К. А. Казакова
СЕЛЬХОЗЫ ВОРКУТЛАГА В 1930-1950-е ГОДЫ
Работа представлена кафедрой Отечественной истории Сыктывкарского Государственного университета.
Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент Л. А. Максимова
Статья посвящена проблеме становления и развития сельскохозяйственного производства в совхозах Воркутинского ИТЛ на территории Коми АССР в 1930—1950-е гг. Даются характеристики основных направлений деятельности сельхозов, проанализирована динамика урожайности и выпуска продукции в течение рассматриваемого периода, уделено внимание кадровой проблеме.
Ключевые слова: Коми АССР, лагеря ГУЛАГа, Воркутинский ИТЛ, сельское хозяйство, сельхозы.
K. Kazakova
VORKUTA AGRICULTURAL COLONIES IN THE 1930-1950 S
The article is devoted to the problem offormation and development of agricultural manufacture in the Vorkuta agricultural colonies on the territory of the Komi ASSR in the 1930-1950s. The characteristics of the basic directions of the agricultural colonies activity are given, the dynamics of the productivity and output during the considered period is analysed, the personnel problem is considered.
Key words: Komi ASSR, GULAG camps, Vorkuta labour camp, agriculture, agricultural colonies.
Воркута занимает особое место среди лагерных комплексов Коми АССР. Она стоит в одном ряду с Соловецким, Норильским, Колымским, Магаданским, Мордовским лагерями смерти как символ и синоним ГУЛАГа. История Воркуты начинается с 1930 г., когда семилетние геологические исследования привели к открытию профессором Черновым Воркутинского
угольного месторождения. Летом 1930 г. на правом берегу реки Воркуты Ухто-Печорским трестом была заложена разведочная шахта № 1/2. До 1938 г. Вокутинский исправительно-трудовой лагерь входил в состав Усинского отделения Ухто-печорского лагеря.
10 мая 1938 г. вышел приказ № 090 «О реорганизации Ухто-Печорских лагерей НКВД»
в четыре самостоятельных лагеря: Воркуто-Печорский ИТЛ, Ухто-Ижемский ИТЛ, Северный железнодорожный ИТЛ и Усть-Вымский ИТЛ [2, с. 67-67 об.]. Согласно директиве ГУЛАГа, совхозы были организованы с целью создания собственной продовольственной базы для снабжения заключенных овощами и продуктами животноводства [3, с.12].
Известно, что в период с 1931 по 1934 гг. в Воркутинском ИТЛ были созданы небольшие сельскохозяйственные фермы, которые к 1941 г. превратились в достаточно крупные сельхозы [4, с. 2]. Но отчетов за этот период не сохранилось, так как до окончания Великой Отечественной войны отчетная документация по сельскому хозяйству в лагерях велась плохо и неграмотно, а зачастую и вообще отсутствовала.
После разделения Ухтпечлагерей в ведение Воркуто-Печорского лагеря попали 5 совхозов: Новый Бор, Медвежка, Харьяга, Кедровый Шор, Кочмес. Земельный фонд (без неудобных земель) - 50 тыс. га, из них пахотных площадей 487 га, луговых угодий - 14 га, пастбищных -7 га. Растениеводство развивалось медленнее животноводства, так как определенную трудность представляло освоение новых пахотных земель в условиях вечной мерзлоты, отдаленность совхозов от Воркуты и сложность поставки овощей из-за бездорожья Севера [4, с. 4-5]. Посевные площади занимались преимущественно картофелем и овощными культурами. Сельское хозяйство комбината исторически сложилось как подсобная отрасль для обеспечения населения Воркуты свежими овощами и молоком, которые в Заполярье были крайне необходимы. Доставлять продовольствие в Воркуту было очень трудно из-за отсутствия нормальных дорог. Так, в 1938 г. 94% завозимых овощей из центра страны замерзло в пути [15, с. 244]. Постройка железной дороги, связавшей Воркуту со всей страной, не устранила технические и климатические трудности, связанные с доставкой свежих овощей в Воркуту: без специально оборудованных вагонов транспортировка овощей кончалась, как правило, замораживанием и негодностью. Что касается цельного молока, то возможность завоза его из других районов была еще более
проблематична (летом оно скисало, а зимой замерзало). Между тем, быстрый рост населения с каждым годом предъявлял все больший спрос на овощи и молоко.
Если проследить динамику урожайности сельхозкультур в довоенные годы, то отчетливо видно, что процент выполнения колебался от 41% (по картофелю) до 67% (по овощам) и 80% (по турнепсу) [4, с. 4-5]. Для суровых условий заполярья такие показатели являлись довольно успешными.
Основное место в хозяйствах сельхозов Воркутлага принадлежало животноводству, которое носило товарный характер. В 1941 г. было продано, например, около 1400 голов крупного рогатого скота в колхозы и совхозы коми АССР. В лагерных отчетах отмечалось, что за все время существования сельского хозяйства в комбинате Воркутауголь из совхозов вывезено большое количество племенного скота (более 10 000 голов) в колхозы Вологодской и Ленинградской областей, в хозяйства Московской, Тульской, Рязанской областей, Урала, Красноярского края, Карело-Финской АССР и в совхозы Норильского комбината [5, с. 12].
Существовала и оленеводческая отрасль. Но проблемой этого направления была ма-лопродуктивность поголовья. Еще с XVIII в. коми ижемцы стали пасти оленей в тундре. Благодаря наличию огромной территории, они ввели круглогодичный выпас стада, нашли удобные сезоны для перекочевки стада с одной территории на другую. Опыт местных жителей был учтен при организации оленеводства в Воркутинских сельхозах, но в условиях лагеря существовало ограниченное количество земельных площадей, пригодных для выпаса оленей. Именно этим, на наш взгляд, объясняется проблема малопродуктивности поголовья.
Несмотря на неблагоприятные условия, сельхозы Воркутлага достигали хороших производственных показателей. Примером может служить сельхоз «Новый Бор», который в 1939 г. получил право участвовать в сельскохозяйственной выставке на ВДНХ СССР, где был премирован дипломом второй степени, мотоциклом и денежной премией [1, с. 377].
Особенно большая работа по развитию сельскохозяйственного производства в Воркуте была проведена в годы Великой Отечественной войны. По существу, овощеводство здесь было создано именно в течение военных лет, так как от сельхозов требовалось не только обеспечивать продукцией свой лагконтин-гент, но еще и поставлять продовольствие в Республику в связи с тяжелым военным положением. Площадь обрабатываемой пашни увеличилась с 236 га (в 1940 г.) до 1529 га (в 1945 г.), т. е. на 650% [6, с. 59]. Вообще растениеводство развивалось в сельхозах Воркутлага менее успешно, чем животноводство, так как в неплодородных почвах, при недоставке органических удобрений, урожай был в прямой зависимости от снабжения минеральными удобрениями. Иногда не хватало и нужного количества семян. В годы войны в воркутинских сельхозах было создано парниковое хозяйство. Всего насчитывалось 8378 парниковых рам, а в 1950 г. их было уже 18370 [4, с. 15; 6, с.74].
Большой проблемой в годы войны являлась нехватка рабочей силы. В связи с тем, что все трудоспособные заключенные отправлялись на фронт, в сельхозах работало много инвалидов (41%). Вообще же обеспеченность рабочей силой доходила лишь до 70%.
Наиболее важный хозяйственный итог военных лет заключался в том, что параллельно с общим развитием проводилось перебазирование сельскохозяйственного производства из отдаленных на 500-1000 км от Воркуты Усин-ских и Нижне-Печорских хозяйств непосредственно к Воркуте. Это было сделано для того, чтобы облегчить доставку свежих овощей и молочных продуктов для населения, а также с целью сократить расходы на транспортировку. Также в годы войны происходило создание новых сельхозов. В 1943 г. были созданы совхозы «Сейда» и «Северный», а также 9 сельхозферм. А вообще за годы войны в пригородной зоне Воркуты было создано 5 новых совхозов и 20 животноводческих ферм. В 1945 г. в районе Воркуты функционировали 29 хозяйств [7, с. 22]. Практически каждое крупное лагерное подразделение Воркуты имело свое собственное подсобное хозяйство.
После окончания войны, с 1946 г., документация по сельскому хозяйству в лагерях начинает вестись стабильнее и аккуратнее. Перед сельхозами была постановлена задача частичного (а по возможности - полного) и стабильного удовлетворения спроса местного населения на свежие овощи, картофель и молочную продукцию [6, с. 60]. Для осуществления этой задачи была увеличена численность персонала в области сельского хозяйства с 6800 человек в 1946 до 10 500 человек в 1950 г. [8, с. 32].
Особое развитие в послевоенные годы получило цельно-молочное направление. Естественное воспроизводство собственного дойного поголовья дало увеличение количества коров к 1950 г. до 5200 голов, вместо 2500 коров в 1946 г. Удвоение поголовья коров при годовом удое на фуражную корову в 3500 кг в 1950 г. против 2503 кг в 1945 г., дало каждому жителю Воркуты в 1950 г. по 164 г свежего молока в день, вместо 82 г в 1945 г. [6, с. 60]. Кроме того, для улучшения породности стада в течение 1946-1950 гг. активно проводилась метизация местной малопродуктивной печорской породы с холмогорской породой, отличающейся хорошими биологическими показателям. В итоге была создана новая порода крупного рогатого скота - так называемая «заполярная холмогорка», отвечавшая следующим требованиям: средний живой вес коров - 500-550 кг, средний удой - 5000-5550 кг (местный печорский скот давал до 2500 кг), процент жира в молоке - 3,7-3,8% (у печорских коров - 2,5%) [6, с. 68].
Рост поголовья скота был подкреплен и созданием прочной кормовой базы. Было произведено расширение посевов многолетних трав с 74 га в 1945 г. до 1362 га в 1950 г. и улучшение естественных сенокосов и пастбищ путем проведения коренных расчисток угодий от кустарников на площади 23 500 га. Это дало возможность повысить урожайность естественных сенокосов с 9 до 13 центнеров с га [6, с. 61].
Кроме того, в воркутинских сельхозах репрессированными биологами З. Ф. Руофф, И. С. Хантимером, А. В. Прянишниковым проводились уникальные для сельскохозяйст-
венной практики опыты по сортоиспытанию кормовых трав на почвах, в основании которых залегает вечная мерзлота. В ходе опытов было установлено, что в данных климатических условиях пригодны для выращивания мятлик луговой и лисохвост луговой, которые впоследствии использовались в качестве кормовых трав для скота [17, с. 5].
Значительное место в плане послевоенного развития хозяйства уделялось использованию рыбных ресурсов. Рыболовство в 1946-1950 гг. приобрело промышленный характер: в 1950 г. было получено 1800 тонн рыбы (184 тонны в 1945 г.). В рассматриваемый период вылавливались следующие высокоценные сорта: сиг, омуль, зельдь, семга, хариус, пелядь, лососевые породы занимали более 66% общей программы [6, с. 61, 70].
В 1946-1950-м гг. на развитие сельского хозяйства Воркутинского лагеря было выделено 65 млн рублей. Из них около 13 млн направлялось на создание новых совхозов и 52 млн - на расширение существующих хозяйств. При этом в развитие сельского хозяйства привор-кутинского района было вложено около 45 млн рублей, и в остальные хозяйства - 20 млн рублей. Но, как отмечалось в докладных записках, чтобы удовлетворить нужды всех отраслей сельского хозяйства в Воркуте, нужно было 200 млн рублей, поэтому выделенная сумма являлась крайне недостаточной [6, с. 60].
Начало 1950-х гг. в плане климата оказалось неблагоприятным для сельхозов Воркуты: поздняя весна, беспрерывные дожди в течение лета - все это значительно снизило планы выполнения урожаев и заготовку сена, что, в свою очередь, отрицательно сказалось на условиях кормления скота. Вместо положенных 6-7 кг сена и 10-12 кг силоса (что является нормой), коровы получали в сутки 3-5 кг сена и 2-3 кг концкормов. Поэтому в конце 1951 г. произошло уменьшение стада крупного рогатого скота на 171 голову. Стоит отметить, что и план комплектования стада был недовыполнен на 3,5%. Однако это не отразилось на выполнении планов по молоку и молочной продукции, которые были выполнены: по валовому надою молока на 110%, выработке масла - на 165%, выработке сыра - на 153%, выработке творо-
га и сливок - на 265 и 176% соответственно. Перевыполнение планов произошло за счет сельхозов «Новый Бор» и «Усинский», но в свежем виде молочная продукция до горняков не дошла, так как сельхозы находились очень далеко от основных производств и в ходе транспортировке продукция испортилась. Реализация сельхозпродукции в начале 1950-х гг. тоже оказалась неудачной: сверхплановые убытки составили 6646 рублей.
С 1952 г. в воркутинских хозяйствах улучшилась ситуация с техническим обеспечением. По сравнению с 1945 г., в 1952 г. количество тракторов увеличилось в два раза и составило 37 единиц техники (при нужде в 100 единиц). Число тягловой силы увеличилось всего на 8%, а количество лошадей, наоборот, уменьшилось на 15%. Число грузовых автомашин увеличилось на 1 единицу и достигло 22 штук. В связи с такой ситуацией планы кормозаготок в 1952 г. выполнены на 88% [11, с. 49, 53, 53 об.; 12, с. 57]. Планы по выходу продукции тоже недовыполнялись: исключение составляет план по растениеводству (выполнен на 103%), а вот по продукции животноводства выполнение не превысило 89%, а по надою молока - 90% [12, с. 4].
После ликвидации системы ГУЛАГа, весной 1953 г., по указу Президиума Верховного Совета часть подсобных сельских хозяйств была закрыта. В качестве официальной причины указывался недостаток рабочей силы и сельхозинвентаря. Пахотные земли многих бывших сельхозов ИТЛ были переданы другим хозяйствам, расположенным на территории республики. Реорганизации не подвергались только наиболее крупные сельхозы [10, с. 49].
Документы свидетельствуют о том, что наиболее крупные лагерные сельхозы, расположенные в Заполярье, продолжали свою деятельность и после ликвидации системы лагерей ГУЛАГа. В 1938 г. на станции Сивая Маска, расположенной за Полярным кругом, было создано небольшое подсобное хозяйство. В 1950-е гг. хозяйство переросло в крупный совхоз «Горняк». В начале 1960-х гг. за совхозом было закреплено 7540 га земли, на фермах - 6000 голов оленей, 600 коров, а всего
крупного рогатого скота более 1000 голов [13, с. 25]. Совхоз был снабжен техникой: 40 тракторов, несколько десятков машин для заготовки кормов. В 1960-е гг. была улучшена механизация совхоза: построены электростанция (еще в конце 1950-х гг.), водонапорная башня, установлены автопоилки, все коровники оборудованы подвесными дорогами, внедрена механическая дойка коров. В течение четырех лет совхоз являлся участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки [16, с. 97].
После ликвидации лагерей продолжал работу и бывший заполярный лагерный сельхоз «Большая Инта», ставший совхозом. В 1940 г. на берегу р. Инты было создано подсобное хозяйство. Оно имело 22 га пашни и 22 малопродуктивные коровы. На раскорчеванных землях выращивались картофель и овощи. На Инте началось строительство шахт, нужно было расширять и молочно-овощную базу. Появились парники и теплицы, в них выращивались лук, огурцы, помидоры. После войны хозяйство расширилось: в 1946 г. к «Большой Инте» был присоединен на правах отделения совхоз «Кочмес», организованный еще в 1933 г. и входивший сначала в структуру Ухтпечлага, а с 1938 г. - Воркутлага.
В первый период своего существования сельхоз имел овощеводческое направление, после войны специализировался на молочном животноводстве. Совхоз превратился в специализированное хозяйство по производству цельного молока. Он продолжал расширяться за счет объединения мелких хозяйств: в 1957 г. к «Большой Инте» присоединено подсобное хозяйство «Сынью», а в 1958 г. - «Косью». В составе совхоза было семь специализированных молочно-животноводческих отделений и одно оленеводческое. Общая площадь совхоза составляла 26 055 га, в том числе земель сельскохозяйственного пользования 9367 га. В 1960-е гг. совхоз стал высокомеханизированным предприятием: он имел 31 трактор, все отделения были электрифицированы.
В 1956 г. Постановлением Совета Министров РСФСР комбинату «Воркутауголь» были переданы 4 колхоза: колхоз им. Куйбышева Интинского района, располагавший 321,1 тыс. га земли, поголовьем оленей в 3181 голову,
98 голов крупного рогатого скота и числом рабочих в количестве 100 человек и три колхоза Усть-Цилемском районе с наличием земли 6233 га, поголовьем крупного рогатого скота в 210 голов и числом рабочих в 120 человек. Все эти колхозы были реорганизованы в сенозаготовительные фермы и участки и объединены с совхозами «Новый Бор», Пригородный и Оленьсовхоз [14, с. 23].
В 1957 г. в ведение комбината «Воркута-уголь» передан колхоз «Красный Луч» Усть-Цилемского района, который вошел в состав совхоза «Новый Бор» [14, с. 81].
В связи с увеличением масштабов совхозов в конце 1950-х гг. неуклонно росли и показатели по выпуску продукции: в 1957 г. валовые показатели выросли на 20,8% по сравнению с
1956 г. Так, например: если в 1956 г. план по валовому надою молока составлял 62 940 центнеров, то в 1957 г. было получено 73 408 центнеров или на 16,6% больше. Количество дойных коров доведено до 2300 голов вместо 2089 голов, имевшихся в наличии в 1956 г., соответственно рост составил 10,2%.
Рост объема по растениеводству достиг 65,1%. Посевная площадь с 1214 га в 1956 г. достигла 2041 га в 1957 г. (т. е. на 68,2% больше), сбор овощей открытого грунта вырос на 40% (в 1956 г. - 285,2 т, в 1957 г. - 398 т) и овощей закрытого грунта на 16,1%. С целью полного обеспечения поголовья кормами собственных заготовок план заготовки сена увеличен на 4300 т (план 1956 г. - 11 433 т, в
1957 г. - 15 733 т или на 37,6% больше) и силоса на 4000 т (на 29,5% больше) [14, с. 23].
С конца 1950-х гг. бывшие лагерные совхозы Воркуты начинают пополняться квалифицированными сельскохозяйственными кадрами. Если в 1930-1940-е гг. сельскохозяйственные работы в большинстве своем выполнялись силами заключенных, то в 1958 г. здесь работали уже 27 специалистов с высшим и 53 человек со средним специальным образованием [9, с. 12, 124].
Таким образом, создание подсобных сельских хозяйств в лагерях ГУЛАГа на территории Коми АССР было продиктовано необходимостью обеспечения заключенных собственными продуктами питания. На первых этапах
сельское хозяйство в Воркуте развивалось по двум направлениям: животноводство и растениеводство. Основными проблемами в годы войны были неудовлетворительная механизация сельского хозяйства и недостаток рабочих рук, однако военные нужды требовали увеличения выпуска сельхозпродукции. Начинает развиваться теплично-парниковое хозяйство. К концу 1945 г. в составе Воркутинского лагеря было уже 29 хозяйств. После войны появились хозяйства, которые специализировались на разведении крупного рогатого скота, оленей,
а также хозяйства, имевшие исключительно молочное направление. Несмотря на суровые погодные условия, в большинстве своем заполярные сельхозы выполняли плановые нормы, а такие совхозы, как «Кедровый Шор» и «Горняк», в течение нескольких лет являлись участниками и призерами ВСХВ. Кроме того, силами репрессированных ученых-биологов сельскохозяйственная деятельность в сельхозах была поставлена на научную основу: внедрялась теплично-парниковая система хозяйства, проводились опыты по сортоиспытанию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров О. И. История одного лагеря // Мартиролог Покаяние. Сыктывкар, 2000. Т. 3. 493 с.
2. Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. 9401. Оп. 1. Д. 22.
3. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 1913.
4. Национальный архив Республики Коми (далее НАРК). П-1. Ф. 1875. Оп. 1. Д. 35а.
5. НАРК. Ф.1675. Оп. 1. Д. 1991.
6. НАРК. Ф. 1675. Оп. 1. Д. 2219.
7. НАРК. Ф. 1675. Оп. 1. Д. 1429.
8. НАРК. Ф. 1675. Оп. 1. Д. 1243.
9. НАРК. Ф. 1675. Оп. 1. Д. 1726. 10 НАРК. Ф. 1675. Оп. 1. Д. 1958.
11. НАРК. Ф. 1675. Оп. 1. Д. 1992.
12. НАРК. Ф. 1675. Оп. 1. Д. 1993.
13. НАРК. Ф. 1675. Оп. 1. Д. 2021.
14. НАРК. Ф. 1675. Оп. 1. Д. 2271.
15. Негретое П. Почтовый ящик № 223 // Печальная пристань: Сборник воспоминаний. Сыктывкар, 1991. 416 с.
16. 40 лет Коми АССР. 1921-1961. Очерки о развитии экономики и культуры Коми республики. Сыктывкар, 1961. 156 с.
17. Хантимер И. С. Сельскохозяйственное освоение тундры. Л., 1974. 226 с.