Научная статья на тему 'Scm-информационная система взаимодействия предприятий в цепях поставок автомобилестроительных компаний'

Scm-информационная система взаимодействия предприятий в цепях поставок автомобилестроительных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / SUPPLY CHAIN / INFORMATION SYSTEM / INTEGRATION / AUTOMOBILE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Виталий Игоревич

В статье рассматривается информационная система цепи поставок — SCM-система. Проводится комплексный анализ основных модулей данной системы, раскрываются цели и задачи, решаемые на каждом из участков цепей поставок, обосновывается целесообразность и эффективность интегрированной информационной системы цепи поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCM-information system of interaction companies in supply chain of automobile industry

The article describes information system of the supply chain — SCM-system. Conducted a comprehensive analysis of the main modules of the system, indicates the goals and tasks of each section of the supply chain, justify practicability and efficiency of the integrated informational system in Supply Chain.

Текст научной работы на тему «Scm-информационная система взаимодействия предприятий в цепях поставок автомобилестроительных компаний»

В.И. МИХАЙЛОВ

Виталии Игоревич МИХАИЛОВ — аспирант кафедры коммерции и логистики СПбГЭУ.

В 2010 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 9 публикаций.

Область научной специализации — логистика снабжения, управление цепями поставок.

^ -Ф- -Ф-

SCM-ИНФОРМАЦИОННАЯ система взаимодействия предприятий в цепях поставок автомобилестроительных компаний*

В деятельности крупных предприятий автомобилестроения, представляющих собой комплексы многочисленных повседневно связанных и взаимодействующих компаний, участвующих в цепочке создания ценности, основополагающим фактором, обеспечивающим эффективное управление и бесперебойность работы цепи поставок, является формирование и синхронное функционирование информационных потоков.

Как показывает зарубежный опыт, наибольшего эффекта автопроизводители могут достичь при одновременном движении сразу в двух направлениях. Во-первых, в сторону покупателя, предоставляя ему возможность самостоятельного выбора из широкой гаммы автомобилей, создавая удобные условия оформления, оплаты заказа и обеспечивая высокий уровень послепродажного обслуживания. Во-вторых, в сторону собственных поставщиков, более полно вовлекая их в процесс разработки и производства всего автомобиля, а не только отдельных его компонентов [3]. Для достижения этих целей в настоящее время разрабатываются и внедряются единые информационные системы цепи поставок — SCM-системы.

В качестве примера рассмотрим информационную систему SCEMS (Supply Chain Event Management System), разработанную компанией Гловис — логистическим провайдером цепи поставок группы компаний Хендэ Мотор Мануфактуринг. SCEMS представляет собой взаимосвязанную систему информационных модулей, осуществляющих взаимодействие с поставщиками и потребителями. При этом под модулем понимается ряд конкретных функциональных и обеспечивающих подсистем, автоматизирующих бизнес-процесс или его часть [1].

SCEMS-система позволяет интегрировать уже существующие информационные системы и объединять их в единую корпоративную сеть предприятия. Оперативное обеспечение информацией всех участников цепей поставок позволяет автопроизводителю децентрализовать свои управленческие функции, сохранив при этом управляемость системы. К основным задачам SCEMS-системы относятся:

— комплексный подход к управлению цепями поставок (интеграция дистрибьюторского и производственного блоков, системы автоматизированного сбора данных);

— прием форм отчетности предприятия, их обработка и анализ;

— сбор и анализ внешней информации от поставщиков и потребителей;

ГРНТИ 06.81.12 ©В.И.Михайлов, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Щербакова.

— всеобъемлющий анализ работы предприятий и цепи поставок в целом. Рассмотрим структуру 8СЕМ8-системы, представленную на рисунке.

scems

goals

Рис. Структура SCEMS

Проанализируем задачи, выполняемые в каждом из представленных модулей.

1. GOALS (Glovis Operational Advansed Logistic System) — Операционная логистическая система Гловис. Этот модуль дает возможность проводить учет движения материалов на складах, учет и анализ обеспеченности цехов материалами. В результате открытого доступа к системе планирования поставок комплектующих и продажи автомобилей компании получают достоверную информацию о потребностях автозавода по всем наименованиям комплектующих и могут организовать свое производство и поставки таким образом, чтобы центральный сборочный завод ХММР имел бы все необходимое для бесперебойной организации производственного процесса. Вместе с тем данная система позволяет скоординировать и повысить эффективность производственного процесса как на самом автозаводе, так и у его поставщиков.

К основным задачам модуля относятся:

— планирование потребности в материалах в специфицированной номенклатуре;

— нормативные и плановые запасы материалов на складах, их планирование, контроль и учет;

— выяснение причин отклонений.

Выполнение этих задач связано с изучением соответствующих сегментов рынка, управлением взаимоотношениями с поставщиками по согласованию условий закупки исходного сырья, готовых модулей, оборудования.

Для работы программного компонента GOALS в базе данных имеется информация о поставщиках, материалах и запасных частях, приоритете поставщиков по различным признакам.

2. Supplier — система управления поставщиками — позволяет формировать и управлять базой поставщиков. Supplier дает возможность поставщикам самостоятельно регистрироваться в системе, предоставляя в электронном виде весь необходимый запрашиваемый комплект документов, а также условия своего предложения. К основным преимуществам внедрения данного модуля можно отнести [2]:

— снижение административной нагрузки, т. е. уменьшение объема документооборота по сбору, проверке и хранению поступающих сведений о поставщиках;

— формирование единой информационной базы существующих и потенциальных поставщиков;

3. WGS (Warehouse Glovis System) — система управления складом Гловис — автоматически рассчитывает остаток по каждой номенклатурной позиции и в соответствии с производственным расписанием формирует заявку-заказ на пополнение. С помощью технологии штрихового кодирования каждой номенклатурной позиции комплектующих деталей присваивается уникальный код товара, который отображается на паллетах, контейнерах или ящиках, в которых перевозятся детали. Для осуществления заказа в систему вносятся следующие данные:

— наименование заказываемого товара и его код, разработанный в соответствии с классификатором системы;

— необходимые количество и объем;

— ожидаемое время получения;

— система транспортировки.

Движение материального потока фиксируется на каждом промежуточном участке цепи поставок с помощью специального сканера, который идентифицирует и передает данные о емкости, составе и количестве деталей в единую информационную систему. WGS-система позволяет эффективно распределять нагрузку склада, отслеживать местоположение каждой товарной группы комплектующих. Таким образом достигается организация работы склада по принципу «точно в срок». Результатом работы системы являются разработка календарного графика поставки сырья, материалов, комплектующих изделий на предприятие и его фактического выполнения, проведение соответствующего анализа.

4. РР (Production Planning) — управление производственными процессами. Основная задача модуля — эффективное использование имеющихся мощностей и анализ причин отклонения в процессе производства автомобиля. Примерами анализа конкретных причин отклонений в области производства является отсутствие сырья, материалов, комплектующих изделий необходимого количества и качества, а также отклонение от календарно-плановых нормативов, нарушение последовательности операций. В области управления — получение плановых заданий, не соответствующих фактическим возможностям производства, и использование неэффективных методов расчета календарно-плановых нормативов, например: внутрилинейных, внутрицеховых и межцеховых заделов (незавершенного производства), размера партии, длительности производственного цикла [1].

С помощью данного модуля формируются почасовое расписание по передаче промежуточной продукции незавершенного производства между производственными подразделениями, график заказа готовой продукции на склад, проводится комплексный анализ причин отклонений фактически переданной продукции от нормативной, осуществляется анализ загруженности мощностей и возможных резервов повышения производительности.

5. DMP (Demand Master Planner) — система управления спросом — уточняет величину, сроки и другие условия поставок продукции клиентам. Клиенты получают доступ к информации о прохождении их заказа через производственную цепочку. Это позволяет потребителям отслеживать изменение статуса в исполнении их заказа от момента его оформления до момента окончательного исполнения и доставки покупателю. В результате данный модуль позволяет:

— совместно с дилерским центром сформировать план продаж, ориентированный на запросы конечного потребителя;

— составить прогноз продаж на основе динамики потребления;

— проводить оценку рентабельности плана продаж, оперативно вносить корректировки и дополнения;

— проводить оценку деятельности отдела маркетинга и продаж, эффективность проводимых акций и рекламных кампаний, их экономическую целесообразность.

6. ITMS (Informational Transport Management System) — информационная система управления транспортом. Основная задача системы заключается в отслеживании движения материальных потоков

между перевалочными пунктами, предоставляя клиентам, дилерам и поставщикам точную информацию о месте нахождения и ожидаемом времени прибытия трейлера. Оперативная система онлайн-мониторинга дает возможность анализировать эффективность использования грузовиков, планировать маршрут в случае изменения запросов конечных потребителей, менять направления движения, минимизируя при этом уровень неиспользуемых транспортных средств.

Создание единой информационной среды, а также координация и контроль деятельности основных контрагентов цепи поставок являются важнейшими составляющими концепции 8СМ. К основным преимуществам информационной интеграции цепей поставок можно отнести:

1) снижение и контроль уровня запасов;

2) повышение качества обслуживания клиентов (увеличение доли своевременных поставок);

3) достижение информационной открытости между всеми участниками цепи поставок;

4) разработка и внедрение единых стандартов работы с информацией для всех участников цепи поставок;

5) оперативное прогнозирование спроса;

6) мониторинг ключевых бизнес-процессов компаний и своевременное определение отклонений и сбоев в функционировании цепи поставок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вдовенко Л А. Информационная система предприятия. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. 237 с.

2. Гайфуллин Б. К, Обухов И.А. Автоматизированные системы управления предприятиями стандарта ЕКР/МЫРИ. М.: Богородский печатник, 2001. 104 с.

3. Чейз Р.Б., Экеилайн Н.Д., Якобе Р. Ф. Производственный и операционный менеджмент / пер. с англ. 8-е изд. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. 704 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.