, один и тот же человек одновременно находится в родственных отношениях разного типа: он и сын, и отец, и муж, и дядя, и деверь и т.д. Поэтому в семантической структуре термина родства фиксируется типичный возраст, когда эти отношения являются основными: в детстве — сын, в среднем возрасте — отец, в пожилом — дед (аналогично дочь, мать, бабушка), причём точкой отсчёта для определения отношений является самый младший член семьи (так проявляется детоцентричность):

1. Возраст дедушки выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записывается разными цифрами. Сколько лет деду? (102)

2. В большой и дружной семье все мужчины носят одну фамилию и разница в возрасте между любым отцом и сыном составляет 22 года. Правнука зовут Игорь Петрович. Его деда зовут Митрофан Тимофеевич. Как звали в детстве главу семьи и сколько ему было лет, если Серёже, сыну Игоря, исполнилось 3 года? Сколько лет Петру Митрофановичу?

3. Внучке столько месяцев, сколько дедушке лет. Вместе им 91 год. Сколько лет внучке и сколько лет дедушке? (7 и 84)

4. Когда отцу было 37 лет, то сыну было 3 года, а сейчас сыну в три раза меньше лет, чем отцу. Сколько сейчас лет отцу? (51 год)

Оригинальна задача с фактически точным материалом, представляющая нетипичный возраст:

Яношу Ровену из венгерской деревни Страндова и его жене Сарре в год их смерти (1825 г.) было вместе 336 лет. Яношу с сыном 288 лет, а Сарре с сыном 280 лет. Сколько лет в 1825 г. было каждому члену семьи? (172, 164, 116 лет)

Таким образом, использование терминов родства в качестве материала для логических и математических задач прямо определяется их особыми семантическими свойствами.

ИСТОЧНИКИ

Даль В.И. Пословицы русского народа. - М.. 1984.

Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. - М., 1972.

Задания международного математического конкурса «Кенгуру» (5-11 кл.) (2002-2005 гг.).

Кордемский Б.А. Математическая смекалка. - М., 1957.

Перельман Я.И. Живая математика. - М., 1959.

Петерсон Л.Г. Математика. 1-4 класс. - М., 2012;

Петерсон Л.Г. Игралочка. М., 2012;

Смалллиан Р. Как же называется эта книга? - М., 2007.

ФарковА.В. Математические олимпиады (5-6 класс). - М., 2006

ЛИТЕРАТУРА

Николенко О.Ю. Современные тенденции развития лексико-семантической группы наименований родства: Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008 г.

© Николенко О.Ю., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.