Научная статья на тему 'Самореализация выпускника детской школы искусств в культурно-образовательном пространстве малого города'

Самореализация выпускника детской школы искусств в культурно-образовательном пространстве малого города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛА ИСКУССТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкина О. А.

В статье рассмотрены вопросы самореализации выпускника детской школы искусств в культурно-образовательном пространстве малого города. Подчеркнута актуальность темы, определены возможности дальнейшей успешной самореализации выпускника. Главный смысл заключа-етсмя не в приобретении знаний, а в умении применить эти сведения для познания самого себя, для самоопределения, самосовершенствования и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of self-realisation of children's arts school graduates in cultural and educational conditions of a small city are considered in the article. The urgency of the theme is underlined and opportunities for further successful self-realisation of graduates are determined. The main sense is not in acquisition of knowledge, but in the ability to apply it for self-determination, self-improvement and self-realisation.

Текст научной работы на тему «Самореализация выпускника детской школы искусств в культурно-образовательном пространстве малого города»

О. А. Пушкина

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАЛОГО

ГОРОДА

Работа представлена кафедрой музыкального образования Уральского государственного педагогического университета. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент К. П. Матвеева

В статье рассмотрены вопросы самореализации выпускника детской школы искусств в культурно-образовательном пространстве малого города. Подчеркнута актуальность темы, определены возможности дальнейшей успешной самореализации выпускника. Главный смысл заключа-етсмя не в приобретении знаний, а в умении применить эти сведения для познания самого себя, для самоопределения, самосовершенствования и самореализации.

Questions of self-realisation of children's arts school graduates in cultural and educational conditions of a small city are considered in the article. The urgency of the theme is underlined and opportunities for further successful self-realisation of graduates are determined. The main sense is not in acquisition of knowledge, but in the ability to apply it for self-determination, self-improvement and self-realisation.

Основной характеристикой социально-экономических условий последнего десятилетия является нестабильность всех сторон жизни общества, частая смена периодов относительной стабилизации и спада. В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения.

Размытость нравственных идеалов, определенный идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причем проблемы эти касаются не только подростков, но и детей младшего возраста. Как спасти молодое поколение от утраченной духовности, от чрезмерной прагматичности, от конфликта поколений, от пошлости и цинизма, от неправильного понимания трудностей? Какие цели и зада-

чи будут определять дальнейшее развитие выпускников школы?

Важнейшими задачами современной школы становятся самопознание, самообразование, самовоспитание, саморазвитие личности, способной наиболее полно реализовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Проблема осмысления готовности к самореализации выпускника в учебной и внеучебной деятельности на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Она определяется противоречием между потребностью современной школы в совершенствовании процесса самореализации выпускников и отсутствием разработанной стратегии этого процесса на практике.

Феномен самореализации личности, его природа, роль в духовной жизни человека -это одна из основных проблем научных исследований в образовании. Возрастает интерес к человеку как самоорганизующейся целостной системе. Главный акцент сделан на процессах самореализации человека, поиска им своей «самости», гармонии

с окружающей средой и самим собой. Самореализация, как показывают современные исследования, выступает в качестве системообразующего принципа жизнедеятельности человека, стремление к самопроявлению является основным рычагом его активности1, проблема самореализации перестала быть чисто психологической и приобрела общенаучное, философское звучание. Самореализация личности является предметом изучения различных отраслей знаний: философии, социологии, психологии, педагогики, культурологии, политологии и др. Изучаются основные типы самореализации и самоутверждения человека, проявляющиеся в рамках социальных структур. Анализируются факторы, влияющие на процесс самореализации, среди них такие, как биологические, экологические, языковые, связанные с внутренним и внешним миром человека.

Проблема поиска человеком собственного «Я» традиционна для философии. В ее разработку внесли вклад Сократ, Платон, Аристотель, И. Кант, Гегель, Л. Фейербах. В русской философии эта проблема разрабатывалась Н. Бердяевым, В. Соловьевым, П. Флоренским. На рубеже Х1Х-ХХ вв. произошло новое обращение к данной проблеме в рамках разработки концепции личности. 3. Фрейд и его последователи К. Хор-ни, Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг углубляли и расширяли аспекты теории личности, связанные с бессознательным слоем человеческой психики, «стремлением к удовольствию», присущим человеку с рождения2. Противостоящее психоанализу направление в психологии состоит из нескольких школ, подходов и теорий: персонологичес-кого, гуманистического, экзистенциального, феноменологического и др. Яркими представителями этих школ были А. Мас-лоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, К. Гольдш-тейн, В. Франкл, Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, Э. Шостром и др.3. В гуманистических теориях личности проблема самореализации трактуется сквозь призму ценностной сферы

личности. В современном гуманитарном знании изучение самореализации имеет несколько подходов: деятельностный (Н. В. Клено-ва, П. П. Соболь, О. А. Киселева, М. Н. Каган), аксиологический (К. А. Абульханова-Славская, Л. Н. Коган, В. Н. Шилов), си-нергетический (Н. В. Поддубный, В. П. Бран-ский, Е. А. Когай, Д. А. Леонтьев), комплексный (Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев). В педагогике проблемой самореализации занимались ведущие ученые А. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, Э. Ф. Зеер, Б. С. Гершунский, В. В. Сериков. Исследования последних лет доказали абстрактность идеи всестороннего развития личности, так как личность - целостное понятие. «Смысл жизни каждого человека в наиболее полной жизненной самореализации»4. Д. А. Леонтьев выделяет три уровня самореализации личности: философский (поиск смысла, самоутверждение), социологический (воздействие среды) и психологический (ценности, мотивация)5.

Близок к данному подходу В. В. Бай-лук6, выделяющий в структуре самореализации три блока: внутренний (самопознание, самообразование, самовоспитание, самооздоровление), внешний (социум) и базовый (ценности). По мнению Байлука, немаловажную роль в самореализации личности играет творчество и творческая деятельность.

Одним из основных учреждений, где творческая деятельность является основой учебного процесса, является школа искусств. Современные учреждения дополнительного образования, каким является школа искусств, решают важные задачи личностного развития, обеспечивают «творческое пространство» самореализации7. В общеобразовательной школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. Таких возможностей больше у педагога дополнительного образования. Самореализация

Самореализация выпускника детской школы искусств..,

личности в школе искусств осуществляется в следующих направлениях: сознательное освоение понятий сферы искусства; приобретение опыта проявления позитивных эмоций, взаимодействия; приобретение практических деятельностных умений в сфере искусства. Своеобразие дополнительного образования в добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей самореализации. Свободный выбор направлений деятельности, смена видов деятельности, творческий характер образовательного процесса, особые взаимоотношения ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку) - все это в целом дает выпускнику школы искусств широкие возможности применения своих способностей и формирует готовность к самореализации. Сегодня здесь все еще сохраняется педагогическое влияние, повышается интерес учащихся к разнообразным видам творческой деятельности, существуют разнообразные виды организации содержательного досуга (праздники, выставки, тематические классные часы, концерты), решается проблема занятости детей.

Школа искусств в малом городе - это центр культуры, источник новаторских идей, творческая мастерская, где осуществляются самые смелые проекты. В школе, как правило, несколько образовательных направлений программы: музыкальное, художественное, хореографическое, общее эстетическое. В последнее время появилось еще одно направление - раннее эстетическое развитие ребенка (от 3 до 6 лет), открываются отделения театрального творчества (детский музыкальный театр). Временные рамки пребывания и воспитания ребенка в школе искусств расширились от 5 до 17 лет. Это большой и важный период жизни, период формирования характера, личностных качеств, эстетического вкуса, ценностных ориентиров и как результат - стремление к одной из высших потребностей человека -самоактуализации и самореализации. Са-

мореализация направлена на постоянный рост возможностей, на реализацию выпускником своих сил и способностей, на повышение качества деятельности собственными усилиями, а также при условии сотворчества с другими людьми, с социумом и миром в целом.

В процессе дополнительного образова-ния дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. Именно это обстоятельство дает им богатство выбора по сравнению с остальными детьми. Как правило, выпускники школ искусств являются бесспорными лидерами в любом коллективе, они могут применить полученные умения на практике, для них присущи высокая мотивация, коммуникабельность, творческий потенциал и главное - возможность полноценной организации свободного времени.

Одна из основных задач эстетического воспитания - развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты8. С этой целью в школе искусств используются разнообразные виды художественного творчества. Процесс формирования творческих способностей детей и подростков предполагает организацию художественного творчества на основе их природных задатков, запросов и интересов с учетом собственных склонностей и желаний.

Одна из важнейших задач педагогов школы искусств - научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности, способствовать расширению их сферы в процессе художественно-творческой деятельности, создать все условия для успешной самореализации выпускника.

Разностороннее развитие личности в школе искусств основывается на изучении традиций мировой музыкальной и художественной культуры, современной системы ценностей, которая способствует развитию активности, самостоятельности в жизненном выборе, к самообразованию и самосовершенствованию. Учебно-воспитательный

процесс направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разностороннее развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность. Образованность современного выпускника не должна ограничиваться лишь базовыми знаниями. Творческие занятия, приобретение определенных навыков в концертной, театральной, хореографической, художественной деятельности в дальнейшем расширяют горизонты профессионального самоопределения выпускника.

Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество. Выпускники школы искусств обладают значительным интеллектуальным потенциалом. Они могут воспринимать и теоретические положения эстетики, и вопросы теории и истории искусства. Поэтому эстетическое воспитание невоз-можно без приобщения их к мировой сокровищнице художественной культуры.

Цель воспитания выпускника школы искусств - формирование людей культурных, образованных, преданных своей Родине, умеющих не только понимать и ценить

красоту жизни, но и являющихся активными ее творцами9. Художественное начало есть в каждом ребенке. Педагогу необходимо видеть две стороны - социальную и нравственную - и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, он открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает его, подводит к пониманию лучших образцов большого искусства и, следовательно, к более глубокому пониманию современного мира и путей успешной самореализации в нем.

Многие выпускники, окончившие школу искусств, продолжают развивать свои способности в различных школьных коллективах-спутниках - всевозможных ансамблях, хоровых коллективах, оркестрах, театральных постановках, где находят поддержку и радушный прием. Остается тонкая невидимая нить, связывающая выпускника и учителя едиными узами. Выпускник школы искусств, вне зависимости от его дальнейшей деятельности, приобретает более широкий диапазон возможностей для позитивной самореализации. Его жизнь насыщена событиями, он способен быстрее переключаться с одной деятельности на другую, более устойчив к стрессам, адаптирован к быстроизменяющимся условиям социальной среды. Активная деятельность именно таких личностей способна изменить дальнейшую жизнь малого города, сделать ее лучше, разнообразнее, насыщенней.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Селевко Г. Воспитательная система саморазвития школьника завоевывает признание практиков // Народное образование. 2004. № 8. С. 155-164.

2 Фрейд 3. Психология бессознательного. Новосибирск, 1997.

3 Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А. В. Карпова. М.: Гардарики, 2005

4 Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10. С.3-7.

5 Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.

6Байлук В. В. Человекознание: В 3 кн. Кн. 3. Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001.

7 Злотников В. С. Творческое пространство как повод для размышления вслух // Школа самоопределения. Шаг второй. М., 1994. С. 356-370.

8 Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: Учеб. пособие. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.

9 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.