Научная статья на тему 'Сельское хозяйство Кемеровской области во второй половине 60-х первой половине 80-х годов хх века: тенденции и итоги развития'

Сельское хозяйство Кемеровской области во второй половине 60-х первой половине 80-х годов хх века: тенденции и итоги развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / КОЛХОЗЫ / СОВХОЗЫ / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / AGRICULTURE / AGRICULTURAL POLICY / COLLECTIVE AND STATE FARMS / KEMEROVO REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов Д. С.

Вопросы изменения государственной политики в отношении непосредственных сельхозпроизводителей и способов взаимодействия с государством исследуются на материалах Кемеровской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agriculture of Kemerovo region in the second half of the 60th the first half of the 80s of the twentieth century: trends and development results

Changes in public policy in respect of direct farmers and ways to interact with the state are examined on materials of Kemerovo region

Текст научной работы на тему «Сельское хозяйство Кемеровской области во второй половине 60-х первой половине 80-х годов хх века: тенденции и итоги развития»

136

В.Л. Правда

священник из Поволжья Георгий Степанович Байер [4].

Что касается дела РОВС в Ахпунском лагере, также расположенного на территории Кузбасса, нам известны имена только двух казненных священников: Измаила Сверчкова и Дмитрия Левкое-ва.

На Архиерейском Соборе РПЦ 20 августа 2000 года были причислены к лику святых пять казненных по делу архиепископа Павлина Кро-шечкина священнослужителей: архиепископ Павлин Крошечкин, епископ Аркадий Ершов, священник Никандр Чернелевский, священник Анатолий Левицкий, псаломщик Киприан Анников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архив УФСБ России по Кемеровской области, д. № П-12421, т.1.

2. Бикметов Р.С. Использование спецконтингента в экономике Кузбасса 1929-1956 -Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2009. - 430 с.

3. «Большой террор»: 1937-1938. Краткая хроника. / Сост. Н. Г. Охотин, А. Б. Рогинский. URL http://www.memorial.krsk.ru/Articles/2007HrBT.htm (дата обращения 10.09.2012)

4. Малышкина Т. «Дело» Крошечкина // Золотые купола / Приложение к газете «Кузбасс» 2006. 31 мая, (№96).

5 Милостивый Владыка. Архиепископ Павлин (Крошечкин) / Их страданиями очистится Русь Жизнеописания новомучеников и исповедников Российских. М. 1996, с.232. См. в интернете: URL: http://www.wco.ru/biblio/books/stradaniya/Main.htm

6. Новомученики и исповедники земли Кузнецкой. - Кемерово: Скиф. 2011. - 408 с.

Автор статьи

Правда Вера Леонидовна, Канд. истор. наук, доц., каф. отечественной истории, теории и истории культуры КузГТУ. Email: veralavrina@yandex. ru

УДК 94(47)"19

Д.С. Орлов

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА: ТЕНДЕНЦИИ И ИТОГИ РАЗВИТИЯ

После смещения Н.С. Хрущёва, принятые в 1963-1964 гг. решения стали реализовываться новым политическим руководством страны во главе с Л.И. Брежневым, а многие предшествующие им нововведения политико-идеологического плана, в первую очередь в системе партийно-государственного руководства сельским хозяйством были отменены. Начавшееся в период нахождения у власти Н.С. Хрущёва преобразование колхозов в совхозы, в рамках которого реализовыва-лись доктринальные убеждения о преимуществах крупных хозяйственных структур над мелкими, признавалось целесообразной мерой и было продолжено, хотя его масштабы оказались не таким значительными, как прежде. В Кемеровской области во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг. совхозизация деревни шла медленнее, чем в предшествующие годы и по темпам отставала от показателей Западной Сибири. За рассматриваемое двадцатилетие колхозный сектор области уменьшился 8 %, в то же время число совхозов увеличилось на 85 предприятий или 72

%. В Западной Сибири уменьшение числа кооперативных хозяйств составило 30 %, а государственный сектор вырос на 80 % (с 844 до 1512 хозяйств) [1]. Основная масса совхозов в Кузбассе была создана путем разукрупнения уже имеющихся предприятий и строительства новых птицефабрик, свинокомплексов и др.

В 1960-е-1980-е гг. организационно -производственным фундаментом аграрного строя страны стали крупные государственные сельхозпредприятия, в которые были превращены и колхозы, фактически мало чем отличавшиеся от совхозов. Наиболее показательными свидетельствами превращения коллективных хозяйств в совхозы стали введение гарантированной оплаты труда колхозников и распространение на них государственной системы пенсионного обеспечения. Существующие в Кемеровской области и стране к середине 1980-х гг. различия между сельхозартелями и государственными предприятиями были непринципиальными. Хозяйственная практика в советской действительности привела к сглаживанию

Исторические науки

137

различий между двумя этими формами собственности. Колхозы приблизились к государственным сельскохозяйственным предприятиям по степени вовлечённости в товарно-денежные отношения, обращения с частным хозяйством и по характеру мотивации управления. Совхозы приблизились к сельхозартелям по степени их финансовой независимости.

Установление твёрдого плана производства на пятилетку и закупок сельскохозяйственной продукции, а также расширение производственной самостоятельности сельхозпредприятий в годы восьмой пятилетки стали эффективными мерами. Благодаря некоторой либерализации отношений государства и непосредственных сельхозпроизводителей, среднегодовые темпы роста производства сельхозпродукции во второй половине 60-х гг. значительно выросли по сравнению с предшествующим периодом и стали одними из самых значительных не только в рассматриваемый исторический период, но и за всю историю советского государства, составив при этом 4,2 % по стране и 3,9 % по Сибири [2; с. 150-151]. Успешность реализации решений мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС поставила перед государственными органами на повестку дня вопрос о предоставлении совхозам и колхозам большей финансовой и производственной самостоятельности. Абсолютизация планирования как главного механизма регулирования развития аграрного сектора и нежелание правящей элиты пойти по пути, пусть даже консервативной, либерализации советской экономики, привели в 70-е гг. к преобладанию директивных методов управления сельским хозяйством и усилению администрирования, а в начале 80-х гг. к кризисному состоянию аграрной экономики и уменьшению производства, обострению продовольственной проблемы. Партийные органы выступили политическим гарантом соблюдения док-тринальных ограничений. Разбалансировка хозяйственного механизма в начале 80-х гг. ХХ в. стала одной из предпосылок кризиса. Попытка соединить планово-директивное управление отраслью с частичной самостоятельностью предприятий аграрного сектора не смогла существенно изменить действующий хозяйственный механизм в сельском хозяйстве. Объективные возможности рациональной экономической политики, ориентированной на повышение эффективности советской экономики путем совершенствования централизованного планового управления, были исчерпаны.

Практическое осуществление решений по сельскому хозяйству, принятых в рамках реализации установок мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС, стало предпосылкой укрепления экономики колхозов и совхозов, многие из которых стали высокорентабельными сельхозпредприятиями. Финансовые вложения, реструктуризация задолженностей и повышение закупочных цен способствовали увеличению прибыльности колхозов и

совхозов. В Кемеровской области инвестиции в аграрный сектор выросли с 688 млн руб. в 19711975 гг. до 1,3 млрд руб. в 1981-1985 гг. [3].

Действенными мерами явились перевод совхозов на хозрасчёт, введение отраслевой системы организации труда. Аграрная политика учитывала такие современные тенденции его объективного развития, как возрастание концентрации капитала, интегрирование отраслей в единый агропромышленный комплекс, интенсивный способ сельхоз-производства. Правда, политика интенсификации определялась как комплекс мер по химизации, механизации и мелиорации сельского хозяйства и не принимала во внимание такие важные факторы, как соблюдение экологического равновесия, использование биотехнологий и др.

Однако позитивный потенциал аграрной политики, проводившейся во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг., был ограничен факторами, связанными со спецификой функционировавшей в Советском Союзе системы аграрно-экономических отношений. Важнейшим из них по-прежнему являлась низкая мотивация работников сельхозпредприятий в высокопроизводительном труде в общественном секторе. Уровень зарплаты колхозников и совхозных рабочих существенно увеличился, улучшались условия их труда. Объёмы заработка в колхозах и совхозах не были связаны с конечными результатами деятельности. Во многом из-за этого не было ожидаемой отдачи от средств, вложенных в аграрный сектор в рамках реализации планов по интенсификации сельского хозяйства. Тракторы, комбайны, строительные материалы, удобрения, мелиорированные земли использовались неэффективно, нерационально.

Попытки повысить заинтересованность тружеников села в развитии колхозно-совхозного хозяйства с помощью введения хозрасчётных отношений, отраслевой структуры организации сельхозпроизводства, совершенствования системы планирования, повышения цен на сельскохозяйственную продукцию дали заметный экономический эффект, который, однако, оказался кратковременным. Материальные стимулы к труду с точки зрения господствующей идеологии не могли быть главным двигателем прогресса, поэтому, добившись в сельском хозяйстве определённых успехов, верховная власть вновь снизила к ним внимание. С конца 1960-х гг. усиливаются административно -командные начала в управлении колхозами и совхозами, сужается их производственная самостоятельность. Действующая система налогообложения была инструментом изъятия почти всех свободных оборотных средств сельхозпредприятий, лишая тем самым наиболее рентабельные из них заинтересованности в выполнении планов и получении высоких доходов. Ситуация усугублялась усиливающимся диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Быстры-

ми темпами росла себестоимость производимой продукции растениеводства и животноводства. Наиболее крупные списания задолженностей были произведены в области в 1975 и 1978 гг. Так, в 1975 г. в Кемеровской области была списана задолженность государственных предприятий по краткосрочным ссудам на 38 млн руб. и по долгосрочным на 10,4 млн руб., кроме того были отсрочены платежи по долгосрочным кредитам до 1977 г. на 6,3 млн руб. [4]. Не смотря на это, объем денежной задолженности сельхозпредприятий перед Госбанком значительно увеличился и достиг в начале 1980-х гг. 640 млн руб.

Среднегодовой прирост валовой продукции, снижавшийся на протяжении 70-х гг. в 1981-1982 гг. стал отрицательным (-0,6 %) [5; с. 169]. В силу данных обстоятельств в середине 1970-х гг. уровень прибыльности хозяйств Кузбасса существенно снизился, количество убыточных сельхозпредприятий увеличилось, уменьшилось количество производимой ими продукции растениеводства и животноводства. В 1976-1980 гг. предприятия аграрного сектора Кемеровской области недопоставили государству 824 тыс. т зерна, 87 тыс. т овощей, 44 тыс. т мяса, 105 тыс. т молока [6]. Ситуация в сельском хозяйстве Кузбасса в начале 1980-х гг. стала кризисной.

Обострение продовольственной проблемы в начале 80-х гг. ХХ в. заставило государственную власть пересмотреть экономические отношения с предприятиями аграрного сектора. По решениям, принятым в рамках Продовольственной программы СССР 1982 г. с хозяйств Кемеровской области списана задолженность в сумме 35 млн руб., пролонгированы долгосрочные и краткосрочные ссуды на 64 млн руб. [7; с. 177-178]. Повышение закупочных цен дало ощутимый экономический эффект. В 1983 г. колхозы и совхозы области впервые за 1971-1982 гг. получили прибыль 147 млн руб. [8]. Удельный вес убыточных колхозов и совхозов, составлявший в начале 1980-х гг. более 50 %, снизился к в 1985 г. до 13 % по колхозам и 23 % по совхозам [9; с. 448, 459]. Среднегодовой прирост валовой продукции в Кемеровской области в 1981 -1985 гг. вырос до 9 %. Прирост среднегодового производства продукции животноводства в одиннадцатой пятилетке составил 72 млн руб., растениеводства 7 млн руб. [9; с. 6]. Ситуация в сельском хозяйстве Кузбасса с 1983 г. начала стабилизироваться.

В рассматриваемый период значительно выросли поставки техники, удобрений и оборудования для предприятий сельского хозяйства. Количество тракторов всех марок увеличилось с 10,2 до 16,3 тыс., комбайнов - с 4,4 до 6,1 тыс. штук [10; с. 46], [11; с. 40]. Однако, несовершенство организации технического обслуживания машин и снабжения хозяйств запасными частями, устаревшие формы и методы технического обслуживания машинно-тракторного парка колхозов и совхозов

предприятиями системы «Союзсельхозтехника» становились причиной низкой эффективности применения машин и механизмов в аграрном производстве. Обслуживающие предприятия («Сельхозтехника», «Сельхозхимия», «Сельхозэнерго») вкладывали полученные от сельхозпредприятий средства не в совершенствование обслуживания колхозов и совхозов, а в укрепление собственной базы. Организации аграрного сервиса становились перевалочными пунктами материальных ресурсов (запчастей, удобрений, оборудования) и монополистически распоряжались ими в районном масштабе. Они диктовали сельхозартелям и совхозам свои условия, благодаря чему получали высокие прибыли без учета качества поставленной техники, произведенного ремонта и других оказанных услуг. Около трети объемов грузоперевозок и ремонтных работ в Кемеровской области «Сельхозтехника» выполняла для несельскохозяйственных организаций [12; с. 73-74]. Органам власти и управления не удалось административным путём увязать между собой интересы колхозов и совхозов, с одной стороны, и предприятий аграрного сервиса, с другой. Первые стремились экономить на производственно-техническом обслуживании и получать качественные товары и услуги. Сервисные предприятия ориентировались на извлечение максимальной прибыли.

Проводившаяся политика расширения масштабов специализации и межхозяйственных кооперативных отношений, рассматривавшаяся во второй половине 1970-х гг. как главное средство преодоления застойных явлений в агарной экономике, имела неоднозначные и противоречивые последствия. Птицеводческие хозяйства Кузбасса наращивали производство. В 1966-1980 гг. трест «Кемеровоптицепром» увеличил продажу яиц государству с 39,3 до 645 млн яиц, а прибыль - с 0,5 млн руб. до 30,3 млн руб. Значительные успехи были достигнуты и в развитии свиноводства. Чис-тогорский свинокомплекс за годы десятой пятилетки окупил своё строительство и в дальнейшем работал рентабельно [13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21]. В то же время мясомолочные предприятия региона в основной своей массе оставались малорентабельными или убыточными. В целом, специализация и межхозяйственная кооперация к ожидаемым результатам не привели. Внедряя эти принципы организации производства, государственные органы основывались на уверенности в преимуществе крупных хозяйств индустриального типа, и поэтому их реализация, в основном, осуществлялась административно-бюрократическими методами, особенно во второй половине 1970-х гг., после принятия соответствующего партийного решения. Рост числа колхозно-совхозных слияний вел к дальнейшему огосударствлению советского сельского хозяйства.

В условиях падения темпов аграрного развития в десятой и начале одиннадцатой пятилетки

Исторические науки

139

расширилось внедрение в хозяйственную практику компенсационных механизмов. Одной из специфических форм кооперативных отношений было шефство промышленных предприятий над колхозами и совхозами, которое имело принудительный характер и было призвано восполнять нехватку у сельхозпредприятий трудовых и технических резервов. Объемы шефской помощи в Кемеровской области по мере усиления кризисных тенденций в аграрном секторе возрастали и в десятой пятилетке достигли исторического максимума - 50-60 млн руб. или 4-6 % от суммы капиталовложений в сельское хозяйство [22; 23; 24]. В одиннадцатой пятилетке объемы шефской помощи снизились. Причинами проблем с организацией шефской помощи был её административно -принудительный характер, из чего следовала неоперативность в решении большинства вопросов, невнимательное отношение руководителей ряда промышленных предприятий и организаций к своим подопечным, незаинтересованность сторон, формализм в ее осуществлении.

Другим механизмом, призванным смягчить продовольственный вопрос и падение объемов производства в колхозах и совхозах области, стало развитие подсобных хозяйств промышленных предприятий и организаций. В рассматриваемый исторический период в промышленной Кемеровской области, покрывавшей собственное потребление внутренним производством на 75 %, удельный вес сельхозпродукции, произведённой почти 500 подсобными предприятиями, был выше, чем в других регионах Западной Сибири и составлял соответственно 8 % мяса, 6 % молочной продукции, 28 % овощей и 20 % картофеля [26]. Сельхозпродукция, произведенная в подсобных хозяйствах, шла в основной своей массе на снабжение фабричных и заводских столовых. Однако себестоимость таких продуктов была в 2-3 раза выше, чем в сельхозартелях и совхозах Кузбасса. Оба этих компенсаторных механизма проводились в условиях нарастания застойных явлений в аграрном секторе во второй половине 1970-х гг. и кризиса начала 1980-х гг. путем административного нажима, без учета их экономической обоснованности.

Подводя итоги функционирования аграрного сектора и производства продуктов питания в рассматриваемый исторический период, необходимо отметить неравномерность развития сельскохозяйственных отраслей и опережающий рост объёмов государственных закупок. В Кемеровской области значительный рост закупок произошел в отраслях, ориентированных на внутрирегиональное потребление: овощеводстве, производстве мяса и яиц. Так, среднегодовое производство

овощей в одиннадцатой пятилетке по сравнению с восьмой выросло на 49 % (с 132,8 до 197 тыс. тонн). В то же время удельный вес госзакупок в относительных цифрах увеличился с 26 до 56 %, а в абсолютных - с 35 до 111 тыс. т. В 1981-1985 гг. среднегодовое производство мяса по отношению к 1966-1970 гг. увеличилось на 41 % и достигло 136,4 тыс. т, при росте закупок на 46 %. Самый значительный прирост производства имел место в птицеводстве региона. Рост производства яиц к концу рассматриваемого периода составил 292 % (с 324 до 947 млн шт.), закупки увеличились почти в 5 раз. Удельный вес закупок возрос с 46 до 75 %. Иной была ситуация в молочном животноводстве, зерноводстве, производстве картофеля и шерсти. Среднегодовое производство зерновых культур в девятой пятилетке по сравнению с восьмой уменьшилось на 73 тыс. т, закупки сократились на 109 тыс. т или на треть. В картофелеводстве, не смотря на увеличение среднегодовых объемов закупок со 111 до 224 тыс. т, среднегодовое производство уменьшилось на 13 % (с 1001 до 873 тыс. т). Прирост производства молока за двадцатилетие составил 5 % (с 767 до 802 тыс. т), закупки выросли на треть - с 393 до 525 тыс. т, их удельный вес увеличился с 51 до 65 % от произведенного объема. Среднегодовое производство шерсти сократилось на четверть, а ее закупки - на 45 % [10; с. 52-53, 56-57], [11; с. 44-45, 50-51].

Кризисное развитие сельского хозяйства в стране и регионе в начале 60-х гг. ХХ в., причиной которого стали административно-командный диктат в отношении деревни и непоследовательная аграрная политика предыдущего руководства страны, стимулировало новую верховную власть к принятию прагматичных и меркантильных решений, предусматривавших использование в качестве стимула к труду материальную заинтересованность. Но по мере достижения хозяйственных успехов, в руководстве отраслью усилилась доктри-нальная составляющая, и главным фактором роста аграрного производства стало считаться повышение социалистической сознательности в труде колхозников и рабочих совхозов. В практической плоскости реализация данных принципов стала причиной усиления командно-бюрократического диктата, который, в свою очередь, обусловил снижение производственных показателей и привел к кризисной ситуации в начале 1980-х гг. Выход из нее был осуществлен с помощью механизмов, предложенных еще мартовским пленумом ЦК КПСС 1965 г.: повышения закупочных цен, списания долгов колхозов и совхозов, смягчения налогового бремени и ряда других мер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орлов, Д.С. Эволюция структуры аграрного сектора Западной Сибири во второй половине 1960-х -

первой половине 1980-х годов / Д.С. Орлов // Омский научный вестник. Серия «Общество, история, современность». - №2. - 2013. - С. 46-49.

2. Крестьянство и сельское хозяйство Сибири (1960-1980-е гг.). - Новосибирск, 1991.

3. ГАКО (Государственный архив Кемеровской области) Ф.П. - 75. Оп. 42. Д. 12. Л. 57.

4. ГАКО Ф.П. - 75. Оп. 28. Д. 2. Л. 31.

5. Сельское хозяйство Сибири в ХХ веке: проблемы развития и кризисы / В.А. Ильиных [и др.]. - Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2012.

6. ГАКО Ф.П. - 75. Оп. 39. Д. 13. Л. 13.

7. Аграрный сектор индустриального Кузбасса в архивных документах (1965-1985 гг.). Сборник документов / сост. и науч. ред. Д.С. Орлов. - Бийск, 2011.

8. ГАКО Ф.П. - 75. Оп. 51. Д. 15. Л. 8.

9. Сельское хозяйство СССР. Стат. сборник. - М., 1988.

10. Кемеровская область в цифрах (1965-1975 гг.). - Кемерово, 1977.

11. Кемеровская область в цифрах (1975-1985 гг.). - Кемерово, 1987.

12. Орлов, Д.С. Аграрный сектор Кемеровской области во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», Ин-т истории СО РАН, 2013.

13. ГАКО Ф.Р. - 392. Оп. 1. Д. 41. ЛЛ. 100-115.

14. ГАКО Ф.Р. - 392. Оп. 1. Д. 54. ЛЛ. 1-82.

15. ГАКО Ф.Р. - 392. Оп. 1. Д. 64. ЛЛ. 85-100

17. ГАКО Ф.Р. - 392. Оп. 1. Д. 74. ЛЛ. 160-190.

18. ГАКО Ф.Р. - 392. Оп. 1. Д. 82. ЛЛ. 80-100.

19. ГАКО Ф.Р. - 392. Оп. 1. Д. 95. ЛЛ. 119-130.

20. ГАКО Ф.Р. - 392. Оп. 1. Д. 113. ЛЛ. 50-80.

21. ГАКО Ф.Р. - 392. Оп. 1. Д. 150. ЛЛ. 1-30, 130-150.

22. ГАКО Ф.П. - 75. Оп. 29. Д.158. Л. 29.

23. ГАКО Ф.П. - 75. Оп. 32. Д.156. Л. 1.

24. ГАКО Ф.П. - 75. Оп. 35. Д.183. Л. 1.

25. ГАКО Ф.П. - 75. Оп. 42. Д.12. Л. 57.

26. Орлов, Д.С. Подсобные хозяйства предприятий и учреждений Западной Сибири во второй половине 1970-х - первой половине 1980-х годов / Д.С. Орлов // Гуманитарные науки в Сибири. СО РАН. -№2. - 2012. - С. 96-98.

Автор статьи

Орлов

Дмитрий Сергеевич канд. истор. наук, доцент , зав. каф. всеобщей истории и права (Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина Email: orlovd2010@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.