Научная статья на тему 'Самостоятельная работа будущих учителей технологии и предпринимательства и методика ее организации'

Самостоятельная работа будущих учителей технологии и предпринимательства и методика ее организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьев С. Ю.

Рассматриваются вопросы повышения эффективности самостоятельной работы будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях модернизации высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьев С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа будущих учителей технологии и предпринимательства и методика ее организации»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕТОДИКА ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

© Лаврентьев С.Ю.*

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Рассматриваются вопросы повышения эффективности самостоятельной работы будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях модернизации высшего профессионального образования.

Проблема организации самостоятельности студентов в условиях высшего профессионального образования, на протяжении многих лет является одной из ключевых задач педагогической науки и практики. Остается она актуальной и в настоящее время.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особое значение придается развитию познавательных способностей, способствующих всестороннему формированию и развитию социально активной, творческой личности, обладающей высоким уровнем профессионализма, профессиональной мобильностью, характеризующейся развитой познавательной активностью и самостоятельностью [2]. Меняются характер и содержание учебного процесса высшего профессионального образования, связанные с переносом акцента на самостоятельный вид деятельности.

Современная ориентация высшей школы на формирование готовности будущего специалиста к познавательной самостоятельности и творчеству, предполагает создание таких дидактических и психологических условий, при которых студент вуза сможет проявить свои личностные качества не только в учебной познавательной активности и самостоятельности, но и будущей профессиональной деятельности, выразить себя как активный субъект самообучения.

При ощутимом сокращении часов аудиторной подготовки со студентами вуза, возрастает значимость их самостоятельной внеаудиторной учебной и учебно-практической познавательной деятельности. В современных учебных планах высшего учебного заведения на самостоятельную работу отводится более половины учебного времени. Время, отведенное самостоятельной работе, будущему специалисту следует использовать в оптимальном режиме для максимальной реализации познавательной активности и должно основываться на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов.

* Старший преподаватель кафедры Теории и методики технологии и профессионального образования.

Самостоятельная работа способствует:

- углублению и расширению знаний;

- формированию интереса к познавательной деятельности;

- овладению приемами процесса познания;

- развитию познавательных способностей.

Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов [5].

Резюмируя сказанное, можно выделить противоречие ме^ду социальным заказом общества, предъявляемым к уровню подготовки студентов, потребностью в высоквалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем познавательной активности, самостоятельности и недостаточной теоретико-методологической и методической разработанности педагогических условий ее формирования в образовательном процессе вуза.

Учитывая значимость самостоятельной работы в формировании высокого уровня познавательной активности, мы считаем необходимым разработку спецкурса «Основы методики организации самостоятельной работы студентов», нацеленного на формирование познавательной активности студентов вуза, в том числе будущих учителей технологии и предпринимательства, системы профессионально значимых предметных, и социальных умений будущего педагога. Спецкурс «Основы методики организации самостоятельной работы студентов» разработан в соответствии с федеральным законом «об образовании» [1], положениями письма Минобразования РФ от 27 ноября 2002 года № 14-55-906 ин / 15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» [6], с учетом опыта организации самостоятельной деятельности отечественных вузов [4], а также принимая во внимание рекомендации авторов научных исследований по данной проблеме [3].

Спецкурс включает как традиционные, так и инновационные формы активизации познавательной активности будущих специалистов. Лекции по курсу «Основы методики организации самостоятельной работы студентов» и практические занятия органически взаимосвязаны и являются логическим дополнением друг друга.

В общем виде цели самостоятельной работы можно структурировать следующим образом [4]:

- цели предметной подготовки (усвоение предметных и межпредметных знаний и методов деятельности);

- цели надпредметной подготовки (исследовательской, диагностической, прогностической, методической, рефлексивной, социально-личностной и др. компетенций; формирование ценностного отношения к своему образованию, к будущей профессиональной деятельности, к себе как личности и как будущему профессионалу).

В основу спецкурса положено проблемное обучение, что обусловлено задачами формирования познавательной самостоятельности будущих учителей технологии и предпринимательства.

К основным задачам представленного спецкурса «Основы методики организации самостоятельной работы студентов» мы относим:

- формирование у будущих педагогов ясного понимания сущности методов организации самостоятельной познавательной деятельности в условиях высшего профессионального образования;

- вооружение будущих специалистов знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления самостоятельной познавательной активности;

- подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к более успешной профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях и др.

Профессиональная подготовка учителя технологии и предпринимательства в условиях высшей школы должна, на наш взгляд, формировать у него важнейшие познавательные способности по овладению системой методологических личностно значимых знаний, с помощью которых он самостоятельно добывает новые знания, самостоятельно; эффективно организует собственную познавательную деятельность; самостоятельно, творчески подходит к усвоению и преобразованию полученный знаний, принимает участие в решении профессиональных задач и т.д.

В ходе учебной деятельности, решая проблемы, принимая активное участие в решении профессиональных проблем, студенты постепенно обретают познавательную самостоятельность, тем самым накладывая усвоенные теоретические знания на «канву» приобретаемой им профессиональной деятельности. В процессе решения учебно-профессиональных проблем, студенты постепенно достигают высокого уровня познавательной самостоятельности, которую мы рассматриваем как обретение ценностных мотивов направленных на устойчивую потребность в самообразовании посредством приобретения дополнительных знаний, построения собственной программы самообучения и творческом осуществлении познавательной деятельности.

Программа представленного нами спецкурса является одним из средств формирования познавательной активности будущего учителя технологии и предпринимательства. Успешное его изучение дает возможность познакомить будущих специалистов с имеющимися на сегодняшний день научно обоснованными формами организации самостоятельной познавательной деятельности, сформировать у них представление о самообучении, познавательной способности личности, культуре чтения, технике составления конспекта, реферировании научной литературы, технологии осуществления теоретического обзора литературы, научной дискуссии, коллективной познавательной деятельности и т.д.

На лекционных и семинарских занятиях по данному спецкурсу затрагиваются темы, касающиеся роли самостоятельной работы в организации учебного процесса; методики организации самостоятельной познавательной деятельности; форм и методов взаимодействия между людьми в процес-

се познания окружающего мира; усвоения научного знания в процессе обучения; организации и структурирование учебного материала с целью обеспечения его эффективного усвоения; проблемы развития умения выделять главную мысль учебного текста; роли общения в формировании активной позиции студента в учебно-познавательной деятельности; создания оптимальных условий учебной деятельности по усвоению научного знания и т.д.

Основой разработанной программы является рассмотрение условий, приемов и методов стимулирования и организации самостоятельной познавательной активности будущих педагогов. Значительную часть спецкурса составляет методика работы с текстовым материалом. Изучение этих вопросов представляется нам особенно актуальным для осознания будущими учителями важности и необходимости формирования высокого уровня познавательной активности и потребности в ее развитии.

Наряду с работой над текстовым материалом, будущим педагогам предлагаются такие виды самостоятельной работы как написание рефератов, ессе, курсовых работ, как по заданным, так и выбранным самими студентами актуальным темам; сопоставление различных подходов, точек зрения по проблемам формирования познавательной активности; обобщение и систематизация знаний, полученных из различных источников; подбор аргументов, фактов, представляющие разные точки зрения по проблемам формирования познавательной активности и самостоятельности.

Таким образом, в результате изучения спецкурса будущий учитель технологии и предпринимательства должен знать: о взаимодействии научного и учебного познания, проблемах, решаемых специалистами в современных условиях; о формах, методах и содержании познания окружающего мира; об эффективных приемах познавательной активности; об инновационных педагогических технологиях организации самостоятельной работы и т.д.

Список литературы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Астрель, 2003. - 78 с. - (Образование в документах и комментариях).

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 14. - С. 3-31.

3. Локота О.В., Давтян М.Г. Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. - Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2010. - 45 с.

4. Лузина Т.В. Педагогические условия формирования познавательной активности студентов экономического факультета в системе высшего профессионального образования: дисс. ... канд. пед. наук / Т.В. Лузина. - Чебоксары, 2006. - 197 с.

5. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 512 с.

6. Письмо Минобразования РФ от 27.11.02 г. № 14-55-996 ин / 15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.