Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов в вузе: использование дистанционной образовательной технологии'

Самостоятельная работа студентов в вузе: использование дистанционной образовательной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY / INFORMATIZATION OF EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / STUDENTS'' INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Ольга Геннадьевна

В статье рассматриваются особенности применения дистанционной образовательной технологии в области организации самостоятельной работы студентов в вузе. Подчеркивается значение дистанционной технологии как составляющей информационно-коммуникационных технологий в контексте информатизации образования. Показаны возможности оптимизации самостоятельной работы студентов с помощью указанной технологии на примере дисциплины «Английский язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ independent work in a higher school: use of distance learning technology

The article discusses the features of the distance learning technology in the field of organization of students’ independent work in a higher school. The importance of the distance technology as a component of the information and communication technologies in the context of informatization of education is underlined. The author shows possibilities of optimization of the students' independent work with the help of the given technology by case study of “English as a Foreign Language" course.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов в вузе: использование дистанционной образовательной технологии»

УДК 378.147.88

Рыбакова Ольга Геннадьевна

кандидат культурологии, доцент кафедры гуманитарно-экономических и естественно-научных дисциплин филиала Тюменского индустриального университета в городе Нижневартовске

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Rybakova Olga Gennadyevna

PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Humanities, Economics and Natural Science Department, Nizhnevartovsk branch of Tyumen Industrial University

STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN A HIGHER SCHOOL: USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности применения дистанционной образовательной технологии в области организации самостоятельной работы студентов в вузе. Подчеркивается значение дистанционной технологии как составляющей информационно-коммуникационных технологий в контексте информатизации образования. Показаны возможности оптимизации самостоятельной работы студентов с помощью указанной технологии на примере дисциплины «Английский язык».

Ключевые слова:

дистанционная образовательная технология, информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, оптимизация образовательного процесса, самостоятельная работа студентов.

Summary:

The article discusses the features of the distance learning technology in the field of organization of students' independent work in a higher school. The importance of the distance technology as a component of the information and communication technologies in the context of informatization of education is underlined. The author shows possibilities of optimization of the students ' independent work with the help of the given technology by case study of "English as a Foreign Language" course.

Keywords:

distance learning technology, informatization of education, information and communication technologies, optimization of educational process, students' independent work.

Современные социально-экономические условия общественной жизни требуют постоянного улучшения качества подготовки специалистов. Качественная подготовка специалистов, в свою очередь, может обеспечиваться только постоянным совершенствованием полученных знаний. В связи с этим особую актуальность приобретает эффективная организация самостоятельной работы студентов, обеспечить которую можно во многом с помощью современных образовательных технологий.

Для образовательных процессов в российских высших учебных заведениях характерно быстрое развитие и широкое внедрение электронных технологий обучения. Они включают использование сети Интернет, учебно-методических мультимедиаматериалов, удаленных лабораторных практикумов и других электронных ресурсов учебного назначения [1]. Среди вышеперечисленного наибольшее распространение приобретает дистанционная образовательная технология, с применением которой вузы имеют право осуществлять образовательную деятельность на уровне государственных нормативно-правовых документов.

В Тюменском индустриальном университете (ТИУ) дистанционная образовательная технология реализуется через электронную систему поддержки дистанционного обучения [2]. В рамках указанной системы созданы курсы по всем реализуемым в вузе образовательным программам, представляющие полные учебно-методические комплексы по дисциплинам, включающие рабочие программы, карты методического обеспечения учебной и справочной литературой, глоссарии, учебные пособия, методические указания - все необходимые ресурсы для успешной организации самостоятельной работы по дисциплинам.

Данная система обеспечивает доступ ко всем необходимым методическим материалам во время учебного процесса [3, с. 195]. Таким образом, все студенты получают равные возможности при обучении независимо от места своего нахождения и наличия или отсутствия нужного количества экземпляров в библиотеке. С помощью системы поддержки дистанционного обучения возможна индивидуальная организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов, предполагающая выполнение заданий в удобное для студента время, в удобном месте, варьирование порядка выполняемых заданий, возможность получения консультационной помощи преподавателя независимо от времени выполнения задания и местонахождения студента [4].

Содержание электронных курсов в обязательном порядке учитывает специфику дисциплины. Так, отличительной особенностью курсов по дисциплине «Английский язык» является множество практических заданий, преобразованных в различные типы электронных тестовых заданий (множественный выбор, эссе, «верно/неверно», установление соответствия, краткий ответ). Таким образом достигается максимальное соответствие представленного в электронной системе материала усваиваемым на практических занятиях дидактическим единицам.

Система поддержки дистанционного обучения предполагает не только обеспечение студентов учебными материалами, но и контроль усвоенных знаний разного уровня за определенный период обучения. Таковыми являются тесты текущего, промежуточного и итогового контроля. Неоспоримым преимуществом тестирования средствами дистанционной технологии обучения является отсутствие привязки ко времени и месту тестирования, что делает процесс контроля психологически комфортнее. Система предусматривает немедленное получение результата проделанного теста в баллах, адаптированных к рейтинговой системе оценок, принятых в ТИУ, что экономит время студенту на ожидание результата и преподавателю на проверку теста и повышает мотивацию студентов к анализу собственных результатов и углублению знаний в рамках изученного материала в случае необходимости.

Кроме того, предусмотрена возможность контроля усвоения отдельных грамматических или лексических тем, в основном на уровне текущего контроля. Так, по дисциплине «Английский язык» тренировочные тесты по сложности приближены к тестам, предусмотренным уровнем международных экзаменов, что дает студентам возможность приблизительно оценить степень усвоения дисциплины в соответствии с международными стандартами [5], создавая дополнительную мотивацию для изучения дисциплины и самостоятельного совершенствования полученных навыков.

Дистанционная технология обучения применяется как для заочной, так и для очной форм обучения студентов. В связи с этим особое значение приобретает грамотное структурирование материала в пределах электронного курса по дисциплине. Системой поддержки дистанционного обучения в ТИУ предусмотрены следующие формы подачи учебного материала.

1. Структурное представление материала (согласно изучаемым темам, в хронологическом порядке, с возможным делением на семестры и аттестационные периоды). Такой формат подходит прежде всего для студентов заочной формы обучения, где в силу ограниченного количества часов для практических занятий по дисциплине «Английский язык» увеличивается роль самостоятельной работы студентов с целью полноценного усвоения предусмотренного рабочей программой материала. Кроме того, формат-структура дает целостное представление об изучаемой дисциплине и последовательности освоения дидактических единиц, что необходимо студенту как дневной, так и заочной форм обучения при планировании и организации самостоятельной работы.

2. Представление изучаемого материала в виде календарного графика (материал выкладывается в соответствии с учебной неделей в семестре). Подобное структурирование материала эффективно прежде всего для успешного текущего контроля, поскольку конкретно определяет объем усваиваемых дидактических единиц для определенного периода обучения. Формат-календарь подходит для студентов очной формы обучения, где аттестационный период длится 6 недель, а также для студентов, обучающихся по модульной системе (в рамках эксперимента), где в течение семестра чередуются по две недели практики и теоретических занятий.

Имея свои особенности, каждая из форм нацелена на логичное и полное представление материала изучаемой дисциплины, что облегчает студентам всех форм обучения индивидуальное планирование самостоятельной работы.

Система поддержки дистанционного обучения предоставляет возможность контроля изученного материала не только в режиме электронного тестирования. Контроль и оценка усвоенного материала могут производиться также группой студентов (в режиме онлайн-форума, чата, семинара) и преподавателем (возможность прислать на проверку письменное практическое задание, независимо от времени занятия или графика консультирования) [6, с. 35]. Кроме того, система предоставляет возможность отправки сообщения лично участнику курса (в том числе и преподавателю). Подобный способ коммуникации помогает сэкономить время на решение как организационных вопросов по выполнению заданий курса, так и проблем, непосредственно связанных с изучением материала.

Рассмотренные выше факторы подтверждают прочное внедрение в процесс обучения в вузе дистанционной технологии обучения как составляющей современных информационно-коммуникационных технологий. Широкое применение дистанционной технологии обучения отражает одно из основных направлений развития языковой подготовки в техническом вузе, заключающееся в компьютеризации и технологизации обучения, способствующих развитию интеллектуальной деятельности студентов [7, с. 56].

Применение дистанционной технологии обучения для оптимизации самостоятельной работы студентов различных форм обучения в вузе наблюдается в области:

- обеспечения учебным и справочным материалом,

- индивидуального планирования и организации самостоятельной работы студентов,

- организации (структурного представления) изучаемого материала,

- оценки и контроля,

- способа коммуникации (между студентом и преподавателем, студентами в группе).

Ссылки:

1. Ширшов Е.В. Оптимизация учебного процесса в вузе на основе электронных информационно-образовательных технологий [Электронный ресурс] // Письма в Emissia. Offline : электрон. науч.-пед. журн. 2006. URL: http://www.emis-sia.org/offline/2006/1028.htm (дата обращения: 09.12.2016).

2. Рыбакова О.Г. Электронное тестирование в вузе: проблемы и решения // Education & Science - 2016 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. для работников науки и образования. Ч. 3. Сент-Луис, 2016. С. 73-75.

3. Милованова Н.Г., Пчелинцева И.Г. Совершенствование образовательного процесса в вузе на основе организации нелинейного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С. 193-195.

4. Рыбакова О.Г., Нордман И.Б. Дистанционная технология образования: традиция или новация? // Высшее образование сегодня. 2016. № 3. С. 12-14.

5. Молодых-Нагаева Е.Г. Тестирование в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 295-297.

6. Нордман И.Б. Система поддержки дистанционного обучения и повышение качества учебного процесса // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 34-36.

7. Пчелинцева И.Г. Обучение иностранным языкам для активизации процессов интернационализации в вузе // Специфика педагогического образования в регионах России. 2012. № 1. С. 55-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.