Научная статья на тему 'Сближение Германии со странами БРИКС (на примере германо-китайских отношений)'

Сближение Германии со странами БРИКС (на примере германо-китайских отношений) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
278
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / БРИКС / КИТАЙ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА / GERMANY / BRICS / CHINA / COOPERATION / ECONOMY / POLITICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Граблин Антон Владиславович

Статья посвящена анализу отношений Германии со странами БРИКС. Выделены точки соприкосновения и столкновения политических и экономических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAPPROCHEMENT BETWEEN GERMANY AND BRICS STATES (THE CASE OF GERMAN-CHINESE RELATIONS)

This article is devoted to analysis of relations between German and BRICS states. Points of contact and collision of political and economic interests are identified.

Текст научной работы на тему «Сближение Германии со странами БРИКС (на примере германо-китайских отношений)»

А.В. Граблин

СБЛИЖЕНИЕ ГЕРМАНИИ СО СТРАНАМИ БРИКС (НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ)

RAPPROCHEMENT BETWEEN GERMANY AND BRICS STATES (THE CASE OF GERMAN-CHINESE RELATIONS)

Статья посвящена анализу отношений Германии со странами БРИКС. Выделены точки соприкосновения и столкновения политических и экономических интересов.

Ключевые слова: Германия, БРИКС, Китай, сотрудничество, экономика, политика.

This article is devoted to analysis of relations between German and BRICS states. Points of contact and collision of political and economic interests are identified.

Key words: Germany, BRICS, China, cooperation, economy, politics.

Сегодня ФРГ, располагаясь на четвертой строчке мирового экономического рейтинга, становится слишком мощной для европейской экономической системы, но недостаточно окрепшей для того, чтобы называться мировым лидером. В этой связи всё чаще приходится встречать мнение о том, что Германия находится на распутье - остаться в развитой, но проблемной евро-зоне или переориентировать свою экономику на быстроразвивающиеся страны; спасать своих традиционных партнеров или найти новых?

Немецкое правительство пытается определить позиции своего государства на мировой экономической карте, сопровождая этот поиск постепенными изменениями в сфере дипломатии. Одним из примеров подобных изменений выступает экономическое сближение Германии с группой БРИКС. Для такого сближения есть ряд объективных оснований:

- немецкая экономика носит экспортный характер и производит необходимую для развивающихся стран продукцию (прежде всего, в области машиностроения);

- Германия сумела извлечь определенную выгоду из понижения курса евро, вызванного кризисом. Немецкие товары становятся дешевле и, следовательно, популярнее на рынке развивающихся стран;

- развивающиеся страны понесли меньше урона в экономическом кризисе 2007 - 2009 гг. (возьмем именно эти временные рамки), у них сохранилась тенденция экономического роста, а значит, и покупательная способность;

- мирный характер внешнеполитических концепций государств-партнеров также важен для Берлина. И пока он считает, что страны БРИКС не имеют колонизационных намерений, будет идти на сближение с ними, оказывая посильную политическую поддержку.

Согласно данным Федерального министерства статистики Германии, за последние 5 лет доля стран ЕС в общем объеме немецкого экспорта снизилась с 64 до 59 %. При этом многократно возросли показатели торгового оборота Германии со странами БРИК (ЮАР в данном случае не рассматривается, поскольку присоединилась к группе лишь в феврале 2011 г.). Так, в 1996 г. общий объем немецкого экспорта в страны БРИК составлял 17,5 млрд евро. В том же году Германия импортировала из Бразилии, России, Индии и Китая товаров на 21,7 млрд евро. По итогам 2011 г. данные показатели возросли до 121,2 млрд евро и 138,8 млрд евро соответственно. Наиболее динамично с 1996 по 2011 гг. развивались отношения Германии с Китаем, занимающим на сегодняшний день вторую строчку мирового экономического рейтинга. Ежегодный прирост двусторонней торговли составлял в среднем 17,8 % [3]. Поэтому в данной работе сближение Германии со странами БРИКС будет рассмотрено на примере германо-китайских отношений.

Дипломатические отношения ФРГ и КНР были установлены в 1972 г. В 1979 г. подписано Соглашение по экономическому сотрудничеству; его первым следствием стал созданный в том же году Совместный комитет экономического сотрудничества на уровне министров стран. В 1985 г. создан политико-экономический консультационный механизм, задачами которого стало проведение консультаций, выработка рекомендаций и информирование друг друга о своем видении тенденций развития мировой экономики и глобальной политики. В настоящее время самым важным межгосударственным органом является Германо-китайский форум по экономическому и технологическому сотрудничеству, основанный в 1997 г. В рамках сессий этого форума обсуждаются разные сферы сотрудничества: машиностроение, аэрокосмическая промышленность, биотехнологии, ядерная энергия, охрана окружающей среды и т.д.

ФРГ и КНР, имея самые развитые экономики в своих регионах и интенсивно развивая двустороннюю торговлю, достигли в последние годы впечатляющих успехов. По данным Федерального министерства статистики Германии, в 2011 г. германо-китайский торговый оборот превысил 140 млрд долларов США (в 2010 г. он составлял 130 млрд долларов, в 2009 г. - 95 млрд долларов) [5]. Необходимо учитывать, что отношения Германии и Китая оказывают возрастающее воздействие на мировой рынок в целом, что во многом обусловлено их экспортно-ориентированными экономиками (в 2011 г. экспорт

КНР составил 1,9 трлн долларов США, экспорт ФРГ - 1 трлн евро). Однако, как заявил министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, «две страны преследуют не только сугубо экономические интересы... Мы имеем партнерство стратегического характера с глобальной ответственностью. Чем сильнее экономика Китая, тем важнее для мира он становится, тем больше растет его политическое влияние, которое мы собираемся направить в русло мира, стабильности и равновесия» [4].

В этой связи выделим наиболее важные события последних трех лет, которые могут служить доказательством того, что германо-китайское партнерство выходит за экономические рамки, приобретает стратегический характер:

- в 2010 г. на саммите G-20 Берлин заступается за Пекин, который обвиняли в мировом экономическом кризисе (по мнению многих западных стран, одной из причин кризиса послужило искусственное занижение курса юаня, осуществляемое КНР для обеспечения конкурентоспособности своих товаров на мировом рынке);

- в том же 2010 г. Германия оправдывает активизацию внешнеэкономической политики Китая в отношении Африки и Средней Азии, что, по мнению США и ЕС, является настоящей экспансией;

- в 2011 г. в Совбезе ООН Германия вместе с Китаем, Россией, Индией, Бразилией воздержалась от голосования по резолюции № 1973, которая инициировала военное вмешательство в Ливию. Тем самым Берлин пошел вразрез с традиционными западными союзниками, многие из которых (прежде всего, Франция) обвинили ФРГ в «предательстве общих интересов». Как отмечает Т. Арзаманова, сотрудник Центра европейской безопасности, Германия в глазах союзников выглядела главным нарушителем евроатлантической солидарности [1, с. 14];

- в 2011 - 2012 гг. Германия от имени всего ЕС ведет с Китаем переговоры о спасении еврозоны, соглашаясь на невыгодные для европейских стран условия;

- в 2012 г. А. Меркель снижает ограничения на китайские инвестиции в немецкую экономику;

- Германия дает согласие на продажу аэробусов китайского производства в третьи страны, что было запрещено соглашением, ранее подписанным между Китаем и Airbus Industrie;

- Берлин наложил вето на общеевропейскую дипломатическую инициативу давления на Пекин для получения доступа европейских компаний к национальным зонам Китая (после чего немецкие компании получили его);

- подписание коммюнике о стратегическом характере отношений между Китаем и Германией. Этот документ, подписанный в китайской столице в июле 2012 г., содержит положения, предусматривающие партнерство в таких сферах, как политика, экономика и культура.

Все вышеперечисленные и многие другие моменты находят отражение во внешнеполитических концепциях Германии и Китая, где друг другу они отводят всё большую роль. Можно сказать, что Берлин в какой-то степени «предает» своих традиционных западных союзников, жертвуя их интересами ради построения действительно стратегического партнерства с Китаем. Безусловно, говорить о политическом союзе или блоке пока преждевременно. Тем не менее в этом отношении именно Германия имеет определенные преимущества перед остальными партнерами Китая. Основанием для такого предположения выступают стремительное развитие экономических отношений и сходство по многим острым вопросам «Большой политики».

Вернемся к группе БРИКС. Можно встретить даже точку зрения, что в ближайшем будущем Германия станет участником этого своеобразного альянса стран. В качестве примера можно привести статью «Шестая страна в БРИКС? И это - Германия», опубликованную в одной из итальянских газет [2]. Однако представляется, что подобное мнение не соответствует реалиям сегодняшнего дня. ФРГ пока не собирается присоединяться к группе БРИКС (хотя предпринимаемые ею шаги дают определенные основания так думать). Для этого есть ряд причин.

Во-первых, зависимость Берлина от еврозоны - неоспоримый факт. Без нее Германия окажется беззащитной на мировом рынке, и чудо-машина немецкого экспорта быстро разрушится. Во-вторых, историческая связь с традиционными западными партнерами пронизывает все сферы: от культуры и социальной организации до экономической дипломатии. В-третьих, для немецкого правительства большое значение имеет уровень демократизации страны-партнера. Такие внутригосударственные проблемы, как несовершенство законодательной базы, нарушения прав человека, социальные конфликты, низкий уровень жизни населения и т.д., могут отрицательно сказаться на развитии двусторонних связей. Это хорошо видно на примере сотрудничества Германии и с Россией, и с Китаем: несоответствие немецким демократическим стандартам не мешает развитию экономических отношений, однако в сфере политики остается определенным препятствием для полноценного сотрудничества. Но при всем этом прогнозирование создания многостороннего блока, ядром которого могли бы стать Германия и Китай, а участниками, например, другие страны БРИКС, постепенно приобретает всё большую актуальность.

Литература

1. Арзаманова Т. Позиция Германии во время ливийского кризиса-2011: новая внешнеполитическая стратегия или предвыборный маневр? // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. - 2011. - № 26 (42). -С. 11 - 15.

2. Таино Данило. Шестая страна в БРИКС? И это - Германия // ИноСМИ. - 24.04.2012. - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/world/20120425/ 191149433.html

3. Торговый оборот Германии со странами БРИК вырос за последние 15 лет почти в семь раз // Бизнес ТАСС. - 29.08.2012. - Режим доступа: http://www.biztass.ru/news/id/36089

4. "China ist eines der großen Kraftzentren" // Presse-und Informationsamt der Bundesregierung. - URL: http://www.bundesregierung.de/ Content/DE/Interview/2012/10/2012-10-18-westerwelle-zeit.html

5. Erfolge und Perspektiven der Chinesisch-Deutschen Zusammenarbeit // Website der Botschaft der Volksrepublik China in der Bundesrepublik Deutschland. - URL: http://www.china-botschaft.de/det/gdxw/t833145.htm

Коротко об авторе

Граблин Антон Владиславович - студент Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: antongraben@mail.ru

Briefly about author

Grablin Anton Vladislavovich - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. E-mail: antongra-ben@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.