Саморегулирование в системе взаимоотношений бизнеса и предпринимательства Self-regulation in the System of Relations of Business and Entrepreneurship Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Научная статья на тему 'Саморегулирование в системе взаимоотношений бизнеса и предпринимательства' по специальности 'Экономика и экономические науки' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 06 — Экономика и экономические науки
  • ВАК РФ: 08.00.00
  • УДK: 33
  • Указанные автором: УДК: 338.242.2

Статистика по статье
  • 45
    читатели
  • 9
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  • САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ
  • ВИДЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
  • ПРЕИМУЩЕСТВА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
  • STATE REGULATION
  • SELF-REGULATION
  • TYPES OF SELF-REGULATION
  • PRINCIPLES OF SELF-REGULATION
  • ADVANTAGES OF SELF-REGULATION

Аннотация
научной статьи
по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Галочкина Ольга Анатольевна

В статье обосновано понимание саморегулирования как адекватной современному этапу развития общества, формы взаимодействия государства с предпринимательскими структурами, сущность, виды, принципы и преимущества саморегулирования.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 08.00.00, author — Galochkina Olga Anatolievna

The paper deals with definition of self-regulation as an adequate form of cooperation of state and entrepreneurship structures on the modern stage of social development. The author analyzes essence, types, principles and advantages of self-regulation.

Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки" из научного журнала "Вестник экономики, права и социологии", Галочкина Ольга Анатольевна

 
Читайте также
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Саморегулирование в системе взаимоотношений бизнеса и предпринимательства". Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки"

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 1
Экономика
УДК 338.242.2
Саморегулирование в системе взаимоотношений бизнеса и предпринимательства
Галочкина О.А.
Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Санкт-Петербургского университета управления и экономики
В статье обосновано понимание саморегулирования как адекватной современному этапу развития общества, формы взаимодействия государства с предпринимательскими структурами, сущность, виды, принципы и преимущества саморегулирования.
Ключевые слова: государственное управление, саморегулирование, виды саморегулирования, принципы саморегулирования, преимущества саморегулирования.
В условиях рынка управление (регулирование) может быть государственным и рыночным (саморегулируемым). Государственное регулирование - это регулирование посредством законных полномочий органов власти и управления по правоустановлению и применению норм и правил предпринимательской деятельности [1]. Саморегулирование - это регулирование посредством свободного рынка. Институциональным оформлением саморегулирования является существование саморегулируемых организаций (СРО) [2].
Саморегулирование может быть корпоративным или отраслевым. Корпоративное - устанавливает определенные нормы и правила связей в пределах определенной компании или групп фирм. Отраслевое же саморегулирование представляет собой практику формирования профессиональных и этических правил ведения предпринимательской деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также их различными союзами [1-2].
СРО является одной из современных форм взаимоотношений государственных структур всех уровней с субъектами предпринимательской деятельности, обеспечивающей защиту интересов предпринимателей. СРО могут быть глобальными, международными, национальными, межрегиональными и региональными в зависимости от широты охвата или участников рынка.
Нормативно-правовой базой функционирования СРО является Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ, принятый Государственной Думой 16 ноября 2007 г. (в ред. от
22.07.2008 № 148- ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от
28.04.2009 № 62-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от
27.07.2010 № 240-ФЗ), Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно этим правовым документам, саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, основанные на обязательном или добровольном, прямом или ассоциированном членстве, объединяющие не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности (юридических или физических лиц - индивидуальных предпринимателей), исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) [2-3]. К основным принципам саморегулирования, соответствующим мировой практике и требованиям Всемирной торговой организации (ВТО), относятся:
- независимость СРО от государственных структур, наличие собственных органов и механизмов контроля;
- прозрачность процессов саморегулирования, ориентация на потребителя, социальная ориентация;
- независимость и стабильное финансовое обеспечение процессов саморегулирования, в том числе на базе передовых инвестиционных стандартов;
- повышение компетентности при аккредитации и сертификации организаций, аттестации и сертификации персонала;
- солидарная ответственность членов СРО перед потребителями услуг;
35
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1
Экономика
- корпоративное страхование и компенсационные фонды;
- гармонизация стандартов и правил осуществления предпринимательской деятельности;
- наличие систем регулирования предпринимательских рисков;
- наличие механизмов защиты членов СРО, в том числе в международных судах.
Исходя из этих принципов, саморегулирование является более эффективной формой регулирования, чем государственное регулирование, поскольку оно создает условия для свободной конкуренции на рынке и обеспечивает оптимальное соблюдение интересов участников СРО и государства. Однако это не исключает государственного участия в надзоре за СРО с целью контроля со стороны общества за их функционированием.
Саморегулируемые организации появились в связи с необходимостью преодоления высоких издержек кооперации поведения предпринимателей, так как в условиях рыночной неопределенности они не всегда могут гарантированно реализовывать взаимные выгоды от согласованных действий. Тем самым, саморегулируемые организации способствуют формированию рационального поведения экономических субъектов в условиях необходимости максимизации собственного благосостояния. Это проявляется в максимизации полезности, выгоды, прибыли или в минимизации издержек и т.д. Саморегулируемая организация демонстрирует модель кооперативного поведения субъектов хозяйствования, адекватного современному этапу развития рынка, в котором усиливается необходимость свободы предпринимательства и инновационного поведения.
СРО заменяют или дополняют государственное лицензирование, разрабатывают и вводят системы контроля за деятельностью своих членов и ответственности перед потребителем. Им предоставлены большие права во взаимоотношениях с органами государственной власти. Так, они смогут оспаривать акты, решения, действия всех уровней государственной власти, если нарушаются интересы СРО и ее членов, могут участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных правовых актов РФ, а также проектов документов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Тем самым они выступают инструментом противодействия административному давлению на бизнес и произволу бюрократии, создания эффективного механизма финансовой ответственности перед потребителями [1].
Саморегулируемые организации совершенствуют существующие формы государственного регулирования экономики, о чем свидетельствует мировой опыт функционирования саморегулируемых организаций. Как гибкий инструмент саморегулирование рассматривается лучшей из возможных альтернатив 36
преодоления «провалов» рынка. Перераспределение прав собственности предполагает более низкие трансакционные издержки по его применению для бизнеса по сравнению с государственным регулированием и не предполагает дополнительных затрат со стороны государства, что делает менее значимым влияние формальных и неформальных отношений институтов на макроуровне. С созданием СРО индивидуальное противостояние предпринимателей государственным органам заменяется коллективным, т.к. при возникновении возможных конфликтов от имени конкретного своего участника будет выступать СРО.
В настоящее время в России принципами саморегулируемых организаций охвачено незначительное число предпринимательских структур. К ним относятся объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, фирм, занимающихся оценочной деятельностью, аудиторов, арбитражных управляющих, адвокатов, нотариаты. Это так называемые «классические» СРО. Объединений же «товаро- и услугопроизводящих» больше, но они создаются не с целью привлечения норм корпоративной этики в предпринимательскую деятельность, а с целью решения определенных юридических процедур. К числу СРО, отвечающих своей сути, относятся Объединенная комиссия по корпоративной этике при Российском союзе промышленников и предпринимателей, Национальный совет по корпоративному управлению (НСКУ) и Российский институт директоров (РИД).
Причинами недостаточности распространения СРО являются: во-первых, неполнота нормативно-правовой базы, во-вторых, недопонимание сути саморегулируемых организаций, когда их существование связывается только с юридическими процедурами, в-третьих, участие в основном представителей малого бизнеса. Наконец, существует недопонимание преимуществ СРО, а они существенны и заключаются в:
- большей гибкости правил и норм саморегулирования, чем устанавливаемых государством;
- расширении законных возможностей воздействия участников (членов СРО) на нормотворчество;
- экономии государственных средств на регулирование и снижение коррупции среди госчиновников;
- повышении открытости бизнеса и усилении его социальной ориентации, посредством формирования позитивного общественного отношения к бизнесу [1; 4].
Совершенно справедливо рассматривать институт саморегулирования предпринимательской деятельности, с точки зрения регулирования рыночных отношений как форму управленческой инновации. В развитых странах мира саморегулирование и государственное регулирование рынка осуществля-
Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 1
Экономика
ется параллельно, взаимно дополняя и обогащая друг друга. СРО являются формой взаимодействия государства (власти) и бизнеса, как институты, совместно ориентированные на потребителя. Опыт совместного государственного регулирования и саморегулирования отработал механизм и инструменты этого взаимодействия. Они закреплены в международных стандартах, правилах поведения, без специального законодательного оформления. Так в Великобритании, еще в 1858 г., была создана организация для практикующих врачей, ставшая прообразом саморегулирования в области оказания медицинских услуг. В 1874 г. также в Великобритании было создано Юридическое общество, объединяющее адвокатов. С 1956 г. В Германии действует Германский Совет прессы. Такой же орган с 1916 г. существует в Швеции. Есть саморегулируемые организации в области строительства, телекоммуникаций и других отраслях. К саморегулируемым организациям (СРО) можно отнести Всемирную туристскую организацию (ВТО), Международную организацию по стандартизации (ISO), Центр глобальных индустрий (GIC) Всемирного экономического форума в Давосе, Международную организацию бухгалтеров (ITAC) и др.
Однако, в литературе отмечаются и возможные недостатки саморегулирования, связанные с тем, что могут создаваться дополнительные входные барьеры в отрасль в виде высоких членских взносов, необходимости страхования, взносов в компенсационные фонды, а это приведет к росту цен на производимые товары [1]. Также вероятно авторитарное руководство СРО и возникновение в результате этого противоречий между интересами СРО и обществом, появление недоверия общества к способности бизнеса обеспечивать регулирование, что требует недопущения подобных явлений.
Литература:
1. Перепелкин И.А. Некоторые особенности схемы построения взаимоотношений государственного регулирования предпринимательской деятельности // Право и государство: теория и практика. -2010. - № 11. - С.45-49.
2. Федеральный закон № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях» // Собрание Законодательства РФ. - 2007. - № 49. - Ст.6076.
3. Федеральный закон № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» // Собрание Законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст.145.
4. Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая и третья: с изм. и доп. На 15 августа 2002.- М.: Проспект, 2002. - 446 с.
Self-regulation in the System of Relations of Business and Entrepreneurship
O. Galochkina
Saint Petersburg University of Management and Economics
The paper deals with definition of self-regulation as an adequate form of cooperation of state and entrepreneurship structures on the modern stage of social development. The author analyzes essence, types, principles and advantages of self-regulation.
Key words: state regulation, self-regulation, types of self-regulation, principles of self-regulation, advantages of self-regulation. 37
37

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх