Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов этап изучения дисциплины «Цитология, эмбриология, гистология»'

Самостоятельная работа студентов этап изучения дисциплины «Цитология, эмбриология, гистология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1591
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / STUDENTS' SELF-INSTRUCTION / TRAINING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Т. В.

Самостоятельная работа студентов это неотъемлемое звено учебного процесса. В статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Цитология, эмбриология, гистология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баринова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' Self-Instruction as a Step of Studying the Discipline "Cytology, Embryology, Histology"

Students self-instruction is an integral part of the training process. The article considers the problems of organizing students self-instruction in studying the discipline Cytology, Embryology, Histology

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов этап изучения дисциплины «Цитология, эмбриология, гистология»»

УДК 378.14:576.3/591.8

Т. В. Баринова, доцент кафедры анатомии и физиологии, канд. вет. наук ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени. Н. В.Верещагина», г. Вологда

Самостоятельная работа студентов -этап изучения дисциплины «цитология, эмбриология, гистология».

Ключевые слова: Учебная деятельность, самостоятельная работа студентов

Аннотация: Самостоятельная работа студентов - это неотъемлемое звено учебного процесса. В статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Цитология, эмбриология, гистология».

Учебная деятельность - это особый вид деятельности, для которой овладение знаниями, навыками является и результатом и целью.

Основная цель учения заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности путем освоения, обобщения результатов того, что создано предшествующим трудом человечества.

Учение - это двусторонний процесс передачи и усвоения знаний под руководством педагога. Оно должно быть направлено не только на усвоение знаний, но и, что более важно, на развитие творческих возможностей.

В процессе обучения студенты овладевают основными мыслительными действиями: анализом (разложение целого на части), синтезом (воспроизве-дение цельного представления о предмете, явлениях путем объединения от-дельных частей, элементов), сравнением и выделением общего и частного, сходств и различий в исследуемых объектах, явлениях.

По мнению П. М.Эрдниева, учение - это частный случай познания облегченного, под руководством учителя (Вопросы философии, 1974, №4). С. Л.Рубинштейн подчеркивает, что «че-

ловек доподлинно владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом» (Вопросы психологии, 1955, №7). Ученик никогда по-настоящему не овладеет знаниями, если они преподно-сятся в «готовом виде». Основным условием его развития является собст-венная активность. Роль педагога не только в изложении готовых знаний, но и в рациональной организации процесса познания самостоятельным путем. Стремление к знаниям, познавательную активность и умение самостоятельно работать следует воспитывать и развивать у студентов. Это создает предпо-сылки для глубокого и полного овладения учебным материалом.

Самостоятельная работа - это большой труд, приносящий положительные результаты. Латинское изречение гласит: «Labor omnia vincit impobus» -упорный труд все побеждает.

Обучение должно быть ориентировано не на то, что уже сложилось - «прошлый день», а на «завтрашний день».

Ориентация на развитие навыков самостоятельной работы студентов, умение учиться самому приобретает все большую значимость в связи с изменениями учебной нагрузки, требованиями к специалисту с высшим образованием.

В любой дисциплине есть темы, которые студенты должны осмыслить и усвоить в порядке самостоятельной работы.

Согласно плану учебной нагрузки преподавателя на 2010-11 гг. на лекции по дисциплине отводится 50 часов, лабораторные работы - 170 часов. На са-мостоятельную работу приходится 40 % времени от аудиторных занятий. Ее тематика включает: историю развития наук (цитологии, эмбриологии, гистологии)); вклад ученых - цитологов, эмбриологов, гистологов; развитие микроскопии; виды микроскопических исследований, значение их для позна-ния процессов жизни на клеточном уровне; метод культивирования тканей и значение его в решении биологических проблем; а также вопросы частной эмбриологии (особенности развития рыб, амфибий, рептилий, птиц) и от-дельные вопросы частной гистологии (особенности строения органов птиц); видовые особенности строения кожного покрова и его производных.

Очевидно, что для любого вида деятельности, в том числе и самостоя-тель-ного изучения материала, выходящего за рамки учебника, должен быть мотив.

Мотив - побуждение к совершению какого-либо действия.

Мотивами сознательного учения могут быть стремление подготовиться к будущей трудовой деятельности; интерес к теме; желание выявить свои силы и способности, а также ожидаемое поощрение за проделанную работу. Зада-чей педагога является поиск адекватных для студентов мотивов, чтобы с их помощью добиться отработки всеми студентами вопросов, вынесенных на самостоя-

тельное изучение.

На первых этапах мотивации типа «это входит в программу изучения дисциплины и должно быть выполнено», или «изучение этих вопросов рас-ширит ваш кругозор», «данный материал пона-

добится вам при изучении дру-гих дисциплин» не всегда имеет должное воздействие. Доклады и рефераты писали лишь отдельные студенты. В последующем мною было сделано до-полнение: «с докладами надо выступить на студенческой конференции, либо на лекции-конференции в конце семестра, либо на лабораторной работе. Хо-рошие доклады будут учтены на зачете, экзаменах. Это стало хорошим моти-вом для почти 100 % изучения вопросов и написания докладов, а в 2011 году и презентаций.

Мотивация ведет к деятельности, т. е. активности, направленной на достижение цели, на поиск путей и средств. Деятельность осуществляется через разные виды действий: рефлекторные, инстинктивные (в жизни взрослых ро-ли не играют); импульсивные (характеризуются отсутствием осознанной це-ли и контроля); волевые (сознательный акт, направлен на осуществление определенной цели).

Осознание цели и предвидение последствий приводит к волевому действию.

Воля - важный компонент психики человека, связанный с познава-тель-ными мотивами и эмоциональными процессами. Выполняя разные виды дея-тельности, в т. ч. и самостоятельно изучая какие-либо вопросы, человек вырабатывает волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность.

Выбор темы. Цели, задачи.

Студентам дается возможность выбора темы доклада, реферата или презентации. Тематика не должна быть для студента сверхтрудной, а решение задач непосильным для их уровня.

В ряде руководств по педагогике (И. Ф.Харламов, 1975 г.) советует не задавать для самостоятельного изучения вступительные, обзорные, обобщи-тельные темы. Студенты вузов способны самостоятельно осилить и такие вопро-

сы, что видно по ежегодным докладам и презентациям студентов 1 курса факультета ветеринарной медицины на студенческих научно-практических конференциях. Так на прошедшей в апреле 2011 года студенческой конференции с хорошей презентацией по истории микроскопии, по сравнительной характеристике клеток животных и растений выступили студенты 1 курса факультета ветеринарной медицины. Однако не все студенты смогли четко изложить материал, определить цели и задачи, сделать обобщения, выводы. Для них это первый опыт публичного выступления и без ошибок не обойтись.

На 1-м этапе самостоятельной работы педагог-консультант помогает не только определиться с темой, учитывая личные качества, возможности, интересы студентов, но и с литературными источниками (учебники, научные статьи, журналы, сайты). Студент начинает первичное ознакомление с материалом, который может вызвать интерес и стремление познать его глубже, но может и оттолкнуть. Единичные случаи смены темы из-за недостатка данных возникают.

На 2-м этапе восприятия материала идет с его осмысление, включающее в себя сравнение (сопоставление - различие), анализ, синтез, обобщение, конкретизацию. Такой труд содержит интеллектуальные, мыслительные процессы и моменты творчества. Это хорошо проявляется при просмотре презентаций. Студенты используют разные

T. V. Barinova

приемы демонстрации, иногда переделывают недовольные первоначальным вариантом. При этом их знания и навыки имеют решающее значение.

На заключительном этапе самостоятельной работы студент подводит итоги, формулирует выводы, понятия.

В конечном итоге педагог должен проверить выполнение самостоятельной работы:

• прочитать, заслушать доклад или презентацию;

• отметить недостатки и положительные стороны;

• оценить работу;

• поощрить лучших.

В зависимости от характера задания методика организации самостоятельной работы может быть разнообразной, но в ней должны присутствовать:

1. определение темы, мотивация;

2. беседа преподавателя - инструктирование о порядке выполнения работы;

3. оказание помощи - консультация;

4. проверка выполнения;

5. оценка выполненной работы.

Таким образом, самостоятельная работа студентов - это неотъемлемое звено учебного процесса. Она активизирует познавательные процессы, мышление, формирует навыки и умение работать с литературными источниками - залог самообразования, формирует навык публичного выступления и расширяет кругозор студентов.

Students' Self-Instruction as a Step of Studying the Discipline "Cytology, Embryology, Histology"

Key words: training activity, students' self-instruction

Abstract: Students' self-instruction is an integral part of the training process. The article considers the problems of organizing students' self-instruction in studying the discipline "Cytology, Embryology, Histology"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.