Научная статья на тему 'Семантический и словообразовательный аспекты изучения окказиональных и потенциальных неологизмов'

Семантический и словообразовательный аспекты изучения окказиональных и потенциальных неологизмов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1199
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЛОГИЗМ / ОККАЗИОНАЛИЗМ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СЛОВА / ДЕТСКОЕ СЛОВОТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сальникова Вера Владимировна, Шайхутдинова Танчулпан Ранусовна

Статья посвящена изучению семантических и словообразовательных особенностей окказиональных и потенциальных неологизмов. Материалом для исследования послужили индивидуально-авторские неологизмы и примеры детского словотворчества. На основе проведенного анализа делается вывод о функционировании слов данной группы в языке и речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантический и словообразовательный аспекты изучения окказиональных и потенциальных неологизмов»



СЕМАНТИЧЕСКИЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОККАЗИОНАЛЬНЫХ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ НЕОЛОГИЗМОВ

Сальникова Вера Владимировна, Шайхутдинова Танчулпан Ранусовна, ФГБОУ ВПО Бирский филиал «Башкирского государственного университета »,

г. Бирск

E-mail: academy@birsk.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению семантических и словообразовательных особенностей окказиональных и потенциальных неологизмов. Материалом для исследования послужили индивидуально -авторские неологизмы и примеры детского словотворчества. На основе проведенного анализа делается вывод о функционировании слов данной группы в языке и речи.

Ключевые слова: неологизм, окказионализм, потенциальные слова, детское словотворчество.

Язык находится в постоянном движении, непрерывно развивается, совершенствуется. Изменения в языке всегда особенно ярко проявляются на лексическом и словообразовательном уровне. Данная статья посвящена исследованию семантических и словообразовательных особенностей окказиональных и потенциальных новообразований в русском языке. Материалом для исследования послужили индивидуально-авторские неологизмы и примеры детского словотворчества.

Прежде всего, нуждается в конкретизации сам термин «неологизм», поскольку в лингвистической литературе существуют различные трактовки данного понятия. По мнению Т.В. Поповой, неологизмы - это «новые слова или выражения, свежесть и необычность которых ясно ощущается носителями данного языка» [5]. В «Словаре иностранных слов» представлена следующая дефиниция: «неологизм - вновь появившиеся в языке слово или оборот, обозначающие новые либо уже существующие понятие, предмет, явление» [7, с. 447]. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова дается следующее определение этого слова: «неологизм - в языкознании: новое слово или выражение, а также новое значение старого слова» [4, с. 409]. Под неологизмом в данной работе понимается «слово или оборот, созданные (возникшие) для обозначения нового (прежде неизвестного) предмета или для выражения нового

380

понятия» [1, с. 261-262]. Отсутствие единого определения базового понятия «неологизм» объясняется различием выдвигаемых критериев. О. А. Габинская отмечает, что нельзя не констатировать неопределенности, расплывчатости признаков, на которых базируется определение неологизмов [2]. На наш взгляд, одним из основных критериев определения неологизма является ощущение новизны при восприятии нового слова.

Среди новообразований русского языка мы рассматриваем две категории неологизмов: окказионализмы и потенциальные слова. Термин «окказионализм» широко используется в лингвистической литературе, но общепризнанного определения окказионального слова нет. Окказиональный - окказиональное значение - значение, не соответствующее общепринятому употреблению, носящее индивидуальный характер, обусловленное специфическим контекстом [7, с. 461]. Окказионализмы - это авторские неологизмы, созданные по необычным моделям, они существуют в конкретных контекстах, употребляются в речи как средство языковой игры, шутки, каламбура. Окказионализмы, по мнению Е. И. Дибровой, включают: а) производные, созданные с нарушением условий образования дериватов по той или иной модели (И. Северянин сигаретностъ, папиросность); б) производные, созданные окказиональными способами (выходимец Б. Любимов); в) «заумные» слова с вымышленным составом (бобэоби В. Хлебников); г) производные, созданные по образцу непродуктивных в современном языке дериватов: мыслево, тужево (В. Хлебников); д) слова, созданные заменой первой буквы: мленник, вместо пленник, мирожки, вместо пирожки (В. Хлебников) [8]. Примеры окказионального употребления мы находим в авторских текстах: Увижу ли, как лес сквозит, или осоку с озерцами, не созерцанье - сосердцанье меня к природе пригвоздит (А. Вознесенский); Бабочку, что только что по кустам зигзажила, вдруг косым порывом унесло (Н. Матвеева) [6, с. 96].

К окказионализмам близки так называемые потенциальные слова -лексические единицы, которых нет в словаре данного языка, но которые легко образуются по тем или иным словообразовательным моделям (например, хваталка, погонялка, пускалка, хлопалка). Важ ное различие меж ду окказионализмами и потенциальными словами заключается в том, что окказионализмы - «нарушители законов (правил) общеязыкового словообразования», а потенциальные слова, наоборот, «заполняя пустые клетки словообразовательных парадигм <...> реализуют действие законов словообразования» [3, с. 76]. Потенциальные слова в наименьшей степени воспринимается как новые, необычные. Такое словообразование хотя и считает новаторством, но оно естественное, и стихийное. Потенциальные слова - это новообразования, возникающие в речи по продуктивным моделям, они создаются по мере необходимости. Толковые словари не фиксируют такие слова,

но они встречаются в научно-популярной литературе (например, жирафиха, дельфиниха, кашалотиха). Пот енциальные слова образуют ся по продукт ивным словообразовательным моделям, а окказиональные - по малопродуктивным, непродуктивным и окказиональным моделям Примером потенциальных слов могут служить многочисленные образования с формантом -ость в русской поэзии начала XX века: Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность! (С. Есенин); Утреет С богом! По домам! (А. Блок) [цит. по: 6, с. 96].

Примеры употребления потенциальных слов и окказиональных новообразований мы можем встретить также в детской речи, например: Я - правдун! - заявляет четырехлетний Алеша (образовано по аналогии со словами лгун, врун, шалун; имеет негативную окраску суффикс -ун-); Мама похвалила пятилетнюю Марину за то, что она сама додумалась подмести пол и вытереть пыль: «Ты у меня совсем самостоятельная стала». Девочка очень серьезно посмотрела на мать и ответила: «Я не только самостоятельная - я и самолежательная и самосидетельная!»; намакарониться (съесть много макарон, образовано по аналогии с глаголом насытиться); отскорлупать (чистить яйцо); отпугивать (расстегивать пальто от пуговиц); отмухивать (гонять мух); нанитывать (нанизывать бусы) [9]. Появление таких новых слов в речи детей называют словотворчеством.

Таким образом, писатели и поэты, сохраняя особенное, необычное восприятие мира, языковое чутье, умение создавать новые слова, в какой-то степени сохраняют «детское» восприятие языка, способность к «обыгрыванию» слов, имеют особые способности, которые свойственны только талантливым людям. Дети поступают в полном соответствии с исконными нормами родного языка; самые смелые и причудливые из новообразований ребенка не выходят за рамки общенациональных языковых традиций. Изучение неологизмов -представляет собой интересный материал в словообразовательном, функциональном и семантическом аспектах.

Литература:

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1969.

2. Габинская О.А. Типология причин словотворчества [Текст] /Габинская О.А.// Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1981, 152 с.

3. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. [Текст]/Земская Е.А. М: Наука, 1992, 221 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.

SCIENCE TIME

5. Попова Т.В. Неология и неография современного русского языка [Текст]/ Попова Т.В. М.: «Флинта - Наука», 2005. - 45 с.

6. Сборник упражнения по русскому языкуб учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ [М.Л. Гордиевская, М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин и др.]; под ред. М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 304 с.

7. Словарь иностранных слов: свыше 21 000 слов / отв. редакторы В.В. Бурцева, Н.М. Семенова. - 5-е изд., стереотип. М.: Рус. яз. - Медиа; Дрофа, 2008. - 817 с.

8. Современный русский язык: Теория языковых единиц: В 2 Ч. — Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Морфемика. Словообразование / Е.И. Диброва и др. М., 2001.

9. Чуковский, К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти [Текст] / Чуковский, К.И. М.: «Планета знаний», 1999. - 77 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.