Научная статья на тему 'Семантические характеристики реалий внешней политики США в средствах массовой информации'

Семантические характеристики реалий внешней политики США в средствах массовой информации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
306
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / РЕАЛИЯ / СЕМАНТИКА / POLITICAL COMMUNICATION / FOREIGN POLICY / LACUNA / SEMANTICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Санжеева Лариса Цырендоржиевна, Очиров Тимур Евгеньевич

Рассматриваются реалии внешней политики США в СМИ в аспекте их лексико-семантических характеристик. Показана их роль в создании имиджа США на политической арене. Материалом для исследования послужили публицистические интернет-статьи и очерки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The semantic features of the US foreign policy lacunas

The article reviews the lacunas related to the foreign policy of the US and their lexical-semantic features. It also studies the role of the lacunas in making the image of the US in world's policy. The research is based on political internet magazines, articles and columns.

Текст научной работы на тему «Семантические характеристики реалий внешней политики США в средствах массовой информации»

УДК 81 '37:070:327 (73)

© Л.Ц. Санжеева, Т.Е. Очиров

Семантические характеристики реалий внешней политики США в средствах массовой информации

Рассматриваются реалии внешней политики США в СМИ в аспекте их лексико-семантических характеристик. Показана их роль в создании имиджа США на политической арене. Материалом для исследования послужили публицистические интернет-статьи и очерки.

Ключевые слова: политическая коммуникация, внешняя политика, реалия, семантика.

L.Ts. Sanzheeva, T.E. Ochirov The semantic features of the US foreign policy lacunas

The article reviews the lacunas related to the foreign policy of the US and their lexical-semantic features. It also studies the role of the lacunas in making the image of the US in world's policy. The research is based on political internet magazines, articles and columns.

Keywords: political communication, foreign policy, lacuna, semantics.

Публицистика представляет собой средство оперативного воздействия на массовую аудиторию в целях ее политической, идеологической и социальной ориентации и руководства. Она рассчитана на оперативность и «разовость» массовой социальной отдачи, на создание общественного настроения, подчас нестойкого и преходящего, но не проходящего без следа. «Основные функции публицистического стиля - информационная и агитационно-пропагандистская» [Май-данова, с. 138]. Информационная функция публицистического стиля теснейшим образом связана с «истинностью, объективностью, правдивостью, достоверностью содержания» [Цвиллинг, с. 49]. Агитационно-пропагандистской функцией публицистики определяется высокая степень ее экспрессивности и эмоциональности, которая зависит от конкретной формы их воплощения, канала связи и специфики речевого жанра. «Эмоционально-экспрессивная функция публицистического стиля характеризуется, прежде всего, открытой оценочностью текста» [Смелкова, с. 164].

В публицистике не подтекст, а сам текст вполне определенно выражает оценочное отношение к излагаемым фактам. Все это выдвигает на передний план функцию духовного, идеологического воздействия публицистических произведений на читателя. Эффективность такого воздействия обусловливают в немалой степени специфика и внутренняя прагматическая структура речевого жанра публицистического стиля и, прежде всего, подбор композиционно-речевых форм. К таковым в определенной степени относится безэквивалентная лексика в целом и реалии политической сферы в частности. «Природа реалий как преимущественно народных слов, тесно связанных с бытом и мировоззрением создающего их народа, предопределяет в качестве приоритетных такие типы дискурса, как бытовой, художественный и общественно-политический» [Топорова, с. 47]. Тексты последнего типа, как правило, содержат систему личностных смыслов и оценок, влияющих на поведение человека в системе общественных отношений, поэтому в таких текстах, как правило, используются социально-политические реалии. Они выступают в функции аттракторов, смысловых центров, задающих тон произведения.

Кроме смысловой функции реалии несут определенную информацию о стилистической окраске текста. «Понятием "стилистическая окраска слова (или выражения)" охватывается широкий круг социально-психологических наслоений на денотативное значение слова. Сюда прежде всего относится "функциональная окраска слова", которая показывает принадлежность слова к какой-либо определенной сфере ограниченного использования лексики, например, к сфере научной, деловой, художественно-литературной и др. коммуникации» [www.lingvoforum.ru].

Несмотря на то, что сферой употребления реалий в нашем случае является публицистический текст, слова в нем могут иметь дополнительные стилистические оттенки, так как рассматриваемый функциональный стиль подразумевает различные вкрапления, а иногда и смешение стилей. Стилистическая окраска слова играет важную роль при создании различных колоритов. Под колоритом понимается определенный социальный или эмоциональный нюанс слова или словосочетания в рамках словесного произведения. К таким колоритам относят территориальный, исто-

рический, национальный, социальный, профессиональный. «Следует учитывать, что принадлежность слова к определенному стилистическому пласту определяет социальную атмосферу этого слова, а, следовательно, и всего текстового сообщения, в котором оно содержится» [Маргарян, с. 71].

Что касается передачи реалиями определенного колорита, отметим, что они содержат прежде всего исторический колорит, который создается с помощью слов с ограниченной сферой применения (историзмы, анахронизмы, неологизмы, модные слова). Многие архаизмы переходят в разряд слов-реалий. Это слова, которые вышли из употребления, но для многих остались понятными. Часто их наделяют новыми значениями, поэтому они, с одной стороны, создают временной колорит, а с другой, применяются для отображения новых реалий действительности. Социальный колорит создается такими средствами, как термины, профессионализмы, жаргонизмы, иноязычные слова и словосочетания. Среди этих лексических категорий нередко встречаются слова-реалии.

Изучение различных точек зрения по проблемам классификации слов-реалий позволяет говорить о том, что среди некоторых из них прочно утвердился способ группировки реалий по тематическому принципу. В целях систематизации реалий необходимо основываться на экстралингвистическом факторе - тематических ассоциациях, так как основным критерием их выделения является фактор семантический, выявляемый в сопоставлении с лексико-семантической системой другого языка.

В данной статье исследуются семантические характеристики реалий внешней политики США в СМИ. Источником для отбора материала исследования послужили интернет-статьи из популярных онлайн журналов, посвещенных внешней политике США. Путем сплошной выборки было отобрано 270 лексических единиц, из которых слова составляют 80 единиц, а словосочетания 190 лексических единиц. Материал исследования - публицистические интернет-статьи и очерки таких интернет-журналов, как www.foreignpolicy.com,www.foreignaffairs.com, www.foreignpolicyjournal.com,www.nationalinterest.org,www.guardian.co.uk, опубликованные в период с 2001 по 2013 г.

В ходе анализа семантических характеристик реалий внешней политики США в СМИ было выявлено три наиболее частотные группы:

1. Политические методы и технологии воздействия - 125 (46%).

2. Акты, законопроекты - 80 (29%).

3. Военные реалии - 65 (24%).

Рассмотрим каждую группу подробнее.

Политические методы и технологии воздействия. Сюда относятся реалии, отражающие особенности функционирования внешней политики США, а также названия должностных лиц, постов, структур политических институтов, кроме того - реалии, описывающие взаимодействие США с другими странами на политической арене. Например, global security - понятие глобальной безопасности, которая должна обеспечиваться на всех уровнях и допускает вмешательство в дела других стран для обеспечения безопасности США; counterinsurgency - оккупационная политика, призванная подавлять сопротивления и устанавливать новое правительство в покоренном регионе. В настоящее время реалию можно отнести к историзмам, поскольку как таковая она появилась во времена второй индокитайской войны; appeasement - политика умиротворения союзных правительств для достижения определенных ответных действий (к примеру, политика Уго Чавеса и Фиделя Кастро, которым США в последние годы идут на определенные уступки); drone attack - политический метод «запугивания» неугодной страны, по сути своей атака беспилотными летательными аппаратами, которые могут быть как орудием убийства, так и методом проведения разведки. Сами по себе политические технологии США разнообразны и многочисленны. В большинстве своем они сводятся к силовому воздействию и экономическим санкциям, что находит отражение в ключевой позиции coercive diplomacy - дипломатия принуждения.

Политические технологии условно делятся на три вектора:

• союзный вектор - традиционно страны-участницы НАТО (Германия, Великобритания, Канада);

• Pivotal States - сюда обычно включают региональных союзников и партнеров США;

• оппоненты - преимущественно соперники на политической арене, а также некоторые страны с диктатом как формой правления.

Акты, законопроекты. Акты и правительственные документы представлены в количестве 81 единицы или 29% исследуемого материала. Например, Magnitsky Act - как говорилось ранее, акт, принятый для оказания давления на внутреннюю политику Российской Федерации; the African Growth and Opportunity Act - акт, направленный на установление дипломатических и экономических мостов между США и Африканским континентом: «His Africa policy was defined by the African Growth and Opportunity Act, which reduced trade barriers on more than 1,800 products exported from the continent to the United States. Partly as a result of the act, trade between the U.S. and Africa has more than tripled since 2000 to more than $90 billion» («Missing in Africa» by Todd Moss, October, 2012. URL: http://www.foreignaffairs.com).

В свою очередь, акты можно условно разделить на две группы, которые представлены наиболее репрезентативными примерами, описанными выше: актами поддержки - the African Growth and Opportunity Act и актами давления - Magnitsky Act.

Принимаемые США законопроекты являются важным «рычагом» воздействия на политической арене. Акт в таком случае становится «узаконенной» политикой.

Военные реалии. Это названия заграничных контингентов вооруженных сил США. Примерами могут послужить следующие реалии.

ISAF - контингент, расположенный в Афганистане: «In 2009, General Stanley McChrystal, then the commander of U.S. and International Security Assistance Force (ISAF) troops, with the help of David Petraeus, then the commander of the U.S. Central Command, worked hard to design a comprehensive counterinsurgency campaign for Afghanistan that would "get the inputs right," as Petraues often said» («Leaving Afghanistan to the Afghans» by David M. Rodriguez, September/October 2011. -URL: http://www.foreignaffairs.com). «The debate that arises from here is whether the process of peace building has reached a stage where the American forces and the ISAF can handover the responsibility of maintenance of security to the Afghan forces and expect a stable Afghanistan in future» («Stability in Afghanistan: The Challenges to Security» by Bhaskar Sharma, December 2012. - URL: http://www.foreignpolicyjournal.com).

ICRI - Iraq Crisis Response Initiative (Иракская оккупационная администрация): «And that, in turn, means stating firmly and clearly that U.S. Iraq Crisis Response Initiative will be withdrawn from Iraq within two or three years. Otherwise, a strategy adopted for near-term advantage by a frustrated administration will only increase the likelihood of long-term debacle» («The Price of the Surge» by Steven Simon, May/June 2008. - URL: http://www.foreignaffairs.com).

U.S. Central Command - Объединенное командование войск. Армия на протяжении всей истории человечества является одним из самых эффективных способов решения политических противоречий. Во внешней политике США, армия становится «кнутом», которым США не гнушается пользоваться. Согласно доктрине национальной безопасности, армия США перешла от статичной обороны границ государства к активным зарубежным операциям, обеспечивая таким образом безопасность США по всему миру: «Take the case of the surprise early retirement of Marine Corps General James Mattis, the commander of U.S. Central Command, which watches over all the hot spots in the Middle East. "[W]hat message does it send to the services," writes Bing West in National Review «when the one leader known for his war-fighting skills rather than bureaucratic and political talents is retired early via a press handout?" («Uncivil Military Relations, by James Jay Carafano, March 2013. - URL: http://nationalinterest.org).

Таким образом, анализ семантических характеристик реалий внешней политики США позволяет сделать следующие выводы: в целом в сфере внешней политики государства существует большое количество слов-реалий; реалиям не свойственна образность, большинство слов эмоционально нейтральны и функционируют как официальная и профессионально ограниченная лексика; выявленные нами реалии происходят из богатой на события истории внешней политики США - прежде всего тех локальных конфликтов после Второй мировой войны, которые произошли во многом из-за политики противодействия влиянию Советского Союза; семантика исследуемых слов-реалий зачастую раскрывает принцип действия того или иного политического механизма.

Литература

1. Маргарян А.А. Коммуникативная функция и структура высказывания. - Ташкент: Фан, 1988.

2. Майданова Л.М. Очерки по практической стилистике: для студентов-журналистов. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1987.

3. Топорова Т.В. Культура в зеркале языка. - М.: Высш. шк., 1996.

4. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие. - М.: Флинта; Наука, 2002.

5. Цвиллинг М.Я. Научная литература: язык, стиль, жанры. - М.: Наука, 1985.

6. Hornby A.S. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. Sixth edition. Edited by Sally Wehmeier. - Oxford University Press, 2005.

7. Abby Lingvo Political dictionary. Seventh edition. Abby Lingvo LLC, 2013.

Санжеева Лариса Цырендоржиевна, доцент, заведующая кафедрой английской филологии Бурятского государственного университета, доктор филологических наук. Тел.: +7-9025636956; е-mail: lsanzhe@mail.ru

Sanzheeva Larisa Tsyrendorzhievna, Associate Professor, Head of English рhilology сhair, Institute of рhilology and mass communications, Buryat State University, doctor of philological sciences.

Очиров Тимур Евгеньевич, аспирант Института филологии и массовых коммуникаций Бурятского государственного университета. Teл.: +7-9149881259; е-mail: hyhaxyu@yandex.ru

Ochirov Timur Evgenievich, postgraduate student, Institute of рhilology and mass communications, Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.