Научная статья на тему 'Самостоятельная учебная деятельность студентов вуза в рамках компетентностного подхода'

Самостоятельная учебная деятельность студентов вуза в рамках компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УМЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EDUCATIONAL ACTIVITY / INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY / SKILLS TO IMPLEMENT INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY / CRITERIA AND INDICES OF DEVELOPMENT OF INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузеп Любовь Геннадьевна, Ривера Альфия Ивановна, Терещенко Юлия Ахмедовна

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельной учебной деятельности студентов вуза под руководством преподавателя в контексте компетентностного подхода. Выделяются критерии и показатели развития умения самостоятельной учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пузеп Любовь Геннадьевна, Ривера Альфия Ивановна, Терещенко Юлия Ахмедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY of STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUtions BY MEANS OF COMPETENCE APPROACH

The article describes the issues concerning the development of independent educational activity of students in higher educational institutions under a lecturer’s guidance in the competence approach context. The criteria and indices of development of independent educational activity skills of students are highlighted.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная учебная деятельность студентов вуза в рамках компетентностного подхода»

УДК 378

Пузеп Любовь Геннадьевна

кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и социальной педагогики филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре тел.: (905) 098-06-04

Ривера Альфия Ивановна

старший преподаватель кафедры психологии и социальной педагогики филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре тел.: (908) 792-19-06

Терещенко Юлия Ахмедовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре тел.: (950) 787-34-63

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельной учебной деятельности студентов вуза под руководством преподавателя в контексте компетентностного подхода. Выделяются критерии и показатели развития умения самостоятельной учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: учебная деятельность, самостоятельная учебная деятельность, умение осуществлять самостоятельную учебную деятельность, критерии и показатели развития умения самостоятельной учебной деятельности.

Puzep Lyubov Gennadievna

PhD in Psychology, Head of the Department of Psychology and Social Pedagogy of Omsk State Pedagogical University in Tara (affiliated branch)

tel.: (905) 098-06-04

Rivera Alfiya Ivanovna

Senior Teacher of the Department of Psychology and Social Pedagogy of Omsk State Pedagogical University in Tara (affiliated branch) tel.: (908) 792-19-06

Tereschenko Yulia Akhmedovna

PhD of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Pedagogy of Omsk State Pedagogical University in Tara (affiliated branch)

tel.: (950) 787-34-63

INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS BY MEANS OF COMPETENCE APPROACH

The article describes the issues concerning the development of independent educational activity of students in higher educational institutions under a lecturer’s guidance in the competence approach context. The criteria and indices of development of independent educational activity skills of students are highlighted.

Key words: educational activity, independent educational activity, skills to implement independent educational activity, criteria and indices of development of independent educational activity skills.

Модернизация российской системы высшего профессионального образования требует переосмысления процесса подготовки специалиста в соответствии с мировыми стандартами. Болонский процесс определил целевые ориентиры подготовки выпускника вуза, способного к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию, основанные на принципах компетентностного подхода:

1) смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

2) содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

3) смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

4) оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения [1, с. 3].

В соответствии с указанными принципами смыслом компетентностного подхода в образовании является формирование у студентов способности к самостоятельной деятельности (способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности), а организационной основой образовательного процесса в рамках данного подхода является самостоятельная учебная деятельность (создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения различных проблем).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что практически все классические исследования в педагогике и психологии прямо или косвенно затрагивают вопросы и проблемы развития самостоятельной учебной деятельности обучающихся на всех уровнях образовательной системы (Б.Г.

Ананьев, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, C.JI. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.). Раскрывая сущность самостоятельной учебной деятельности, авторы опираются на такие понятия как «самостоятельная работа», «самостоятельная познавательная деятельность», «самостоятельность», считая их рядоположенными.

Ряд авторов рассматривают самостоятельную деятельность обучающихся как вид учебной деятельности (М.Г. Гарунов, Т.А. Ильина, Г.М. Коджаспирова, В.А. Козаков, P.A. Низамов, А.Н. Рыблова, Л.Б. Сосновская и др.). Так, Е.Н. Воронова трактует самостоятельную учебную деятельность как форму внешней и внутренней активности личности, структурированную самим студентом деятельность, которая поддается контролю и коррекции по процессуальному и результативному компоненту, осуществляется под руководством преподавателя с учетом психологических особенностей и личных интересов студентов, является средством их профессионального саморазвития, обеспечивает интенсивное функционирование процессов самоопределения, самореализации и саморегуляции [2].

Результаты исследований отечественных психологов и педагогов, занимающихся проблемой самостоятельной учебной деятельности студентов (A.C. Берберян, ИЛ. Буртонова, Л.А. Введенская, С.Ж. Гончарова, Т.Ю. Кротенко, Н.Т. Журавская, А.В. Конышева, Т.И. Рицкова и др.), а также зарубежных ученых (B.L. Goldshmid, J.D. Rüssel и др.) доказывают, что успешность самостоятельной учебной деятельности студентов детерминирована созданием личностноориентированной, творческой образовательной среды, позволяющей студенту проявлять высокую активность и творчески самореализоваться в образовательном процессе университета [3].

В данном контексте необходимо рассмотреть роль преподавателя в организации и управлении самостоятельной учебной деятельностью студентов вуза. На наш взгляд, в процессе обучения студентов в вузе, исходя из их индивидуальных психологических особенностей, уровня знаний, умений, навыков самостоятельной учебной деятельности, по мере продвижения от курса к курсу будет меняться и роль преподавателя. Так, изменение данной роли с точки зрения Ю.А. Смирновой будет переходить от организации к управлению самостоятельной учебной деятельностью [4].

В первом случае преподаватель выступает в качестве организатора через прямое участие в организации процесса обучения, а именно: предъявляет учебную задачу обучающемуся, осуществляет инструктаж по ее выполнению, мотивирует ее разрешение, контролирует и корректирует самостоятельные действия обучающихся, оценивает результаты и организацию самостоятельной работы - отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности. В этом случае студент выступает только в роли объекта самостоятельной учебной деятельности.

Во втором случае - управляет через косвенное участие в организации процесса самостоятельной учебной деятельности обучающихся, т.е. мотивирует и вовлекает в самостоятельную учебную деятельность, создает условия для развития у них таких качеств и умений как: способность к саморегуляции, самоактивации, самоорганизации, самоконтролю, - которые должны позволить в дальнейшем выполнять самостоятельно познавательную деятельность в целом. В данном случае студент становится и субъектом и объектом самостоятельной учебной деятельности.

Но в любом случае, независимо от того, какие роли выполняют преподаватель и студент, преподаватель всегда организует его самостоятельную учебную деятельность, направляет познавательный процесс, создает необходимые условия и настрой. Для того чтобы преподаватель выполнял роль только управления самостоятельной учебной деятельностью студентов, необходимо сформировать у них умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, основными компонентами которой выступают: мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку [5]. Для сформированности умения самостоятельно выполнять учебную деятельность, по мнению Д.Б. Эльконина [6], необходима передача от учителя к ученику каждого структурного компонента учебной деятельности, что, на наш взгляд, может быть применимо и для развития его у студентов вуза.

О сформированности у студентов умения осуществлять самостоятельную учебную деятельность как уровня овладения учебной деятельностью можно судить на основе последовательного осуществления студентом под управлением преподавателя каждого из компонентов в представленной структуре. При этом под умением, опираясь на определение Н.Д. Левитова, мы понимаем успешное выполнение действий или деятельности с выбором и применением правильных приемов работы и с учетом определенных условий [7]. Развитие умения самостоятельной учебной деятельности студентов можно выявить на основе критериев и показателей. Остановимся на характеристике данных понятий.

В.И. Загвязинский и Р. Атаханов трактуют критерий как обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основу для классификации. Критерий предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определить критериальные показатели [8]. Показатели - данные, по ко-

торым можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-нибудь.

Применительно к исследуемому феномену под критерием развития умения самостоятельной учебной деятельности понимаются изменения умения самостоятельной учебной деятельности в целом, а под показателями - частные изменения умения самостоятельной учебной деятельности. В качестве признаков критериев развития умения самостоятельной учебной деятельности можно выделить структурные компоненты учебной деятельности, которые, в свою очередь, будут раскрываться через показатели развития умения самостоятельной учебной деятельности. Все сказанное можно представить в виде таблицы.

Таблица

Критерии и показатели развития умения самостоятельной __________________________________учебной деятельности студентов вуза________________________

Критерии развития умения самостоятельной учебной деятельности Признаки критерия Показатели развития умения самостоятельной учебной деятельности

Мотивационно-целевой Учебная мотивация - соотношение целей и внутренней активности личности (желаний, потребностей, возможностей). целеполагание; познавательная активность.

Операционально- деятельностный Учебная ситуация, включающая в себя учебную задачу и ее решение посредством учебных действий. Учебная задача - это то, что студент должен освоить: изменения учебного материала, необходимые для его освоения студентом. Учебные действия - это то, что студент должен сделать, чтобы обнаружить свойства предмета, который он изучает. логическое мышление.

Контрольно-оценочный Действие контроля - указание на то, правильно ли студент осуществляет действие, соответствующее образцу. критическое мышление; самоконтроль.

Действие оценки - определение того, достиг ли студент результата или нет.

Именно на основе изменения данных показателей, мы предполагаем, что можно говорить о развитии умения самостоятельной учебной деятельности студентов. Данное умение будет проявляться независимо от того, какой вид самостоятельной учебной деятельности осуществляется студентом. Резюмируя итоги теоретического анализа проблемы, необходимо отметить, что развитие умения самостоятельной учебной деятельности студентов вуза определяет готовность выпускника к осуществлению любого вида профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.

2. Воронова Е.Н. Самостоятельная учебная деятельность студентов как средство профессионального саморазвития

студентов педагогических вузов: На материале занятий по иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2005.

3. Турбина Н.Е. Педагогические условия организации самостоятельной деятельности студентов в образовательном процессе университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2011.

4. Смирнова Ю.А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. заоч. науч. конф. Пермь, 2011. т. 1.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2004.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

7. Левитов Н.Д. Психология труда. М., 1963.

8. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.