Научная статья на тему 'Самореализация воспитанников А. С. Макаренко как подтверждение успешности социально-педагогического эксперимента'

Самореализация воспитанников А. С. Макаренко как подтверждение успешности социально-педагогического эксперимента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2008
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.С. МАКАРЕНКО / A.S. MAKARENKO / ВОСПИТАННИКИ / PUPILS / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / SOCIAL-EDUCATIONAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Ольга Александровна

В статье раскрывается роль Макаренко в становлении и самореализации личностей воспитанников, определяются их общие характерные черты. Отмечается использование воспитанниками принципов работы колонии им. Горького и коммуны им. Дзержинского по воспитанию в различных областях практической деятельности как особая типичная черта учеников А.С. Макаренко. Развивая личностные качества через коллектив в процессе трудовой, учебной и досуговой деятельности, А.С. Макаренко готовил воспитанников к сознательному выбору дела жизни. Особое внимание уделено судьбам воспитанников А.С. Макаренко, ставших продолжателями его дела. Успешные результаты деятельности его воспитанников и последователей являются подтверждением значимости, ценности и успешности социально-педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SELF-REALIZATION OF A. S. MAKARENKO''S PUPILS AS A CONFIRMS OF THE SUCCESS OF SOCIAL-EDUCATIONAL EXPERIMENT

In the article the author considers content of A.S. Makarenko’s pedagogy, reviews principal objectives of pedagogy, the role of Makarenko in self-realization of pupils. It was shown that Makarenko’s pupils used principles of education in the Gorky colony and commune of Dzerzhinsky in various activities. A.S. Makarenko developed the personality in collective labor activity, studies and recreation, prepared of pupils to the conscious choice of profession. The life of pupils continuator are especially studied. This confirms the success and value of social educational experiment.

Текст научной работы на тему «Самореализация воспитанников А. С. Макаренко как подтверждение успешности социально-педагогического эксперимента»

care]. Integratsiya obrazovaniya [Education Integration Release]. 2007. № 3—4.

5. Forum Kuzbass regional IPCandPRO: Conferences «Civil and patriotic education in system of continuous education: achievements and prospects», on March 23—24, 2010. Available at: http://ipk.kem-edu.ru/forum/ index.php? PHPSESSID=0784bc57e710c9c030be7a9472dfeb50&board=5.0

6. Yaroshenko N. N. Istoriya i metodologiya teorii sotsiaVno-kuVturnoy deyateVnosti [History and methodology of the theory of socio-cultural activity]. Moscow, MSUCA Publ., 2007. 360 p.

Самореализация воспитанников

а. с. макаренко как подтверждение успешности социально-педагогического эксперимента

УДК 371

О. А. Ку знецов а

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье раскрывается роль Макаренко в становлении и самореализации личностей воспитанников, определяются их общие характерные черты. Отмечается использование воспитанниками принципов работы колонии им. Горького и коммуны им. Дзержинского по воспитанию в различных областях практической деятельности как особая типичная черта учеников А. С. Макаренко. Развивая личностные качества через коллектив в процессе трудовой, учебной и досуговой деятельности, А. С. Макаренко готовил воспитанников к сознательному выбору дела жизни. Особое внимание уделено судьбам воспитанников А. С. Макаренко, ставших продолжателями его дела. Успешные результаты деятельности его воспитанников и последователей являются подтверждением значимости, ценности и успешности социально-педагогического эксперимента.

Ключевые слова: А. С. Макаренко, воспитанники, социально-педагогический эксперимент.

O. A. Kuznetsova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

THE SELF-REALIZATION OF A. S. MAKARENKO'S PUPILS AS A CONFIRMS OF THE SUCCESS OF SOCIAL-EDUCATIONAL EXPERIMENT

In the article the author considers content of A. S. Makarenko's pedagogy, reviews principal objectives of pedagogy, the role of Makarenko in self-realization of pupils. It was shown that Makarenko's pupils used principles of education in the Gorky colony and commune of Dzerzhinsky in various activities. A. S. Makarenko developed the personality in collective labor activity, studies and recreation, prepared of pupils to the conscious choice of profession. The life of pupils — continuator are especially studied. This confirms the success and value of social — educational experiment.

Keywords: A. S. Makarenko, pupils, social-educational experiment.

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА — аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств 185

KUZNETSOVA OL'GA ALEKSANDROVNA — doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: olenkarus2008@rambler.ru © Кузнецова О. А., 2014

В настоящее время, в период реформирования образования, валено обращение к отечественному педагогическому наследию, к опыту А. С. Макаренко как педагога-мыслителя и практика, деятельность которого была связана с воспитанием, образованием, социализацией и реабилитацией детства [6]. Социально-педагогический эксперимент Макаренко основывался на практике и являлся последовательным. «Полем» эксперимента была колония им. Горького, а затем коммуна им. Ф. Э. Дзержинского. Макаренко осуществил проективный эксперимент, направленный от настоящего к будущему. Он утверждал: раскрытие и реализация человеческого потенциала возможны при условии «как молено большего увалсения к человеку, как молено большего требования к нему» [4, с. 232].

значимость и актуальность идей А. С. Макаренко на протяжении десятилетий являются дискуссионной проблемой. Внутри педагогического сообщества и сегодня существуют сторонники и противники системы А. С. Макаренко. Они приводят множество доводов в оправдание своих позиций в вопросах о возможности и целесообразности претворения идей Макаренко в жизнь. Однако аргументов против главных фактов, подтверждающих жизнеспособность и ценность системы воспитания А. С. Макаренко, а именно — успешных результатов деятельности его воспитанников и последователей, не находится.

Социально-педагогический эксперимент А. С. Макаренко заключался в преодолении социальных отклонений в развитии и воспитании личности и коллектива. Деятельность его была направлена на создание специальных условий для взаимодействия с воспитанниками, воздействия на их сознание и чувства. Предметом деятельности Макаренко была вся система взаимоотношений развивающегося человека с окружающим миром, все многообразие социальных связей, с учётом факторов, влияющих на формирование личности: индивидуальные особенно-

сти, последствия предшествующего этапа жизни, среда и воспитание человека.

Главной задачей своей работы в колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского Макаренко видел возвращение беспризорникам качества «социально вместимо-го» человека, а также решение общих задач социального воспитания, предполагающих поиск связи между личностью и обществом. «Воспитание с гарантией», как главная цель и принцип педагогической деятельности Макаренко, было направлено на формирование и накопление социально значимого опыта воспитанников. Трудно было поверить в успех его дела. Однако все юные уголовники порывали с прошлым и начинали жизнь с чистого листа [2]. Развивая личностные качества через коллектив в процессе трудовой, учебной и досуговой деятельности, Макаренко готовил воспитанников к сознательному выбору дела жизни. Воспитанники Макаренко проявили себя в разных профессиях: от простого рабочего до руководителя производства. Высокая требовательность к себе, творческий подход в любом деле, применение воспитательных технологий Макаренко в различных областях практической деятельности были характерными чертами «макаренковцев». Колонисты и коммунары занимали активную жизненную позицию в предвоенные годы, в годы Великой Отечественной войны, в мирное послевоенное время.

Свой педагогический опыт Макаренко изложил в книгах «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Марш 30 года», «ФД — 1». В основе их — реальные судьбы колонистов и коммунаров. Прототипы героев «Педагогической поэмы» (Г. И. Супрун — Бурун, Н. П. Лапотецкий — Лапоть, П. П. Архангельский — задоров, А. Н. землянский — зырянский, Ф. Таранец и другие) во время Великой Отечественной войны проявили себя как истинные патриоты и доблестные защитники Родины, были награждены медалями и орденами, с достоинством носили звание «макаренковцев» и в послевоенные годы.

Для многих из них педагогическая деятельность стала делом всей жизни. Выпускник коммуны В. А. Руденко воплощал идеи учителя в педагогической деятельности. Он был педагогом широкого профиля — воспитателем, учителем географии, черчения, рисования, руководителем оркестра, баянистом, фотографом, туристом. А. Г. Явлинский занимал должность начальника детской трудовой воспитательной колонии, руководил Детским приемником-распределителем для беспризорников. Воспитанник, соратник и преемник А. С. Макаренко — С. А. Калабалин (в «Педагогической поэме» — Карабанов) начал свою педагогическую деятельность ещё в коммуне педагогом по физической культуре. Совместно со своей супругой Г. К. фон Мейер (в «Педагогической поэме» — Галина Подгорная-Чер-ниговка) завершил педагогический труд в Клемёновском детском доме Егорьевского района Московской области. В своих воспоминаниях об А. С. Макаренко писал: «Антон Семёнович говорил: "У человека должна быть единственная специальность — он должен быть большим человеком, настоящим человеком". Сам Макаренко в совершенстве владел этой "специальностью" и делал всё, чтобы ею овладели и мы, его воспитанники» [1]. Стали педагогами и другие воспитанники Макаренко: Н. Черный, Г. Славный, П. Козлов, В. Цуров, Н. Курилов. А. С. Макаренко говорил о себе, что сам не был талантливым педагогом и лишь десятилетиями труда добился мастерства, а вот кто был талантлив от природы как педагог, так это — Калабалин [2].

Но не только в педагогике проявили себя воспитанники Макаренко. Они доказали на практике универсальность воспитательной системы А. С. Макаренко, возможность применения принципов воспитания в различных сферах деятельности.

М. В. Сухорученко — один из первых горьковцев, работая председателем колхоза в Лозовском районе на Харьковщине, опираясь на опыт А. С. Макаренко, создал учени-

ческую бригаду. По примеру своего учителя он старался вопросы воспитательного и далее хозяйственного характера решать через коллектив, «во многом копировал Макаренко — иногда удачно, иногда неудачно, но каждый раз неизменно убеждаясь в том, что доверие к коллективу, вера в его силы и возможности могут делать чудеса» [5]. Поднимая в сложные послевоенные годы сельское хозяйство, Сухорученко действовал «по-макаренковски». Главная задача для него состояла в том, чтобы «создать дружный коллектив, поставить перед ним ясную цель, вдохнуть в каждого его члена неукротимое желание победить трудности» [5].

Писательский талант Л. В. Конисевича проявился в создании книг «Большая семья», «Нас воспитал Макаренко», в которых он с благодарностью вспоминал об А. С. Макаренко. На Камчатке, в селе Паратунка он основал детский дом, который первым из воспитательных учреждений страны получил право носить имя А. С. Макаренко. На Киевщине он организовал пионерский лагерь «Алмазный», где жизнь воспитанников строилась по одному из главных принципов А. С. Макаренко: труд — учёба — досуг.

От мастера инструментального цеха до директора моторостроительного завода прошёл путь И. И. Панов. По сути, он был директором-воспитателем. Для сплочения коллектива И. И. Панов создал заводской стадион «Аут», пионерлагерь, турбазу, регулярно проводил заводские праздники, ставшие традицией. Завод шефствовал над спецшколой для малолетних правонарушителей, где воплощали на практике главные принципы воспитательной системы А. С. Макаренко.

Воспитанники Макаренко признавали огромную роль воспитания и активно использовали в своей деятельности принципы воспитательной работы колонии и коммуны. Высокая организованность и коллективизм проявились в организации встреч с друзья-ми-макаренковцами, макаренковедами разных стран, научно-практических конференций, как на родине, так и за рубежом. На

заключительном заседании Большой Мака-ренковской юбилейной конференции в Полтаве, посвящённой 100-летию Макаренко, после ярких выступлений выпускников — коммунаров ректор Полтавского пединститута, министр просвещения Украины И. А. Зязюн сказал: «Какие же они все одинаковые, и какие разные. Одинаковы памятью об Антоне, верностью его Делу, а разнятся чертами Личности» [2].

За 16 лет работы в колонии и коммуне три тысячи детей стали воспитанниками А. С. Макаренко [3]. П. И. Барбаров, заместитель начальника коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, в воспоминаниях писал: «Все бывшие коммунары оказались достойными своего Учителя и своего коммунарского коллектива. Все стали глубоко порядочными гражданами своей страны, хорошими специалистами в самых различных отраслях хозяйства, создали семьи, жили интересной, насыщенной жизнью. Многие стали военными. Многие погибли в боях за свою Родину.

Поскользнувшихся в жизни не оказалось. Думаю, что это лучшее доказательство совершенства воспитательной системы Макаренко... Судьбы всех этих ребят сложились по-разному, но всех их отличала макарен-ковская "закваска": глубокая человеческая порядочность, трудолюбие, творческий подход к делу, находчивость, оптимизм и многие другие привлекательные качества свободных и самостоятельных людей» [2].

Таким образом, была выполнена главная задача: А. С. Макаренко сформировал творческие личности, с определённой системой ценностей, способные не просто выполнять инструкцию, но и принимать оригинальные, подчас трудные решения, не поступающиеся своими принципами в экстремальных условиях. Успешность социально-педагогического эксперимента А. С. Макаренко была подтверждена временем. Педагогические идеи пережили А. С. Макаренко, стали достоянием мировой педагогики, нашли применение в различных сферах деятельности.

Примечания

1. Калабалин С. А. Воспоминания о Макаренко : сборник материалов [Электронный ресурс]. URL: http://makarenko-museum.narod.ru

2. Конисевич Л. В. Нас воспитал Макаренко [Электронный ресурс]. URL: http://makarenko-museum. narod.ru

3. Кумарин В. В. Педагогика стандартности, или Почему детям плохо в школе (педагогическое расследование) [Электронный ресурс]. URL: http://makarenko-museum.narod.ru

4. Макаренко А. С. Педагогические сочинения. Москва : Педагогика, 1984. Т. 4.

5. Фролов А. А. А. С. Макаренко в СССР, России в мире: историография освоения и разработки его наследия (1939—2005 гг., критический анализ) [Электронный ресурс]. URL: http://makarenko-museum. narod.ru

References

1. Kalabalin S. A. Vospominanija o Makarenko. Sbornik materialov [Memories ofMakarenko. Collection of materials]. Available at: http://makarenko-museum.narod.ru]

2. Konisevich L. V. Nas vospital Makarenko [We brought Makarenko]. Available at: http://makarenko-museum.narod.ru

3. Kumarin V. V. Pedagogika standartnosti, ili Pochemu detyam plokho v shkole (pedagogicheskoe rassledovanie) [Pedagogy standardness, or why children poorly in school (pedagogical investigation)]. Available at: http://makarenko-museum.narod.ru

4. Makarenko A. S. Pedagogicheskie sochinenija. T. 4 [Pedagogical works. Volume 4]. Moscow, Pedagogy Publ., 1984.

5. Frolov A. A. A. S. Makarenko v SSSR, Rossii v mire: istoriografiya osvoeniya i razrabotki ego naslediya (1939—2005 gg, kriticheskiy analiz) [A. S. Makarenko in Soviet Russia in the world: the historiography of exploration and development of its heritage (1939—2005). Critical analysis]. Available at: http://makarenko-museum.narod.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.