Научная статья на тему 'Сельский культурный ландшафт в правовом поле Республики Саха (Якутия)'

Сельский культурный ландшафт в правовом поле Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / СОХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егоров П.М.

В статье представлена современная нормативно-правовая база охраны и использования сельских культурных ландшафтов в Республике Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Егоров П.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельский культурный ландшафт в правовом поле Республики Саха (Якутия)»

8. Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: избранные постановления за 2009 год с комментариями / Под ред. А.А. Иванова. - М.: Статут, 2012. - 510 с.

9. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: монография. - М.: Норма, Ин-фра-М, 2012. - 480 с.

10. Шадрина Т.В. Воинский учет в учреждениях // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. - 2014. - № 5. - С. 14-22.

11. Шадрина Т.В. Организуем воинский учет // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. - 2012. - № 9. - С. 26-38.

СЕЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

© Егоров П.М.*

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, г. Якутск

В статье представлена современная нормативно-правовая база охраны и использования сельских культурных ландшафтов в Республике Саха (Якутия).

Ключевые слова сельский культурный ландшафт, Республика Саха (Якутия), культурное наследие, сохранение.

В рамках нашего исследования [1, 2, 3], прежде всего, необходимо определиться с понятием «сельский культурный ландшафт». Согласно, А.Б. Перми-ловской «сельский культурный ландшафт» - это система, включающая в себя поселение, природный ландшафт, планировочную и топонимическую структуру, народную архитектуру, а также этнос, хозяйственную деятельность, язык, духовную культуру. Особенно полноценно и зримо феномен культурного ландшафта проявляется в регионах с мощными этнокультурными традициями [4].

В настоящее время в Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с охраной историко-культурных территорий и использованием объектов наследия, в отличие от стран Западной Европы, осуществляется в рамках нескольких отраслей законодательства: о культуре, земельное, об охране окружающей среды, о градостроительстве и архитектуре, лесное, о недрах. Например, в Норвегии и Финляндии министерства окружающей среды занимаются вопросами не только природного, но и куль-

* Младший научный сотрудник сектора этносоциологии, кандидат политических наук.

турного наследия (следовательно, «окружающая среда» в этих странах понимается широко), управление природным и культурным наследием в Швеции осуществляет Министерство культуры, в Италии - Министерство культурного достояния (значит, культура понимается широко), в США - Служба национальных парков в составе Департамента внутренних дел (благополучие и защита интересов граждан понимаются широко). Во многих странах государственное управление природным и культурным наследием имеет ведомственное разделение, как и в России [5]. Всего на федеральном уровне насчитывается до 200 нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы правового статуса земель историко-культурного значения.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В 2002 г. в России были приняты новые отраслевые федеральные законы: «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 (с изм. на 21 июля 2014 г.) и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25 июня 2002 (с изм. на 23 июля 2013 г.), которые устанавливают основные нормативно-правовые основы систем охраны природы и недвижимых памятников истории и культуры. Закон № 73-ФЗ регулирует отношения в области использования, популяризации и государственной охраны объектов наследия, направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении наследия, беречь памятники истории и культуры. Закон гарантирует гражданам Российской Федерации право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Единая система государственного управления и контроля над объектами культурного наследия подразумевает разграничение полномочий органов федеральной и региональных властей. Согласно Конституции РФ (ст. 72 пункт д) субъектам Российской Федерации предоставлена определенная правовая самостоятельность: «В совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры».

Федеральный закон № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относит решение вопросов «сохранения, использования и популяризации

объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения» (ст. 26.3, ч. 2, п. 15).

В 2009-2011 гг. на федеральном уровне были приняты подзаконные нормативные акты, регламентирующие данную сферу - Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. приказом Министерства культуры РФ от 3 октября 2011 г. N 954), Положение о государственной историко-культурной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569) и т.д.

К полномочиям Республики Саха (Якутия) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1. сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия);

2. государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.

Также в соответствии со ст. 9.1 Ф3-73 Республика Саха (Якутия) осуществляет переданные полномочия Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации):

1. сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;

2. государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением:

ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия;

согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны;

выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

Несмотря на долгое отсутствие на федеральном уровне правового регулирования отношений, связанных с охраной историко-культурных территорий и использованием объектов наследия, в нашей республике уделяется большое внимание правовым, организационным и практическим проблемам сохранения наследия.

Республиканский Закон «О государственной охране памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия)» от 6 февраля 1997 г. З N 155-1 (с изм. на 4 марта 2013 г.) раскрывает полномочия регионального органа исполнительной власти в сфере государственной охраны, учета, использования и популяризации памятников, достопримечательных мест, заповедников, исторических поселений на территории региона, а также финансирования необходимых для этого мероприятий.

Так 25 декабря 2009 года Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 1760 был создан Комитет по охране объектов культурного наследия при Правительстве Республики Саха (Якутия), который в 2011 году был упразднен с последующей передачей полномочий Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

Указом Президента Республики Саха (Якутия) «Об утверждении структуры Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)» от 05.10.2011 N 928 был создан Департамент по вопросам культурного наследия и взаимодействия с муниципальными образованиями.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) на государственном учете находится 1586 памятников истории и культуры, из них 14 объектов имеют федеральное значение, 512 имеют республиканское значение, 73 являются объектами культурного наследия муниципального значения. Выявленные объекты археологии - 986.

Также, на территории республики имеются памятники архитектуры и истории в количестве 1100, которые не приняты под охрану, но в тоже время представляющие собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, искусства, науки и техники. Министерство культуры и духовного развития Республики планирует работу по их выявлению и включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации [6].

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. № 956 утверждена Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 20122016 гг.». В подпрограмме «Сохранение объектов культурного наследия на 2012-2016 гг.» предусмотрено задача № 1 - поэтапное финансирование мероприятий по проведению полевых и камеральных работ по составлению первичной учетной документации на недвижимые памятники архитектуры, истории и археологии, в том числе объектов культурного наследия федерального значения для последующего включения в Единый государствен-

ный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Республика Саха (Якутия) обладает мощным историко-культурным потенциалом, который необходимо использовать для развития духовности, высокой культуры и нравственного здоровья населения Республики Саха (Якутия), формирования индустрии культурно-познавательного туризма. Туризм способствует популяризации памятников истории и культуры, укрепляет авторитет региона как в стране, так и за рубежом. Сохранность исторической среды обеспечивает инвестиционную привлекательность Республики Саха (Якутия).

Одной из проблем в этой сфере является факт, что никогда ранее не осуществлялась постановка на кадастровый учет земельных участков, занятых объектами археологического наследия, практически не принимались решения о переводе земель, занятых памятниками археологии, в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (земель историко-культурно -го назначения), с соответствующими режимами их использования, не закреплялось право собственности на объекты археологического наследия, как особые объекты недвижимого имущества, которые могут находиться исключительно в государственной собственности.

Целью подпрограммы является инвентаризация объектов культурного наследия с целью подготовки первичной учетной документации на недвижимые памятники архитектуры, истории и археологии для внесения в Единый государственный реестр культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В настоящее время Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) проводится подготовка документов для направления в Минкультуры РФ на 170 объектов культурного наследия.

Анализ состояния наследия позволяет сделать следующие выводы: количество факторов риска, которым подвергаются объекты наследия, постоянно расширяется; наряду с численно превалирующими естественными и антропогенно обусловленными факторами (подтопление территории, загрязнение воздушного бассейна, вибрация и т.д.) все активнее проявляются последствия относительно новых - визуальное загрязнение (искажение) историко-культурных ландшафтов, экологически не регламентированная приватизация и др.

Список литературы:

1. Исследование осуществлено при поддержке гранта РФФИ «Антропология культурного ландшафта: эволюция взаимоотношений человека и природы Севера» проект №12-06-9805 (рук. Боякова С.А.).

2. Егоров П.М. Развитие сельского культурного ландшафта в Республике Саха (Якутия): обследование Хаптагайского наслега // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2014. - № 19. - С. 67-71.

3. Егоров П.М. Защита окружающей среды и общество в условиях промышленного освоения Республики Саха (Якутия) // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 20. - С. 93-099.

4. Пермиловская А.Б. Проблема сохранения культурных ландшафтов сельских исторических поселений Русского Севера [Электронный ресурс] // Журнал «Регионология». - 2011. - № 2. - Режим доступа: http://regionsar.ru/ node/746?page=0,0 (дата обращения: 10.02.2014).

5. Кулешова М.Е. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках. - М. Центр охраны дикой природы, 2002.

6. Отчет по исполнению полномочий по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия за 2012 год. Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) / Департамент по вопросам культурного наследия и взаимодействия с муниципальными образованиями. - Якутск. 2013.

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОФФШОРНЫХ ЗОН: НОВЕЛЛЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

© Моисеева Е.Ю., Богданова А.С.

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, г. Новосибирск

В статье рассмотрены основные новеллы законодательства РФ об оффшорных зонах. Проанализированы основные проблемы отечественной нормативно-правовой базы в области деоффшоризации экономики, а также предложены решения некоторых проблем, возникающих при реализации антиоффшорной политики государства.

Ключевые слова оффшорная зона, деоффшоризация экономики, юридические лица, бенефициарные владельцы, таможенное регулирование, двойное налогообложение.

Понятие оффшорная зона (от англ. «off shore» - «вне берега») представляет собой территорию государства или часть территории государства, предоставляющая специальный благоприятный правовой режим своим участникам и (или) не предусматривающая раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций [1, c. 86]. В зарубежной литературе встречаются такие термины как tax havens, offshore zones, offshore

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.