УДК 159.942; 37.01
Рябова Наталия Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
rianata_1@mail.ru
СЧАСТЬЕ КАК ЖИЗНЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ГДЕ УЧАТ СЧАСТЬЮ?
Статья посвящена счастью как жизненной компетентности и описывает опыт обучения счастью за рубежом. Поддерживается идея о том, что образование может и должно преодолеть эволюционно отягощенную агрессивную ментальность. Счастью надлежит учиться и выходить на уровень общечеловеческой компетентности.
Ключевые слова: счастье, жизненная компетентность, эволюционно-кибернетическая теория счастья, агрессивное мышление, панорамный ум.
""1 Гевиз образования ООН - «Учить жить».
I I Прагматики утверждают: цель любого
Л ^ общества - наибольшее счастье для наибольшего 'числа людей. В определенном смысле «счастье» синонимично «качеству жизни», «удовлетворенности жизнью», «самореализации» как максимальному стремлению ощущать бытие, стремлению к полноте жизни. В ходе эволюции у человечества не сложились твердые генетические предпосылки к гармонии и счастью, так как агрессивно реагирующий и оперативно действующий «узкий ум» был условием выживания доисторических индивидуумов. Вывод очевиден: счастью надлежит учиться и выходить на уровень компетентности.
До недавних пор педагоги и психологи практически не задавались этим вопросом, полагая, что ответ на него очевиден. Для педагогов главной задачей выступало привитие формирующейся личности одобряемых обществом качеств - трудолюбия, честности, дисциплинированности и пр., обладание которыми само по себе должно обеспечить правильное поведение, и, как следствие, душевное благополучие. Задача психологов состояла в том, чтобы избавить человека от душевных невзгод («Истинное счастье - вещь отрицательная: она состоит в отсутствии бедствий», как говорил Пьер Бауста).
Единственной страной в мире, где мерилом развития страны является Валовое Национальное Счастье (ВНС) в отличие от Валового Внутреннего Продукта (ВВП), является государство Бутан в Гималаях между Китаем и Индией. Для руководства страны счастье народа важнее процентов валового внутреннего продукта, они развивают экономику в соответствии с традиционными ценностями: семья, культура, природа, буддийская религия. В расчет ВНС заложены 9 параметров: уровень жизни, образование, разнообразие и жизнеспособность экосистем, жизнеспособность и разнообразие культуры, затраты и баланс времени, качественная система управления, жизнеспособность сообщества и эмоциональное благополучие. Около 70% населения считают себя счастливыми и среди наиболее приоритетных факторов счастья выделяют:
уровень заработной платы, семью, здоровье, духовность, хорошее правление (власть). В стране нет коррупции, медицинское обслуживание и образование бесплатны. Система образования играет приоритетную роль в развитии страны. По мнению правительства, образование не должно быть «фабрикой по производству экономических животных», нет ничего дороже счастья и этому надо учить.
Проблема счастья всегда была одной из вечных проблем. Философские представления о счастье отличаются от житейских тем же самым, чем научное знание отличается от обыденного: большей степенью объективности, универсальности и сис-тематизированности. Наши предки в самом понятии «счастье» закодировали состояние равновесия: «счастье» - это производное от «сейчасье», то есть в этимологическом смысле это состояние настоящего момента, когда ни прошлое, ни будущее не важны, а вся полнота жизни сконцентрирована в данном моменте, остановка времени означает остановку взаимодействия, а прекращение изменения - это равновесие. Люди всю жизнь ожидают счастья в будущем в виде материальных благ и удовольствий. Суть проблемы: вкладывая всего себя в «иметь» и переставая «быть», человек конфликтует с самой сутью жизни.
Во Вселенной нет понятия счастья и несчастья, как нет хорошего и плохого. Все происходящие события и вещи - нейтральны. Только мы наделяем их положительными или отрицательными качествами. По большому счету, все ценности прямо или косвенно направлены на сохранение отдельной особи, вида или общества в целом. С точки зрения эволюции, основной ценностью является приспособляемость, пригодность к жизни как способность выживать и воспроизводиться в имеющихся условиях.
В кибернетике пригодность достигается через контроль, т.е. способность учитывать отклонения от того целевого состояния, в котором система может оптимально выживать. Контроль учитывает текущую ситуацию и на основе причинно-следственных связей предсказывает эволюцию. Чем лучше контроль, тем больше пригодность организма. Эволюционно-кибернетическая теория счастья выдвинула гипотезу о том, что наличие трех ком-
© Рябова Н.М., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4
25
понентов является необходимым и достаточным условием благополучия: материальная компетентность (обеспеченность ресурсами и возможностями), познавательная компетентность (образование в широком смысле слова, использование компьютеров) и субъективная компетентность (настройка на то, что человек компетентен и «держит ситуацию под контролем»). Счастье рассматривается как свидетельство о том, что индивидуум психологически приспособлен и сознательно контролирует отклонения от оптимального состояния. Люди счастливы, когда они контролируют ситуацию, т.е. когда они чувствуют себя в состоянии удовлетворять свои потребности и достигать своих целей [2].
Социологические исследования подтвердили базисный принцип эволюционно-кибернетической теории счастья. Изучались факторы, имеющие сильную положительную корреляцию со счастьем и был сделан вывод о том, что на практике счастье может быть осуществлено путем продвижения: благосостояния, образования, свобод, равенства, здоровья, личностного контроля, самореализации и взаимоотношений с близкими.
Наряду с известными предсказаниями гибели человечества есть и оптимистичный прогноз: к концу 21-го века человечество реализует свою многовековую мечту о счастье. Он основан на том, что человек - вид самый могущественный на Земле и биологически он прогрессивен, т.к. число «человеческих» клеток в мире больше, чем у любого другого вида, и в мире число несчастных людей достигло критической отметки. Условием выживания всего Человечества становится теперь не агрессивность, а спокойный, «панорамныйум» [1]. Несомненно, знания несут элементы панорамного мышления, которое присутствует в таких профессиях как, например, хоровой или симфонический дирижер, синхронный переводчик, авиадиспетчер, хирург. Человек обладает способностью «панорамно» мыслить, если он обладает живым и открытым умом, способен по-новому интерпретировать и применять знания, предвидит близкие и дальние последствия принимаемых решений, достойно преодолевает ситуации морального выбора и не теряет самообладания в экстремальных ситуациях. Важно отметить: такое мышление определенно имеет разные уровни развития, и потому его можно целенаправленно развивать. Значит, у счастья есть перспектива стать общечеловеческим уровнем компетентности.
Счастью уже учат, правда в названиях факультетов, курсов или уроков «счастью» нашли менее сенсационный эвфемизм: «жизненная компетенция», «курс благоденствия», «курс самопознания». Акцент сделан на самопознание и рефлексию. Суть одна: познай себя, выбери свой путь и отдай себя. Общие формируемые компетенции: повышение эмоциональной грамотности, различение моделей
поведения, использование консеквенциального мышления, «навигация» эмоций; подключение интренсивной (внутренней) мотивации, связанной с содержанием деятельности; практика оптимизма; рост способности к сопереживанию, действию из благородных побуждений.
В некоторых странах счастью уже учат. Например, в США, в Гарвардском университете популярен новый «Курс Счастья». В Силиконовой долине традиционно высок уровень обучения, однако рост самоубийств достиг критических размеров. Исследования показали, что академизм школы оказывает негативное влияние на учеников уже с начальной школы, поэтому в Калифорнии был введен новый учебный предмет «Самопознание» (SelfScience).
Прежняя, консервативная система Британского образования руководствовалась простым принципом: «Жизнь - не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать честно и довести его до конца». Сейчас в Кембридже образован «Факультет Благоденствия» (Department Of Wellbeing). В рамках национального проекта там был разработан курс Счастья на основе позитивной психологии (Мартин Селигман и др.). Экспериментальной базой был выбран престижный Веллингтон колледж. Школьников обучают, как стать счастливыми и преуспеть в будущей жизни, как следить за своим здоровьем, как контролировать свои настроения и душевное состояние. Один из способов - ведение «дневника благодарностей», куда учащиеся ежедневно записывают пять вещей, за которые они благодарны другим людям. Оказалось, что культивировать чувство благодарности - это чрезвычайно эффективная стратегия, позволяющая долгосрочно поддерживать чувство внутреннего удовлетворения и делать ощущение благополучия более интенсивным.
В экономической гимназии Гейдельберга (Германия) по два часа в неделю подростки также изучают предмет «Счастье». В программе курса указаны темы: «Душа», «Тело», «Общество», «Готовность к успехам» и «Позитивное мышление». Например, во вводной части ученикам рассказывают о разнице между субъективными представлениями и идеалом, а также о душевном благополучии. Там пишут рефераты, проигрывают сцены из жизни, а за «неуды» по «Счастью» можно остаться и на второй год.
По данным информационно-аналитического портала «SOCIUM» (2012 г.) философская категория «счастье» воспринимается подавляющим большинством российских студентов, прежде всего с материальной стороны. Большинство студентов считают, что для полного счастья им не хватает: «хорошей стипендии» (20,6%), «денег» (19,8), «свободного времени» (9,7). Им также не хватает: «уверенности в будущем» (2,9), «хорошего отношения
26
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
преподавателей» (2,6), «качественного образования» (1,4), «интеллекта» (1,4), «возможности себя реализовать» (1,4), «доступного бесплатного обучения» (0,9).
Социум и государство не могут относиться к вопросу счастья безразлично, потому что, если его нет, человек восполняет его азартом. Его природа и воздействия на человека определяются отношениями и ценностями в обществе. Отношения в социуме могут провоцировать азарт и бессмыслие, но другие отношения могут вернуть к ценностям счастья.
Политики и психологи некоторых стран, в частности США, обсуждают вопрос, не пора ли в традиционные отчеты о положении нации ввести новые индикаторы, отражающие степень общей удовлетворенности населения жизнью. Наша страна продолжает испытывать большие трудности. Достаточно сказать, что Россия всегда была в числе первых в мире по уровню алкоголизации населения, 17% детей рождается умственно неполноценными и достаточно «добрать» еще 1%, чтобы про-
цесс генетического вырождения нации стал необратимым. Эти данные приведены здесь не для того, чтобы проиллюстрировать подмеченную И. Буниным отличительную черту русской нации - «умиление над собственной гибелью». Важно, что именно состояние «на краю» сигнализирует о возможностях роста. В идеале основная цель образования должна работать на общественную перспективу, т.е. на формирование тех норм поведения, личностных качеств, которые в данном поколении не сформированы. Счастью пора учить. Могло бы счастье как жизненная компетентность стать стержнем реформы образования в нашей стране?
Библиографический список
1. Третьяков В.Н. Панорамное мышление [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php, 2012.
2. Heylighen F.A Cognitive-Semantic Reconstruction of Maslow's Theory of SelfActualization // Behavioral Science. - 1992. - № 37. -P. 39-58.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
27