Научная статья на тему 'Санация депрессивных территорий: концепция и регулирование'

Санация депрессивных территорий: концепция и регулирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
861
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / КРИЗИС / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / САНАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / DEPRESSED REGION / CRISIS / FINANCIAL RECOVERY / ECONOMIC RECOVERY / REHABILITATION / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хомякова А.А., Кайгородов А.Г.

Предмет. Эффективное развитие национальной экономики возможно только при условии экономического роста субъектов, формирующих национальное экономическое пространство. В связи с этим задача санации депрессивных территорий является первостепенной для решения проблем активизации развития отечественной экономики. Объектом проводимого исследования является экономическая система депрессивной территории. Предметом исследования выступает процесс экономического и финансового оздоровления депрессивных территорий.Цели. Разработка концепции процесса санации депрессивных территорий и соответствующего организационно-экономического механизма. Санация рассматривается как совокупность процессов экономического и финансового оздоровления депрессивного региона.Методология. Изучение проблем организации процесса санации депрессивных территорий осуществлялось с применением общенаучных методов исследования: системного подхода, анализа и синтеза, построения дескриптивных моделей, а также статистического анализа и других специальных методов, способствующих поиску путей совершенствования механизмов экономического и финансового оздоровления депрессивных и кризисных регионов.Результаты. Сформулированы концептуальные положения по санации экономики и разработан организационно-экономический механизм управления данным процессом. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы органами государственного управления в процессе формирования положений региональной экономической политики, а также при разработке региональных антикризисных программ.Выводы. Необходимым условием реализации процессов экономического и финансового оздоровления является наличие внутренних стимулов и внешнего регулирующего механизма, в качестве которого рассматривается механизм государственной поддержки санации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rehabilitation of depressed areas: Concept and regulation

Subject The article studies and considers the economic system of a depressive territory and the issues of economic and financial recovery of such territories. Objectives The article aims to develop a concept of rehabilitation of depressed territories and the corresponding organizational-economic mechanism. Rehabilitation is considered as a set of processes of economic and financial recovery of the depressed region. Methods For the study, we applied general scientific methods of research: a systems approach, analysis and synthesis, construction of descriptive models, statistical analysis, and other special techniques. Results We have formulated and now offer economic rehabilitation concepts. We have also developed an organizational-economic mechanism of the process. Conclusions and Relevance We conclude that a necessary prerequisite for the realization of the processes of economic and financial recovery is the existence of internal incentives and external regulatory mechanism, like State support mechanism. The research results can be used by the public administration in forming provisions of regional economic policies, as well as in the formulation and development of regional anti-crisis programs.

Текст научной работы на тему «Санация депрессивных территорий: концепция и регулирование»

ISSN 2311-8733 (Online) Устойчивое развитие регионов

ISSN 2073-1477 (Print)

САНАЦИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ: КОНЦЕПЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ Анна Александровна ХОМЯКОВАа% Алексей Георгиевич КАЙГОРОДОВ"

a кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов,

Ивановский государственный химико-технологический университет, Иваново, Российская Федерация Xomakova@mail.ru

b доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации предпринимательства, Ивановский государственный университет, Иваново, Российская Федерация kagivsu2008@rambler.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 03.08.2016 Принята в доработанном виде 30.08.2016 Одобрена 06.10.2016 Доступна онлайн 15.03.2017

УДК 332.025 JEL: R11, R58

Ключевые слова:

депрессивный регион, кризис, финансовое оздоровление, экономическое оздоровление, санация, экономическая политика

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Аннотация

Предмет. Эффективное развитие национальной экономики возможно только при условии экономического роста субъектов, формирующих национальное экономическое пространство. В связи с этим задача санации депрессивных территорий является первостепенной для решения проблем активизации развития отечественной экономики. Объектом проводимого исследования является экономическая система депрессивной территории. Предметом исследования выступает процесс экономического и финансового оздоровления депрессивных территорий.

Цели. Разработка концепции процесса санации депрессивных территорий и соответствующего организационно-экономического механизма. Санация рассматривается как совокупность процессов экономического и финансового оздоровления депрессивного региона.

Методология. Изучение проблем организации процесса санации депрессивных территорий осуществлялось с применением общенаучных методов исследования: системного подхода, анализа и синтеза, построения дескриптивных моделей, а также статистического анализа и других специальных методов, способствующих поиску путей совершенствования механизмов экономического и финансового оздоровления депрессивных и кризисных регионов. Результаты. Сформулированы концептуальные положения по санации экономики и разработан организационно-экономический механизм управления данным процессом. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы органами государственного управления в процессе формирования положений региональной экономической политики, а также при разработке региональных антикризисных программ. Выводы. Необходимым условием реализации процессов экономического и финансового оздоровления является наличие внутренних стимулов и внешнего регулирующего механизма, в качестве которого рассматривается механизм государственной поддержки санации.

Предметом проведенного нами исследования явилось финансово-экономическое оздоровление региона как сложной экономической системы мезоуровня, состояние которой во многом определяет характеристики экономического развития страны в целом. Так, негативные результаты функционирования депрессивных и кризисных регионов существенно ослабляют предпринимаемые на федеральном уровне усилия по активизации развития национальной экономики. Кроме того, неблагополучные в экономическом отношении регионы являются потенциальными «точками» социального напряжения, наличие которых (как показывает практика «цветных революций» в новейшей мировой истории) формирует серьезную угрозу безопасности страны.

С другой стороны, регион является надсистемой для хозяйствующих субъектов (т.е. экономических

систем микроуровня), которые функционируют в его территориально-административных границах. Очевидно, что неудовлетворительная экономическая ситуация в регионе является сдерживающим фактором для развития всех его резидентов. Также следует принять во внимание, что для любой открытой системы характерно взаимное влияние факторов внешней и внутренней среды, поэтому наличие в регионе кризисных предприятий и организаций, в свою очередь усугубляет развитие кризиса или депрессии в экономике региона.

Отмеченная взаимосвязь параметров и взаимообусловленность результатов

функционирования экономических систем различного уровня подтверждает вывод о том, что для достижения целей стабилизации и ускорения развития отечественной экономики любой из уровней иерархической системы должен

поддерживаться в состоянии прогрессивного развития. Следовательно, наличие в национальном экономическом пространстве депрессивных и кризисных регионов является весьма актуальной проблемой, требующей решения на базе научно обоснованного подхода.

Управление процессом санации депрессивных регионов основывается на учете специфических характеристик их функционирования [1, 2, 3]. В связи с этим принципиальное значение имеет объективная оценка факта принадлежности того или иного субъекта Российской Федерации к разряду депрессивных.

Депрессивными традиционно признаются регионы, которые по тем или иным причинам утратили передовые позиции и в настоящий момент находятся в кризисном состоянии, существенно отставая от других регионов [4, 5, 6, 7]. Основной причиной развития депрессивного состояния экономики региона считают острые экономические кризисы в основных отраслях производства таких территорий. Однако, на наш взгляд, указанная трактовка не позволяет разграничивать такие виды проблемных регионов как отстающие, кризисные и депрессивные.

Следует подчеркнуть, что в рамках «циклического» подхода [8], в соответствии с которым депрессию определяют как стадию циклического развития экономики,

характеризующуюся спадом производства по сравнению с предшествующим периодом, появлением безработицы и другими негативными тенденциями, акцент должен быть сделан на тот факт, что депрессивный регион длительное время не восстанавливает утраченные позиции относительно своего прежнего, «докризисного» состояния, а не относительно других регионов. Отставание же от других регионов позволяет классифицировать территорию как экономически отстающую. Обозначенная позиция

проиллюстрирована в табл. 1.

Как видно из представленной матрицы, депрессивное состояние может быть характерно как для развивавшегося, так и для отстававшего региона: депрессия является стадией цикла развития экономики региона, следующей за стадией кризиса. Однако понятия «депрессивный регион» и «отстающий регион» следует разграничивать, так как экономика последнего также может характеризоваться ростом, но существенно ниже среднего.

Таким образом, депрессивный регион представляет собой территорию, экономика которой существенно ухудшила позиции по сравнению со своим прежним состоянием и длительное время не демонстрирует тенденцию к росту.

Проведенное нами исследование показывает, что такие регионы могут характеризоваться наличием значительных потенциальных возможностей, однако по тем или иным причинам в настоящее время эти возможности не используются. При этом депрессивные регионы могут характеризоваться сравнительно высокими показателями

относительно других регионов РФ: состояние депрессии основывается на ухудшении ранее достигнутых собственных позиций.

Учитывая данные факты, используемые для постановки «диагноза» депрессивного состояния экономики региона, его показатели должны оцениваться одновременно по двум шкалам аномальных ухудшений:

— по сравнению с другими территориями;

— по сравнению со своим собственным прежним состоянием.

Первый из указанных аспектов полностью реализован в действующей в настоящий момент методике расчета интегрального показателя социально-экономического развития региона1 и используется при определении тех субъектов РФ, на территориях которых допускается создание зон территориального развития.

Как показало проведенное нами исследование, в процессе расчета упомянутого интегрального показателя необходимо анализировать ежегодное изменение формирующих его факторов. При этом изменение критических индикаторов состояния экономики региона может свидетельствовать о развитии кризиса (в случае, когда динамика социально-экономических показателей резко отрицательная), либо о состоянии депрессии (когда наблюдается стабилизация социально-экономических показателей на неприемлемо низком уровне). Тот факт, что рассчитанный годовой интегральный показатель не демонстрирует устойчивой тенденции к росту, с одной стороны, и находится на более низком уровне относительно других территорий и

1 Постановление Правительства РФ от 13.02.2013 № 115 «Об установлении предельных значений показателей, методик их расчета и порядка их применения в целях утверждения перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития». А.А. Хомякова и др. / Региональная экономика: теория и практика, 2017, т. 15, вып. 3, стр. 525-540

http://fin-izdat.ru/journal/region/

собственных достижений - с другой стороны, позволяет констатировать наличие признаков депрессии.

Анализ динамики индексов физического объема ВРП субъектов РФ в 1998-2013 гг. позволяет выделить группу кризисных и депрессивных регионов по критерию отсутствия тенденции к ощутимому росту (рис. 1).

Однако постановка «диагноза» депрессивного состояния осуществлена нами на основе кластерного анализа по совокупности критериев оценки социально-экономического положения субъектов РФ (размер валового регионального продукта (ВРП), темпы роста и прироста ВРП (динамическая характеристика), размер ВРП на душу населения, объем регионального оптового и розничного товарооборота; индекс промышленного производства).

В ходе интерпретации полученных результатов было выделено восемь кластеров, включающих территории с различным уровнем и динамикой показателей социально-экономического развития экономики регионов. К группе «депрессивных регионов» отнесены следующие субъекты РФ: Брянская область, Ивановская область, Камчатский край, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва.

Среди отечественных экономистов, проводивших исследования особенностей региона с позиций системного подхода [9, 10, 11], отсутствует единая точка зрения относительно состава элементов экономической системы региона. Обобщив известные теоретические подходы и практические примеры построения структуры исполнительных органов государственной власти регионов, считаем необходимым предложить следующий подход к описанию состава экономической системы региона (рис. 2).

В процессе функционирования региональной экономической системы происходит трансформация ресурсов в материальные и нематериальные блага, необходимые для п о тр е бле ния, с це ль ю о бе с п е че ния жизнедеятельности территориального социума. При этом воспроизводственные процессы, протекающие в рамках экономики региона, заключаются не только в воспроизводстве ресурсов и производственного потенциала, но и в поддержании, а также улучшении

социальной составляющей - факторов уровня и качества жизни населения данной территории [12]. Поэтому, учитывая данную особенность протекания воспроизводственных процессов, мы предлагаем состав экономической системы региона рассматривать как совокупность таких п одс исте м, как п р о из во дите ль на я, инфраструктурная, инновационная, финансовая, управляющая и социальная.

За исключением управляющей подсистемы, сформированной региональными органами законодательной и исполнительной власти, все остальные подсистемы могут характеризоваться некоторой «размытостью» их территориальных границ относительно отдельного субъекта Федерации. Это объясняется проявлением свойства иерархичности систем [13], то есть тем, что каждая из представленных подсистем региона при ином уровне рассмотрения является подсистемой соответствующей системы более высокого порядка.

Так как все элементы экономической системы взаимодействуют и зависят друг от друга, то очевидно, что административно-территориальные границы, в рамках которых физически расположены те или иные организации, не могут ограничивать расположение всех элементов этой системы территорией только одного субъекта Федерации. Таким образом, с одной стороны, подсистемы региональной экономической системы должны развиваться под управлением органов власти отдельного субъекта РФ, а с другой - эти подсистемы и отдельные их элементы (например, дочерние предприятия, филиалы, расположенные в других регионах) теснейшим образом связаны с аналогичными подсистемами других субъектов РФ.

Следствием данного феномена является вывод о том, что факторы развития депрессии могут носить межрегиональный характер. В этой связи процессы управления территориальным развитием, очевидно, должны быть также организованы централизованно, без привязки к отдельной административно-территориальной единице. Это существенно усложняет задачу санации депрессивной территории из-за необходимости налаживать взаимодействие различных субъектов Федерации, с одной стороны, но создает определенную возможность возникновения синергетического эффекта от взаимодействия различных региональных систем -с другой стороны.

Исследование причин и особенностей функционирования депрессивных регионов

показало отвлеченность протекающих в них воспроизводственных процессов в «порочный круг нищеты» [14]. В соответствии с подобным сценарием развития событий возможности повышения эффективности использования ресурсов и связанная с ними способность выхода из «порочного круга нищеты» блокируются формирующимся дефицитом инвестиций. Задача санации депрессивных регионов решается только при условии разрыва подобного круга, что становится возможным при выполнении ряда условий, среди которых важно отметить следующие:

• возникновение эффекта «внешнего толчка» в форме привлечения внешних инвестиционных ресурсов;

• размещение привлеченных ресурсов в имеющихся «точках роста» производительной подсистемы экономики региона;

• совершенствование финансовой подсистемы региона с целью приведения ее параметров в соответствие с возрастающими требованиями развивающихся воспроизводственных процессов;

• активное использование межрегиональных взаимосвязей для развития «точек роста» экономики региона.

Указанные условия должны найти воплощение в механизмах управления санацией депрессивных регионов. Санация региона может быть определена как совокупность процессов экономического и финансового оздоровления региональной хозяйственной системы, которые реализуются органами государственного управления и включают разработку и осуществление комплекса первоочередных и стратегических мероприятий, направленных на формирование самоподдерживающегося экономического роста такой системы и обеспечение максимизации уровня использования ее финансового потенциала.

Исследование показало, что объектом управления санацией на мезоуровне является экономика региона, по тем или иным причинам находящаяся в кризисном или депрессивном состоянии. Субъектами санации региональных экономических систем являются как федеральные и муниципальные органы власти, так и отдельные, преимущественно системообразующие, хозяйствующие субъекты (прежде всего -градообразующие предприятия в монопоселениях) (рис. 3).

Субъект выполняет функцию управления процессом санации, при этом участие системообразующих хозяйствующих субъектов в управлении развитием региона предполагает самоорганизацию его экономической системы. Подобная самоорганизация проявляется, например, в том, что, реализуя крупный инвестиционный проект, хозяйствующий субъект одновременно выступает в качестве «точки роста» экономики региона.

В настоящее время в Российской Федерации механизм управления санацией депрессивных регионов частично реализован в формате государственных целевых программ. В ходе исследования был проведен анализ содержания государственных программ ряда депрессивных регионов, включающих мероприятии по санации экономики.

Отметим, что ни в одном из представленных регионов не реализуется целевая программа санации экономики. В Ивановской и Брянской областях, республиках Адыгея и Ингушетия реализуется государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», в рамках которой предусмотрено финансирование мероприятий по развитию отдельных элементов экономической системы регионов. Однако в большинстве случаев программные мероприятия не связаны с реализацией проектов по активизации региональных «точек роста»: исключение составляет программа Ивановской области, предусматривающая реализацию инвестиционного проекта строительства комбината по выпуску синтетических волокон. В Республике Алтай реализуется государственная программа «Перспективная территориальная организация и развитие внутреннего и въездного туризма», а также крупные региональные инвестиционные проекты по строительству горнолыжных комплексов «Артыбаш» и «Манжерок».

Программа «Развитие туризма» реализуется также и в Республике Адыгея, однако, как и в случае с программой Республики Алтай, программные мероприятия не связаны с реализацией региональных инвестиционных проектов. Инвестиционные проекты, реализуемые в регионе, связаны с развитием промышленного комплекса: создание индустриального парка на территориях Кошехабльского и Теучежского районов; строительство цеха металлообработки; создание единого предприятия общественного транспорта, проектирование строительство Красногвардейского межмуниципального

экологического отходоперерабатывающего комплекса.

Таким образом, мероприятия по санации экономики регионов не систематизированы, осуществляются разрозненно, что является одной из существенных причин низкой результативности предпринимаемых усилий по активизации развития региональной экономики.

Вместе с тем механизмы санации, по нашему мнению, призваны обеспечить единство двух процессов: финансового и экономического оздоровления (рис. 4). Процесс финансового оздоровления направлен на обеспечение условий для стабильного функционирования и развития финансовой подсистемы. Процесс экономического оздоровления, в свою очередь, направлен на формирование и/или развитие «точек роста» экономической системы.

Экономическое оздоровление рассматривается нами как процесс разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование и/или развитие «точек роста» в рамках экономической системы.

Под «точкой роста» мы понимаем такой системообразующий элемент экономики региона, прогрессивное развитие которого требует (или имеет следствием) вовлечения и роста значительного количества связанных с ним элементов системы.

Важно подчеркнуть, что само по себе появление «точки роста» является необходимым, но недостаточным условием экономического оздоровления системы. Для того чтобы обеспечить условия для развития такой «точки роста», прежде всего необходимо адаптировать к ней все имеющиеся элементы экономической системы. В связи с этим комплекс мероприятий по экономическому оздоровлению должен включать прежде всего реструктуризацию, диверсификацию и повышение инновационной активности субъектов региональной экономики, которые направлены на создание и развитие перспективных предприятий и организаций - резидентов данного региона.

Эффективность и результативность функционирования любой экономической системы во многом зависят от наличия в ее составе всех необходимых элементов, каждый из которых выполняет специфическую функцию, вносящую свой вклад в достижение целей функционирования системы, а также от рациональности

внутрисистемных связей между данными элементами. Учитывая данный факт, объектами процесса реструктуризации являются:

— состав элементов экономической системы;

— функционал элементов экономической системы;

— связи между элементами экономической системы.

Перечисленные объекты определяют особенности структуры системы, которая представляет собой внутреннее устройство, пространственное строение чего-либо, а следовательно, по своему содержанию реструктуризация формируется процессами структурного преобразования системы.

Финансовое оздоровление рассматривается нами как процесс разработки и реализации мероприятий, направленных на обеспечение условий для стабильного функционирования и развития финансовой подсистемы, формирующих возможности для самоподдерживающегося роста экономической системы.

К таким условиям следует относить поддержание финансовой стабильности в текущем периоде и обеспечение оптимального развития финансового потенциала системы в долгосрочной перспективе. В процессе финансового оздоровления необходимо обеспечить способность региональной финансовой системы привлекать, аккумулировать и перераспределять финансовые ресурсы, д ля о б с лужив ания ф о рмир уе м ы х воспроизводственных процессов, причем в достаточном объеме и на приемлемых условиях.

Финансовое оздоровление рассматривается как непрерывный процесс, предполагающий постоянную «настройку» финансовой подсистемы п од фина нсо в ы е п о тр е б но с ти

воспроизводственных процессов экономической системы в целом, чтобы обеспечить наиболее полное использование ее потенциала и его соответствие требованиям системы, что, в свою очередь, создает необходимый базис для самоподдерживающегося экономического роста.

Результативность процесса финансового оздоровления во многом зависит от соблюдения ряда условий, имеющих принципиальное значение.

1. Необходимым условием финансового оздоровления экономической системы является приток внешних финансовых ресурсов.

2. Наиважнейшую роль в процессе финансового оздоровления играет механизм государственной поддержки системообразующих хозяйствующих субъектов.

3. Мероприятия по финансовому оздоровлению должны иметь целевую направленность на повышение уровня использования финансового потенциала региона и его развитие, в то время как конкретный состав таких мероприятий не может ограничиваться исключительно сферой финансов, что объясняется сущностью финансового потенциала.

Особо подчеркнем, что невозможно достичь цели финансового оздоровления (формирования условий для самоподдерживающегося экономического роста), ограничившись лишь восстановлением финансовой стабильности и не решая проблемы наращивания финансового потенциала и повышения уровня его использования. С другой стороны, необходимым условиям для оптимизации уровня использования финансового потенциала системы является обеспечение ее финансовой стабильности.

Результатом процесса санации является возникновение и поддержание состояния самоподдерживающегося экономического роста. Учитывая принципиальные положения теории самоподдерживающегося экономического роста [15, 16, 17, 18], этот рост, в контексте проводимого нами исследования, предлагается рассматривать как такое состояние экономической системы, при котором генерируемые внутри системы финансовые потоки обеспечивают все ее потребности, связанные с поддержанием функционирования в режиме простого и расширенного воспроизводства.

Очевидно, что в условиях кризисного или депрессивного состояния экономической системы, сопровождающихся дефицитом собственных финансовых ресурсов, необходимо первоначальное крупное вливание капитала из внешних источников. Использование концепции «большого толчка» в отношении санации депрессивных регионов должно учитывать три принципиальных условия:

1) объем финансовых вливаний должен быть достаточен для финансирования программы санации;

2) привлеченные финансовые ресурсы должны быть размещены в «точках роста», эффективность развития которых должна быть достаточной для преодоления действия имеющихся кризисных факторов;

3) финансовая система региона должна быть способна аккумулировать и эффективно перераспределять увеличившийся объем финансовых ресурсов.

При формировании условий, необходимых для появления самоподдерживающегося экономического роста, важную роль играет эффективное функционирование финансовой системы, которая обеспечивает требующимися финансовыми ресурсами воспроизводственные процессы, протекающие в экономической системе. Финансовые потоки, генерируемые внутри экономической системы и трансформируемые финансовой системой в инвестиции, могут, при условии размещения таких инвестиций в «точках роста» экономической системы, создавать предпосылки для возникновения расширенного воспроизводства.

Наличие последнего, в свою очередь, свидетельствует о переходе экономической системы в состояние экономического роста. Экономический рост, сопровождающийся увеличением реального объема производства, приводит к соответствующему увеличению объема финансовых ресурсов, формирующих финансово-экономический потенциал экономической системы.

Рост этого потенциала, в свою очередь, сопровождается увеличением объема собственных финансовых ресурсов, которые возможно мобилизовать внутри данной системы в определенный период времени для финансирования протекающих в ней воспроизводственных процессов. При этом от эффективности действующего финансового механизма зависит способность финансовой системы вовлекать в процессы финансирования возрастающий объем финансовых ресурсов, увеличивая тем самым уровень использования финансово-экономического потенциала системы. Именно данный феномен свидетельствует о возможности возникновения

самоподдерживающегося экономического роста.

В результате проведенного исследования нами сформулирован ряд требований к управлению процессом санации экономической системы, направленному на создание условий для возникновения самоподдерживающегося экономического роста.

1. Действующий организационно-экономический механизм должен обладать достаточной «пропускной способностью» для эффективного перераспределения финансовых потоков.

2. Элементы и структура финансовой системы должны быть сбалансированы с точки зрения соответствия процессов финансового обеспечения установленным или реально прогнозируемым требованиям субъектов обслуживаемых воспроизводственных процессов.

3. Необходимым, но недостаточным, условием для возникновения самоподдерживающегося экономического роста является размещение инвестиционных ресурсов в тех элементах экономической системы, которые могут дать импульс к экономическому росту путем воздействия на факторы современного производства.

Санация депрессивных регионов рассматривается нами как процесс разработки и реализации комплексной антикризисной программы, направленной на повышение финансовой самостоятельности региона в текущем п е р иоде и о бе с п е че ние ус ло в ий для «самоподдерживающегося» развития региональной экономики в долгосрочной перспективе.

Указанная цель санации может быть достигнута при условии преодоления основных причин депрессивного состояния региональной экономики, среди которых следует особо выделить ее монопрофильность и низкую инновационную активность. Следовательно, концептуальную основу управления санацией депрессивного региона формируют положения программно-целевого подхода [19, 20].

При этом целевая составляющая программы санации должна найти свое отражение в положениях социально-экономической политики региона, а организационно-экономический механизм достижения поставленных целей необходимо базировать на совокупности инвестиционных проектов, включаемых в целевую программу санации региона.

Учитывая комплекс отмеченных ранее положений, следует подчеркнуть, что управление санацией депрессивного региона при необходимости должно базироваться на разработке соответствующей Межрегиональной целевой программы санации, которая представляет собой комплекс инвестиционных проектов, реализуемых взаимодействующими организациями на территории различных субъектов Федерации и обеспечивающих формирование соответствующих предпосылок для возникновения самоподдерживающегося экономического роста.

Основу формируемой программы санации могут составлять следующие виды проектов:

1) инвестиционные проекты развития системообразующих хозяйствующих субъектов - для включения в программу санации такие проекты должны быть ориентированы на создание и/или развитие «точек роста» в рамках региональной экономики. Подобные «точки роста» должны выявляться в производительной и инновационной подсистемах региона. Финансирование таких проектов осуществляется частными инвесторами, однако при определенных условиях им может быть предоставлена государственная поддержка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) инфраструктурные проекты развития административно-территориального образования, которые реализуются в сфере ЖКХ, дорожного хозяйства и транспорта. Подобные проекты могут реализовываться как в формате государственно-частного партнерства, так и в форме государственных целевых программ (например, федеральная адресная инвестиционная программа, федеральные целевые программы в сфере ЖКХ и дорожного хозяйства и т.п.);

3) социальные и культурные проекты, реализуемые в сферах образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики.

Организация, руководство и контроль за процессом реализации разработанной целевой программы должны осуществляться исполнительными органами государственной власти субъекта Федерации (рис. 5).

В состав формируемой Межрегиональной группы по санации региона должны входить представители региональных рабочих групп по санации. В данном случае целевой программе санации отводится особая роль инструмента достижения согласованности и координации действий участников решения поставленной задачи вне зависимости от их ведомственной и отраслевой принадлежности, региона базирования и формы собственности.

В целом проведенное исследование позволило сформулировать следующие концептуальные положения санации экономических систем:

1) санация экономической системы рассматривается как совокупность двух взаимосвязанных процессов: экономического и финансового оздоровления;

2) каждый из процессов оздоровления преобразует соответствующие ему объекты, а именно -структуру экономической системы и ее финансовую подсистему;

3) необходимым условием реализации процессов экономического и финансового оздоровления является наличие внутренних стимулов и внешнего регулирующего механизма, в качестве которого мы рассматриваем механизм государственной поддержки санации;

4) совокупным результатом осуществления процессов оздоровления является создание условий для формирования и сохранения состояния самоподдерживающегося экономического роста системы. При этом процесс экономического оздоровления формирует условия для возникновения и прогрессивного развития «точек роста» экономической системы, а процесс финансового оздоровления обеспечивает такие точки роста необходимыми финансовыми ресурсами.

Таблица 1

Существенные признаки состояния экономики региона Table 1

The essential features of the economy of the region

Наименование Регион с кризисным состоянием экономики Отстающий регион Регион с депрессивным состоянием экономики

Социально-экономическое состояние в динамике существенное снижение снижение/рост/неизменное отсутствие стабильного роста, длительная утрата прежних достижений

Социально-экономическое состояние по сравнению с другими регионами ниже среднего существенно ниже среднего выше среднего/ниже среднего/соответствует среднему

Ресурсный (производственный, финансовый, человеческий, природный, рекреационный и т.д.) потенциал региона исчерпан/сокращается существенно ниже среднего выше среднего/ниже среднего/соответствует среднему

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Рисунок 1

Оценка депрессивности регионов (среднегодовой темп роста ВРП, %) Figure 1

Analysis of regions' depression, GRP average annual growth rate, percentage

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Рисунок 2

Модель состава экономической системы региона Figure 2

A model of the whole economic system of the region

Состав экономической системы региона

Управляющая подсистема

политико-административные органы управления

Финансовая подсистема

• централизованные финансы

• финансы организаций и домохозяйств

• финансовые посредники: коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые организации, лизинговые компании и пр.

Производительная подсистема

• промышленность •сельское хозяйство

• сфера услуг •энергетика

• природные ресурсы •туристско-рекреационный комплекс

Инфраструктурная подсистема

• ЖКХ

•дорожное хозяйство и транспорт

• торговля и её инфраструктура

Социальная подсистема

•здравоохранение

•образование

•культура

Инновационная подсистема

• научно-исследовательские и конструкторские учреждения и - организации

• j-чреждения среднего и высшего образования

• подразделения НИР в структу ре организаций

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Рисунок 3

Субъекты управления санацией депрессивного региона Figure 3

Subjects of rehabilitation management in the depressive region

Участник процесса санации

Функции участника процесса санации

Органы исполнительной власти субъекта Федерации Межведомственная рабочая группа (совет, комиссия) по санации региона

Хозяйствующие субъекты резиденты субъекта Федерации и внешние инвесторы

Источник: составлено авторами Source: Authoring

=>

Выявление причин депрессивного состояния

Разработка региональной целевой программы санации региона Проведение конкурса на участие в региональной целевой программе санации региона

Предоставление государственной поддержки проектам, включенным в программу санации Мониторинг и регулирование целевой программы санации региона

Разработка инвестиционных проектов для включения в региональную целевую программу Участие в конкурсе Реализация включенных в программу проектов

Рисунок 4

Концептуальное содержание процесса санации экономической системы Figure 4

The conceptual content of economic system readjustment

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Рисунок 5

Основные подпроцессы управления санацией депрессивного региона Figure 5

The main sub-processes of rehabilitation management in the depressive region

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Список литературы

1. Бабаев Б.Д., Боровкова Н.В., Николаева Е.Е., Новиков А.И., Андрекус Е.А. Экономика депрессивного региона: амбициозные проекты, кадровая проблема, хозяйственная территория как экономический ресурс // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2014. № 1(21). С.6-26.

2. Мансуров П.М., Мансурова Г.И. Депрессивный регион: сущность, критерии отнесения, основные проблемы // Фундаментальные исследования. 2012. № 6-2. С. 506-510.

3. Чернышов М.М. Методические подходы к оценке состояния развития региона // Актуальные вопросы экономической и социальной жизни Республики Дагестан: записки, статьи, аналитические разработки. 2004.№ 1. С. 48-55.

4. Толчинская М.Н. Типизация отсталых регионов России и пути преодоления их депрессивности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 4.

5. Актуальные проблемы региональной экономики и активизация территориального фактора социально-экономического развития / Б.Д. Бабаев, Н.В. Боровкова, Е.Е. Николаева, А.Д. Николаев, А.И. Новиков, Е.А. Андрекус / под общ. ред. Б.Д. Бабаева. Иваново: ПресСто, 2013. 174 с.

6. Бабаев Б.Д., Боровкова Н.В., Николаева Е.Е., Николаев А.Д. и др. Экономика депрессивного региона: противоречия, резервы, проекты возрождения // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2013. № 1(19). С. 6-21.

7. Кумпилова Б.А. Некоторые особенности формирования региональной экономической политики с позиций дотационного региона // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 3. С.53-55.

8. Баканов С.А. Депрессивные города Урала в 1960-1980-е гг.: анализ социально-экономических и демографических факторов. Челябинск: Челяб. гос. университет, 2005. 191 с.

9. Симонов А.Г. Является ли хозяйство в регионе экономической системой и может данная экономическая система быть гармоничной? // Вестник Костромского государственного университета им. Н А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 229-231.

10. Васильева И.В. Управление регионом как социально-экономической системой // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 10(40). С. 63-65.

11. Проклин А.Н., Сушильник Н.В. Предпосылки возникновения и принципы управления экономической системой региона // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. № 8(52). С. 136-141.

12. Закономерности и проблемы функционирования и развития экономики региона: теоретический и прикладной аспекты исследования / под науч. ред. проф. С.Ю. Авакова. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2004. 292 с.

13. МесаровичМ., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973.

14. Петросянц В.З. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации / Ин-т социально-экономических исследований, ДНЦ РАН. М.: Наука, 2005. 189 с.

15. Rostow W. The Take-off into Self-Sustained Growth. The Economics of Underdevelopment. 2nd ed. London, 1960, pp. 154-186.

16. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления и модернизации рыночной экономики. М.: Норма, 2008. 366 с.

17. Ковалева И.П. Модели экономического роста: теория и практика кейнсианства // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 45. С. 6-14.

18. Ковалева И.П. Сущность экономического развития и роста в разрезе различных экономических школ // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 38. С. 7-15.

19. Капустюк П.А. Программно-целевой подход в управлении регионами России как социально-экономическими системами // Baikal Research Journal. 2013. № 1. С. 12.

20. Федорова Е.Н., Ананьева О.Н. Метод программно-целевого управления региональным развитием // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. 2014. № 1(13). С. 104-109.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Sustainable Development of Regions

REHABILITATION OF DEPRESSED AREAS: CONCEPT AND REGULATION Anna A. KHOMYAKOVA3^, Aleksei G. KAIGORODOVb

a Ivanovo State University of Chemistry and Technology, Ivanovo, Russian Federation Xomakova@mail.ru

b Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation kagivsu2008@rambler.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 3 August 2016 Received in revised form 30 August 2016 Accepted 6 October 2016 Available online 15 March 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JEL classification: R11, R58

Keywords: depressed region, crisis, financial recovery, economic recovery, rehabilitation, economic policy

Abstract

Subject The article studies and considers the economic system of a depressive territory and the issues of economic and financial recovery of such territories.

Objectives The article aims to develop a concept of rehabilitation of depressed territories and the corresponding organizational-economic mechanism. Rehabilitation is considered as a set of processes of economic and financial recovery of the depressed region.

Methods For the study, we applied general scientific methods of research: a systems approach, analysis and synthesis, construction of descriptive models, statistical analysis, and other special techniques.

Results We have formulated and now offer economic rehabilitation concepts. We have also developed an organizational-economic mechanism of the process.

Conclusions and Relevance We conclude that a necessary prerequisite for the realization of the processes of economic and financial recovery is the existence of internal incentives and external regulatory mechanism, like State support mechanism. The research results can be used by the public administration in forming provisions of regional economic policies, as well as in the formulation and development of regional anti-crisis programs.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Babaev B.D., Borovkova N.V., Nikolaeva E.E., Novikov A.I., Andrekus E.A. [Economy of the depressive region: ambitious projects, personnel problem, economic territory as economic resource]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Bulletin of Ivanovo State University. Series: Economy, 2014, no. 1(21), pp. 6-26. (In Russ.)

2. Mansurov P.M., Mansurova G.I. [Depressive region: the essence, criteria of reference, main problems].

Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2012, no. 6-2, pp. 506-510. (In Russ.)

3. Chernyshov M.M. [Methodological approaches to the assessment of the region's development]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskoi i sotsial'noi zhizni Respubliki Dagestan: zapiski, stat'i, analiticheskie razrabotki = Topical Issues of Economic and Social Life of the Republic of Dagestan: Notes, Articles, Analytical Developments, 2004, no. 1, pp. 48-55. (In Russ.)

4. Tolchinskaya M.N. [Typification of backward regions of Russia and the way to overcome the depressiveness]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Issues of Transformation of Economy, 2008, no. 4, pp. 30-34. (In Russ.)

5. Babaev B.D. (Ed). Aktual'nye problemy regional'noi ekonomiki i aktivizatsiya territorial'nogo faktora sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Actual problems of regional economy and increasing the territorial factor for socio-economic development]. Ivanovo, PresSto Publ., 2013, 174 p.

6. Babaev B.D., Borovkova N.V., Nikolaeva E.E., Nikolaev A.D. et al. [Economy of the depressive region: contradictions, reserves, projects of revival]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Bulletin of Ivanovo State University. Series: Economy, 2013, no. 1(19), pp. 6-21. (In Russ.)

7. Kumpilova B.A. [Some features of forming of a regional economic policy from the standpoint of a subsidized region]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social and Economic Phenomena and Processes, 2008, no. 3, pp. 53-55. (In Russ.)

8. Bakanov S.A. Depressivnye goroda Urala v 1960-1980-e gg.: analiz sotsial'no-ekonomicheskikh i demograficheskikh faktorov [The depressive cities of the Urals in 1960-1980: an analysis of socioeconomic and demographic factors]. Chelyabinsk, ChSU Publ., 2005, 191 p.

9. Simonov A.G. [Whether the economy of the region is an economic system and can this economic system be harmonious?]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova = Bulletin of Kostroma State University n.a. N.A. Nekrasov, 2011, vol. 17, no. 4, pp. 229-231. (In Russ.)

10. Vasil'eva I.V. [Management of the region as a social and economic system]. Nauka i biznes: puti razvitiya = Science and Business: Ways of Development, 2014, no. 10(40), pp. 63-65. (In Russ.)

11. Proklin A.N., Sushil'nik N.V. [Prerequisites of origin and the principles of management of the economic system of a region]. Izvestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki = News of SFU. Technical Science, 2005, no. 8(52), pp. 136-141. (In Russ.)

12. Avakov S.Yu. (Ed). Zakonomernosti i problemy funktsionirovaniya i razvitiya ekonomiki regiona: teoreticheskii i prikladnoi aspekty issledovaniya [Regularities and problems of functioning and development of economy of the region: theoretical and applied aspects of research]. Taganrog, TIUiE Publ., 2004, 292 p.

13. Mesarovich M., Mako D., Takakhara I. Teoriya ierarkhicheskikh mnogourovnevykh sistem [Theory of hierarchical multi-level systems]. Moscow, Mir Publ., 1973.

14. Petrosyants V.Z. Ekonomicheskaya politika depressivnogo regiona: problemy formirovaniya i realizatsii [Economic policy of the depressive region: problems of formation and implementation]. Moscow, Nauka Publ., 2005, 189 p.

15. Rostow W. The Take-off into Self-Sustained Growth. The Economics of Underdevelopment. 2nd ed. London, 1960, pp. 154-186.

16. Nureev R.M. Ekonomika razvitiya: modeli stanovleniya i modernizatsii rynochnoi ekonomiki [Development economy: models of formation and upgrade of market economy]. Moscow, Norma Publ., 2008, 366 p.

17. Kovaleva I.P. [Models of economic growth: theory and practice of Keynesian economics]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk = Topical Issues of Economic Sciences, 2015, no. 45, pp. 6-14. (In Russ.)

18. Kovaleva I.P. [The essence of economic development and growth in the context of various economic schools]. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad = Current Trends in Economics and Management: New View, 2016, no. 38, pp. 7-15. (In Russ.)

19. Kapustyuk P.A. [A program and target approach in the management of regions of Russia as social and economic systems]. Baikal Research Journal, 2013, no. 1, p. 12. (In Russ.)

20. Fedorova E.N., Anan'eva O.N. [The method of program and target management of regional development].

Aktual'nye problemy ekonomicheskoi teorii i regional'noi ekonomiki = Actual Problems of Economic Theory and Regional Economy, 2014, no. 1(13), pp. 104-109. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential

conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this

article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the

article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.