Научная статья на тему 'Счастье как жизненная компетентность: где учат счастью?'

Счастье как жизненная компетентность: где учат счастью? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧАСТЬЕ / ЖИЗНЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭВОЛЮЦИОННО-КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СЧАСТЬЯ / АГРЕССИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПАНОРАМНЫЙ УМ. УРОВЕНЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ / СЕМЬЮ / ЗДОРОВЬЕ / ДУХОВНОСТЬ / ХОРОШЕЕ ПРАВЛЕНИЕ (ВЛАСТЬ) / HAPPINESS / VITAL COMPETENCY / EVOLUTIONARYCYBERNETIC THEORY OF HAPPINESS / AGGRESSIVE THINKING / PANORAMIC MIND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Наталия Михайловна

Статья посвящена счастью как жизненной компетентности и описывает опыт обучения счастью за рубежом. Поддерживается идея о том, что образование может и должно преодолеть эволюционно отягощенную агрессивную ментальность. Счастью надлежит учиться и выходить на уровень общечеловеческой компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Happiness as a vital competency: where they teach happiness?1

The article is devoted to happiness as vital competence and describes some learning experience from abroad of how they teach happiness there. The idea supported is that education can and should overcome evolutionary burdened aggressive mentality, teach happiness and reach the level of universal competence.

Текст научной работы на тему «Счастье как жизненная компетентность: где учат счастью?»

УДК 159.942; 37.01

Рябова Наталия Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

rianata_1@mail.ru

СЧАСТЬЕ КАК ЖИЗНЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ГДЕ УЧАТ СЧАСТЬЮ?

Статья посвящена счастью как жизненной компетентности и описывает опыт обучения счастью за рубежом. Поддерживается идея о том, что образование может и должно преодолеть эволюционно отягощенную агрессивную ментальность. Счастью надлежит учиться и выходить на уровень общечеловеческой компетентности.

Ключевые слова: счастье, жизненная компетентность, эволюционно-кибернетическая теория счастья, агрессивное мышление, панорамный ум.

""1 Гевиз образования ООН - «Учить жить».

I I Прагматики утверждают: цель любого

Л ^ общества - наибольшее счастье для наибольшего 'числа людей. В определенном смысле «счастье» синонимично «качеству жизни», «удовлетворенности жизнью», «самореализации» как максимальному стремлению ощущать бытие, стремлению к полноте жизни. В ходе эволюции у человечества не сложились твердые генетические предпосылки к гармонии и счастью, так как агрессивно реагирующий и оперативно действующий «узкий ум» был условием выживания доисторических индивидуумов. Вывод очевиден: счастью надлежит учиться и выходить на уровень компетентности.

До недавних пор педагоги и психологи практически не задавались этим вопросом, полагая, что ответ на него очевиден. Для педагогов главной задачей выступало привитие формирующейся личности одобряемых обществом качеств - трудолюбия, честности, дисциплинированности и пр., обладание которыми само по себе должно обеспечить правильное поведение, и, как следствие, душевное благополучие. Задача психологов состояла в том, чтобы избавить человека от душевных невзгод («Истинное счастье - вещь отрицательная: она состоит в отсутствии бедствий», как говорил Пьер Бауста).

Единственной страной в мире, где мерилом развития страны является Валовое Национальное Счастье (ВНС) в отличие от Валового Внутреннего Продукта (ВВП), является государство Бутан в Гималаях между Китаем и Индией. Для руководства страны счастье народа важнее процентов валового внутреннего продукта, они развивают экономику в соответствии с традиционными ценностями: семья, культура, природа, буддийская религия. В расчет ВНС заложены 9 параметров: уровень жизни, образование, разнообразие и жизнеспособность экосистем, жизнеспособность и разнообразие культуры, затраты и баланс времени, качественная система управления, жизнеспособность сообщества и эмоциональное благополучие. Около 70% населения считают себя счастливыми и среди наиболее приоритетных факторов счастья выделяют:

уровень заработной платы, семью, здоровье, духовность, хорошее правление (власть). В стране нет коррупции, медицинское обслуживание и образование бесплатны. Система образования играет приоритетную роль в развитии страны. По мнению правительства, образование не должно быть «фабрикой по производству экономических животных», нет ничего дороже счастья и этому надо учить.

Проблема счастья всегда была одной из вечных проблем. Философские представления о счастье отличаются от житейских тем же самым, чем научное знание отличается от обыденного: большей степенью объективности, универсальности и сис-тематизированности. Наши предки в самом понятии «счастье» закодировали состояние равновесия: «счастье» - это производное от «сейчасье», то есть в этимологическом смысле это состояние настоящего момента, когда ни прошлое, ни будущее не важны, а вся полнота жизни сконцентрирована в данном моменте, остановка времени означает остановку взаимодействия, а прекращение изменения - это равновесие. Люди всю жизнь ожидают счастья в будущем в виде материальных благ и удовольствий. Суть проблемы: вкладывая всего себя в «иметь» и переставая «быть», человек конфликтует с самой сутью жизни.

Во Вселенной нет понятия счастья и несчастья, как нет хорошего и плохого. Все происходящие события и вещи - нейтральны. Только мы наделяем их положительными или отрицательными качествами. По большому счету, все ценности прямо или косвенно направлены на сохранение отдельной особи, вида или общества в целом. С точки зрения эволюции, основной ценностью является приспособляемость, пригодность к жизни как способность выживать и воспроизводиться в имеющихся условиях.

В кибернетике пригодность достигается через контроль, т.е. способность учитывать отклонения от того целевого состояния, в котором система может оптимально выживать. Контроль учитывает текущую ситуацию и на основе причинно-следственных связей предсказывает эволюцию. Чем лучше контроль, тем больше пригодность организма. Эволюционно-кибернетическая теория счастья выдвинула гипотезу о том, что наличие трех ком-

© Рябова Н.М., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

25

понентов является необходимым и достаточным условием благополучия: материальная компетентность (обеспеченность ресурсами и возможностями), познавательная компетентность (образование в широком смысле слова, использование компьютеров) и субъективная компетентность (настройка на то, что человек компетентен и «держит ситуацию под контролем»). Счастье рассматривается как свидетельство о том, что индивидуум психологически приспособлен и сознательно контролирует отклонения от оптимального состояния. Люди счастливы, когда они контролируют ситуацию, т.е. когда они чувствуют себя в состоянии удовлетворять свои потребности и достигать своих целей [2].

Социологические исследования подтвердили базисный принцип эволюционно-кибернетической теории счастья. Изучались факторы, имеющие сильную положительную корреляцию со счастьем и был сделан вывод о том, что на практике счастье может быть осуществлено путем продвижения: благосостояния, образования, свобод, равенства, здоровья, личностного контроля, самореализации и взаимоотношений с близкими.

Наряду с известными предсказаниями гибели человечества есть и оптимистичный прогноз: к концу 21-го века человечество реализует свою многовековую мечту о счастье. Он основан на том, что человек - вид самый могущественный на Земле и биологически он прогрессивен, т.к. число «человеческих» клеток в мире больше, чем у любого другого вида, и в мире число несчастных людей достигло критической отметки. Условием выживания всего Человечества становится теперь не агрессивность, а спокойный, «панорамныйум» [1]. Несомненно, знания несут элементы панорамного мышления, которое присутствует в таких профессиях как, например, хоровой или симфонический дирижер, синхронный переводчик, авиадиспетчер, хирург. Человек обладает способностью «панорамно» мыслить, если он обладает живым и открытым умом, способен по-новому интерпретировать и применять знания, предвидит близкие и дальние последствия принимаемых решений, достойно преодолевает ситуации морального выбора и не теряет самообладания в экстремальных ситуациях. Важно отметить: такое мышление определенно имеет разные уровни развития, и потому его можно целенаправленно развивать. Значит, у счастья есть перспектива стать общечеловеческим уровнем компетентности.

Счастью уже учат, правда в названиях факультетов, курсов или уроков «счастью» нашли менее сенсационный эвфемизм: «жизненная компетенция», «курс благоденствия», «курс самопознания». Акцент сделан на самопознание и рефлексию. Суть одна: познай себя, выбери свой путь и отдай себя. Общие формируемые компетенции: повышение эмоциональной грамотности, различение моделей

поведения, использование консеквенциального мышления, «навигация» эмоций; подключение интренсивной (внутренней) мотивации, связанной с содержанием деятельности; практика оптимизма; рост способности к сопереживанию, действию из благородных побуждений.

В некоторых странах счастью уже учат. Например, в США, в Гарвардском университете популярен новый «Курс Счастья». В Силиконовой долине традиционно высок уровень обучения, однако рост самоубийств достиг критических размеров. Исследования показали, что академизм школы оказывает негативное влияние на учеников уже с начальной школы, поэтому в Калифорнии был введен новый учебный предмет «Самопознание» (SelfScience).

Прежняя, консервативная система Британского образования руководствовалась простым принципом: «Жизнь - не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать честно и довести его до конца». Сейчас в Кембридже образован «Факультет Благоденствия» (Department Of Wellbeing). В рамках национального проекта там был разработан курс Счастья на основе позитивной психологии (Мартин Селигман и др.). Экспериментальной базой был выбран престижный Веллингтон колледж. Школьников обучают, как стать счастливыми и преуспеть в будущей жизни, как следить за своим здоровьем, как контролировать свои настроения и душевное состояние. Один из способов - ведение «дневника благодарностей», куда учащиеся ежедневно записывают пять вещей, за которые они благодарны другим людям. Оказалось, что культивировать чувство благодарности - это чрезвычайно эффективная стратегия, позволяющая долгосрочно поддерживать чувство внутреннего удовлетворения и делать ощущение благополучия более интенсивным.

В экономической гимназии Гейдельберга (Германия) по два часа в неделю подростки также изучают предмет «Счастье». В программе курса указаны темы: «Душа», «Тело», «Общество», «Готовность к успехам» и «Позитивное мышление». Например, во вводной части ученикам рассказывают о разнице между субъективными представлениями и идеалом, а также о душевном благополучии. Там пишут рефераты, проигрывают сцены из жизни, а за «неуды» по «Счастью» можно остаться и на второй год.

По данным информационно-аналитического портала «SOCIUM» (2012 г.) философская категория «счастье» воспринимается подавляющим большинством российских студентов, прежде всего с материальной стороны. Большинство студентов считают, что для полного счастья им не хватает: «хорошей стипендии» (20,6%), «денег» (19,8), «свободного времени» (9,7). Им также не хватает: «уверенности в будущем» (2,9), «хорошего отношения

26

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

преподавателей» (2,6), «качественного образования» (1,4), «интеллекта» (1,4), «возможности себя реализовать» (1,4), «доступного бесплатного обучения» (0,9).

Социум и государство не могут относиться к вопросу счастья безразлично, потому что, если его нет, человек восполняет его азартом. Его природа и воздействия на человека определяются отношениями и ценностями в обществе. Отношения в социуме могут провоцировать азарт и бессмыслие, но другие отношения могут вернуть к ценностям счастья.

Политики и психологи некоторых стран, в частности США, обсуждают вопрос, не пора ли в традиционные отчеты о положении нации ввести новые индикаторы, отражающие степень общей удовлетворенности населения жизнью. Наша страна продолжает испытывать большие трудности. Достаточно сказать, что Россия всегда была в числе первых в мире по уровню алкоголизации населения, 17% детей рождается умственно неполноценными и достаточно «добрать» еще 1%, чтобы про-

цесс генетического вырождения нации стал необратимым. Эти данные приведены здесь не для того, чтобы проиллюстрировать подмеченную И. Буниным отличительную черту русской нации - «умиление над собственной гибелью». Важно, что именно состояние «на краю» сигнализирует о возможностях роста. В идеале основная цель образования должна работать на общественную перспективу, т.е. на формирование тех норм поведения, личностных качеств, которые в данном поколении не сформированы. Счастью пора учить. Могло бы счастье как жизненная компетентность стать стержнем реформы образования в нашей стране?

Библиографический список

1. Третьяков В.Н. Панорамное мышление [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php, 2012.

2. Heylighen F.A Cognitive-Semantic Reconstruction of Maslow's Theory of SelfActualization // Behavioral Science. - 1992. - № 37. -P. 39-58.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.