Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов с иноязычными интернет-текстами'

Самостоятельная работа студентов с иноязычными интернет-текстами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАНОЕ ЧТЕНИЕ / ГИБКОЕ ЧТЕНИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОПЛАНИРОВАНИЕ / САМОИСПОЛНЕНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / САМОКОРРЕКЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА / СПРАВОЧНО-НАВИГАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ / ПРИЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО УМСТВЕННОГО ТРУДА / SPEAKING ANOTHER LANGUAGE READING / FLEXIBLE READING / SELF-ORGANIZING OF EDUCATIONAL ACTIVITY / SELF-PLANNING / SELF-EXECUTION / SELF-CHECKING / SELF-CORRECTION / AN EXTERNAL INFORMATION BASIS / SPRAVOCHNO-NAVIGATING ABILITIES / RECEPTIONS OF RATIONAL BRAINWORK IS PROFESSIONAL-ORIENTIROVANOE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перлова И. В.

На сегодняшний день модель образования невозможна без чтения обильного интернет-материала, которое происходит в формате самостоятельной работы. Чтобы научить студента рационально и эффективно осуществлять иноязычное чтение без присутствия преподавателя, нужно обозначить систему конкретных навыков и умений, представляющих собой содержание данной речевой деятельности. Самопланирование, самоисполнение и самоконтроль представляют собой структуру универсальных учебных умений. Ядром же самостоятельной работы с иноязычным электронным текстом являются справочно-навигационные умения и приемы рационального умственного труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student’s personal work with foreign internet-texts

Today the educational model is impossible without internet material active reading, which occurs in the format of personal work. In order to learn student of efficient and effective foreign reading without a lecturer; it is necessary to define the system of specific skills and abilities, which consist of this vocal activity. Self planning, self acting and self control correspond to the structure of universal education skills. The core of personal work with foreign electronic text is navigational abilities and rational mental work.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов с иноязычными интернет-текстами»

И. В. Перлова, канд. пед. наук, доцент, кафедра иностранных языков, лингвистики и межкультурной коммуникации, Пермский научно-исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия, perl_telecom@mail.ru

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ С ИНОЯЗЫЧНЫМИ ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТАМИ

Сегодня остро встают вопросы внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс для повышения его эффективности и доступности в связи с растущей тенденцией восприятия электронных текстов в качестве основы современной информационно-коммуникативной среды. Нарастающий поток иноязычной информации, поступающей через глобальную сеть интернет, ставит специалистов перед необходимостью быстро просматривать большое количество иноязычных текстов с целью находить, извлекать и использовать информацию по интересующей проблеме в их профессиональной деятельности.

В связи с этим на сегодняшний день модель образования невозможна без чтения обильного интернет-материала, которое происходит в формате самостоятельной работы. Такая деятельность может совершаться субъектом лишь в том случае, если он владеет определенным набором умений, составляющих эту деятельность. Следовательно, чтобы научить студента рационально и эффективно осуществлять рассматриваемую деятельность иноязычного чтения, следует обозначить систему конкретных навыков и умений, составляющих эту речевую деятельность, а преподавателю — умело управлять ею. Ведь не секрет, что в настоя-

В настоящее время растет потребность в преподавателях, владеющих методикой обучения с использованием интернет источников.

щее время растет потребность в преподавателях, владеющих методикой обучения с использованием интернет-источников.

Навыки и умения, необходимые для самостоятельной работы при чтении иноязычного интернет-текста, по мнению автора, можно разделить на две группы:

1) навыки и умения иноязычного про-фессионально-ориентированого чтения;

2) умения самостоятельной работы при иноязычном чтении электронных текстов.

Такое разделение необходимо в связи - с тем, что в статье рассматривается не просто деятельность студентов без чьего-либо руководства и помощи, а их работа при чтении иноязычного профессионально-ориентированного электронного текста. При этом студентами используется стратегия гибкого чтения, т. е. варьируется референтное и информативное виды чтения, что характерно и для работы с традиционными письменными источниками. Например, референтная стратегия чтения в сети осуществляется в таких условиях, когда специалист бегло просматривает профессионально ориентированные материалы, не вникая в их предметное содержание, останавливая свое внимание только на текстовых референтах. Это имеет место в двух ситуациях: при первичном ознакомлении с текстами после загрузки ин-

формации из поисковых систем или по гиперссылкам, а также при свободном (без конкретной цели, «беспредметном») перемещении по сети. -

ществления, хотя порой и подсознательно. Второй этап самостоятельной работы — процесс выполнения действий с различной сте-- пенью опоры на ориен-

Деление навыков и умений на две группы носит больше теоретический характер, поскольку в реальной деятельности чтения при отсутствии преподавателя навыки и умения обеих групп взаимосвязаны, дополняют друг друга, а иногда и полностью совпадают.

Что касается навыков и умений иноязычного профессионально-ориентированного чтения, то эти операции и речевые действия являются достаточно хорошо изученными рядом методистов1, а выделение же умений самостоятельной работы с иноязычным интернет-текстом представляется наиболее интересной и менее изученной сферой.

Первая из предложенных автором подгрупп объединяет в себе умения самоорганизации учебной деятельности, а именно: самопланирование, включающее самостоятельное целеполагание и самопрограммирование; самоисполнение и самоконтроль с самокоррекцией.

Согласно деятельностной методике обучения иностранным языкам самостоятельная работа, как определенный вид деятельности, структурно состоит из трех частей: ориентировочной, исполнительной и контрольной2. Они соотносятся с тремя вышеназванными организационными умениями учебного труда. Действительно, первый этап — процесс ориентировки в ходе выполнения действий. Субъект начинает планировать свою деятельность, используя ориентировочную основу действий, которая материализованно задается в виде общей установ- -ки и инструкции заданий с их обязательными и факультативными компонентами. Даже если у студента еще не сформировано достаточно прочное умение самопланирования, особенно в начальный период обучения иностранному языку, он, тем не менее, все же обдумывает свою будущую работу, намечает план ее осу-

Умения самоорганизации являются залогом любой успешной продуктивной деятельности.

В процессе самопланирования обучаемый строит гипотезы, предвосхищает результат деятельности, мысленно апробирует различные варианты его достижения.

тировочную основу действий и внешнюю информационную основу. Происходит исполнение действий, которые были запрограммированы студентом. Наконец, третий этап — процесс слежения за правильностью ориентировки и исполнения. К нему относится все то, что связано с самоконтролем.

Умения самоорганизации являются залогом любой успешной продуктивной деятельности. Они обусловлены специфическим характером анализируемой деятель -ности, ее особенностями, среди которых автор выделяет отсутствие преподавателя, комфортность, сформированность лексикона-тезауруса, предметно-ориентированную мотивированность, предметно-информационную, иноязычную коммуникативную готовность и ряд других3. Например, умение самостоятельно планировать речевую деятельность чтения иноязычного текста предполагает, прежде всего, отсутствие преподавателя, а, следовательно, полную самостоятельность во время работы, проявление в условиях этой деятельности его индивидуальности, интеллектуальной активности, творчества, инициативы. В процессе самопланирования обучаемый строит гипотезы, предвосхищает результат деятельности, мысленно апробирует различные варианты его достижения. Характер такого рода антиципации у различных людей бывает разным — от очень импульсивного и рискованного выдвижения гипотез — до осторожного, даже за— медленного4. Благодаря такой характеристике самостоятельной работы, как комфортность, обучаемый находится в идеальных условиях для самовыражения в этом плане. Кроме этого, он планирует такой вид чтения, результатом которого является присвоение новой, профессионально-ориентированной информации,

и ее дальнейшее использование в последующей коллективной коммуникации, что становится возможным благодаря таким частным свойствам рассматриваемой в статье деятельности, как предметно-ориентированная мотивированность, предметно-информационная и иноязычная коммуникативная готовность.

Подобно общим умениям иноязычного чтения, каждое конкретное умение самостоятельной работы предполагает выполнение нескольких речевых действий. По мнению автора, существует 3 группы речевых действий, связанных с умениями самопланирования, самоисполнения и самоконтроля. Самопланирование предполагает способность студента:

— осуществлять самостоятельное це-леполагание, т. е. ставить перед собой цель чтения: как задачу и как конечный результат;

— осуществлять самопрограммирование:

а) определять общий объем работы;

б) выявлять последовательность выполнения речевых операций и действий;

в) ориентироваться в условиях реализации программы действий;

г) предвосхищать результат предстоящего действия;

— актуализировать свои информационные возможности;

— принимать решение о выборе средств;

— подбирать способы действий для решения цели-задачи и достижения цели-результата;

— распределять время на осуществление всей деятельности и ее отдельных этапов;

— создавать комфортные условия деятельности.

В различных ситуациях самостоятельного чтения в зависимости от цели и условий протекания деятельности студент осуществляет свой комплекс определенных действий при ее планировании. Причем указанные действия могут быть выполнены в произвольной последовательности и не в полном объеме.

Самоисполнение включает свой набор действий, а именно:

— использование широкого диапазона форм и операций мыслительной деятельности для выполнения смыслового решения;

— использование необходимых и достаточных компонентов внешней информационной основы;

— работа по инструкциям различной степени наполнения:

а) выполнение алгоритмических предписаний;

б) реконструкция прежних способов действий применительно к новым условиям;

в) конструирование принципиально новых способов действий;

— участие в коллективной коммуникации с использованием продукта своей речевой деятельности.

Умение самоконтроля означает, что обучаемый может:

— работать с ключами, образцами, памятками, карточками и учебными инструкциями;

— регистрировать результаты деятельности и соотносить их поставленной целью;

— делать заключение после завершения смыслового решения;

— корректировать ход выполнения деятельности без помощи преподавателя.

Рассматривая каждую группу речевых действий, следует отметить, что формули-

Зой _

= 3? 4Н С

г—

-Оо

!

ПВО

зек \ к е ш

* ¡г '

ровка некоторых из них носит несколько обобщенный характер. Так, использование широкого диапазона форм и способов мыслительной деятельности предполагает выполнение субъектом таких интеллектуальных действий, как анализ, сравнение, соотнесение, группировка, классификация, обобщение информации и фактов в процессе иноязычного чтения. Осуществляя реконструкцию прежних способов действий применительно к новым условиям, обучаемый способен производить их адаптацию или модификацию. Конструирование новых способов действий может происходить в ситуациях, когда студент меняет стратегию чтения, объединяя его виды, что особенно характерно для работы в интернет-пространстве.

Если, осуществляя оценочно-информативное чтение, он приходит к выводу, что для выполнения смыслового решения необходимо присвоение некоторой информации оригинала в том виде, как ее подает автор, то меняется цель-задача, а, следовательно, и речевые действия, которые представляют собой уже присваивающе-информативное чтение. Такие ситуации наиболее типичны при работе с инструкциями, содержащими лишь обязательные компоненты.

Уметь регистрировать результаты деятельности и соотносить их с поставленной целью означает сознательно анализировать эти результаты, оценивать и сравнивать их, а способность самостоятельно корректировать ход выполнения деятельности свидетельствует о том, что субъект собственными силами проверяет свои знания, свою работу, регулирует ее путем внесения необходимых коррективов.

Осуществляемая деятельность иноязычного информативного чтения направлена на выполнение своими силами смыслового решения как единицы речевой деятельности чтения. С точки зрения психологических механизмов совершается интеллектуальное решение, представляющее собой продукт деятельности чтения. Решая смысловые задачи, обучаемый воссоздает сформулированные автором мысли и в результате совершает различного рода умозаключения. Причем такие умозаключения

строятся не только на основе текста, но и на основе использования фоновых знаний, прошлого опыта и других источников информации. Поэтому при организации самостоятельной работы с иноязычным профессионально-ориентированным текстом следует предусматривать два типа внешней информационной основы: лингвистическую (правила, таблицы или схемы с языковыми средствами, ключевые слова и др.) и экстралингвистическую (стратегию гибкого чтения, иллюстрации, таблицы, графики, схемы, поисковые системы, гиперссылки, адреса интернет-сайтов и т. д.). Несомненно, что самоисполнение деятельности иноязычного информативного чтения состоится в том случае, если умозаключение совершается на материале текста, подобранного с учетом внутренних информационных возможностей обучаемого, что неразрывно связано с одной из частных характеристик самостоятельной работы — сформированно-стью лексикона-тезауруса студента. Совершенное обучаемым умозаключение связано с целью-задачей чтения, с гипотезой, планом ожидания читающего.

На следующей стадии, когда студент выполняет ряд речевых действий, представляющих умения самоконтроля, он, прежде всего, принимает решение о совпадении достигнутого результата чтения с ожидаемым ранее. В случае несоответствия создается необходимость возвращения к предыдущим самостоятельным действиям для обнаружения факта совершения ошибки на любом этапе работы. Обдумывая изменения, которые должны быть привнесены в продуктивную деятельность чтения, обучаемый в своем обратном движении может

вернуться к действиям самопрограммирования, когда требуется корректировка самого плана намеченной деятельности или замена первоначально выдвинутой гипотезы. Возможность создания новых гипотез можно назвать способностью к самокоррекции. Естественно, что хотя самоконтроль и самокоррекция достаточно тесно связаны друг с другом, все же далеко не всегда успешный самоконтроль автоматически ведет и к успешной самокоррекции. Достаточно часто обучаемым приходится прибегать (или возвращаться) к изучению различного рода справочного материала, особенно при обнаружении неверной гипотезы в грамматической структуре предложения. Что касается неверной гипотезы в лексическом плане (чаще всего это неправильный выбор значений многозначного и многофункционального слова, неразличение омонимов, синонимов и т. д.), то она отклоняется, как правило, лишь на экстралингвистическом уровне, когда происходит извлечение речевого смысла в соответствии с коммуникативной целью-задачей или целью-результатом.

Название второй подгруппы умений самостоятельной работы при иноязычном чтении электронных текстов — справочно-навигационные, которые указывают на суть заложенных в них речевых действий. Овладев этими умениями, студенты могут без чьей-либо помощи пользоваться не только поисковыми системами, но и электронной справочно-информационной литературой. Работа в данном направлении не выделяется в отдельный этап обучения. По ходу решения коммуникативных задач идет формирование простейших умений такого рода: работа с общим и специальным двуязычными электронными словарями, с грамматическими справочниками. При решении более усложненных поисковых задач, более комплексными становятся и со ответствующие приобретаемые умения. Са

Осуществляемая деятельность иноязычного информативного чтения направлена на выполнение своими силами смыслового решения как единицы речевой деятельности чтения.

Конструирование новых способов действий может происходить в ситуациях, когда студент меняет стратегию чтения, объединяя его виды, что особенно характерно для работы в интернет пространстве.

язычной профессионально-ориентированной литературы в интернете при обучении в вузе позволяет формировать следующие = справочно-навигацион-ные умения:

— работа с двуязычным электронным словарем;

— работа с одноязычным электронным словарем синонимов;

— выбор и использование поисковых средств для нахождения нужных сайтов;

— анализ результатов поиска с точки зрения адекватности найденных сайтов заданной теме;

— использование инструментов для просмотра электронных материалов, т. е. закладки, избранное, кнопки на панели инструментов;

— использование гиперссылок для перехода к разным частям текста или сайтам;

— использование общих действий с «экранным» текстом, т. е. копирование текста, сворачивание, вырезание, сохранение, нахождение ключевых слов и т. д.

Третья подгруппа умений самостоятельной работы занимает особое место, поскольку ее основу составляют не речевые действия обучаемых, а психофизиологическая сторона их деятельности. Такие умения представляют собой приемы рационального умственного труда и овладение ими целесообразнее осуществлять параллельно с формированием всех других умений. Педагогическое воздействие не ограничивается исключительно учебным актом (овладение языком может стать вторичным явлением), а включает в себя развитие обучающегося, как важнейшую часть педагогического процесса. Обучающиеся не только овладевают иностранным языком, но и учатся выражать себя. В связи с этим немаловажным является включение в процесс обучения своеобразных механизмов развития индивидуально-физиологических, психологических и интеллектуальных возможностей, кото-

мостоятельная работа во время чтения ино- рые одновременно позволяют сделать неза-

висимо осуществляемую студентом работу максимально результативной и приятной. В число умений рационального умственного труда входят:

а) активизация работы обоих полушарий головного мозга;

б) достижение умственной и физической гармонии;

в) достижение эмоционального спокойствия;

г) использование техники аутотренинга;

д) использование рациональных приемов запоминания, концентрации внимания;

е) использование влияния биоритмов.

Самопланирование, самоисполнение

и самоконтроль представляют собой структуру универсальных учебных умений, составляющих краеугольный камень в фундаменте образованности и культуры. Но возникновение на этом фундаменте способности к самообразованию невозможно без формирования у обучаемых умений рационального умственного труда. В рассматриваемой автором деятельности они являются ее ядром, поскольку студенты используют их на любом этапе своей деятельности. Присутствие в самостоятельной работе именно таких рациональных приемов умственного труда делает ее наиболее эффективной и плодотворной, наполняет необходимыми

дидактическими и методическими характеристиками, сводит к минимуму неблагоприятное воздействие некоторых психологических особенностей. Следовательно, чтобы сделать деятельность студента в отсутствие преподавателя максимально результативной и комфортной, наряду с формированием традиционных умений самостоятельной работы его следует вооружить технологиями рационального умственного труда.

1. Балахонов А. С. Методика обучения иноязычному информативному чтению в неязыковом вузе: дис. ... канд. пед. наук. — Пермь, 1990; Серова Т. С. Управление процессом формирования речевых умений профессионально-ориентированного чтения // Управление профессионально-ориентированным обучением иностранным языкам в вузе / Межвуз. сб. науч. тр. - Пермь: ППИ, 1992. С. 3-14.

2. Давыдова М. А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам: науч.-теор. пособие. — М.: Высш. школа, 1990.

3. Перлова И. В. Дидактическое содержание и организация самостоятельной работы при обучении иноязычному информативному чтению: дис. ... канд. пед. наук. — М., 1997.

4. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / Под ред. Б. Н. Ананьева, Е. И. Степановой. — М.: Педагогика, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.