Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов медицинского вуза'

Самостоятельная работа студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2668
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЛАНИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / QUESTIONNAIRE / COGNITIVE ACTIVITY / SELF-TRAINING WORK / PLANNING / FORMS AND METHODS OF ORGANIZATION / QUALITY EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова София Владимировна, Амиров Артур Фердсович

По материалам анкетирования изучен опыт организации самостоятельной работы студентов старших курсов лечебного и педиатрического факультетов в Башкирском государственном медицинском университете. Намечены организационные и методические подходы к ее совершенствованию, направленные на повышение качества подготовки врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-training work of medical institution students

The article reveals the authors' opinion on the essence of self-training work as means of cognitive activity development. The experience of self-training work organization among senior students of medical and paediatric departments of Bashkir State Medical University has been studied on the basis of questionnaire materials. Organizational and methodical approaches of self-training work perfection are directed towards increasing the training level of doctors.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов медицинского вуза»

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

j

С.В. КОНОВАЛОВА, преподаватель А.Ф. АМИРОВ, профессор Башкирский государственный медицинский университет

Самостоятельная работа студентов медицинского вуза

По материалам анкетирования изучен опыт организации самостоятельной работы студентов старших курсов лечебного и педиатрического факультетов в Башкирском государственном медицинском университете. Намечены организационные и методические подходы к ее совершенствованию, направленные на повышение качества подготовки врачей.

Ключевые слова: анкетирование, познавательная деятельность, самостоятельная работа, планирование, мотивация, методы организации, эффективность, контроль, оценка качества.

Для подготовки специалистов высшей медицинской квалификации особое значение имеет повышение эффективности и результативности учебного процесса. В решении данной проблемы важная роль отводится активной самостоятельной работе обучающихся в процессе их учебной деятельности.

В трактовке понятия «самостоятельная работа студента » (СРС) до сих пор не выработано единого подхода. Рядом исследователей под самостоятельной работой понимается активная творческая работа студента, в основе которой лежат его умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, самому видеть проблемы, ставить новые задачи и находить подходы к их решению [1—3]. По мнению Л.Н. Разумовой, самостоятельная работа - это организованная система обучения под руководством преподавателя [4]. Поэтому преподаватель выступает здесь в двух ипостасях - как организатор работы студентов и как консультант по их самообразованию. П.И. Пидкасистый считает, что в организационном и содержательном плане самостоятельная работа- это разнообразие типов учебных, производственных и исследовательских заданий, выполняемых под руководством преподавателя с целью усвоения различных знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой дея-

тельности и выработки систем поведения [5]. Следовательно, самостоятельную работу можно рассматривать как средство организации познавательной деятельности, непосредственно связанной с ее содержанием.

В современном образовательном процессе организация СРС является весьма актуальной задачей. Ее важность связана с особой ролью самостоятельной работы: она постепенно превращается в ведущую и эффективную форму организации учебного процесса, усиливающую процесс приобретения, структурирования и закрепления знаний. Сложность проблемы заключается в необходимости оптимизации отводимого времени на аудиторные занятия и выполнение самостоятельной работы по осваиваемым учебным дисциплинам. В настоящее время в странах Болонского процесса отмечается устойчивая тенденция к снижению общего времени на аудиторные занятия и увеличению (примерно в три раза) времени на самостоятельную работу студентов. Такой подход значительно усиливает значимость самостоятельной работы и повышает ее роль в улучшении качества подготовки специалистов.

Изучение опыта организации СРС в различных вузах, в том числе медицинских, показывает, что в настоящее время для повышения эффективности этого вида дея-

Редакционная почта

157

тельности требуется разработка ее концептуальных оснований. Это обстоятельство послужило основанием для проведения соответствующих социологических исследований среди студентов медицинского университета. Были разработаны анкеты, включающие 30 вопросов по организации, ведению и учебно-методическому обеспечению самостоятельной работы. Анкетированием было охвачено 300 студентов пятых и шестых курсов лечебного и педиатрического факультетов. Результаты анкетирования позволили выявить мнения студентов относительно роли самостоятельной работы студентов старших курсов, особенно в аспекте повышения качества подготовки специалистов.

В понимании студентов самостоятельная работа - это «работа, выполняемая без участия преподавателя, но по его заданию» (40%), «работа самостоятельно под непосредственным контролем преподавателя » (31%), «форма организации самостоятельной деятельности без консультативной помощи преподавателя » (29%). Для организации СРС в университете, на их взгляд, созданы удовлетворительные условия (61,2%). Существенному улучшению самостоятельной работы, по мнению опрошенных студентов, могут способствовать планирование и контроль этого вида учебной деятельности (52,2%), повышение требований со стороны преподавателей (42,1%), полное изложение учебного материала преподавателем (38,1%). Организовывать и контролировать самостоятельную работу студенты-старшекурсники могут сами (62%) или под руководством ведущих преподавателей (38%).

Основными факторами снижения качества самостоятельной работы, по мнению студентов, являются неумение планировать и организовывать эту деятельность (38,5%) и отсутствие заинтересованности в ней (56,8%). Следовательно, в процессе проведения учебных занятий преподавательскому составу следует обращать внимание на привитие студентам заинтересованности в

эффективном выполнении самостоятельной работы. Это важно и потому, что только 32% опрошенных студентов владеют соответствующими навыками. Для успешной организации СРС необходимы определенные условия. Прежде всего, это готовность студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. По мнению большинства студентов (77,2%), их готовность к самостоятельной учебной деятельности считается достаточной. Основными условиями ее успешности, на их взгляд, являются следующие: умение планировать и организовывать свою внеучебную деятельность (64,2%), достаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими материалами (57,2%), выделение дополнительного времени на ее выполнение (40,1%), умение рационально использовать время, отводимое на самоподготовку (41,8%). Важным условием эффективности самостоятельной работы является мотивация студентов к получению знаний. Результаты анкетирования показывают, что постоянно пополнять свои знания желают 52% студентов старших курсов, по мере необходимости - 48%. Среди эффективных форм самостоятельной работы респондентами названы: работа с наглядными материалами (72,9%), производственная практика (60,2%) и непосредственное общение с больными (49,5%). Стимулируют студентов к самостоятельной работе такие факторы, как желание иметь глубокие знания по избранной специальности (63%) и взаимосвязь изучаемых дисциплин с дальнейшей профессиональной деятельностью (68,7%).

Важным условием в организации СРС и повышении ее эффективности являются наличие и доступность необходимых учебно-методических и справочных материалов. По данным анкетирования, большинство студентов (78%) считают, что они в достаточном объеме обеспечены учебной литературой и методическими пособиями для самостоятельной работы. Они предпочитают использовать такие источники знаний, как лекционные материалы

158

Высшее образование в России • № 6, 2010

(69,5%), рекомендуемые учебники (72%) и методические разработки преподавателей (47,8%). Консультационная помощь в самостоятельной работе является необходимым условием для ее успешного выполнения. Ведущую роль в преодолении трудностей в самостоятельной работе студенты отводят собственным усилиям и упорству (70%) и помощи преподавателей (51%). Чаще всего студенты обращаются за помощью к преподавателям по вопросам овладения практическими навыками врачебной деятельности (62,5%), успешного решения ситуационных задач (37,4%), планирования и организации самостоятельной работы (14,3%). Большинство студентов (87,6%) считают, что самостоятельная работа является непременным условием для будущей успешной профессиональной деятельности врача. Значительное число (83%) полагают, что путем самостоятельной деятельности можно сформировать профессионально важные качества врача, а также целенаправленно определить область своей научной и практической деятельности (54,5%).

Результаты проведенного анкетирования являются важной основой для рационального планирования самостоятельной работы студентов, разработки специальных форм и методов ее проведения, соответствующего учебно-методического и технического обеспечения. Она может быть успешной и результативной за счет совершенствования учебной и педагогической деятельности как студентов, так и преподавателей, а также всех заинтересованных структурных подразделений университета. Для повышения эффективности СРС необходимо выполнение ряда условий. Важнейшими из них являются следующие: обеспечение оптимального сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы; методически правильная организация аудиторной и внеаудиторной деятельности студента; обеспечение учебной литературой, методическими разработками и электронными ресурсами; контроль за выполнением

самостоятельной работы; применение мер по повышению мотивации студентов и поощрению их за качественное выполнение самостоятельной работы. Организационные и методологические аспекты совершенствования СРС должны найти отражение в специальных нормативных документах, разработка которых, с учетом возрастающих требований к качеству подготовки высококвалифицированных врачей, является сегодня актуальной.

Таким образом, самостоятельная работа студентов есть неотъемлемая часть современного педагогического процесса. Организация самостоятельной работы -это не личное дело студента, а управленческая функция вуза, задача профессорско-преподавательского коллектива, которая приобретает особое значение в связи с развитием Болонского процесса. Самостоятельная работа формирует познавательную активность студентов, способствует проявлению их самостоятельности, ответственности и организованности, развивает творческий подход к решению как учебных, так и профессиональных проблем Таким образом, эффективная организация СРС способствует повышению качества подготовки специалистов-медиков.

Литература

1. Алханов А.Ф. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 86-89.

2. Ковалевский И. Организация самостоятель-

ной работы студентов // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 114-115.

3. Разумова Л.Н. Активизация самостоятель-

ной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки. Челябинск: УВВАКИУ, 2008. 158 с.

4. Плотникова О., Суханова В. Самостоя-

тельная работа студента: деятельный аспект // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 178-179.

5. Пидкасистый П.И. Организация учебно-

познавательной деятельности студентов. М.: Педагогическое общество России, 2004. 112 с.

Редакционная почта

159

KONOVALOVA S., AMIROV A. SELF-TRAINING WORK OF MEDICAL INSTITUTION STUDENTS

The article reveals the authors’ opinion on the essence of self-training work as means of cognitive activity development. The experience of self-training work organization among senior students of medical and paediatric departments of Bashkir State Medical University has been studied on the basis of questionnaire materials. Organizational and methodical approaches of self-training work perfection are directed towards increasing the training level of doctors.

Keywords: questionnaire, cognitive activity, self-training work, planning, forms and methods of organization, quality evaluation.

М.А. ИВАНОВА, доцент Липецкий государственный педагогический университет

СРС: всегда ли она действительно самостоятельна?

В статье представлены две противоположные точки зрения на роль преподавателя и студента в организации СРС. Автор предлагает свой подход, при котором СРС понимается как процесс передачи функций управления учебной деятельностью от преподавателя студенту, причем уровень познавательной самостоятельности обучаемого зависит от количества функций, которые на данный момент он способен выполнить без помощи преподавателя.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, роль преподавателя и студента в СРС, познавательная самостоятельность, управление преподавателем учебной деятельностью студента, передача управляющих функций от преподавателя студенту.

В настоящее время вопросы организации самостоятельной работы студентов (СРС) являются одними из наиболее активно обсуждаемых в кругу исследователей, занимающихся педагогикой высшей школы. Актуальность этих проблем объясняется отнюдь не только вступлением России в Болонский процесс и переходом на двухуровневую систему образования и, как следствие, значительным увеличением доли этого вида работы в вузах нашей страны. Ведь трудно не согласиться с тем, что весь процесс обучения в вузе - это специально организованная СРС, которая является непременным условием успешного функционирования всей системы обучения [1].

Наряду с этим нельзя не заметить, что существующие в настоящее время разночтения в понимании термина «самостоятельная работа» не могут не препятствовать решению проблемы повышения эффективности и результативности СРС. В

этой ситуации весьма актуальным представляется вопрос, вынесенный в название данной статьи: всякая ли работа студента, которую мы по привычке называем самостоятельной, действительно является таковой?

В связи с этим возникает и целый ряд других вопросов. Например, насколько отвечает своему названию аудиторная самостоятельная работа, которая, как известно, обычно проходит во время занятий, а значит, полностью направляется и определяется преподавателем? И вообще, можно ли называть любую работу студента самостоятельной, если ею в той или иной мере руководит преподаватель?

Все эти вопросы появились в результате анализа определений, которые содержатся в ряде статей, опубликованных в последнее время в журнале «Высшее образование в России». Этот анализ привел нас к выводу о существовании двух противо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.