Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов старших курсов художественно-графических факультетов по живописи как основа развития их творческой активности'

Самостоятельная работа студентов старших курсов художественно-графических факультетов по живописи как основа развития их творческой активности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / METHODOLOGICAL SYSTEM / SELF-LEADING FIGURATIVE ACTIVITY / INTEGRATION / DEVELOPING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отливная Юлия Анатольевна

Разработана методическая система организации самостоятельной работы по живописи на старших курсах художественно-графических факультетов обеспечивающая эффективное обучение, воспитание и развитие творческой личности будущего художника-педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Отливная Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodological system of self-leading work in painting for senior students of artistic-graphical faculties of art is worked out providing effective training, upbringing and development of future painters-pedagogue.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов старших курсов художественно-графических факультетов по живописи как основа развития их творческой активности»

УДК 378

Отливная Юлия Анатольевна

Кубанский государственный университет dean@art.kubsu.ru

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПО ЖИВОПИСИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Разработана методическая система организации самостоятельной работы по живописи на старших курсах художественно-графических факультетов обеспечивающая эффективное обучение, воспитание и развитие творческой личности будущего художника-педагога.

Ключевые слова: методическая система; самостоятельная изобразительная деятельность; интеграция, развивающее обучение.

Важнейшим направлением модернизации системы художественно-педагогического образования XXI века является творческое саморазвитие студентов. Современному обществу необходимы специалисты, обладающие критическим мышлением, способные к дальнейшей творческой самореализации. В этом проявляется актуальность исследования процессов формирования творческой активности студентов на художественно-графических факультетах (ХГФ) педвузов.

Проблемные вопросы специальной подготовки студентов на аудиторных занятиях в системе высшего художественно-педагогического образования постоянно рассматриваются в периодической печати, в диссертационных исследованиях. Однако, самостоятельной изобразительной деятельности, являющейся важнейшим средством активизации творческой деятельности студентов, не уделяется должного внимания. Как показывает анализ дипломных работ выпускников ряда педвузов ХГФ, лишь незначительную их часть (до 30%) можно отнести к самостоятельным творческим решениям художественного образа. Эти противоречия определили проблему, а в последующем и тему исследования.

Разработке новых дидактических подходов, обеспечивающих глубокое самостоятельное освоение студентами учебного материала способствовало инструктивное письмо .№14-55-996 ин/15 от 27.11.2002 Министерства образования РФ «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». В соответствии с этим документом необходимо было пересмотреть учебные планы и программы совершенствования самостоятельной работы студентов (СРС), особенно с помощью компьютерных методических средств, а также внедрить в учебный процесс

новые педагогические технологии обучения, и тестирования. На решение задач теоретического и методического обоснования системы СРС 12 курсов ХГФ по живописи была направлена диссертация Н.С. Савкиной [7]. Опираясь на материалы этой работы, изучая публикации других авторов, мы продолжили исследование этой проблемы и определили ее как компетентностный подход к развитию творческой активности студентов в самостоятельной работе по живописи на старших курсах.

В отечественной педагогической литературе самостоятельная работа студентов (СРС) определяется как образовательный процесс, направленный на развитие способностей студентов сознательно ставить перед собой те или иные цели, задачи, планировать свою учебно-творческую деятельность, осуществлять её и объективно оценивать [7, с. 10]. Важно отметить, что эта форма обучения студента не самообразование индивида по собственному произволу, а систематическая, направляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной, особенно в современных условиях перехода к многоуровневой подготовке специалистов высшего образования. Иными словами, это вид занятий, создающий условия для развития познавательной и творческой активности студента, как в учебной аудитории, так и в не ее.

Понятие «самостоятельная работа» в зарубежной педагогической литературе встречается под разными терминами: «независимая, самостоятельная работа» (independent activity), «самоин-структированная работа» (individual instruction study), «автономная работа» (autonomous study), «самонаправленная работа» (self-directed learning), «самодоступная работа» (self-access learning). В определении значения СРС мы исхо-

дим из положения, что самостоятельная работа в высшей школе является не только педагогическим средством организации, но и условием педагогического сопровождения развития самостоятельной деятельности обучаемых и их творческих способностей.

Существуют три формы СРС: а) полностью самостоятельная работа студента без участия педагога (задания, которые выполняются непосредственно студентом в домашних условиях или в аудиториях без вмешательства педагога в учебно-творческий процесс); б) работа, выполненная непосредственно под руководством педагога (вне рамок расписания, например, факультатив);

в) творческая (в том числе и научно-исследовательская), выполняемая на уровне сотворчества, сотрудничества педагога и студента.

Самостоятельность трактуется в педагогике, как одно из свойств личности характеризуемое двумя факторами. Первый фактор включает в себя совокупность средств - знаний, умений, навыков, которыми обладает личность. Второй фактор - отношение личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также, складывающиеся в процессе деятельности связи с другими участниками процесса.

Специфика художественно-педагогического образования дает нам основание для введения понятия самостоятельной учебно-творческой изобразительной деятельности (СУТИД). Под СУТИД мы понимаем взаимосвязанную, сотвор-ческую деятельность субъектов педагогического процесса (педагога и учащихся), направленную на реализацию посредством активных методов и технологий личностно ориентированного содержания обучения живописи. В процессе СУТИД на третьем-пятом курсах ХГФ роль педагога проявляется как непосредственного помощника в планировании ее и организации, координатора самостоятельных поисков студентов посредством совместного анализа домашних работ (эскизы, этюды, этапы выполнения длительных заданий). СУТИД по живописи становится не только средством обучения, но и ведущим фактором развития творческой активности обучаемых, воспитания высоконравственной личности художника-педагога.

Организация СУТИД студентов по живописи на ХГФ педвузов по нашему мнению должна осуществляться с помощью специально создаваемых проблемно-творческих задач, педагогических ситуаций, способствующих реализации твор-

ческой деятельности. В свою очередь это возможно лишь при условии усвоения способов самостоятельного наращивания новых теоретических знаний и приобретению опыта творческой изобразительной деятельности.

Критериями сформированное™ СУТИД студентов в процессе обучения в вузе являются: знания по теории живописи (систематичность, осознанность, действенность); умения и навыки живописи (оперирование усвоенными знаниями, перенос полученных знаний в новые ситуации, создание принципиально нового подхода к решению дидактических учебно-творческих задач); опыт осуществления самостоятельных творческих навыков (анализ, синтез, эвристические приемы); овладение системой способов и средств СУТИД и способность применять их в познавательной и творческой деятельности студентов.

В решении задач СУТИД главную, решающую роль играет активное использование современных педагогических технологий, которые не только повышают эффективность образовательного процесса, но и содействуют его привлекательности в глазах учащихся. Благодаря их внедрению (особенно современных информационных технологий) в художественно-педагогическое образование, появляются такие новые возможности, как:

а) сокращение времени на поиск и доступ к необходимой учебной и научной информации преподавателями и учащимися;

б) ускорение обновления содержания образования за счет сокращения времени преподавателей на разработку новой учебной и методической литературы;

в) высвобождение дополнительного времени у учащихся для индивидуальной самостоятельной творческой работы;

г) ускорение в достижении обучаемыми установленных требований к качеству образования и формированию специальных профессиональных компетенций.

Одним из вариантов внедрения новых технологий может стать создание и использование электронных учебников и учебных пособий, позволяющих усваивать учебный материал на конкретных примерах.

В разработанном нами электронном учебном пособии для студентов 3-5 курсов задания СУТИД по живописи включают различные упражнения, позволяющие активно осваивать учебную дисциплину, развивать профессионально-значимые

Цели СУТИД по живописи:

а) формирование специальных компетенций живописи.

б) воспитание высоконравственной личности художника-педагога.

в) саморазвитие творческих способностей каждого студента.

к

эК

К

X

О

а

Оч

о

н

к

Л Й ьй и «з 5

СО Рн

X

13

к

а

^ н о

ч ю

О аЗ С Л

ДИПЛОМ

1 5 я *

Я м

м 5 а о

а в

Л в

в N я о 8 §

а

с

а

с

и 2

<и § 3 8

I ^ 2 1 § * & 2 о § » й

і 1

З « £ «з

&

Аудиторная

работа

Самостоятельная (домашняя) работа

СОДЕРЖАНИЕ СУТИД

Средства педагогической коммуникации

Методы и пед.технологии формы, средства обучения

Репродуктивные. Проблемно-поисковые. Объяснительно-иллюстративные. Исследовательские, эвристические. Сотрудничества. Сотворчества. Электронные учебные пособия, Репродукции картин и этюдов профессиональных художников. Образцы этюды-работы с ярко выраженными ошибками.

Рис. Модель системы самостоятельной учебно-творческой изобразительной деятельности (СУТИД)

по живописи студентов старших курсов на ХГФ

умения и навыки. На всех этапах обучения задания по живописи должны быть ориентированы на творческое их решение, способствовать раскрытию не только живописных качеств студента, но и творческому саморазвитию обучаемых.

При этом деление заданий на обязательную учебную и творческую части условно. Для всех студентов, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными а, главное, - нестандартными задачами по живописи, мы даем индивидуальные дополнительные домашние задания.

Успешно решаемые учебно-проблемные ситуации подводят даже «слабого» студента к творческой работе.

Разработанная нами модель методической системы (рис.) СУТИД по живописи студентов 3-5 курсов ХГФ состоит из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов:

а) научно обоснованных целей и задач СУТИД;

б) субъектов методической системы: педагог и студенты;

в) личностно ориентированных форм и средств организации учебного процесса, направленных на развитие творческой активности студентов;

г) комплекса взаимосвязанных технологий и методов педагогического сотрудничества и сотворчества в СУТИД по живописи;

д) содержания СУТИД как комплекса вариативных учебно-творческих заданий и упражнений по живописи.

Как видно из рисунка СУТИД студентов на старших курсах все более индивидуализируется. Выход наиболее способных студентов 3-го курса на специализацию по живописи приводит к соответствующему разделению СУТИД по живописи на два уровня: общий и углубленный (продвинутый). Соответственно индивидуальные планы студентов, специализирующихся по кафедре живописи составляются совместно с педагогом, максимально учитывающим направленность творческих устремлений будущих дипломников. На завершающем этапе обучения не менее половины времени, выделяемой на СУТИД по живописи, идет на творческие поиски по теме диплома (4 курс) и на его реализацию (5 курс).

В связи с этим мы считаем необходимым выделить основные педагогические условия формирования творческой активности у студентов 35 курсов посредством СУТИД по живописи:

- обязательная диагностика уровня сформи-рованности навыков СУТИД и креативности студентов на каждом курсе;

- учет основных факторов влияющих на развитие творческой активности студентов в СУТИД по живописи;

- определения оптимального и вариативного содержания системы учебно-творческих заданий СУТИД, учитывающих индивидуальные психологические особенности студентов и уровень их притязаний;

- применение активных и интерактивных методов и средств педагогического сопровождения, сотворчества и сотрудничества;

СУТИД по живописи рассматривается нами как важнейшее средство обучения, обеспечивающее:

а) осознание цели самостоятельной работы на весь период обучения (курс, семестр) и на каждое упражнение, задание;

б) закрепление и совершенствование необходимого объема и уровня знаний, умений и навыков, получаемых студентами в ходе обучения,

исходя из поставленной дидактической цели и задач каждой учебной постановки.

в) развитие творческого мышления и созидательной творческой работы за счет использование различных приемов и способов живописной изобразительной деятельности;

г) выработку психологической установки на систематическое пополнение своих знаний по теории живописи и формирование профессиональных умений и навыков живописной интерпретации художественного образа, решение новых познавательных и творческих задач;

д) формирование положительной мотивации, максимальная самодеятельность и инициативность студента при выполнении самостоятельных заданий;

е) воспитание будущего художника-педагога как активной творческой личности.

Увлекая студентов идеей самостоятельного творческого поиска, поддерживая атмосферу соревновательности, художник-педагог должен способствовать реализации СУТИД по живописи в следующем порядке:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Определение целей и задач СУТИД, направляющих самостоятельный поиск, формирующих мотивацию к самостоятельным действиям субъектов учебного процесса.

2. Совместный отбор информации, необходимой для выполнения заданий СУТИД по живописи (учебной, методической, наглядной и др.)

3. Фронтальное и индивидуальное планирование СУТИД.

4. Совместное определение умений и навыков, необходимых для выполнения индивидуального плана СУТИД. Поощрение самостоятельного поиска, путей самосовершенствования, ориентация на творческий подход к реализации поставленной цели задания.

5. Постоянный мониторинг и педагогическое сопровождение процесса выполнения индивидуальных планов самостоятельной работы каждым студентом.

6. Самоанализ и самооценка студентом каждой выполненной работы на основе объективных критериев и оценка преподавателя с обязательным анализом допущенных ошибок и недостатков.

7. Подготовка к оцениванию выполненных заданий кафедрой. Профессиональное оформление результатов СУТИД в соответствии с предъявляемыми требованиями к итоговому просмотру (портфолио).

8. Ежемесячные (курсовые, групповые) просмотры СУТИД, проведение промежуточной аттестации и просмотра. Анализ их результатов на собрании учебной группы.

К первым положительным результатам эффективности разработанной нами системы СУТИД по живописи можно отнести существенно возросшее участие студентов экспериментальных групп (на 15%) в творческих выставках и студенческих научных конференциях. В настоящее время в нашем исследовании акцент делается на интеграцию интерактивных методов и педагогических технологий и уточнение содержательной части системы. В связи с переходом на многоуровневую подготовку художников-педагогов.

Библиографический список

1. Денисенко В.И., Савкина Н.С. Изобразительное искусство и художественное творчество: Словарь-справочник. - Краснодар, 2003.

2. Немирович Ю.В. Организация самостоятельной изобразительной деятельности студентов

1-3 курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов // Современные проблемы художественно-педагогического образования: Сб. науч. тр. Вып. 2. - Санкт-Петербург, 2008.

3. Петрова Л.И., Кутергина Л.Н. Методическое обеспечение Болонского процесса в вузе (педагогический аспект). - Ростов-на-Дону, 2008.

4. СавкинаН.С., Денисенко В.И. Живопись. -М., 2009.

5. Савкина Н.С. Оптимизация самостоятельной работы студентов 1-2 курсов: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004.

6. Савкина Н.С. Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов 1-11 курсов ХГФ по живописи: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2004.

7. ШтаничеваН.С. Самостоятельная работа как фактор развития творческой активности студентов художественных и художественно-педагогических вузов // Актуальные проблемы многоуровневой подготовки будущего художника-пе-дагога: Сб. науч. тр. - Санкт-Петербург, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.