Научная статья на тему 'Семантический объем слова детство в русской языковой культуре: лексикографический аспект'

Семантический объем слова детство в русской языковой культуре: лексикографический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1021
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА / ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ МАРКЕР / ДЕТСТВО / SEMANTICS / LEXICAL MEANING / SEMANTIC MARKER / CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Поповичева Ирина Викторовна

Проблема описания семантики языковых знаков рассматривается как центральная при обращении к вопросам интерпретации концептуальных знаний человека об окружающем мире. В статье исследуются семантические составляющие слова детство, делается вывод об информационной объемности лексемы, культурологически значимых и национально обусловленных семантических маркерах в структуре ее лексического значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC VOLUME OF WORD CHILDHOOD IN RUSSIAN LANGUAGE CULTURE: LEXICOGRAPHIC ASPECT

The problem of describing of semantics of linguistic signs is seen as central at referring to the interpretation of human conceptual knowledge about the world. The article investigates the semantic components of word childhood, concludes about information volume of lexeme, culturally and nationally significant due to the semantic markers in the structure of its lexical meaning.

Текст научной работы на тему «Семантический объем слова детство в русской языковой культуре: лексикографический аспект»

УДК 8l-374

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ОБЪЕМ СЛОВА ДЕТСТВО В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЕ: ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Ирина Викторовна ПОПОВИЧЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка,

e-mail: ifg09@mail.ru

Проблема описания семантики языковых знаков рассматривается как центральная при обращении к вопросам интерпретации концептуальных знаний человека об окружающем мире. В статье исследуются семантические составляющие слова детство, делается вывод об информационной объемности лексемы, культурологически значимых и национально обусловленных семантических маркерах в структуре ее лексического значения.

Ключевые слова: семантика; лексическое значение; семантический маркер; детство.

Семантическая сторона языка является предметом постоянных дискуссий, и по-прежнему эта тема актуальна для современного языкознания. Сложность описания семантики языковых единиц обусловлена обращенностью языковых знаков к реальному миру, взаимосвязью с психическими процессами. «Семантика лингвистических единиц, -как пишет О.В. Загоровская, - представляет собой психологическую сущность, результат отражения действительности в сознании,

включающийся в слово в качестве внутренней содержательной ее стороны и соотносимый с такими психологическими явлениями, как представление и понятие» [1].

Основным средством доступа к концептуальным знаниям человека об окружающем мире являются слова. Языковые знаки этого порядка в зависимости от коммуникативных потребностей в конкретной речевой ситуации реализует определенный объем информации, потенциально релевантной для лек-

2ll

семы как элемента системы национальной языковой культуры. Чтобы определить семантический потенциал слова, необходимо суммировать все его семемные и семные репрезентации в языке и речи.

Семантика языкового знака - исторически изменчивое явление. Историческая память слова может хранить в себе информацию о смыслах, которые уже утрачены языковой системой этноса в синхронии, но могут быть сохранены в диалектных подсистемах национального языка.

В данной статье мы обратимся к анализу этимологической памяти и семантическим маркерам лексемы детство как ключевой единицы словаря, концептуализирующей знаково-символическое пространство семантического поля «Ребенок».

Слово детство представлено во всех основных этимологических словарях русского языка. Наиболее обобщенную информацию о происхождении и родстве этого слова со словами русского и других родственных языков находим в «Этимологическом словаре: праславянский лексический фонд»: «Детство - (*detbstvo: др.-русск., русск.-цслав. dhmbcmeo ’младенчество, детство' (Никон. Панд. сл. 4, Срезневский I, 798), русск. детство ср. р.) образовано с помощью суффикса -bstvo от *ёёН, *detb(*det%). *ёёи ( ст.-слав. дкти мн. 'дети' (Sad.), русск. дети мн. ’малолетние; мальчики, девочки;

ребята', 'сыновья, дочери') - форма мн. ч. от слабозасвидетельствованного *detb (*dёtq). *det£, род. п. -£te: др.-русск. дhтА ’дитя, младенец’ (Остр. ев.), 'отрок, юноша' (Мин. чет. февр. 158), 'сын или дочь, без отношения к возрасту' (Остр. ев.; Церк. уст. Влад. 1011 г. (Срезневский I, 799), русск. дитя, род. п. дитяти, ср. р. 'мальчик или девочка младшего возраста, маленький ребенок', диал. детя ср. р. 'дитя, ребенок' (смол., Филин 8, 41)». Далее авторы словаря отмечают, что «Слав. *dёt£ (основа *dёt£t-) не имеет полных соответствий в других и.-е. языках и может интерпретироваться как слав. производное с суфф. -£t- в ум. или сингулятивной функции от слабо засвидетельствованного *detb (ср. др.-сербск. дhтъ, чеш. диал. dёt' 'дитя'. Bartos. Slov., 56). Сравнение с родственными др.-ннд. dhayati ’сосать грудь’ (сюда же слав. *dojiti, см.), лтш. dels 'сын', лат. filius то же, felare 'сосать (грудь)', греч. ицХц

'материнская грудь', объединяемыми общим и.-е. *ёкё(1)-, показывает суффиксальную природу -^ в слав. *ёё^-, что естественно ввиду отглагольности этой основы [2].

М. Фасмер также считает, что слово дкть со значением, вероятно, «ребенок мужского пола» представляло собой суффиксальное образование от доити (суф. -ть). Дои’ть - общеслав. индоевр. характера (ср. др.-инд. dhayati - «сосет», латышск. dёt -«сосать, готск. daddjan - тж., др.-в.-нем. гёеп -«кормить грудью» и т. д.). Буквальное значение - «сосать» [3].

В древнерусском языке слово детство употреблялось как существительное в значении «возраст» и в роли наречия - «с детских лет»: ДЬТЬСТВ|0 (12), -А с. Детство: аще же ли в бедру токмо скверну при |-атъ и се не по любви но внезапу. или в дЬтьствЬ. и по насилью. ПНЧ XIV, 154г; кыиждо възрастъ оуподобиша четыремъ лЬтнимъЬ измЬнамъ. весноу кь дЬтьствоу, и кь жатвЬ оуность, а ко юсени моужьство, а кь зимЬ старостьство. Пч к. XIV, 139; оть дЬтьства в роли нар. С детских лет: не юслоушаисА |-еи блгопослоуш-ливыи ю(т) дЬтьства СбЯр XIII, 83 об.; есть оу мене |-единъ снь меншеи дома... ю(т) дЬтьства бо |-его нЬ (с) кто имь оудариль ЛЛ 1377, 42 об. (992); при |-ахомъ ю(т) дЬтьства. перво |-е звани |-е вашего ввожони |-а ФСт XIV, 123а; пр(д)тча шанъ. ю(т) дЬтьства спо-добле(н) бью дару. ГБXIV, 12а.» [4].

Следовательно, русская лексема детство, имеющая сегодня абстрактное значение, является дериватом слова дитя, которое происходит от индоевропейского корня со значением «вскармливать грудью». Появление слов, номинирующих реальные объекты, как правило, предваряло в языке появление слов, обозначающих некие абстракции.

В современном русском языке лексема детство сохранила свое первоначальное значение: возраст - период жизни, младенчество. Лексема дитя также имеет значение в современном русском языке - младенец, мальчик или девочка младшего возраста, маленький ребенок, сын или дочь (без отношения к возрасту). Значение «сосать (грудь)» актуализируется в словосочетании «грудной ребенок», а также в диалектных словах: груд-ни к (Урал.), гру'дница и грудни'ца (Перм., Мулов), загру'дница (Вытегор. Олон., Слов. Акад.), моло’чник (Горьк.) [5].

2l2

Корень дет- в современном русском языке образовал свое словообразовательное гнездо. Так, в Словообразовательном словаре русского языка А.Н. Тихонова приводится более 50 лексем, входящих в словообразовательную парадигму с корнем дет-. Самые частотные из них: детский, детство, дитя, детишки, детдом, детски, детина, деточка, детка, детвора, детище, детеныш, детсад, детдомовский, детдомовец [6]. На первом месте по словоупотреблению оказывается прилагательное детский, которое употребляется в следующих значениях: 1. относящийся к детям (детские игры, детские болезни, детский смех); 2. предназначенный для детей (детская мебель, детская площадка); 3. свойственный ребенку, такой, как у ребенка (старик с детскими глазами); 4. не свойственный взрослому, наивный, незрелый (детская выходка, детское рассуждение) [7].

Семантическая структура современного словоупотребления анализируемой языковой единицы многокомпонентна и многослойна и может быть выявлена через анализ словарных дефиниций, отмеченных в толковых словарях.

Обратимся к словарным статьям, репрезентирующим значение лексемы детство в современном русском литературном языке.

Семантический маркер «возраст»:

«ДЕТСТВО - детский возраст. Играйте же, дети! Растите на воле! Нам и вам красное детство дано. Некр. Крестьянские дети.» [8].

«ДЕТСТВО - детский возраст. Рассказ о детстве художника.» [7].

«ДЕТСТВО - детский возраст. Очень жаль, что всю прелесть детства мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми. Паустовский, Далекие годы.» [9].

«ДЕТСТВО - детский возраст. Чего в детстве просим, то под старость бросим» [10].

«ДЕТСТВО - детский возраст. Провести детство в деревне. Детство человечества (перен.). || прил. детский, -ая, -ое. Детский возраст. Детские годы.» [11].

Семантический маркер «период жизни»:

«ДЕТСТВО - время жизни до отрочества. Детство было как детство: папа, мама, школа, летом дача, зимой коньки. Панова, Кружилиха» [8].

«ДЕТСТВО - период жизни. Счастливое детство. Друг детства.» [11].

«ДЕТСТВО - ср. младенчество и отрочество» [10].

Семантический маркер «ранний»:

«ДЕТСТВО - ранний, до отрочества, возраст» [11].

Семантические маркеры «незрелый», «наивный» релевантны для прилагательного детский:

«ДЕТСКИИ, -ая, -ое. перен. Не свойственный взрослому, незрелый. Детские рассуждения» [11].

«ДЕТСКИИ, ая, ое. Переносно. Незрелый, наивный. Уже накануне заметил я в ней [Асе] что-то напряженное, не совсем естественное... «Она хочет удивить нас», думал я: - к чему это? Что за детская выходка! Тург. Ася» [8].

«ДЕТСКИИ, -АЯ, -ОЕ. Не свойственный взрослому, наивный, незрелый. Детская выходка. Детские мечты» [7].

Лексикографический анализ показал, что основными конструктивными компонентами значения слова детство в современном русском языке являются такие семантические маркеры, как «возраст», «период жизни», «ранний», «незрелый», «наивный».

Как известно, лингвистическая информация является отражением экстралингвис-тических знаний человека. Так, в основе научного понимания феномена детства - представления об этом периоде как о начальном этапе онтогенетического развития индивида, этот этап начинается с рождения ребенка и заканчивается его непосредственным включением во взрослую жизнь. Поскольку основной параметрической величиной, определяющей существование человека во времени, принято считать возраст. Семантическая составляющая «возраст» оказывается первостепенной характеристикой феномена детство.

В «наивных» представлениях людей детство характеризуется определенной физической и, как следствие, социальной неполноценностью. Хорошо известен тот факт, что свои лекции в Московском университете профессор психологии Д.Б. Эльконин, как правило, неизменно начинал с характеристики следующего парадокса: «с одной стороны, говорил он, по физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек -

наиболее совершенное существо в природе, с другой - в момент рождения у человеческого ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения, человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни и находится в эволюционном ряду существ, беспомощных при рождении. Второй парадокс состоит в том, что за тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз, биологическая природа человека научалась приспосабливаться к условиям окружающей среды. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от ребенка пещерного человека [12].

Согласно господствующей сегодня в психологии, социологии, философии точке зрения, исторически «понятие детство связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни и находится в прямой зависимости от уровня материальной, духовной культуры общества. Как писал Д.Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности» [12]. Значимым признаком детства, таким образом, оказывается неспособность к труду, (незрелость) причем неспособность к труду мотивируется не состоянием здоровья, а принадлежностью к конкретной возрастной категории, что представляет собой неотъемлемую составляющую места детей в социальной структуре общества.

Психологическая характеристика детства «незрелый» выражается также в наличии эталонной оценки «по-детски», «которая проявляется как интеллектуальная оценка или оценка поведения взрослого человека. Наличие такого рода эталонных оценок оп-

ределяется культурной традицией носителей языка и является общим достоянием членов языкового коллектива» [13].

Таким образом, семантика слов - важнейший аккумулятор наших знаний о предметах, явлениях, понятиях окружающего мира. Посредством анализа семантических составляющих мы можем получить информацию об объемности семантического своеобразия лексемы, культурологически значимых и национально обусловленных семантических маркерах в структуре лексического значения слова.

1. Загоровская О.В. Семантика диалектного слова и проблема диалектной лексикографии: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Сыктывкар, 1991.

2. Этимологический словарь: праславянский

лексический фонд / под ред. О.Н. Трубачёва. М., 1978. Вып. 5. С. 146.

3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / пер. с нем. и доп. О.Н. Тру-бачева. М., 2007. Т. 1. С. 516.

4. Словарь древнерусского языка (Х1-Х1У вв.): в 10 т / АН СССР, Институт русского языка / гл. ред. Р.И. Аванесов. М., 1990. Т. 3. С. 169170.

5. Словарь русских народных говоров / сост. Ф.П. Филин. АН СССР Ин-т рус. яз. Москва; Ленинград, 1965 и последующие выпуски.

6. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. М., 2003. Т. 1. С. 300.

7. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 1998.

8. Словарь современного русского литературного языка / АН СССР, Институт языкознания. М., 1958.

9. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981. С. 394.

10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 2006. Т. 1.

11. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1990. С. 166.

12. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. http://psylib.org.ua/books/ оЬиЫ01ЛхЮ0.Ыт). Загл. с экрана.

13. Калюжная И.А. Концепт «детство» в немецкой и русской лингвокультурах: автореф. дис. . канд. филол. наук. Волгоград, 2007. С. 10.

Поступила в редакцию 10.08.2011 г.

UDC 81-374

SEMANTIC VOLUME OF WORD CHILDHOOD IN RUSSIAN LANGUAGE CULTURE: LEXICOGRAPHIC ASPECT

Irina Viktorovna POPOVICHEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavina, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philology, Associate Professor of Russian Language Department, e-mail: ifg09@mail.ru

The problem of describing of semantics of linguistic signs is seen as central at referring to the interpretation of human conceptual knowledge about the world. The article investigates the semantic components of word childhood, concludes about information volume of lexeme, culturally and nationally significant due to the semantic markers in the structure of its lexical meaning.

Key words: semantics; lexical meaning; semantic marker; childhood.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.